Смирило это слово инока, пал он к ногам старца и просил прощения за осуждение. Понял он, что только за свои грехи даст человек ответ Господу, и только их надлежит ему исповедовать. Кто умалчивает перед старцем о своих страстях, тот не получает духовного врачевства и остается неисцеленным. Ученик сам себя должен обвинять и осуждать перед старцем, чтобы получить наставление в борьбе с тем или иным душевным недугом. Когда инок не следит за собой, помыслов своих не примечает или если и примечает, да не открывает их своему старцу, – тогда под влиянием бесовских нашептываний он начинает осуждать братию, мня себя святым, а их – развращенными. Духовник есть духовный врач и наставник, поучающий своих чад духовной жизни, поэтому его келья открыта днем и ночью для всех имеющих нужду в наставлении и вразумлении в случае недоумений, мысленной брани и различных соблазнов, встречающихся в жизни всякого подвижника. Епитимию нельзя не исполнять. Сам архиерей от нее разрешить не может. Грехи нужно исповедовать подробно. Будем прибегать к исповеди не с оправданиями, дабы убедить духовника в том, что мы не виновны или что другой нас подтолкнул на грех. Но будем приходить с покаянием, с сокрушением и смирением. Каждый раз, когда упадем, надо прибегать к исповеди (святой Анфим Хиосский). Самые маловажные грехи достойны великого наказания. Исповедание греха есть избавление от него. Многие думают: вот бы, дескать, жить к старцу поближе. Да дух-то выше тела, и больше предан старцу тот, кто близок духом, а не телом. Иуда телесно был самым близким ко Господу – и не увидел вечной жизни, а князь Едесский Авгарь никогда не видел Господа, но был предан Ему всей душой и улучил вечное спасение. Меланхолик возится и занимается только собой. Грешник, который кается и исповедается, перестает пребывать в себе. Вот то великое, что имеет наша вера: исповедник, духовный отец. Не возвращайся к тому, в чем исповедовался старцу и в чем получил прощение (старец Порфирий). Как же вы доверите свою душу и всю жизнь человеку малоизвестному? Да как же это новоиспеченный старец возьмет вас? Чему он будет учить вас, когда сам не имеет понятия о старческом пути? Спрашивать старцев и по самосмышлению не исполнять их советов – грешно, по немощи не исполнять – простительно, а укорять себя, если не исполняешь – спасительно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Набожная паломница спрашивала меня о духовных значениях драгоценных камней. В этот раз я вспомнил, что в толковании Апокалипсиса, которое написал Св. Андрей Критский , цветность этих камней применена к Св. апостолам Христовым, и рассказал ей, к какому апостолу какой присвояется камень. 1 . Яспис соответствует апостолу Петру. 2 . Сапфир синеголубый, как небо, приличествует апостолу Павлу, восхищенному до третьего неба. 3 . Халцедон или анеракс приравнивается к апостолу Андрею, воспламененному Духом Святым. 4 . Смарагд зеленый придается Иоанну Богослову в ознаменование того неувядающего дара слова и проповеди , который свыше дается верующему в Господа. 5 . Сардоникс, имеющий цветность ничего не чувствующего ногтя, пристоен апостолу Иакову, который паче других умерщвлял плоть свою ради Христа. 6 . Сардий (сердолик ) огнецветный, лоснящийся, врачующий боли и раны от железа, знаменует красоту добродетели апостола Филиппа. 7 . Хрисолит золотистый с слабоватым отливом зеленым усвояется апостолу Варфоломею, украшенному разными добродетелями. 8 . Вирилл морецветный придается апостолу Фоме, плававшему по морю в Индию для проповеди. 9 . Рубин, красный как уголь, означает душу евангелиста Матфея, воспламененную ревностию по Боге. 10 . Хрисопрас, цветностью гуще цветности золота, придается апостолу Фаддею, который благовествовал едесскому царю Авгарю о царстве Христовом, ценнейшем паче золота, и об умерщвлении плоти и страстей, которого символом служит овощ прас (растет на Афоне в огородах тамошних монастырей). 