О иерарше Богомудре, священное скончал еси течение, священнейшую жизнь твою священнейше совершив, радуяся и воспевая освящающаго Содетеля всех Бога во веки. Богородичен: Шедше путем Божественных заповедей Сына Твоего, Богомати, и Тя Заступицу и Предстательницу имея, вси роди человечестии Твоим Рождеством от праотча падения востают и от клятвы праматерния избавляются. Песнь 9 Ирмос: Благословен Господь Бог Израилев, воздвигнувый рог спасения нам, в дому Давида отрока Своего, яко посети нас Восток с высоты и направил ны есть на путь мирен. Евангелие Христово проповедав, мудре Святителю, дело Божие на земли совершив и приятия Святых Таин Христовых сподобивыйся, о Бозе почил еси. Ныне с Вышними Воинствы моли, угодниче Христов, Человеколюбца даровати притекающим к предстательству твоему оставление грехов и жития исправление. И по смерти, яко жив сый, благодатию Божиею с нами пребываеши, святителю Луко, пастырь добрый нам являешися, твердо стояти в православней вере укрепляя и в добродетельней жизни наставляя. Богородичен: Еже радуйся, со Архангелом зовем Ти, Чистая, яко Царя Небеснаго родила еси, Дево Богородице, и молим Тя: избави ны, рабы Твоя, вечныя смерти. Акафист священноисповеднику Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Кондак 1 Возбранный святителю Церкве Православныя и исповедниче, возсиявый стране нашей в земли Крымстей, яко светозарное светило, добре потрудивыйся и за имя Христово гонение претерпевый, прославляюще прославльшаго тя Господа, даровавшаго нам тебе новаго молитвенника и помощника, похвальное воспеваем ти пение: ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Владыце небесе и земли, от всяких недугов душевных и телесных свободи нас и добре стояти в Православии укрепи, да вси во умилении зовем ти: Радуйся, святителю Крымский исповедниче Луко, врачу благий и милостивый. Икос 1 Ангелов собеседниче и человеков наставниче, Луко преславный, подобно евангелисту и апостолу Луке, емуже тезоименит сый, от Бога дар целити недуги в человецех приял еси, во врачевании болезней ближних многия труды подъемля, и плоть нося, о плоти нерадил еси, делы добрыми Отца Небеснаго прославил еси. Темже благодарне во умилении зовем ти:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

На следующий день в больнице состоялся консилиум. Все хирурги, а их было четверо, решили ампутировать обе ноги, так как положение было очень сложным. Но профессор Войно-Ясенецкий настаивал на лечении. Коллеги удивились: – Лечить?! Профессор, но ситуация безнадежная, происходит распад ткани, вы же видели! В любой момент может начаться заражение! – Будем лечить! Гноем. Ее же гноем. Врачи с сомнением качали головами, но спорить с автором «Очерков гнойной хирургии» никто не решился. ...Каждую весну, в течение многих лет, приезжала в Симферополь исцеленная Анастасия поклониться могиле у Всехсвятского храма, где покоился человек, спасший ей жизнь, утвердивший ее веру в Бога, в Его бесконечное терпение и милосердие свидетельство Ю. Н. Орловой ]. У одной женщины, жительницы поселка Зуя, заболела трехлетняя дочь. У ребенка болел глаз. Мать обратилась к местному детскому врачу, та лечила девочку около месяца, но улучшения не последовало. После почти полугодового лечения в больнице выяснилось, что у девочки растет бельмо. Отчаявшись, женщина обратилась за помощью к архиепископу Луке. Он внимательно осмотрел больную девочку, написал рекомендательное письмо к знаменитому глазному хирургу в госпиталь инвалидов войны в Симферополе. Владыка просил его сделать девочке операцию, подробно описал болезнь, сделал рисунок глаза, дал рекомендации по подготовке к операции, даже указал, какой режим питания должен быть до и после операции. Но мало того: через свою подчиненную Владыка передал в госпиталь все необходимое для девочки. Когда мать после операции снова привела девочку к святителю, тот осмотрел глаз и сказал: «Слава Богу, все хорошо. Молитесь, и я помолюсь, и Господь поможет нам» свидетельство Л.