б) Обрядовый закон Моисеев отменен Христом Иисусом и заменен особыми уставами. аа) Хотя сам Иисус Христос выполнял законную правду Моисееву, но Он премудро готовил решительную отмену обрядового закона. Он словами и делами показывал, что Он есть Господь и субботе (Мат. 12, 6; Иоан. 15, 17 ). Предсказал жене самарянской – близость повсеместного богослужения ( Иоан. 4, 19 ). Согласно с Его духом ап. Павел чаще и настойчивее прочих проповедовал, что обрядовый закон Моисеев есть закон престающий ( 2Кор. 3, 11 ), и не имеет силы для христианина. Несьмы под законом, но под ·благодатию ( Рим. 6, 14 ). Так он учил в посланиях к римлянам, галатам, ефесеям и евреям, Отменена обрядового закона была необходимым следствием самого свойства христианства и иудейства. Обрядовый закон был связан с храмом Иерусалимским и народным характером евреев (Мат. 5, 32. Гал. 4, 1 – 4 ); а христианство – собственность всех народов. Потому первый терял силу по мере распространения христианства за пределами Палестины – и наконец когда разрушен был Иерусалимский храм, пал и обрядовый закон: «не лепо называть Иисуса Христом и вместе иудействовать», писал св. Игнатий богоносец 123 Точно также другие христианские учители показывали в обрядовом ветхом законе значение временного лекарства приспособленного к известному народу 124 . бб) Иисус Христос дал новые уставы соответствующие обновленному человечеству. Таковы законы: аа) о вере в пришедшего Мессию, – Сына Божия: сие есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он ( Иоан. 6, 29 ). Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца; иже не чтить Сына, не чтить Отца, пославшаго Его ( Иоан. 5, 23 ). бб) О совершении таинств ( Иоан. 3, 5; 6, 54 , Мат. 28, 19); при этом крещением заменено обрезание ( Кол. 2, 11. 12 ), евхаристиею – приношение агнца ( I Kop. 11. 25 ); браку усвоило значение нерасторжимости Мат. 19, 3–9. Мар. 10, 2–9 ). вв) Установление новой иерархии: той даль есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф. 4, 11 – 13 . Лук. 6, 13 )..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По Златоусту, значит, или другому неизвестному древнему церковному писателю, на древнецерковном языке выражение «говорить или учить догматически» равносильно было выражению «говорить о чем-либо как несомненно истинном, положительно и с полной уверенностью, без всякой примеси личных мнений»; слово же «догмат» выражало собой такого рода христианскую истину, которая поражала каждого верующего своей неопровержимой истинностью и стояла выше всякого рода недоумений и личных мнений 18 . Эту истину еще яснее и точнее определяют древние учителя, когда указывают на божественный характер догматов как таких истин, которые обязаны своим происхождением самому Иисусу Христу и Его апостолам, – чем, собственно, и условливалась их непререкаемая истинность и непоколебимая неизменность. Св. Игнатий Богоносец , напр., догматы христианские называет догматами Господними (σπουδζετε βεβαιδναι εν τοις δογμασν του Κυριου) 19 . Св. Василий Великий прямо называет их божественными (θεα) 20 , а Ориген – догматами Божьими (δγματα θεο) в противоположность лжеучениям еретиков, учивших человеческому вместо божественного 21 . Называются они у древних учителей Церкви и апостольскими 22 , но не потому, чтобы они обязаны были своим происхождением апостолам, а потому, что сии, по Златоусту, приняли догматы от самого Христа 23 , который Сам же, как говорит Лактанций, и научил их, и посвятил для проповеди своего догмата и учения 24 . Догматам же небесной философии, как писал Викентий, несвойственно подвергаться какому-либо изменению, обсечению или уродованию 25 , подобно учреждению земному, которое может усовершаться только непрерывными поправками или порицаниями 26 . Итак, на основании одного значения слова δоγμα, принятого в древнецерковный язык для обозначения истин веры Христовой, мы приходим уже к довольно ясному и определенному понятию о догматах христианских, а именно к понятию