Инокиня Варвара, бывшая при Великой княгине-матушке во дни ее трудов, не пожелала оставить ее и в последнем подвиге – умирания. И она восхитила мученический венец своим самоотречением и самоотдачей. В тяжелые мятежные дни 17-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда все святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля – обстрелу, Великая княгиня Елисавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени “Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям,– пишет она,– которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок... Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему... Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет”. “Полностью разрушена “Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная”. И из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из бесчисленных ее смертей звучит глас святой жертвы, утверждающий жизнь: “Святая Россия” и Православная Церковь, которую “врата ада не одолеют”,– существует, и существует более , чем когда бы то ни было”. Эти слова были написаны ею в преддверии могилы. Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна – настоятельница Марфо-Мариинской обители. “Я ... уверена, – продолжает Великая княгиня, – что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит”. Вот мера ее духовного возраста, вот мера ее истощания. Она уже сама добровольно стала жертвой, и Господь принял ее жертву за Россию, которую она так любила. И ни единой бы власти не имели над ней эти, невесть откуда появившиеся на ее жизненном пути люди-палачи, если бы не было дано им свыше. Всех, кто был с Великой княгиней Елисаветой, побросали в шахту живыми, кроме одного, оказавшего сопротивление. Они умерли не сразу. Еще долго слышали местные жители Херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие – голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была ее апостольником.

http://pravoslavie.ru/1896.html

Патриарх Кирилл совершил паломничество к месту земной кончины святой княгини Елизаветы 17 апреля, 2010. Редакция " Правмира " Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в пятницу посетил монастырь в честь святых новомучеников и исповедников Российских в Алапаевске, основанный на месте, где в 1918 году была зверски убита великая княгиня Елизавета Федоровна. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в пятницу посетил монастырь в честь святых новомучеников и исповедников Российских в Алапаевске, основанный на месте, где в 1918 году была зверски убита великая княгиня Елизавета Федоровна. Патриарх Кирилл поехал в Алапаевск сразу же по прибытии в Свердловскую область в рамках своей трехдневной поездки в Екатеринбургскую епархию. В монастыре под Алапаевском предстоятеля встретили около тысячи жителей города и окрестностей. Обращаясь к собравшимся с крыльца храма, патриарх сказал, что в этом месте, где была зверски убита святая княгиня, мы «черпаем силы для нашей жизни, а также получаем возможность помнить, что жизнь без Бога — это страшная жизнь». Патриарх призвал «возрастать во взаимном уважении и поддержке», подчеркнув, что яркий пример такой жизни подала святая преподобномученица Елизавета. Великая княгиня Елизавета Федоровна, ее келейница инокиня Варвара, а также четыре великих князя были живыми спрошены в шахту под Алапаевском большевиками в ночь на 18 июля 1918 года. В 1995 году Священный Синод принял решение основать на этом месте православный монастырь. Сегодня в обители несут служение 18 монахов. Источник: Интерфакс-религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovers...

В 2015 году в прокат вышел мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», который рассказывает о чудесной помощи преподобного Серафима Саровского дочке священника по имени Серафима в 40-е годы прошлого столетия. Святая с именем Серафима Преподобномученица Серафима (Сулимова)  (1859–1918) Игуменья Ферапонтова монастыря (Вологодская область). Уже в 17 лет начала жить монашеской жизнью. Приняв постриг, святая в 1905 году возглавила обитель. Серафима уделяла особое внимание детскому образованию. В частности, под ее руководством была построена женская церковноприходская школа. Кроме того игуменья много занималась благотворительностью. В 1918 году была арестована из-за конфликта с комиссией, которая пришла в монастырь для описи и последующего изъятия монастырских ценностей. 15 сентября без суда и следствия была расстреляна. В 2000 году причислена к лику святых.  Известные люди с именем Серафима  Серафима Амосова (1914–1992) Знаменитая советская летчица, участница Великой Отечественной войны. Уроженка Красноярска, будучи еще совсем юной, загорелась желанием стать летчицей и вскоре поступила в планерную школу. С отличием закончив обучение, она стала пилотом Гражданского воздушного флота. Когда началась Великая Отечественная война, Серафима трижды подавала рапорт об отправке на фронт, пока, наконец, ее не приняли в женскую авиагруппу, которую формировала в г. Энгельсе Герой Советского Союза Марина Раскова. За все время военных действий С. Амосова совершила более 500 боевых вылетов, будучи заместителем командира женского авиационного полка ночных бомбардировщиков, более известного как «Ночные ведьмы». После войны Серафима Амосова вышла замуж за военного летчика и вместе с ним воспитала троих сыновей.  Игуменья Серафима (Черная) (1914–1999) Советский ученый-химик, настоятельница Новодевичьего монастыря. В миру Варвара Васильевна. окончила Московский нефтехимический техникум. Впоследствии стала доктром технических наук. Работая в НИИ резиновой промышленности, участвовала в разработке космических скафандров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Святители - патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай (19 декабря и 22 мая), Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские иерархи Петр, Алексей, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября). Преподобные (уподобившиеся Господу) - святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели - смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобный Сергей Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля). Мученики, коих среди святых большинство, претерпели страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам. Претерпевшие особо жестокие муки - великомученики. В их числе: целитель Пантелеймон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря). Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики - в монашеском постриге. Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти. Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Дмитрий Донской (1 июня). Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно. Таковыми врачами были святые Косма и Дамиан (14 июля). Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия и терпения поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Одна из них - Ксения Петербургская (6 февраля). Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первым русским святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1875...