Г. Третьяковой]. Мария Германовна Тринихина рассказывала, что приблизительно в 1956 году у ее дочери вдруг начался перитонит кишечника. Врачи определили ее положение как безнадежное. Тогда она обратилась к Владыке Луке. Тот осмотрел девочку, ознакомился с историей болезни и сказал, что ее можно спасти. Дал направление на операцию, но врачи не решились оперировать. Тогда Владыка лично явился в больницу и подробно проконсультировал врачей. Операция прошла успешно Семен Трофимович Каменской был безнадежно болен и просил архиепископа Луку присутствовать на его операции. Святитель Лука спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Тогда верующие заявили, что они поедут в Москву и добьются, чтобы им разрешили организовать молитвенный дом в их части города, где они живут. Лука ничего на это не ответил, и верующие женщины вышли из приемной. Я архиепископу Луке после ухода женщин сказал, что его ответ женщинам был неудачный, и он только разжег их страсти. Лука промолчал. Тогда я поставил перед Лукой третий вопрос – о статье, опубликованной в «Крымской правде» от 21 июня 1959 г. «Житие отца Виталия Карвовского», и спросил его, как он на нее реагирует? Лука ответил, что Карвовский дал обстоятельное опровержение 27 , о чем Вы, как уполномоченный, знаете. Я ответил Луке, что такого опровержения я не читал и не знаю. Лука удивился моему ответу и спросил Карвовского: «Разве Вы не дали этого опровержения уполномоченному и в редакцию газеты?». Карвовский сказал, что он дал только представителю Москвы Пашкину и думал, что Пашкин даст Андрею Степановичу прочитать, а в редакцию он не дал опровержения, зная заранее, что его никто не опубликует. Я заметил, что если он, Карвовский, прав, то можно и нужно было добиваться опубликования его опровержения. Мной было сообщено Луке, что многие священники и верующие обращаются ко мне с вопросом, может ли дальше, после такой статьи, работать секретарем епархии Карвовский, и как думает поступить архиепископ Лука? Будет ли он считаться с общественным мнением, изложенным в печати? Лука мне ответил, что Карвовский подал ему заявление об уходе из секретарей епархии (Карвовский при мне еще раз это подтвердил и просил Луку освободить его по болезни, ему нужно делать операцию), однако он его просьбу удовлетворить не может и не удовлетворит. Как бы подытожив весь наш разговор, я обратился к Луке и сказал ему, что мы с ним все вопросы, поставленные перед ним мной, решили. Он ответил: «Да, как будто все вопросы решены, разногласий у нас нет». Разговор на этом с Лукой был закончен. [...] Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области А. Гуськов Из доклада уполномоченного на заседании совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР 15 августа 1959 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Однажды на заседании, по свидетельству врача Г.Ф. Пятидверной, один военный хирург задал вопрос Владыке: «Как вы, такой специалист, хирург, можете верить в Того, Которого никто никогда не видел, в Бога?» Профессор ответил: «Вы верите в любовь?» – «Да». – «Вы верите в разум?» – «Да». – «А вы видели ум?» – «Нет». – «Вот так и я не видел Бога, но верю, что Он есть» Были опубликованы результаты его последних медицинских исследований. Но сам вид профессора, читающего лекции неизменно в рясе и с панагией, до того раздражал медиков, что в Алуште однажды его доклад был сорван. Руководство работой хирургических амбулаторий и чтение лекций по гнойной хирургии было также отменено. Ему было рекомендовано читать доклады и лекции на медицинские темы не в архиерейской, а в светской одежде. Святитель Лука категорически отказался. Тогда его перестали приглашать для чтения лекций. Профессор П.П. Царенко, в свое время слушавший лекции В.Ф. Войно-Ясенецкого в Ташкентском университете и пытавшийся изгнать «попа» из аудитории, исправил свою неудачу тем, что снова стал инициатором гонения на Владыку, но уже в Симферополе. По его настоянию руководство Крымского мединститута не дало возможности преподавать знаменитому профессору 457]. Сохранилось письмо, в котором Владыка Лука отвечает на вопросы студентов мединститута, изложенные профессором П.П. Царенко: «Многоуважаемый Петр Петрович! В ответ на недоумение ваших студентов по поводу моего архиерейского служения им следовало бы сказать, что очень странно отрицать то, чего не знают и не понимают, и судить о религии только по антирелигиозной пропаганде. Ибо, конечно, среди них вряд ли найдется кто-нибудь, читавший Священное Писание . Наш великий физиолог Павлов, академик Владимир Петрович Филатов, каноник (т.