Как бы то ни было, отличие, связанное с формой апсидных покрытий, очевидно, и одно это придает определенное морфологическое своеобразие святогорской послевизантийской церковной архитектонике. Украшения. Присутствие рельефных украшений в церквах послевизантийской эпохи широко распространено как на Святой Горе, так и в остальных материковых областях, в особенности в Пиле. Однако есть серьезные отличия в местоположении украшений, в материале, используемом для резьбы, в тематике и художественных стилях. Что касается местоположения украшений, то надвратная часть стены и портик – обычные места для них везде, однако на Святой Горе совершенно отсутствуют декоративные пояса из плит на покрытиях и украшения на камнях фундамента, которые достаточно часты в других регионах. Материал для резьбы на Святой Горе – почти всегда белый мрамор, который имеет весьма качественный и торжественный характер, в то время как в храмах иных местностей обычно используются более дешевые породы камня разной окраски. В тематике рельефов везде распространены церковные символические темы и сцены, а также растительные мотивы, но на Святой Горе преобладают мотивы константинопольского барокко, и это создает ощущение аристократического величия. Николай Сиомкос (Греция, Фессалоники). Русские иконы обители Ватопед Несмотря на разрушения и экономические трудности, которые часто обрушивались на святогорские монастыри, Ватопедская обитель в своем богатом собрании аналойных икон сохранила большое число икон русских. Их поистине впечатляющее количество – всего около тысячи, датируемых с XV по XX в., делает собрание Ватопеда одним из самых значительных за пределами России. Мы хотим не только впервые представить эти создания искусства, но и обратить внимание на художественное, историческое и тематическое их значение и содержание. Наш обзор будет ограничен теми иконами, которые входят в число охраняемых и включены в программу сохранения икон Десятой инспекции византийских древностей. Хронологически появление первых русских икон в обители связывается с историческим утверждением Ватопедского монастыря. Начиная с XI в. подарки русских государей монастырю становятся все более частыми, одновременно начинаются систематические поездки ватопедских монахов в Россию для сбора средств в поддержку обители. То, что в распоряжении Ватопеда оказалось столь значительное число древнерусских икон, без сомнения, является непосредственным следствием крепнущих связей между монастырем и Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в Святейшем Правительствующем Синоде ко отправлению дел во оные достоинства и поныне никто не определён, отчего против означенных Генерального Регламента должностей во исправлении дел имеется не без остановки. И Святейший Правительствующий Синод что повелит. Святейший Правительствующий Синод, вышеписанной докладной выписки слушав, приговорили согласно: к вышеозначенному оных дел содержанию и отправлению в надлежащие по Генеральному Регламенту служители в Синод определить того ж Синода канцеляристов, которые удобными к тому усмотрены, а именно в нотариусы Иван Орлов, в регистраторы Борис Щепин, которым, учиня обычайную присягу, определённые им по оному Регламенту дела в Святейшем Синоде отправлять и в содержании должности своей поступать прилежно тщательно, со усердным и ревностным радением, опасаяся показанного за неисправление по оному Генеральному Регламенту штрафования. И сей о том Великого Государя указ, им сказав, записать во учреждённую на то в Синоде книгу. 