2. «Но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отложу то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер.18, 8 ). 3. Притчу о погибшей и обретенной овце Спаситель заключил следующими словами: «Говорю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» ( Лк. 15, 1–7 ). 4. К притче о потерянной и найденной драхме Иисус Христос добавил: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15, 10 ). 5. Притча о блудном сыне – это непререкаемое свидетельство о милосердии Отца Небесного к кающимся грешникам (см. Лк. 15, 12 – 32 ). 2. По учению Св. Отцов Церкви 1. Святой Ириней пишет: «Страх Господень – начало познания; познание же преступления производит покаяние; кающимся же дарует Господь благоволение» 47 2. Святитель Василий Великий рассуждает: «Спросим Спасителя: – Для чего Ты пришел к нам? Он ответит: – Я пришел не праведников спасти, а грешников призвать к покаянию ( Мф. 9, 13 ). – Что носишь на плечах? – Овцу погибшую, – говорит Он (см. Лк.15, 4, 5 ). – О ком радуются небесные жители? – Об одном грешнике, – говорит, – Ангелы радуются (см. Лк. 15, 10 ). Бог кающегося обнимает с радостью. Усерднее прибегнем к Благому Богу. Лишь только захочешь принести покаяние, подобно блудному сыну, как Сам Бог охотно встретит тебя. Думай об Отеческом благосердии и не потеряешь надежды на спасение» 48 3. Святой Ефрем Сирин говорит: «Бог не ограничил покаяния, не определил, что будто для некоторых грехов есть покаяние, а для других нет. Этот Великий Врач душ наших даровал нам это великое исцеление для любой раны» 49 4. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Покаяние – это дар небесный, сила удивительная, благодать, превышающая силу законов. Поэтому ни блудника не отвергает, ни от пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни прелюбодея не отгоняет, ни проклинающего не гонит, ни хульника, ни горделивца, но всех принимает» 50 . 5. Святитель Григорий Богослов спрашивает: «Желаешь ли услышать о человеколюбии Божием? Если, – сказано, – обратившись, воздохнешь ко Господу, то спасен будешь ( Иез. 33, 19 ). Смотрите, как спасение соединено с воздыханием. Ты не успеешь еще выговорить слова, Он скажет: «Я здесь», – и обратится к душе твоей: «Я – Спасение твое!» ( Пс. 34, 3 ). Между прошением и получением нет посредника: ни золота, ни серебра, ни блестящих и дорогих камней, ничего прочего, чем люди склоняются к милости» 51 . Когда и при каких условиях покаяние приводит к желаемой цели – исцелению наших душевных язв и полному очищению души? 52

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В своем комментарии на псалом 30 Августин изрек: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха. Ведь Он находит его во всех, ибо  все согрешили и лишены славы Божией . Но если греховны все, это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Это апостол и выразил следующими словами:  Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность . Также:  Если по благодати, то даром . Что означает “даром”? Это означает отсутствие всякой платы. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливое наказание, но дарует незаслуженную благодать». Святитель Григорий Богослов в «Беседе 7 на Иезекииля» сказал: «Наш праведный Заступник защищает нас как праведных на суде, потому что мы осознаем себя неправедными и осуждаем себя как таковых. Так доверимся же не нашим делам, но тому, что у нас есть Заступник». А в Проповеди 73 на Песнь Песней святитель Григорий Великий заметил: «Если Он станет смотреть и на неправедность избранных, то кто устоит? Услышьте, что святой и избранный муж сказал Богу:  Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное . Потому даже святым необходимо молиться о своих грехах и о том, чтобы спастись по милости, не полагаясь на свою праведность. Ибо все согрешили и нуждаются в милости Божией». Амвросий [Медиоланский] в  De Jacob et vita beata  указал: «Мы оправдываемся не делами, но верою, потому что немощь нашей плоти препятствует делам, но сияние веры затмевает греховность дел и удостаивается прощения грехов». Августин в  De civitate Dei,  кн. 10, гл. 22, сказал: «Прощение грехов осуществляется через Посредника между Богом и людьми, в Котором, после того как Он совершил очищение от греха, мы примиряемся с Богом. Очищение от греха в этой жизни совершается не через нашу добродетель, но через сострадание».  См.:  Амвросий Медиоланский , святитель.  De Jacob et vita beata,  гл.

