Не так учит нас Господь наш Иисус Христос. Он требует от верных последователей Своих нравственности, превосходящей фарисейское видимое благочестие. Как мы уже говорили, по завету Спасителя христианин должен быть нищим духом, плачущим и сокрушающимся о совершенных грехах, кротким, правдивым, милостивым, водворяющим мир в душе своей и душах ближних. Христианину не нужно призывать Бога в свидетели своей правоты, потому что такому человеку, живущему по заповедям Божиим, можно верить безоговорочно, ему можно доверять и должно уважать его слово. Вот почему Иисус Христос наставляет: Но да будет слово ваше «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого. Очень хорошо пояснил эти слова Господа святитель Григорий Богослов, который в беседе «На тех, которые часто клянутся» писал: «Что хуже клятвы? Я рассуждаю, что ничего нет хуже. Если бы не было опасности от ложной клятвы, то клятва была бы делом благочестия. Ложная клятва, как давно уже доказано, есть отречение от Бога. Благонравным менее нужды в клятве; что говорю — менее? Им вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы». А святитель Иоанн Златоуст в беседах на Евангелие сказал так по поводу клятвы и ее необходимости для человека: «Кто внял учению о вышесказанных блаженствах (имеются в виду заповеди блаженств) и устроил себя так, как повелел Христос, того всякий будет считать достойным почтения и уважения и никто не станет принуждать к клятве». Но, посмотрите, что дальше говорит нам Господь: Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую. Ох, какая нелегкая к исполнению для нас с вами заповедь! Иной, услышав вышесказанное, подумает: «Как так можно? Тебя бьют, а ты и не сопротивляйся!» Да, в испорченной природе человеческой и сейчас, когда мы знаем Господа и всепрощающую любовь Его, таится чувство мести. Если нас обижают, а еще если и несправедливо обижают, то так хочется отомстить обидчику, тоже сделать ему что-то неприятное, чтобы и он почувствовал обиду.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Почему проклята смоковница? Чтобы ободрить учеников. Он всегда благодетельствовал и никого не наказывал, но нужно было проявить и правосудие, и воздаяние. Ученики и иудеи должны были узнать, что Он, хотя и мог иссушить, как смоковницу, Своих распинателей, однако добровольно предает Себя на распятие. Святитель Иоанн Златоуст (116, 351). Хотя Бог благ и милостив, но Он и праведен. И правда Его требует, чтобы нераскаянный грешник, как неблагодарный и презревший вечный Божий закон и Самого Бога, был казнен вечно. Это непременно будет с нераскаянными и беззаконными, что бы они ни вымышляли для смягчения и оправдания при угрызениях совести. " Бог поругаем не бывает " (Гал. 6, 7). Благость Божия и долготерпение в том проявляются, что Он терпит грешника, нарушающего Его святой закон, не сразу казнит его, ожидает его покаяния, или, как учит Апостол, " ведет... к покаянию " (Рим. 2,4). Но когда грешник пренебрежет этим богатством Божией благости и останется нераскаянным и ожесточенным, тогда правда Божия вступит в свое дело и воздаст ему по делам его (Рим. 2, 6) (104, 168-169). Поняв Божию правду и свою виновность, не только будем терпеть приключающееся зло, но и будем желать и просить о наказании здесь, чтобы не быть осужденными с миром. Лучше здесь быть наказанным, легко и ненадолго, чем вечно и жестоко. Внемли правде Божией, и не будешь склонен к бесчинным делам, пригвожденный страхом, как гвоздями. Внемли правде Божией, и будешь с усердием каяться за прежние грехи, вздыхать и молиться об их отпущении, будешь терпеть все приключившиеся бедствия. Святитель Тихон Задонский (113, 171). ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ " О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? " (Рим. 11, 33,34; Ис. 40, 13). " Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом " (Притч. 3, 19). " Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса " (Иер. 10, 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

И далее Архиепископ переходит к доказательствам, цитируя Святых Отцов. И начинает он со святого Афанасия Великого : «Когда (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ( Мф.26:39 ): и дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:41 ), – тогда показывает две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него. И как Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Господь же, укоряя его, говорит: отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Мф.16:22–23 ); так разумеется и здесь. В подобии человеческом быв, Он отрекается от страдания как человек; но как Бог , непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностью приял страдание и смерть» («О явлении во плоти Бога Слова и против ариан», Т. 3, п. 21, с. 273. Сергиев Посад, 1903). За этими словами архиепископ Феофан приводит место иное из святого Афанасия Александрийского , Великого. Затем следуют: святой Григорий Нисский , святой Иоанн Златоуст (две цитаты), святой Кирилл Александрийский (три цитаты), святой Ефрем Сирин («Об Искуплении», с. 10–16). И наконец, Архиепископ приводит выписку из «Точного изложения православной веры» святого Иоанна Дамаскина «как классическое, в котором со всею наглядностью и ясностью решается вопрос о существовании и взаимоотношении двух воль во Христе» (там же, с. 16). Вот что пишет святой Иоанн Дамаскин : «Пред спасительным Своим страданием Он (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ); но, очевидно, Он должен пить чашу как человек, а не как Бог . Посему, как человек, хочет, чтобы миновала Его чаша. Это были слова естественной боязни. Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ); не Моя, поколику Я имею иную от Твоей сущность, но Твоя, то есть Моя и Твоя, поколику Я Тебе единосущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

И опять блаженный Павел говорит: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» ( Флп.3:2 ). «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» ( Еф.5:15–16 ). И Иоанн: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир» ( 2Ин.1:8,7 ). И много подобных наставлений в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета, призывающих нас пробудиться и бодрствовать. А мы поступаем наоборот, подобно тем людям, о которых сказал Исаия пророк: «ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули» ( Ис.6:10 ). О, сколько и каких Писаний мы, слыша, оставляем без внимания! За то и безответными останемся мы в день испытания, когда придет Просвещающий тайны тьмы и Раскрывающий все движения сердец, когда раскроются книги, когда воссядет суд ( Дан.7:10 ), – книги, о которых мы ныне слушаем с улыбкой, не желая придавать им значения. Все мы сбились с прямого пути и каждый блуждает по своей дороге; с нами опять то же, что было прежде, когда Ты не владел нами, Господи ( Ис.63:19 ). И поистине, исполнилось на нас пророчество Давидово: «но смешались с язычниками и научились делам их» ( Пс.105:35 ). Потому-то мы и уничижены по всей земле за грехи наши и «все это происходило... в наставление нам, достигшим последних веков», как написано ( 1Кор.10:11 ): и пастыри – волки, и овцы – расхищены, и голод – при дверях, не голод хлеба и жажда воды, но голод слышания Слова Божия ( Ам.8:11 ). Однако, никто из надеющихся на Господа да не отчаивается. Не унывайте, но постоянно помните о Том, Кто сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). 2 . Будьте спокойны: души праведных Господь не погубит голодом ( Притч.10:3 ). Об этом голоде говорит Господь через пророка: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог , когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам.8:11–12 ). Видишь, о хлебе ли здесь говорится? Бог о хлебе не говорил. О, голод ужасный, душевредный и гибельный! О, голод, навлекающий вечное наказание! Этот голод – виновник всякого дурного дела; этот голод – корень всякого зла. Этого-то голода наступление провидя, пророк Давид умолял Бога, говоря: «Господи, ...твердыня моя! Не будь безмолвен для меня» ( Пс.27:1 ). И о благоверных он пророчествовал, говоря: «что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» ( Пс.32:19 ). А в другом месте он говорит: «во дни голода будут сыты» ( Пс.36:19 ), или: «милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его» ( Пс.110:4–5 ). Эти слова Давида относятся к тем, которые усердны в изучении Писаний: они голода не будут испытывать. Будем же исследовать Писания, чтобы не коснулся нас грядущий душепагубный голод; будем усердны к Писаниям, чтобы не заблуждаться и не увлекаться всяким ветром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Когда Иисус Христос родился в городе Вифлееме, то явились Ангелы на небе и воспели: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! ( Лк.2:14 ). С самого детства Иисуса Христа виден был в Нем разум Божественный и благодать Божественная, отличавшая Его от людей. Старцы и учители дивились Его мудрости, когда Он был двенадцатилетним отроком, слушал, вопрошал и отвечал им. Когда Иисус Христос достиг тридцатилетнего возраста, то пришел к Иоанну Предтече, чтобы креститься от него; Иоанн узнал пришедшего к нему Сына Божия и не хотел крестить Его, говоря: «Мне нужно от Тебя креститься», но Иисус Христос сказал, чтобы он не противился, а крестил бы Его. Тогда Иоанн, повинуясь Сыну Божию, как раб Владыке, крестил Его. Когда Иисус Христос выходил из воды, послышался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мк.1:11 ), а Дух Божий сходил на Него в виде голубя. Иисус Христос крестился для того, чтобы освятить воды и дать людям образ Крещения. После крещения Иисус Христос пошел в пустыню; там Он сорок дней ничего не ел и трижды был искушаем сатаною. За невоздержание нашего праотца Адама Спаситель заплатил Своим воздержанием и отразил сатану-искусителя, который соблазном ввел в грех первого человека. Возвратившись из пустыни, Иисус Христос начал благовествовать о Царствии Божием. Три года с половиной Он ходил по городам и селам, благовествуя людям. «Покайтесь, – говорил Он народу, – и веруйте в Евангелие, то есть благую весть о Царствии Божием, – время пришло: Царствие Божие приблизилось. Входите в Царствие Божие тесными вратами, а широкие врата ведут в погибель! Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. Не праведников Я пришел призвать, но грешников на покаяние. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Блаженны вы, смиренные, нищие духом, гонимые за правду: ваше есть Царствие Божие. Блаженны плачущие, ибо они будут утешены. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Милостивые будут помилованы. Чистые сердцем узрят Бога. Миротворцы нарекутся сынами Божиими. Но трудно богатым войти в Царствие Божие. Горе смеющимся ныне: они восплачут и возрыдают. Кто гневается напрасно, подлежит суду; кто поносит брата своего, подлежит геенне огненной. Кто смотрит на женщину с нечистой мыслью, тот прелюбодействует в сердце своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Откуда же, скажете, видно, что мы получим награду за подаяние милостыни, как добрым, так и не добрым? Из слов самого Господа: « а Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных » (Мф. 5:44, 45). Как Господь твой, не смотря на то, что премногие оскорбляют Его нечестивыми словами, блудодействуют, крадут, разбойничают, раскапывают могилы и делают множество зла, не прекращает своих ко всем благодеяний, но, по своему человеколюбию, всем посылает солнечные лучи, дожди и плоды земные, — так поступай и ты, и, когда будет время для милости и человеколюбия, облегчай бедность, прекращай голод, избавляй от скорби, и ничего больше не разыскивай. Если мы станем исследовать образ жизни (нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку, но из–за такой неуместной пытливости останемся бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться без всякой пользы и напрасно. Поэтому прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего суда) великой милости и снисхождения от Бога, которое и да получим все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава и честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Из беседы на слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2 Кор. 4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне Те за то, что не оказывали щедрой милостыни, услышали: « истинно говорю вам: не знаю вас »; а эти, напоившие жаждущего и напитавшие алчущего Христа, хотя и не отличались девством, услышали: « приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира » (Мф. 25:34), и весьма справедливо, потому что девственник и постник полезен только себе самому, а милостивый есть общая пристань обуреваемых, избавляет ближних от бедности и удовлетворяет нуждам других.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» ( 1Цар.28:7 ). Он делается вторым Адамом , обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» ( 1Цар.28:8 ); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит.1:16 ). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18 )? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:23 ). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорить: «нет Бога». Свидетель Господь, говоря­щий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 )? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «по едающие народ Мой, как едят хлеб?...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Тропарь, глас 8-й. Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси 466 : цевнице 467 духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися Императору нашему Николаю Александровичу и всему наследию и державе Его 468 . Молитва. О, всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский! Услыши нас грешых, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Ему-же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши: умоли Его благоутробие 469 , да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей: испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие, и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам, Богоугодне, прейти поприще временныя жизни: избави нас воздушных мытарств, и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже 470 празднующих глас непрестанный, зряших Божия лица неизреченную доброту: церковь же святую от ересей и расколов сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати, и всем даруй вся, яже ко спасению и славе. Божией подобающая: отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай 471 оружию крестоноснаго воинства, и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякая беды и напасти: услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в триех ипостасех 472 , Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь. (Из акафиста. Киев 1857 года). 23-е число. Празднование зачатия Предтечи и Крестителя Иоанна. Родителям его, Захарии и Елисавете, празднуется 5-го сентября. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошел к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, вдруг увидя ангела. Архангел сказал: «Не бойся, Захария. Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рожедения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов Израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «Я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока не исполнится мое предсказание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