о них как непререкаемых и неизменных истинах веры христианской, так как они принесены на землю Самим Сыном Божиим и преподаны людям Его апостолами. Но это понятие не есть еще понятие полное и определенное. В понятии о догматах, как они понимались и понимаются Церковью , кроме этого заключается нечто большее. Чтобы и нам прийти к такому понятию, необходимо обратить внимание на то особеннейшее значение, какое в древней Церкви соединялось со словом δоγμα независимо от обозначения им истин веры Христовой как божественных, а потому по самому существу непререкаемых и непреложных истин, а при этом не излишне иметь в виду и то, в каком особеннейшем значении употреблялось слово δоγμα и прежде, в более отдаленной древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Возможно ли приписывать такое дело нескольким бедным Евреям, которые, прошедши всю вселенную, были законным образом убиты за их убеждения? Поверить этому невозможно; даже здравый разум указывает нам в этом событии, изменившим совершенно все общество человеческое, на действие Самого Бога. Траян одобрил поступки Плиния с христианами и писал ему, что: «разыскивать их не следует, но если донесут на них, то наказывать». Можно бы спросить: зачем не разыскивать христиан, если они преступны? Если же не преступны, то за что наказывать? Траян был, конечно, император просвещенный и оказывал терпимость; однако рассудок свой подчинял той ложной политике, которую принял вместе с венцом императорским. Он решил, однако, чтобы христиан-отступников не осуждать и вообще против исповедающих веру Христову негласных доносов не принимать. «Это уже слишком нехорошо, пишет он, и недостойно нашего века». Но если донос не безгласный, то судить и осуждать тех христиан, которые от своих убеждений не отказываются. Сам Траян, поступил так с Игнатием великим, святителем Антиохии. Мученичество Игнатия антиохийского В девятое лето своего царствования (106) император прибыл на Восток для войны с Парфами. Во время пребывания его в Антиохии донесено было ему на Игнатия, и он велел его представить. 902 «Кто ты, злобный демон? Сказал ему император, что осмеливаешься пренебрегать нашими повелениями и учишь других стремиться к погибели?» Игнатий же отвечал: «никто не вправе называть злобным демоном Богоносца. Демоны в рабах Божиих не обитают. Если ты хочешь сказать тем, что я злобен для демонов, потому что веду с ними брань, то охотно принимаю данное тобой название, потому что, имея своим Царем небесным Христа, я сопротивляюсь козням демонов. – Кто же такой Богоносец? – тот, кто носит Христа в сердце своем. «Разве ты полагаешь, что мы не имеем также в сердцах своих богов, помогающим нам против врагов. – Обольщаешься, называя богами демонов народных, отвечал Игнатий; только один Бог, сотворивший небо, землю, море и все, что в них – один только Христос Иисус единородный Сын Божий. Да наслажусь же я вскоре в царствии Его. «Ты говоришь о том, который распят был при Понтии Пилате? – Да о Том который вознес на крест грех и сокрушил вместе с тем грехоначальника, о Том, Кто осуждая всякое заблуждение демонское и всякое зло, покорил их под ноги тех, которые носят Его в сердце своем.» – «Итак, ты носишь в сердце распятого? Да, по написанному: вселюся в них и похожду "

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

б) «Аще ли нецыи попущением Божиим в толикое приидоша дерзнути, яко еже неверни и злочестивне; неверие бо есть вещь таковая, еже кроме священства прияти хиротонию и священная действовати; несть слово рещи о осуждении сицевых, сие бо дело горши есть и самых тех нечестивых бесов во ангела светла, точию преобразующихся, но не сущих, и Божие убо лицемерующих, безбожных же сущих и противных Богу. Таковые не токмо велие и неисчетное томление подъимут, на божественная сице зле восхуливше, ниже бо гласы божественные от них, ниже божественная дела, понеже благодати рукоположения не имут. Но и месть приимут иную, за прельстившихся от них, или негде крещеных, или