б) Церковный комитет может самостоятельно или при содействии Всероссийского комитета приобретать продовольствие, медикаменты и другие предметы, необходимые для голодающего населения, в России и за границей чрез своих уполномоченных или чрез учреждения Международного Красного Креста, а также получать оттуда пожертвования. в) Церковный комитет имеет право самостоятельно, при полной согласованности с планами Всероссийского комитета, распределять свой материальный фонд среди нуждающегося населения, пострадавшего от неурожая, организовывать на местах, пораженных голодом, чрез своих уполномоченных или чрез местные вновь возникшие церковные же организации возможно широкую помощь голодающим без различия вероисповеданий, классов, сословий и национальностей, устраивать столовые общественного питания, склады продовольствий и раздаточные пункты, открывать пункты медицинской помощи и т.д. г) Уполномоченным комитета предоставляется право бесплатного и беспрепятственного пользования всеми способами передвижения для осуществления своих задач по оказанию помощи голодающим, по мере надобности транспортом для внеочередной перевозки своих грузов, а равно и право бесплатного пользования почтой и телеграфом. д) Церковному комитету все учреждения Республики, как в центре, так и на местах, оказывают полное содействие. е) Всё материальное и денежное имущество московского Церковного комитета, так равно и местных Церковных комитетов, не подлежит ни конфискации, ни реквизиции. ж) Церковный комитет, его члены и уполномоченные, при исполнении ими своих обязанностей, пользуются правом устройства периодических собраний. з) Деятельность комитета не подлежит контролю и ревизии Рабоче-Крестьянской Инспекции. Отчет о деятельности и отчет в израсходованных средствах комитет представляет в Президиум Всероссийского комитета и публикует во всеобщее сведение. Ревизионная комиссия назначается мною из лиц, не входящих в состав комитета. и) Для установления живой связи с Всероссийским комитетом и его местными органами Церковный комитет назначает особых уполномоченных.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

01(?).1926. Телеграмма Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] митрополиту Новгородскому Арсению [Стадницкому] c приглашением последнего к участию во вновь организующемся коллегиальном Высшем Церковном Управлении 01(?).1926. Телеграмма Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгоролскому] об образовании коллегиального органа Высшего Церковного Управления Третье письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Сопроводительное письмо Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] его же посланию о вступлении в управление Российской Церковью к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (и епархиальным архиереям) Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] Письмо («Объяснение») Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского], привезённого этапом в Московское ГПУ заключённому Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] по поводу своих административных действий в связи с раздорнической деятельностью «григорианских раскольников» и выступлением митрополита Агафангела [Преображенского] Ответное письмо (из места заключения) Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] 15(?)(28).04.1926. Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] в Пермь Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] по вопросу о преемстве высшей церковной власти Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] (Ярославль) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] (Нижний Новгород) Телеграмма Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] (Нижний Новгород) митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] (Ярославль) Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] (Ярославль) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] (Нижний Новгород) Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского], отправленное из места заключения митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому], по вопросу о передаче последнему местоблюстительских прав и обязанностей и 10(23).05.1926.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

