3–5. И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение. Новый, особый, ангел, о котором говорится в этих трех стихах, находится уже не перед Престолом Божиим, а перед жертвенником, и, по-видимому, жертвенник этот стоит не только перед Престолом, но и ниже него. Служа у этого жертвенника, ангел этот основной обязанностью своей имел содействовать молитвам святых, возносимым ими к Богу. Для сего дается ему множество фимиама как символ той великой и богатой милости Божией, которая направляется навстречу и слабым молениям человеческим, усовершая, одухотворяя и как бы увенчивая их. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки ангела пред Бога. Относительно упоминаемого в стихах 3-м и 5-м жертвенника прот. Орлов, вслед за рядом протестантских ученых, категорически утверждает, что их было два и что оба они соответствуют двум же жертвенникам иерусалимского храма: одному – жертвеннику всесожжения, находившемуся на дворе, и другому – золотому жертвеннику кадильному – пред Святая святых, в святилище 224 . Но в данном случае вернее разуметь все тот же жертвенник, стоявший тут же, пред Престолом, но – ниже его, так что к нему направлялся фимиам молитв святых, как дым кадильный в алтаре храма, поднимающийся кверху. Стих 4: «Когда дым фимиама поднялся от жертвенника, когда, таким образом, было указано чрез то, что приняты Богом молитвы святых», и когда, видимо, окончились эти полчаса молчания и, так сказать, оттяжки казней, «тогда ангел снова возвратился к жертвеннику и снова наполнил кадильницу угольями (5-й стих). Но наполнил ими уже не для того, чтобы снова идти для воскурения фимиама во святилище, но чтобы высыпать эти уголья на землю – с высоты этого небесного свода, на котором Иоанн видел Небесный храм и Престол» (Орлов) 225 . Так различно служение этого ангела для горнего и для дольнего мира, для святых людей и для сынов нечестия. Так различны и уголья жертвенника, означающие двоякого рода посещения Божии. Для направляющих сердца свои и моления к Богу уголья эти – символ благодатной помощи, принятия этих молитв как жертвы, благоприятной Богу. Для закоснелых же противников всего небесного и святого – не только начало казней Божия гнева, но и самый источник грозных явлений: голосов и громов, молний и землетрясений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

О почитании святых Ангелов I. Православное учение о почитании святых Ангелов и призывании их в молитвах Святая православная Церковь Христова во все времена своего существования признавала святых Ангелов и угодников своими молитвенниками и ходатаями пред Богом, почему всегда почитала и молила их, как и угодников Божиих, о заступничестве пред Богом. Основания к такому почитанию святых Ангелов и человеков указаны в Божественном откровении. Св. Ангелы в свящ. Писании представляются непрестанными посредниками между Богом и людьми, помощниками людям не только в деле душевного спасения, но и в обыденной жизни человеческой, совершителями великих дел Божиих, почему праведные люди и обращались к ним в молитвах. Ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения, которому был предан нечестивый город Содом ( Быт. 19 гл.). Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорил: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт. 48:16 ). Ангелы призвали Гедеона к избавлению евреев от ига мадианитян (Суд. гл. 6). Ангел подкрепил хлебом и водою пророка Илию во время его бегства от нечестивой царицы Иезавели ( 3Цар. 19:1–8 ). Ангел освободил Иерусалим от ассириян, в одну ночь избив сто восемьдесят пять тысяч ассириян ( 4Цар. 19:39 ). Ангел Рафаил сопутствовал Товии в его путешествии для женитьбы и спас его от смерти ( Тов. 5 и 6 глава). Ангел сказал Товиту: Я возносил память молитвы вашей пред Святого... Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых, и восходят пред славу Святого. ( Тов. 12:12–15 ). Что значит, что Ангел возносит молитвы святых Богу? Неужели всевидящий Бог не знает наших молитв? Когда ангелы приносят молитвы наши пред престолом Божиим, то сие означает не что иное, как присоединение к человеческим молитвам ангельских молитв к Богу ( Откр. 8:3–4 ). Праведный Иов говорит, что Ангел наставляет человека к умилостивлению Бога ( Иов. 3:23–24 ). Пророк Давид об отношении Ангелов к людям, боящимся Бога, говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их ( Пс. 33:8 ). В другом месте говорит: Ангелам своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею ( Пс. 90:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