11 . Яхонт синевоздушного цвета соответствует апостолу Симону Зилоту, мудрствовавшему горнее, небесное и жаждавшему дарований Христовых. 12 . Аметист приравнивается к апостолу Матфию, избранному на место Иуды предателя и сподобившемуся божественного огня при раздаянии апостолам огненных языков 117 . Когда я рассказал все это и прибавил, что в серебрено-позлащенные венцы апостолов надлежит вделывать, среди прочих дорогих камней, тот большой камень, который приличествует каждому из них и что пристойно украшать металлическую ризу на иконе Спасителя всеми вышепоименованными камнями в память 12 апостолов Его, тогда внимательная паломница попросила меня кратко написать ей для памяти название драгоценного камня у имени каждого апостола. Я вырвал из путевой тетрадки своей листок бумаги и написал ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В дальнейшем апостол Фаддей, проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, полностью исцелил его и крестил 117 . Тогда князь разбил идолов, стоявших перед вратами города, а над самими вратами поместил оный убрус с [нерукотворенным] образом Христовым. Для убруса сделал он деревянную основу, обрамил его золотым окладом и украсил жемчугом. А под этой иконой на вратах князь сделал такое надписание: «Христе Боже, никто из уповающих на Тебя не постыдится». Впоследствии один из правнуков Авгаря восстановил идолопоклонство. И епископ Едесский пришел ночью и замуровал сию икону над вратами города. С того времени прошли века. В правление императора Иустиниана персидский царь Хозрой осадил Едессу. Город оказался в трудном положении. Тогда явилась Пресвятая Богородица едесскому епископу Евлавию и поведала ему тайну о замурованной и забытой иконе. Нерукотворенный образ был обретен, а персидское войско побеждено его силой. О Боже дивно-чудный, Ты тайны открываешь И несказанной радости богатство нам являешь. У озера Ты некогда изрек обетование, Язычникам заблудшим дал благое упование: Придут с востока многие и с запада вселенной И с Авраамом за трапезу сядут дерзновенно. Сыны же царства будут ввержены во тьму кромешную 118 – Они не потрудились переделать душу грешную: Жестокие сердца их полны злобы кровожадной, И помыслы их скверны, и деянья неприглядны. И вот Господне слово непреложно совершилось, И сказанное тайно – среди бела дня явилось: Смотрели иудеи Господу в лицо с притворством; Их души богоборчеством полны и непокорством, Хоть льстят они Христу и лицемерно славословят, Но за спиной уж смерть Ему коварную готовят. А князь Авгарь, что родом был из мест чужих и дальних, Проказой пораженный, проводил и жизнь печальную; Не помогали идолов бездушных изваяния, Но жаждал исцеленья он и жаждал покаяния. Услышал вдруг о дивных он Христовых чудесах И Богом исповедал Христа Спаса в небесах, Сошедшего в дольный, ставшего одним из нас, – Чей Лик Нерукотворный послан был царю тотчас. К нему он приложился с превеликим упованьем, Обрел души и тела скорое уврачеванье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Запечетлеже Иисус Христос Бог наш послание се семию печатии...» Далее следует «сказание 7 печатии» 44 . В другой редакции сказания об образе и посланиях соединяются между собой в следующем виде. Представляется, что Авгарь, страдая проказой и расслаблением в теле, послал к Спасителю послание с Ананией, в котором просил Спасителя прийти к нему исцелить его и предложил Ему свой город Едес для убежища от преследований иудеев. Спаситель поручил Анании передать Авгарю, что Он не может прийти к нему, так как Он должен исполнить волю Пославшего Его, но что Он пришлет для исцеления его одного из учеников своих, Фаддея. Услышав это, Авгарь