     Виктор Саулкин: - Владыка сегодня был на СвятоТихоновском вечере, посвященном памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Хотелось бы Вас, Владыка, спросить вот о чем. Сегодня все говорят только о мусульманском экстремизме, об исламистах, о так называемом исламском халифате; о том, что происходит в Сирии; о терактах. Вы находитесь в мусульманской стране, которая еще недавно была такой же частью Российской империи и Советского Союза, как и все остальные республики. И совсем недавно, около 30 лет назад   это был спокойный, благодатный край. Не сказать, чтобы очень уж процветающий, но, во всяком случае, люди там жили в мире. Как же сегодня уживаются православные и мусульмане? Когда мы обращаемся к нашим геополитическим партнерам – они нам объясняют, что сейчас идет война ислама и христианства. Но мы хорошо знаем, что в Российской Империи и православные, и мусульмане жили бок о бок сотни лет в мире и согласии. Какова сегодня обстановка в Таджикистане? Владыка Питирим: -Добрый вечер. Конечно, Ваш вопрос закономерен. Я действительно оказался свидетелем процессов последних трех лет, которые происходят в Таджикистане. И Вы совершенно правильно отметили, что за многие годы существования наших народов, российского и таджикского, причем последние 150 лет таджикский народ был в составе Российской Империи, потом Советского Союза (то - есть наша история имеет такие глубокие корни) - за все это время не было ни одного серьезного конфликта на религиозной почве. Были стычки на национальной почве, но ни в коем случае не на религиозной. Даже удивительно, что первые каменные храмы в Таджикистане и вообще в Средней Азии, в частности в Таджикистане, строили мусульмане. Это очень любопытный факт. И я был поражен, когда приехал, уважительным отношением к верующим людям. Не только ко мне как к епископу было особое уважение. Они очень почитают начальство. Но и к священникам, и вообще к верующим. Это их отличает в лучшую сторону по сравнению с нашими с вами соотечественниками, живущими в России. Когда я возвращаюсь сюда, то часто сталкиваюсь с негативными проявлениями, неприязнью и отторжением, непониманием среди русских людей, которые поддаются на ту информационную обработку, которая ведется в СМИ. Самое удивительное, что таджики - мусульмане в этом отношении более устойчивы. Хотя они слушают то же радио, смотрят тот же телевизор. Они имеют какой-то иммунитет. У них веками вырабатывалось уважительное отношение и к начальству, и к вере.

http://pravoslavie.ru/89285.html

Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». (Карпов В.В. Генералиссимус: Историко-документальное издание. Калининград 2002, кн.1, с.79). Приведенное «Указание» Дзержинскому документ не случайный, написанный «под горячую руку». Это - политическая линия Ленина в отношении религии, которой он твердо придерживался и в последующем Прошло три года, наступил 1922 год - год страшного голода в молодой Советской республике. Руководство партии и страны принимает решение о насильном изъятии церковных ценностей из действующих храмов. Во время одного из таких изъятий в г.Шуя Ивановской губернии верующие воспрепятствовали такому изъятию. Столкновение закончилось стрельбой по прихожанам. Четыре из них были убиты, десять человек было ранено. Эта кровавая бойня стала известна не только в стране, но и за рубежом и получила резкое осуждение. Однако это не напугало и даже не смутило Ленина и партию. Об этом красноречиво свидетельствует следующее «строго секретное» письмо Ленина Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года. В письме нет даже намека на сожаление о погибших и раненных людях. Кровь в той кромешной бойне революции и гражданской войны стала уже водицей. А Ленин еще раз подтвердил: социалистическому обществу религия не нужна, она должна быть уничтожена. В конце данного письма Ленин делает чудовищное заключение: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». (Вострышев М., Божий избранник: Крестный путь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.- М.,1990.- с.112.) Письмо столь ужасно по содержанию, что его текст не рискнули поместить в 45 томе Полного собрания сочинений Ленина. И, тем не менее, никто из вменяемых людей не ставит под сомнение гениальность Ленина, его решающий вклад в победу социалистической революции в России.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/21/...