7и 6:19–20). Притом тех было много, ибо смерть прерывала и возбраняла им жить. А этот, как пребывающий во веки, имеет и священство не преходящее; посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу ( Евр. 7:23–25 ). Те служили образу и тени небесного и ежегодно входили во святая святых с чужою кровью. А этот получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета ( Евр. 8:5–6 ), первосвященник будущих благ в большей и совершеннейшей скинии нерукотворной, – и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью вошел однажды во святое святых и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:11–12 ). Он Сам был и священник и жертва, почему и открыл нам святая святых, отверз для всех врата небесные и сделал их доступными, легко и удобно проходимыми. Какое различие лиц – Христа и Аарона с его преемниками, совершенно не сходных! Какое беспредельное и бесконечное расстояние между ними и какое различие жертв! Там приносилась кровь бессловесных животных, а здесь приносится кровь пречистого Агнца, вземлющаго грех мира. Различны, сверх того, заветы и скинии. Там было рукотворное и временное, уничтожаемое временем, не имеющее прочности и, говоря вообще такое, что уже обветшало, устарело и посему исчезло. Здесь же не рукотворное и временное, но постоянное и вечное, всегда обновляемое, никогда не изменяемое, не уменьшаемое и не уничтожаемое. Кроме того необходимо различать служение и жертвы. Те были тучные и плотские, – как бы в образах предначертывая и представляя грядущее и истину, они не имели (и не давали) совершенства. Наши же, совершаемые в духе и истине, усовершают приносящих чрез них Богу жертву хвалы, и через них непрестанно взывают: авва Отче ( Рим. 8:15 ). И если бы совершенство, говорит (апостол), достигалось посредством Левитского священства (ибо для сего дан закон народу), то не было бы нужды восставать иному Священнику по чину Мельхиседекову, ибо закон ничего не довел до совершенства, но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу ( Евр. 7:11, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Бог вошел в человеческую реальность через воплощение. Бог стал человеком и потому апостол Павел говорит нам: «все ваше, вы же — Христовы» ( 1 Кор.3:22-23 ). Каждый смертный призван быть причастником благодатной жизни во Святой Троице. Эта новая жизнь начинается в таинстве Святого Крещения. Жаль только, что для многих из нас крещение — это лишь формальность. А ведь это таинство — призвание, привилегия, долг. Во Святом Крещении каждый человек становится живым камнем великого здания Церкви Христовой. В нашей повседневной жизни на первом месте должен стоять вопрос: являюсь ли я воплощением правды, каковою является Христос, или как тот евангельский бесноватый говорю Ему: «что тебе до меня… не мучь меня», не лишай меня возможности пользоваться и наслаждаться сомнительными удовольствиями лукавого и прелюбодейного мира сего. Верить во Христа — значит предаться Ему полностью, без остатка и не только исповедовать Его устами, но и творить волю Его. Этого требует от нас Спаситель, говоря: «кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ). Все мы, христиане — ученики Христа, Его апостолы. И так же, как тому исцеленному бесноватому, Христос сказал: иди «и расскажи, что сотворил тебе Бог» ( Лк.8:39 ), то же самое Он говорит и нам сегодня устами Церкви, устами пастырей. Христианин должен быть миссионером. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) — призывает нас Господь. Поэтому с помощью Божьей, вслушиваясь в каждое живое непреходящее слово нашего Божественного Учителя, последуем за Ним, чтобы, укрепляемые Его благодатной силой, примером всей своей жизни свидетельствовать миру о Христе. Аминь. Неделя святых Праотец Сегодняшнее воскресенье посвящено святым Праотцам, а следующее будет посвящено памяти святых Отцов. Так установлено для того, чтобы показать, что Христос по плоти является человеком и нашим братом. Приближается великий праздник нашей веры — день Рождества Христова и наша Мать — Святая Церковь — заботливо подготавливает нас к этому дню. С недавнего времени в наших храмах уже слышится дивная песнь: «Христос рождается, славите! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь!». В сегодняшнем же апостольском чтении о Христе слышим: «в Нем мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов», «Он есть глава тела Церкви, Он — начало, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Святая Православная Церковь готовится встречать Того, о котором апостол Павел говорит: (Он), «придя, благовестил мир вам, дальним и близким; потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф. 2,17-19 ). Во истину, Иисусом Христом, пришедшим в мир, Его воплощением мы получаем возможность пребывания среди святых.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Говоря кратко, Крест Христов даёт нам всё, потому что он даёт нам отечески любящего нас Бога: благодаря греху мы лишились Отца – Бога; но совершенная святость Иисуса Христа и Его умилостивительная смерть за нас возвратила нам Его. Эта мысль ясно символизируется тем разрывом завесы, о котором говорит евангелист Матфей. Завеса, отделявшая святая Святых от Святилища, указывала народу на то, что Бог отделен от него грехом: никто не мог приблизиться к завесе, не очистив себя предварительно жертвой, никто, кроме первосвященника, и то один раз в год, не мог войти за завесу во Святая Святых. Но когда Господь наш Иисус Христос испустил на Голгофе последний вздох, завеса разодралась посредине сверху донизу, преграда устранена. Бог из Святого Святых вышел к людям, Отец возвращён человечеству. С этого момента Бог не видит более человечество, покрытое грехом: Он созерцает его в Своём возлюбленном Сыне, Господе нашем Иисусе Христе, как бы отожествлённым с Ним, чистым, святым, невинным, как и Сам Сын. «Во Христе Иисусе Господе нашем, – говорит ап. Павел, – мы имеем дерзновение и надёжный доступ (к Богу) чрез веру в Него» ( Еф.3:12 ). «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче». Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим.8:15–16 ). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ). Теперь войдём в более подробное рассмотрение содержания того дара, который даёт Бог в распятом Сыне Своём Господе нашем Иисусе Христе. Этот дар так велик, что трудно выразить в простой речи все богатое его содержание. Выражаясь просто, мы можем сказать, что Крест Христов, возвращая нам в Иисусе Христе Бога, как Отца, в то же время возвращает нам мир, жизнь и свободу. Итак, прежде всего о мире. Несомненен тот универсальный факт, что в человеке есть особая нравственная сила, называемая совестью, и что человек, совершив преступление, когда станет лицом к лицу пред этой силой, испытывает душевные терзания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

И почему только страх и наказания должны побуждать нас к вере и добрым делам? Брак Сына Царева, это будущее состояние Церкви, это блаженство святых, неужели лишены для сердца привлекательной силы? Ах! Если бы Господь, хотя на одну минуту, приподнял завесу, скрывающую от земли обители святых, — мы, вкусив одну росинку небесной сладости, неистово возжелали бы и всеми силами стали бы изыскивать себе оправдание святых. Вера ваша может отчасти понять это блаженство, если я напомню о нем словами святого Иоанна Богослова. “ И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его (Святая Церковь) приготовила себя … И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца ” (Апок. 19:6–9). Слышите, какой громкий, единодушный, торжественный глас! Видите, какая одушевленная радость и веселие! Не странно ли? Сколько иной тратит времени, сил и средств, чтобы приготовиться на какой-нибудь брачный пир друга и знакомого, затеваемый здесь на земле!.. И как мало у нас трудов и заботы для приобретения светлого и чистого виссона для царствия Божия! Я беседую в таком городе и храме, где не опасаясь, кажется, за понятливость слушателей, могу возвести их разум к высшему христианскому созерцанию. Неужели, братия, все должны мы делать, как в старину ленивые рабы, только из опасения страха и наказания, или ради благополучия, счастья и награды, тогда как ныне даже для детей педагоги, считающиеся умными, отменяют побудительные к учению и благоповедению меры наград и наказаний? Вера наша сама внушает нам высшие побуждения. Святая любовь к Богу, бескорыстное расположение к ближнему, христианское уважение к самому себе, чистая привязанность к добродетели, сладость веры, живое сознание превосходства Христовой истины, добра и красоты — вот что пусть одушевляет нас на подвиг снискания царства Божьего и правды Его! Вот что составляет свободу действий чад Божьих! Вот что делает жизнь нашу перед Богом особенно многоценной! Вот до какого совершенства дойти бы нам!..