http://pravoslavie.ru/100709.html

В середине VI века учение Оригена было осуждено Церковью. Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский , святой Ефрем Сирин , блаженный Феодорит , святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. ( Тертуллиан , святитель Григорий Богослов , святитель Григорий Нисский , преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства междку детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга. Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия. Верно ли, что смерть – личность? иеромонах Иов (Гумеров) И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное ( Откр. 20:14,15 ). В данном месте слова смерть и адупотребляются в образно-метафорическом значении. Также и св. апостол Павел приводит слова пророка Осии: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( 1Кор. 15:55 ). Архиепископ Аверкий (Таушев) так изъясняет это место: «это сказано в том смысле, что прославленные и спасенные люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под «огненным озером» и «второю смертью» разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Потом уже, в пятом только месте, поставлен подле Григория Богослова святой папа Климент (какое смирение для превозношения римского!); здесь и самая его кафедра уступает Цареградской, коей два иерарха стоят выше. Напротив его, рядом со Златоустом, начертан святитель Григорий Нисский , брат Василия Великого , известный по своим духовным творениям и присутствовавший на Втором Вселенском соборе, на котором окончательно утверждён и дополнен Никейский символ веры , с тех пор неизменно сохраняемый в Церкви Православной. И так лик его служит свидетельством нерушимости её догматов и обличением нововведений римских в символе. Наконец последними начертаны, друг против друга, на стенах алтаря святитель Епифаний Кипрский , написавший обличительную книгу против всех ересей, бывших до него и при нём, и потому глубоко уважаемый Восточной Церковью , и святитель Григорий чудотворец Неокесарийский, прославленный чудесами и составлением первого символа веры ещё до Никейского. Вот какие великие поборники православия собраны в святилище Софийском, во свидетельство векам грядущим, дабы и позднейшие совершители таинств, в священных стенах сего храма, не отступали никогда от завещанного им православия. Все они изображены в белых крещатых фелонях, с Евангелием в руке, как истинные проповедники дома Премудрости Божией, по слову книги Притчей: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. ( Притч.9:1–6 ). Трапеза и Чаша уготованы горе, пред глазами всех; проповедники сзывают к ней проповедью, и потому у каждого в руке священная книга; другая рука или благоговейно прижата к сердцу, или благословляет, и здесь мы можем видеть всю суету мудрствования мнимых старообрядцев; ибо в уцелевших мозаиках крестное знамение употребляется безразлично, судя по тому, как с большею или меньшею точностью, изобразил благословляющую десницу мозаист, не всегда искусный: у святителя Николая оно ближе к двуперстному, а у Златоуста, и ещё явственнее у святителя Григория Нисского , оно прямо именословное; все же кресты на стенах без изъяна четвероконечные, в обличение суемудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Так, в Символе святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского, непосредственно о Сыне говорится: «Един Господь — Бог от Бога — образ и выражение Божества» , — святитель Афанасий Александрийский называет Сына «образом Отчим», истинным и от Него «неотличным Образом» , святитель Григорий Богослов утверждает, что Сын есть «Начало от Начала — от бессмертного Отца, Образ Первообраза» , а святитель Григорий Нисский пишет: «Сын в Отце — как красота изображения в первообразном зраке [т. е. как красота образа содержится в виде, в форме первообраза. — д. Г. М.]… Отец в Сыне — как первообразная красота обитает в Своем изображении. И нам следует одновременно держать в мысли то и другое» . Столь же традиционное понимание неразрывности образов Отца и Сына мы находим и у святителя Василия Великого, писавшего: «В Боге Отце и в Боге Единородном (то есть Сыне. — д. Г. М.) созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын в Отце и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын; и в этом Они едино» ; именно поэтому Сын есть собственный Образ Отца, Его «Живой Образ» . Наконец, позднее, у преподобного Иоанна Дамаскина, мы находим даже своего рода «иерархический» строй неразрывной системы (как замкнутого цикла) «Божественных образов» Пресвятой Троицы, когда Сын выступает как «природный Образ» Отца — «совершенный, во всем подобный Отцу Образ, кроме нерожденности и отечества», а Святой Дух — как «Образ Сына, ибо никто не может сказать “Господи Иисусе”, как только Духом Святым» (то есть через посредство откровения этой истины Святым Духом. — д. Г. М.), «итак, — заключает Иоанн, — в Духе Святом мы познаем Христа как Сына Божия и Бога, и через Сына мы видим Отца» . Если труды святых отцов на эту тему, очевидно, не всегда были доступны древнерусским иконописцам, то сама православная догматическая традиция и художественно-символический канон именно такого восприятия образа Отца — через образ Сына! — была общепризнанной и распространенной. Ведь и преподобный Андрей прекрасно знал о том, что Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и к Коринфянам называет Сына «Образом Бога Невидимого» (см.: Кол. 1, 15; 2 Кор. 4, 4). Знал он и о том, что, согласно тому же Апостолу Павлу, только Сын есть в духовном смысле точный образ Родившего — «будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3), ибо ведь недаром ответом Иисуса на просьбу Апостола Филиппа показать ему Отца было: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 9–10).

