Вот впечатления, вынесенные великими Князьями из чтения «Воспоминаний», которые возбуждают в Великих Князьях «надежду» и желание лично познакомиться с их почтенным автором. Великие Князья поручают мне Вам сказать, Владыко, что они будут очень рады, когда представится Им случай с Вами встретиться и познакомиться. Позвольте прибавить, что мое впечатление от «Воспоминаний» вполне сходно с мнением моих Высоких воспитанников и что я тоже с нетерпением жду случая лично познакомиться с Вами. С глубочайшим почтением, имею честь быть Вашего Преосвященства покорным слугою». Я не замедлил ответить на такое любезное и утешительное для меня письмо, и вот что писал я Дмитрию Сергеевичу от 22-го числа: «Приношу Вашему Превосходительству искреннейшую сердечную благодарность за Ваше драгоценное для меня, письмо. И чем оно нечаяннее для меня, тем утешительнее. Получив столь лестный отзыв Их Императорских Высочеств о моем посильном труде в память моего в Бозе почившего друга и брата, Преосвященного Архиепископа Леонида, я почитаю себя вполне вознагражденным за этот труд. Покорнейше прошу Ваше Превосходительство изъяснить Их Высочествам чувства моей глубокой благодарности за Их милостивое и благосклонное воззрение на мой литературный труд. День, в которой я буду иметь счастье лицезреть Их Императорские Высочества, будет для меня днем радости и торжества. Призывая на Вас и на Ваше высокое служение Отечеству воспитанием Августейших сынов Царевых Божие благословение, с глубоким почтением и преданностию имею честь быть Вашего Превосходительства, Милостивого Государя, покорнейшим слугою и усердным Богомольцем»... 20-го же числа получил я письмо из села Мосолова, Тульской губ., от помещицы Елизаветы Ив. Богаевской, урожденной Капнист, которой, по её желанию, послана была мною 30-го августа моя книга «Воспоминания об Архиепископе Леониде», с собственноручною надписью. Она писала мне от 14-го числа: «Преосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец Савва! С глубочайшим чувством признательности и благодарности, с молитвой о здравии Вашего Преосвященства и за упокой незабвенного Отца и Архипастыря Леонида Ярославского, приняла и прочла Ваши Воспоминания, проникнутые сердечными, дружескими, святыми чувствами. 5-го Сентября, в день моего ангела, получила я, Преосвященный, Вашу книгу, – подарок незаслуженный, но для меня драгоценный. Он дал мне возможность проследить мыслию и духом достойную удивления и благоговения подвижническую жизнь почившего Святителя. Благодарю Вас, Владыко, за дарованные мне чудные минуты. Молю Господа дать мне радость суметь на деле доказать Вам благодарные чувства, наполняющие душу мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Молитва Святителю Савве Сербскому Скачать epub pdf Святителю отче Савво, моли Бога о нас. Тебя, наиглавнейшего просветителя Христа Бога в нашем роде, сегодня мы прославляем в сем величественном храме, посвященному твоему имени. Ты святым житием, пламенным трудом, бескорыстным пожертвованием на земле стяжал славу небесную, непреходящую и бессмертную. И удостоился зреть лице Божие, заступаться и молиться за свой народ. Ныне, ныне, больше, чем когда-либо, заступись за твой страдающий народ и помолись Всевышнему Господу: да простит нас Господь по милости Своей, помилует и спасет; да обожит, соединит и умножит весь твой народ; да благословит души миллионов наших братьев и сестер, беззащитно павших в этой войне за честный крест и драгоценную свободу и всех их возьмет в Рай , вблизи тебя, отче наш Савва, да даст им вечный покой и жизнь вечную, радость и славу; да вытрет слезы плачущих, вылечит раны раненных, да умирит боль больных, да смягчит муки мученых, да освободит узников, да укрепит борцов, да даст силу богомольцам, да соединит разъединенных, да примирит поссоренных, да успокоит взволнованных, да утешит матерей в черном трауре и осиротевших вдовиц, да голодных накормит, озябших согреет, голых оденет, и дарует свободу закованным. О Святый отче