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Мало ли нам этого? Будем ли мы считать это легендой? Пусть неверующие говорят о легенде, а мы верим в то, что это действительно так, и те епископы и священники, которые с величайшим благоговением совершают Таинство Евхаристии, ясно чувствуют, что происходит величайшее Таинство, чувствуют, как Дух Святый нисходит на хлеб и вино. Вот какое дело сотворил Господь Иисус Христос на Тайной Вечери, – дело ещё более важное, чем омовение ног. Протянем же мы наши грязные руки и ноги Всемилостивейшему Господу Иисусу Христу и будем умолять Его о том, чтобы Он омыл скверны наши. И когда омоет Он их в Таинстве Покаяния, тогда приступим к великому Таинству Причащения со страхом и трепетом, с глубокой верой в то, что под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Христовых, что исполнятся на нас слова Христовы: «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». И успокоимся навеки в жизни вечной, в святом общении с Господом Иисусом Христом. З мая 1945 г. Великая Пятница Солнце померкло. Земля сотряслась и затрепетала. Разодралась сверху донизу церковная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, ибо Сам Господь открыл уже вход не только в Святая Святых, но и в самое небо, к Престолу Отца Своего. Содрогнулся ад, ибо рушились сила его и власть его. Расселись скалы, отверзлись высеченные в них гробы, и тела усопших святых поднялись и сели, озираясь с изумлением вокруг. И вышли из гробов, и направились в Иерусалим, и явились многим, с недоумением спрашивая, что случилось. Им отвечали: «Совершишася». Что совершилось? Совершилось дело спасения рода человеческого от власти дьявола, закончился святой подвиг Господа Иисуса, сбылись древние пророчества, святыми Исаией и Давидом изречённые уже несколько сот лет тому назад! «Он взял на Себя наши немощи, и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих... Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого» ( Ис.53:4–7, 9 ). Слышали мы в Евангельских чтениях утрени Великой Пятницы то самое, что предсказал св. пророк Давид в своем 21-м псалме: «Псы окружили меня; скопище злых обступило Меня, и пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, и вот смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» ( Пс.21:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Мало ли нам этого? Будем ли мы считать это легендой? Пусть неверующие говорят о легенде; а мы верим в то, что это действительно так, и те епископы и священники, которые с величайшим благоговением совершают Таинство Евхаристии, ясно чувствуют, что происходит величайшее Таинство, чувствуют, как Дух Святый нисходит на хлеб и вино. Протянем же наши грязные руки и ноги Всемилостивейшему Господу Иисусу Христу и будем умолять Его о том, чтобы Он омыл скверны наши. И когда омоет Он их в Таинстве покаяния, тогда приступим к великому Таинству Причащения со страхом и трепетом, с глубокой верой в то, что под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Христовых, что исполняются на нас слова Христовы: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем». Аминь. 3 мая 1945 г " . Слова в Великую Пятницу I. Плач над Плашаницей Вот, солнце померкло. Земля вздрогнула и затрепетала. Разодралась сверху донизу церковная завеса, отделявшая Святая Святых, ибо Сам Господь открыл для нас вход во Святая Святых – на самое небо, к Престолу Отца Своего. Содрогнулся ад, ибо рушились его сила и власть. Расселись скалы, отверзлись высеченные в них гробы, и тела усопших святых поднялись, и вышли из гробов, и явились многим в Иерусалиме, благовествуя всем: «Совершилось». Что совершилось? Совершилось дело спасения рода человеческого от власти диавола, сбылись древние ветхозаветные пророчества. «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис. 53, 4–9 ). Господь наш Иисус Христос испустил последний вздох на Кресте Голгофском с тем словом, которое потрясло весь мир: «Совершилось!» Упала на грудь глава, увенчанная терновым венцом, обагренная Кровью. Пришли близкие, пришла Мать Его, пришли мироносицы, пришел Иосиф Аримафейский, и в глубоком горе, обливаясь слезами, сняли с Креста Пречистое Тело Учителя своего, и сотворили над Ним горький плач.