бессмертие смутно (II: 1019 сл. 1045–6. 1061), эсхатология и обновление мира огнем–κπρωσις (II: 1026); аристократизм стоической школы (II:1024–5. 1058. 1059. 1085); восточное происхождение стоицизма с семитски – иудейскими отражениями (II: 995. 1006. 1035. 1046–7. 1068) и христиан-. сними инфильтрациями (II: 1028. 1073); влияние его. на римскую юриспруденцию (II: 1222). Стоицизм по соотношению с иудейством, христианством и Ап. Павлом I: 608,460. II: 400,1183. 937. 993 сл. 1008 сл. 1015,242 1027,350. 1029,370. 1075. 1107. 1108. 1139. 1146. 1148. 1152. 1153. 1282–3. 1286. Столкновение Ап. Павла с Ап. Петром в Антиохии I: 111. 132. Страбон геогр. II: 1152. Страдания людей в иуд. I: 289 сл. Странствование евреев по пустыни I: 292,55. Суббота евр. II: 818. 988,37. 1103,968; см. выше «Неделя» на стр. 50. Судей книга III, 31 (I: 56). Суд не усвояется Мессии в иуд. I: 868,548. II: 378,1069. Суд последний I: 531,204. αφραγς по отношению к крещению II: 1176,1570. Сын Божий I: 864,538. 867,545. 875,555. II: 309,287. 432,3. 766,1055, 998–9,116. 1121. 1280. Сын Божий: такая идея невозможна для иудейства I: 277. Сын человеческий I: 872,554. 874,554. 875,556. 887,588. II: 251,651 255 сл. 258,669. 374,1061. 432,3. 584,522. 765,1055. III: 16. τγμα I: 540. 599. 601. Таинства: их нет в иуд. II: 1271. Таинства христианские по их значению I: 428,459. См. выше μυστριον на стр. 49. Талмудический иудаизм есть яко бы продолжение Библии II: 413,1246. Талмуд и его значение I: 341, 820–1,421. 826,439. II: 815,16. 829 и прим. 10. 839. 852,138. 1090–1. 1095. Таргум на книгу Иова II: 868. Таргум псевдо-Ионафана I: 251,87. II: 841–2. Тарсийцы в Риме (II: 878,327) и их синагога в Иерусалиме (II: 867). Тарс гор. по соотношению и влиянию для Ап. Павла (II: 44. 777.873 сл. 878 сл. 892 сл. 897,482. 909 сл. 946,841. 967,945. 994 сл. 1009,180. 1043. 1054. 1106. 1109,180 1110. 1150 и прим. и 1328. 1160. 1194. 1201. 1283) и иудеи в Тарсе (II: 897). Тарфон рав. 88 I: 466,51. 834. τλειος I: XXX,185. II: 979,1069. 1167–8. 1169.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В житийной традиции Н. представлен пророком и чудотворцем (исцелил слепую в Вюрцбурге, предсказал голод в Вестфалии, войну кор. Лотарю и др.). Католич. св. Бернард Клервоский, лично знакомый с Н., восхищался им, называя небесной фистулой (caelesti fistula), т. е. трубочкой, через которую в римском обряде могло совершаться причащение Св. Крови ( Bernard. Clar. Ep. 56//SC. 2001. N 458. P. 194). Бернард отмечал, что Н. ближе всех к Богу и способен проникать в божественные тайны ( Idem. Ep. 8. 4//SC. 1997. N 425. P. 206). В послании к Готфриду, еп. Шартрскому (датируется 1120-1124), Бернард писал, что Н. верил в скорое пришествие антихриста, к-рое должно было совершиться уже в этом поколении ( Idem. Ep. 56//SC. 2001. N 458. P. 194). Однако Абеляр в проповеди 33 на память Иоанна Крестителя, написанной между 1126 и 1131 гг. (вероятно, ближе к 1126, когда Н. в последний раз был во франкоязычных регионах), называл Н. примером «фальшивой религиозности» (ficto religionis nomine) и «ложных чудес» (simulatione miraculorum) ( Abaelardus. Sermo 33//PL. 178. Col. 605). Абеляр рассказал, что Н. и его ученик Фарсит (по-видимому, это аббат Гуго), молясь прилюдно и простираясь ниц, пытались воскресить умершего, но у них это не получилось, и они обвинили собравшуюся толпу в маловерии (по мнению Граувена, описываемые события относятся к 1119-1125, когда Н. был странствующим проповедником - Grauwen. 