наш, ответь любовью на любовь сербского народа, который тебя сегодня прославляет по всему свету и поет тебе сквозь слезы. Воскликнем с любовью Святителю Савве, как с руин твоей Жичи 1 и руин твоей державы, твоих святынь и домов в Отечестве твоем, так и со всего света Божьего, где бы ни были твои чада, рассеянные ветром по чужбине. Если же старшие и грешили, то дети нет. Благослови сих детей сербских, которые сегодня на тебя смотрят и тебе читают: Святой Савва любит, О всех сербах Бога молит, Сербскому роду дает крылья, Сербским детям благословенья. О наиблагословеннейший человек, которого когда-либо рождала сербская мать, благослови и сих духовных детей, стоящих в страхе Божием в сем дивном храме, духовном очаге, в сем чудном граде. Преданные своей святой вере и народу, они приобрели сей святой храм с великим самопожертвованием, трудом и согласием, и посвятили его имени твоему, имени своего любимейшего святителя. Благослови как их, так и всю нашу братию как поблизости, так и на расстоянии, которая сегодня тебя вспоминает и тебя призывает на помощь. Пусть с твоим благословением и во всех них утвердится вера, усилится надежда и воспламенеет братская любовь, согласие, милость и доброта. Да бы тем достойно прославили Отца своего небесного, как и ты Его прославил, прославенный витязь креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Возвратившись на Афон, он счастливый, поцеловал руки своему отцу и поведал ему обо всем. Он показал Симеону царский скипетр и пергамент с указом, по которому они получали все, что просили для Хилендара. Симеон остался чрезвычайно доволен. Он тут же написал письмо Стефану, извещая его о сделанном и поручая Хилендар его покровительству, после чего лег на соломенный тюфяк с камнем в возглавии вместо подушки. Симеон чувствовал приближение своей кончины. Глава 12. Смерть Симеона 6 февраля, лежа на жесткой постели на полу, Симеон попросил о святом причастии. Так он причащался каждое утро в течение семи дней, только тем поддерживая свою жизнь. Пищи он не принимал. Савва с безграничною любовью денно и нощно служил своему отцу. Наконец Симеон сказал: «Пришел час нашего расставания». Он дал Савве последние наказы, связанные с монастырем и со своим погребением. Он желал, чтобы тело его, если возможно, было перенесено в Сербию, в гробницу, которую он за несколько лет до того приготовил себе в Студенице. И еще просил он Савву не забывать его в своих молитвах. «Знаю я, сын мой: чего ты попросишь у Бога, даст тебе Бог . Ныне моей душе нужнее всего твои молитвы». Весь в слезах, Савва просил своего отца молиться в мире ином за свой народ и храмы, им воздвигнутые. После того он упал на колени, испрашивая у отца прощения и благословения. Симеон возложил руки на главу сына и сказал: «О, благословение мое, будь благословен!» Затем вся братия собралась вокруг смертного одра своего благодетеля, дабы получить прощение и благословение. По древней православной традиции близкие приходят проститься с умирающим. Они говорят: – Прости меня. Умирающий отвечает: – Бог простит, и я прощаю. Прости и ты меня. – Благослови меня, и пусть Бог тебя благословит. – Бог тебя благословит, и я благословляю. – Молись обо мне. – Молись и ты обо мне. Когда в храме заканчивалась утреня, Симеон неожиданно воспел: «Свят Господь Бог наш. Всякое дыхание да хвалит Господа». С этими словами блаженный старец предал свой дух Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Заботясь об успехах студентов в науке, владыка не забывал и об их нравственном облике, придавал большое значение богослужебной практике. «Как бы кто ни думал, для меня пение студентов в церкви было немаловажною частию их испытания, в котором чрез настроение звуков испытывалось настроение духа и умилением изрекалось одобрение чувства, не менее существенное, как и одобрение мысли» . Наставников он также побуждал заботиться о благочестии учащихся. Так в 1855 году он не оставил без внимания дошедший до него слух о запахе табака в студенческих