И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе 70 (1 Тим 3:16). Дух выступает как живой Свидетель и Соучастник домостроительства Сына (ср. Ин 15:26). Высокое значение Духа как Свидетеля Божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием (Исх 20:16), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в Апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф 3:5). В другом месте (1 Тим 4:1) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом, раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения (1 Кор 12:8–11), содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви (1 Фес 1:5). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждому верующему: каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор 12:7). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. Судя по посланиям Апостола, вполне выделяется ряд специальных действований, или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: — учительская ( didakmikTj) функция Духа Святого (1 Кор 2:13, ср. Ин 14:26); — охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас (2 Тим 1:14, ср. Ин 14:26, где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках); — освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (Рим 15:16); одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин 3:6): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:5, ср. 1 Кор 12:13). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением ( kt…sij) (2 Кор 5:17; Гал 6:15).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Однако они еще не являют самого источника пламени. Божественную ипостась Духа, как и голубь «в видении голубине» σε περιστερν ( Мф. 3, 16 ) при Крещении Господа. «И исполнились все Духа Святого» (2, 4), – сказанное об апостолах означает здесь поэтому лишь «излию от Духа Моего» (2, 17). Подобное же значение имеют многочисленные речения о Духе Святом и в апостольских посланиях. Здесь говорится о действиях благодати и о дарах Духа Святого в смысле божественного воздействия на человека вообще, подобно тому как и в В[етхом] З[авете], хотя и более конкретно. Лишь в отдельных, исключительных случаях может быть установлено, что разумеется раздельная ипостась Духа Св., а не действие Христа, Св. Троицы, вообще Бога. Таковое, преимущественно ипостасное, разумение Духа Св. имеют, в частности, следующие тексты: 1Петр. 1, 2 (тройственное благословение); 11: «сущий в них Дух Христов»; 12: «благовествовавшими Духом Св., посланным с небес»; Рим. 8, 11 : «если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»; и далее 14– 27; 1Кор. 2, 10 : «нам Бог открыл Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (далее 11–14; 12, 3–11, 13; Еф. 3, 5, 16 ; Флп. 1, 19 («содействием Духа Иисуса Христа»), Подводя итоги, мы можем сказать, что даже Пятидесятница , в изображении Деяний и прочей новозаветной письменности, еще не дает нам падения самой Третьей ипостаси, но открывает только Ее дары и действия на человеков. Она есть явление огненных языков, но не самого Огня. Дары же и действия Духа ведомы и Ветхому Завету, хотя и в иной степени и иначе. Возникает общий вопрос: «крещение Духом Святым» ( Деян. 1, 5 ), обетованное Христом ученикам перед Вознесением, то «сошествие Духа Святого», через которое «приимут силу» (1, 8) ученики быть «свидетелями» Христа, одним словом, Пятидесятница, есть ли она уже совершившееся пришествие самого Духа Утешителя, обетованное в прощальной беседе, или же только его предварение в «видении» огненных языков? 268 Был ли это самый огонь или субъективное ощущение, так сказать, зрительная проекция совершившегося над учениками духовного потрясения: «исполнились все Духа Святого» (однако без члена: πνεματος γου) (2, 4)? Непосредственным действием этого сошествия Духа был дар языков, который описывается у апостола Павла лишь как один из даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Такой пневматологический характер веры и единения, исповедания веры и единомыслия в ней, очень ясно виден из слов 1Кор. 2:10–16 : А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в Нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным... А мы имеем ум Христов. Смысл последних слов ум Христов, как видно из контекста всей второй главы этого Послания, имеет одновременно и христологический и пневматологический характер. Иметь ум Христов здесь значит иметь Дух Христов ( Рим. 8:6 ) 761 . Как говорят святые Отцы: «А мы имеем ум Христов, это Дух, Который говорит в святых, и Который им открывает тайны, и проявляет ( ποφανον – показывает) божественный ум» 762 . Следовательно, Церковь Христова имеет ум Христов, то есть Духа Святого, Который ведёт ко всякой истине ( Ин. 16:13 ; Рим. 8:14 ; Гал. 5:18 ) 763 . «В самом деле, – говорит святой Златоуст, – апостолы не с горы (Синая) сошли с каменными досками в руках подобно Моисею, а неся в душе своей Духа, и всюду ходили, источая (от Него) сокровище и источник учений, даров духовных и всяких благ, став по благодати (другими) одушевлёнными книгами и законами. Потому что устами их говорил ко