1987). В «Истории моих бедствий» (между 1132 и 1134) Абеляр писал, не называя имени Н., что после Собора в Суасоне (1121) «новые апостолы», один из которых реформировал жизнь регулярных каноников (вероятно, имелся в виду Н.), а другой - жизнь монахов (т. е. Бернард Клервоский), стали клеветать на него и настроили против Абеляра не только духовные, но и светские власти; из страха перед этими проповедниками от него отвернулись даже близкие друзья ( Abaelardus. Hist. calamit. 12//PL. 178. Col. 163-164). В католич. предании Н. остался прежде всего как «апостол Евхаристии», чьи чудеса так или иначе были связаны с богослужением: он ежедневно совершал мессу, даже во время странствований его проповедь всегда была соединена с мессой. Это представление о Н. было упрочено его борьбой с еретическим учением Танхельма, отрицавшего, судя по всему, учение о Пресуществлении. В житийной традиции часто подчеркивается готовность Н. пожертвовать собой ради сохранения Св. Даров: когда после своего обращения он совершал мессу в крипте, в освященную уже чашу упал ядовитый паук, но Н., дабы не выливать Дары, проглотил Св. Кровь вместе с пауком и приготовился умереть от яда, однако чудесным образом чихнул, и паук вылетел у него через нос. Чудо с пауком имеет параллель в Житии Виталия из Савиньи, хотя прямой лит. зависимости между ними нет (Vita BB. Vitalis et Gaufridi//AnBoll. 1882. Т. 1. P. 376).

http://pravenc.ru/text/2577955.html

This idea of the periodical succession of worlds seems to have been traditional in Greek philosophy. See Eusebius of Caesa­rea, Praep. Evang. I.8, M.G. XXI, 56, and Diels, Fragmente der Vorsokratiker, 1.16, on Anaximandros: ξ περου ανος νακυκλουμνων πντων ατν [Eusebius’ authority in this chapter is Pseudo-Plutarch’s Stromata]. Simplicius, In Physic. VIII.I, 1121.13 sq. Diels, mentions also Anaximenes, Heraclitus and Diogenes, as well as the Stoics; all of them believed that the Cosmos was eternal (ε_ μν ασιν εναι κσμον), but periodically changed and renewed λλοτε λλον γινμενοv κατ τινς χρνων περιδους; cf. Simplic, In De Caelo, I.10, 294.4–6 Heiberg. 198 Duhem, I, p. 275: «alors survient Aristote, qui rattache logiquement ce croyance à son système rationnel de Physique..., la vie du Monde sublunaire est, toute entière, une vie periodique»; cf. p. 164 s.: «Les mouvements locaux des corps célestes sont périodiques; au bout d’un certain temps, ces corps reviendront aus positions qu’ils occupent aujourd-hui; or périodicité des mouvements locaux des êtres incorruptibles entraine nécessairement la périodicité des effets dont ces mouvements sont causes, c’est-à-dire des transformations produites en la matière corruptible; les générations, donc, et les corruptions qui se produisent aujourd’hui se sont déjà produites une infinité de fois dans le passé; elles se réproduiront, dans l’avenir, une infinité de fois,... la vie dit l’Univers entière sera une vie périodique.» Heraclitus and Empedocles did not believe in any numerical per­sistence of individuals. Things do perish altogether, and in the next world will be merely reproduced, but not the same, rather as similars. See Simpl. In Dt Caelo, I.10, 307.14; Heiberg: θειρομενον δ κα πλιν γινμενον; 295, 4: ’Εμπεδοκλς τ γινμενον ο’τ ατν τ φθαρντι ησν, ε μ, ρα κατ’ εδος. For Aristotle no individual identity existed in the sublunar world, changeable and corruptible. In the succes­sive periods there will be no numerical identity, as in the celestial sphere, but only a similari y, a continuity of species; from Aris­totelian Physics this idea was inherited by the later schools.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