е. священник) Коперник, преобразовавший всю астрономию, Луи Пастер умели же совмещать научную деятельность с глубокой верой в Бога. Глубоко религиозным я был с самого детства, и вера моя не только не уменьшалась, как они думают, по мере приближения глубокой старости (мне скоро будет 82 года), а все более усугублялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Икос 9 Ветии человечестии не возмогут по достоянию изрещи твоих благодеяний множество, егда явился на Крымстей земли, яко отец чадолюбивый, святителю отче Луко. Щедродательная бо десница твоя всюду досязаше. Мы же благосердию твоему подражати хотяще, во удивлении взываем к тебе: Радуйся, лучу любве Божия; Радуйся, сокровище милосердия Спасова неистощимое. Радуйся, яко вся своя неимущим раздавал еси; Радуйся, ближния твоя паче себе возлюбивый. Радуйся, безматерних сирот питателю и окормителю; Радуйся, безпомощных старцев и стариц попечителю. Радуйся, яко болящия и в темнице заключенныя посещал еси; Радуйся, яко нужды бедных предварял еси в различных весех отечествия своего. Радуйся, яко нищия поминая, обеды им уготовлял еси; Радуйся, яко коемуждо в горестех, аки Ангел утешитель являлся еси. Радуйся, Ангеле земный и человече небесный; Радуйся, яко о глубине милосердия твоего Матерь Божия возрадовася. Радуйся, святителю Крымский исповедниче Луко, врачу благий и милостивый. Кондак 10 Спасению крымския паствы твоея служити многолетне не престал еси, яко пастыреначальник Христос, на рамех заблудшее взем естество, Богу и Отцу привел еси. Божиим бо милосердием утешая, ко исправлению жития словесы учительными твоими влекл еси вся, во еже сердцем чистым пети Богу: Аллилуиа. Икос 10 Царя Небеснаго, Христа Бога верный служитель быв, святителю отче Луко, неустанно возвещал еси слово истины во всех храмех земли нашея Таврическия, душеспасительною пищею учения евангельскаго верныя чада научая и устав Церкве строго исполняти повелевая. Темже тя, яко пастыря добраго, сице прославляем: Радуйся, неутомимый проповедниче правды евангельския; Радуйся, яко Богом врученное тебе стадо словесное добре пасый. Радуйся, яко овцы своя словесныя от душепагубных волков охранявый; Радуйся, чина церковнаго строгий блюстителю. Радуйся, чистоты веры православныя охранителю; Радуйся, тобою бо Дух Святый написа словеса спасительная. Радуйся, яко тайну богословия о дусе, души и телеси явил еси нам; Радуйся, яко в слово твое, аки в ризы позлащены, тайны веры одеяшася.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов Из информационного доклада уполномоченного за 4-й квартал 1946 года 7 января 1947 г. [...] Архиепископ Лука в отчетном квартале посетил меня один раз, 16 октября, на следующий день после моего возвращения из отпуска. По вопросам: перемещения и назначения священников и диаконов, о вызове им священников из других епархий, желающих приехать в Крым, об открытии женского монастыря, о задержке вручения ему телеграммы из Министерства здравоохранения СССР с командированием на съезд хирургов. В отношении назначения и перемещения священников и диаконов я ему ответил, что с моей стороны не будет возражений в регистрации как перемещаемых, так и вновь назначаемых священников, когда будет его приказ об этом и эти люди будут прописаны органами милиции по новому месту жительства, так же и в отношении прибываемых к нему священников из других епархий. По вопросу открытия женского монастыря в Топлах я ему сказал, что собираюсь поехать в Топлы для ознакомления на месте с данным вопросом и результаты ему сообщу, и при посещении его 4/XI на квартире я ему передал, что ввиду отсутствия свободных помещений в Топлах всякая возможность открытия монастыря или устройства там монашек на жительство отпадает. В отношении задержки во вручении ему телеграммы о съезде хирургов – сообщу ниже. В отчетном квартале я посетил архиепископа Луку 2 раза. Первый раз – 4 ноября, по возвращении из командировки в гор. Балаклава, в которой я пробыл 16 дней. Мне передали, что Лука лежит больной. Позвонил к нему на квартиру по телефону, узнал, что действительно Лука лежит больной, тогда я попросил узнать у него, сможет ли он меня принять и в какое время. Мне передали, что архиепископ просит передать мне, что я могу прийти в любое время и что он будет рад моему приходу. В тот же день я его и посетил. Он действительно лежал больной и жаловался на боли сердца, ожидал прихода врачей для консилиума. Моим посещением его он был очень рад и благодарил, что я его больного посетил. Пробыл у него около часа. Лука мне сообщил, что провел совещание благочинных, и какие разбирались вопросы на этом совещании 8 ; затем сказал, что он дал настоятелям городских церквей указание совершить молебны в городских церквах в день празднования Великой Октябрьской Социалистической Революции 7 ноября и что он дал настоятелям конспекты проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Издан мультимедийный «Православный церковный календарь Русской Православной Церкви на 2011 год» 17 декабря 2010 г. 15:05 Издательство Московской Патриархии выпустило мультимедийное издание «Православный церковный календарь Русской Православной Церкви на 2011 год». Электронный календарь полностью соответствует печатному православному церковному