Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 53). Источник. Чтобы во время молитвы меньше было блуждания мыслей, надо напрягаться, молиться с теплым чувством, а для этого наперед, перед молитвою, подогревать надо душу размышлением и поклонами (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 116). От приходит теплота сердечная, которая и стягивает внимание к единому Господу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 121). , извольте прикрикнуть на себя и свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 252). Истоки молитвы ...Молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (прп. Макарий Египетский , 67, 268). ...Чтобы нам легко провести настоящую жизнь, свергнуть все грехи, какие мы навлекли на себя, и с дерзновением предстать пред Престолом Христовым, будем постоянно приготовлять себе... врачевство, составляя его из слез усердия, постоянства и терпения (свт. Иоанн Златоуст , 44, 546). Милостыня крыло молитвы; если не сделаешь молитве крыла, то она не летит, а когда душа окрылена, то она быстро несется на небо (свт. Иоанн Златоуст , 45, 907). Источник. ...Поставив себе постоянным правилом – никогда не входить с пустыми руками в дом молитвы, мы сделали бы доброе дело (свт. Иоанн Златоуст , 54, 801). Источник. Цель всякого монаха ... состоит в непрерывном постоянстве молитвы и, сколько возможно бренному человеку, в невозмещаемом спокойствии ума и всегдашней чистоте его. К достижению сего нужны: неослабный телесный труд и сокрушение духа, так чтобы между тем и другим находилась тесная взаимная связь. Ибо как все добродетели стремятся к совершенству молитвы, так и сами они не могут быть твердыми и постоянными, если не будут соединены и скреплены оною. Как без добродетелей нельзя вполне приобрести постоянного молитвенного покоя, так и без этого покоя невозможно в точности исполнить добродетелей, споспешествующих оному.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Можешь и огнем попаляющим назвать этот мир грешный, который веществом горючим делает для себя вращающихся в нем, и всякий в них вид добродетели превращает в пепел. Огонь не сжигающий нашелся некогда в пустыне (купина). Ты же вместо пустыни сиди в келье, и укройся в ней мало елико, пока мимоидет зной страстности: ибо, когда она минет, пребывание на открытом воздухе не вредит. Тогда ты и духом нищею воистину будешь, господство над страстями стяжешь, и блестяще ублажена будешь от Того, Кто оказал: блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5, 3 ) (свт. Григорий Палама , 93, 271). Ничто так не делает сердца сокрушенным и души смиренной, как уединение разумное и молчание от всех (прп. Григорий Синаит , 93, 202). Все желание твое и чаяние да будет всегда обращено к сему невидимому посещению Божию. Но ведай, что Бог не посетит души твоей, если не найдет ее уединенною в себе самой. Бог хочет, чтобы она была уединена в себе, т. е. была без всяких помыслов, сколько может, без всяких пожеланий, наипаче же без собственной своей воли (прп. Никодим Святогорец , 70, 263). Источник. Келейное уединение есть дело Марии, а хлопоты по сборам есть дело Марфино. Эти дела одно с другим вместе жить не могут (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 200–201). Источник. Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие – молитву и богомыслие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 201). Источник. Позыв на уединение и безмолвие... и даже порывы, вами испытываемые, не суть доброго качества. Потому лучше их прогонять, а на место их выставлять или производить в душе – желание труда – преутруждения себя. Вы по временам имеете уединение – и довольно. Во всякое другое время старайтесь уединяться в сердце и там установить свое сознание перед лицем Божиим: что есть хождение перед Богом (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 248). Источник. Досада и серчание, когда кто нарушает ваше уединение, никуда негоже... Это плод самомнения... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 121). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скотское было бы несмыслие надеяться себе здоровье единственно от рук врача, чему, как видим, подвергаются иные жалкие люди, которые не стыдятся именовать врачей своими спасителями. Но и то будет упорством, если во всяком случае избегать пользования врачебным искусством (свт. Василий Великий , 9, 171). ...Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду (свт. Василий Великий , 9, 174). Источник. К отраде и уврачеванию тела, к удовлетворению нуждам его дал врачебные средства людям мирским... потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу (прп. Макарий Египетский , 67, 309). Врача приглашать во время недугов ничто не препятствует. Бог провидел, что будет нужда во врачевательном искусстве, и благоволил, чтоб оно наконец составилось на основании опытов человеческих; для того наперед дал бытие и врачевствам в ряду творений. Впрочем не на них должно полагать надежду уврачевания, но на истинного нашего Врача и Спасителя, Иисуса Христа (блж. Диадох, 91, 34). Источник. Читая врачебные книги или спрашивая о них кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеления. Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь. Врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым; но занимайся им, как рукоделием для (пользы) братии. Что делаешь, делай со страхом Божиим, и сохранишься молитвами святых (прп. авва Дорофей , 29, 261). Источник. ...Докторов Бог дал, и к ним обращаться Божия есть воля (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 97). Источник. ...На лекарей не серчайте. Они не сами лечат. А вылечивают, когда Бог благословит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 100). Источник. ...Если вы, уповая на Бога и от Него чая помощи, а не от доктора и лекарств, обращаетесь к естественным средствам врачевания, то тут нет греха (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 101). Источник. ...Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 122). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Истинное... сокрушение тогда улучишь, когда воздержанием, бдением, молитвою и смирением, иссушив сросшуюся с плотию твоею сласть похотную, сораспнешься Господу Иисусу и не будешь уже жить страстно, а начнешь жить Духом, сообразуясь с надеждою вышнего звания и избрания (ср.: 2Пет. 1, 10 ) (прп. Феогност, 91, 387). Воздыхай, пока, совлекшись дольнего, не облечешься в вышнее жительство и не преобразишься по образу создавшего тебя Иисуса Христа (прп. Григорий Синаит , 93, 211). Без сокрушения сердца невозможно, говорят, избавиться от чувств греховных; сердце же приводит в сокрушение троякое воздержание – во сне, в пище и в телесном покое (свт. Григорий Палама , 93, 273–274). Душа, освободившись через сердечное сокрушение от... чувств и от горечи их, восприемлет вместо них духовную отраду (свт. Григорий Палама , 93, 274). Соответственно... сокрушению и умилению сподобляется он и милостивого утешения и, долгое пребывая время в сих чувствах со смирением, переустроивает, наконец, вожделетельную силу души (свт. Григорий Палама , 93, 300). Внимание и сокрушение духа – вот та клеть, которая дана в пристанище кающимся грешникам. Она – преддверие святилища. В ней будем укрываться и заключаться от греха (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 265–266). Источник. Надо сокрушаться, что хоть немного еще прожито времени, но все же есть в нем часть, прожитая попусту. Сокрушение сердца о своей неисправности перед Богом составляет опору решимости быть вперед исправною перед Ним (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 141). От страха Божия... дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно ( Пс. 50, 19 ). Чувство сокрушения да не отходит от сердца! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 252). Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их, ибо поставляют душу в отрадное состояние (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154). Источник. Настоящее сокрушение умеет не мешать чистому радованию духовному и с ним дружески уживаться, скрываясь некако под ним (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154–155).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Это бесовское дело и есть клятвы близ. Ибо мы не потому воздерживаемся от некоторых яств, что они по природе злы, – да не будет! – но для того, чтобы, воздерживаясь от них, соразмерно укротить пламенеющие члены плоти; еще же и для того, чтобы остающаяся у нас от потребления пища была обращаема в удовлетворение насущной нужды бедных, – что есть признак искренней любви (блж. Диадох, 91, 30). Источник. Остерегайся, чтобы не изнемогло слишком тело твое, и от того не усилилось против тебя нерадение, и не охладило душу твою вкушением его делания (прп. Исаак Сирин , 58, 174). Источник. Должно внимать себе и в том, чтобы скудость наслаждения пищею не наполнять излишеством сна, равно и напротив... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 201). Источник. Как всякое начало трудно, так и начало поста, по случаю изменения в нище, и в предметах нашего действования встречает некое неудобство и затруднение; но терпением и неотступностию в держании его они облегчаются и смягчаются... (прп. Феодор Студит , 92, 405). Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 145). Источник. Благослови Господи вам надлежащим образом постничествовать по силам вашим, без поблажек, но и не сверх сил (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 31). Источник. Не убивать тело призваны, а только не творить плоти угодил в похоти (ср.: Рим. 13, 14 ). Закон – разумное содержание тела без поблажек (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 165). Пост – одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 207). Источник. Лучше не связывать себя ... неизменным постановлением, как бы узами; а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления; но и без жестокости, доводящей до изнеможения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 228). Истинный пост Сила жизненная легко переваривает пищу умеренную и простую и претворяет ее в плоть питаемого, а приняв дорогие и разнообразные снеди, потом, будучи не в состоянии переварить их совершенно, производит разные роды болезней (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 115). Источник. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 29). Источник. Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 43). Если же приступишь к Таинству покаяния с небрежением, с лукавством, скрытностию, то совершишь начинание сатанинское, наругаешься Всемогущему и ВсевидящемуБогу... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 66). Источник. Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией; воскресение из смерти греховной есть действие единой воли Божией... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 439–440). Источник. ...Необходимы для вступления в подвиг истинного покаяния отречение от мира и отречение от себя, от своих похотений и пристрастий (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 460). Источник. Зная силу сего Таинства , что оно уничтожает все его труды и хлопоты о погибели грешащих, он всячески старается пресекать плодотворность его, – и или совсем от него отклоняет, или наводит неверие в силу его и безнадежие получить прощение чрез него (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 133). Первое в производстве покаяния есть войти в себя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 92). Милостивый Бог дает нам надежду прощения вины, если сокрушенно раскаемся и положим твердое намерение избегать прежних грехов и не прогневлять ими Бога (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 134). Источник. Главное в покаянии есть болезнь сердца о своей неисправности пред Господом и твердое намерение стараться впредь быть во всем исправною (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 152). Истинное покаяние

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Прочное умиротворение мыслей есть дар Божий; но дар сей не дается без усиленных собственных трудов. И одними своими трудами вы ничего не достигнете – и Бог ничего вам не даст, если не потрудитесь всеусильно. Таков закон неотложный (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 176). В духовной жизни книги – только руководство. Само познание приобретается делом (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 249). Источник. Жизнь духовная – особый мир, в который не проникает мудрость человеческая (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 250). Источник. ...Есть единая истинная жизнь, обнаруживающаяся и состоящая в противлении страстям и преодолении их (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 21–22). Источник. Авва Исаия пресвитер говорил, что некто из отцев сказал: «Каждый человек должен прежде всего стяжать веру в Бога и непрерывное стремление к Нему; потом незлобие и невоздаяние злом за зло, благодушное перенесение зла, смиренномудрие, чистоту, человеколюбие и любовь ко всем, покорность, кротость и долготерпение, постоянство и любовь к Богу; должен непрестанно призывать Бога с сокрушением сердца и с истинною любовию; не надобно ему смотреть на прошедшее, но обращать внимание на будущее; не надобно надеяться на добрые дела свои, или служение, но просить непрестанно помощи Божией, по причине находящих каждодневно искушений» (98, 15). Один брат просил авву Исаию сказать слово. Старец говорит ему: «Если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, то сохраняй Его слово и (умерщвляй) ветхого человека; если хочешь прилепиться к Нему, то должен до самой смерти отсекать (всех), удаляющих тебя от креста, и приготовить себя к понесению уничижения и к спокойствию в отношении к злотворящим тебе; должен смирить себя пред желающими властвовать над тобою; должен соблюдать безмолвие и никого не осуждать в сердце своем» (98, 15–16). Авва Исаия сказал: «Возненавидь все в мире и спокойствие телесное, ибо это сделало тебя врагом Бога. Как человек, имеющий врага, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, а не покоить его» (98, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вообще памятование вездесущия и всемогущества Божия удерживает сердце от того колебания, в которое усиливаются привести его помыслы неверия, опираясь на тщеславие и неправильную любовь к телу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 329). Источник. Таково свойство любви! Она непрестанно памятует о любимом: она непрестанно услаждается именем любимого. Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 252). Источник. Что значит пребывать в любви к Господу? Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 308). Источник. Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 254). Источник. Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцев Православной Церкви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Исполнение Евангельских заповедей составляет собою памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Жизнь, всецело посвященная исполнению заповедей, есть постоянное памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Источник. ...