комнатах: «Если против сего нет запрещающего предписания, то потому, что желательно было оказать доверие благоразумию людей уже не детского ума. Скажут ли: предмет маловажный и не требует строгого внимания. Но вы почему же не откажетесь от маловажного предмета, а держитесь за него упорно... Маловажно ли сие слово: горе человеку тому, им же соблазн приходит? Отдаю сие на размышление ваше о вверенных вашему руководству», — писал он ректору архимандриту Евгению. Еще одной заботой Святителя Филарета был подбор для Академии начальствующих и профессоров. Насколько внимательно и беспристрастно подходил он к этому вопросу, видно из его письма обер-прокурору графу А. П. Толстому, который, не соглашаясь с предложенной им кандидатурой архимандрита Саввы (Тихомирова), впоследствии архиепископа Тверского, в качестве ректора предпочитал ему внучатого племянника самого митрополита - архимандрита Игнатия (Рождественского), ректора Вифанской Семинарии. Мудрый архипастырь разрешил коллизию: «Жаль, - писал он графу Толстому, - что вы не изволили сказать о причине вашего сомнения. Может случиться, что есть такая, которой я не угадываю. Ректор Московской семинарии (архимандрит Савва) пред ректором Вифанской имеет старшинство по священству и по монашеству. Вифанский ректор правильный и спокойный администратор, это правда. Некоторые думают, что управление архимандрита Саввы менее обещает Академии согласия, какое в ней доныне между начальниками и наставниками господствовало. Не имею причины так думать . Имею причину думать, что архимандрит Савва на академической кафедре сильнее будет, нежели Игнатий. А это важно. Сила ректора на кафедре увеличивает его силу в управлении. Требует внимания и то, что ректор Вифанской внук моей сестры. Хотя не мною будет он назначен в Академию, но конечно, более или менее будет это приписано мне; а это ущерб для избираемого. О ком думают, что избранием своим обязан частью достоинству, а частично покровительству, того менее уважают, нежели признаваемого избранным чисто по достоинству» . Владыка настоял на своей кандидатуре. 

http://bogoslov.ru/article/6170678

Но, увы, Боже, отправились мы вслед за теми, которые снаружи кажутся разукрашенными надгробиями [осмысление евангельского образа в соответствии с серб. реалиями. – Ред.], а внутри суть мёртвые кости и смрад. За теми, кто демонически переиначил Христовы слова, так что [приобрели они следующий вид]: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, ты с ними так не поступай; и что хочешь, чтобы тебе делали другие, ты им этого не делай». Вот почему Европа пережила ещё одну адскую ночь. А вместе с Европой – и мы. Аминь. XI Лучшие сыны народа служат примером соотечественникам. И не только пример они – но и защитники своего народа. И даже не только защитники – но и обвинители, прокуроры собственной нации. Кем был Святой Савва? – Прекраснейшим образцом жизни для сербского народа, пламенным защитником сербов перед прочими народами – но и обвинителем своих сородичей пред Богом. Кто бы мог об этом подумать? Кто бы такое сказал? А ведь на самом деле это вполне естественно: тот, кто нас духовно возродил, тот вправе и жаловаться на нас. Когда евреи уже наскучили Христу своей злобой, благий Спаситель сказал им: Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете ( Ин. 5:45 ). Так свидетельствовал озлобленным людям Тот, Кто зрел мир небесный, как и земной, и Кто ведал, что совершается на небе, а что на земле. Видел Он, и знал, и слышал, как Моисей обвиняет пред Богом свой народ за его противление Христу, за его озлобление к Мессии. Итак, величайший из евреев стал их обвинителем. Не трудно представить себе и величайшего серба, обвиняющего свой народ. Божии святые могут выносить [зло] дольше, чем все остальные люди, но не способны терпеть его столько, сколько терпит Бог . Всевышний Бог может терпеть несопоставимо, чем все Его святые. Посему и воспеваем мы на Страстной седмице: Слава долготерпению Твоему, Господи! Вы спрашиваете, в чём святой Савва мог бы корить нас пред Богом? Вот поистине два-три злодеяния, за которые он мог стать нашим обвинителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