282 (256). – 31 Октября. О выдаче определённому к Герцогине Мекленбургской Екатерине Иоанновне иеромонаху Иосифу Сеевичу прогонов, содержания и паспорта из Коллегии Иностранных Дел. Игумен Иосиф Сеевич в доношении Святейшему Синоду изъяснил следующее: По именному Царского Величества указу и по благословению вашего святейшества определён я в Мекленбургию ко двору Благородной Государыни Царевны и Великой Княжны Екатерины Иоанновны, Герцогини Мекленбургской, и для отправления в Мекленбургию отослан из Святейшего Правительствующего Синода в Коллегию Иностранных Дел, а из той Коллегии отправления мне и о трактаменте определения и доныне не учинено; и от неполучения того имею я как в квартире, так и в питомстве и в прочем содержании немалую нужду. Того ради прошу Святейшего Правительствующего Синода, дабы повелено было мне ехать в Гдов до указу, где я и определения и указу вашего святейшества ожидать буду. Иностранных Дел Коллегия в доношении Святейшему Правительствующему Духовному Синоду 18 Октября 1721 года изъяснила следующее: Сего Октября в 8 день в указе Великого Государя из Святейшего Правительствующего Синода в государственную Коллегию Иностранных Дел писано, что по именному Его Царского Величества указу велено быть в Мекленбургии при благородной Государыне Царевне Екатерине Иоанновне, Герцогине Мекленбургской, надлежащего ради священнослужения определённому от Святейшего Правительствующего Синода Святогорского (Псковской епархии) монастыря игумену Иосифу Сеевичу; а отправление ему в Мекленбургию подводами и прочим, что в таких отправлениях бывает, учинить и трактамент определить в Коллегии Иностранных Дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре после поступления в институт он переехал в Ленинград, в небольшую комнату в коммунальной квартире. После защиты диплома его оставили работать на кафедре, для подготовки к поступлению в аспирантуру. Институт готовил, в основном, специалистов для оборонной промышленности, а лаборатория занималась исследованиями в области радиотехнического обеспечения ракетного вооружения. Внешне все выглядело в его жизни на редкость благополучно: блестящее начало интересной творческой работы, высокая оценка научных руководителей, любовь и уважение друзей... Но в душе его в то время совершался напряженный внутренний поиск. Все острее Сергей ощущал ограниченность обычных житейских устремлений и взглядов, его глубокую цельную натуру они уже не удовлетворяли; внутри словно образовалась пустота. Пытаясь разобраться в своей душе, он впервые обратился к серьезному чтению – русской классической литературе, трудам различных мыслителей и философов (по большей части запрещенных в то время и распространявшихся через «самиздат»), где поднимались вопросы о смысле жизни. Возможно, все это повлияло на его отказ от аспирантуры. И его сразу же призвали в армию. Служил он в Псковской области, в войсках ПВО командиром расчета. Он очень доброжелательно, по-братски относился к солдатам, хотя и строго следил за соблюдением воинской дисциплины. Подразделение располагалось в лесу, в окрестностях деревни Крюки-Боровики, неподалеку от Святогорского монастыря. Обитель была закрыта; от разорения ее спасла только передача музею-заповеднику «Пушкиногорье». Монастырские здания хорошо сохранились, даже колокола украшали звонницу. «Все вокруг нас без исключения, вся сотворенная жизнь устроена так чтобы привести нас к познанию Бога. Куда бы человек ни взглянул, он изумится, чем бы он увлеченно ни занимался, он поразится глубиною ремесла. А изумление – начало философии, как говорили древние. Тут начинается искание, путь, который необходимо пройти, чтобы обрести истину. А обретая истину, мы обретаем жизнь: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» ( Ин.14:6 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сравнительно с другими уставами, разность оказывается следующая: по краткой записи студийского устава, в пост Апостолов общее правило: в 9-й час два блюда, одно с маслом, другое без масла; в праздничные дни (ργησμοις): в шесть часов τυρν κι τ λοιπ. По уставу императрицы Ирины – в понедельник, среду и пятницу два блюда с маслом и вино по два больших экзагия, во вторник и четверг – три блюда, а в субботу и воскресенье можно есть и рыбу (с. 48). Относительно великого поста древние списки иерусалимского