Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Мина Полоцкий, свт. Описания иконы Мина Полоцкий, свт. - житие Мина (+ 1116), епископ Полоцкий, святитель. Память 20 июня и в Соборе Белорусских святых Долгое время подвизался в Киевском печерском монастыре 13 декабря 1105 года он был хиротонисан во епископа Полоцкого митрополитом Киевским Никифором. Имя святителя Мины вошло в службу Киево-Печерским святым отцам, упоминание о нем содержится в Киево-Печерском Патерике. Святитель Мина известен как один из первых русских архипастырей, продолживших благодатное распространение веры Христовой после Крещения нашей земли. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2449

Святитель Мина, епископ Полоцкий (+ 1116) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Мина долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 г. он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу киево-печерским святым отцам. Упоминание о нем есть в Киево-Печерском Патерике, Известен святитель как один из первых русских архипастырей, продолжавших благодатное распространение веры Христовой после крещения земли Русской. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437369/

Мина, святитель, епископ Полоцкий († 1116; память 20 июня/3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) Подвизался в Киево-Печерском монастыре. Затем был игуменом Киевского Зверинецкого мужского монастыря во имя архистратига Божия Михаила. 13 декабря 1105 года хиротонисан во епископа Полоцкого, первого полоцкого епископа, упоминаемого в летописи. В 1115 году участвовал в перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба. Скончался 20 июня 1116 года. Литература: Архангельский Н. В. Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве. – Киев, 1915. – С. 17. Каманин И. М. Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость. – Киев, 1914. – С. 44. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 1. – С. 45. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 496. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 50. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 28. Сказание о Зверинском пещерном монастыре. – Киев, 1915. – С. 10. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1836. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Зверинецкие свв. Описания иконы Зверинецкие свв. - житие Собор Преподобных и Преподобномучеников Зверинецких Священномученик Иоасаф (21 ноября/4 декабря) Святитель Леонтий, епископ Ростовский (23 мая/5 июня) Святитель Михаил, епископ Юриевский (6 сентября/19 сентября) Святитель Мина, епископ Полоцкий (20 июня/3 июля) Преподобный Маркиан, игумен Зверинецкий (25 октября/7 ноября) Преподобный Софроний, игумен Зверинецкий (11 марта/24 марта) Преподобный Климент, игумен Зверинецкий (25 ноября/8 декабря) Преподобный Мануил, игумен Зверинецкий (17 июня/30 июня) Преподобный Лазарь, епископ Переяславский (6 сентября/19 сентября) Преподобный Феодор Калика (17 февраля/2 марта) Преподобный Иоанн Зверинецкий (24 июня/7 июля) Преподобный Андроник Печерник (17 мая/30 мая) Священномученик Филарет, архимандрит Зверинецкий (1 декабря/14 декабря) Молитва преподобномученикам Зверинецким О Святии Отцы, преподобномученицы и страстотерпцы Зверинецкие! Молитеся о нас грешных Всемилосердному Богу о ниспослании нам милости и благод[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1824

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла МЕФОДИЙ Пешношский (Песношский) (сер. XIV - 1-я четв. XV (?) в.), основатель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, прп. (пам. 4 и 14 июня, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МЕФОДИЙ (Краснопёров Михаил Платонович; 1868 - 1921), еп. Петропавловский, сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИЛИЦА Ивановна Кувшинова (1891-1938) мц. (пам. 23 янв.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИНА (Шелаев Иван Власович; 1882-1837), архим., прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИРОН Иванович Ржепик (1885 - 1937), прот. , сщмч. (пам. 31 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня) МИСАИЛ († 9.04.1655), Шацкий, архиеп. Рязанский и Муромский, сщмч. (пам. 10 сент.- в Соборе Липецких святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 28 июля - в Соборе Тамбовских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_46.html

МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель МЕЛЕТИЙ (Федюнев Михаил Михайлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МЕРКУРИЙ (XIII в. (?)), мч., Смоленский (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие МЕФОДИЙ Пешношский (Песношский) (сер. XIV - 1-я четв. XV (?) в.), основатель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, прп. (пам. 4 и 14 июня, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МЕФОДИЙ (Краснопёров Михаил Платонович; 1868 - 1921), еп. Петропавловский, сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕФОДИЙ (Иванов Николай Михайлович; 1899-1937), игум., прмч. (пам. 27 авг.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИЛИЦА Ивановна Кувшинова (1891-1938) мц. (пам. 23 янв.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИНА (Шелаев Иван Власович; 1882-1837), архим., прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_34.html