ποκρυφ, Versteck: ManasEkphrL 195.– LS, (L). πκτανσις, Verurteilung zum Tod: ν τ γενν GermII 288,16. Miller: cod. Coisl. 278, 143v.153v (Germ. II).– LSSup. ποκτνισμα, τ das Ausgekämmte: το λινο Werg: Hesych s.v. κεσκον.– LSSup. ποκτνω (=-ννω) töten: PamphSotPan 39.209.210. GMon 586,5. ActaAgath 101,17; 109,13 etc. AnBoll 3 (1884) 105,2. HalkSaints 51.56. MethTheoph 24,5.– Tgl, Kr, Psaltes 241. ποκτνωσις, Bestialität: GSync 274,24.– KumN, Stam. πκτησις, Aufgabe von Besitz, Veräußerung: Bas A 1737,18; B 2923,4; 2974,23. AProt 8,83 (a.1045). VClem 140,28.– (LS, L). ποκτητικς Miller: cod. Par. 2506,2v (s.XIV, Anon. astrol.). ποκτιννω töten: HalkSaints 142 (N. Paph.). PselHist 32,54.82.87.– DGE, Tgl; LS s.v. ποκτενυμι. πκτι(ο)ν, τ Pökelfleisch: BasilMin 29,28 (-ην). 30 (-ιον). KonstPorphMil C 146 (-ιν). MM VI 146 (ca.1089/90).– Kr. ποκυκλζω im Kreislauf vollenden: μρας RegelFont 154,14; νιαυτν 167,11 (Mich. Rhet.). ποκυκλικς Miller: cod. Par. 2506,1r (s.XIV, Anon. astrol.). ποκυκλομαι umkreisen, abzielen: ες τι AnonMetal 26,26.– Tgl -ω, HL -νω. ποκυρω beschließen: FoucStrat P 12,9. bestätigen: συνδους Mansi XII 1142B; XIII 353C (a.787). πριβιλγγιον GerlPatr 230,17 (a.1454). annullieren ? Trinch 115 (a.1121).– LS, L. ποκρωσις, Bestätigung: AKast 2,22 (a.1310).– LS. ποκω gebären: Aes 5,7; 251 I 2. Phys 129,3. geboren werden: BergAlex 146,3.– DGE, L. ποκωμζω spotten über: τιν Walz VIII 182,18.– L. πολαβ, Empfang, Erhalt: Trinch 93 (a.1106). Ertrag: ABatIII 21,82 (a.1325).– HL. πολαιμζω die Kehle durchschneiden, abschlachten: τιν NChonHi 424,38. Miller: πντος κατεκλυψε τος πολαιμισθντας cod. Marc. XI 22,4v (Mang. Prod.). πολαιμω die Kehle durchschneiden, abschlachten: PselMB V 316. πολακτζω sich mit der Ferse abstoßen, starten: ο δρομες -ζουσιν DeCerV II 158,9; 160,9.– (LS). πολακτισμς, Starten, Start: τν δρομων DeCerV II 158,8.– (LS, Tgl). πολμπρυσμα, τ Glänzendes, Prunk, Abglanz: πρσκαιρον MiChonArs 126. πρσκαιρα -ατα MiChonGreg 696,25. MiChon I 356,27; II 37,10. DemChom 3,1 (=PitParal 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Т. 2. Стб. 286), по всей видимости родственником имп. Иоанна II Комнина (его старшим сыном и соправителем Алексеем?); данное событие знаменовало урегулирование отношений с Византийской империей после военного конфликта 1116 г. Вероятно, в связи с урегулированием русско-византийских отношений по повелению Владимира Мономаха в киевскую ц. во имя св. Иоанна Предтечи на р. Сетомли была перенесена реликвия, привезенная из К-поля,- перст правой руки св. Иоанна Предтечи ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерусской духовной письменности//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 56-57; Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 340-341; см. также: Флоря Б. Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха»//ДГ СССР, 1987. М., 1989. С. 185-188; Щапов. Памятники. С. 220-221). Имеются основания отождествить ц. Иоанна Предтечи на р. Сетомли с церковью «святаго Ивана в Копыреве конци», заложенной Владимиром Мономахом в 1121/22 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286; Карпов А. Ю. Перенесение перста св. Иоанна Крестителя из Византии на Русь в контексте визант. политики Владимира Мономаха// Он же. Исследования по истории домонгольской Руси. М., 2014. С. 150-151). Не исключено в таком случае, что реликвию мог доставить прибывший на Русь Н. ( Присёлков. 2003. С. 182). Литургическое празднование перенесения данной святыни на Руси было приурочено к 7 янв.- Собору св. Иоанна Предтечи и дню перенесения его десницы из Антиохии в К-поль в 956 г. ( Лосева. 2009. С. 228). Никита, митр. Киевский, затворяет в темнице еретика Дмитра. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 34) Никита, митр. Киевский, затворяет в темнице еретика Дмитра. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 34) По сообщению митрополичьей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в. ) под 1123 г., «пресвященный Никита митрополит Киевский и всеа Руси в своем граде в Синелице затвори в темнице злаго еретика Дмитра» (ПСРЛ. Т. 9. С. 152). Представители историографии XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565386.html