рукоположеных. Сии бо не хиротонисаны, ни крещены суть, ничто же бо дает, не имеяй, и ничто же премлет что от неимущего аще, и мнится имети; тем же я прельщен бысть, и веруяй быти священник, или крещен, несть, и погибели сих крестивый повинен. Не может бо человек имети, не прием от Бога, кроме бо мене, рече, не можете творити ничтоже. О духовном же служении, подобен есть согрешению, не рукоположив действующего, и иже без повеленья и заповеди святительские действуют (л. 57 и об.). IV. Кормчая славянская: «А к ней же церкви поставлен еси, не остави ея во вся дни живота твоего, разве великия нужи и то по совету епископа своего где тя благогославит; а в чужем пределе не служи, не взем от епископа своего грамоты. Без воли его не твори ничтоже. Имей епископа своего аки Бога, и волю его во всем твори, любовь к нему и боязнь, яко апостола Христу» (глава 60, л. 604 об.–605). V. Св. Игнатий Богоносец : а) «Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают»... (посл. к Магнезианам; Пис. муж. апост. стр. 280). б) «Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа, почтен будет Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу» (Посл, к Смирнянам; тамже, стр. 306).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

У грекоязычных христианских писателей, а также в правилах Вселенских и Поместных соборов слово «хиротония» также употребляется в двояком значении. Зонара 2 в толковании на 1е Апостольское правило пишет: «Ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святого Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку. А в древности и само избрание называлось хиротонией. Ибо, когда городскому народу дозволялось избирать архиереев, народ сходился, и одни желали одного, а другие другого. Итак, чтобы голос большего числа получил перевес, производившее избрание, говорят, протягивали руки, и по ним считали избирающих каждого. Желаемый большим числом почитаем, был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии; это наименование в том же смысле употребляли и отцы соборов, называя и избрание хиротонией» 3 . Из слов Зонары видно, что уже в его время термин «хиротония» обозначал только посвящение в степень клира. Название «хиротония» относится только к посвящению в высшие степени клира (архиерейство, священство и диаконство), а поставление в низшие степени принято называть термином «хиротесия». Хиротесия, в отличие от хиротонии, не является Таинством. Этот термин в Церкви употреблялся издревле, но не всегда в одном и том же значении. Иногда этим словом обозначалось поставление в высшие степени клира 4 , а иногда в низшие 5 , и только после VII Вселенского собора установилась терминология, по которой «хиротесия» получила значение поставление в низшие степени клира, а хиротония – в высшие. Эта терминология сохраняется и теперь. Чины поставлений, которые сначала были простыми и несложными, постепенно развивались и усложнялись. Здесь будут рассмотрены только чины хиротесий в низшие степени клира 6 . Что касается количества этих низших степеней, то относительно их числа имеются довольно противоречивые показания древности. Евсевий Памфил († 340 г.) в своей «Церковной истории» приводит письмо Римского епископа Корнилия к Антиохийскому епископу Фабию, в котором Корнилий упоминает епископов, пресвитеров, диаконов, иподиаконов, аколуфов 7 , экзорцистов, чтецов и привратников 8 . Святитель Игнатий Богоносец († 107 г.) в послании к Антиохийцам 9 приветствует чтецов, певцов, привратников, экзорцистов и копиитов 10 . Святитель Епифаний Кипрский (IV в.) перечисляет епископов, пресвитеров, диаконов, иподиаконов, диаконисс, экзорцистов, привратников, копиитов и переводчиков 11 . В 10м правиле Антиохийского собора говорится о чтецах, иподиаконах и экзорцистах, а в правилах Лаодикийского собора говорится о иподиаконах (правила 20–22), чтецах (23, 24), певцах (15, 23, 24), экзорцистах (24, 26) и привратниках (24). Некоторые источники 12  причисляют к низшему клиру и свещеносцев.