Все в Чернигове пронизано седой древностью, и именно тут вся древнерусская история смотрит на вас с высоты своих уникальных соборов. Все дышит здесь духом вечности, пробуждая сердце к простым и ясным истинам православия, которое передали нам наши далекие предки. Белоруссия Древние предания связывают начало распространения христианства на Белой Руси (как и в Киевской) с благовестием святого апостола Андрея Первозванного. Проникновению новой веры способствовали и постоянные торговые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Официальное крещение Руси в 988 г. положило начало длительному процессу христианизации древнерусского государства, объединившего многие восточнославянские племена. Хорошо известная украинская Густынская летопись так повествует о начале массового крещения этих земель: «В лето 6498 (990 г.) Владимер раздели Русскую землю на 12 княжений, сынам своим двунадесятим; во-первых, посади на великом княжении Новгородском старейшего сына своего Вышеслава, в Полоцке – Изяслава… Посла же сними и священники, заповедая сыном своим, да каждо по всей области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити…» Именно с этого времени начинается становление Полоцкой епархии и всей Белорусской церкви. И уже через пятнадцать лет будет образована новая Туровская епархия, также находившаяся в церковной юрисдикции киевской митрополии. Многие подвижники Православия своими подвигами осветили духовную жизнь Белой Руси, и их имена сохраняет благодарная память. Это преподобная Евфросиния, основательница монастыря в Полоцке (ум. 1173 г.), святители Мина (ум. 1116 г.), Дионисий (ум. 1182 г.) и Симеон (ум. 1280 г.), а также святитель Кирилл Туровский (ум. 1182 г.), удостоившийся еще при жизни, за свое боговдохновенное слово, именования «русский Златоуст». Одним из древнейших памятников раннего христианства в Белоруссии является сохранившаяся Свято-Борисо-Глебская церковьХН в. в Гродно, ставшая на многие века форпостом Православия на западных рубежах Руси. Земли Белой Руси неоднократно становились сферой влияния могущественных соседей. В XIV в. они вошли в состав Великого княжества Литовского, а в XVI в. стали составной частью объединенного польско-литовского королевства Речи Посполитой. В эти годы Православие испытало огромные потрясения, когда была разъединена единая церковь и образована отдельная Киевская митрополия. Дальнейший напор католичества и униатских церквей привел к тому, что большинство храмов и монастырей у православных были отобраны. И лишь в 1793 г. центральная часть Белоруссии вошла в состав Российской империи, позволив вновь повсеместно возродить православие. Храмы были возвращены верующим, а обители вновь расцвели духовной жизнью.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В XII в. в Полоцкой и Туровской землях подвизались святые, позднее канонизированные Русской Церковью. Среди них наиболее известны свт. Кирилл , еп. Туровский († ок. 1182), выдающийся проповедник и духовный писатель, и прп. Евфросиния , основавшая в Полоцке Спасо-Преображенский жен. мон-рь и много потрудившаяся для христ. просвещения Полоцкой земли. Их современниками были святители Мина и Дионисий , епископы Полоцкие, происходившие из числа насельников Киево-Печерского мон-ря, свт. Лаврентий, в 1182 г. сменивший на Туровской кафедре св. Кирилла, прп. Мартин, затворник Туровский († 1150). По преданию, в кон. XII в. под Пинском была обретена Купятицкая икона Божией Матери . От кон. XII в. сохранилось и Полоцкое Евангелие-апракос. В XII в. в Полоцкой и Туровской землях, как и в др. областях Киевской Руси, быстро утвердилось почитание страстотерпцев кн. Бориса и Глеба , в крещении Романа и Давида († 1015). В честь святых были основаны мон-ри в Полоцке (Бельчицкий) и Турове. В Гродно, Новогрудке и ряде др. мест в память св. Бориса и Глеба были построены приходские храмы. Изображения св. страстотерпцев сохранились на фресках в ц. во имя св. Параскевы Пятницы в Бельчицком мон-ре, в Спасо-Преображенской ц. полоцкого Евфросиниева мон-ря. В Минске была найдена вислая печать с вытиснутым на ней обликом св. Глеба, в пос. Копысь обнаружена бронзовая иконка св. Бориса и Глеба, в Мстиславле найден медальон с их изображением. Все эти предметы датируются XII в. Полоцкий кн. Всеслав Брячиславич (1044-1101) назвал в честь св. страстотерпцев 4 своих сыновей: Бориса, Глеба, Романа, Давида. Гродненский кн. Всеволодко Давидович (ум. в 1142) дал в честь св. Бориса и Глеба имена 2 своим сыновьям. Князь, владевший в сер. XIII в. Волковыском, носил имя Глеб. Церковь во имя мучеников кн. Бориса и Глеба в Гродно. 2-я пол. XII в. Фотография. 2000 г. Церковь во имя мучеников кн. Бориса и Глеба в Гродно. 2-я пол. XII в. Фотография. 2000 г. Западнорус. князья поддерживали тесные связи с Киево-Печерским мон-рем: вклады в мон-рь давал полоцкий кн. Всеслав Брячиславич, по повелению минского кн. Глеба Всеславича (1101-1119) в Киево-Печерском мон-ре в 1108 г. была построена трапезная, кн. Глеб дал мон-рю при жизни 600 гривен серебра и 50 гривен золота, после его смерти его супруга кнг. Анастасия пожертвовала 100 гривен серебра и 50 гривен золота. После смерти княгини в 1158 г. по ее завещанию Киево-Печерский мон-рь получил «5 сел с челядью», что положило начало владениям мон-ря в Б.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Как от самого Христа Бога нашего апостолы посланы были во всю вселенную, так от Его Матери Госпожи нашей Богородицы из монастыря Ее многие поставлены были во епископов по всей земле Русской. Первый — Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престольник, которого неверные много мучили и били, и он стал третьим гражданином русского мира, получив вместе с двумя варягами венец от Христа, ради Которого пострадал. О Иларионе митрополите ты сам читал в житии святого Антония, что им он пострижен и после того сподобился священства. После них поставлены были епископами: Николай и Ефрем в Переяславль, Исаия в Ростов, Герман в Новгород, Стефан во Владимир, Нифонт в Новгород, Марин в Юрьев, Мина в Полоцк, Николай в Тмутаракань, Феоктист в Чернигов, Лаврентий в Туров, Лука в Белгород, Ефрем в Суздаль. Если хочешь знать обо всех — прочти старую летопись Ростовскую и найдешь, что всех было более 30, а если считать далее и до нас, грешных, то, думаю, будет около 50. Пойми же, брат, какова слава того монастыря, и, утвердившись, покайся, и возлюби тихое и безмятежное житие, к которому Господь привел тебя; я бы рад оставить епископство и служить игумену в том святом Печерском монастыре, но знаешь, что удерживает меня... Кто не знает, что у меня, грешного епископа Симона, соборная церковь во Владимире, красота города, а другая в Суздале, которую я сам создал? Сколько они имеют городов и сел! И десятину собирают по всей земле той, и всем этим владеет наша худость. Но пред Богом скажу тебе: всю сию славу и власть за уметы вменил бы, если бы мне хоть колом торчать за воротами, и сором валяться в Печерском монастыре, и быть попираему людьми. Один день в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести; в нем хотел бы я жить лучше, нежели в селениях грешничих». Так оканчивается первая часть Послания святого Симона, нравоучительная. Вторую часть можно назвать преимущественно историческою: то, чему прежде он учил Поликарпа общими наставлениями, то самое теперь старается представить ему в живых назидательных примерах, которые все заимствует из истории Печерской обители, делая к нему по местам приличные обращения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