послал в Иерусалим Луку скорописца списать образ Спасителя. Спаситель, изобразив свой лик на плащанице, послал его в Едес с апостолом Фаддеем. Когда Фаддей, вместе с Лукой, принесли нерукотворенный образ в Едес, произошло от него множество чудесных исцелений, исцелился и Авгарь от своей болезни и, крестившись сам, крестил и весь свой город Едес. Затем, в этой редакции рассказывается о перенесении образа из Едеса в Царьград. Такой характер имеет редакция, напечатанная С. Новаковичем в Starine, кн. XVI, str. 60–63: «Епистолиа Авгара цара послана (с) Ананием брьзоходцем к Господу Богу нашему Иисусу Христу; отписание Господа нашего Иисуса Христа, посланное Ананием брьзоходцем к Авгару цару в град Едесски; о светем убрусе Господны и о кирамиди и о чудесем бывшим о нем». Такая же редакция находится в Солов. сборнике XVI в. 804 и Солов. Торжественнике XVI в. 1050 (по этому Торжественнику она ниже напечатана). – В третьей редакции, приписываемой Константину Порфирогениту, соединяются все другие редакции сказания об образе и посланиях и изображается вся их история 45 . В старом славянском переводе она была напечатана в Соборнике 1642 г. (ниже мы печатаем ее по Соловецк. Торжественнику 1050). Недавно сделалась известной еще грузинская редакция сказания о переписке и нерукотворенном образе, которая помещена в конце грузинского Гелатского Евангелия XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Тихонравова 42 . Здесь помещены сначала рассказ о нерукотворенном образе, а потом переписка Иисуса Христа с Авгарем. Представляется, что Авгарь, князь Едесский, услышав о чудесных исцелениях Спасителя, послал Луку скорописца списать Его образ; но Лука не мог списать образ; тогда сам Спаситель, изобразив свой лик на убрусе, послал его к Авгарю с апостолом Фаддеем. Получив образ и исцелившись от своей болезни, Авгарь послал к Спасителю послание, с приглашением Его в Едес, указывая на то, что иудеи, по своей злобе, хотят погубить Его. Отвечая на это послание, Спаситель написал Авгарю, что он не может прийти к нему, что он должен исполнить волю пославшего Его Отца и своими страданиями и смертью спасти род человеческий. Точно в таком же виде и порядке помещено сказание о нерукотворенном образе и посланиях в Соловецком сборнике XVI-XVII в., 811. (Ниже оно напечатано по этому сборнику). Особенность этой редакции, сравнительно со сказаниями Евсевия и других древних писателей, составляет то, что в ней к тексту посланий Авгаря и Спасителя сделано прибавление о том, что послание Спасителя написано Его рукой и запечатано было семью печатями, что оно тех, кто его имеет при себе и читает, спасает от разных болезней и несчастий. «Сеже послание, идеже аще будеть, или на пути, или на мори, или на рати, или на при, или в напасти, или огнем жгому, или тресавицею боля, или пены точаща или неисцельныя страсти имуща, или яже им подобна суть, да разрешатся си вся о Христе Иисусе Господе нашем. Будиже носити написание се на собе 43 . Чисту огребатися от всякиа вещи лукавые, на благоисцеление, на радо известоу. Имьже написано бяше рукою Господа нашего Иисуса Христа, милостивого и милосердого человеколюбца Бога, приходит на болящаго, со страхом божиим прочитает трижды послание се над болящим, посемь речет болящему, Господь Бог наш воздвигнет тя, воздвигнувый Авгаря о одра болна суща, лежащу ему 7 лет. воздвигни раба твоего сего имярек, яко верен имя твое призывает, и тое носящаго послание се на собе, и прочитающа мною, грешным рабом твоим имярек, даждь ему быти во очищение души и телу, да послужит ти вся дни живота своего, истиною и правдою, яко ты еси человеколюбец Христе Боже наш, наказая паки и целяя, яко тобе славу возсылаем отцу и сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

