«Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это доля твоя в жизни и в трудах твоих» ( Еккл. 9:9 ). Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым (Святая Царица Мученица Александра Феодоровна). Рассмотрим повнимательней, что говорит Священное Писание о браке: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2:18 ). «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Еф. 5:31 ). «Они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» ( 1 Кор. 7:2 ). Брак это Таинство. Это самая тесная и самая святая связь на земле. Брак это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт ответственность за счастье и высшее благо другого. А теперь рассмотрим вопрос о расторжении брака; «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1 Кор. 7:39 ). «Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею» ( Рим. 7:3 ). «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем… и мужу не оставлять жены своей» ( 1 Кор. 7:10-11 ). Истинный брак в его идеальной красоте может быть только пожизненный. Как живой союз любви и сердечного расположения по образу Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Вступление в брак с мыслью о возможности расторжения его когда-либо делало бы невозможным полную преданность друг другу и вообще прочность взаимного союза.

http://azbyka.ru/way/doroga-k-bogu-svjas...

Он начал уговаривать ее не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца: иначе она может лишиться наследства. Также правитель убеждал ее не бесчестить своего рода и не губить прекрасной и цветущей юности своей. Но Варвара не желала поклоняться бездушным идолам и прославляла имя Иисуса Христа. Ей не важны были ни богатство, ни мирские утехи, она не дорожила ни красотой, ни знатностью рода, но стремилась к небесным благам. Наконец, правитель сказал ей: – Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, ибо я милосерд к тебе и хочу пощадить тебя, не желая предать такую красоту на муки и раны; если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня, хотя бы против моей воли, жестоко тебя мучить. Святая Варвара отвечала: – Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги – ничто и ничего не создали как бездушные и бездейственные, они сами – дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих… Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113: 12; Пс. 95: 5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них. Тогда разгневанный правитель велел выставить ее обнаженной перед толпой. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, палачи стали растирать раны власяницей. Однако все эти мучения не поколебали твердости Варвары в христианской вере. В конце концов Маркиан велел бросить Варвару в тюрьму. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Россия ждет христолюбивого воинства, христолюбивых вождей, которые поведут русский народ не для славы земной, а ради верности русскому пути правды. “Не нам, не нам, но имени Твоему”. В покаянии, в вере, в очищении да обновится Русская земля и да восстанет Святая Русь. Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очнитесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстань, Русь — ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобою и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари — к восходящему над тобою сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо приидут к тебе от запада и севера и моря и востока чада твои, в тебе благословящие Христа вовеки. Аминь» (из выступления на Всезаграничном Соборе Русской Церкви в 1938 г.). Прозорливец и молитвенник, пастырь Христов, душу свою полагающий за чад своих, и блаженный чудотворец, один из апостолов нового времени, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии, архиепископ Иоанн (Максимович) был еще и выдающимся проповедником, богословом, церковным историком. В этой книге мы постарались представить различные ипостаси наследия святителя Иоанна: его основополагающую в споре с софистами работу «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь» (1928), проповеди разных лет из круга богослужебного, Слова, сказанные в память о мучениках пореволюционной скорбной поры — царственных страстотерпцах (многие из этих Слов прозвучали в храме, воздвигнутом его трудами в Брюсселе в память многострадального царя Николая исторические статьи и доклады, посвященные столь горячо любимой им Родине — России, обращения к сан-францисской пастве, архипастырские воззвания и указы. Завершает нашу книгу небольшой цикл «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», вобравший в себя бесценные крупицы богословских трудов святителя о высокой миссии Русской Церкви, хранении ее немеркнущих святынь, непреходящих ее заветов.

