Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоиваются на милости Божией. И вы так делайте (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 83). Источник. Чтобы достойно причаститься, надо душу очистить покаянием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 119). Приступая к Святым Тайнам, приступайте в простоте сердца, с полною верою, что Господа приемлете в себя, и с соответственным тому благоговеинством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 153). Источник. Плоды причащения ...Ты в молитве беседуешь с Всецарем Богом, вкушая Тело Единородного Сына Его и пия Кровь Его; веселись же в радовании, что удостоился стать храмом Его (прп. Ефрем Сирин , 30, 501). Источник. Что делать мне с грехами своими, не знаю; не видит ум мой, чем мне смыть и очистить себя. Если бы вздумал я омыться водами; то малы для меня моря, и реки недостаточны, чтобы очистить меня. Если омою себя Кровию и водою из ребр Сына Божия, то очищусь, и излиются на меня щедроты (прп. Ефрем Сирин , 33, 305). Источник. Кто вкушает Хлеба Небесного, тот, без сомнения, делается небесным (прп. Ефрем Сирин , 34, 106). Источник. Она не производит пьянства, не производит расслабления; она не расслабляет сил, а возбуждает силы; не ослабляет нерв, но напрягает нервы; она производит бодрость; она служит предметом благоговения для ангелов, предметом ужаса для бесов, предметом почитания для людей, предметом любви для Владыки (свт. Иоанн Златоуст , 45, 485). Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым, не многими телами, а одним телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что хотя в нем есть зерна, но их не видно и различие их неприметно по причине их соединения, так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Мы питаемся не один одним, другой – другим, но все одним и тем же Телом (свт. Иоанн Златоуст , 53, 237). Источник. ...Мы делаемся со Христом одна плоть, по причастию, и мы гораздо более, чем дитя (в отношении к родителям) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 171). ...Пусть язык, приобщившийся Тела Господня, не произносит ничего неприятного (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Несется Святая Церковь по волнам житейского моря и пребывает превыше волн его Божественным учением, содержа в недре своем истинное богопознание, истинное познание о человеке, о добре и зле, о мире вещественном и временном, о мире духовном и вечном. Все истинные христиане по всей вселенной принадлежат единой истинной Церкви и, содержа ее учение в полноте и чистоте, составляют то собрание кораблей, которое проплывает житейское море, не погружаясь в темных глубинах его (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 363). Источник. Православие есть истинное богопознание и богопочитание, православие есть поклонение Богу Духом и Истиною, православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 78). В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие, единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 85). Источник. Духовный чертог, в котором хранится и из которого неоскудно преподается духовное сокровище – истинная вера, есть Единая Святая Православная Церковь (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 207). Источник. ...В недре Ветхозаветной Церкви было только преобразование спасения – в недре Новозаветной обильно и преизобильно преподается самое спасение (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 219). ...Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область, темное царство лжи и производимого ею самообольщения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 446). Источник. Церковь есть дом спасения, или сосуд благодатных средств, и двор спасаемых (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 68). Источник. Церковь – двор спасаемых: все верующие – одно тело с одним духом (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 69). Ревнуй же всею ревностию о том, чтобы пребыть в единении с – и себя подвесть под один с нею дух (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 70). Недалеко от киликийского города Эги жили два столпника. Один из них принадлежал ко Святой Кафолической и Апостольской Церкви, а другой был последователем ереси Севера. Еретик возводил на православного разнообразные обвинения, стараясь о том, чтобы привлечь его к своей ереси. Распространяя о нем молву, он решил добиться его осуждения. Православный подвижник, как свыше озаренный, просил еретика прислать ему частицу причастия. Тот обрадовался, как будто уже совратил собрата в свою ересь, и немедленно послал ему просимое, ничего не подозревая. Православный, приняв частицу, присланную еретиком, раскалил сосуд и положил в него эту частицу, и она немедленно исчезла в жару пылающего сосуда. Затем, взяв частицу Святого Причастия Православной Церкви, он сделал то же самое, и мгновенно раскаленный сосуд охладел, и Святое Причастие осталось целым и невредимым. Он благоговейно хранил его и показывал его всем, кто приходил к нему (102, 38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Перед утешением, доставляемым Божественною благодатию, ничтожны все радости, все наслаждения мира... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 179). Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысл Божий! Утешения поддерживают на пути Божием, а искушения упремудряют (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 454). Источник. Очень жалею об усилении ваших немощей. Но в утешение вам что сказать? Терпите, да терпите! И еще: благодушествуйте! Восставьте веру в то, что все от Бога и все во благо нам, хотя мы ясно того не видим. К невидимому – то и потребна вера, а к видимому – к чему вера? Господь да смилуется над вами! Господь да утешит вас утешением внутренним – невидимым. Господь да уврачует вас и Матерь Его Премилосердная и Ангел-хранитель. Поминайте страждущих и утешайтесь их терпением. Поминайте гонимых, мучимых и теснимых, и их терпением воодушевляйтесь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 32). Источник. Очень жалею о ваших потерях. Господь да утешит вас! Ищете у меня утешения по прежним случаям. Очень рад утешить вас. Но ведь одна и та же песня во второй и третий раз уж не оставляет того впечатления, какое сделано в первый. А в настоящих ваших скорбях ничего нельзя придумать нового, все та же речь: предайте себя и все свое в руки Божии, и с Его определениями согласуйтесь вседушно – всем сердцем. Тогда тень скорби, покрывающая случай, начнет редеть, и не дивно, что совсем рассеется. Как это? – сквозь прискорбное узреем Благого – и на сей век, и на будущий. Сие да дарует Господь узреть уму вашему и почувствовать сердцем. Молитесь! Господь изольет вам в сердце потребное утешение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 79). Источник. Нашли ли вы лично для себя где-либо утешение? Господь да утешит вас! Господь есть Отец утехи. И как Он везде есть, то везде, стаю быть, утешение готово от Него. Дело за приемлющими, а не за Дающим. Правда, чтобы и принять, от Него же научиться надо. Но Он всем готов и это сообщить. Близ Господь сокрушенным сердцем. Дитя все плачет, пока не найдет сосцов матери. Как только найдет, тотчас и замолчит. Дай нам, Господи, найти – и замолчать! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 10). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Благодать Духа, предначав, известила нас о будущем Страшном Суде Божием, а затем напомнила нам об изгнании Адама и, наконец, после сего представила нашим очам – в чем заключается незыблемейшая вера, дабы, движимые страхом перед грядущим Судом, и плача об изгнании из рая, и незыблемо держась веры, мы бы стеснили себя, и не впадали в невоздержание, и, вследствие ненасытного чрева, не отверзли врата всем страстям, и не сдались им, и, всецело оказавшись на пространном и широком пути, не погибли бы вместе с так называемым услаждением (свт. Григорий Палама , 26, 96). Источник. Братия! Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание Второго Пришествия и Страшного Суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 64). Источник. На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 42). Источник. Обличителем и обвинителем каждого подсудимого будет совесть его, внезапно исцеленная от слепоты, от обаяния грехом... (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 455). Господь и на Страшном Суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 38). Источник. Бог судит душу по тому, что от нее самой зависит, а не по тому, в чем она не властна (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 239). Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены... Это удостоверение – предел покаянных трудов на земле... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 192). Авва Силуан однажды, в присутствии бывших у него братий, пришел в исступление и пал ниц на лицо свое. После продолжительного времени он встал и предался плачу. Братия начали успокаивать его, говоря: «Что с тобой, отец?» Но он молчал и плакал. Они упрашивали его дать им ответ, и он сказал: «Я был восхищен на Суд и видел, что многие из нашего иноческого чина шли в муку, а многие из мирян шли в Царство Небесное». После этого старец не выходил из своей кельи, а когда в этом была необходимость, он покрывал лицо куколем, говоря: «Зачем мне смотреть на этот временный свет, в котором нет ничего полезного для меня?» (107, 353).