http://azbyka.ru/istoriya-chinov-hirotes...

   Окружавшие святителя в священном трепете внимали словам его, коими он приветствовал явившихся ему ангелов, пророков и Царицу Небесную.    Сначала Нифонт радостно воскликнул: „Добре приидосте, ангели святии“, – затем воскликнул: „благодать вам, святые пророцы», – наконец, с неизреченной радостью сказал:    „Радуйся, обрадованная, красный мой свете, помощнице моя и крепость. Благословляю Тя благая, ибо я помню милость благодати Твоея».    За сим святитель умолк, и лице его воссияло, как солнце. Слышен был голос, призывавший его к Господу (Чет-Мин. декабря 23).    Такой блаженной кончины удостоился святой Нифонт. Св. Игнатий Богоносец, осужденный на страдания, говорит: «прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в нем мне воссият.... Пустите меня к чистому свету: явившись туда, я буду человеком Божиим» (Писания мужей апост. в рус. перев. прот. П. А. Преображенского, стр, 404).    IX. Преп. Пафнутий Боровский лежал на смертном одре и в ожидании блаженной кончины пел погребальные песни до той самой минуты, пока смерть не сомкнула уст его (Ч.-М. 1 мая).    X. Весело было преп.Макарию Египетскому расстаться с жизнию в присутствии ангелов и сказать: „Господи! в руце Твои предаю дух мой“.    Как им было не радоваться?.. Кончились для них дни в юдоли плача и воздыхания и открывается обитель света и радости; кончилось время, наступает вечность; кончились подвиги и труды, предлежат венцы и награды; кончилась брань, наступает мир...   17. Исход души покаявшихся грешников    Представим здесь несколько примеров смерти грешников, покаявшихся и примирившихся с Богом. Смерть их не сопровождается теми же ужасами, какие неразлучны при смерти нераскаянных грешников.    I. Один из страшных преступников, став лицом к лицу к своим злодеяниям, столь тяжко мучился своею совестию, что заболел и поступил в больницу. В больнице в скором времени он почувствовал, что для него наступает последний час жизни. Тогда из бездны греховной он вопиет к милосердому Богу. И что же? Жестокие мучения совести в нем сменились чувством умиления; он стал плакать о грехах своих и столь сильно, что платок, которым прикрыл свои глаза, после смерти его найден весь смоченный слезами («Пролог» 17 окт.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

5. Итак, согласно постановлению, как сего, так и до него бывших Соборов, полагая необходимым сохранить Священный Символ Веры ненарушенным – так, как он был издан – и приемля то, что они приняли, и отвергая то, что они отвергают, я никогда не прииму в общение дерзнувших прибавлять в Символ новшество относительно исхождения Святого Духа, до тех пор, пока они пребудут в таковом новшестве. «Ибо бывающий в общении с отлученными от общения», говорится, «и сам да будет отлучен» 16 . И божественный Златоуст, толкуя слова (Апостола): «Аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет» 17 – говорит так: «Он не сказал: если бы они возвестили вам нечто противное или совершенно извратили бы, но если и нечто малое благовестили бы помимо того, что вы приняли, или, быть может, что-нибудь изменили, – анафема да будет». И там же он говорит: «Необходима – умеренность, дабы не оказалось преступить закон» 18 . И Василий Великий в «Подвижнических Наставлениях» так говорит: «Отвергать нечто из написанного или вводить нечто из ненаписанного – явное отпадение от веры и знак дерзости; ибо Господь наш Иисус Христос говорит: «Овцы Моя гласа Моего слушают»; а перед этим Он говорит: «По чуждем же не идут, яко бежать от чуждого гласа» 19 . И в «Послании к монашествующим» он так говорит: «Если некоторые претендуют, что исповедывают здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с инакомыслящими, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть». И прежде него, Игнатий Богоносец в послании к божественному Поликарпу Смирнскому так говорит: «Всякий говорящий паче, еже установлено, хотя бы и был достойным по вере, хотя бы и постился, хотя бы и девство соблюдал, хотя бы и знамения творил, хотя бы и пророчествовал, пусть будет для тебя как волк в овечьей шкуре, действующий на погибель овец». Да и какая нужда много говорить?! – Все Учители Церкви, все Соборы и все Божественныя Писания увещевают нас бежать от инакомыслящих и отступить от общения с ними. Итак, неужели же, всех их презрев, я последую за теми, которые под личиной ложного примирения призывают заключить Унию с теми, которые нарушили священный и божественный Символ и вводят Сына, как второго Виновника Святого Духа? Ибо прочие из нелепостей, из которых и одной только было бы достаточно для того, чтобы разойтись с ними, я оставляю в настоящее время не упомянутыми. Да не приключится мне когда сего, – о, Утешителю Благий! – да не отступлю до такой степени от себя самого и от здравых суждений, но имея от Твоего учения и Тобою одухотворенных мужей, да приложусь к Отцам моим, вынося отсюда, если не иное что, так – Православие ( την ευσβειαν)!

