Тем не менее, когда титул начал встречаться в подписи патриарха Uoahha IV Постника (582–595), Римский папа Пелагий, а затем его преемник Григорий Великий 6 отреагировали на это крайне негативно; так этот момент стал началом полемики вокруг патриаршего титула. Можно выделить несколько этапов спора, различающихся как по действующим лицам, так и по характеру противостояния. 587–590 гг . – период критики титула со стороны папы Пелагия II. В знак протеста против использования эпитета «вселенский» он запретил своему апокрисиарию в Константинополе участвовать вместе с патриархом Иоанном в торжественных богослужениях. 590–595 гг . – преемник Пелагия, папа Григорий, после восшествия на Папскую кафедру и вплоть до 595 г. вел спор в устной форме. Он передавал сообщения своему апокрисиарию в Константинополе диакону Сабиниану, надеясь через него убедить патриарха в необходимости отказаться от титула. Однако, когда в 595 г. из Константинополя по делу о двух малоазийских пресвитерах пришли соборные акты, «каждая строка» которых содержала наименование «Вселенский» [Norberg 1982: V. 45, 337.8–10], стала очевидной неэффективность полемики подобного рода, и папа предпринял более активные действия. 595 г . – святитель Григорий рассылает серию писем шести лицам. Патриарха Иоанна Константинопольского он убеждает отказаться от титула [Ibid.: V. 44, 330.25], императора Маврикия просит «это дело рассудить или часто упомянутого мужа склонить к тому, чтобы отступил он наконец от этого притязания» [Ibid.: V. 37, 311.102–104], императрицу Константину – не удостаивать патриарха своим согласием с титулом [Ibid.: V. 38, 316.56]. Евлогий Александрийский и Анастасий Антиохийский получают просьбу избегать эпитета «вселенский» при обращении к другим епископам [Ibid.: V. 41, 321. 37–38]. Своему апокрисиарию в Константинополе диакону Сабиниану папа запрещает участвовать вместе с патриархом в торжественных процессиях [Ibid.: V. 45, 338. 33]. Однако ни Иоанн Константинопольский, ни сменивший его на патриаршей кафедре в том же 595 г. Кириак II от использования титула «Вселенский» не отказались.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Григорий Великий предпринял также меры, послужившие преодолению Аквилейской схизмы. Павлин Аквилейский после завоевания его кафедрального города лангобардами в 569 году нашел прибежище в городке Градо, там же находился и его преемник Илия, продолжавший носить патриарший титул. В 586 году, когда кафедру занимал сменивший Илию Северий, Равеннский экзарх Смарагд, располагая на то полномочиями от императора Маврикия, прибыл с конвоем в Градо, арестовал Северия вместе с тремя епископами, доставил их в Равенну и принудил причаститься вместе с местным архиепископом Иоанном. Но вернувшись в Градо, Северий созвал собор в городе Мурано, на котором вновь заявлено было о непризнании актов V Вселенского Собора и о разрыве общения со всеми, кто признает этот Собор, включая Римский и Константинопольский престолы. «В 591 году папа… попытался оказать давление на Северия, но архиерейский собор в Истрии апеллировал к императору Маврикию. Император “повелел” папе оставить раскольников в покое» . И все же папе удалось перетянуть в лоно Кафолической Церкви несколько епископов, состоявших в юрисдикции Аквилейского патриарха. Окончательное уврачевание раскола произошло уже только столетие спустя. В своих отношениях с Африканской Церковью Григорий обнаруживал уместную деликатность. Он дал согласие на сохранение в епархиях Нумидии местных церковных обычаев, но потребовал, чтобы примасами Африки не избирались лица, перешедшие из донатистского раскола, и это его требование было принято. Связь Римского престола с Церковью Галлии папа упрочил тем, что в 593 году назначил архиепископа Арелата святого Виргилия своим викарием, на языке современной номенклатуры Ватикана – легатом, и тот принял это назначение, тем самым подчеркнув отсутствие притязаний на автокефалию возглавляемой им Церкви. В самом начале своего понтификата, в 590 году, через год после Толедского собора, на котором состоялось обращение вестготского народа из арианства в Православие, Григорий Великий послал паллий епископу Севильскому Леандру, занимавшему первенствующую кафедру теперь уже кафолического вестготского королевства, – своему другу, с которым он сблизился в Константинополе, где сам он был тогда папским апокрисиарием, а Леандр беженцем, которого на родине преследовали арианские власти.