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В последние времена тесный путь оставится почти всеми, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно должен держаться тесного пути, положительно завещанного Спасителем (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 211–212). Источник. ...Ищущие спасение христиане, оставив дела тьмы и вступив в свет жизни Христовой, не думайте наслаждаться покоем, не думайте блаженствовать... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 117). Источник. Выбросьте из головы, что держать добрый путь можно льготно, и что это устроится как-нибудь без усилий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 105–106). Источник. Для спасающихся везде путь тесный и прискорбный. И никто еще цветами усыпать его не ухитрился (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 124). Источник. Спасение не от добрых дел, а от покаяния Надежду спасения нужно полагать в совершении добродетели, и не величаться ни именем, ни сродством со святыми мужами, ни чем-либо другим, но правотою своих дел; а лучше сказать, не величаться и этим, но тогда-то особенно и смирять, и уничижать себя, когда успеем собрать великое богатство добродетели, так как при этом мы и собранное нами богатство сбережем верно, и привлечем к себе благоволение Божие (свт. Иоанн Златоуст , 47, 193). Источник. Если какой христианин не знает, что для спасения необходимо быть обновлену и воссоздану, войти в обоженное состояние благодатною силою и действом Христа Спасителя, соделаться новой тварью и новым человеком, – для чего удомостроительствованы и вера, и Святое крещение, – тщетно называется он христианином. Ибо если не совершилось еще в нем такое изменение, то все другое ни к чему не служит, тщетны молитвы его, тщетны и псалмопения (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 258–259). Источник. ... освятились подвигами мученичества, а мы надеемся спасены быть ради добрых дел и подвигов, какие проходим для стяжания добродетелей, – всецело по человеколюбию и благодати Божией; они освятились мученическими потами и болезнями, а мы – слезами и подвигами покаяния; они – через излияние крови своей, а мы – через отсечение воли своей и решимость на смерть, по которой готовы были бы каждочасно умереть ради заповеди Господа, не допуская себя преступить какую-либо из них даже единым словом (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 50).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Коль великая и неописанная милость Божия – Крест Господень. В нем вся наша надежда (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 65). Источник. Какая бесконечно великая там любовь, а вместе какое бесконечно великое правосудие! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 231). Есть крест внешний – на плечах лежит. Это – скорби, беды, лишения, болезни... нападки, напраслины. Есть крест внутренний – самоотвержение с самоумерщвлением. Есть крест – духовный, Божий или божественный – распятие по воле Божией. Кресты эти один из другого рождаются. Последний обозначается преданностью в волю Божию, тихою, молчаливою, упокоительною; второй – борьбой с собою, безжалостною к себе; третий – терпением неприятностей. Сколько крестов, столько и крестоношений. Все они неразлучны бывают до гроба; только иной раз один чувствительней, в другой раз – другой или третий. Однакож вступают они в дело или налагаются постепенно... и быв наложены, остаются... Трисоставный крест (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 115–116). Источник. Авва Палладий рассказывал: «Однажды авва Дорофей послал меня в девятом часу на свой колодезь налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Пришедши к колодцу, увидел я на дне его аспида и в испуге, не начерпавши воды, побежал к авве, крича: «Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида». Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачивал головою, сказал: «Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов, или змей, или других ядовитых гадов во все колодцы и источники водные, ты не стал бы вовсе пить?» Потом, вышедши из кельи, он сам налил кадку и первый тотчас испил воды, сотворивши крестное знамение над нею и сказавши: «Где крест, там ничего не может злоба сатаны» (101, 11). Архимандрит Георгий рассказывал нам об авве Иулиане, бывшем епископе Бострском. Когда он удалился из обители и сделался епископом в Бостре, некоторые из жителей города, ненавистники имени Христова, задумали отравить его ядом. Они подговорили слугу, и тот подал епископу вино, разбавленное водой и ядом. Блаженный Иулиан принял чашу и, по вдохновению свыше, узнал о злом умысле, равно как и о том, кто это подстроил. Взяв чашу, епископ поставил ее перед собою, ни слова не сказав слуге. Потом он созвал всех жителей, в числе которых были и злоумышленники. Дивный Иулиан, не желая подвергать позору заговорщиков, обратился ко всем со словами: «Если вы желаете умертвить смиренного Иулиана при помощи яда, – вот я пью его пред вами». Сказав это, он трижды крестообразно осенил перстом свою чашу. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа – выпиваю сию чашу!» – произнес он и, выпив отраву перед всеми, остался невредим. Увидев это, злоумышленники пали перед ним и просили у него прощения (107, 192). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сподобившийся дара ведения, но питающий огорчение или ненависть к человеку, подобен моющему глаза свои тернием и волчцами (прп. Максим Исповедник , 91, 239). Любящий Бога любит и рожденных от Него, т. е. братий своих; а ненавидящий кого-либо из братий своих, сей от диавола родился, и любви Божией нет в нем (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 105). Источник. Если кто имеет к кому ненависть, пусть помирится и возвратится к любви, чтобы его ненависть и вражда с ближним не послужили свидетельством... того, что он Бога не любит (свт. Григорий Палама , 26, 246). Неприязнь и серчание дозволены только тогда, когда предметом их – дурные помыслы и чувства (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 121). Источник. Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 150). Источник. С неприязненными чувствами спастись нельзя, как и с похотными (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 251). Источник. Старец Филофей, кроме святого Нектария Афонского, имел еще ученика, которого сатана до того озлобил против святого Нектария, что несчастный стал явно говорить старцам Филофею и Дионисию, чтобы прогнали Нектария, иначе он убьет или его, или самого себя. Старцы трепетали от ужаса, слыша о таких демонских замыслах. Напрасно вразумляли они несчастного, убеждали и молили его успокоить свое сердце, подавить чувство злобы и зависти, напрасно грозили ему Судом Божиим и геенной: он ничего не хотел слышать, но требовал исполнения своего желания. Тогда старцы предложили святому Нектарию удалиться от них на малое время, пока завистливый брат придет в чувство. По прошествии некоторого времени скончался в глубокой старости боголюбивый Филофей. Дионисий, не вынося безнравственного поведения своего ученика, пригласил к себе Нектария в сожитие как брата по духу, а несчастному предоставил искать другое место и другого старца. Дионисий с Нектарием мирно проводили свою жизнь, питаясь от рукоделия и по силам помогая бедным. А несчастный брат их, не придя в чувство смирения и раскаяния, переходил с места на место, потом удалился в мир и там, предавшись невоздержанности, скончался жалким образом посреди городской площади, даже без обычного христианского напутствия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Духовное Господа причащение не должно смешивать с мысленным воспоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых. Не должно также смешивать и того, что дастся присущим в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения, как участвующие в принесении Бескровной Жертвы верою, сокрушением и готовностью жертвовать собою во славу Божию, и по мере сих расположений; но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться (прп. Никодим Святогорец , 70, 226–228). Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 78). Источник. Говеть можно непрестанно и причащаться почасту, как дух потребует (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 93). Источник. Почаще причащаться хорошо. Но исполнение; .этою подлежит рассмотрению. И рассматривайте всякий раз, удобно ли и пригодно ли? (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 216). Источник. Недостойное причащение Приступающий к приобщению без разумения намерения, для которого дается причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы; а причащающийся недостойно – осуждается (свт. Василий Великий , 7, 331). Источник. ...Кто с недостойною душою приступает к Божественным Тайнам, тот сам себя осуждает, не очистив себя к принятию Царя в Брачный Чертог свой (прп. Ефрем Сирин , 31, 91). Источник. Уста, вкушавшие Плоть Твою, да не рыдают вместе с устами, заплевавшими Тебя в лице (при. Ефрем Сирин , 33, 392). Источник. Ту руку, которая принимала часть Святого Тела Твоего, не ввергай в огонь вместе с рукой, которая Тебя, Творца своего, ударила по ланите (прп. Ефрем Сирин , 33, 392). Источник. Кто приемлет Его только телесно, тот приемлет безрассудно и без пользы (прп. Ефрем Сирин , 34, 166). ...