всем приходящим к ним Бог (Дух)» 764 . Согласно с этим, благодать Святого Духа, любовь Его и причастие Его 765 в Церкви, или, как говорит Златоуст, «управление ( κυβρνησς) Духом» или «кроткое веяние Духа» ( πραεα α ρα το Πνεματος) 766 , есть то, что осуществляет и сохраняет единство веры в Церкви. Сам апостол начал свою проповедь веры Христовой, будучи «послан от Духа Святого» ( Деян. 13:4 ), и слово этого христодухновенного «проповедника и Апостола, учителя язычников в вере и истине» ( 1Тим. 2:7 ), было мечом Духа, проявляясь в утверждении Духа и силы ( Еф. 6:17 ; 1Кор. 2:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего». «Излию» – значит нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль предвозвещает излияние Даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Св. Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в видениях и сновидениях. Это пророчество исполнилось, прежде всего при сошествии Св. Духи на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычников); затем, в ниспослании христианам, особенно первенствующей Церкви, чрезвычайных дарив Святого Духа: дара пророчества, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке ( 1Кор. 12, 14 ). Об исполнении пророчества Иоиля в день первый по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит св. апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновенный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, увидели их говорящими на разных языках «как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2, 3 ), удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2, 39 ). Следовательно, по мысли ап. Петра, ниспослание даров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и др. таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Ниже (гл. XVI) Господь наш Иисус Христос раскрывает действие и дары Духа Божия, перерождающего того человека, который верует в Господа Иисуса и любит Бога во Иисусе Христе. Нисшествие Духа Святого на человечество, ниспосланное от Отца Господом Иисусом, есть исполнение всех ветхозаветных обетований и пророчеств и обещаний Господа Иисуса; а священное присутствие Духа Святого есть вечное свидетельство о Боге Слове: «той свидетельствует о Мне». Посему и то надо иметь в виду, как говорит св. апостол Павел, что: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» 283 ; и св. Иоанн Богослов говорит: Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» 284 . Наша заслуга может заключаться лишь в доброй воле, в борьбе против злых помыслов и искушений и сомнений, в решимости противостоять злу и неверию, под какими бы формами они не представлялись нам. Но благодать не наша заслуга, она есть дар тому, кто волею своею стремится к Богу. Это Бог, Который «посылает в сердца наши Духа Сына Своего вопиющего Авва Отче» 285 . Господь прямо указал, что человек не может ни глаголать, ни творить добра без помощи Духа Святого: «Святой Дух научит вас, что должно говорить» ( Лyk. XII, 12 ); «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Uh. XVI, 13 ) 286 . 27. И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте. Свидетельство о Господе учеников, сопоставленное Господом со свидетельством о Нем Утешителя, Духа Святого, доказывает, что это есть одно и тоже свидетельство о Боге Слове Духа Святого, глаголавшего лишь устами избранных Господом для произнесения тех слов, кои победили и покорили мир. Но в учениках надо различать двоякое свидетельство – Божеское и человеческое. Как люди они были свидетелями в узком человеческом смысле, ибо искони, от самого начала проповеди Господней были при Господе, и люди, знавшие их, удостоверялись их личностью, что они сами очами и ушами своими видели и слышали чудные слова и дела Божии, и в узком опять смысле были законными человеческими свидетелями тех величественных событий, о которых они проповедовали людям. Но если бы они оставались только с человеческими способностями, то язык их не мог бы изобразить всех сих событий, слова их не могли бы иметь той победоносной силы, которую они имели. Посему в слабые человеческие сосуды сии была влита благодать Божия, и свидетели сии по человечеству находили в себе слова Божии. «Не заботьтесь, – говорил Господь ученикам, – что говорить, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Матф. Х, 20 ). Апостолы, перерожденные Духом Святым, и говорили перед синедрионом о Господе Иисусе слова сии: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» ( Дeяh. V, 32 ). Мы говорили они по человечеству, а слова свои относили к действию Духа Святого. Глава шестнадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. ( Деян.2:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении рассказывается о том, как Дух Святой сошел на апостолов при наступлении дня Пятидесятницы (см. Деян.2:1-11 ). Ученики Христовы с надеждой и благоговением ждали обещанного Господом Утешителя, все они были единодушно вместе. В истории Церкви Христовой после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа сошествие Святого Духа и основание Святой Церкви