http://pravoslavie.ru/88906.html

Paderborn, 2009; Menke K.-H. Sakramentalität: Wesen und Wunde des Katholizismus. Regensburg, 2012; Католицизм: pro et contra. СПб., 2013. Е. А. Пилипенко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви

http://pravenc.ru/text/1683907.html

38 . Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. II, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-троицкой Сергиевой Лаврой, 1994. 39 . Григорий Великий Двоеслов , святитель, папа Римский. «Собеседования», Избранные творения. Изд. «Паломник», М., 1999. 40 Григорий Нисский , святитель. Точное истолкование Екклесиаста Соломонова. Изд. имени свт. Игнатия Ставропольского, М., 1997. 41 . Григорий Нисский , святой. Опровержение Евномия, Творения, ч. VI, Изд. В. Готье, М., 1864. 42 . Григорий Палама , святой. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., Канон, 1995. 43 . Григорий Синаит , преподобный. Творения. М., Новоспасский монастырь, 1999. 44 . Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский, святой. Творения, Переложение Екклесиаста. Петроград, типография М. Меркушева, 1916. 45 . Давид IV Строитель, царь Грузии и Абхазии, святой. Покаянный канон. Изд. Тбилисского университета, Тбилиси, 1989. 46 . Дидахи (Учение Господа, данное народам через двенадцать апостолов). Серия «Учители неразделённой церкви», Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. 47 . Didymus der Blinde, Kommentar zum Ecclesiastes, Lage 22 und 23 des Tura-Papyrus. Herausgegeben von Leo Liesenborghs, Köln, 1965. 48 . Димитрий Ростовский , святой. Жития святых, т. е. 1–2. М., Синодальная типография, 1904. 49 . Дионисий Великий, епископ Александрийский, святой. Творения, Толкование на начало книги Екклесиаста. Изд. Олега Абышко, СПб, 2007. 50 . Добротолюбие, т. I, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. II, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. ΙΙI, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. IV, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. V, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 51 . Евагрий, авва. Аскетические и богословские трактары. Изд. «Мартис», 1994. 56 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 1. Сергиев Посад, 1907. 57 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 2. Сергиев Посад, 1908. 58 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 3. Сергиев Посад, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Лишь один ответ мне кажется подходящим – богословский. Проповедь сект столь успешна потому, что лукавый им не мешает. Православный проповедник ведь почти никогда не беседует с человеком один на один. За спиной слушателя почти ощутимо стоит «дух сомнения», который влагает в его ум самые невероятные, глупые и взаимно противоречивые аргументы – лишь бы не допустить его согласия с православным словом. Бывает, один и тот же человек за два часа беседы в своей полемике с православием готов встать и на сторону старообрядцев, и на сторону католиков, он будет высказывать предпочтение и буддизму и протестантизму. Он готов отождествить себя с любой религиозной или антирелигиозной системой мировоззрения — лишь бы защитить себя от голоса совести и Евангелия. Массовый успех сектантов означает, что этого барьера они не встречают. Значит, кому-то их деятельность выгодна. Секты – разные. Враг Церкви – один. 239 Преподобный Максим Исповедник. Творения. М., 1993, Кн. 1. С. 89. 240 Святой Василий Великий. Письма. С. 319. 241 Ерм . Пастырь.//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 179. 242 Святой Климент Римский. Первое послание Коринфянам.//Ранние отцы Церкви. С. 44. 243 Цит. Мейендорф Иоанн , протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985, С. 67. 244 Святой Василий Великий. Письма. С. 77. 245 Святой Григорий Богослов. Творения. Ч. 6. М., 1848, С. 177. 246 Последние две фразы надо соотнести с Лк. 8, 23 . 247 Святой Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. С. 51. 248 Святой Василий Великий. Письма. С. 282. 249 Святой Василий Великий. Письма. С. 135. 250 Святой Василий Великий. Письма. С. 319. 251 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 135. 252 Древний патерик. М., 1899, С. 324. 253 Цит. Анри де Любак. Католичество. С. 306. 254 Иоанн Мосх. Духовный луг. Сергиев Посад, 1915. С. 151. 255 Иоанн Мосх. Духовный луг. С. 157. 256 Святой Григорий Двоеслов , папа Римский. Слово к епископам и к народу, сказанное в день святых апостолов Петра и Павла.//Вестник РСХД. май-июнь. 1952. С. 3–4. 257 Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908, С. 198. 258 Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 9.//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. Вып. 6. С. 15. 259 Рацингер Й. Введение в христианство. С. 272. 260 Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. Троице-Сергиева Лавра, 1902, С. 115–117. 261 Посошков И. Книга о скудости и богатстве. М., 1937. С. 106. 262 Игнатий (Брянчанинов), епископ. Письма к разным лицам. Вып. 1. Сергиев Посад, 1913. С. 151. 263 Евлогий (Георгиевский), митроп. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 33. 264 Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви. М., 1913. С. 94. 265 Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви. С. 21. 266 Шавельский Георгий , протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954, С. 213. 267 Иоанн (Снычев), игумен. Воспоминания.//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 11. Ч. 2. С. 83. 268 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 50.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