http://pravoslavie.ru/6048.html

   Святая Варвара отвечала:    – Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги – ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами – дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12; Пс. 95:5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них.    Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою перед глазами многих мужей, без стыда и упорно смотрящих на обнаженное девственное тело, – было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремившиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне – Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.    После того правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мои! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, спаситель мой!» (Пс. 37:22-23). Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: к ней приближался Нетленный Жених ее, желая посетить Свою невесту. И вот Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. О, как возрадовалась она духом и какую почувствовала на сердце сладость, когда увидела Его! Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей Своими сладчайшими устами:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Когда у апостолов появилась нужда в помощниках и они рукоположили семерых диаконов, первым из них стал святой архидиакон Стефан. Исполненный веры и силы, он совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые неверные иудеи вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и духу, Которым он говорил. Тогда они оклеветали Стефана и привели его на суд. Там он сперва много убеждал их, а потом обличил: “Жестоковыйные! Вы всегда противитеся Духу Святому!” Они же рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. А Стефан, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: “Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога”. Но они, закричавши громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями Стефана, который молился и говорил: “Господи Иисусе! Прими дух мой”. И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: “Господи! Не вмени им греха сего”. И, сказав это, почил. Св. муч. Татиана Память ее празднуется 12/25 января Святая мученица Татиана (III век) родилась в знатной римской семье. Чтобы показать высокое положение ее родителей, достаточно сказать, что ее отец был трижды консулом. Он был втайне христианином, воспитал свою дочь в благочестии и научил ее Священному Писанию. Ей предстояла обычная участь богатой и знатной невесты – блестящий брак и жизнь среди всяких удовольствий, но душа ее требовала иного. Она отказалась от замужества и от всяких увеселений, от блеска родного дома и многочисленных приемов. Все свои силы отдала церкви. Она вела жизнь подвижническую, много молилась и постилась и за эти выдающиеся добродетели была поставлена диакониссой, то есть женщиной, имевшей назначением служить больным и бедным, одним словом, помогать церкви в ее благотворительной деятельности. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества. Святая Татиана была схвачена. Ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, но, по молитвам святой, часть храма обрушилась, а статую идола разнесло на куски.

http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx...

