Но те из Ангелов, которые пребыли выше этого недуга, те являются светом, и всегда исполняются светом, и сами становятся все время все более и более светящимися, блаженно пользуясь врожденным изменением (т. е. свойственной их естеству способностью к изменению), и в радости ликуя близ Первого Света, взирая на Него, непосредственно от Него сами просвещаемые, воспевая непрестанный Источник Света и ниспосылая, как служители Света, светотворящую благодать для тех, кто менее совершен в светопросвещаемости (свт. Григорий Палама , 26, 224). Источник. По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 18). Источник. Имейте обращение к святому Ангелу-хранителю вашему, и он будет вразумлять вас во всяком случае, это надежнейший руководитель (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 245). Источник. Можно думать (и я так думаю), что душа и Ангел – (духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 187). Источник. Ангелы, соблюдшие свой чин, свободны и пасть, но не захотят этого по причине обилия благ, вкушенных ими от покорности воле Божией (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 110). Источник. В 1885 году из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел навстречу, чтобы перевести стрелку и направить поезд на свободный путь. Смотрит, уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. Неожиданно он оглядывается назад и видит, что навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать к сыну поздно. Что же делать? А поезд между тем приближается и через несколько минут, если он не переведет стрелку, пролетит на другой, занятый путь, и произойдет крушение с сотнями человеческих жертв. Тогда стрелочник всем сердцем воззвал к Богу: «Да будет воля Твоя святая», – перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Через несколько секунд поезд промчался по полотну, где только что бежал его маленький сын.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мученики терпели напасти от человеков... Чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их, тем... большее получали дерзновение к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол, тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святаго Духа здесь, во время земного странствования, среди самых страданий своих (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 351–352). Несправедливости от Бога никакие не происходят, но попускаются они Богом – во благо тем, на кого попускаются (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 273). ...Всякая неправда и всякая напраслина венец готовят. Но тому, на кого они падают, перетерпеть их надо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 273). В ... нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна – крест, произвольный или непроизвольный (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 239). Один праведный пустынножитель, заметив, что его больной ученик частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: «Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для твоей души. Если ты по делам твоим подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины, если же ты – золото, то этот огонь придаст блеска твоей добродетели» (116, 79). Авва Палладий вспоминал: «За восемь месяцев до своего успения авва Вениамин заболел водянкой. Тело его так распухло, что по своим страданиям он стал подобен Иову нашего времени. Епископ Диоскор, бывший тогда пресвитером горы Нитрийской, обратившись ко мне и блаженному Евагрию, сказал: «Пойдите посмотрите на нового Иова, который при такой неисцельной болезни сохраняет необыкновенное благодушие». Придя, мы взглянули на его тело: оно так распухло, что рукой нельзя было обхватить его мизинец. Не в силах смотреть на это, мы отвели свои глаза. Тогда блаженный Вениамин сказал: «Помолитесь, чада, чтобы не сделался болен мой внутренний человек. А от этого тела не вижу вреда». В те восемь месяцев он постоянно сидел на стуле огромной ширины, потому что лечь в постель не мог. И в таком состоянии он еще врачевал других от различных болезней» (101, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Цель жизни ... должны собственною своею деятельностью совершенно отсечь от себя грех, совершаемый делом, словом и помышлением, а также, молясь и по вере надеясь, стараться ежедневно достигать совершенной чистоты духа... (прп. Ефрем Сирин , 32, 323). ...Конец доблестной жизни – уподобление Божеству, а поэтому доблестные со всею тщательностию стараются преуспевать чистотою души, устранением себя от всякого страстного расположения, чтобы при улучшенной жизни и в них образовались некоторые черты высшего естества (свт. Григорий Нисский , 20, 234). Источник. Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца. К этой цели, приковав взор наш, и должны мы направлять наивернейше течение наше, как по прямой линии, и если хотя несколько помышление наше уклонится от нее, тотчас возвращаясь к созерцанию ее, исправлять его, как по норме какой... (прп. Иоанн Кассиан , 90, 7). ...Одна только главная должна быть у нас цель – это с радостию трудиться до самого гроба для славы Божией (прп. Максим Грек , 68, 4). Цель наша – жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (ср.: 1Тим. 2, 5 ). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинство принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь . С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так не суемудрствуя и будете на спасенном пути (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 74–75). Источник. Цель – Царствие Небесное, но чтобы достойну быть внития в Царствие, надо очиститься от страстей и от всего худого. Как без сего очищения дверь в Царствие не отворится, то оно должно быть для вас ближайшей целью. К нему и направляйте теперь все (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 204). Источник. ...Цель у всех христиан одна – быть в живом единении с Богом. И все такие единое составляют тело и вне сего тела нет людей живых духом. И всем один труд сей: победить страсти и стать чистыми, житейски ли кто живет, или удалившись от житейских порядков (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 152). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Разбойники – лютейшие слуги тщеславия, которые похищают наш груз и труды добродетелей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 178). Укор возбуждает энергию в душе, а похвала расслабляет ее и делает ленивою на добро (прп. Илия Екдик, 91, 426). Похвала человеческая окрадывает наши добродетели, когда совершаем их явно, когда не стараемся скрывать их, – и мы неприметным образом увлекаемся к человекоугодию, лукавству, лицемерству (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 512). Дурно, когда все кругом похваливают... Поневоле станешь считать себя святым, и начнешь читать наставления всем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 185). Источник. Похвалы рождают самовосхваление и самочувствие; злые чувства – передовые проводники к тщеславию и гордости (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 79). Источник. Как-то старцы сидели за обедом. Авва Алоний прислуживал им. Старцы похвалили его, но он ничего им не отвечал. После один из них наедине спрашивает его: «Почему ты не отвечал на похвалы старцев? Авва Алоний говорит ему: «Если бы я ответил им, то показалось бы, будто я считаю себя достойным похвалы» (97, 200). Авва Иоанн был духом горящий (ср.: Рим. 12, 11 ). Пришедший к нему брат похвалил его рукоделие. Авва, занимавшийся в то время плетением веревки, промолчал. Посетитель повторил похвалу. Авва опять промолчал. И в третий раз брат похвалил рукоделие. Тогда авва сказал ему: «Приходом твоим ты удалил Бога от меня» (106, 293). Двенадцать лет авва Иоанн Фивейский служил больному старцу, авве Аммою. Хотя Иоанн много трудился для старца, но старец в течение всех двенадцати лет ни разу не сказал ему: «Спасайся!» Когда же настало время кончины аввы Аммоя и собрались к нему старцы, то он взял Иоанна за руку и сказал ему: «Ты – спасен! ты – спасен!» – и, обратившись к старцам, присовокупил: «Это ангел, а не человек» (106, 67). Авва Висарион сказал: «Когда пребываешь в мире и не ощущаешь в себе брани, тогда особенно смиряйся, чтобы не похвалиться спокойным и радостным состоянием, принадлежащим не тебе, и за похваление не быть предану брани по немощи нашей, чтобы мы не погибли окончательно» (106, 80).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