(Существующий – по слухам – будто бы исчерпывающий труд, посвящённый исследованию иосифлянского раскола, автором коего является проживавший в Болгарии бывший Богучарский епископ Серафим [Соболев], – нам, к сожалению, неизвестен.) Говоря об анафематствовании живоцерковников Святейшим Патриархом Тихоном, митрополит Елевферий, несомненно, имеет в виду известное подложное послание Святейшего от 23 ноября (6 декабря) 1922 г., ходившее по рукам в Москве и тогда же проникшее за границу и имевшее там также широкое хождение среди эмигрантского клира и мирян. Апокрифичность этого послания своевременно была засвидетельствована самим Святейшим Патриархом в письме на имя редакции газеты «Известия ВЦИК» от 27 июня (10 июля) 1923 г. Как видно из письма, Святейший полагает, что приписываемое ему послание своим происхождением обязано инициативе антисоветской эмиграции; может быть, это было и так... Однако нам кажется более правдоподобным предположить происхождение этой фальшивки внутри страны, откуда она уже позже проникла в зарубежье и по характеру своему оказалась весьма отвечающей настроениям, царившим в ту пору среди церковной эмиграции. Она сейчас же была опубликована в закордонной печати и неоднократно упоминается в различных церковных актах, одной из иллюстраций чего и является упоминание о ней в работе митрополита Елевферия «Неделя в Патриархии». Полные тексты фальшивки-«послания» и письма-опровержения, адресованного Святейшим Патриархом Тихоном в редакцию «Известий», приведены в хронологически соответствующих им местах в нашем сборнике. В своё время к беглопоповцам переходил епископ Балахнинский Филипп [Гумилевский], впоследствии, при Заместителе, ставший архиепископом Звенигородским и управляющим Московской епархией. Владыка весьма молитвенный и благостный, но в нужный, критический момент потерявший церковные ориентиры и спасая, как ему казалось, своё Православие, бросившись в противоположную от модных церковных течений сторону, оказался в недрах беглопоповства, т. е. в таком же примерно соотношении к Истине Православия, в каком находились и современные церковные модернизаторы слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Можем не обинуяся исповедать, что только сознание служебного долга пред Святою Церковью не позволило нам, подобно другим, уклониться от выпадавшего на нашу долю столь тяжкого жребия, И только вера во всесильную помощь Божию и надежда, что Небесный Пастыреначальник в трудную минуту «не оставит нас сирых», поддерживала и поддерживает нашу решимость нести наш крест до конца. Мы верим, что «упование не посрамит нас» ( Рим.5:5 ) и в данном случае. Лояльное отношение к государственной власти, выраженное нами в воззвании от 16(29) июля с. г., создало для нашего церковного управления более благоприятную обстановку. Вслед за открытием деятельности Синода начинают постепенно открываться и епархиальные советы, например в Ленинграде, Смоленске, Твери, Вологде, Вятке, Рязани, Туле, Ростове-на-Дону и проч. Пустующие кафедры замещаются. Посылаемые с мест запросы по церковным делам находят в Синоде разрешения, и епархии своевременно оповещаются о состоявшихся решениях. Явилась возможность завязать официальные сношения и с Православными Церквами за границей, и прежде всего с Восточными Патриархами. Предстоятели Церквей Японской, Литовской и Латвийской, свидетельствуя своё полное единение духа с нашей Патриархией, выразили желание остаться к ней в установившихся канонических отношениях, а предстоятели Церквей Польской и Финляндской, каноническое положение которых окончательно ещё не решено, с готовностью сообщили нам сведения о своих церковных делах. Точно так же и значительное большинство духовенства русского в Западной Европе, во главе с Преосвященным Управляющим заграничными приходами митрополитом Евлогием [Георгиевским], архиепископом бывшим Белостокским Владимиром [Тихоницким], епископом бывшим Бельским Сергием [Королёвым] и бывшим Севастопольским Вениамином [Федченковым], возбудили ходатайство об оставлении их в ведении Московской Патриархии, дав соответствующие обязательства. В административном отделении от нас хотят быть лишь те, кто не может отрешиться от