41–49.) 1121 Текст был атрибутирован только недавно по почерку. Белокуров, издавший републикуемый нами фрагмент, об его авторе еще ничего не знает. Евсевий Вологжанин был человеком из круга Сергия Шелонина. Его сочинение было составлено в пятидесятых годах и, наряду с трудами Герасима Фирсова, есть ценный источник по соловецким ревнителям благочестия. Остается только сожалеть, что мы не имеем возможности опубликовать памятник целиком. Публикуем по изд.: Белокуров С.А. Арсений Суханов . Ч. 2. M., 1892. С. 207–210. 1122 В раскольнических сборниках встречается под вышеприведенным названием (или другим, несколько измененным) особая статья, имеющая весьма близкое отношение к записке Суханова «0 чинех греческих вкратце». Я печатаю ее здесь по ркп. Императорской Публичной Библиотеки (F. 694) ,озаглавленной: «Книга глаголемая Цветник многотруднаго собрания от разных святоотеческаго предания книг на противника Антихриста и на лжеучителей его хотящим добре уразумети о правой церкви и о неправой». В первом отделении сего Цветника – 194статьи. Первая – «О изменении крестнаго знамения на лицы своем и архиереов и иереов в благословении и всем православным християном по апостольскому преданию на себе воображати двема персты и свидетельства на сие отвержается от древле греческия и росийския святыя церкви». – С л. 430 второе отделение «О страдалцех великоросийских», а именно: «1 – страдалец Павел епископ Коломенский» и т.д. Статья 54-я «О челобитной соловецких отец», 55-я «О разорении Соловецкия киновии», 56-я «О стрелецкой челобитной», а 57-я «О изъявлении о греках». Описание рукописи см. в отчете Императорской Публичной Библиотеки за 1888 г., СПб., 1891 (Каталог собрания Богданова, стр.151). – Прим. С.А. Белокурова. 1123 Далее следуют в этой рукописи «вопросы со ответы должныя ведомы быти всем православным», именно «1. Что есть вера и по чесому глаголются вернии? 2. За что святии прежде сего страдали от мучителей – за Христа ли Господа токмо или и правых ради преданий святых отец? Извести убо о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 . Первое послание Кирилла, писанное из Родоса прежде собора. С. 211–212. Cyrilli Alexandrini Epistula XX: Ad clerum populumque Alexandrinum (CPG 5320; ср. CPG 8665)//PG 77, 128–129. ACO I, 1, 1, 116 26). Mansi IV, 1116. 5000/1. 56 . Его же послание второе. С. 212–213. Cyrilli Alexandrini Epistula XXI: Ad eosdem (CPG 5321; ср. CPG 8666)//PG 77, 129–131. ACO I, 1, 1, 117 27). Mansi IV, 1117. 5000/1. 57 . Высочайшая грамота, посланная святому собору через придворного сановника Кандидиана, которому поручено и наблюдение благочиния на соборе. С. 213–214. Sacra ad synodum per Candidianum (CPG 8668t)//ACO I, 1, 1, 120–121 31). Mansi IV, 1117–1120. 5000/1. 58 . Послание Иоанна Антиохийского к Кириллу. С. 214. Iohannis Antiocheni Epistula ad Cyrillum Alexanrinum [­ Cyrilli Alexandrini Epistula XXII] (CPG 6307t; ср. CPG 5322, 8667)//PG 77, 132. ACO I, 1, 1, 119 30). Mansi IV, 1121. 5000/1. III-2: Деяния Собора 59 . Деяние I (совещания собора). С. 215–259 50 . Gesta Ephesina. Actio I (CPG 8675.1–11t)//ACO I, 1, 2, 3–54 33–61). Mansi IV, 1124–1212. 5000/1. 