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Посла – раждаемаго или по древ. слав. перевод, раждающася, от жены; чтение раждаемаго или раждающася соответствует греческому γενομενον; это чтение находится почти во списках мос. синод. биб. (Matthaci m. test ex cod. mosq. Wittenber. 1807) и в некоторых других, но неотличающихся особенною древностию: в древнейших и лучших: γενομενον. – Св. Игнатий: του υιο τ. Θεου, του γενομενου εν υστερω εκσπερματος Δαβιδ κα Αβρααμ 37 . Впрочем мысль в том и другом случае одна и та же; γενoμενον – означает и того, который родился. ( Рим. 1, 3 . Быт. 4, 25 . Xenoph. 1. р. 589) Св. Василий в. пишет: «и опять Павел употребил предлог ξ; из вместо δια чрез, когда говорит: γενομενον κ γυναικος вместо δια γενομενον; но в другой раз он ясно показывет нам – и различие, когда говорит, что жене прилично τ κ του γενεσθαι, а мужу: τ δια γυναικος. 1Кор. 11:8, 9 . Но сам он показывает и различие употребления и исправляет погрешность некоторых, которые думают, что – тело Господне есть духовное; чтобы показать, что богоносное тело составилось из закваски человеческой, предпочел слово более выразительное; ибо τ δια γυναικος; чрез жену, – могло подать мысль странную о происхождении; но κ της γυναικος – из жены, ясно – показывает общение естества рождаемого с родившею. О св. Духе 5, 12. Отцы указывали на это место как в обличение Нестория, так как здесь говорится о рождении Сына Божия, так и против Евтихия и предшествовавших ему докетов, так как здесь говорится о рождении из жены. – Сам апостол конечно имел в виду докетов, усвоявших Христу Иисусу только видимое тело. Слово γυνη указывает только на пол, и потому ничего – не говорит против девства Богоматери, как заметил и Тертуллиан (Scribens enim ad galatas, misit, inquit, Deus Filium suuro factum ex muliere, quam utique virginem constat fuisse, licet Ebion resistat. De uirg Uetan. § 67. § 6) Оно же – напоминает о древнем благовестии, что Мессия будет семенем жены. Быт. 3:15 . Раввин Гаккадош, живший при императоре Антонине, в своих замечаниях на Исх. 9:5 . писал: «в Мессии два сыновства, так, как Он и Сын Божий, и должен быть Сыном Девы». Smarc, ad. h. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Имев от природы крепкое телосложение и сохранив свои физические силы от всякого преждевременного расстройства и истощения строгою, воздержною и правильною жизнью, какую всегда вёл от самого раннего детства, в Бозе почивший незабвенный Архипастырь Киева – Высокопреосвященный Митрополит Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), и в глубокой старости был неутомим как в трудах Святительского служения, так и в подвигах иноческой жизни, и выносил эти труды и подвиги с удивительною бодростью, укрепляемый помощью свыше и необычайною силою духа в немощах плоти, изнурённой преклонностью лет. Только с 1853 года, и в особенности, после весьма тяжкой болезни, постигшей его в Декабре месяце 1855 года, он видимо стал изнемогать, подвергаться частым недугам, которые каждый раз встречал как предвестников кончины, но переносил с изумительным терпением и благодушием, и радовался при мысли, что они приближают вожделенный для него час переселения в жизнь вечную. Как зрелый плод сам собою спадает с дерева, готовый для житницы: так и душа Архипастыря, созревшая в подвигах веры и благочестия, естественно стремилась в житницу