календарю, выпускаемому Издательством Московской Патриархии. Он включает в себя месяцеслов (список святых Русской Православной Церкви, имена которых включены в календарь для общецерковного почитания, пополняется каждый год) с указанием на каждый день года евангельских и апостольских чтений. В электронный календарь включены также богослужебные указания на 2011 год. Открывающие календарь статьи посвящены юбилейным событиям 2011 года: 35-летию архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и 50-летию со дня преставления митрополита Вениамина (Федченкова). Раздел календаря «Вси святии, молите Бога о нас!» посвящен 100-летию обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского, 50-летию со дня преставления священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, 550-летию со дня преставления святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, и другим юбилейным датам. Печатная версия календаря выходит далеко за рамки обычного календарного издания, по сути, это обширный церковный справочник, который содержит сведения обо всех епархиях и епископате Русской Православной Церкви, информацию о Синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях и многое другое. Фотогалерея представляет служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископат Русской Православной Церкви, иконы святых. В электронном варианте богатая система гиперссылок позволяет переходить от текста календаря на тот или иной день к кратким житиям святых, память которых празднуется, к описанию праздника, иконографической справке, а также к евангельскому или апостольскому чтению данного дня. Кроме этого, новое мультимедийное издание позволяет в течение года получать дополнительную информацию по календарным событиям, а также важнейшие церковные новости. В настоящее время издаются различные церковные календари, но главным официальным календарным изданием, рекомендованным Святейшим Патриархом для совершения богослужений во всех православных храмах России, является календарь, выпускаемый Издательством Московской Патриархии. С полным содержанием диска можно ознакомиться на сайте Издательства. Официальный сайт календаря Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1343260.ht...

В 1898 году он поступает на медицинский факультет. Учился Валентин на одни пятерки и резко выделялся среди студентов превосходно выполненными препарациями трупов: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии… мои товарищи единогласно решили, что я буду профессором анатомии, и оказались правы, хотя я и протестовал против их предсказаний». На четвертом и пятом курсах он увлекся глазными болезнями. Из массы студентов его выделяли высокие моральные требования к себе и другим, чуткость к чужому страданию и боли, открытый протест против насилия и несправедливости. Можно сказать, что первая проповедь будущего святителя была произнесена в университете на 3-м курсе. В один из дней перед лекциями Войно-Ясенецкий узнал, что в пылу спора его сокурсник ударил другого студента по лицу, и это, кроме того, было окрашено национальными красками: «…перед одной лекцией я узнал, что один из товарищей по курсу - поляк - ударил по щеке другого товарища - еврея. По окончании лекции я встал и попросил внимания. Все примолкли. Я произнес страстную речь, обличавшую безобразный поступок студента-поляка. Я говорил о высших нормах нравственности, о перенесении обид, вспомнил великого Сократа, спокойно отнесшегося к тому, что его сварливая жена вылила ему на голову горшок грязной воды. Эта речь произвела столь большое впечатление, что меня единогласно избрали старостой». После блестяще сданных выпускных экзаменов и получения диплома с отличием Валентин страшно обескуражил сокурсников заявлением, что его жизненный путь - это путь земского врача. «“Как, Вы будете земским врачом? Ведь Вы ученый по призванию!“ - воскликнули коллеги. Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским - мужицким врачом, помогать бедным людям»,- писал в мемуарах святитель Лука. Начало профессиональной деятельности Но сразу земским врачом Войно-Ясенецкому стать не пришлось: в 1904 году в качестве добровольца он был направлен в госпиталь Красного Креста под Читу, где в лазарете на 200 коек его назначили заведующим хирургическим бараком. Уже в первые месяцы практической работы проявился его твердый, волевой характер и высокий профессионализм, об этом времени святитель вспоминал так: «…не имея специальной подготовки по хирургии, стал сразу делать крупные ответственные операции на костях, суставах, на черепе. Результаты работы были вполне хорошими…». Там же он женился на сестре милосердия Анне Ланской, которая покорила хирурга «исключительной добротой и кротостью характера».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