60 . Приговор о низложении Нестория. С. 260–266. Sententia contra Nestorium cum subscriptionibus (CPG 8675.12t)//ACO I, 1, 2, 54–64 61–62 51 ). Mansi IV, 1212–1225. 5000/1 52 . 61 . Приговор низложения, отосланный к Несторию. С. 266. Nestorii deposition ad eum missa a concilio (CPG 8676t)//ACO I, 1, 2, 64 63–64). Mansi IV, 1228. 5000/1. 62 . Послание к клирикам и экономам Церкви Константинопольской, отправленное в тот же день… С. 266. Epistula synodi ad Lamprotatum et Eucharium presb. et oeconomos ecclesiae Constantinopolitanae ceterosque clericos ibidem (CPG 8677t)//ACO I, 1, 2, 64–65 65). Mansi IV, 1228. 5000/1. 63 . Послание Кирилла к некоторым лицам, принадлежащим к клиру константинопольскому. С. 266–269. Cyrilli Alexandrini Epistula XXIII: Ad Comarium et Potamonem episc. et Dalmatium archimandritam et Timotheum et Eulogium presb. (CPG 5323t; ср. CPG 8680)//PG 77, 132–137. ACO I, 1, 2, 66–68 67). Mansi IV, 1228–1232. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

70 «Quam vero illi fuerit accepta nostrae parvitatis persuasio, illud sine dubio erat pro iudicio, quod nostrae humilitatis personam postea destinavit pro aecclesiasticae fidei ac disciplinae seminibus mittendis in duo magna regna, Ungarorum videlicet atque Rutenorum, quo tanem venire non potuimus propter offensam regis Ungarici, pridem per nos increpati et ob hoc nodis irati. Illius igitur tanquam altrrius Herodis seu Pharaonis devitantes incidere manus cruentas, legationis ministerium nobis iniunctum non potuimus exequi, eo quod scriptis nostris missis in Ungariam tetigeramus predicti crudelitatem Herodianam. Sic dilato et ablato legationis ministerio in personam nostrum per Eugenium papam destinato ille beata morte obiit» 71 83  Вошедшие во многие справочники сведения о женитьбе Ярослава Изяславича, сына Изяслава Мстиславича, на дочери Владислава II Чешского являются домыслом Н. А. Баумгартена на основании свойства Изяслава и Владислава (Baumgarten 1927. Table V, Nr. 39. P. 26. Not. 39); ср.: Dabrowski 2008. S. 237–242. 72 О перенесении перста св. Иоанна Предтечи в Киев при Владимире Мономахе известно по соответственному проложному слову (Никольский 1907. С. 56–57; Турилов, Галко 2003. С. 220–221; Лосева 2009. С. 227–229, 340–341). Реликвия была, видимо, даром византийского императора Uoahha II Комнина, скреплявшим заключенный около 1121 г. русско – византийский мир. 73 А.Ф. Литвина и Ф.Б. Успенский (2010. С. 21–36) добавляют к этой череде ярких совпадений также память 27 июля свт. Климента Охридского, пытаясь релятивировать тот факт, что древнерусским месяцесловам XI–XIV вв. она неизвестна (Лосева 2001. С. 293). 74 В чуть более поздней работе (Ивакин, Иоаннисян 2009. С. 186–187) эта датировка «по характеру плинфы» (что конкретно имеется в виду, авторы не поясняют) сужена до первой трети столетия. 75 В указанной работе Г.Ю. Ивасина и О.М. Иоаннисяна (см. предыдущее примеч.) такая интерпретация оспорена, а те части фундаментов, в которых обычно видели основу аркосолия апсиды, трактуются как база для укреплявших стены контрфорсов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

1111. Полный текст протокола см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 23–33 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 15). 1112. Там же. С. 33. 1113. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 30–32. 1114. См.: И. А. Вести с Афона. — Русский инок 21–22, 1912. С. 83. 1115. Подробнее об этом см. в: Дмитриевский А. А. Афон и его новое политическое международное положение. СПб., 1913. 1116. Охрана Афона. — Русское слово, 29.01.1913 24). 1117. Судьба Афона. — Русское слово, 29.01.1913 24). 