Если он таким образом узнает Христа, Христос станет близким и родным его душе на всю жизнь». Вера — главная христианская добродетель! Без веры не будет у нас надежды на спасение, не будет в нас и любви Христовой. Поэтому надо чаще размышлять о том, что же есть наша вера православная. Не довольствоваться тем, что мы веруем в Бога. Повторимся: большинство людей на земле верует, что имеет место Высшее творческое Начало. Только атеисты отвергают Его, но их не так уж и много на свете. Не превозноситься тем, что вот, мол, какие мы умные, постигли, что есть Бог. Вера в Господа есть дар Божий: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф.2:8 ). Не забывать благодарить за это Господа есть наша христианская обязанность, проявление нашей веры. И наша обязанность воспитать эту веру в детях, чтобы она вошла в них, как говорят, с молоком матери. Наши дела должны свидетельствовать о нашей вере: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» ( Иак.2:20-24 ). Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Бога — в этом он не сомневался и ранее, а в том, что доверился Богу, всецело предал себя Его воле. Доверием Богу, Его повелениям и обетованиям, и должен руководствоваться человек в своей повседневной жизни. «Ревность (о Господе, о спасении) —дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь… Пока есть ревность, присуща и благодать Св. Духа…» (свт. Феофан Затворник ). В противном случае религиозное воспитание ограничится неубедительными и скучными нравоучениями. II. Враг рода человеческого «не дремлет» и всячески пытается нас смутить и увести со спасительного пути.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-prichas...

Жестокие подвиги преподобных отцов, лютые страдания мучеников, апостольские труды и чудотворные молитвы – тому видимые свидетели. Если любовь побеждает крепость смерти, то ревность любви одолевает саму лютость и жестокость ада. Христос не только смертью (любовью) смерть (ненависть) попрал, но, возревновав, сошел в самый ад, «пленил плен», вывел из ада в нем от века сущих «и дал дары человекам» ( Еф. 4:8 ). «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ). Воистину, страшен для супостата ревнующий в любви о Боге христианин и абсолютно нестерпим любящий Бог ! Не случайно св. Иоанн Златоуст дерзает высказать суждение, что для нечестивцев столь мучительна и несносна любовь Божия и свет Его Царствия, что, по сравнению с этим, и сами геенские муки для них есть Божия милость. Жестока яко ад и люта как преисподняя любовь Божия. Только такая сила любви и могла победить такую силу ада и преисподней. Бог отразился в человеке, любовь Божия высекла искру любви ответной из сердца человеческого. Любовь к Богу есть дар Божий, она Им же воспламеняется в человеке. Стрелы ее – стрелы огненные . Христос – огненная божественная Стрела , пущенная от Небес на землю. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» ( Лк. 12:49–50 ). Голгофское томление исполнилось – огонь божественной Стрелы возжег многие огни в сердцах святых. Огненный луч Солнца играет и искрится в бесчисленных каплях росы... Осуществление этого видим мы на примере молитвы. Так, свт. Феофан Затворник различает пять видов молитвы. Первые три, как евангельская закваска, заквашивающая три меры муки ( Мф. 13:33 ), возжигают всё человеческое естество, тело, ум и сердце – молитва деятельная (механическая), умная и сердечная. И вот, когда тело, ум и сердце разогреты молитвою (естественною), тогда посещает человека огненный язык Духа Святого – сия божественная Стрела . Она уязвляет сердце, и человек начинает молиться сверхъестественною молитвою – Духом Святым ( Иуд. 20 ; Рим. 8:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Три слова о свободе 09.04.2021 1142 Время на чтение 6 минут Человек всегда свободен. Свт. Феофан Затворник 1. ……………………………… Ангелы сделали выбор очень и очень давно - при сотворении Мира выбрали зло и добро. Mip покатился к пропасти, волю презрев Творца. А началось всё с гордости. Гордость – начало конца! Гордость - греха начало! Гордость – с Христом вражда! Гордость - исчадие ада и порожденье зла! ……………………………………….. А на Творца восставший - тот, кто Денницей был и сатаною ставший - первый, кто согрешил! В Мир, сотворённый Богом, вполз лживым змием грех! И в этом мipe греховном мучается человек! Но человек свободен! Право ему дано, право свободной воли - выбрать добро иль зло! Тяжка свободная воля, выбор нелёгок сей! Сердце людское – поле битвы за души людей! Дьявол здесь борется с Богом, Спасение - боя суть! У человека свобода выбрать себе свой путь! Вечность - в огне геены, или Любви Христа? С ангелом или демоном? Каждый решает сам. (отрывок из стихотворения «Ангелы и аггелы» сб. «Индикт…») 2. «…Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.» от Иоанна 21:18 Когда был ты молод и зелен, затягивал туже пояс, и шёл, сам в себе уверен, и ни от кого не кроясь. Свой путь выбирал по сердцу, ходил по горам и весям, и был сам себе самодержцем, которому путь известен. Но жизни конечны дороги, и в ней наступает старость… И станут нетвёрдыми ноги, и плечи опустит тяжесть, и будут глухими звуки, и сделаешь, то что скажут, когда прострёшь свои руки, и пояс тебе повяжут. И будут дрожать колени, от страха и холода ночи - и пойдёшь куда-то и с теми, с которыми и не хочешь… Ну, что ж, ждёт такая участь, всех странников этой жизни, в конце, потерпев и отмучась, вернуться к Небесной Отчизне - к Её безконечной свободе, к Её красоте и покою, прийти, вопреки природе, своей человеческой волей. Да, плоть немощна и бренна,