§ 284. Вера святая подлежит многоразличному искушению. 1) Искушает ее плоть со страстями и похотями, когда на всякое бесчинное мудрование и похотение движет верное сердце (см. Иак.1:14 ). Христиане, как Христовы рабы, должны распинать «плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). 2) Соблазны мира сего, то есть развращенное и противное Слову Божиему учение, пример развращенной жизни, пытаются искру ее угасить. Сюда относится лесть богатства, чести, славы и сластей. 3) Сатана и слуги его стараются ее искоренить и, как искру зачавшуюся, угасить наводнением бед, напастей, гонений и многих скорбей. Против всего этого бедствия верному сердцу нужно подвизаться и хранить веру свою терпением. 4) Нет для веры большего и тягчайшего искушения, чем когда на верное сердце находит духовная напасть: смущение, страх и ужас Суда Божиего, отчаяние, страх геенны и ада; когда жестокое ударение и мучение совести вынуждается чувствовать верная душа; когда помыслы, как волны, восстают и ударяют верное сердце отчаянием: " нет спасения ему в Боге его " ( Пс.3:3 ). Ибо что тяжелее может быть душе, ищущей спасения, чем когда враг хочет отчаянием отнять у нее вечное спасение? Это «раскаленные стрелы лукавого», метаемые на верную душу Божиим попущением для нашей пользы. Их, по учению апостольскому, подобает угашать щитом веры ( Еф.6:16 ). § 285. Вера святая укрепляется и растет: 1) Прилежным чтением или слушанием Слова Божия. Ибо как происходит «вера от слышания, а слышание от Слова Божия» ( Рим 10:17 ), так укрепляется и растет она вниманием и всегдашним поучением от того же Божия Слова. Ибо, по учению премудрого Павла, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим 3:16–17 ). Потому и " поставил Христос одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:11–13 ). Поэтому ублажается тот, «кто в законе Господнем поучается день и ночь» ( Пс.1:2 ), ибо от того поучения обещаются такие прекрасные плоды, как от дерева, посаженного при водах и влагою тех вод питаемого. " И будет он (поучающийся в законе Господнем), как дерево, посаженное при потоках вод, которое принесет плод свой в свое время, и лист его не отпадет; и все, что он ни делает, будет благоуспешно» ( Пс.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Мать ответила ему так: — Вот я привела к тебе виновницу смерти твоего сына. Казни ее и отомсти за эту смерть. Между тем, Диоклитиан засмотрелся на великую красоту Пелагии, которая была прекраснее всех его жен и наложниц, так что никогда он еще не видал такой красивой женщины. Он думал теперь уже не о казни и не о мести, а о том, чтобы удовлетворить разгоревшуюся в нем страсть. Он стал придумывать, как бы отвратить Пелагию от Христа и взять к себе в жены. Он приказал принести и положить пред девицей множество золота и драгоценных камней, желая прельстить этим невесту Христову, а матери ее дал сто талантов золота и отпустил ее. Она вернулась в свой дом, радуясь демонской радостью. Святая же Пелагия была оставлена в царской палате на попечение царских служанок. На следующий день царь приказал привести к себе святую девицу с честью, а сам воссел на троне во всем своем блеске, со всеми своими советниками. Множество воинов окружали его. Пред столь великим собранием, обратился он к святой девице с такими словами: — Одного прошу я у тебя, Пелагия, чтобы ты отверглась Христа; я же возьму тебя в супружество, и будешь ты первою в моем дворце; я возложу на тебя венец царский, и всем царством моим будешь обладать ты вместе со мною. Если от тебя буду иметь сына, то после меня он сядет на престоле моем. Святая Пелагия, исполнившись божественной ревности, без боязни отвечала ему: — Ты безумствуешь, царь, говоря мне такие речи! Знай же, что я не исполню твоего желания, ибо я гнушаюсь твоим мерзким браком, так как у меня есть Жених — Христос, Царь небесный; не желаю я твоего царского, суетного и маловременного венца, ибо у Господа моего в небесном царстве мне уготованы три нетленных венца. Первый — за веру, так как я уверовала всем сердцем моим в Бога истинного; второй — за чистоту, так как я вручила Ему мое девство; третий — за мученичество, так как я хочу принять за Него всякую муку и положить душу мою ради моей любви к Нему. Услыхав такие слова, Диоклитиан сильно разгневался и приказал разжечь медного вола, рассчитывая испугать тем святую девицу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Постараемся, братья и сестры, всячески избегать греха, бороться с ним, а если и подпадем под его влияние, не будем отчаиваться, но поспешим снова восстать от падения и принести истинное раскаяние пред священнослужителем. И это искреннее раскаяние поможет восстановить в нашей душе мир, спокойствие и единение с Богом. Аминь. Поучение в Неделю мясопустную Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая Церковь постепенно, в течение нескольких седмиц, приготовляет нас к предстоящим подвигам Великого поста. Из сегодняшнего Евангельского чтения о Страшном суде мы видим, что Господь сколь милосерд, столь же и правосуден. Это напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного. Памятование о великом дне Суда Христова всегда служило утешением и укреплением для истинных последователей Христовых на тернистом пути, ведущем в Царствие Божие, укрепляло святых мучеников в неимоверных страданиях за имя Христово, вдохновляло пустынников на тяжелую и мужественную борьбу с собственными страстями, услаждало труды великих пастырей Церкви. Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией. И вот ныне Святая Церковь перед наступлением дней поста и покаяния снова представляет перед нашим духовным взором образ Страшного суда Божия. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25, 31 ). Если Сын Божий приходил однажды на землю в смиренном образе раба для спасения падшего человека, то в день Судный Он придет во славе, которую Он имел прежде сложения мира. И придет Он для того, чтобы произвести Свой Страшный суд над родом человеческим. Мы знаем из Священного Писания, что Господь, придя на землю, много пострадал и не имел места, где главу приклонить, был гонимым, страждущим, распятым; но во второе и славное пришествие Христово мир увидит Его окруженным тьмами тем ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Мы увидим Законодателя, заповеди Которого мы многократно нарушаем; узрим Сердцеведца, Которому известны не только все наши дела, но и мысли, все наши желания; увидим нелицеприятного Судию, Который воздаст каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/i...

