Присоедините к сему и пост... чувствительный для плоти. Это будет хорошим подспорьем для молитвы (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 80). Источник. Уголка желаете, чтобы скрыться? Это вам легко делать и дома. А то – уединяйтесь в духе, именно – отвлекайте внимание от всего внешнего и, собравшись внутрь, стойте перед Господом... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 102–103). Источник. Вот и одни, а скучаете! То скучаете, что много разволоки, а когда остались одни, не знаете, как время наполнить. Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие – молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничего на земле (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 86, 6–7). Источник. Три благочестивых мужа, стремящихся ко спасению, приняли монашество. Один избрал себе в делание примирять ссорящихся, другой – посещать больных, а третий ушел для безмолвия в пустыню. Первый, заботясь о том, чтобы прекратить распри между людьми, не мог примирить всех ссорящихся. Побежденный унынием, он пришел к тому, который избран своей добродетелью служение больным, но и того нашел малодушествующим, признавшим, что исполнение принятой им добродетели превышает его силы. Договорившись, они пошли повидаться с третьим братом, удалившимся в пустыню. Придя, они поведали ему о своем смущении и просили сказать, что доставило ему уединение. Помолчав немного, брат налил воды в лохань и сказал: «Поглядитесь в воду». Она была возмущена. По прошествии некоторого времени он опять сказал им: «А теперь поглядитесь в воду; она уже устоялась». Взглянув в воду, они увидели в ней свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: «Подобное этому совершается с человеком, когда он находится среди людей. Он не может видеть своих грехов по причине непрестанно возмущающего его отвлечения. Когда он удалится в уединение, особенно в уединение пустыни, тогда он усматривает свои согрешения» (106, 472–473). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Немножко не сплакнуть и не сгрустнуть нельзя . Но силою представления пересилить можно, и утишить и совсем прогнать скорбь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 7). Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются? (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 66). Источник. Мы обычно думаем, что вот зарыли в землю бедную... сыро, мрачно, тяжело. А ее там нет, она при вас смотрит на плачущих и покачивает головою; чего это плачут, ибо ей там лучше (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 136). Источник. Один старец пришел в город, чтобы продать сделанные им корзины. Распродав их, он сел – так случилось ненамеренно – на пороге дома одного богатого человека, который был при смерти. Около дома старец увидел черных коней и на них черных и страшных всадников, с огненными жезлами в руках. Источник. Всадники доехали до дверей дома, спрыгнули с лошадей и, оставив их у ворот, поспешно вошли один за другим в дом. Умирающий богач, увидев их, воскликнул громким голосом: «Господи! Помоги мне!» А они сказали ему на это: «Теперь-то вспомнил ты о Боге, когда солнце померкло для тебя? Почему же до сего дня не взывал ты Его, доколе светил для тебя день? Но ныне, в этот час, уже нет тебе ни надежды, ни утешения» (106, 527). Источник. Хрисаорий был очень богат, но столько же обладал и пороками: был надменным и гордым, преданным пожеланиям своей плоти, корыстолюбивым и жадным. Но Господь решил положить конец его порокам и поразил телесной болезнью. Хрисаорий был близок к смерти и перед тем, как душе выйти из тела, увидел черных и страшных духов, которые стояли перед ним и готовы были схватить его душу и отвести в адскую темницу. Источник. Он затрепетал, стал просить отсрочки и испуганным голосом звал своего сына, монаха Максима: «Максим, беги, я тебе никогда не делал ничего худого, поддержи меня своею верою». Встревоженный Максим тотчас прибежал; с плачем и трепетом собралось и все семейство. Злых духов, от которых так сильно страдал Хрисаорий, домашние не могли увидеть, но узнали о присутствии их из смущения, бледности и трепета больного. От ужаса он вертелся на постели, стараясь спрятаться от их страшных взоров, но, куда бы он ни повернулся, всюду видел их. Стесненный ими до чрезвычайности, он отчаялся уже в своем освобождении и стал кричать: «Дайте отсрочку хоть до утра! Хоть до утра!» Но во время этого крика душа его была взята из тела. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево, и войдешь в рай (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 269). Источник. ...Богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 269–270). Источник. Евангельское учение есть единственный источник всех истинных, христианских, богоугодных добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 270). Источник. ...Пост есть начальное орудие всех добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 270). Источник. Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собою. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 417). Источник. Без добродетели смирения не могут быть истинными и богоугодными все прочие добродетели (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 433). ...Сердце, возделанное; скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 442). Источник. ...