И на соборе в Никее эти четверо (Александр вместе со своим диаконом Афанасием, Маркелл, Осия и Евстафий) представляли не только партию радикально непримиримых противников Ария. Именно в кругу этих епископов продвигался термин «единосущный» как обязательный критерий православия. И когда после завершения I Вселенского собора подписавшие его решения епископы все-таки рассыпались по разным фракциям (поскольку богословско-философская терминология решений Собора была плохо проработана и порождала массу кривотолков и вопросов, более-менее удовлетворительно решенных только гением каппадокийцев), только эти четверо держались крепко решений Собора и постоянно поддерживали друг друга. Несмотря на сомнительную репутацию самого термина «единосущный» (до 325 года этот термин употребляли сначала гностики-валентиниане, затем — еретик Савелий, учивший о Божестве как об одной Личности с тремя «аватарами», говоря современным языком), эти святители не только осуждали Ария, но еще и не вступали в молитвенное общение с теми, кто сомневался в правильности решений собора. Даже когда оказалось, что сам Маркелл интерпретирует «единосущный» в еретическом смысле (что давало аргумент арианам против Никеи), Александр (а впоследствии — его преемник Афанасий), Осия и Евстафий защищали его, как только могли. Вскоре «радикальные никейцы» перессорились со всеми вокруг: Евстафий обвинил в «ереси» даже архиепископа Кесарии Палестинской (на тот момент — главу Церкви всей Палестины) Евсевия , известного в основном как первый церковной историк. Однако и сам святитель Евстафий столкнулся с выдвинутыми против него обвинениями в ереси модализма (т. е. ереси Савеллия), которые он, правда, с легкостью опроверг. Но его эмоциональная несдержанность в высказываниях довела дело до церковного суда, лишения сана и ссылки (327 г.). Тогда же был осужден и Маркелл Анкирский. Умер епископ Евстафий в ссылке раньше сославшего его императора Константина († 337), т. е. в промежутке между 328 и 337 годами. Ниже мы остановимся на двух фундаментально значимых вопросах, которые тускло освещены в исторических источниках и в научных исследованиях. Был ли святитель Евстафий «модалистом»?

http://blog.predanie.ru/article/svyatite...

4. Память св. святителя Ерофея и св. Павла Препростаго. 5. Память трусу, и св. Мамелфы, и св. Харитони. 6. Страсть св. апостола Фомы. 7. Страсть св. мученику Сергия и Вакха. 8. Память преподобныя Пелагия блудница, и другыя Пелагия девы. 9. Страсть св. апостола Якова Алфеев. 10. Страсть св. мученику Евлампия и Евлампии. 11. Память св. апостола Филипа, иже в Деяниих апостол, и св. 7-го Сбора. 12. Страсть св. Прова, Тарха и Андроника. 13. Страсть св. Карпа и Папула. 14. Страсть св. мученик Назария, Гервасия, Протасия, Келесия. 15. Страсть св. Люкиана прозвутера. 16. Страсть св. Логина сотника. 17. Память св. пророка Осия, и св. Лазоря, друга Христова, и св. бесребренику Козмы и Дамияна. 18. Память св. апостола Лукы еуангелиста. 19. Память св. пророка Иоиля, и св. Садоха и с нимь 120, и св. святителя Амфилохья. 20. Страсть св. мученика Артемия, и св. Андроника, и св. апостол: Терентия, Марка, И[ису]са, рькомаго Иуста, и Артемы; и св. Корнилия сотника. 21.Память преподобнаго отца Лариона Великаго. 22.Память св. святителя Аверкия, епископа Ераполя. 23.Страсть св. святителя Иякова, брата Господня, в тож день св. Феодотии, и Сократа, и 7 отрок, иже в Ефесе: Максимиан, Амвлих, Мартиниан, Дионисий, Иоана, Костянтин, Антонин; и св. патриарха Игнатия, и Никифора. 24.Страсть св. Арефы и с нимь 4253. 25.Страсть св. нотарю Маркиана и Мантурья. 26.Страсть св. мученика Дмитрия. 27.Страсть св. мученика Нестера. 28.Страсть св. святителя Кюрияка, обретшаго Честный Крест. В тыж день св. мученица Параскевгия. 29.Память преподобнаго Авраамия и св. Анастасия. 30.Страсть св. святителя Епимаха, и Еутропий, и св. святителя Маркияна и Кюрила. 31. Страсть св. Зиновия и сестры его Зеновии; и св. апостол Стахия, Амплия, Урвана и дружины их. Месяц ноябрь, р[е]комый грудень, имать дний 30. День имать час 10, а нощь 14 1. Успение св. бесребрьнику Козмы и Дамияна, сыну Феодотьину. 2. Страсть св. мученик Анкюдина и Пигасия, Анподиста, Елпидифора и Аффония, и с ними 7028. 3. Страсть святых: Акепсимы епископа, Иосифа прозвутера и Анфала дьякона, и св. иного Акепсимы затворника.