Мученики это христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и смерть. Архидиакон Стефан и святая Фекла называются первомучениками как первые из пострадавших за веру. Умершие за Христа после особенно тяжелых страданий называются великомучениками , как например: святой великомученик Георгий, святые великомученицы Варвара и Екатерина. Страстотерпцами называют всех христианских мучеников, но преимущественно это именование относится к святым, претерпевшим мученическую кончину не за свою веру во Христа, а по иным причинам (например, в силу злобы или коварства близких, политического заговора и т.п.); характерной чертой их подвига является беззлобие и кроткое непротивление врагам. В лике страстотерпцев прославлены русские князья свв. Борис и Глеб, св. царь Николай II и его семья. Исповедниками называют христиан, которые перенесли гонения и преследования за Христа, подвергались мучениям, но не умерли мученической смертью. Святители это епископы (архиереи), угодившие Богу своей праведной жизнью. Например: святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; святитель Иоанн (Златоуст), архиепископ Константинопольский; святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский. Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками . Знаменитые богословы святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются Вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви. Преподобные это монахи, угодившие Богу своими подвигами. Например: преп. Антоний Великий , преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский . Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками . Бессребреники служили людям бескорыстным лечением болезней (без платы за лечение). Такими были святые бессребреники Косьма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон. Праведными Церковь называет благочестивых людей, живущих в миру. Так, в лике праведных прославлены родители Пресвятой Богородицы святые Иоаким и Анна; русский святой ХХ века свящ. Иоанн Кронштадтский .

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Алапаевском монастыре во имя свв. Новомучеников и исповедников Российских 16 апреля 2010 г. 15:55 16 апреля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Екатеринбургскую и Верхотурскую епархию ,  посетил монастырь святых Новомучеников и исповедников Российских, расположенный вблизи г. Алапаевска. Предстоятель Русской Церкви обратился к духовенству епархии, братии монастыря и многочисленным верующим, собравшимся в этот день в обители, с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Викентий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! С духовным трепетом я приблизился к этому святому месту, куда давно стремилась моя душа. Я в третий раз по милости Божией приезжаю в Екатеринбургскую епархию, но в первые два посещения я по разным причинам не смог побывать в Алапаевске, у этих святынь, до глубины души волнующих каждого православного человека. А в этот раз, ступив в аэропорту Екатеринбурга на уральскую землю, я сразу же направился сюда, к вам. Перед нами действительно особое место. Когда смотришь на эту поросшую травой и засыпанную землей шахту, где были зверски умерщвлены святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара с их спутниками, то начинаешь понимать простую истину, которая была сформулирована в Евангелии и запечатлена в народной житейской мудрости: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным» (см. Мк. 4:22). Когда здесь сбрасывали в шахту ни в чем не повинных людей, когда на голову этих несчастных сыпались камни, когда в этой глубине и во мраке они умирали от голода и от жажды, то, наверное, те, кто стоял наверху и глумился, думали, что никто и никогда не узнает об этом преступлении. Но мы все знаем, что произошло. Мы окружаем с любовью это святое место. Мы здесь черпаем силы для нашей жизни. Мы здесь многому научаемся и многое начинаем понимать глубоко и правильно. Во-первых, мы начинаем понимать, что жизнь без Бога — это страшная жизнь. Человек, который теряет веру в Бога, становится страшным существом. Конечно, многие люди неверующие, живя по голосу совести, сохраняют нравственное начало, и так оно и должно быть, потому что Бог это нравственное начало заложил в человеческую природу. Но отсутствие веры очень часто подвергает это внутреннее нравственное начало разложению, и там, где был человек, вдруг вырастает зверь, который не щадит ничего во имя достижения своих целей, будь то цели идеологические, во имя которых были умерщвлены святые новомученики, или экономические, или политические. Человеческое общество перестает быть обществом людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1138729.ht...