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/09/...

И далее: «То, что мы едим и пьем, Святой Дух называет тебе в одном месте говоря: “Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!” ( Пс.33:9 ). В Таинстве – Христос. Потому и пища эта не телесная, а духовная» 148 . Все, что было в Ветхозаветной церкви, воплотилось и преобразовалось в Новозаветной. И таинство Крещения, и Миропомазание, и Святое Причастие («одна пища и одно питие» – мечта Ледяева), и даже то, что Бог являлся образно, в облаке, в огненном столпе, – у нас есть образа. С греческого так и будет «образ» – икона. Все, чем грезит церковь «Новое поколение», есть в Церкви Нового Завета. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое… мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:17, 20 ). Примирение случается через покаяние. 10. Святое Крещение, Миропомазание, Евхаристия – как начало совершения пути спасения В таинстве Миропомазания, после водного крещения, каждый получает печать дара Духа Святого, Который возрождает крестившегося к этой жизни и запечатлевает (хранит) – для вечности. Искать на стороне крестившемуся в Православии еще какого-либо духа или крещения – это или невежество, или же апостасия. «Дело Христа относится к человеческой природе, которую Он возглавляет в Своей Ипостаси. Дело же Святого Духа относится к человеческим личностям, обращается к каждой из них в отдельности… Дух Святой, как Дух мира и любви, не только воссоединяет между собой различных индивидов, но и в каждой душе становится источником внутреннего мира, цельности и собранности» 149 . Как объясняет свт. Феофан Затворник , в деле спасения человека «надлежит различать два момента: домостроительство спасения, или устроение всего потребного для спасения, – и содевание спасения каждого лица. Первое совершил Господь Иисус Христос по благоволению Отца, но не без Духа Святого; а второе совершает, по благоволению же Отца, Дух Святый, но не без Христа Господа, Сына Божия» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