http://sedmitza.ru/lib/text/443910/

Этого диавольского лжеучения придерживаются сейчас сектанты, называющие себя «свидетели Иеговы», а также многие оккультные (магические) секты. Так же учил Л.Н. Толстой. Если бы это учение восторжествовало, то от самого Евангелия не осталось бы ничего. Мы лишились бы надежды на соединение с Богом. I Вселенский Собор Александрийский епископ Александр отлучил Ария и его сторонников от Церкви. Тот же, подобно диаволу, погубившему треть Ангелов, увлек за собой треть клира Александрии и, не желая признать своего осуждения, перенес свою хулу и на другие Церкви мира. В результате смута охватила всю Церковь , и император Константин, движимый Святым Духом, повелел всем епископам вселенной собраться на Собор для разбирательства этого дела. Собор состоялся в 325 году в городе Никея (сейчас это город Изник в Турции). Собралось триста восемнадцать епископов со всех концов христианского мира, по числу тех слуг Авраама, которые сокрушили войска царей Междуречья ( Быт. 14 ). Председательствовал епископ Осия Кордубский (Испания). На Соборе было много святых: Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Александр Александрийский , Макарий Иерусалимский, Евстафий Антиохийский , Иаков Низибийский и другие. И вот они стали расспрашивать друг друга, как хранит каждый из них апостольское учение, и тогда оказалось, что учение Ария чуждо Преданию апостолов. Ариане пытались запутать дело философскими спорами. Но им твердо противостал диакон Александрийской Церкви Афанасий. Наконец святитель Спиридон, выйдя на середину собрания, взял кирпич и сказал: – Видите кирпич? Он один. И тут вверх взметнулось пламя, а вниз потекла вода, в руке же святителя осталась глина – три природы, составляющие один кирпич. – Так и Бог – это и Троица, и единство, – сказал святитель. Арий все равно продолжал упорствовать и хулить Христа, так что святитель Николай, возревновав, ударил его по устам. Отцы Собора за этот поступок лишили Николая сана. Но Христос и Богородица, явившись им, повелели восстановить его в достоинстве епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

11:1; Пс. 79:9; Чис. 24:8).     «Вавилон и Египет, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — вот два места, бывшие гнездом всякого нечестия. От Вавилона Христос принял поклонение через волхвов, а Египет освятил Своим посещением и этим показал, что Он пришел спасти самых отчаянных грешников, лишь бы только они обратились к Нему с покаянием». Египет был ближе к Вифлеему, чем всякая другая страна; там было много Иудеев, среди которых Иосиф и Мария удобнее могли найти себе пристанище, а главное, Египет изображал собой плачевное состояние греха и смерти, из которого Сын Божий пришел извести род человеческий, как некогда Моисей извел народ Израильский из Египта. Христос Спаситель есть глава нового Израиля — всех верующих в Него, поэтому и на Нем, Единородном Сыне Божием, сбылось то, что пророк Осия говорит об изведении всего народа Израильского из Египта. Да и кого можно вернее назвать сыном Божиим: народ ли Еврейский, который не раз отступал от Бога, поклонялся идолам и приносил детей в жертву бесам, или Того, Кто по естеству есть Сын Божий и чтит родившего Его Отца? Поэтому справедливо замечает святитель Златоуст, что если бы Христос не пришел в Египет, то пророчество не получило бы надлежащего исполнения, потому что возвращение народа Израильского из Египта было только прообразом возвращения Христа, Сына Божия, из того же Египта. А если бы кто вопросил, — разве нельзя было Божественному Младенцу скрыться в самом Вифлееме каким-либо чудесным образом? Для чего такое многотрудное путешествие? На это святитель Иоанн Златоуст отвечает так: «Тогда могли бы усомниться в том, что Он принял нашу плоть. Были же впоследствии еретики, которые учили, будто Господь