Все доброе наше от Бога приходит, но только когда ищем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 215). Источник. В нас ведь Господь положил все добродетели. Они тот час и просятся наружу, как только мы бываем в таком настроении, о коем есть поговорка: ныне он в духе... это то же, что готов на все доброе. А потом поднимается что-то внутри, налетает нечто совне... И человек бывает неузнаваем. Но и это можно стряхнуть, как какую накидку... Источник. Когда живо и сильно ревнование о своем спасении, блюдите сию драгоценность, ибо она дороже всего мира (свт, Феофан, Затв. Вышенский, 84, 104). Источник. Цель трудов монаха – стяжание подвижнических добродетелей, и внешних и внутренних, и телесных и духовных; цель стремления схимы – достижение или построение того, что на основании подвижнических добродетелей может быть достигнуто духово, или построено. Сознание схимницы должно вступить в иную область духовную... а монах еще борется и бьется в обычной среде... Вот все такое – и подобное составляет разницу... но не в существе духа, а в степени... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 110–111). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Покаяние рождает молитву, и в сугубом количестве рождается от дщери своей (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 149). Источник. ...Чтобы последовало к нам благоволение Божие, нужно предочищение себя покаянием. В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаянием вводится христианин сперва в страх Божий, потом в Божественную любовь (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 74). Источник. Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле; зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 127). Источник. Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней дьявола: бежит дьявол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 162–163). Источник. При крещении мы рождаемся водою и Духом; при покаянии возрождаемся слезами и Духом (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 395). Источник. ...Спасемся мы от гнева покаянием, которое исправляет все проступки наши, поддерживает нас во все время земного странствования нашего, извлекает нас из всякой греховной пропасти, как бы она ни была глубока (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 65). Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстановляет разрушенное святилище Божие (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 412). Источник. Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие, соделывается достоверным залогом на получение вечных благ (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 440). Кающемуся и дается благодать, которая образует в нем решимость угождать Господу, не щадя живота (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 227). Источник. ...Когда они обращаются к Нему с покаянием и желанием исправиться и обещанием, и приступают к сему, тогда Господь оставляет всех праведных и обращается к грешникам... и милует их (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 111).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Ангелы и души имеют по творению тонкую оболочку, или тело, посредством коего состоят в общении с телесным вещественным миром (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 255). Душа не от тела имеет бытие, а получает его вместе с телом, – и для того, чтобы жить с телом. А смерть придет разлучить их. И дивно, как душа будет жить без тела, привыкши с телом жить. Разлучение души с телом есть наказание, и оно должно быть чувствительно. Святые, по причине тесного общения с Господом, или мало, или совсем не ощущают сего неудобства (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 86, 5). Источник. ...У животных есть иное, похожее на действия нашей души, а у нас иное, похожее на действия животных... Источник. У животных есть душа, но животная. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. Животным свой чин, а человеку – свой. Творения Божии так расположены, что всякий высший класс совмещает в себе силы низших классов, и кроме их имеет свои силы, его классу присвоенные и его характеризующие. В мире, или его составе, надо различать, кроме стихий, еще систему сил, расположенных лестницей – от низших к высшим идущей. Низшая сила есть та, которая действует в мертвой природе, и которой высшие изделия суть явления химических сочетаний и кристаллизаций (например, снежинки-разводы на окнах зимой и подобное). Выше этой стоит сила растительная, которая в своей власти держит и кристаллизующую силу и силу химических сочетаний. Выше растительной силы стоит – животная, которая в своей власти держит и растительную силу, и кристаллизующую, и силу химических сочетаний. Выше животно-душевной силы – сила человеческого естества, которое содержит все силы низшие его в своей власти, и ими действует. Источник. Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными. Есть схожее и с растениями: ибо питание и ращение тела есть растительное дело; но что же из этого вывесть? Ничего нельзя, кроме – что всякому свой чин. Источник. В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества – совесть и ничем неудовлетворимость.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Убоимся и все соделаем, дабы не явиться нам, вследствие бездушия, чуждыми любви к Богу: ибо не любяй брата своего, егоже виде, говорит Евангелист, Бога, егоже не виде, како может любити? ( 1Ин. 4, 20 ), а не любящий Бога, как возмог бы быть с Ним? А тот, кто не с Ним, тот отойдет от Него, а отходящий от Него, конечно, впадет в геенну (свт. Григорий Палама , 26, 54–55). Источник. ...