—470— 1888 г. дим молодого ученого монаха на посту, по-видимому, весьма скромном, но каковой пост он своим просвещенным трудом, своею обходительностию и вниманием ко всем, в особенности к подвижникам науки, сумел поднять высоко: мы говорим о службе его в звании ризничего Патриаршей, что ныне Синодальной, в Москве ризницы. Кто из занимавшихся в 1850 годах в этом хранилище наидрагоценнейших памятников древнего русского благочестия или из посетителей ризницы не помнит ее просвещенного, приветливого Саввы 1847 . Из дальнейшего его служения особенно замечательны его сподвижничество в трудах величайшего русского святителя XIX века – Митрополита Филарета, на посту второго викария кафедры московской, епископа можайского (1862–1866 гг.), и в особенности служение в сане самостоятельного епископа полоцкой епархии, которое продолжалось семь лет (1866–1874 гг.) и было в высшей степени благотворно для этой епархии, изведавшей до назначения Саввы тяжкие лишения и бедствия в церковном отношении, при влиянии господствовавшего в ней класса населения, исповедующего католическую веру... Весьма интересны подробности епископской деятельности в Полоцкой епархии преосвященного Саввы, найденные нами в книге почтенного археолога и историка Твери, протоиерея В. Владиславлева ... 1848 . Но передача их —471— 1888 г. далеко бы нас отвлекла... С 23 апреля 1879 г. мы видим высокопреосвященнейшего Савву в Твери... Приветливый, радушный прием ждал нас в келиях старца. Незаметно пролетело время в беседе; нам особенно интересно было выслушать множество драгоценнейших подробностей в характеристике и жизни митрополита Филарета, благоговейным почитателем которого многие годы состоит его ученик, его ставленник, его сподвижник – Савва... Значительный, как надо полагать, интерес заключается в записках Высокопреосвященного. Эти мемуары со многими к ним приложениями занимают объемистые тетради; начаты они в часы немногого досуга в 1876 г. и объемлют события с самого детства архипастыря до 1882 г. включительно... О степени интереса их можно судить по отрывкам, приведенным из них в ниже указанном нами примечании отца В. Владиславлева »...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ответ на это приветствие, преосвященный Савва отвечал С.В. Керскому: «Примите мою сердечную благодарность за Ваши благожелательные приветствия, в искренности коих я никогда не сомневался и не сомневаюсь. Да воздаст Вам за сие Господь Своею милостью и щедротами. Взаимно приветствую Вас с наступившим новым летом благости Господней. Да будет оно для Вас и для Вашего многотрудного служения летом благоприятным и благоплодным!» В тот же день (27-го числа) приветствовал преосвященного Савву протоиерей Вознесенской церкви в С.-Петербурге Василий Михайловский следующими выражениями: «Среди многих приветствий обычных в настоящие христианские – торжественные дни усердно прошу Ваше Высокопреосвященство принять и мое слабосильное, по выражению, но крепкое по чувству приветствие. Несказанно я рад был, когда узнал, что зрение Ваше улучшилось. Дай Бог много лет во спасение любящей Вас паствы святительствовать в правде, любви и преподобии истины». 1896 г. 3-го января Преосвященный Савва писал в Вильну Попечителю Округа Н.А. Сергиевскому : «Прошу принять от меня усерднейшее поздравление с наступлением нового лета Благости Господней. Чего могу пожелать Вам при сем? От всей души желаю Вам того что может служить к душевному Вашему спокойствию, к подкреплению Ваших сил для продолжения доблестного служения Престолу и Отечеству, к охранению Вашего семейного благополучия и радости о благоустроении любезных чад Ваших. Неутешительные вести несутся к нам о вашем крае. От горячих и сумасбродных Польских чинов всегда —515— можно ожидать того, о чём пишется в газетах. Но что, если, паче чаяния, вспыхнет в вашем крае пожар, подобный пожару в 1863 г.? Имеются ли в виду для тушения пожара брандмейстеры, подобные графу Муравьеву? К сожалению, не можем и мы – обитатели Тверской области – похвалиться тихим и мирным житием. Наше дворянство и земство, немирное и прежде, ныне сделалось уже притчею в языцех. Все газеты переполнены статьями о наших беспорядках и безрассудствах. Это очень грустно!