имел только вид плоти, а не действительную плоть. И нам Христос Спаситель хотел подать пример, как встречать опасности: у Него ли не было чудесных средств для спасения от Ирода? Он и теперь мог представить, если бы восхотел, в защиту Свою более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26:53); но вместо Ангелов прибегает к помощи старца Иосифа и Матери; бежит, как человек, в Египет и таким образом спасает Себя. Не жди и ты, без нужды, чудес для своего избавления от угрожающей тебе опасности, а пользуйся теми средствами, какие есть в твоих руках. Не вдавайся в опасность, когда можешь избежать ее, не нарушая долга, но и не смущайся, не унывай: без скорбей не спасешься, скорби — общий удел людей праведных (Пс. 33:20). Но обратимся к повествованию евангелиста. Когда волхвы пошли из Иерусалима в Вифлеем, то Ирод несколько успокоился; он стал ждать их возвращения оттуда, и заранее радовался в душе, что так легко можно будет, узнав от волхвов место, где обретается новорожденный Царь, погубить Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Какого рода наук ни проходил он, - говорит святитель, - это был корабль, столько нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для природы человеческой». Далее святитель, обличая возражающих против светского образования христиан, в частности, кандидатов священства, упрекает их в невежестве. Эти лица, - говорит св. Григорий, - желают «видеть всех подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный (недостаток) и избежать обличения в невежестве». Познание светских наук, по мысли св. отца, нужно иметь пастырям для того, чтобы ум приучить к здравой, отчетливой и последовательной мыслительности, а также для успешного отражения нападений на христианство со стороны инакомыслящих, чтобы их же собственным оружием побеждать их.    Говоря о всесторонней подготовке к пастырскому служению и о его ответственности, святитель Григорий Богослов приводит несколько выдержек из ветхозаветных пророков, где за недостойное прохождение пастырских обязанностей следует наказание. «На меня, - говорит св. отец, - наводит великий страх, с одной стороны, блаж. Осия, когда говорит, что нас — священников и начальников — ожидает суд, а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы Сион созидаем был кровьми, Иерусалим неправдами… (Мих. 3:11). Меня приводят в страх, - восклицает св. отец, - и укоряемые фарисеи… нам будет стыдно пред ними, если окажемся хуже их по своим порокам и услышим справедливые себе укоризны: змии, порождения ехиднины, вожди слепые, гробы, внутри полные скверны (Мф. 23:24-33). Такие мысли не оставляют меня день и ночь, - говорит св. Григорий Богослов, - Сушат во мне мозг, истощают плоть… Сие смиряет наше сердце, полагает узы на язык и заставляет думать не о начальстве… но о том, как самому избежать грядущего гнева».    Вот почему св. Григорий Богослов в своих творениях и обличает тех пастырей, которые священный сан делают «средством к пропитанию» и считают «не служением, подлежащим ответственности, но начальством, не дающим отчета». Таким образом, пастырь, по учению св. Григория Богослова, должен быть идеально чист от всех пороков и стараться врачевать вверенную ему паству. Он должен быть огненным столпом, освещающим путь в Царствие Божие. Учение св. Исидора Пелусиота (5 век)    Св. Исидор Пелусиот был учеником ревностного поборника Православия и чистоты нравов св. Иоанна Златоуста. Наследовав от своего учителя добрые качества, св. Исидор сам старался воплотить их в своей жизни. Он не только сам желал быть с Богом, но старался привести к Нему и других, подобных себе, пастырей, как видно из его многочисленных писем (до двух тысяч), адресованных лицам всех званий и состояний. Но с особенной ревностью св. Исидор заботился о воспитании современных ему пастырей Церкви. В своих