представляются особенно знаменательными событиями. Произошло невиданное чудо, описываемое в Деяниях святых апостолов: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. Чудо было великим. Но для нас более важно то, что сошествие Святого Духа на апостолов стало источником всех других бесчисленных Божественных чудес, откровений и знамений, направляющих христиан по спасительному пути к достижению Царствия Небесного. Действие Святого Духа присутствовало и в Ветхом Завете. Мы знаем, что в ветхозаветный период тоже были проявления Его влияния, но это происходило лишь в отдельных случаях, в определенные времена. Только избранные люди удосто-ивались благодатного озарения Святого Духа для того, чтобы возвестить миру слово Божие и донести до людей Божественную волю. Но после того, как Господь наш Иисус Христос вознесся на небо и перед отшествием Своим к Небесному Отцу обещал ученикам послать Духа Истины, Который будет с ними всегда, в день Пятидесятницы Дух Святой навсегда вселился в общество людей, верующих в Искупителя. И с тех пор Церковь Христова во все времена зиждется Его нескончаемой благодатью и милостью, руководимая, сохраняемая и оберегаемая Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Святой Дух есть Дух Любви, потому и первый плод духовный есть любовь, а затем, как неразрывные звенья драгоценной цепи – радость, мир, долготерпение и всё прочее, включая воздержание (см.: Гал. 5: 22–23), ибо приобщившийся Святому Духу насыщен Им и потому свободен от потребительства, от жадных влечений эгоистичной плоти. Не в том смысл даров Духа Святого, чтобы видеть видения и пророчества произносить, а в том, чтобы сердце твое чистоту полюбило. От нас – дух сокрушен, от Духа Святого – очищающая сила. Благодать Всесвятого Духа – одеяние Ангелов. Она же – риза первозданных людей. Она – и порфира тех, кто восстал от страстей. Она покрывает лишь смиренных и кротких, чей собственный дух безмолвен и чист. Сияние Духа Святого очищает их лики чище лучей восходящего Солнца. В дорогой оклад вкладывается святая икона, в перстень – восхитительный камень, в сосуд – драгоценное миро. А человек сотворен как обитель для Духа Святого. Храм был разрушен. Но он же – воссоздан. От Духа Святого – жизнь нашего духа. Но и жизнь тела – Его же дар. «Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши, и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших… И вложу в вас Дух Мой, и оживете» (Иез. 37: 12, 14). Духом Святым воскреснут тела всех людей. Но просияют лишь те, кто устроил в глубинах души чистую обитель для Духа Святого. Потому и апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 16–17). Рейтинг: 9.9 Голосов: 894 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии раба Божия Надежда 11 июня 2020, 12:56 Многие лета батюшке за такую дивную проповедь!!! Подписываюсь под каждым словом! Валерий 10 июня 2020, 01:22 Спасибо батюшке Валерию за статью.Я ее перепечатал в другом сообществе, где вера в Бога подвергается критике. Такие проповеди укрепляют веру и приводят к вере сомневающихся. Дай Вам Бог здоровья и светлого, понятного для людей проявления Вашей души.Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

http://pravoslavie.ru/131649.html

Святой Дух подается одним лишь Богом, однако не полностью каждому человеку, так как нет никого, помимо Христа, способного принять Его во всей полноте. Духом подается любовь, которая изображается под видом таинственного елея и, как показывается, не имеет ничего общего с творениями. И Сам Дух, исходя, как говорится, из уст Божиих, не может причисляться к твари и к делимым вещам, будучи вечным. 90 . Вместе с тем обрати внимание, что подает Святого Духа Божия ( Рим 5:5 ). Ибо это не дело человека, и не человеком Он подается, но призываемый священником Дух посылается Богом, в чем проявляется милость Бога и служение священника. Даже сам апостол Павел судил, что не в силах своей властью подать Святого Духа, и, не считая себя достойным исполнить столь великое дело, желает нам, чтобы Бог наполнил нас Духом, Который по могуществу своему может присвоить Себе совершение этого дара ( Еф 5:18 ). Таким образом, апостол не присвоил себе это право своим авторитетом, но высказал молитвенное пожелание. Он не хочет самонадеянно повелевать, но лишь молит о сподоблении этого дара. Петр также говорит, что никто, даже он, не в силах подчинить или ограничить Святого Духа. Таковы его слова: «Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу» ( Деян 11:17 )? 91 . Но, возможно, для иных не является авторитетом пример апостолов, и потому мы прибегнем к божественному пророчеству: «Иаков – сын Мой, Я поддержу его, Израиль – избранный Мой, к которому благоволит душа Моя, положу Дух Мой на Него» ( Ис 42:1 ). Также Господь возвестил через Исаию: «Дух Господа на Мне, Которым Он помазал Меня» ( Ис 61:1 ). 