ГРИГОРИЙ Александрович Сербаринов (1880-1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГРИГОРИЙ Прокопьевич Смирнов (1891- 1918), диак., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Иосифович Троицкий (1870-1921), свящ., сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Никитич Хлебунов (1873-1930), свящ., сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГРИГОРИЙ (Воробьёв Григорий Иванович; 1883-1937), игум., прмч, (пам. 22 окт. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГРИГОРИЙ Иванович Берденёв (1890-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) ГРИГОРИЙ Иванович Долинин (1875-1937), мч., (пам. 15 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне

http://pravenc.ru/rubrics/122298_51.html

R., 1979. Vol. 93. P. 123-137; Παπαστθης Χ. Κ. Ο Νομοκνων το Γεωργου Τραπεζουντου: Η ες τν νεοελληνικν μεταγλττισις τν «Διαταγν τν Αγων Αποστλων» κατ τ Ms. GR. 696 (297) τς Ρουμανικς Ακαδημας//Επετηρς το Κντρου Ερενης τς Ιστορας το Ελληνικο Δικαου τς Ακαδημας Αθηνν, 1980-1981. Τ. 27-28. Σ. 365-631 (отд. отт.: Αθναι, 1985); Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristica: Saggia sulla genesi letteraria di una forma. R., 1981. (Analecta Biblica; 92); Cabi é R. Les prières eucharistiques des Constitutions Apostoliques sont-elles des témoins de la liturgie du IVe siècle?//Bull. de littérature ecclésiastique. Toulouse, 1983. Vol. 84. P. 83-99; Fiensy D. A. Prayers alleged to be Jewish: An Examination of the Constitutiones Apostolorum. Chico (Calif.), 1985; Gaudemet J. Les sources du droit de l " Église en Occident, du IIme au VIIme siècle. P., 1985; Taft. Liturgy of the Hours; Graves P. The Anaphora of the VIIIth Book of the Apostolic Constitutions//Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers/Ed. P. Bradshaw. Collegeville (Minnesota), 1997. P. 173-194; Synek E. M. Oikos: Zum Ehe- und Familienrecht der Apostolischen Konstitutionen. W., 1999; Пентковский А. Чинопоследования хиротоний в византийских Евхологиях VIII-XII вв.//ВВ. 2001. Т. 61 [в печати]. М. С. Желтов Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