типика, за немногими исключениями, сходятся с теперешним, устанавливая неядение для первых двух дней и четверга первой седмицы. По уставу студийскому, напротив, еда полагается каждый день, а по святогорскому – проводится без пищи только один понедельник. В правилах на счет пятницы первой недели в синодальных списках чувствуется влияние местных порядков и игуменского рассуждения. По одному списку читается: „απερχομεϑα (после вечерни) εις την τραπεζαν, μεταλαμβανοντες ελαιου και οινου δια τον αγιον. Ττο γαρ παρελαβομεν απο της λαβρας τ οσιου πατρος ημων Σαββα και του κοινοβιου του Θεοφορ πατρος ημων Ευθυμι“. В другом прибавлено „αλλ γινεται νυν δια το της ημερας αιδεσιμον, επει, και οινος αρκειται εις διακρσιν δια την εις τον αγιον τιμην“. В одном списке слово „ ελαιον“ вытерто, а в другом дело представляется еще строже, и на этот день назначается сухоядение и питье с медом; „εσϑιομεν, говорится здесь, ξηροφαγιαν, πινοντες και ζωμον μετα μελιτος“. По уставу студийскому положено въ пятницу первой недли bapehie съ зеленью и другое брашно, и сочиво съ масломъ древянымъ и вина по единой чаш. Подобное же и в уставе монастыря Благодатной. В среду 5 недели (накануне чтения великого канона) по одному списку „εις την τραπεζαν (какое-то слово вытерто, вероятно, – λαιον) πινοντες και οινον δια τον κοπον της αγρυπνιας“, а на поле в объяснение затертого слова сделана отметка: „ενϑαυτα ελαιον καταλυετι“. Но в другом правило читается вполне: „πινομεν οινον εσϑιομεν ελαιον δια τον и т. д. αλλα νυν γινεται η τ ελαι καταλυσις“. То же урезывание повторено и в уставе недели ваий. По одному значится: „παρακλησις τοις αδελφοις, εν η μεταλαμβανομεν και ιχϑυων“, но последнее слово зачеркнуто, и сделана сноска на полях, но и она кем-то затерта. В другом списке вытерты полторы строчки текста, и оставлено только παρκλησις. Из зачеркнутых первое слово можно прочитать: ττο, последнее – απειρηται; остальные, по-видимому, – „εν τισι των τυπικων“. Таким образом, оказывается, что были типики, в которых заподозривалось и отменялось даже исконное правило о разрешении в неделю ваий на рыбу. В великий четверг по одному списку читается: „μεταλαμβανομεν οιν και ελαι, ιχϑυων δε χι“, но с оговоркою на поле: ενταυϑα ελαιον καταλυεται. В другом оставлено только „οιν“, а прочее вытерто. В третьем изложение подробнее: και μεταλαμβανομεν οιν και εψηματος ανευ ελαι. Εν τισι δε των τυπικων ευρισκεται και ελαι μεταλαμβανειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Сравнительно с другими уставами, разность оказывается следующая: по краткой записи студийского устава, в пост Апостолов общее правило: в 9-й час два блюда, одно с маслом, другое без масла; в праздничные дни (ργησμοις): в шесть часов τυρν κα τ λοιπ. По уставу императрицы Ирины – в понедельник, среду и пятницу два блюда с маслом и вино по два больших экзагия, во вторник и четверг – три блюда, а в субботу и воскресенье можно есть и рыбу (с. 48). Относительно великого поста древние списки иерусалимского типика, за немногими исключениями, сходятся с теперешним, устанавливая неядение для первых двух дней и четверга первой седмицы. По уставу студийскому, напротив, еда полагается каждый день, а по святогорскому – проводится без пищи только один понедельник. В правилах на счет пятницы первой недели в синодальных списках чувствуется влияние местных порядков и игуменского рассуждения. По одному списку читается: «απερχομεθα (после вечерни) εις την τραπεζαν, μεταλαμβανοντες ελαιου και οινου δια τον αγιον. Ττο γαρ παρελαβομεν απο της λαβρας τ οσιου πατρος ημων Σαββα και του κοινοβιου του Θεοφορ πατρος ημων Ευθυμι». В другом прибавлено: «αλλ γινεται νυν δια το της ημερας αιδεσιμον. επει, και οινος αρκειται εις διακρσιν δια την εις τον αγιον τιμην». В одном списке слово «ελαιον» вытерто, а в другом дело представляется еще строже, и на этот день назначается сухоядение и питье с медом; «εσθιομεν, говорится здесь, ξηροφαγιαν, πινοντες