представления о христианстве как силе внешней и торжество христианства в мире склонен видеть лишь в господстве христианских народов над нехристианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Евлогий Марковский 23 .07(05.08).1942–1943: Винницкая (укр.) Евлогий Воронежская (григ.) Евсевий Гроздов 17(30).04.1912–1919: Псковская 1924–12(25)(?).08.1929: Нарвская Евсевий Никольский 01(14).01.1899–1920: Владивостокская 1919–1920: Смоленская, в. у, 1920–18(31).01.1922: Крутицкая 1920–18(31).01.1922: Московская и Коломенская, в. у. Евсевий Рождественский 15(28).03.1920–1923: Яранская 1923–1923: Ставропольская 1923–1925: Ейская 1926–1927: Нижне-Удинская 1926–1927: Иркутская, в. у. 1927–21.03(03.04).1930: Читинская и Забайкальская 03(16).04.1930–12.1930: Шадринская 03(16).04.1930–12.1930: Свердловская, в. у. 1930–1934: Читинская (?) Евстафий Сафран 12(25).03.1934–22.11(05.12).1935: Можайская (обн.) 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Московская (обн.) Коломенская (обн.) Евфимий Калишевский Звенигородская (Киевское вик.) (укр.) Евфимий Лапин 26 .01(08.02).1916–1920: Якутская 1920–1924: Петрозаводская и Олонецкая Евфимий Офейн 30 .04(13.05).1917–1918: Питтсбургская –23.07(05.08).1933: Бруклинская Елевферий Богоявленский 21 .08(03.09).1911–15(28).06–1921: Ковненская 06 .1917–15(28).06.1921: Виленская и Литовская, в. у. 28 .06(11.07).1921–1923; Виленская и Литовская 1921–18(31)12.1940: Ковненская, в. у. 11(24).12.1930–18(31).12.1940: Западно-Европейский Экзархат Московской Патриархии, в. у. 1939–18(31).12.1940: Виленская и Литовская, паки Елевферий Воронцов 10(23).08.1943–01(14).04.1946: Ростовская на Дону 23 .03(05.04).1946–25.11(08.12).1951: Пражская Елевферий –1923: Камышинская Ефрем Ефремов 07(20).04.1932–01(14).01.1934: Яранская 07(20).12.1936–1937: Саранская 07 .1937–13(26).10.1937: Рязанская, в. у. 01(14).09.1937–13(26).10.1937: Курская Ефрем Кузнецов 20 .11(03.12).1916–23.08(05.09).1918: Селенгинская Захария Лобов 22 .09(05.10).1923–1928: Нижне-Чирская 01(14).10.1923–1923: Аксайская 1928–1928: Новоторжская 1928–11(24).04.1929: Бежецкая 24 .04(07.05).1929–12(25).11.1935: Воронежская Захария Попов 17(30).12.1922–: Острогожская (обн.), в. у. Зиновий Дроздов 17(30).01.1913–09(22).05.1918: Мичуринская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Священный Синод РПЦ принял ряд решений, касающихся церковного управления в некоторых районах Запорожской области 13.03.2024 12 марта 2024 года члены Священного Синода РПЦ имели суждение о ситуации в Запорожской епархии (журнал 7). К патриарху Московскому и всея Руси Кириллу неоднократно поступали обращения священнослужителей, монашествующих и мирян приходов и обителей Запорожской епархии, находящихся на территориях Веселовского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области с просьбами урегулировать церковную ситуацию на этих территориях. В упомянутых обращениях сообщается, что митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) , пользуясь неизменным уважением духовенства и мирян и стремясь в пределах возможного дистанционно сохранять связь с приходами и обителями, находящимися на перечисленных выше территориях, тем не менее отделен от этих территорий линией фронта, что уже длительное время лишает его возможности посещать их с архипастырскими визитами, совершать хиротонии, освящать храмы, выдавать подписанные им антиминсы, а также напрямую выдавать святое миро. Кроме того, невозможна регистрация приходов и обителей в качестве юридических лиц в соответствии с действующим законодательством. Прецедентом разрешения ситуации, подобной изложенной в обращениях клириков и монашествующих, является указ 362 от 7/20 ноября 1920 года святителя Тихона, патриарха Московского, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Согласно пункту 7 этого указа, епархиальный совет или духовенство и миряне епархии, лишенной архиерея вследствие передвижения линии фронта или изменения государственной границы, обращаются к ближайшему или наиболее доступному по удобству сообщения епархиальному архиерею. Таковой вступает в управление данной епархией сам или командирует для управления этой епархией своего викария.