Бог нам Прибежище и Сила… Сего ради не убоимся, внегда смущается земля. Пс. 45: 2–3 Примерам помощи Божией при различных болезнях, моровых поветриях и прочих напастях несть числа. И всегда возникали они тогда, когда люди отступали от Бога, и прекращались, когда с покаянием призывали помощь Божию. Очень кратко приведу только три таких примера. «И архангел Михаил вложил в ножны свой пылающий меч» Процессия святого Григория Великого Великим постом каждую неделю в храмах служится Литургия Преждеосвященных Даров, автором которой является святитель Григорий Великий, папа Римский. Святителя Григория называют еще Двоесловом, хотя точнее было бы перевести это его именование с греческого как «Собеседник». Вспомним, с чего началось его служение в Риме. В конце VI века в Италии разразилась страшная эпидемия чумы, в самом начале которой умер папа Пелагий II. Именно тогда святитель Григорий был единодушно избран его преемником. Он призвал народ Рима покаяться в своих согрешениях. В житии святителя говорится, что он обратился к народу со словами: «Подобает, братия возлюбленные, чтобы наказания Божия, пришествия которого мы должны были бояться, мы убоялись теперь, когда несем это наказание. Да откроет нам страдание двери обращения к Богу, и сама мука, которую терпим, да сокрушит жесткость нашего сердца… Итак, пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время плакать». «Пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время плакать» В проповеди он призвал весь народ Рима к трехдневному посту и покаянию. На четвертый день святитель возглавил молебен и покаянную процессию, собравшую множество духовенства и народа, по охваченному мором городу. Как гласит предание, когда крестный ход проходил мимо замка, где находится гробница императора Адриана (сейчас это замок Святого Ангела близ Ватикана), произошло чудо: над его куполом показался архангел Михаил, который вложил в ножны свой пылающий меч, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на Небесах. И чума прекратилась.