1) Exempli synodi habitae Romae episcoporum XCIII ex rescripto imperiali. Damasus Valerianus Vitalianus Aufidius Paeanius Victor Priscus Innocentius Abundios Theodulus et ceteri, qui ad audiendam causam Auxentii exponendamque fidem in urbe Romae convenerunt, episcopis catholicis per Orientem constitutis in domino salutem. Confidimus etc. Вполне законченное, послание это заключается припиской: ego Sabinus diaconus Mediolanensis legatus de authentico dedi. Затем следуют всякий раз под рубрикой item ех parte decreti, три, только фрагментарно выписанные, письма, начинающиеся 2) ea gratia, 3) illud sane, 4) non nobis Наконец, следует приписка: Explicit haec epistola vel expositio synodi Romanae habitae sub Damaso papa et transmissa ad Orientem, замыкающая весь этот отдел. Как слова этой приписки, которая не принадлежит к акту, так и те, которые непосредственно за ней следуют и составляют вторую часть, – не документ, но историческое сообщение. II. in qua omnis Orientalis ecclesia facta synodo apud Antiochiam consona fide credentes et omnes ita consentientes eidem super ex positae fidei singuli sua subscriptione confirmant, после чего следуют подписи Мелетия антиохийского , Евсевия самосатского, Пелагия лаодикийского, Зенона тирского, Евлогия едесского, Бематия мальского и Диодора тарского, и наконец, краткая заметка: similiter et alii CXLVI Orientales episcopi subscripserunt, quorum subscriptio in authentico hodie in archivis Romanae ecclesiae tenetur. Expl. synodus Romana et Antiochensis. Confidimus, дошедшее до нас также в греческом переводе у Созомена и Феодорита 2661 , есть ни что иное, как послание римского собора от лета 372 года, отправленное на восток при посредстве диакона Сабина Афанасию Великому , а также иллирийским епископам 2662 . Послание это было переслано Афанасием Василию, который, воспользовавшись благоприятным случаем, при посредстве того же Сабина отправил на запад несколько своих писем с просьбой протянуть руку помощи восточным и признать православие Мелетия и младоникейцев 2663 . Ответом на эти письма явилось высокомерное, римское послание от 373/374 года, содержание которого легко реконструируется благодаря 156 письму Василия. Каков, впрочем, был ответ, можно догадаться из того, что привезший его в Антиохию пресвитер Евагрий отказался иметь какое-либо общение с Мелетиевым диаконом Дорофеем и объявил мелетианскому клиру в Антиохии римское требование о безусловном признании никейского символа 2664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Opusculum de anima (CPGS 7717; TLG 2892/113) Loci communes (CPGS 7718) 1623 . Phillips М. B. Loci communes of Maximus the Confessor. Vaticanus Graecus 739 (Greek Text). Ph. D. Dissert. Saint Louis University. 1977. 745. [Summary: DA 1978. 39. 1529А-1530А]. 1624 . Phillips М. B. Some remarks on the manuscript tradition of the Maximus Florilegium//Illinois Classical Studies. Urbana 1982. 7. 261–270. 1625 . Tartaglia L. Il florilegio di Massimo nel codice Neap. Gr. III В 34//RSBN. 1977–1979. 14–16. 19–31. Hymni (CPG 7719; TLG 2892/114) Переводы собраний сочинений на новые языки 1626 . Максим Исповедник , преп. Творения/Пер., вступ. статья, комм. Сидорова А. И. М. 1993. 1: Богословские и аскетические трактаты. 353; 1993. 2: Вопросоответы к Фалассию: 1: Вопросы I-LV. 284. Ср. 4 .1557. 1627 . Maximus Confessor. Selected writings/Transl. by Berthold G. C. Ν. Y. 1985. XVI, 240. (Classics of Western Spirituality). Abrahamse//ChHist 1986. 55. 223–224. 1628 . Maxime le Confesseur. L’agonie du Christ/Introd. Léthel F.-M.; biographie, trad., index, guide thématique et glossaire Congourdeau M.-H. P. 1996. 149, 4 ind. (Les Pères dans la foi. 64). [Пер. 6 соч.]. 1629 . Maximus der Bekenner. Drei geistliche Schriften. Einsiedeln 1996. 116. (Christliche Meister. 49). 