http://pravoslavie.ru/49214.html

Таким единством и стал человек, микрокосмос (то есть «малый мир»), «ибо он носит на себе образ всего великого Святитель Григорий Нисский говорит, что «человек есть некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена Человек — наивысшее создание Божие. По словам священномученика Иринея Лионского, «слава Божия есть живущий Видимый мир, включая небо, землю, море, солнце, луну, звезды, животных, растения, образовался до человека и для человека. Святитель Григорий Нисский так описывает царственный характер человека: «Человек введен последним в творение, не потому, что как нестоящий отринут на самый конец, но потому, что вместе с началом бытия должен был стать царем подчиненных». Святитель сравнивает Бога с добрым хозяином, который сначала прибирает дом и готовит еду, а потом зовет высокого гостя: «Подобным образом богатый и щедрый Хозяин естества нашего, украсив это жилище всякого рода красотами, уготовив этот великий и всем снабженный пир, потом уже вводит человека, вменив ему в занятие не приобретать то, чего еще нет, но наслаждаться тем, что уже Человек сотворен, чтобы властвовать над окружающим миром. Сотворив человека, Бог дает ему власть нарекать имена: Он приводит к человеку всех животных и птиц, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам, и птицам, и всем зверям» ( Быт 2:19–20 ). Наречение имен животным — знак того, что Бог поставил человека над ними, сделал его их властелином. По словам святителя Григория Богослова, Бог ставит человека на земле как «царя над тем, что на Псалмопевец воспевает величие человека: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то чтó есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» ( Пс 8:4–9 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

1098. Преподобный Марк Подвижник. Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1–6. Добротолюбие. Ч. 2. 1099. Ioanni Chrisostomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5. 1100. Деян. 8:39. 1101. Деян. 10:44–46. 1102. Скобель — плотничный инструмент, которым скоблят дерево. 1103. «Церковная История» Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло пред взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучим и потом казнен. 1104. Святитель Григорий Богослов. Слово 18. Творения святых Отцов. 1105. Святитель Григорий Богослов. Слово 40. Творения святых Отцов. 1106. Четьи-Минеи, 1 января. 1107. Ин. 7:38. 1108. Пс. 50:20–21. 1109. Слово 4 о послушании. 1110. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). 1111. Мф. 3:11. 1112. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). 1113. …покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). 1114. Мф. 10:7. 1115. Деян. 20:21. 1116. …что нам делать, мужи братия? …Покайтесь, и да крестится каждый из вас. во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2:37–38). 1117. См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других. 1118. …во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:30). 1119. «Закон свободы, — сказал преподобный Марк, — разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется»: глава 32, О Законе Духовном. 1120. …в единство веры… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). 1121. Заключение «Слова о Крещении». 1122. …моего собственного виноградника я не стерегла. …Паси козлят твоих (Песн. 1:5–7). 1123. Слово 21. 1124. Слово 7. 1125. …дух сокрушенный (Пс. 50:18–19). 1126. Слово 5. Советы ума душе. 1127. Слово 1. 1128. Слово к иноку Николаю. 1129. …суды Твои да помогут мне (Пс. 118:175).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