http://pravoslavie.ru/129963.html

Многие блага, которых не счесть, Только поставь подпись свою На злую хартию иконоборцев. Пишет ему Феофан из темницы: – Нет, не могу, царь, тебе угодить, Правым не смогу пред Богом быть, Если волю твою стану исполнять. Пока молод был я и угоден Обладал богатствами несметными, Всё оставил я, свой путь исправив – к Богу, Всё раздал – в пустыню поспешил, Там не знал я ни скорби, ни глада, Бог – и пища моя, и услада. Что сулишь ты мне в на склоне лет седых? Еще в юности презрел я прах даров твоих! Ничего, о царь, не можеть ты мне дать, Что сторицею бы не дал мне Господь, Кроме мук, о коих думаю давно: Муки эти меня с разлучат, Со Господом навек соединят. Что ты ратуешь, о царь, супротив икон святых? Сам Христос – нетленный Образ – отразился в них! Образ [Отчей] Ипостаси благой, Образ мощи Троичной святой, Образ Бога сокровенного, незримого, Недоступного и непостижимого. И тебе, и мне Судьей Он будет строгим, Властвуй, царь, пока не вышли сроки; проходит – неизменно Бог стоит, Тех, кто с Богом, этот не устрашит. 2. Преп. Симеон Новый Богослов . Сей богоносный и великий отец Церкви родился в Галате Пафлагонийской, был воспитан в Царьграде и сопричислен к вельможам при дворе царей Василия и Константина Порфирородных. Но ради Христа всё оставил и уединился в монастыре. Подвизался под руководством старца Симеона [Благоговейного], затем был игуменом обители святого Маманта и, наконец, отшельником. Величайший богослов после святителя Григория Богослова . Ощущал благодать в своем сердце. Его слова стали подлинными духовными и богословскими откровениями. Упокился в 1032 году 28 . Его мощи чудотворны. 3. Св. Григорий Двоеслов , папа Римский . Сын сенатора Гордиана, а впоследствии сам сенатор и римский градоначальник. По смерти отца он предался духовной жизни. От своего великого богатства построил шесть монастырей в Сицилии и седьмой в самом Риме, в честь святого апостола Андрея. В этой обители он и принял постриг. Сильвия, его мать, тоже стала инокиней в одном из женских монастырей. По кончине папы Пелагия Григорий был избран на его место. Убегая от этой чести и власти, он скрывался по горам и ущельям, но Господь показал его искавшим, ибо на том месте, где укрывался святой Григорий, явился огненный столп от земли до неба. Был он необычайно милосердным. Все свои доходы тратил на приюты для нищих и на гостеприимство. Часто устраивал трапезы для бедных людей, за которыми сам прислуживал. Занимался и написанием [душе]полезных книг. Да и Двоесловом, или Собеседником, нарицается он потому, что составил книгу под таким названием, в которой описал добродетели и чудеса италийских святых. Составил и Литургию Преждеосвященных Даров, совершаемую Великим постом. Его архидиакон Петр видел голубя, парящего над его головой, когда он сидел и писал. Преставился ко Господу в 604 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В церковную историю святой Григорий также справедливо вошел своим осуждением идеи «универсального епископа», то есть архиерея, каким-то образом главенствующего над всеми другими православными епископами. Это промыслительное событие произошло так. В то время Римский император наградил Константинопольского патриарха титулом «Вселенский». Не знавший греческого языка Григорий, тогда уже бывший Римским папой, подумал, что этот титул означает «универсальный епископ», и осудил его. На самом деле этот почетный титул всего лишь отмечал «живущего в столице обитаемого (то есть римского) мира», говоря иначе – жителя Константинополя. Однако непонимание Григория породило отличное и вполне православное богословие по вопросу о «первенстве» апостола Петра и роли старшего патриарха в Церкви – в то время таковым патриархом был Римский папа. В своей крайне интересной переписке по этому поводу святой Григорий говорит: «Всякий, кто называет себя универсальным епископом или желает этого титула, является по своей гордыне предтечей антихриста, потому что таким образом пытается возвысить себя над другими». По иронии, тот самый Патриархат, который отверг идею универсальной юрисдикции, спустя 500 лет при папе Григории VII Гильдебранде провел эту идею в жизнь. Это деяние, несмотря на 1000-летие истории универсальной церковной традиции, поистине раскололо христианство и разделило Запад на империю и папство, а позднее – на протестантизм и католицизм с бесчисленным количеством «религиозных» войн. Но вернемся к Григорию Двоеслову . В 590 году против своей воли игумен Григорий был единогласно избран папой Римским. Хотя огромная ответственность служения единственным патриархом Западной империи встревожила Григория, но он не забыл о своем решении отправить миссионеров жителям далекой Британии. В сентябре 595 года он написал письмо некоему гальскому священнику Кандиду, в котором давал указание купить английских рабов в возрасте 17–18 лет и передать их на попечение монастыря. Григорий ясно желал, чтобы духовенство – выходцы из страны – были подготовлены к этой миссии. Но почему он сделал это в 595 году? Возможно, у нас есть ответ. Письмо могло быть следствием визита в Рим в конце 594 или начале 595 года святителя Григория Турского . Этот святитель знал о том, что в Англии жила принявшая христианство франкская принцесса, которая затем вышла замуж за короля Кента – тогда еще язычника. Это была Берта, дочь Хариберта I Парижского. Она происходила из благочестивой семьи. Мать Берты, Ингоберга, овдовев, приняла монашество. Прабабкой Берты была святая Хлотильда, а бабушкой – святая Радегонда. Поскольку епископ Турский лично знал и Ингобергу, и Берту, то, скорее всего, он и поведал папе эти факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010