Иоанна Дамаскина, является ответом на обвинение в том, что патриарх называет воссияние Святого Духа через Сына вечным. Отвечая на подобную критику в сочинении «Самая сильная апология против нападок на его свиток», патриарх не отвергает данное мнение, а, наоборот, настаивает на том, что указанное соотношение между Сыном и Духом является вечным: «И разве можно иначе представлять себе это воссияние? Понятно, что Дух через Сына сообщается, подается и посылается лишь тогда, когда бывают способны принять Его те, которым Он посылается, сообщается и подается. Но воссиявает, облистает и проявляется Он c. 569]. И в данном случае Григорий снова апеллирует к святым отцам, о которых он уже сказал выше: «В этом ты можешь убедиться от Великого Василия, от брата его Григория [Неокесарийского] , от чудотворца, от Афанасия, от мудрого Иоанна [Дамаскина], изречения которых я напомнил несколько выше» c. 569]. Григорий вспоминает в данном случае святоотеческую аналогию, призванную разъяснить учение о Пресвятой Троице: «Афанасий и Иоанн дают нам и образ, по возможности, непостижимой невидимой Троицы, чтобы посредством его руководить нас, насколько это окажется возможным, и привести к познанию (ες πγνωσις) сего блаженного естества. Первый из них указывает нам этот образ в солнце, в отражении его лучей и свете, второй – в солнце, луче и свете. Как ты думаешь, считают ли эти отцы свет и сияние всегда исходящими от солнца через отражение или через луч, или, может быть, как-нибудь это делается и помимо лучей? И затем, когда слышишь, что Дух называется Духом Сына в том смысле, что Он является через Сына, а не в том, что Он имеет происхождение от Него, то как тебе представляется отношение Духа к Сыну? Представляешь ли ты Его себе Духом Сына во времени, сделавшимся таковым после (γχρνως κα ποτ), или существующим в этом качестве от вечности?» c. 569-570]. Данное рассуждение позволяет Григорию показать абсурдность самой мысли о временном характере воссияния Святого Духа через Сына. В данном случае Григорий очень близко подходит к тем идеям, которые в XIV в.

http://bogoslov.ru/article/6026096

Пусть не воспламеняется и не овладевает (тобою) сребролюбие, но пусть пожигается и истребляется эта безумная страсть духовным огнем, пусть отсекается мечом Духа. Это – добрая жертва, для которой не нужен священник, но только сам приносящий ее – жертва прекрасная, которая совершается на земле, но тотчас же принимается на небе (свт. Иоанн Златоуст , 55, 106–107). Будем пренебрегать деньгами, чтобы не пренебречь нам своей души (свт. Иоанн Златоуст , 55, 172). Источник. Душа, однажды плененная страстью сребролюбия, не легко и не скоро отстанет и делать, и говорить то, что прогневляет Бога, как ставшая рабою иного господина, повелевающего делать все противное Богу (свт. Иоанн Златоуст , 55, 535). Деньгами должно владеть, как подобает господам, а не рабам, так чтобы властвовать над ними, а не они властвовали над нами (свт. Иоанн Златоуст , 55, 564). Источник. Что для беснующегося нож, то и богатство для сребролюбца или даже гораздо того хуже... Беснующийся, схватив нож и наткнувшись на него, освобождается от бешенства, и уже не получит другого удара. Между тем сребролюбец, ежедневно получая более тяжкие раны, не только не избавляется от бешенства, но и еще более усиливает его, и чем более получает ран, тем больше доставляет себе поводов к получению новых, еще более тяжких ударов (свт. Иоанн Златоуст , 55, 594). Источник. Кто любит деньги, тот не только не станет любить врагов, но будет ненавидеть и друзей. Такой человек ни родства не знает, ни дружбы не помнит, ни возраста не щадит, ни друга ни одного не имеет. Он ко всем относится враждебно, и прежде всех других – к самому себе, не только потому, что губит свою душу, но и потому, что изнуряет себя бесчисленными заботами (свт. Иоанн Златоуст , 55, 597–598). ...Раздражения других страстей насаждены в человеческой природе, как бы врожденные имеют в нас начала, некоторым образом сросшиеся с плотию и, будучи почти современны с самим рождением, предваряют различение добра и зла, и хотя сначала увлекают человека, однако же долгим трудом бывают побеждены.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пусть наряжается актриса или танцовщица; ей хочется привлечь к себе всех. А посвятившая себя благочестию не так должна украшаться; у нее есть другое украшение, гораздо лучшее. Источник. И у тебя есть свое зрелище; украшайся прилично этому зрелищу; облекайся в этот наряд. Какое же это зрелище – небо, лик Ангелов. Говорю не об одних только посвятивших себя девству, но и о мирских, для всех верующих во Христа открыто это зрелище (свт. Иоанн Златоуст , 55, 235–236). ...