И что, к примеру, прикажете делать жене, у которой муж-прелюбодей ушел к другой? Ждать, пока он помрет и лишь после этого выйти замуж? Но мы же знаем, что “совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею” (1Кор.6:16). Прелюбодеяние разрушает сам брак, обесценивает его, он просто перестает существовать как таковой, если один из супругов бросил другого ради прелюбодеяния. Отче, я понимаю Вашу позицию, хотя и не могу не обратить внимание на то, что Вы сами признаете существование противоречия между теорией и практикой. Что касается самостоятельного развития Церкви, то я не могу согласиться что это звучит убедительно, поскольку мы имеем устоявшуюся церковную практику, допускающую второбрачие (надо сказать, довольно позднюю), а не решение Вселенского собора. Мы исповедуем веру в Кафолическую Церковь, что не исключает ошибочность некоторых решений на уровне отдельных церквей. Я имею право предоставить информацию о библейском учении, как один из отвечающих на вопросы. Кроме меня, об этом никто не упомянул, поэтому я считаю уместным об этом напомнить без какой-либо директивной инструкции, чтобы человек подумал над этим и решил сам. Если же говорить о вариантах решения ситуации, то они указаны у ап. Павла, и я не вижу серьезных причин менять здесь что-либо в угоду времени: “Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей” (1Кор.7:10). Свт. Феофан Затворник поясняет эти слова: “Он не поминает о причинах разлучения, следовательно – какая бы ни была причина. Это сказал он к одной жене; но как во всей речи его муж и жена у него во всем идут в равенстве, то надо полагать, что это ограничение относится также и к мужу, то есть что и он, если оставляет жену, пусть остается безбрачным, или да смирится с женою”. Я считаю эти условия обязательными для себя, в той же мере, что и для других. Если Вы готовы рекомендовать человеку принять решение, которое по всей видимости ведет к совершению тяжкого греха, то я не рискну.

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-soglas...

Ибо казнь греху есть изъятие его " ...» . 2. Из толкования апологетического характера можно привести комментарий на Гал. 2:16  « человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть »:   «Во всей речи этой мысль одна: закон не приводит нас к праведности; почему, уверившись, что ее может подать только Иисус Христос, мы, оставя закон, прилепились к Нему верою. Но святой Павел разнообразно выражает ее, чтоб сильнее напечатлеть ее в памяти. Три раза напоминает о бессилии закона доставить праведность и три раза указывает истинный источник праведности, святости, спасения в Господе Иисусе Христе через веру в Него...   Что разумеется здесь под законом ? Внешний чин, которым определялся строй нравственно-религиозной жизни иудейского народа — обрезание, субботствование, праздники, жертвы, омовения, окропления и подобное. Этот чин отособлял иудеев от всех других народов и составлял их исключительную собственность. Расположения, входящие в состав благочестия и добронравия, каковы: страх Божий, упование на Бога, сострадание, благотворительность, терпение, воздержание, трудолюбие и подобное, — были общие всему роду человеческому, а не одним иудеям принадлежали... Таким образом, не следует здесь разуметь под законом нравственный закон, правила благочестия, добронравия и все добрые дела... Когда Апостолы Собора писали антиохийцам, что они решили ничего не возлагать на верующих из язычников, кроме известных ограничений; то, конечно, не то разумели, что дают им полную свободу от всех правил благочестия и добронравия, но что не обязывают их к исполнению каких-либо законов иудейской внешней жизни, начиная с обрезания (см.: Деян. 15, 24)... Что значит здесь оправдание ? По общему смыслу оправдаться — значит представить уважительные причины, по которым законно с кого-либо снимается взводимая на него вина, и он объявляется правым. В этом смысле оправдание пред Богом не может иметь места... Долги наши неоплатны. Но за всех нас уплатил их правде Божией Господь наш Иисус Христос крестною Своею смертию... (Далее свт. Феофан приводит сравнительный образ). Пусть в каком-либо городе много должников и какой-нибудь богач объявит заимодавцам, разным или одному, что какой должник представит расписку или свидетельство от меня, того долг считать оплаченным из моей кассы, а его свободным от долга. Вот эту расписку или свидетельство от лица Господа и должен каждый грешник представить правде Божией, чтобы стать пред нею свободным от долга грехов своих. Какая же это расписка или свидетельство? Вера в Господа нашего Иисуса Христа. Уверовавший в Господа прав ( оправдан ) пред лицем Бога правды.