Превосходным средством к памятованию Бога служит молитвенное обращение к Богу пред всяким начинанием, с прошением у Него благословения, наставления,помощи, милости (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 256). Высокое занятие – непрестанное памятование Бога!.. По эта высота очень опасна, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 497). Источник. ...Не выпускайте из ума мысли, что Бог видит вас – им под оком Его состоите, – и блюдитесь от всего неугодного Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 135). Источник. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 163). Источник. Положи холодную вещь на солнце – она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который естьУмное Солнце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 165). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но те из Ангелов, которые пребыли выше этого недуга, те являются светом, и всегда исполняются светом, и сами становятся все время все более и более светящимися, блаженно пользуясь врожденным изменением (т. е. свойственной их естеству способностью к изменению), и в радости ликуя близ Первого Света, взирая на Него, непосредственно от Него сами просвещаемые, воспевая непрестанный Источник Света и ниспосылая, как служители Света, светотворящую благодать для тех, кто менее совершен в светопросвещаемости (свт. Григорий Палама , 26, 224). Источник. По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 18). Источник. Имейте обращение к святому Ангелу-хранителю вашему, и он будет вразумлять вас во всяком случае, это надежнейший руководитель (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 245). Источник. Можно думать (и я так думаю), что душа и Ангел – (духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 187). Источник. Ангелы, соблюдшие свой чин, свободны и пасть, но не захотят этого по причине обилия благ, вкушенных ими от покорности воле Божией (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 110). Источник. В 1885 году из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел навстречу, чтобы перевести стрелку и направить поезд на свободный путь. Смотрит, уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. Неожиданно он оглядывается назад и видит, что навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать к сыну поздно. Что же делать? А поезд между тем приближается и через несколько минут, если он не переведет стрелку, пролетит на другой, занятый путь, и произойдет крушение с сотнями человеческих жертв. Тогда стрелочник всем сердцем воззвал к Богу: «Да будет воля Твоя святая», – перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Через несколько секунд поезд промчался по полотну, где только что бежал его маленький сын.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мученики терпели напасти от человеков... Чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их, тем... большее получали дерзновение к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол, тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святаго Духа здесь, во время земного странствования, среди самых страданий своих (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 351–352). Несправедливости от Бога никакие не происходят, но попускаются они Богом – во благо тем, на кого попускаются (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 273). ...Всякая неправда и всякая напраслина венец готовят. Но тому, на кого они падают, перетерпеть их надо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 273). В ... нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна – крест, произвольный или непроизвольный (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 239). Один праведный пустынножитель, заметив, что его больной ученик частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: «Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для твоей души. Если ты по делам твоим подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины, если же ты – золото, то этот огонь придаст блеска твоей добродетели» (116, 79). Авва Палладий вспоминал: «За восемь месяцев до своего успения авва Вениамин заболел водянкой. Тело его так распухло, что по своим страданиям он стал подобен Иову нашего времени. Епископ Диоскор, бывший тогда пресвитером горы Нитрийской, обратившись ко мне и блаженному Евагрию, сказал: «Пойдите посмотрите на нового Иова, который при такой неисцельной болезни сохраняет необыкновенное благодушие». Придя, мы взглянули на его тело: оно так распухло, что рукой нельзя было обхватить его мизинец. Не в силах смотреть на это, мы отвели свои глаза. Тогда блаженный Вениамин сказал: «Помолитесь, чада, чтобы не сделался болен мой внутренний человек. А от этого тела не вижу вреда». В те восемь месяцев он постоянно сидел на стуле огромной ширины, потому что лечь в постель не мог. И в таком состоянии он еще врачевал других от различных болезней» (101, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010