письмах св. отец раскрывает многие вопросы, касающиеся пастырства — о его Божественном происхождении, высоте и ответственности этого служения, о качествах пастыря и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Председатель епархиального издательского совета игумен Силуан (Туманов) приветствовал присутствующих от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия . " Перед нами не просто иконы - это свидетельство славы России, то, что составляет сияние духа русского человека, - сказал отец Силуан. - Мы привыкли измерять достижения в километрах и тоннах, но для русского народа это прежде всего достижения духа, черпающего вдохновение в вере. Мы видим наглядный пример того, к каким высотам может привести горение духа человека, возможности которого могли бы повергнуть нас в уныние. Но он не унывал. Мы вправе задуматься: обладая руками, ногами и массой талантов, в полную ли силу реализуем то, что нам дано Богом? " Завкафедрой русского искусства Института истории СПбГУ Евгений Ходаковский рассказал, что с творчеством мастера познакомился в Паисиевом монастыре Галича, где хранится написанная им и особо почитаемая икона. Художник не прославлен в лике святых, но для современного человека его жизненный путь - настоящая святость. Важно отметить его разносторонность: он и монументалист, и миниатюрист, и портретист. Выставка дает пример веры в Бога и в человеческие возможности. " Эта необыкновенная выставка невелика, что не умаляет ее духовной силы " , - сказал директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров. Он напомнил о ленинградском художнике Леониде Птицыне, который потерял на войне руки и тоже рисовал зубами. Его талант признал преподаватель Академии художеств Евсей Моисеенко, взявший художника в свою мастерскую. Юрий Мудров отметил, что нынешняя выставка актуальна: в наше время музеи много работают с художниками с ограниченными возможностями. Известно 15 подписных работ Григория Журавлева, а также несколько произведений, приписываемых ему и художникам его окружения. Экспозицию составляют 14 икон, девять из которых написаны самарским иконописцем, а пять - вместе с учениками. Есть и графические портреты его работы. Дополняют выставку мультимедийные программы и фильм о художнике. Одна из представленных икон хранится в фондах ГМИРа: это изображение святых, память которых празднуется 17 октября, в день спасения в 1888 году императорской семьи при крушении поезда у станции Борки под Харьковом: пророк Осия, святитель Андрей Критский, мученики Косма и Дамиан, святой Александр Невский и равноапостольная Мария Магдалина - небесные покровители императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, в также святитель Николай Чудотворец - небесный покровитель цесаревича Николая Александровича. Икона была заказана самарскими крестьянами для поднесения государю.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

К несчастью, остались только краткие отрывки его толкований на Иова, Песнь Песней, на Евангелие от Матвея, от Луки и на первое Послание к Коринфянам. Известно, что святой Афанасий оставил более творений, нежели в настоящее время их именем. Остающихся же достаточно, чтобы поместить святителя Александрийского среди ученнейших и красноречивейших учителей Церкви. После общих понятий о творениях святого Афанасия можно рассмотреть, какое было учение его относительно некоторых важных вопросов, особенно о Церкви. По многим изречениям, выше приведенным, видели, что относительно учительства принимал он только за правило свидетельство Церкви вселенской, а не свидетельство частной Церкви, тем менее епископа, хотя бы даже епископа Римского. Вселенский Собор, по мнению его, имел авторитет как отголосок всеобщего и постоянного свидетельства Церкви. Невозможно найти другого учета об авторитете Церкви в творениях святителя