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Мы веруем в Духа Святаго Животворящего, в то, что Дух Святый Своей благодатью очищает грешное сердце от греха, подает нашему немощному, слабому сердцу крепость и силу в борьбе с грехами и для подражания Господу в Его терпении, чистоте, смирении и любви. Мы знаем апостольские слова: “Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы” ( 1Кор.3:16-17 ). Страшно, чтобы Господь Иисус Христос наказал нас Своим праведным гневом за то, что мы свое сердце, этот храм Животворящего Духа, делаем вместилищем многолетних страстей, годами не пробуждаемся от своего греховного сна, не хотим видеть своими духовными очами, как мы низко падаем в своих грехах; не жаждем спасать свою душу для вечности; не трудимся вырывать из нее греховные плевелы, освобождать себя от позорного плена своих страстей и украшать бессмертную душу красотой добродетельной жизни. Если мы так живем, ведь мы идем к вечной гибели! Верующий человек непрестанно трудится над тем, чтобы в его душе произрастали плоды Духа Святаго — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см.: Гал.5:22-23 ). Мы веруем в Единую Святую Соборную Церковь Христову. Почитая ее как свою мать, мы должны хранить ее уставы, ее заветы. Святая Церковь учредила праздничные дни, в которые прославляет Господа Спасителя, Божию Матерь, святых угодников. Истинно верующий человек любит эти праздники, в которые отдыхает его душа. Присутствуя в храме в эти дни, он своим духом возносится из этого грешного мира в небесную высь, соприкасается с горним миром и припадает духом к ногам Спасителя и Божией Матери, прославляемых Святою Церковью в праздничные дни. Святая Церковь зовет нас приступать к Святой Чаше Христовой, напоминает нам слова нашего Господа: “…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…” ( Ин.6:53-54 ). И истинно верующий христианин, покорный зову Церкви и велению своего сердца, подходит к Святой Чаше, чтобы в Святых Дарах получить залог вечной жизни и вечного пребывания с Господом Спасителем.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Не ясно ли, что надо вырвать зло с корнем, «истребить злого из среды себя»! Пусть помнят защитники фашизма слова Пророка Исаии: «Горе тем, которые называют зло добром, а добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою» (Ис. 5. 20). Светом правды озарится земля, если на ней утвердится повсюду истинная демократия. Кровавой тьмой покроется она, если возобладает фашизм, – тьмой человеконенавистничества и рабства, угнетения и мракобесия. Тяжела и морально мучительна необходимость кого-нибудь казнить, трудно выносима страшная картина повешения, и мы, конечно, не радуемся ей. Тяжелая скорбь наполняет сердца наши при мысли о том, какие страшные, вечные мучения предстоят этим извергам рода человеческого. Но закон правды Божией и совесть всего человечества неотвратимо требуют их казни, ибо они создали на земле ад, гораздо более страшный, чем жуткие картины Дантова «Ада», потрясавшие сердца столь многих поколений людей. Казнены те мировые преступники, к которым с полным правом можем мы приложить слова пророка Аввакума (2, 5, 6): «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы и захватывает все племена. Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: «Горе тому, кто безмерно обогащает себя не своим». По праведному суду Божию тяжелое горе постигло развращенный нацистами германский народ, и страшная казнь – виновников этого развращения. «Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте! Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение стран, городов и всех живущих в них» (Аввак. 2. 8, 9). ЛУКА, АРХИЕПИСКОП ТАМБОВСКИЙ И МИЧУРИНСКИЙ Приводится по: Журнал Московской патриархии. 1946. 1 (январь). С. 28–29. Слово в Великую Пятницу Во имя Отца и Сына и Св. Духа! Солнце померкло, земля вздрогнула и затрепетала. Разодралась сверху донизу церковная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, ибо Сам Господь открыл уже вход не только в Святая Святых, но в самое небо к Престолу Отца Своего. Содрогнулся ад, ибо рушилась сила его и власть его. Расселись скалы, отверзлись высеченные в них гробы, и тела усопших святых поднялись и сели, озираясь с изумлением вокруг. И вышли из гробов, и направились в Иерусалим, и явились многим, с недоумением спрашивая, что случилось? Им отвечали: «Совершишася». Что свершилось? Свершилось дело спасения рода человеческого от власти дьявола, закончился святой подвиг души Господа Иисуса, сбылись древние пророчества, изреченные святыми Исаией и Давидом уже несколько сот лет тому назад.

http://predanie.ru/book/221289-svyatitel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010