Дарий, мидянин, царь Халдейский, поставил в царстве своем сто двадцать сатрапов для управления областями под главным надзором трех начальников, между которыми был и Даниил: им должны были сатрапы отдавать отчетно всем, дабы не беспокоить царя. Даниил был первым между начальниками, ибо он был исполнен Духа Божия; царь даже был намерен поставить его над всем царством своим. Такое расположение царя к Даниилу возбудило к нему зависть в прочих начальниках и сатрапах, и они стали искать случая обвинить его перед царем. Не могши найти ничего дурного в поведении верного Даниила относительно его должности, они решились поставить ему в вину само его благочестие и ревность по закону Божию. Они пошли к царю и сказали ему: «Царь Дарий! Здравствуй многие лета! Все князья, военачальники и сатрапы царства твоего молят тебя издать повеление, чтобы тот, кто в продолжение тридцати дней попросит чего-нибудь у какого-нибудь бога или человека, кроме тебя, был ввержен в ров львиный». Царь согласился и тотчас издал повеление. Даниил имел обыкновение, открыв окно, обращенное к Иерусалиму, каждый день три раза приносить молитву Богу, преклонив колена. Не взирая на повеление царское, он продолжал молиться ежедневно, и враги его тотчас донесли об этом Дарию. Пришедши к царю, они сказали ему: «Царь! Не повелел ли ты, чтобы тот, кто, в продолжение тридцати дней, будет просить чего-нибудь от какого-либо бога или человека, кроме тебя, был ввержен в ров львиный?» – Он отвечал им: «Вы говорите справедливо: таково повеление, данное всем Мидянам и Персам, которого никто не смеет нарушить». Тогда они сказали: «Даниил, один из пленных Иудеев, не повинуется твоему повелению и каждый день три раза молится Богу своему». Услышав это, царь очень огорчился и старался найти средство к спасению Даниила: но придворные говорили ему, что закон, данный всем Мидянам и Персам, не может быть безнаказанно нарушен, и царь вынужден был дать повеление ввергнуть Даниила в ров львиный, утешая его надеждой, что его Бог спасет его. Итак, Даниила ввергли в ров львиный и вход в него завалили камнем, который запечатали печатями царя и вельмож: но Бог заключил челюсти львов, и они не сделали никакого вреда Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Действительно, первое откровение относится к человеку в состоянии природы и общежития; а второе поставляет его в царстве Благодати и веры. Обновление состояния природы и общежития 1. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю. 2. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные и все птицы небесные; все, что движется на земле, и все рыбы морские отданы (Мною) в ваши руки. 3. Все, что движется и живет, вам да будет в пищу; вам даю Я все, подобно как и зелень травную. 4. Только плоти с душою ее, то есть с кровью ее, не ешьте. 5. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу оную от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, брата его. 6. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется между человеками, ибо человек создан по образу Божию. 7. Итак, вы плодитесь, и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. Состояние природы и общежития Бог обновляет своим благословением (1) подобно как сие было по сотворении человека ( Быm. I. 28 ). Сие благословение Божие заключает в себе права умножать свой род и обладать тварями. Употребление их Откровение определяет и обеспечивает некоторыми особливыми законами (2–6). Да страшатся и да трепещут вас. Сего не было в благословении, данном Адаму: он был владыкою твари, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом. Сей страх освобождает нас от опасностей со стороны сильнейших, нежели мы, животных и заставляет их служить нам; но, пользуясь сими преимуществами, мы должны воспоминать, колико ужасен грех, когда грешник в самом благословении Божием страшен. А если иногда звери и выходят из сего страха, мы также не должны обращать сего в предо- суждение благословения Божия, но в осуждение себя самих. Все, что движется и живет, вам да будет в пищу. Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что земных плодов со временем недостало бы для множества человеков; что плодотворная сила земли оскудела и что слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для своего сохранения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Действия Халева в отношении к получению земли, которая была обещана ему и потомкам его, достойны подражания: он не употребляет ни изворотов, ни хитростей, но прямо, со справедливым сознанием своего достоинства, объявляет свое право на то, что ему принадлежит. В Иисусе Навине мы видим человека Божия: он спешит воздать должное истинной заслуге. Наказание Ахара Господь передал в руки Израильтян укрепленный город Иерехон, царя Иерехонского и все, что было в городе; стены города, после семидневного обхождения около их с Кивотом Завета, должны были пасть сами собой, при восклицании народа и звуке трубном. Тогда Иисус Навин сказал народу: «Господь передал вам Иерехон. Да будет сей город проклят, да будет пощажена только одна Раав со всем, находящимся в доме ее, за то, что она скрыла в доме своем соглядатаев, посланных нами. Берегитесь брать что-нибудь из того, что вы найдете в городе, чтобы не навлечь гнева Божия на весь полк Израильский: все золото и серебро, все сосуды медные и железные, которые найдены будут, да будут посвящены Господу и да будут положены в сокровищницу Скинии». Раздался клик народный и глас трубный – и стены пали: израильтяне вторглись в город, взяли его и убили всех, кто был в нем, – мужей, жен, детей, старцев; не было пощады и животным. Был пощажен только дом, по повелению Иисуса Навина, дом Раавы со всем, что в нем находилось. Тогда Иисус изрек на город проклятье: «Да будет проклят перед Господом человек, который дерзнет восстановить город Иерехон; да умрет первенец его в то время, когда он будет полагать ему основание, и да погибнет последний из детей его, когда он поставит врата его». Некоторые из израильтян преступили запрещение и утаили часть того, что было запрещено им брать под клятвой: между таковыми находился и Ахар из племени Иудина. Это навлекло на израильтян гнев Господень, который скоро обнаружился при нападении их на город Гай: как этот город казался незначительным, то соглядатаи донесли Иисусу Навину, что не нужно идти против него всему народу еврейскому, а достаточно трех тысяч человек для его взятия; Иисус Навин исполнил этот совет – но войско, вместо обычной победы, потерпело поражение и обратилось в бегство.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

День первый Моисей называет одним или просто, полагая имя количества вместо имени порядка; или с особенным намерением для означения того, что, несмотря на беспримерную его ночь, он не был более как один день обыкновенный; или, наконец, для того, что по сей первоначальной ночи он был единственный 2 . День второй 6. Потом Бог сказал: да будет твердь посреди вод; и да отделяет она воды от вод. 7. И создал Бог твердь; и отделил воды, которые под твердию, от вод, которые над твердию: и стало так. 8. И назвал Бог твердь небом (и увидел Бог , что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй. В описании второго дня творения примечать должно творимый предмет, его действие в образовании целого, наречение, одобрение, время сего творения. Предмет творения второго дня есть твердь . Некоторые новейшие толкователи прелагают: простертие, или пространство, выводя сие понятие из употребления слова ( Uc. XL. 19 ), но семьдесят толковников, сообразно как с знаменованием и употреблением слова (Пс. CXXXV. 6. Uc. XLII 5. XLIV. 24), так и с понятиями древних о небе 3 , постоянно переводят: στερωμα – твердь, которая как бы силою существа своего дает твердость и прочность образованиям небесных и земных тел. Твердью называет Моисей не только воздух, окружающий землю (20), но и небо звездное (14). Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердию, и между водами, которые над твердию. Воды над твердию, по мнению некоторых, должны быть облака ( Nc. CIII. 3 . Uob. XXVI. 8 ). Но собрание паров в облака не свойственно называть отделением воды от воды. Можно думать, что водою бытописатель называет здесь то, что прежде назвал бездною, с тем различием, что сие неустроенное вещество по сотворении света частью сделалось прозрачным. По сему понятию, дабы представить себе разделение вод сообразно с описанием Моисея, зритель мироздания пусть вообразит себя на образующейся земле в минуту повеления Божия о бытии тверди. Прежде свет сквозь неустроенное вещество, находившееся между им и