92 . Кто же тогда посмеет сказать, что тварна природа Святого Духа, Который, воссияв в наших сердцах, позволил нам узреть красоту божественной истины и познать различие между тварным и божественным, как между произведением и его Создателем? Свидетельствовал ли Бог о каком-либо творении – о господствах ли, о силах ли, об ангелах ли, – что излиет от них? Нет, но сказал: «Излию от Духа Моего»( Иоил 2:28 ). Но не сказал «излию Духа», но «от Духа», ибо мы не в состоянии принять полноту Святого Духа, но принимаем лишь столько, сколько подает нам Владыка, согласно Своей воле. Ибо так Сын Божий не пожелал хищением быть равным Богу, но уничижил Сам Себя, чтобы мы смогли принять Его в наши души. Уничижился же не чтобы лишиться Своего совершенства, но чтобы я, не имеющий возможности вынести Его совершенства, смог бы им наполниться. В подобном смысле и Отец говорит, что изливает от Духа Святого на всякую плоть. Поскольку Он не все излил, но что излил, то преисполнило всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Любовь Божия и любовь к Богу (7—10). Любовь к ближним (11—12). Любовь к Богу и к ближним (13—21).     1Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1. Возлюбленные (3, 2, 21), не всякому духу верьте: хотя несомненно, что вы получили в залог и обеспечение духовной благодатной жизни Духа Святого, Духа сыноположения, Духа от Бога, Который пребывает в вас (3, 24), тем не менее вы должны быть очень осторожны в деле духовной вашей жизни, иначе вы можете впасть в ошибку и принять за Духа от Бога духа, который не от Бога, а от антихриста (ст. 3). Основной пункт в этом предостережении апостольском есть понятие о духе, от какового понятия зависит и правильное понимание этого отделения. Апостол различает духа от Бога и духа, который не от Бога (3, 24; 4, 2—3), духа истины и духа льсти. Признаком различия того и другого духа служит исповедание веры: тот исповедует Иисуса Христа, этот отрицает Его. Тот могущественнее этого, почему верующий побеждает обольстителей, или лжепророков; слово последнего происходит от мира, и мир его принимает, слово первого принимается теми, кто от Бога. Исходный пункт для разъяснения главного понятия о сем есть понятие лжепророка, или лжепророков, в рассматриваемом стихе. Истинные пророки изрекали свои пророчества, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1:21); источник откровений, какие они изрекали (или прорекали,— пророк), есть Дух Святой, или Дух Божий, одушевляющий, или движущий, пророка, почему пророк говорил слова свои не от себя, а от Духа, или слова его были слова не его, а Духа, точнее же — слова и Духа, и его (ср. 2 Пет. 1:21 и прим.). Так как в каждом пророке, кроме одушевлявшего его Духа Божественного был и ему присущий его собственный дух человеческий, то, таким образом, во множестве пророков было и множество духов, почему апостол говорит не об одном духе, но о духах от Бога. То же самое имеет место и в другом отношении, в отношении к лжепророкам. И они стояли под влиянием духа, только духа, который не был от Бога и не был от истины, а был дух антихриста (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Любовь к ближним (11–12). Любовь к Богу и к ближним (13–21). 1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1 . Возлюбленные ( 1Ин. 3:2, 21 ), не всякому духу верьте: хотя несомненно, что вы получили в залог и обеспечение духовной благодатной жизни Духа Святого, Духа сыноположения, Духа от Бога, Который пребывает в вас ( 1Ин. 3:24 ), тем не менее вы должны быть очень осторожны в деле духовной вашей жизни, иначе вы можете впасть в ошибку и принять за Духа от Бога духа, который не от Бога, а от антихриста (ст. 3). Основной пункт в этом предостережении апостольском есть понятие о духе, от какового понятия зависит и правильное понимание этого отделения. Апостол различает духа от Бога и духа, который не от Бога ( 1Ин. 3:24, 4:2–3 ), духа истины и духа льсти. Признаком различия того и другого духа служит исповедание веры: тот исповедует Иисуса Христа, этот отрицает Его. Тот могущественнее этого, почему верующий побеждает обольстителей, или лжепророков; слово последнего происходит от мира, и мир его принимает, слово первого принимается теми, кто от Бога. Исходный пункт для разъяснения главного понятия о сем есть понятие лжепророка, или лжепророков, в рассматриваемом стихе. Истинные пророки изрекали свои пророчества, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет. 1:21 ); источник откровений, какие они изрекали (или прорекали,– пророк), есть Дух Святой, или Дух Божий, одушевляющий, или движущий, пророка, почему пророк говорил слова свои не от себя, а от Духа, или слова его были слова не его, а Духа, точнее же – слова и Духа, и его (ср. 2Пет. 1:21 и прим.). Так как в каждом пророке, кроме одушевлявшего его Духа Божественного был и ему присущий его собственный дух человеческий, то, таким образом, во множестве пророков было и множество духов, почему апостол говорит не об одном духе, но о духах от Бога. То же самое имеет место и в другом отношении, в отношении к лжепророкам. И они стояли под влиянием духа, только духа, который не был от Бога и не был от истины, а был дух антихриста (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010