1630 . Maximus Confessor. Il Dio-uomo. Duecento pensieri sulla conoscenza di Dio e sull’incarnazione di Cristo/A cura di Ceresa-Gastaldo A. Milano 1980. 122. (Già e non ancora. 66). Lupieri//RSLR 1981. 17. 127; Valgiglio//Maia. Rivista di letterature classiche. Bologna 1982. 34. 94–96. 1631 . Maximus Confessor. Umanità e divinità di Cristo/A cura di Ceresa-Gastaldo A. Roma 1979. 172. (Coll. di testi patristici. 19). Maggio//Sal 1980. 42. 905. Исследования (кроме относящихся к отд. текстам) 1632 . Буланин Д. М. Реконструкция древнерусского сборника XIII в.//Исследования по древней и новой литературе. Л. 1987. 342–345. [Соч. Максима Исп., Феодора Едесского, Нила Синайского ]. 1бЗЗ. Василий (Осборн), еп. Философский дискурс и богословская интуиция ( Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник )//Богословие и философия: аспекты диалога. Сб-к докладов конференции «IX Рождественские образовательные чтения» (25.01.2001, Ин-т философии РАН). М. 2001. 88–96.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Одному шестидесятилетнему старцу некто хотел дать несколько денег на необходимые ему потребности, потому что он был, болен и не мог добывать себе пропитания (собственными) трудами рук своих. Но старец сказал ему: вот уже 60 лет прошло, как я добываю хлеб своими руками, и Бог всегда посылал мне потребное, как во время здоровья, так и во время болезни. Так для чего же мне и теперь оставлять упование на Него, и брать то, в чем я не нуждаюсь? Когда же тот просил его взять деньги, хоть для раздачи бедным, то старец сказал: «Это вдвойне мне будет стыдно, когда чрез чужую милостыню приобрету благодарность и славу» 71 . Кроме частных примеров святых мужей, достигших высшей степени нестяжательности, могут служить подобным примером и целые обители иноческие. Так некогда в Скифскую обитель пришел один незнакомец, человек богатый и из высшего сословия, посмотреть братию и пожертвовать некоторую сумму денег. И увидев нищету братии, он дал Авве большую сумму денег с тем, чтобы он ее разделил между братиею. Но Авва сказал ему: «Возьми свои деньги назад, потому что моя братия ни в чем не нуждается». Когда же тот не переставал просить, то Авва взял деньги, положил перед церковными дверьми и сказал братии: «И если кто из вас будет иметь в чем нужду, тот пусть возьмет отсюда!» Но никто и не коснулся их, многие же из них даже и не хотели видеть. Тогда Авва сказал посетителю: «Бог принял твою жертву, теперь возьми опять свои деньги и раздай нищим» 72 . «Отложив житейские заботы и вступив на подвижническое поприще, говорит св.Феодор Едесский, не пожелай иметь богатства для раздаяния нищим. Это есть коварство лукавого, посредством которого он возбуждает тщеславие и развлекает ум попечением о многом. Хотя бы ты имел хлеб один, или воду, можешь и чрез сие исполнить долг страннолюбия, даже хотя бы и сего не имел, но если только с добрым расположением примешь странного, и предложишь ему слово утешения, то также возможешь получить мзду страннолюбия. Имеешь пример похваляемый Господом в Евангелии вдовицу, которая посредствои двух только лепт превзошла усердие и великое подаяние богатых ( Mamф. XII, 43 ). (Хр. чт. св.Феодора Едесск. деят. гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Ни одно изображение Спасителя, будь оно произведением мастерской руки Рафаэля, Дюрера или Рубенса, ни один эпос, будь он творением гения Данте, или Мильтона, или Клопштока, не в состоянии улучшить безыскусственный рассказ евангелия, единственная, но всемогущая прелесть коего заключается в истине. В настоящем случае истина по всей справедливости удивительнее и сильнее, чем поэзия, и самым красноречивым образом говорит за себя, не требуя никаких комментарий, объяснений и восхвалений. Здесь, и только здесь, высочайшее совершенство искусства остается позади исторической истины, и фантазия не находит себе места для идеализирования действительности, потому что здесь мы имеем абсолютный идеал в его живой реальности. Только это соображение, кажется, должно удовлетворительно убедить рассудительный ум в том, что характер Христа, несомненно самый естественный и человеческий, высоко поднялся над обыкновенным человеческим уровнем, и не может быть поставлен в один разряд с самыми светлыми и самыми великими духовными силами нашего рода». 