13 Царство твое царство всех веков, и влдчество твое во всяком роде и роде. Верен Господь во всех словесех своих и прпдбен во всех делех своих. 14 Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя. 15 Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении: 16 отверзаеши ты руку твою и исполняеши всякое животно благоволения. 17 Праведн Господь во всех путех своих и прпбен во всех делех своих. 18 Близ Господь всем призывающым его, всем призывающым его во истине: 19 волю боящихся его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я. 20 Хранит Господь вся любящыя его, и вся грешники потребит. 21 Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое его в век и в век века.  1 Хвала Давида. Превознесу Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлю имя Твое во век и в век века.  2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век века.  3 Велик Господь и весьма славен и величию Его нет конца.  4 Из рода в род будут восхвалять дела Твои и могущество Твое возвещать,  5 О великолепии славной святыни Твоей будут говорить и о чудесах Твоих возвещать.  6 И о силе страшных (дел) Твоих скажут, и о величии Твоем поведают.  7 Воспоминание о великой благости Твоей провозгласят, и правду Твою будут радостно воспевать.  8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.  9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.  10 Да поведают о Тебе, Господи, все творения Твои, и преподобные Твои да благословят Тебя.  11 Славу царства Твоего изрекут и о могуществе Твоем поведают,  12 Чтобы возвестить сынам человеческим о силе Твоей и великолепной славе царства Твоего.  13 Царство Твое - царство всех веков и владычество Твое - во всех родах. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.  14 Подкрепляет Господь всех падающих и восстановляет всех низверженных.  15 Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно:  16 Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему).  17 Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

1. Великое благо – любовь. Она сильнее огня, восходит к самому небу, и нет препятствия, которое бы могло удержать ее сильное стремление. Вот, например, пламеннейший Петр: после того, как услышал: «куда Я иду, вы не можете придти», – что говорит? «Господи, куда Ты идешь?» Это он сказал, желая не столько узнать, (куда идет Христос), сколько последовать за Ним. Сказать прямо: я пойду – он пока еще не смел; а говорит: «куда Ты идешь?» И Христос отвечал не на слова его, а на мысль, так что его желание видно из самых слов Христа. Что Он сказал? «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти». Видишь ли, что Петр желал последовать за Ним, а потому и спросил? Да и тогда, как услышал: «после пойдешь за Мною», он не удержал своего желания, хотя и получил вожделенную надежду, но желал до того, что сказал: «Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя» ( Ин.13:37 ). Так как он уже освободился от страха предательства и увидел себя в числе искренних (учеников), то уже с дерзновением сам спрашивает, между тем как другие молчат. Что ты говоришь, Петр? (Христос) сказал: «не можешь», а ты говоришь: могу? Итак, ты узнаешь на самом опыте, что твоя любовь, без помощи свыше, ничто. Отсюда ясно, что Христос и падение Петра допустил для его же пользы. И прежними действиями Он хотел вразумить его; но так как Петр оставался при своей горячности, то хотя он и не довел его и не побудил к тому, чтобы он отрекся, однако ж оставил его без помощи, чтобы он познал свою немощь. Христос сказал, что Ему надлежит быть предану, а Петр говорит: «Будь милостив к Себе, да не будет этого с Тобою!» ( Мф.16:22 ). Ему сделан был упрек, но он не вразумился, а напротив, когда Христос хотел умыть ему ноги, опять сказал: «не умоешь ног моих вовек» ( Ин.13:8 ). И теперь, когда услышал: «ты не можешь теперь за Мною идти», снова говорит: «если и все соблазнятся о Тебе, я... не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ). Привыкнув таким образом противоречить Христу, он легко мог бы впасть в гордость; а потому-то Христос наконец и научает его не противодействовать. Вот на это и намекает Лука, когда говорит, что Христос сказал: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк.22:32 ), то есть, чтобы ты не погиб окончательно. Чрез все это научает его смирению и показывает, что человеческое естество само по себе – ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010