Приводимые источники удостоверяют, что в XV-XVII веках почиталась святость Андрея Рублева, как и высокая праведность Даниила. По традиции в Троице-Сергиевой Лавре память преподобного Андрея совершалась 4 июля, в день памяти святого Андрея Критского . Этот день определен и для совершения памяти преподобного после общецерковного прославления на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году. XVIII-XIX века были временем забвения многих православных традиций и, в частности, канонического иконописания. Известность святого Андрея вновь просияла лишь с начала XX века, когда пробудился интерес к традициям православного иконописания. По явному Промыслу Божию именно в XX веке «Святая Троица» преподобного Андрея, а также и другие его произведения приобрели значение свидетельства истины Православия пред лицом всего мира. Преподобный Андрей канонизирован на основании его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом. 5-го числа. Преподобномученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара Великая княгиня Елисавета Федоровна родилась 20 октября 1864 года. Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. С потерей матери у 14-летней Елисаветы закончилась пора детства. По воспоминаниям современников, прекрасная наружность Елисаветы вполне соответствовала ее духовным качествам. Главными отличительными ее свойствами были религиозность и любовь к ближним. Полагают, что еще в ранней юности принцесса Елисавета отдала свое сердце великому князю Сергею Александровичу, сыну императора Александра II. 3 июня 1884 года в Петербурге, в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елисаветы Федоровны по православному обряду, а затем в одной из гостиных дворца – венчание по протестантскому обряду (выходя замуж, Елисавета Федоровна оставалась протестанткой).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Октябрьский переворот и революция 1917 года нарушили размеренный ритм духовной и миссионерской жизни Марфо–Мариинской обители. На заре трагической эпохи великая княгиня Елизавета, размышляя над перспективой дальнейшей жизни империи, адресует письмо Николаю II, в котором были следующие слова: «Всех нас вот-вот захлестнут огромные волны. Все классы – от низших и до высших, и даже те, кто сейчас на фронте, – дошли до предела!.. Какие еще трагедии могут разыграться? Какие еще страдания у нас впереди?» Страдания, которых ожидала святая княгиня, начались в апреле 1918-го года. На третий день после Пасхи в монастырь ворвались вооруженные люди, желая совершить арест святой основательницы обители. Вместе с великой княгиней были арестованы две сестры – Варвара и Екатерина. Как и царственные страстотерпцы, монахини были вывезены в Екатеринбург, а затем направлены вместе с другими заключенными в Алапаевск для вынесения окончательного приговора. 18 июля 1918 года арестантов разбудили среди ночи, посадили на повозки и отвезли в деревню Синячиху, где располагалась заброшенная шахта. Началась жестокая расправа. Избивая заключенных прикладами, с дикими криками палачи начали сбрасывать мучеников на дно глубокого рудника. Последними словами святой, сказанными перед падением в пропасть, стала фраза Спасителя, произнесенная Им при восхождении на Голгофу: «Господи, прости им, не знают, что творят!». Она продолжала молиться за своих убийц, вверяя себя в руки Божии. После столкновения княгини в шахту, она выжила, упав на каменный выступ. Рядом с ней лежали еще несколько человек. И даже здесь, на пороге смерти, Елизавета Федоровна не прекращала выполнять данный ею обет служения людям. Сняв монашеский апостольник, она разорвала его на полоски и перевязала рану на голове у князя Иоанна Константиновича и продолжала оказывать посильную помощь другим выжившим. Обезумевшие чекисты, окончив сбрасывать узников в яму, решили завершить кровавую расправу, начав бросать в шахту гранаты. После оглушительных взрывов, мучители забросали яму хворостом и подожгли его. Но из пылающего пламени вдруг раздались звуки молитвенных песнопений. Убийцы пришли в ужас, а некоторые из них вовсе лишились рассудка, став свидетелями того, как Господь чудесным образом сохранял жизни мучеников.