316 Все попытки изобразить личность И. Христа, по замечанию одного русского богослова, напоминают сказание о живописце, которого Авгарь, Едесский правитель, послал в Палестину для снятия с И. Христа портрета: все, что ни успевал живописец изобразить на полотне, оказывалось далеко непохоже на лик Спасителя, – пока Он Сам по снисхождению к усердию Авгаря не отпечатлел Своего образа на полотне. 317 Но как живописец Авгаря не мог нарисовать физического образа Спасителя, так мы не можем нарисовать Его духовный нравственный образ. Человек обыкновенно судит о других по себе. Но кто же может сравняться с Иисусом Христом, Который есть Богочеловек? Нужно обладать высшею степенью нравственного совершенства и святости, нужно в себе самом сначала воплотить чистую нравственность, чтобы в большей или меньшей степени изобразить нравственный образ Спасителя. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ) и никто не знает Сына, кроме Отца ( Мф. 11:27 ). Вот почему мы, благоговейно преклоняясь пред личностью Спасителя, не берем на себя непосильной задачи представить целостный нравственный образ Его.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/mor...

аввы Дорофея поучение, что лукавый ненавидит гласа утверждения и творит оному препятствие, потому что обличаются его коварства (Поучение 5–е) (V, 493, 663).   Козни врага против послушания и откровения помыслов   …Враги… силятся свергнуть с доброго основания послушания и повести самочинием и самосмышлением, по злой их воле, дабы после горькие плоды их вкушала (III, 121, 242).   Получивши неоднократно пользу чрез откровение от матери М., не оставляй и впредь продолжать оное и не слушай совета вражия, от сего тебя отвращающего; и на сей предмет прочти в главах св. Феодора Едесского 40—45 и увидишь там, какие козни ставит враг, дабы только отторгнуть от духовного делания и своею волею подвинуть тебя идти стропотным путем мнимых добродетелей и ослепить гордостию (III, 98, 210).   …Враг нашел струну, которою безпокоит тебя, а ты, познавши свою болезнь, старайся о излечении ее самоукорением, смирением и откровением; и помысли, какие могут быть худые последствия от порабощения сей страсти? (III, 152, 277).   Объяснение помыслов разрушает коварство диавола   …Враг, ненавидяй добра, старается возмущать вас ничтожными вещами и мещет помыслы подозрительные, хотя нарушить ваше спокойствие: но вижу, что вы, при помощи Божией, нудящеся объяснением друг другу, разрушаете его коварства. Я знаю, что на пути духовной жизни необходима брань, но вы присовокупите к деланию вашему смирение и любовь, хотя не такую горячую, но христианскую, то скорее успеете. Вы меня и тем утешаете, что, по крайней мере, из послушания к моей худости, нудите себя и не закосневаете; а когда будете далее нудить себя и к объяснению и к низложению подозрительных и зазрительных помыслов, то обрящете помощь Божию и непонудительно исполнять (IV, 24, 45—46).   …Сопротивник и ненавидяй добра, враг многие козни строит и между вами, к разрушению сего вашего мирного согласия: у одной является зависть, у другой рвение, а потом поречение — почему та или другая не напоминает о немощах. Всему этому надобно противляться, ибо оно разрушает любовь и теряется мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010