http://bogoslov.ru/article/561751

К. все больше уходил в работу, выходные были ему в тягость. Семья оказалась на грани распада. Тысячи семей живут сегодня именно так – прикрывая совместной тратой денег полное отсутствие взаимопонимания и любви. В стремлении к роскоши и комфорту как-то забывается старая истина о том, что за деньги невозможно купить ни дружбы, ни любви, ни душевного мира, а без этого жизнь теряет смысл, душа смертельно заболевает. Стремление преодолеть сребролюбие означает также для нас отказ потакать тому же чревоугодию, а нередко – тщеславию и блуду. И вообще, борьба со сребролюбием означает воздержание от множества мирских удовольствий. Подобный подвиг возможен только в том случае, если мы уверены, что наше существование не ограничивается этой жизнью и этим видимым миром. В келью одного старца пришли разбойники и сказали: «Мы хотим взять все, что ты имеешь». Старец безропотно согласился и помог им даже уложить вещи. Когда же разбойники ушли, старец увидел, что забыли они кошелек с деньгами. Тогда догнал он разбойников и отдал им кошелек. Поразившись такому поступку, воры вернули старцу все имущество и раскаялись в содеянном. Приложение. Свт. Феофан Затворник. Толкование посланий ап. Павла. Послание к Колоссянам. Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихомание, еже есть идолослужение… Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение. ( Кол. 3, 5 ) Лихомание (любостяжание) – желание непрестающее иметь все более и более, ненасытимая страсть к богатству. Не против имения вооружает нас Апостол, а против лихомания. Имеем нужду в пище, одежде и крове, не можем не иметь и того, чем удовлетворяем ее. Но мерою имения нужно поставить удовлетворение нужде, которая пусть и указывает границы стяжанию и усилиям по нему. Кто же, минуя потребность, полюбит самое стяжание или имение, тот болит страстью любоимения, которая, завладев его сердцем, делается госпожею и всех его дел, мыслей, планов и предприятий. Тогда все бывает забыто и в себе и в других, и земля и небо; одно только имеется в цели – иметь и иметь. При таком настроении, имение бывает богом уже потому, что завладевает всем человеком. Но особенно оно бог для любостяжателя потому, что он все упование свое на него возлагает. И жизнь, и свое положение, и течение дел – все у него стоит прочно, потому что у него всего много. Почивает он упованием на мамоне, и то, что от единого Бога следует ожидать, ожидает он от богатства. Оно для него идол, коему служит и работает, и на коего надеется. Почему лихомание и назвал св. Павел идолослужением. Глава 4. Гнев

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Какую же награду получит трудящийся? Или он останется без награды? В труде уже есть награда. В той любви к свободе, в той надежде и вере, без которой он не взялся бы за труд. В труде растет надежда, вера и любовь; чем трудящийся прилежнее, чем меньше бережет себя, тем большая будет ему награда. Он остается пленником среди пленных, он в своих глазах не отличает себя от окружающих; он один из грешников среди грешных людей земли. Но, пока люди в безнадежной беззаботности спят или, чтобы убить время, играют в карты, он уходит к своему труду, так как он нашел сокровище, но держит его втайне ( Мф.13:44 ). В его сердце Небесное Царство, любовь, надежда и вера, что когда-нибудь он достигнет свободы. Истинную свободу он еще видит лишь туманно, как бы сквозь тусклое стекло ( 1Кор.13:12 ), но в надежде он уже свободен: мы спасены в надежде ( Рим.8:24 ). Надежда же, когда видит, не есть надежда, – добавляет апостол. Когда заключенный действительно достигнет свободы, будет видеть ее лицом к лицу, он больше не заключенный среди заключенных земли. Он уже находится в мире свободы, той свободы, в которой был сотворен Адам и которая была нам возвращена во Христе. Подобно заключенному, мы уже свободны в надежде, но осуществление спасения лежит по ту сторону земного; только там мы можем с верностью сказать: я спасен. Ибо заповедь Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ) невозможно людям соблюсти здесь на земле. Но зачем же нам дана эта заповедь? Святые отвечают: чтобы мы уже теперь начали свой труд, имея перед очами вечность. Цель свободы человека не в ней самой или в человеке, а в Боге, говорит свт. Феофан Затворник . Ибо призыв к свободе гласит: покайтесь! И сказано: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные ( Мф.11:28 ). Труждающиеся над чем? Может быть, над приобретением временных благ? Обремененные чем? Может быть, заботами и волнениями? «Нет, не так», – отвечают святые. Ибо что говорит Господь дальше? Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, Того, Кто никогда не думал о временных благах, никогда не обременял себя земными заботами во время скитания по земле.