Александрийского. Когда он говорит о епископах Рима, то ставит их в ряду с прочими. Так, противопоставляя епископов православных своим противникам, выражается так: «Великий Осия, исповедник Максимин Гальский и его преемник Филогоний и Евстафий – восточные, Юлий и Либерий епископы Рима, Кириак Мизий и проч. 480 Приверженцы папства, старавшиеся найти в истории первых столетий доказательства в пользу этого учреждения, утверждали, будто Афанасий аппеллировал к Юлию, епископу Римскому, против несправедливых определений, на него произнесенных и, таким образом, признавал высшую судебную и вселенскую власть епископа Римского. 481 Выше приведенными памятниками уже было опровергнуто это заблуждение. Только не читавши творений святого Афанасия можно утверждать, что он аппеллировал в Рим. Действительно, сам он повествует, что противники его – евсевиане обратились к Юлию Римскому, но не с просьбой о суде, а приглашая его предпочесть общение с ними общению с Афанасием. Юлий желал рассмотреть следует ли ему быть в общении с Афанасием или с его противниками. Он созвал в Рим собор, на котором евсевиане и Афанасий могли предложить свои взаимные неудовольствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В сердце невнимательном, каменном, засоренном помыслами житейских попечений, не пробивается росток Божиего закона. А тому, кто отверзет сердце свое к восприятию слов Христовых, кто решит идти за Христом, – умножается урожай, умножается богатство Божией благодати и дана будет премудрость понимания слов Христовых, дана воля, направленная к добру, власть и сила очищать сердце свое. И духовные сокровища, которые он имеет, будут постоянно приумножаться Богом. Сегодня Церковь Божия вспоминает молитвенно и пророка Божиего Осию. Он, как и другие пророки, говорил притчами, загадками для своих современников и предсказывал им много бедствий: – и то, что единоплеменники его будут отвергнуты Всевышним и придет новый Израиль – христиане; – и то, что храм будет разрушен и более уже не восстановится; – и то, что иудеи будут рассеяны по странам и всё прежнее будет у них отнято: и пророчества, и жертвоприношения, и священство. Это было неприятно слушателям, и потому, чтобы говоривших слушатели не умертвили, они прикрыли свои предсказания неясностью, которая их сохраняла в безопасности, по словам святителя Иоанна Златоуста. Но пророчества эти были сохранены в Писании, а потом, после перевода 70 толковниками, стали известны всему миру и раскрылись после рождения Спасителя мира и Его смерти крестной и воскресения. Непонятно было иудеям, почему Осия взял себе в жены блудницу. Невдомек им было, что это символ измены и неверности всего народа своему Богу, с Которым он обручился некогда, заключив Завет. Тем более таинственны были для них и слова пророка Божия: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» – о будущем возвращении Святого Семейства в Назарет. Как и пророчества о воскресении Христа Спасителя, хорошо известные нам по слову святителя Иоанна Златоуста, читаемому в пасхальную ночь: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Но в чем же разница между притчами пророков Ветхого Завета и притчами Спасителя? Притчи пророков были о будущем. А притчи Господни о настоящем – о нашем спасении, сейчас, каждую минуту нашей жизни

http://pravoslavie.ru/98211.html