http://pravoslavie.ru/124606.html

В 1886 г. М. М. Антокольский выполнил мраморный бюст Е. Ф. для ее родственников, живших в замке в Дармштадте (сохр.). В. М. Клыков в 1990 г. для Марфо-Мариинской обители создал скульптурную фигуру Е. Ф. из белого мрамора (на правой руке четки), в 2004 г. по просьбе насельниц калининградского мон-ря во имя Е. Ф.- скульптуру преподобномученицы, сидящей на скамье. 9 июля 1998 г. в Англии в Вестминстерском аббатстве было установлено 10 образов христ. святых, в т. ч. мраморная статуя Е. Ф. на зап. фасаде собора ап. Петра. В 2007 г. Ю. П. Хмелевский вырезал миниатюрный рельеф на кости мамонта: Е. Ф. с крестом и прмц. Варвара со свечой, стоящие на краю шахты. В нач. 90-х гг. ХХ в. А. Д. Корноухов сделал мозаику для храма равноап. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме, к-рая была помещена над ракой Е. Ф. (святая в рост, с крестом в деснице и моделью храма в левой руке). К числу первых иконописных образов Е. Ф. в Москве принадлежит монументальная мозаика сер. 90-х гг. ХХ в. в нижнем храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (образ святой с храмом в руке на золотом фоне). К прославлению Е. Ф. в 1992 г. была написана поясная икона (иконописец В. Ю. Карпова), ее иконографию повторяли мастера Новотихвинского мон-ря в Екатеринбурге: святая с Покровским храмом в левой руке, десница приподнята к груди (ц. прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине, Крестовоздвиженский собор верхотурского Никольского мон-ря - см.: Тихон (Затекин), игум., Нечаева М. Ю. Уральская лавра. Екатеринбург, 2006. С. 433). На образе с частицей гроба Е. Ф. в Иоанно-Предтеченском мон-ре Москвы, исполненном М. Проскуровой в 1994 г., изображены прп. Елисавета, игум. К-польская, и Е. Ф., держащая икону Спаса Нерукотворного, с к-рой она встретила смерть. Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва) Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва)

http://pravenc.ru/text/189843.html

Елизавета. [Инфографика] . Значение имени : Елизавета – от древнееврейского «Элишева», что означает «Бог — моя клятва»; Святая преподобномученица Елизавета Федоровна.  День памяти: 18 июля.  Житие   преподобномученицы. История о том, как немецкая принцесса Элла, родившаяся в семье Людвига IV, герцога княжества Гессен-Дармштадт и принцессы Алисы, дочери британской королевы Виктории, в 1884 году обвенчалась с братом Александра III великим князем Сергеем Александровичем Романовым, получив имя Елизавета Федоровна, и через семь лет, вдохновленная его верой, перешла из лютеранства в православие. Как с 1891 года, когда Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, занималась благотворительностью, а после страшной гибели мужа (февраль 1905) от руки террориста Каляева, всю свою дальнейшую жизнь посвятила делам милосердия. В 1909 году создала в Москве  Марфо-Мариинскую обитель, которая принимала страждущих до середины 1920-х годов. В июле 1918 года ее с несколькими представителями Дома Романовых зверски казнили в уральском городе Алапаевске. В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил великую княгиню Елизавету и не оставившую ее до последней минуты сестру Марфо-Мариинской обители Варвару (Яковлеву) к лику святых новомучеников. Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Елизавета : Святая праведная Елисавета (конец I века до Р. Х. - начало I века по Р. Х.) - мать святого пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи, жена священника Захарии. Преподобная Елисавета (V век) — прославилась даром чудотворений, предотвратила гибель Константинополя, предупредив императора Льва  I, что в городе случится большой пожар. Елизавета Петровна (1709-1761) — родная дочь Петра I, российская императрица (1741-1761). Елизавета II (род. в 1926 году) - королева Великобритании с 1952 года. Елизавета Глинка, или «доктор Лиза» (1962-2016) — основательница первого бесплатного хосписа на Украине, в Москве создала и возглавила благотворительный фонд «Справедливая помощь», летом 2010 года помогала пострадавшим от лесных пожаров, многое сделала для помощи жителям Восточной Украины, организовывала эвакуацию в Россию раненых и больных детей. Погибла вместе с другими пассажирами потерпевшего катастрофу самолета ТУ-154, на котором летела, сопровождая гуманитарный груз лекарств в сирийскую клинику; [ Интересные факты ]: Гробница на Святой Земле ( где покоятся мощи преподобномучениц Елизаветы Федоровны и Варвары). Верная спутница (о Варваре Алексеевне Яковлевой); Фотоиллюстрации : Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы; Елизавета Федоровна в монашеском облачении; В Марфо-Мариинской обители; Гробница на Святой Земле; Марфо-Мариинская обитель в Москве; Сестра Марфо-Мариинской обители — Варвара Алексеевна Яковлева//Фома. - – июль 2019. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7195-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010