Проявим дела любви к нашим во Христе братьям: оказывая милость нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы это ни было заблуждение, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженных, поддерживая в немощи лежащих, будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или же по причине злых духов и страстей бесчестия, посещая заключенных в темнице, а также и перенося поступающих против нас, и угождая друг другу, хотя бы кто и имел на кого недовольство, потому что и Христос угождал нам; и просто молвить: всеми способами и всеми делами и словами, всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, дабы и от Бога получить нам любовь и быть благословенными от Него и наследовать обетованное нам, уготованное для нас от сложения мира, Небесное и Вечное Царство... (свт. Григорий Палама , 26, 55). Источник. Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека богоподобным (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 522). Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием (см.: Мф. 5, 48 ), не какою другою добродетелью... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 522). Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в крещении и возделанной заповедями (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 407). Источник. На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 42). Источник. Свойственно милости рождать веру, и вере – милость (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 236). Милость должна сретаться с истиною (ср.: Пс. 84, 11 ) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 198). Источник. Ища милости у Господа, сами милости оказывайте другим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 151).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

После победы над духами хулы и сомнений сатана лишается последней возможности действовать прямо на душу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 128). ...Самое сильное к победе над сатаною оружие есть молитва (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 131). Источник. Однажды, когда авва Маркелл встал ночью на молитву, он вдруг услыхал трубный звук и шум, как бы от воинской брани. Старец пришел в смятение и недоумевал, откуда этот трубный звук и какая брань может быть в пустыне? Вдруг предстал перед ним бес и вскричал: «Что задумался? Подлинно здесь брань идет, но если не хочешь, чтобы мы с тобою воевали, то иди и спи, и не будем нападать. С ленивыми мы не воюем, а имеем дело лишь с постниками и с бдящими в молитвах» (112, 496–497). Один Фиваидский старец рассказывал о себе, что он сын идольского жреца. В детстве он часто бывал в храме отца своего, приносящего жертвы идолам. Однажды, после того как отец вышел из храма, он тайно вошел туда и увидел там сатану. Сатана сидел на троне; многочисленное воинство предстояло ему. И вот приходит один из князей его и поклоняется ему. Сатана спросил: «Откуда ты?» Князь отвечал: «Я был в такой-то стране, возбудил там войну и большое смятение, произвел кровопролитие и пришел возвестить тебе». Сатана спросил: «Во сколько времени сделал ты зло?» Тот отвечал: «В тридцать дней!» Сатана велел бить его бичами, сказав, что только и всего сделал он в такое продолжительное время! И вот другой приходит на поклонение сатане и рассказывает, что произвел бурю, потопил корабли, умертвил множество людей, и сделал это в двадцать дней. Сатана повелел и его бить за безделье. Третий пришел на поклонение и сказал, что возбудил ссору на свадьбе, произвел кровопролитие и убил жениха, все это в десять дней. И этого били за маловажность его дел. Пришел еще один и сказал: «Сорок лет боролся я в пустыне с одним монахом и наконец победил его: этой ночью вверг его в любодеяние». Сатана встал навстречу демону, расцеловал его, сняв с себя царский венец, надел на его голову, посадив возле себя на престоле, воскликнул: «Ты совершил великое дело!» Увидев и услышав все это, сын жреца сказал себе: «Чин монашеский, должно быть, имеет великое значение». Он принял христианство и вступил в монашество (106, 479–480). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Лучше всего положить поклоны прежде чтения вечерних молитв, т. е. поклонами начинать правило. От поклонов тело несколько утомится и согреется, а сердце придет в состояние сокрушения: из такого состояния подвижник усерднее, теплее, внимательнее помолится. Ощутится совсем другой вкус на молитвах, когда они будут читаться после поклонов (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 101). Источник. Поклоны надо полагать весьма неспешно, одушевив телесный подвиг плачем сердца и молитвенным воплем ума... дай телу твоему самое благоговейное положение, какое должно иметь рабу и созданию Божию в присутствии Господа Бога его (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 101). Источник. Не заботься о количестве поклонов, все внимание обрати на качество молитвы, совершаемой с коленопреклонениями... Гораздо сильнее подействует небольшое число поклонов... нежели большое, исполненное наскоро для счета(свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 102). Источник. Вменив себе в непременную обязанность при совершении поклонов обильное душевное делание, состоящее из внимательности, неспешности, благоговения, намерения принести Богу покаяние, (человек) усмотрит... какое количество поклонов выносит его телосложение (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 102). Поклоны, совершаемые для числа, неодушевленные правильным умным и сердечным деланием, более вредны, нежели полезны Надо припомнить, что поклоны согревают кровь... (а это) способствует возбуждению умственной деятельности... Бедный подвижник единственно по той причине, что не имеет понятия о истинном душевном делании, предается душевредной умственной деятельности, предается тщеславным помыслам и мечтаниям... Самомнение вскоре начинает проявляться в тайном осуждении ближних и в явном расположении поучать их... Таков плод телесного подвига, если он не будет одушевлен намерением покаяния и не имеет целью одно покаяние, если подвигу самому по себе дается цена (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 102–103). Поклоны при Иисусовой молитве оставляются на произвол и усердие... На малых узлах кладите поясной поклон, а на больших – земной. Сколько? Сколько душе угодно, однако же определив это однажды навсегда... Лучше время определить для сей молитвы: четверть часа, или больше, или меньше (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 112–114). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Грешники! Ободримся. Для нас.. Господь совершил великое дело Своего вочеловечения; на наши болезни призрел Он с непостижимою милостию (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 100). Источник. Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен: приступи в сокрушении духа ко Всеблагому и Всемогущему, обнажи пред Ним твою язву, принеси сознание в согрешении, прося прощения, исцеления, и получи их (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 411). Источник. Милость Божия безмерна, но мы мерны... и можем зайти до того, что перестанем каяться и сокрушаться от частых падений, а без этого не будет в нас сосуда для принятия милости... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 123). Источник. Некий монах был борим вожделением. (лучилось ему как-то прийти в одно египетское селение. Там он увидел дочь идольского жреца, полюбил ее и стал просить отца отдать ее за него замуж. Жрец отвечал: «Пойду, спрошу о сем бога моего». И, пришедши к демону, поклонился и сказал: «Некий монах хочет жениться на моей дочери, отдать ли ее за него?» Демон отвечал: «Пусть он сначала отречется от Бога своего, крещения и монашеских обетов». Когда жрец пересказал сие монаху, тот отрекся и тотчас увидел, что из уст его вышло подобие голубя и взлетело на небо. Жрец пошел и возвестил демону, что монах обещал исполнить эти три условия. Диавол отвечал жрецу: «Не отдавай дочери твоей ему в жены, потому что Бог его не отступил еще от него, но и доселе помогает ему». Жрец, пришедши к брату, сказал: «Не могу отдать тебе дочери, потому что Бог твой доселе помогает тебе и не отступил от тебя». Услышав это, брат сказал сам себе: «Я, несчастный, отрекся от Бога, от крещения и от обетов монашества, а Всеблагий Бог доселе помогает мне окаянному! Если Бог доселе оказывает мне такую милость, зачем же мне отступать от Него?» Источник. Опомнившись, он пришел к некоему великому старцу и поведал ему о случившемся. Старец сказал ему: «Останься со мной в пещере и пребудь в посте три недели, а я буду молиться Богу за тебя». И подвизался старец за брата, молясь Богу и говоря: «Господи! Умоляю Тебя, даруй мне эту душу и прими покаяние ее». И услышал Бог молитву старца. Когда исполнилась первая неделя, старец пришел к брату, и брат увидел голубя, стоящего в высоте небесной над своей головой. Старец сказал ему: «Внимай себе и молись Богу тщательно». По прошествии второй недели брат увидел, что голубь спустился к самой его голове. Старец опять завещал ему трезвиться и молиться. Когда исполнилась третья неделя, старец пришел к брату и спросил: «Еще не видел ли ты чего?» Брат отвечал: «Видел, что голубь спустился совсем низко ко мне, и я протянул руку, чтобы взять его, а он вспорхнул и вошел в уста мои». Старец возблагодарил Бога и сказал брату: «Вот! Бог принял покаяние твое. Отселе внимай себе и тщательно заботься о своем спасении». Брат отвечал: «Отселе я пребуду с тобою до смерти» (106, 480–482). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Источник. Без умерщвления для мира невозможно стяжать плач и слезы: стяжаваем их по мере умерщвления миру (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 196). Плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной, многочисленной немощи человека (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 228). Источник. Плачем называется преизобильное умиление, соединенное с болезнованием сердца сокрушенного и смиренного, действующее из глубины сердца и объемлющее душу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 292). Источник. Плач – благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 521). Источник. Младенец выражает плачем все свои желания: и твоя молитва пусть всегда сопровождается плачем (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 163). Источник. Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божиим, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 219). Источник. Полезен плач, растворенный упованием на Бога: утешает душу, смягчает сердце, отверзает его ко всем святым, духовным впечатлениям (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 463). Источник. ...Плачьте почаще; это очень умягчает сердце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 54). Сказывали также, что во все время своей жизни авва Арсений, сидя за рукоделием, имел платок на груди, по причине слез, падавших из его очей. Авва Пимен, когда услышал, что он почил, прослезившись, сказал: «Блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там». Итак, необходимо плакать либо здесь – добровольно, либо там – от мучений (97, 26). Поведали об авве Диоскоре следующее. Он, безмолвствуя в келье, оплакивал себя. Ученик его жил в другой келье. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал: «Отец! О чем ты плачешь?» Старец отвечал: «Плачу о грехах моих». Ученик возражал: «Ты не имеешь грехов». Старец отвечал: «Будь уверен, сын мой, если б я видел все мои грехи, то мой собственный плач оказался бы недостаточным, я нуждался бы во многих помощниках, чтоб оплакать их, как должно» (106, 106).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010