После смерти святителя его имя было записано для вечного поминания в синодик полоцкого Софийского собора. Почитался местно в Полоцке. Память о нем сохранялась среди пострижеников Киево-Печерского мон-ря. Среди почитаемых в обители иерархов М. упоминается в 1-м тропаре 9-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского патриарха Мелетием Сиригом (Дива печер лаврьских. К., 1997. С. 148). Имя М. включалось в месяцесловы (Там же. С. 49). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) , тогда же была составлена служба святому ( Мельников. 1992. С. 20-22, 23). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281, 291; Т. 2. Стб. 257; Патерик Киевского Печерского мон-ря/Подгот.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 76; Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 64; ПВЛ. 19962 (по указ.); Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21-22. Лит.: Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 496; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 1891. С. 8-9; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1 (по указ.); Штыхов Г. В. Древний Полоцк, IX-XIII вв. Мн., 1975. С. 115; Щапов Я. Н. Государство и церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 39, 195, 209; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Мн., 1992. С. 20-22, 23; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2 (по указ.); Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 56, 453; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 40; они же. Древнерус. вислые печати, зарегистрированные в 2000 г.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новг., 2001. Вып. 15. С. 179-197; они же. Древнерус. вислые печати, зарегистрированные в 2004 г.//Там же. 2005. Вып. 19. С. 91-111; они же. Древнейшая новгородская владычная печать//Визант. очерки: Тр. рос. ученых к XXI Междунар. конгрессу византинистов. СПб., 2006. С. 230-234; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси, X-XIII вв. СПб., 20032. С. 174, 175, 179, 181, 183; Алексеев Л. В. Зап. земли домонг. Руси: Очерки истории, археологии, культуры. М., 2006. Кн. 2. С. 11, 47, 82, 84; Кузьмин А. В. Судьба полоцких памятников письменности в XI-XIV в.: (Факты и гипотезы)//Румянцевские чт.- 2012: Мат-лы Всерос. науч. конф./Сост. Е. А. Иванова. М., 2012. Ч. 1. С. 320-330.

http://pravenc.ru/text/2563234.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010