(прп. Симеон Новый Богослов , 79, 68). Пока имеем мы в себе вещества страстей и причины их самоохотно лелеем, не произволяя оттрясти их, до тех пор сила их превозмогает над нами, приемля власть на то от нас же самих (прп. Никита Стифат , 94, 86). Яд жала греха к смерти есть страстный навык душевный; ибо неудобоизменим и неудобопреложим нрав того, кто произвольно окачествовался страстями (прп. Григорий Синаит , 94, 193). ...Страстями умертвивший естественные силы душевные, соделывает их бесчувственными к действу и причастию таинств Духа (прп. Григорий Синаит , 94, 200). ...Всякая страсть, из-за крайней нечистоты, называется свиноподобной. Свиньями являются те, которые валяются в грязи страстей... (свт. Григорий Палама , 26, 37). Источник. ...Уму, пока он страстен, невозможно соединиться с Богом. Почему, пока он таков бывает, молясь, не улучает он милости Божией (свт. Григорий Палама , 94, 300). ...Мрак страстных помыслов очернил у него зеркало души, внутри которого должен бы зреться Христос – Умное Солнце (Феолипт, митр. Филадельфийский, 94, 163). Страсти – эти нравственные недуги человека – служат основной причиной развлечения при молитве (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 262). Источник. ...Смущение и недоумение при открывшемся действии страсти служит доказательством, что человек не познал самого себя (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 524). Источник. Если ты подчинился одной страсти, то через подчинение этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 212). Когда одна какая-либо убийственная страсть возобладает человеком, тогда прочие страсти умолкают в нем, диавол перестает наносить ему брани и искушения... (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 286). Источник. Непокой духа и страсти портят кровь – и существенно вредят здоровью (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 154). Источник. ...Страсть помрачает смысл – и он не видит и всего безобразия, и всей пагубности подобного поведения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 106). Больше всего тиранят сердце страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

(свт. Григорий Палама , 26, 240). ...Она и ему дает вечную во Христе жизнь, беструдную, безболезненную и беспечальную, воистину бессмертную (свт. Григорий Палама , 93, 257). ...Не ревнующий стяжать ее (жизнь души) по душе здесь, да не обольщает себя пустыми надеждами получить ее там, или как-нибудь сподобиться человеколюбия Божия во время оно. Ибо тогда будет время праведного воз даяния, а не милования и щадения... (свт. Григорий Палама , 93, 258). Источник. ...Духом деяния плотские умертвивший здесь, там будет жить со Христом божественною и воистину вечною жизнию... (свт. Григорий Палама , 93, 281). Источник. ...Голос вечности один, – неизменяем, непреложен. В ней нет непостоянства, переменчивости: в ней день – один, сердце – одно, мысль – одна. Соединяющий все во едино – Христос (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 188). Источник. Вечность – неизбежна. Есть и бедственная вечность!.. Стяжите же вечность блаженную вниманием, повиновением всесвятому закону Всесвятого Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 190). Источник. Тщетно сияет солнце с чистого неба для очей, пораженных слепотою, – и вечность как бы не существует для сердца, обладаемого пристрастием к земле, к ее великому, к ее славному, к ее сладостному (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 383). Источник. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 73). Источник. Вечное блаженство – духовно, Божественно. Тот только может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом, кто предварительно вступил в святое общение с Богом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 253). Служение и поклонение Богу духом и истиною есть та благая часть ( Лк. 10, 42 ), есть то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги, с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемою принадлежностью души в вечности, в вечности получает полное развитие (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 356). Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отраднее. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 181). Источник. Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая... Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть. Она для тебя дверь в лучшую жизнь. Ангел-хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи будут приходить. Кайся во всех. И будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 182). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Малодушие и смущение рождаются от неверия; но только что подвижник прибегнет к вере – малодушие и смущение исчезают, как тьма ночи от восшедшего солнца (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 148). Источник. Взятие креста своего, т. с. благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно... Самоотвержение основывается на вере во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 151). Источник. ...Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 277). Источник. Подобно сребролюбию и корыстолюбию, тщеславие уничтожает веру в сердце человеческом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 287). Источник. Стяжавший веру стяжал Бога деятелем своим, встал превыше всех ухищрений не только человеческих, но и демонских (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 299). Источник. Верующий живою верою в Бога, с самоотвержением предавшийся Богу, пребывает несмущенным при всех искушениях, наносимых духами злобы, видит в духах лишь слепые орудия Промысла Божия (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 336). Источник. Человеку, растленному умом, никак не возможно быть причастником веры: у него место веры уже занято лжеименным разумом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 362). Источник. ...Верующему во Христа невозможно умереть вечною смертью иначе, как отречением от Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 437). Един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2, 5 ). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинства принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь . С Господом тот, кто с Церковью . Будьте так не суемудрствуя и будете на спасенном пути (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 74–75). Источник. Что не все веруют, не умаляет значения веры. Надо смотреть на тех, которые искренно веруют, и на то, что им дается через веру. Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святаго. Возьмите кого-либо из шедших вслед Господа и увидите, как он мало-помалу растет духом, – и становится великим при всей невзрачности внешней. Вот отец Серафим. Простой, неученый – до чего дошел? Неверам многоученым уста заграждал единым словом. Вот и сила. А жизнь его какова, а нрав? Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 148). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Хула есть собственно дщерь гордости; а часто рождается и от того, что мы ближнего в том же осуждали; или от безвременной зависти бесов (прп. Иоанн Лествичник , 57, 183). Источник. Когда начинает ум успевать в любви Божией, тогда начинает искушать его и дух хуления и внушает ему такие помыслы, каких ни один человек изобрести не может, а только один диавол, отец их. И сие делает он, завидуя боголюбцу, дабы, как измысливший такие помыслы, придя в отчаяние, не дерзал он более воспарять к Богу обычною молитвою. Но от этого не получает лукавец ничего благоприятного для его цели, но делает нас более твердыми. Ибо, будучи боримы и противоборствуя, мы становимся опытнее и искреннее в любви к Богу. Меч же их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся ( Пс. 36, 15 ) (прп. Максим Исповедник , 91, 179). Люта и неудобопобедима страсть хуления, которая источником своим имеет гордостное мнение сатанинское. Она и на всех, по Богу живущих добродетельно, нападает, но особенно на тех, кои преуспели в молитве и созерцании Божественных вещей. Сего ради надлежит всяким хранением блюсти чувства и благоговеинствовать перед всеми страшными тайнами Божиими и внимательно наблюдать за нападениями духа сего. Он приседит нам, когда молимся и поем псалмы, и отрыгает иной раз, по нашему невниманию, нашими устами клятвы на нас же и страшные хуления на Бога Вышнего, привводя их в стихи псалмов и в слова молитвы. Но против него, когда он что-либо такое произносит устами нашими или всевает в мысли наши, надо обращать в слово Христово, говоря к нему: иди за мною, сатано ( Мф. 4, 10 ), всякою зловония исполненный и осужденный на вечный огнь; хула твоя да падет на главу твою. Сказав это, тотчас насильно, как пленника, обратим ум на другой какой предмет божеский или человеческий, какой вспадет на мысль, или со слезами вознесем его на небеса и к Богу. Так, с Божиим нам содействием, избавимся мы от тяготы хуления... (прп. Никита Стифат , 93, 106–107). Дух хулы и сомнения притаился; но не думайте, что он так скоро оставит вас. Привыкши находить доступ к вам, он все будет подступать, не удастся ли как-нибудь посильнее смутить. Это все испытывают. Потому пишут, что в борьбе с врагом не надо никогда слагать оружия, а всегда быть наготове противостать ему. Пишут старцы, что, когда нападает искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, и затем или вместе с тем обратиться к Господу с молитвою. Неприязненность то же, что – поддать врага в грудь. Это сильное и неприятное врагу средство. К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и порождений его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 151). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Безбожие Кто в мысли своей не дает места бытию Божию, говоря, что Бога нет, тот, став вне Сущего, растлил собственное свое бытие (свт. Григорий Нисский , 19, 145). Источник. Как удаляющийся от света не вредит нисколько свету, а самому себе весьма много, погружаясь во мрак, так и привыкший пренебрегать Всемогущею силою, ей не вредит нисколько, а самому себе причиняет крайний вред (свт. Иоанн Златоуст , 45, 5). Источник. Тенью смерти ты, не погрешая, можешь назвать идолослужение и дела безбожия, потому что они закрывают для нас истинную жизнь (свт. Иоанн Златоуст , 49, 772). ...Только безумному свойственно не допускать премудрости Божией и не знать, что Бог всем управляет справедливо, устраивает правильно, совершает с пользою, хотя бы мы временно и не знали причин происходящего (свт. Иоанн Златоуст , 49, 911). Кои попрали Сына Божия и Кровь Завета вменили ни во что, подумав, что нет ни смерти, ни Воскресения, ни Суда, ни воздаяния, отторглись от братского во Святом Духе общения, лишились самого Духа Святаго и блуждают туда и сюда, по стремнинам и пропастям своих сластолюбивых похотей (прп. Феодор Студит , 88, 260). Жить же неразумною и скотоподобного жизнью неведущих Бога подобно тому, как если бы жить среди мертвых (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 59). Источник. Те же, которые совершенно удалены от Него и не взыскали Его, или не соединились с Ним и не избавились от рабства страстям и смерти, цари ли то, князья или вельможи, хотя бы они думали и полагали, что утешаются, радуются и наслаждаются благами, но они никогда не будут обладать тою совершенно неизреченною и неизъяснимою радостью, которую имеют рабы Христовы, свободные от всех неуместных пожеланий удовольствий и славы. Ее никогда не познает, не поймет и не увидит никто из тех, которые преискренно и горячо не прилепились ко Христу и в неизреченном соединении не растворились с Ним (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 77). ...Вечное пятно позора и проклятия останется на тех, кои иждивают труд и время на гибель вере, на терзание сердец верующих и на развращение умов в Отечестве (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 149). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Игнатий Брянчанинов , 39, 326). Вступившего в истинный молитвенный подвиг руководствует в нем Сам Бог с премудростью, непостижимой для тех, которые не посвящены в ее таинства (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 349). Источник. ...Помогайте неимущим и нуждающимся... и молитва ваша скоро окрылится (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 79). Источник. Степени молитвы ...Поклонение или моление Духом... означает не иное что, а то, что Дух Сам Себе приносит молитву и поклонение (свт. Григорий Богослов , 14, 113). Источник. Объять все виды молитв, без высочайшей чистоты сокрушенного сердца и просвещения Святаго Духа, мне кажется, невозможно. Они столь же многочисленны, как и те состояния, в коих может находиться всякая душа. Хотя мы и совершенно уверены, что, судя по холодности нашего сердца, мы не можем обозреть все виды молитв, впрочем попытаемся изложить их, сколько позволяет нам малая опытность наша. По мере чистоты, в какой преуспевает чей-либо ум, и по свойству состояния, в какое он или случаями приводится, или своим старанием приходит, ежеминутно изменяется и самый вид молитвы; и потому очевидно, что никто не может воссылать молитв всегда однообразных. Ибо всякий иначе молится в веселии, нежели когда отягчен бывает бременем печали и отчаяния; иначе, когда укрепляется в духовном преуспеянии, нежели когда утеснятся нападениями врага; иначе, когда испрашивает отпущения грехов, нежели когда просит приобретения благодати, или какой либо добродетели, или уничтожения какого-нибудь порока; иначе, когда сокрушается мыслию о геенне и страхом будущего Суда, нежели когда воспламеняется желанием будущих благ и надеждою; иначе, когда находится в нуждах и напастях, нежели в безопасности и спокойствии; иначе, когда просвещается откровениями небесных тайн, нежели когда скорбит о бесплодии своих добродетелей и сухости чувствований (прп. авва Исаак, 56, 329–330). Источник. Все вышеупомянутые четыре вида полезны и необходимы всякому человеку, так что один и тот же человек, смотря по различию внутреннего своего расположения, может приносить иногда молитвы, иногда моления, иногда прошения, иногда благодарения, чистые и горячайшие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010