4 Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882) — американский эссеист, поэт, философ, пастор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США. 5 Феогнид (Теогнид) из Мегар (VI в. до РХ) — греческий поэт, лирик. Какой должна быть истинная дружба Друг любит во всякое время, и, как брат, явится во время несчастья. Притч. 17: 17 Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый — то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его. Сир. 9: 12-13 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 15: 12-13 Ничего не жалей для верного друга, который показал себя не за чашей, но в бурное время, который ничего не делает тебе в угождение, кроме полезного. Знай пределы вражде, а не благорасположению. Святитель Григорий Богослов Надлежит нам так себя самих и друг друга чтить и любить, как Сам Христос первый Своим примером показал, благоволив пострадать за нас. Преподобный Максим Исповедник Что короче сего повеления о милости: таков будь к друзьям и ближним, какими желаешь иметь их к себе? Но есть другое и сего короче — это Христовы страдания. Святитель Григорий Богослов Многие скажут мне, что без дружбы не выжить человеку. Они имеют в виду не друга, а помощника, союзника. Конечно, друг, если нужно, даст нам денег, выходит нас во время болезни, защитит от врагов, поможет нашей вдове и детям. Но дружба не в этом. Это скорей помехи. В одном смысле эти дела очень важны, в другом — неважны. Они важны, ибо тот, кто их не сделает, окажется ложным другом. Они неважны, ибо роль благодетеля случайна в дружбе, даже чужда ей. Дружба совершенно свободна от «нужды, чтобы в тебе нуждались». Нам очень жаль, что представился случай оказать помощь, — ведь это значит, что друг был в беде, а теперь, ради Бога, забудем об этом и займемся чем-нибудь стоящим! Сама благодарность не нужна дружбе. Привычная фраза: «Да о чем тут говорить!..» — выражает наши истинные чувства. Знак истинной дружбы не в том, что друг помогает, а в том, что от этого ничего не изменится. Помощь отвлекает, мешает, на нее уходит время, которого и так всегда не хватает друзьям. У нас всего два часа, а целых двадцать минут пришлось потратить на «дело»!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Более того, Крестная смерть есть очищение всего мира, кровавое крещение всей твари — очищение космоса через очищение микрокосма… «Очищение не малой части вселенной и не на малое время, но очищение всего мира, и очищение вечное,” — говорит святитель Григорий Богослов . И потому вся тварь таинственно соучаствует в смертной страсти Богочеловека… «Вся тварь изменяшеся, зрящи Тя на кресте висима, Христе… Солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся…» Это не сострадание жалости, но сострадание страха — «основания земли позыбашася страхом Державы Твоея.» Сострадание в радостнотворном созерцании великого таинства воскрешающей смерти — «кровию бо Сына Твоего благославляется земля» . «Много было в то время чудес, — говорит святитель Григорий Богослов, — Бог распинаемый… солнце омрачающееся и снова возгорающееся — ибо надлежало, чтобы и твари сострадали Творцу… Завеса раздравшаяся… Кровь и вода, излиявшиеся из ребра, — кровь потому, что был Он человек, и вода потому, что был выше человека … Земля колеблющаяся, камни расторгающиеся ради Камня… Мертвецы, восставшие в уверение, что будет последнее и общее воскресение… Чудеса при погребении, которые кто воспоет достойно… Но ни одно из них не уподобится чуду моего спасения… Немногие капли крови воссозидают весь мир, и для всех людей делаются тем, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя нас воедино» . Крестная смерть — таинство, имеющее не моральный только, но и сакраментальный смысл. Это Пасха Нового Завета. На Тайной Вечери открывается сакраментальный смысл Крестной смерти. Странным кажется, что Евхаристия устанавливается прежде Крестной смерти — и уже в Сионской горнице Сам Спаситель преподает ученикам Свое Тело и Кровь… «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас изливается» (Лк. 22:20). И, однако, Тайная Вечеря была не только преобразованием, не только пророческим символом — как и Евхаристия не есть только символическое воспоминание… Это — истинное таинство… И Христос совершает его как Первосвященник Нового Завета. Это — таинство Крестной смерти, Тело ломимое и Кровь изливаемая… И вместе с тем таинство неизреченного преображения — таинственное и сакраментальное преложение немощной плоти в пищу духовную и прославленную. Тело ломимое, умирающее, но в самой смерти воскресающее… Ибо добровольно восходит Господь на Крест — на Крест скорби и славы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Хула на Духа Святого не прощается ни в этой жизни, ни в вечной» Проповедь иерея Александра Шумского в День Святого Духа 04.06.2012 1672 Время на чтение 6 минут Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этими великими и святыми словами, призывающими Пресвятую Троицу, начинается любая пастырская проповедь. Но сегодня предметом проповеди является непосредственно Пресвятая, Единосущная, Живоначальная и Нераздельная Троица, особенно ее Третье Лицо - Святой Дух. Святитель Григорий Богослов в своем «Слове на Святую Пятидесятницу» говорит: «Оканчиваются дела Христовы, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле, и начинаются дела Духа». Исполняется обещание Спасителя ученикам, что Он умолит Отца о ниспослании им иного Утешителя, Духа Святого. Вот как это событие описывается в «Деяниях святых апостолов»: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресенье, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы ; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего называется Духовым днем . Поэтому и мы сегодня сделаем акцент на Третьем Лице Пресвятой Троицы - Духе Святом. От правильного понимания догмата о Пресвятой Троице зависит спасение души верующего человека. В этой связи следует особо подчеркнуть, что далеко не во всем христианском мире правильно почитают Духа Святого, а значит - и Триединого Бога. Только Православная Церковь правильно почитает Пресвятую Троицу и правильно учит о Духе Святом. Любая ошибка здесь неизбежно приводит к искажению всего духовно-нравственного строя жизни. Святитель Григорий Богослов говорит: «Кто Святого Духа низводит в ряд тварей, тот ругатель, злой раб и злейший из злых. Кто признает Его Богом, тот божествен и светел умом. Дух Святой всегда был, и есть, и будет: Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном вчиняется и счисляется».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/04/hu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010