… Когда же, наконец, настанет вожделенная для нас с Вами минута взаимного свидания и взаимного дружеского собеседования?… Устроить это свидание зависит более от Вас, любезнейший Николай Александрович, нежели от меня. Для меня не представляется никакой возможности предпринять путешествие на Запад; меня чаще влечет к себе Восток – любезная Москва. Вот и в конце истекшего года я еще раз совершил туда поездку ради врачевания своего правого глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Едино еще в первых напастех обретаемся...» (Савва 7, л. 286 об.). Однако вопрос патриарха к Савве о его самочувствии и «пребывании» является не только данью традиции. В письменном диалоге с греками патриарх Никон , по-видимому, хорошо понимал роль каждого «говорящего». Греки задавали характер общения; их письма, наполненные описаниями событий, происходящих с ними, и душевных волнений, переживаемых ими, содержали скрытые «вопросы» к патриарху о том, как вести себя в сложившейся ситуации. Патриарх Никон, отвечая грекам, поучал и увещал их, давал советы назидательного характера. Ответные послания патриарха Никона можно рассматривать в традиции греческой эпистолографии, воспринявшей из античной культуры мотив письма как лекарства для души 355 . Патриарх Никон признавался иконийскому митрополиту: «Приял твою грамоту... и часто зрю, и прочитаю, и тем многую печаль свою погубляю...» (Афанасий л. 78об.– 79). Никон хорошо понимал, что письмо оказывает свое действие прежде всего на душу человека, поэтому однажды просил у Саввы прощение за переживания, которые доставило греку содержание его письма: «Прости мя, вселюбезный наш чадо, яко много тя опечалих первее сего писанием. Ей, много и сего мучения твоего...» (Савва л. 99). При помощи своей «малой грамоты» Никон, следовательно, просил от Саввы Дмитриева письмо, которое даст ему возможность продолжить письменный диалог в вопросо-ответной форме, позволяющий патриарху оказывать духовное воздействие на переносящих испытания греков. Подведу итоги. Письма Саввы Дмитриева и иконийского митрополита к патриарху Никону по структуре и наполнению традиционными эпистолярными мотивами полностью соответствуют традициям современной авторам греческой эпистолографии. Содержание и структура ответных писем патриарха Никона к грекам определились содержанием посланий греков к нему и характером переписки, задаваемой отправителями писем. Все письма Никона имеют прескрипт, где имя автора – патриарха Никона – неизменно стоит на первом месте, перед именем адресата, что подчеркивает не только высокое положение Никона в Русской Церкви, но и, возможно, его особое место среди вселенских святителей в пентархии патриаршей власти, ведь письма Никона были адресованы не его соотечественникам, а грекам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 Денежное вознаграждение, которое следовало за его проповеди и другие статьи, по расчётам Редакции, владыка не брал себе, а оставлял в Академии для образования капитала на издание Истории Моск. Иерархии, для уплаты на выписку издания Миня: Patrologiae cursus completus, и под. 59 См. С. К. Смирнова: «Учитель Троицкой семинарии В. М. Дроздов» в Соврем. Летописи за 1867 г. 44; нашу статью: «Лира Филарета митр. Московского» в Русск. Вестнике за 1884 г. 11 (т. 174) и др. 62 Дел архива Троицкой Лаврской Семинарии за 1804 г. 10. Срав. тут же отзывы о других учителях со стороны знания греч. языка. 65 Письма митр. Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 596. Киев, 1869. Это письмо св. Г. Богослова к Евдоксию ритору можно видеть в русском переводе, по изд. М. Д. Ак., в VI части Твор. св. Григ. Бог., стр. 177 первого издания (М. 1848). По греческому тексту из пеня Миня это письмо значится под 80. 