В период работы в Курской области (с 1905 по 1908 год) хирург Войно-Ясенецкий выполнил более 1500 сложнейших операций, обобщил ряд хирургических случаев и опубликовал свои первые научные статьи: «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома», а также «Ретроградное ущемление при грыже кишечной петли». В 1907 году Валентин Феликсович был переведен в Фатеж, где заведовал более крупной больницей на 60 коек, и проработал там недолго. Именно в Фатеже в семье родился первенец - сын Михаил. Известно, что в это время святитель посещал глинскую Рождество-Богородицкую и Коренную общежительную пустынь, где имел долгие беседы с настоятелем пустыни игуменом Исаией. Настоятель показывал ему монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов. Из Фатежа Войно-Ясенецкие переехали в начале 1908 года на Украину в город Золотоношу. Там в семье родился второй ребенок - дочка Елена. О работе в этом городе Войно-Ясенецкого в качестве врача в амбулатории нет никаких сведений, но известно, что в августе 1908 года, оставив семью на Украине, Валентин Феликсович едет в Москву. Поездка туда была мотивирована научным интересом Войно-Ясенецкого: во время работы в земствах перед ним остро встала проблема операций под местным наркозом, повлияла и новая в то время книга немецкого профессора Г. Брауна «Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения». Святитель вспоминал: «Я с жадностью прочел ее и из нее впервые узнал о регионарной анестезии, немногие методы которой весьма недавно были опубликованы. Я запомнил, между прочим, что осуществление регионарной анестезии седалищного нерва Браун считает едва ли возможным. У меня возник живой интерес к регионарной анестезии, я поставил себе задачей заняться разработкой новых методов ее». И вот в сентябре 1908 года Войно-Ясенецкий поступает в экстернатуру при Московской хирургической клинике известного профессора - хирурга П.И. Дьяконова. Оказалось, что профессор Дьяконов ничего не слышал и не знает об этой теме, но с радостью одобрил работу над ней Валентина Феликсовича. В результате кропотливой и упорной работы появились ценные научные результаты. Но финансовые трудности заставили прервать научную работу и продолжить практическую хирургию в земствах. Семья Войно-Ясенецких отправилась в Саратовскую губернию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СоветеМинистров СССР по Крымской области Я . Жданов Из отчетно-информационного доклада уполномоченного за 1-е ПОЛУГОДИЕ 1956 года. 21 июля 1956 г. [...] Встречи с архиепископом Лукой За 6 месяцев 1956 года встреч с архиепископом Лукой было 4; 3 встречи в епархии и одна – в учреждении уполномоченного. Первая встреча состоялась 6 февраля. Беседа началась о коммюнике Эйзенхауэра с Иденом («Правда» от 4/11 – 56 г.). Лука сказал, что, по его мнению, события развертываются с приближением к войне. Я сказал, что коммюнике, хотя и составлено с угрозой по адресу коммунистических держав, но в п. 6 Иден и Эйзенхауэр, как бы испугавшись, что они наговорили в 5 пунктах, заявили, что не намерены добиваться намеченных в их политической линии планов путем открытой войны, зная, что монополистами атомного оружия они не являются и симпатии народов к капиталистическим странам уменьшаются. В беседе я сообщил Луке, что присутствовал на его проповеди о крещении Христа и что неплохим моментом в его проповеди было то место, где говорилось о величайшей неправде по отношению к 600миллионному китайскому народу, который до сих пор не принят в Организацию Объединенных Наций, и о разбойничьем захвате Америкой острова Тайвань, издревле принадлежащем Китаю. Беззаконие творят итальянские помещики, расстреливая бедных крестьян за то, что они пашут, засевают неиспользованные непригодные земли помещиков, фабриканты и заводчики Америки заставляют работать рабочих за ничтожную плату. Затем я сообщил Луке, что ко мне обращаются с жалобами священники русские, украинцы и верующие на засилье священников, приехавших из западных областей. Они говорят, что богатые городские приходы предоставляются священникам-западникам, а местные священники снимаются с городских приходов и рассылаются по отдаленным бедным сельским приходам. На жалобы я никак не реагировал, т.к. расстановка духовенства является делом правящего архиепископа. «Ни советов, ни пожеланий я Вам не даю, а просто сообщаю о фактах», сказал я Луке.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010