1118. См.: Троицкий С. В. Афон и международное право. Богословские труды 33. М, 1997. С. 144–145. 1119. Архимандрит Давид (Мухранов, 11931) происходил из крестьян Симбирской губернии. Был на военной службе, в зрелые годы принял монашеский постриг. В 1888–1898 годах заведовал Санкт–Петербургским подворьем афонского Андреевского скита. В 1903–1908 годах- настоятель Кобьевского монастыря Грузинской епархии. С 1908 года — на Афоне. С 1914 года — в Москве. В 20–е годы — духовник А. Ф. и В. М. Лосевых. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 94. 1120. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 38–39. 1121. Там же. С. 1122. Там же. С. 42. Ср.: Климент, монах. Имябожнический бунт или плоды учения книги»На горах Кавказа». — Исторический вестник. Т. 143. Март 1916. С. 769. 1123. Текст жалобы см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 34–35 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 360. Л. 64–64об). 1124. Здесь: посланников. 1125. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 44. 1126. Там же. С. 46. 1127. Там же. С. 53. 1128. Там же. С. 56–57. 1129. Цит. по: Имябожники и Церковь. — Новое время, 7.05.1914 13 703). 1130. Забытые страницы русского имяславия. С. 261–265 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д 358. Л. 30–35). 1131. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Имяборческая пропаганда. Б. м., б. д. С. 209–210. 1132. См.: Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 6–9. 1133. Церковные вести. — Русская молва, 26.01.1913 46).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Contra ludos et theatra, 56, 263–70, 63, 511–6. BASILIUS SELEUCIENSIS. In Olympia, 85, 307–16.   E) DE DIVITUS ET ELEEMOSYNA CLEMENS ALEXANDRINUS. Quis dives salvetur, 9, 603–52. BASILIUS CÆSARIENSIS. In divites, 31, 277–304. In illud Destruam horrea. 31, 261–78. Tempore famis et siccitatis, 303–328. GREGORIUS NAZIANZENUS. De pauperum amore, 35, 857–910. Adversus opum amantes, , 36, 855–84. GREGORIUS NYSSENUS. Contra usurarios, 46, 433–52. De pauperibus amandis 1–2, 453–70, 471–90. NECTARIUS. De jejunio et eleemosyna, 39, 1821–40. ASTERIUS. De o_economo iniquitatis, 110, 179–94. Adversus avaritiam, 193–210. CHRYSOSTOMUS. De eleemosyna, 49, 291–300; 51, 261–82; 64, 483–44. CHRYSOSTOMUS, 59, 707–712; 60, 747–52; 62, 769–70. Ad eos qui magni æstimant opes, 64, 433–44, 453–62. De jejunio et eleemosyna, 48, 1055–60. THEODORUS PRODROMUS. In eos qui Providentiæ conviciantur ob paupertatem, 133, 1291–1302. In illud Pauperies sophiam nacta est, 1313–22. JOANNES XIPHILINUS. In juvenem divitem, 120, 1209–20. THEOPHANUS CERAMEUS. In juvenem divitem, 132, 825–50. NICOLAUS CABASILAS. Contra fo_eneratores, 150, 727–50. Vide supra homilias in Lazarum et divitem. VIII. INDEX CANONICUS ET DISCIPLINARIS A) JUS CANONICUM CONSTITUTIONES APOSTOLICæ. 1, 555–1156. CANONES cum commentariis Theodori Balsamonis, Joannis Zonaræ, Alexii Aristeni, 137–38.   Canones : SS. Apostolorum, 137, 35–218. Synodi Nicænæ, o_ecumenicæ I, 117–310. Constantinopolitanæ II, 309–48. Ephesinæ III, 347–82. Chalcedonensis IV, 381–498. Quinisextæ, 497–502 [nulli canones]. Trullanæ, 501–874. O_Ecumenicæ VII (Nicænæ II), 875–1002. CP. primæ et secundæ, 1003–82; 1083–96. Carthaginiensis, 1095–1122. Ancyranæ, 1121–96. Neocæsariensis, 1195–1234. Gangrensis, 1233–74. Antiochenæ, 1273–1342. Laodicenæ, 1341–1422. Sardicensis, 1421–98. Carthaginiensis, 138, 9–456. .   Epistolæ canonicæ Patrum: DIONYSIUS ALEX. Ad Basilidem, 138,455–74; 10. 1271–90. PETRUS I ALEX. Epistola canonica, 475–516, 18, 467–508. GREGORIUS NEOCæSARIENSIS, 517–546, 10, 1019–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010