68 Свидетельство о сем, писанное рукой самого А. В. Горского, мы нашли в архиве последнего, причем на особом клочке почтовой бумаги самое начало греч. стихотворения (вышеприведенное) писано рукой самого митр. Филарета, а под ним рукой А. В. Горского как цитата стихотворения помечена (Migne, Patrol. scv. gr. t. 37, р. 1420–1421 русск. перев. ч. V, стр. 34), так и засвидетельствовано то, о чем мы сейчас говорили по поводу происхождения этого стихотв. переложения. 69 См. Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1867, III, 17–18; см. Сушкова, упомян. соч., стр. 128, при чем мы находим у Сушкова сведение и о том, что это стихотворное переложение маститого святителя вскоре стало известно весьма многим: даже Государыня Императрица Мария Александрова († 1880) имела у себя список его, и оно понравилось Государыне. (Там же стр. 127). «В приложениях мы приводили, это стихотворение». Приложения помещены будут в декабрьской книжке, ,,Богосл. Вестника " ». 72 Прибавления к Твор. св. отцов 1855, XIV, 139. АН. Письма м. Филарета к Л.//. Муравьеву, стр. 448 и дал. В 1855 г. покойная Государыня Императрица. Мария Александровна посетила Патриаршую ризницу в Москве и когда ризничий архимандрит Савва (ныне архиепископ Тверской), показав ей греческий подлинник акафиста, сказал, что митрополит Филарет перевел его, то она очень интересовалась узнать, где напечатан этот перевод и желала достать его. Ризничий указал ей, где он напечатан. Сведение о сем сообщил нам сам высокопреосвященейщий Савва.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Православие или смех? «Вредные советы» отца Саввы (Мажуко) Как провести пост с улыбкой 18 марта, 2019 Как провести пост с улыбкой Можно ли провести пост с улыбкой? Архимандрит Савва (Мажуко) убежден, что так можно прожить не только пост, но и всю жизнь. В издательстве «Никея» вышел новый сборник ироничных рассказов отца Саввы из жизни Церкви и ее клира «О пользе вреда», очень смешной. Три из них – об авве Памве, отце Нектодиме и главной тайне рая – публикуем для вас здесь! Не-в-себе-бытие Архимандрит Савва (Мажуко) Авва Памва до девяноста лет дожил и никак не мог со спасением определиться. Хватался за все подвиги сразу, а тут и засада: за целомудрие возьмется — кротость страдает, смирением увлечется — нестяжание в трубу летит. Так измаялся, что лет десять просто сидел в растерянности. Знающие старушки подсказали: не хватайся за все, одному подвигу отдайся и обретешь путь. Выбрал что подешевле: ушел в сугубый пост. И такая его ревность охватила, что умалился до самого зела и стал жить в старом ботинке. Мир не видел таких постников! Да и разглядеть его было непросто — до того подвижник измельчал! Один владыка вглядывался да и вдохнул старца непредумышленно, а назад его никак не извлечь — не выпихивается, и все. Крепко в архиерее угнездился! И что только не делали: выпаривали, вычихивали, кубинскими сигарами выкуривали, — не идет старец из головы! Да и кто тут поможет? Известно: благочестие не лечится! От святости спасения нет! А Памва принял все с покорностью и как-то даже обжился. Правда, другие постники из трепета незаметно на привычные подвиги перешли: — Неровен час и меня владыка вдохнет? Потом, как все привыкли, владыка даже благодарен стал, во всем со старцем совет держал и просил за себя по телефону отвечать. Одно плохо: умер святитель внезапно. От испуга. В зеркале себя увидел случайно, и дух вон. А старцу куда деваться? Да в мощах еще и лучше спасение идет! Так раскрылся, что даже надиктовал из недр владыкиных сборник поучений на воскресные дни, а потом и сам как-то притих незаметно.  Думают, к Богу пошел. И такая святыня исключительная — двойные мощи! Чего только благочестие с людьми не делает! Духовное упражнение

http://pravmir.ru/pravoslavie-ili-smeh-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010