http://drevo-info.ru/news/29634.html

В письме, направленном 20 мая 1945 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, Блаженнейший Патриарх Румынский Никодим обещал, что будут предприняты все усилия для возвращения церковной собственности, вывезенной из Бессарабии бежавшими румынскими частями: «Мы слишком поздно узнали о некоторых фактах, имевших место во время войны, о чем искренне сожалеем и печалимся… Все, что было изъято в церквах Бессарабии и Приднестровья, должно быть возвращено. Контрольная комиссия по претворению в жизнь условий перемирия действует в этом духе, и дело споро продвигается в этом направлении». С тех пор и до 1992 года румынской стороной не было сделано ни одного заявления каких-либо претензий в отношении Церкви Молдовы. Поэтому, как отмечено в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 ноября 2007 года , согласно 17 правилу IV Вселенского Собора и 25 правилу VI Вселенского Собора, давно истек срок давности для возможных споров по данному вопросу. Тезис о том, что «переговоры о юрисдикционных правах Русской Православной Церкви в Молдавской Советской Социалистической Республике» не были проведены «по причине того факта, что данная территория уже была оккупирована Советским Союзом» и что «в тот момент советские коммунистические войска уже находились в Румынии с тем, чтобы навязывать тоталитарный коммунистический режим» представляется неубедительным, так как зачастую и в более суровых исторических реалиях осознание своей правоты позволяло Церквам твердо и последовательно отстаивать канонические позиции. Примером тому может служить и упомянутая выше реакция Всероссийского Патриарха святителя Тихона на незаконное отторжение от Русской Церкви Кишиневской епархии, проявленная в условиях кровавого антицерковного террора со стороны советской власти. В период, когда живые свидетели еще хранили в памяти все обстоятельства, связанные с учреждением и деятельностью «Бессарабской митрополии», ни у румынской, ни у русской стороны не возникало сомнения в неправомерности любых попыток ее «реактивации». Теперь же, за давностью лет, удобно использовать в качестве аргумента сам факт присутствия в прошлом румынской юрисдикции на территории Республики Молдовы и Украины, а сомнения в его законности относить к разряду исторических гипотез.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

Архив Пн Священный Синод принял ряд решений, касающихся церковного управления в некоторых районах Запорожской области 12 марта 2024 г. 21:25 12 марта 2024 года члены Священного Синода имели суждение о ситуации в Запорожской епархии ( журнал 7 ). К Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу неоднократно поступали обращения священнослужителей, монашествующих и мирян приходов и обителей Запорожской епархии, находящихся на территориях Веселовского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области с просьбами урегулировать церковную ситуацию на этих территориях. В упомянутых обращениях сообщается, что митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука , пользуясь неизменным уважением духовенства и мирян и стремясь в пределах возможного дистанционно сохранять связь с приходами и обителями, находящимися на перечисленных выше территориях, тем не менее отделен от этих территорий линией фронта, что уже длительное время лишает его возможности посещать их с архипастырскими визитами, совершать хиротонии, освящать храмы, выдавать подписанные им антиминсы, а также напрямую выдавать святое миро. Кроме того, невозможна регистрация приходов и обителей в качестве юридических лиц в соответствии с действующим законодательством. Прецедентом разрешения ситуации, подобной изложенной в обращениях клириков и монашествующих, является указ 362 от 7/20 ноября 1920 года святителя Тихона, Патриарха Московского , Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Согласно пункту 7 этого указа, епархиальный совет или духовенство и миряне епархии, лишенной архиерея вследствие передвижения линии фронта или изменения государственной границы, обращаются к ближайшему или наиболее доступному по удобству сообщения епархиальному архиерею. Таковой вступает в управление данной епархией сам или командирует для управления этой епархией своего викария. В связи с фактической длительной отделенностью линией фронта митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки от приходов и обителей, находящихся на территориях Веселовского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области, что препятствует нормальному ходу церковной жизни на упомянутой территории; с учетом необходимости правового урегулирования положения упомянутых приходов и обителей, в том числе их регистрации в качестве юридических лиц; в связи с отсутствием возможности для беспрепятственного урегулирования этой ситуации Синодом Украинской Православной Церкви; имея в виду обращения, поступавшие от священнослужителей, монашествующих и мирян, участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви приняли ряд решений.

http://patriarchia.ru/db/text/6110253.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010