На тех, которые недостойно причащаются Божественных Тайн, особенно нападает и постоянно входит диавол, как и тогда в Иуду (свт. Иоанн Златоуст , 45, 423).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ум и сердце должны быть всецело устремлены к Богу; все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 344). Источник. Для достижения совершенства, вслед за истощанием имения на нищих, необходимо взять крест свой. Оставлению имения должно последовать отвержение от самого себя, в чем и заключается принятие креста, или произвольное и постоянное подчинение скорбям... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 346–347). Источник. Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 243). Источник. Не ищи... совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в Кресте Христовом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 477–478). Источник. Всякий путь ума и сердца, когда цель его – Бог, бесконечен... преуспеяние в премудрости Божией – бесконечно; преуспеяние в любви к ближнему, когда оно в Боге- бесконечно (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 504). Он возводит нас к высшему преуспеянию по тесному пути самоотвержения и смирения... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 358). Без труда и напряжения умного не достигнете ничего духовного (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 121). Совершенство, мало-мальски видное, приходит после трудов и трудов, после годов и годов, а не с первых начатков и не с первых дней (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 146). ...Возьмите страх Божий и память смертную, и они научат вас всему (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 244). Братия аввы Пимена сказали ему: «Пойдем отсюда. Здешние монастыри беспокоят нас, и мы губим души свои. Вот и дети своим плачем не дают нам безмолвствовать». Авва Пимен отвечал им: «Из-за голосов ангельских хотите ли вы уйти отсюда!» (97, 220). Один старец пришел в келью аввы Иоанна и застал его спящим. Ангел стоял близ него и веял над ним. Старец увидел это и ушел. Когда авва встал, то спросил ученика своего: «Не приходил ли кто в то время, когда я спал?» Ученик отвечал: «Приходил такой-то старец».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 230). Источник. Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков без исключения, произведенное падением праотцев наших (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 230). Источник. ...Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 231). Источник. Верный Слову Божию... действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов, он мало-помалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 232). Источник. Одержимые по большей части преданы сладострастию, несмотря на то что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в правильном православном подвижничестве... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 253). Источник. Все частные виды самообольщения и обольщения бесами... происходят или от неправильного действия ума, или от неправильного действия сердца (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 257). Источник. ...Род прелести, основывающийся на высокоумии, называется святыми отцами «мнением» и заключается в том, когда подвижник примет ложные понятия о духовных предметах и о себе, сочтет их истинными (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 68–69). Источник. ...Бегайте самоценения... Прелесть, когда кто чувствует себя чем-то... ничтоже сый ( Гал. 6, 3 ) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 122). Источник. Из этих трех – своевкусия, своеволия и самомнения – слагается пагубный дух прелести (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 206). Источник. Если человек в прелести, это тотчас обнаружится в его взоре, несколько диком и особенно в упорстве стоять на своем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 210). Источник. Некто Авраамий, египтянин, рачительный монах, вел в пустыне жизнь весьма суровую и строгую. Но ум его поражен был крайним самомнением. Придя в церковь , он вступил в спор с пресвитерами и говорил: «И я рукоположен в нынешнюю ночь в пресвитера Самим Иисусом Христом, и вы должны принять меня как пресвитера, готового священнодействовать». Святые отцы вывели его из пустыни и, заставив вести иную, более простую, жизнь, исцелили его от гордости. Приведя его в сознание собственной немощи, доказали, что он обольщен был демонами гордости, и святыми своими молитвами восстановили и его в прежнюю добродетельную жизнь (101, 248).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010