και ζωμον μετα μελιτος». По уставу студийскому положено в пятницу первой недели варение с зеленью и другое брашно, и сочиво с маслом древяным и вина по единой чаше. Подобное же и в уставе монастыря Благодатной. В среду 5 недели (накануне чтения великого канона) по одному списку «εις την τραπεζαν (какое-то слово вытерто, вероятно, – λαιον) πινοντες και οινον δια τον κοπον της αγρυπνιας», а на поле в объяснение затертого слова сделана отметка «ενθαυτα ελαιον καταλυετι». Но в другом правило читается вполне: «πινομεν οινον εσθιομεν ελαιον δια τον и т. д. αλλα νυν γινεται η τ ελαι καταλυσις». Тоже урезывание повторено и в уставе недели ваий. По одному значится: «παρακλησις τοις αδελφοις, εν η μεταλαμβανομεν και ιχθυων», но последнее слово зачеркнуто, и сделана сноска на полях, но и она кем-то затерта. В другом списке вытерты полторы строчки текста, и оставлено только παρκλησις. Из зачеркнутых первое слово можно прочитать: ττο, последнее – απειρηται; остальные, по-видимому –«εν τισι των τυπικων». Таким образом, оказывается, что были типики, в которых заподозривалось и отменялось даже исконное правило о разрешении в неделю ваий на рыбу. В великий четверг по одному списку читается: «μεταλαμβανομεν οιν και ελαι, ιχθυων δε χι», но с оговоркой на поле: ενταυθα ελαιον καταλυεται. В другом оставлено только «οιν», а прочее вытерто В третьем изложение подробнее: και μεταλαμβανομεν οιν και εψηματος ανευ ελαι. Εν τισι δε των τυπικων ευρισκεται και ελαι μεταλαμβανειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Алексей Варламов , ректор Литературного института им. А. М. Горького Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   В Михайловском Пушкин очень много читал. Разумеется, он и раньше очень много читал, он был очень начитанный, очень образованный человек, но в Михайловском в каком-то смысле изменился качественный состав этих книг. В Михайловском Пушкин очень серьезно читает Библию. Он очень серьезно читает «Историю государства Российского», написанную Карамзиным. Читает Шекспира. И такой более глубокий взгляд на мироздание превращает блистательного поэта, виртуозно описывающего человеческие чувства, ощущения, движения человеческого сердца, превращает этого поэта чувства в поэта мысли. Только мысль не заменяет у Пушкина чувства, а добавляет, обогащается. Пушкин-чувственник становится Пушкиным-мыслителем, дополняя одно другим. Мне кажется, именно этот сплав рождает одно из самых великих произведений в судьбе Пушкина и судьбе русской литературы – трагедию «Борис Годунов». Тот факт, что Пушкин решает обратиться к русской истории, живя в русской деревне, недалеко от русского монастыря, Святогорского, где через 13 лет он будет похоронен, – это тоже очень важный штрих к его судьбе. Его действительно интересует русская история, этот момент, связанный со злодейским преступлением, приведшим к власти Бориса Годунова, проблема совести – «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», проблема народного бунта, народного восстания, смуты, проблема некоторой нестабильности государственной жизни в России. Вспомним, что параллельно с этим в России идет подготовка к декабрьскому восстанию 1825 года. Пушкин как будто чувствует, что в России что-то не складывается, что-то не ладится, что-то надламывается, и ищет ответы на эти вечные русские вопросы в русской истории. В этой трагедии очень важно и личное, частное: любовь, чувства, заметим, что Григорий Отрепьев показан не как изменник, не как предатель, а как пылкий молодой человек, для которого любовь важнее всего, любовь правит миром – это очень пушкинский взгляд на вещи. Но одновременно с этим образ народа, который сначала готов избрать любого государя, народа, готового лицемерить, и в конце – народа, который безмолвствует. Вот это движение истории, описанное в «Борисе Годунове» очень важно, потому что превращает Пушкина в историка.

http://academy.foma.ru/tag/pushkin-za-ch...