землею, проходил как бы сквозь воду. Теперь, когда должна явиться чистая твердь, грубейшие части оного водообразного вещества частью стремятся к земле и, соединяясь с нею, открывают ее очертание, частью по такому же действию восходят вверх, то есть к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Для Господа Бога не довольно было сохранить жизнь Моисея против воли жестокого Царя; чтобы явить в большем блеске Свое могущество, Он устроил так, что Фараон сам спас младенца руками своей дочери, сам послужил судьбам Божиим, воспитав это дитя, сам приготовил мстителя за израильтян, которых он притеснял, и исполнителя праведного суда Божия над Египтом. Так Господь часто поражает врагов своих их собственными руками. Бегство Моисея из Египта в землю Мадиамскую Моисей, на сороковом году своей жизни, оставил двор Фараона, чтобы посетить братьев своих израильтян в угнетении, которое они терпели. Один раз он увидел египтянина, который бил еврея: зная, что Господь избрал его для избавления народа своего от рук египтян, он осмотрелся кругом и, не видя никого, вступился за еврея и убил египтянина, а тело убитого зарыл в песок. На другой день он увидел двух евреев, которые ссорились и дрались между собой, и сказал обижавшему: «За чем бьешь ты брата своего?». А этот отвечал ему: «Кто поставил тебя князем и судьей над нами? Или ты и меня хочешь убить, как убил вчера египтянина»? Моисей испугался и удивился, ибо думал, что никто не видел, как он убил еврея. Между тем узнал об этом Фараон и приказал преследовать Моисея, а он, чтобы спастись, удалился из Египта в Каменистую Аравию, в землю Мадиамскую. Прибыв туда, он сел отдохнуть при колодце; в это самое время пришли за водой семь дочерей священника Мадиамского, именем Рагуила или Иофора, и хотели поить свои стада; но пастухи отогнали их от колодца: Моисей вступился за девиц и помог им напоить их стада. Когда они возвратились к отцу своему, то он спросил их: «Отчего вы сегодня возвратились ранее обыкновенного»? – Они отвечали ему: «Какой-то египтянин защитил нас от пастухов, начерпал нам воды и напоил овец наших». «Где он? – спросил Рагиул, – зачем вы отпустили его? Подите, позовите его вкусить с нами хлеба». Моисей пришел в дом Рагуила и остался жить у него. Спустя несколько времени он женился на его дочери Сепфоре и имел от нее двух сыновей: одного назвал он Гирсамом, а другого Елиезером. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Для размышления. То значит и еврейское слово и греческое αδολεσχειν у семидесяти ( Nc. LXXVI. 4. 7. 13 ). Другие переводят прогуляться или посмотреть.Покрывало возлагает на себя Ревекка по тому всеобщему в Аравии обыкновению, по которому женский пол является в обществе не иначе как под покрывалом и, может быть, в особенности по причине присутствия жениха. Тертуллиан обращает сей пример к наставлению и обличению жен христианских 29 . И утешился Исаак в смерти матери своей. Следственно, время сетования продолжалось три года ( Быm. XVII. 17. XXIII. 1. XXV. 20 ). Если Исаак есть образ Христа, то обручение Исаака с Ревеккою может быть образом обручения Христа с Церковью . Апостол сближает образ с образуемым, когда называет Христа единым мужем, Церковь – девою чистою, а себя представляет обручителем (2 Кор. XI. 2). Сей образ можно приложить и к Церкви иудейской, которая чрез раба Божия, вернейшего в дому Божием, Моисея взыскана в Египте и возведена в землю обетованную; и к Церкви христианской, которая чрез апостолов воззвана из язычества на место скончавшейся Церкви иудейской. Последние приключения Авраама Быm. XXV. 1–18 Историю Авраама Моисей оканчивает такими сказаниями, которые бы, доставляя ей последнюю полноту, в то же время служили введением в историю Исаака и обращали бы на него все внимание читателя. Для сего сказуется о многих сынах Авраама, но так, что Исаак поставляется высшим всех и единственным его наследником; показывается преимущество Измаила, который участвовал с Исааком в священном труде погребения родительского, который соответственно с обетованием произвел двенадцать сынов родоначальников; но между тем примечается, что благословение Божие пребывало на бездетном в течение двадцати лет супружества Исааке. Таков общий дух трех кратких сказаний: о супружестве Авраама с Хетгурою (1–6), кончине Авраама (7–11), о жизни Измаила (12–18). Супружество Авраама с Хеттурою XXIV.1. И взял Авраам еще жену, именем Хеттура. 2. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мидиана, Ишбака и Шуаха. 3. У Иокшана родились Шева и Дедан. Сыны Дедана были Ашурим, Летушим иЛеюмим. 4. Сыны Мидиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдаа. Все сии суть сыны Хеттуры. 5. Впрочем, Авраам отдал все имение свое Исааку. 6. А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам дары и отпустил их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей к востоку, в землю Восточную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Доданим. По некоторым спискам книги Паралипоменон ( 1Nap. I. 7 ), Роданим. Те, которые следуют сему последнему чтению, ищут племени Роданим или на острове Родосе, как это делают семьдесят толковников и Иероним, или около устья реки Роданы (Роны) и города Роданузии, как Бохарт. Если предпочесть первое чтение, то селение Доданим можно полагать в Епире, где прорицалище, река и город имеют одно имя: Додона. Древность прорицалища Додонского, засвидетельствованная Геродотом (L. II, с. 52), и сохранившиеся об оном предания подтверждают сию догадку. Прорицания давала, по сказаниям египтян, жрица, а по баснословию додонскихжрецов, голубица: сие разноречие объясняется финикийским или еврейским именем Иаваниф, или Иониф, которое может означать и женщину от племени Иавана, и голубицу.Поселения. Сие значение слова , почерпнутое из арабского языка, по-видимому, есть коренное значение оного. Значение острова, которое дают оному здесь семьдесят толковников, впрочем, обыкновенное, не приличествует сему месту. Что евреи одним и тем же именем означали земли, лежащие на море, за морем и вообще отдаленные и малоизвестные, сие согласно с состоянием землеописания в древние времена и с положением собственной их земли. И другие азиатские народы только Азию почитали твердою землею (Herod. L. II, с. 103). Бытописатель, указуя на поселения народов языческих, кажется, хотел обратить внимание соотечественников особенно на малоизвестные и еще возникавшие в то время племена Европы. Потомство Хама 6. Сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Ханаан. 7. Сыны Куша: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. 8. Куш родил также Нимрода: сей начал бытьсилен на земле. 9. Он был силен звероловством пред Богом, потому и говорится: как Нимрод силен звероловством пред Богом. 10. Царство его вначале составляли Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. 11. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах 12. и Ресен, между Ниневиею и между Калахом, город великий. 13. От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, 14. Патрусим, Каслухим (откуда вышли Филистимляне) и Кафторим. 15. От Ханаана родились Сидон, первенец его, Хет, 16. Иевуси, Эмори, Гиргаши, 17. Хивви, Арки, Сини, 18. Арвади, Цемари и Хамафи. Впоследствии времени племена Ханаанские рассеялись. 19. И шла граница Хананеев от Сидона к Герару, к Газе, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. 20. Сии суть сыны Хамовы, по племенам своим, по языкам своим, в землях своих, в народах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Души праведных не воспринимают полного блаженства, потому что полное воздаяние по делам предопределено получить человеку по воскресении его тела и последнего Суда Божия. Апостол Павел говорит: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4:8 ). И ещё: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). 371. Откуда мы знаем, что души праведных пребывают в предначинании блаженства? Души праведных пребывают в предначинании блаженства прежде последнего Суда согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесён на лоно Авраамово (см. Лк. 16:22 ). 372. В чем состоит предначинание блаженства? Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Флп. 1:23 ). 373. В чём состоит надежда душ верующих, не успевших принести плоды покаяния? Душам умерших с верой, но не успевших принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединённые с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память. 374. Это учение основано на предании Кафолической Церкви, начала которого видны ещё в Ветхозаветной Церкви. Иуда Маккавей принёс жертву за умерших воинов (см. 2Мак 12:43 ). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной Литургии, начиная от Литургии апостола Иакова. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Великая будет польза душам, о которых возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная Жертва» (Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвы и жертвы о тех, кто удерживается в аду , с надеждой для них мира, прекращения мучений и свободы. О двенадцатом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Евангелист Иоанн пишет: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). Сам Иисус Христос говорит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ). 15. Может ли человек познавать Бога без особого его откровения? Человек может познавать Бога методом исследования сотворённых Им вещей, но это познание является несовершенным и недостаточным и может служить только приготовлением к вере или лишь некоторым пособием к познанию Бога из Его откровения. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20 ). «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:26–28 ). Рассуждение о вере в Бога начинается с мысли о том, что Бог есть. К этой мысли мы приходим созерцая сотворённые Им предметы. Внимательно рассматривая мир, мы познаём, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаём также и многие невидимые Его свойства. Таким образом принимаем Его как Верховного управителя. Поскольку Бог Творец всего мира, а мы составляем часть этого мира, следовательно, Бог есть и наш Творец. За этим знанием следует вера, а за верой – поклонение (святой Василий Великий , Послание 232). О Священном Предании и Священном Писании 16. Каким образом Божественное откровение сохраняется и распространяется? Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания . 17. Что мы называем Священным Преданием? Под Священным Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды. 18. Где хранится Священное Предание?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ему угодно сим научить нас, что искушение само по себе не вина; что если мы противимся ему, то добродетель получает от того ещё большее достоинство и новую цену. Он хотел ободрить души робкие и мнительные, которые считают себя виновными потому, что с большей или меньшей силой бывают искушаемы, и по этому неправильному о себе заключению унывают на пути добродетели. Наконец, Он хотел показать им, какими оружиями должно защищаться от искусителя. Сии оружия суть: пост, молитва и наставления слова Божия. Сын Божий «должен был, – как говорит Св. Павел в послании к евреям, – во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником в отношении к Богу, для умилостивления за грехи народа» ( Евр. 2, 17 ). Ибо как Он сам претерпел искушения и страдания; то может помогать и искушаемым ( Евр. 2, 18 ). Мы имеем не такого Первосвященника, который не может страдать с нами в немощах наших, но такого, Который подобно нам испытал всё, кроме греха. Посему да приступаем смело к престолу благодати, дабы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи ( Евр. 7:15–16 ). Почему Иисус оставался со зверями, и какое общество имел Он в пустыне? Потому что звери пребывали в своем естественном состоянии, так сказать в невинности; напротив, у людей всё извращено грехом: «Всякая плоть развратилась в путях своих» ( Быт.6:12 ). Между людьми, говорит Боссюэт, находим только притворство, неверность, своекорыстную дружбу, взаимный обмен лести для удовольствия тех и других, ложь, тайную зависть под видом тайного доброжелательства, непостоянство, несправедливость и разврат. Будем же убегать от сего хотя духом, звери для нас будут лучше общества людей в мире. И нам предлежат искушения, как Иисусу Христу, представившему Себя нам в образец; тогда и нам, подобно как Ему, будут служить Ангелы. Они буквально служили Спасителю в нужде, в которой Он благоволил быть после столь долгого поста, и мы должны помнить, что они «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые должны наследовать спасение» ( Евр.1,14 ); и что в честь Спасителя они становятся служителями тех, которые постятся с Ним в пустыне, любят молитву и уединение и живут, воздерживаясь от того, в чём находит своё удовольствие ветхая природа, и не прилагают к тому сердца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010