http://azbyka.ru/uzkij-put

Когда на святых апостолов в день Пятидесятницы сошли огненные языки Духа Святого и, воспламененные им, апостолы стали на разных языках возвещать великие дела Божии, то «изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» ( Деян. 2:13 ). Да! Напились «сладкого вина», но не от иудейских виноградников, а от истинной Виноградной Лозы, напоившей их сладким вином Духа Святого. И впредь апостолы не иначе отверзали уста для проповеди , как сначала «исполнившись Духа Святаго» ( Деян. 2:4; 4:8; 4:31; 4:33; 5:3; 5:32; 6:10 и т.д.). Вот ветви, напоенные Истинной Лозой! Книга Деяний святых апостолов свидетельствует, как святой апостол Петр пришел в исступленное состояние (божественное упоение) и получил откровение от Бога о причастности всех народов ко спасению. «На другой день... Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем как приготовляли, он пришел в изступление и видит отверстое небо...» (10:9–11). Когда апостол Павел защищался перед правителем Иудеи Фестом, тот «громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла» ( Деян. 26:24–25 ). Безумием и сумасшествием показалось холодному выдержанному римлянину состояние, в котором он увидел перед собой святого Павла. А коринфянам святой апостол писал: «Аще бо изумихомся, Богови» (потому что для Бога было его исступление) ( 2Кор. 5:13 ). В синодальном переводе: «Если мы выходим из себя, то для Бога». Вот он – выход из себя в божественные состояния! Своеобразным проявлением этого духовного исступления и упоения в первых веках христианства была молитва на иных языках, когда молящийся сам порою не разумел произносимых им слов, но дух его, соединяясь с Духом Святым, тайны изрекал Господу. Это – молитва духом, в отличие от молитвы умной и сердечной, хотя и ум и сердце также могут соучаствовать в этой молитве. Свт. Феофан Затворник также различает сердечную молитву от молитвы Духом Святым [«Умное делание»].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Крещение избавляет нас от всех сих зол. Оно снимает клятву силою Креста Христова и возвращает благословение: крещеные суть чада Божии, как именоваться и быть дал им область Сам Господь. Аще же чада, то и наследницы, наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу ( Рим.8:17 ). Царство Небесное принадлежит крещаемому уже по самому крещению. Он изъемлется из-под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем. Вступлением в Церковь, – дом прибежища – сатане заграждаются входы к новокрещеному. Он здесь как в безопасной ограде». свт. Феофан Затворник «Мы веруем, что святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха». Послание восточных патриархов о православной вере «Всякому, кто отрицает нужду в крещении малых и недавно родившихся из чрева матери младенцев или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от греха прародителя Адама не заимствовали ничего, что должно очистить баней возрождения (а из этого следует, что образ крещения во оставление грехов в таком случае считается не истинным, а мнимым), да будет анафема. Ведь слова апостола: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ) следует понимать не иначе, как их всегда понимала Кафолическая Церковь, распространившаяся повсюду и наполнившая все. Согласно этому правилу веры, и младенцев, которые сами не могут еще совершить никакого греха, крестят истинно во оставление грехов, чтобы возрождением очистить в них то, что они восприняли по происхождению». 124 канон Карфагенского собора Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/kreshhenie

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010