Сейчас названные старцы, сами будучи высокоодухотворёнными и ещё при жизни своей достигшие высокой степени духовных дарований, включительно до прозорливости, воспитали многочисленный ряд выдающихся монастырских деятелей и подвижников 101 . Всё это, разумеется, должно было содействовать возвышению чисто нравственного авторитета Руссика среди прочих святогорских обителей. Случилось тогда то, о чём в другое время трудно было даже и вообразить. Некоторые из афонских греческих монастырей начали избирать себе игуменов из среды старцев Руссика, воспитавшихся под руководством и совместно с Иеронимом и Макарием 102 . С другой стороны, не только русские меньшие обители, как, например скиты и келлии, но даже и греческие монастыри начали искать совета, руководства и помощи у многоопытных и мудрых старцев – воссоздателей нового Руссика 103 . К глубокому сожалению, некоторыми греческими святогорцами, склонными к политиканству, равно как и греческими же учёными писателями и ещё больше публицистами все вышеупомянутые факты, свидетельствовавшие о великой ревности русских иноков, воспитавшихся под влиянием Иеронима и Макария, и о замечательных успехах русского монашества на Святой Горе понимались и толковались в совершенно превратном виде – как стремление к борьбе с эллинизмом к захвату в свои руки возможно большей сферы влияния на Святой Горе, к подавлению греческого монашества и к превращению Афона в своего рода цитадель политического господства России на православном Востоке и, в частности, на берегах Македонии и Халкидики 104 . С лёгкой руки газетных политиканов, действовавших, без сомнения, под руководством опытных церковно-политических кругов Константинополя, это воззрение на русское святогорское монашество с 70-х годов, когда оно впервые появилось в печати, успело пустить широкие и глубокие корни в мировоззрении греческого общества, подчинив себе нередко даже самых выдающихся представителей высшей греческой иерархии в лице, например, бывшего (дважды) Вселенского Патриарха Иоакима III, который к тому же довольно долго проживал на Святой Горе 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Секция «Духовные корни русской литературы» состоялась в рамках Рождественских чтений Москва, 26 января 2005 г. Заседание секции «Духовные корни русской литературы» состоялось 25 января в рамках Рождественских образовательных чтений в Государственном литературном музее в Москве. Руководил работой секции наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Макарий (Швайко), сообщает «Благовест-инфо». С докладом, посвященным творчеству Ф. М. Достоевского, выступила доктор философских наук Ольга Сонина (Новосибирск). Тема «падшести», по словам докладчицы, является центральной в творчестве Достоевского. Путь к Богу мытаря – это интересует Достоевского прежде всего, и не случайно в его произведениях слово о Боге произносят «самые жалчайшие люди», такие как пьяница Мармеладов и чиновник Лебедев. По Достоевскому, «богословствующий мытарь достоин уважения». Также, по словам выступавшей, Достоевский «открыл русский моральный код», так как «не существует «общечеловеческой нравственности». По мнению Ольги Сониной, выверенное прочтение русской литературы есть «единственная основа нашей жизни, которая поможет сохранить нам национальную идентичность». Преподаватель Свято-Иоанновских богословских курсов в Санкт-Петербурге Ольга Сергеева представила доклад «О райском свете и райском саде на примере произведений русских писателей». Рассказав об этимологии слова «рай», докладчица проанализировала поведение героинь Пушкина, Гончарова и Бунина. Татьяна у Пушкина («Евгений Онегин»), Ольга у Гончарова («Обломов») оказываются в центре библейского сюжета о грехопадении Евы, переживают соблазн вкусить от древа «добра и зла». И если Татьяна и Ольга с достоинством проходят это испытание «в райском саду», то героиня рассказа Бунина «Легкое дыхание» Ольга Мещерская не выдерживает его и погибает. «Библейский сюжет проходит через нашу культуру и дает надежду на спасение», – подчеркнул Ольга Сергеева. Кандидат исторических наук Пантелеймон Грюнберг выступил с докладом, посвященным поэме Пушкина «Медный всадник». Докладчик представил собственное прочтение произведения, призывая преодолеть «стереотипы, искажающие его содержание». По мнению Грюнберга, поэма так и не была рассмотрена как произведение об историческом пути России. Пушкин ставил судьбу России в зависимость от того, как ведут себя основные сословия страны, и в первую очередь – аристократия. Герой поэмы Евгений – аристократ по происхождению – выбирает для себя «мещанский образ жизни», отказывается от общественного служения, оправдывающего его принадлежность благородному наследию. Идеал Евгения – обыватель; он изменяет своему долгу, и в этом становится похож на неверного раба, закопавшего талант. «Это существо секулярное, отделившееся от Бога, и этим он сам себя делает маленьким, – подчеркнул докладчик. – Богоборчество маленького человека бесследно для него не проходит; события поэмы разворачиваются в «день гнева». Пушкин в этом произведении обращает нас к евангельскому предупреждению, адресованному Иерусалиму.