Первая любовь спасительна. Вторая естественна, то есть ни хороша, ни плоха. А три последних вида любви греховны и навлекут вечное осуждение, если христианин не откажется от них. 31. Что такое крылья души, на которых она может достигнуть жизни вечной? Два крыла имеется у души спасения ради: страх Божий и страх смерти и Суда. Сотворив Адама и поселив его в раю, Бог прежде всего вооружил человека страхом смерти: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь ( Быт. 2, 16–17 ). Когда диавол разоружил Адама, лишив его страха смерти словами: нет, не умрёте ( Быт. 3, 4 ), то вмиг победил его и погубил. Посему и мы, если хотим спастись и достигнуть Христа, оградим себя этими двумя крылами, то есть страхом Божиим и страхом смерти, и таким образом избавимся от всех сетей диавола и с миром пройдём поприще жизни нашей. 32. Каков самый большой дар, который мы должны принести Богу? Самый большой дар, который христианину подобает отдать Богу, – это жертва, то есть пожертвовать собой ради Бога, как жертвовали собой мученики, преподобные, пустынники и все праведники. Без жертвы никто не может спастись, как говорит Сам Иисус Христос: претерпевший же до конца спасётся ( Мф. 24, 13 ). 33. Как достигнуть познания Бога? Какой путь духовного познания самый высокий? Есть три пути, которыми мы достигаем познания Бога и мистического общения с Ним: богословие, аскеза и святая молитва . Этими тремя путями шли все святые и достигли самой высокой ступени единения с Богом, а именно созерцания и видения Бога, то есть восхищения в теле ли или вне тела, как достиг его и святой апостол Павел (ср.: 2Кор. 12, 3 ). Из этих трёх путей первым и самым удобным для всех является святая молитва, возносимая с верой и всем сердцем. Ею мы легче всего можем соединиться с Богом, как говорит один святой отец: «Ничто не соединяет человека с Богом так сильно, как молитва» , 197 – а без неё мы легче всего отходим от Бога. 34. Какая молитва самая сильная, способная соединить человека с Богом?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Кроме того, пояс знаменует мученичество, о котором сам Христос сказал св. Петру: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел, когда же состаришься, другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» ( Ин.21:10 ). Преп. отец наш Антоний размерял поясом это место в знамение того, что в нем родятся мученики, умерщвляющие самих себя (по слову: «Тебя ради умерщвляеми есмы весь день»), и поэтому размерил не веревкой, а поясом. Или, наконец, предсказывал тем, что от того святого места, как из училища мученичества, выйдут препоясанные страдальцы Христовы, о которых пророчествовал Исаия: «Будет препоясанием чресл его правда» ( Ис.11:5 ). Не без причины и не напрасно пре. Отец наш Антоний вместе с золотым поясом, которым размерил место святой Печерской церкви, принял, по повелению Божию, от Симона и золотой венец, чтобы повесить над жертвенником, но указывал он тем, что та святая церковь и живущие при ней должны были стать златым венцом Христовым, как говорит Исаия: «И будет венцом славы в руке Господней» ( Ис.62:3 ). То же вещает и Сам Христос через апостола каждому из преподобных: «Возлюбленные и вожделенные братья мои, радость и венец мой!» И для того получил он венец, чтобы возвестить, что здесь будут жить люди такой жизни, что в них будет пребывать Бог, по слову пророка: «Вы мне будете царством священников» ( Исх.19:6 ). Венцом предзнаменовал, что как цари выделяются перед всеми царским венцом своим, так и святая Печерская обитель превзойдет, как царица, другие обители славою и богатством добродетелей: «Многие дочери приобрели богатства, а ты преуспеешь и вознесешься над всеми». И как венец золотой бывает богат драгоценными каменьями, так и обители Печерской предстояло богатство добродетелей, как сказал Сирах: «Сам стоя при угле алтаря и окрест его венец братий». Наконец, пояс знаменует добродетели и благостыню, как говорит апостол: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною» ( Еф.6:14 ), а венец изображает награду за подвиги. Святой Антоний, еще во время основания той церкви, желая привлечь учеников своих и тех, которые будут после них, к добродетелям и подвигам, в знамение воздаяния за добродетели получил венец и повесил его, сделав над ним надпись: «Не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010