В Александрии святитель Осия, придерживавшийся, подобно другим епископам Запада, пра­вославных убеждений, убедился в том, что спор идет не о второ­степенных предметах, но о самом существе христианской веры, и, вернувшись в Никомидию, сумел убедить в этом императора. Так возникла идея для решения богословского вопроса, потрясшего Церковь , созвать собор епископов всей эйкумены – вселенной, как принято было тогда называть Римскую империю, иными словами, Вселенский Собор. Заодно на нем предполага­лось рассмотреть другой важный вопрос – о времени праздно­вания Пасхи, поскольку в разных церквах имела место разная практика. Наконец, существовала нужда и в рассмотрении вопро­сов церковной дисциплины ввиду изменившихся обстоятельств церковной жизни: гонимая Церковь обрела свободу, и в христи­анские общины все в большем числе стали входить вчерашние язычники, теперь уже, в отличие от прежних времен, не рискуя при этом ни жизнью, ни свободой, ни имуществом, ни карьерой. Кроме того, «Константин захотел сделать собор символом и увен­чанием и своей победы, и нового положения Церкви в Империи» 73 . Собор намечено было созвать в 325 г., когда исполнялось 20 лет правления Константина Великого . Местом проведения Собора была назначена Никея – неболь­шой город Вифинской провинции, расположенный в живопис­ном месте на берегу озера, вблизи Мраморного моря и непода­леку от императорской резиденции в Никомидии. В конце 324 или начале 325 г. император направил послание епископам с при­глашением их на Собор. Участников Собора доставляли в Никею за счет казны на экипажах государственной почты, а также на судах имперского флота. В ту пору насчитывалось около 2 тысяч епископских кафедр на Востоке и Западе империи. Число прибывших на Собор свя­тителей в разных источниках оценивается по-разному: около 250 – у Евсевия Кесарийского , более 300 – у церковного исто­рика Сократа, более 320 – у Созомена . «Вошедшее в традицию точное число участников – 318, по словам протоиерея Вален­тина Асмуса, – первым назвал святитель Иларий, епископ Пиктавийский...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В. (высказывалось предположение, что из 25 правил, принятых этим Собором, 4-е и 12-е направлены лично против А. В.). Трехлетнее пребывание святителя в Риме привело к тому, что Запад, обычно равнодушный к догматическим движениям на Востоке, все больше проникался сознанием важности той борьбы, к-рую православные под предводительством Александрийского святителя вели против арианства. В области учения о Св. Троице А. В. стал для Зап. Церкви абсолютным авторитетом, и она со своей стороны не стремилась разрабатывать самостоятельную богословскую позицию в этом вопросе. Из писем александрийцев А. В. узнавал о преследованиях арианами православных и о верности его паствы Православию. Весной 342 г. А. В. был вызван в Медиолан (совр. Милан) к имп. Константу . Младший из сыновей Константина Великого, правивший после гибели Константина II (340) всем Западом империи, поддерживал православных в борьбе с арианами. Он изложил А. В. свое намерение созвать общецерковный Собор, на к-ром будут широко представлены и православные, и ариане. В нач. 342 г. А. В. отправился в Галлию для совещания со свт. Осием Кордубским, после чего они вместе поехали на Собор (342/43), открывшийся в Сердике (совр. София), на границе вост. и зап. частей империи. Замысел общего Собора провалился: собравшиеся разделились. Правосл. Собор (более 90 епископов, в основном западных) полностью оправдал А. В. и сообщил об этом в 2 посланиях: клиру и верным в Александрии, а также епископам Египта и Ливии ( Theodoret. Hist. eccl. II 10) Собрание «восточных» (менее 80 епископов) осудило А. В. и поддерживавших его иерархов, в т. ч. еп. Осия Кордубского и папу Юлия ( Hilar. Pictav. Fragm. ex op. hist. III 6). Ариане добились от Констанция запрещения под страхом смерти А. В. и его ближайшим помощникам возвращаться в Александрию. Из Сердики А. В. отправился в Наисс (совр. Ниш), где встретил Пасху 344 г., а оттуда был вызван имп. Константом в Аквилею. Ходатайствуя за А. В., правосл. отцы Сардикийского Собора отправили посольство в К-поль, к-рое вручило Констанцию послание его брата Константа, энергично защищавшее святителя ( Socr.

http://pravenc.ru/text/76946.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010