http://pravoslavie.ru/12480.html

2. Поскольку указанные постройки находятся на самом краю плато монастырской горы, рва у подножия стен не было, потому что крутой склон создавал естественный оборонительный фактор. Итак, ландшафт возле этой части оборонительных сооружений не претерпел существенных изменений и сохранился по сей день. 3. Утраченные деревянные завершения башен, галереи и лестницы воспроизводятся по следам в натуре с привлечением аналогий. Найдены фундаменты пилонов, сохранились все гнезда от балок и перекрытий галерей, пазы от деревянных настилов, гнезда опорных конструкций шатровой кровли. 4. Принятый реставрационный принцип имел целью воссоздать первоначальный архитектурно-художественный и функциональный образ трех сооружений оборонного комплекса. Это в определенной степени позволит верну и и памятнику ее историко-научную ценность как свидетельство определенного уровня развития культуры того времени. Реставрированные памятники покажут конструктивные особенности и инженерные средства возведения монастырских оборонительных сооружений, организацию внутреннего пространства башен. Определенные трудности при разработке проекта были связаны с отсутствием прямых аналогий для воссоздания деревянных шатровых кровель. В Украине не сохранились памятники оборонного зодчества XVI-XVII вв., которые имели первичные деревянные конструкции завершения. Воссоздание этих частей оборонительных сооружений в отечественной практике осуществлялось по натурным исследованиям и иконографическим материалам, в основном это различные изображения на гравюрах и иконах. При воспроизведении любого утраченного элемента памятки трудно избавиться от определенного схематизма, ибо, собственно, и изображения на иконах и гравюрах, как правило, слишком схематичны. Однако, на практике в результате воссоздания утраченных шатровых кровель оборонительных сооружений ряда памятников на территории Украины в значительной мере удавалось вернуть сооружениям утраченный архитектурно-художественный образ законченность и организованность форм (башни Хотинской крепости, Каменца-Подольского, Меджибожского замка, Святогорского монастыря в Зимно, Луцкого замка др.).

http://sobory.ru/article/?object=01661

Срок пребывания реабилитанта в центре индивидуален и решается по усмотрению духовника. Сама программа рассчитана на срок 1 год и 3 месяца. Сайт центра http://www.lestviza.ru Межъепархиальная общественная организация по борьбе с наркоманией и алкоголизмом «Осознание» (современная). Основана в 2007 г. Руководитель – С.Г.Арифулин. Организация имеет 2 отделения – во Владимирской и Нижегородской областях. В реабилитационных центрах организации для наркоманов и алкоголиков работают как священнослужители, так и медицинские работники: психологи, психиатры, наркологи и просто сочувствующие, желающие помочь люди. Курс в центре реабилитации наркозависимых состоит из 2-х этапов: подготовительного (духовно-нравственная подготовка наркозависимых) и восстановительного. С пациентами также ведется духовно-просветительская работа. Реабилитационная программа рассчитана на одновременное пребывание в центре 35-и человек. Проводится активная работа с родственниками наркозависимых. Организация оказывает помощь в трудоустройстве. Сайт организации http://www.osoznanie-narkotikam.net Межъепархиальный благотворительный фонд «Диакония» (современный). Начал свою работу в 2003 г. Руководитель – Е.Е.Рыдалевская. Основное направление деятельности фонда – реабилитация наркоманов, алкоголиков и членов их семей, повышение качества жизни людей, живущих с ВИЧ. Фонд имеет 2 реабилитационных центра: первый центр был открыт в 1995 г. в деревне Пошитни Псковской области. Центр духовно окормляют монахи Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря. Ежегодно через стационар «Пошитни» проходит до 45 воспитанников не только из российских регионов, но из ближнего и дальнего зарубежья. Второй центр находится в Ленинградской области при храме Царственных страстотерпцев в Сологубовке. Он может принять до 12 воспитанников. Основной курс реабилитации в стационарных центрах рассчитан на 6 месяцев. Работа в центрах организована по трем основным направлениям: формирование духовно-нравственных ценностей; знакомство с основами православной веры, беседы со священником; психотерапевтические, психологические, воспитательные методики с элементами программы «12 шагов»; трудовое послушание – бытовая и хозяйственная деятельность на территории центра.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010