небесную, подобно душе Псалмопевца, который говорит: имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Когда прииду и явлюся лицу Божию? ( Пс. 41:2–3 ), или душе великого Апостола, который писал: желаю разрешитися и со Христом быти. Мне еже жити – Христос, а еже умрети приобретение есть ( Флп. 1:21–23 ). «Кто это держит меня здесь»? – говорил часто Архипастырь в постигавших его недугах; или же обращался к приближённым своим с такими словами: «не держите меня, отпустите меня; ведь я совсем уже приготовился отойти ко Христу Спасителю. Я не хочу умирать, а хочу вечно жить. Храмина тела моего видимо разрушается. Вот и ноги отказываются ходить и руки делать, и голова работать, а душа радуется, и желала бы хоть сейчас разрешиться. Слава Богу за всё! Довольно было с меня пожить. Уповаю на милость Его, что там будет мне хорошо. Дух мой стремится из уз плоти, и всё земное для меня уже чуждо; от того и тело моё так утончилось и исхудало. Как жених с нетерпением ждёт брачного дня для соединения с невестою, так и я жду и желаю разрешиться от этой жизни. Я также поступил бы со смертью , как Игнатий Богоносец , который, быв приговорён к съедению зверями, говорил: если звери пощадят меня, я нарочно раздражу их».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Не все равно – учить, пришедши после многих других учителей, или самому первому бросать семена: то, что уже было изучаемо и сделалось привычным для многих, легко бывает принимаемо; а то, что слышат теперь в первый раз, смущает душу слушателей и представляет много затруднений для учащих. Потому и в Афинах смутились слушатели и отступили от Павла, укоряя его: странна некая влагаеши во ушеса наша ( Деян. 17:20 ). Если и теперь управление Церковию доставляет много заботы и труда ея кормчим, то представь, не вдвое ли, и втрое и во много раз больше труда было тогда, когда были постоянные опасности, войны, козни и страх. Невозможно, невозможно выразить словом те трудности, которые переносили тогда эти святые мужи; их может знать только тот, кто сам испытал их. 4 . Скажу и о четвертом венце, который является нам из того же епископства. Какой же это? Тот, что он управлял нашим отечественным городом. Трудно управлять и сотнею людей или только пятьюдесятью; но иметь на руках такой город и народ, простирающийся до двух сот тысяч человек, это какую, думаешь ты, показывает добродетель и мудрость? Как в войсках важнейшие и многочисленнейшие отряды вручаются более мудрым полководцам, так и города большие и многолюднейшие вверяются опытнейшим правителям. Притом и сам Бог имел великое попечение об этом городе, как показал Он это самыми делами: Петру, предстоятелю всей вселенной, которому вручил ключи неба, которому предоставил руководить и устроять все, Он повелел провести здесь долгое время, – так для Него наш город был равен всей вселенной. Но упомянув о Петре, я усмотрел и пятый венец, сплетающийся отсюда, тот, что Игнатий преемствовал Петру во власти. Как вынимающий большой камень из основания, старается конечно поставить вместо него другой, равный ему, если не хочет поколебать и испортить все здание, так точно и тогда, когда Петр имел уйти отсюда, благодать Духа поставила вместо него другого равного Петру учителя, чтобы уже построенное здание не было испорчено незначительностию преемника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010