Что ты не мужу хочешь нравиться и не для него наряжаешься – это очевидно для всех из твоих собственных поступков. Как только ты переступаешь порог спальни, тотчас снимаешь все... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 237–238). Источник. Ты желаешь казаться красивой? И я желаю этого, но только – тою красотою, которой требует Бог, красотою, которой хочет Царь (Небесный) (свт. Иоанн Златоуст , 55, 238). Для чего ты, жена, постоянно расслабляешь тело свое роскошью и делаешь его негодным? Для чего губишь силу его тучностью? Ведь тучность составляет слабость для него, а не силу. Источник. Если же ты, оставив это, будешь вести себя иначе, тогда явится и красота телесная по желанию твоему, как скоро будет сила и свежесть (свт. Иоанн Златоуст , 55, 245). Когда ты увидишь миловидную женщину, с молниеносными очами, с весело сияющим лицом, с дивной красотой, которая сжигает твой ум и распаляет похоть, то подумай, что то, чему ты удивляешься и что разжигает тебя, есть лишь земля и пепел, и душа перестанет неистовствовать. Сними кожу с лица этой женщины, и тогда увидишь все ничтожество красоты. Не останавливайся на одной внешности, а проникни мыслью внутрь, и ты не найдешь ничего другого, кроме костей, нервов и жил (свт. Иоанн Златоуст , 55, 580–581). Как, открывши глаза, нельзя не смотреть, так, когда смотришь на женщину, не может не родиться вожделение. Для чего же подкладывать огонь к природе? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1098–1099). Источник. Если можно, надлежит избегать всяких собеседований с женщинами, как располагающих к какой-то изнеженности. Если же, по требованию обстоятельств, или по делам о снабжении нищих, сие невозможно, то надобно говорить с ними, смотря вниз; потому что во многих, или и во всех, побежденных красотою женскою, сквозе окна взыде смерть ( Иер. 9, 21 ), преодолевшая даже великого пророка и царя, когда посмотрел он на этот смертоносный водоем (прп. Исидор Пелусиот , 60, 63). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Без любви, хотя бы совершали знамения больше самих апостолов, хотя бы подвергали себя бесчисленным опасностям за веру, нам не будет никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст , 55, 38). Нет ничего властительнее любви, ничего выше ее; она парит выше всех (демонских) стрел, выше сетей диавола, все высматривает с вершины небес; и как порывистый ветер... устраняет докучливую пыль, так и сила любви обычно отстраняет натиск всех страстей (свт. Иоанн Златоуст , 55, 473). Источник. Тот, кто, будучи любим тобою, любит взаимно, воздает уже тебе награду; тот же, кто, будучи любим, не любит тебя, делает вместо себя твоим должником Бога (свт. Иоанн Златоуст , 55, 473). ...Велика сила любви; она побеждает и осиливает меня; против всего могу я устоять, кроме любви (свт. Иоанн Златоуст , 55, 477). ...Любовь изменяет природу вещей и является на помощь со всеми благами в руках, приветливее всякой матери, богаче всякой царицы, и трудное делает легким и удобным, представляя нам добродетель привлекательной, а порок крайне противным (свт. Иоанн Златоуст , 55, 482). Источник. Подумай, какое великое благо любовь сама по себе, какую доставляет она радость, какую благодать сообщает душе (свт. Иоанн Златоуст , 55, 482). ...Любовь никаким временем не будет прервана, ибо не только в настоящем мире с пользою действует в нас, но и в будущем, по отложении дебелости телесной, она будет пребывать гораздо действеннее и превосходнее, никаким недостатком не будет ослабляема, но при постоянной чистоте пламеннее и искреннее будет прилепляться к Богу (прп. Иоанн Кассиан , 56, 175). ...Нельзя найти ничего драгоценнее, ничего совершеннее, ничего выше и ничего... долговечнее любви. Ибо, аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится, но любы николиже отпадает (ср.: 1Кор. 13, 8 ); без нее не только все превосходнейшие роды дарований, но и слава самого мученичества – ничто (прп. авва Херемон, 56, 379). Всего возлюбленнее Богу любовь, из любви и Человеком соделался, и послушлив был даже до смерти. Посему и удостоившимися первого призвания в ученики Его были два брата. Так Всепремудрый Спаситель самым началом уже показал, что всех учеников Своих угодно Ему привести в братский союз, посему ничто да не будет для нас предпочтительнее любви, которая все связует и сохраняет в полезном единомыслии (прп. Исидор Пелусиот , 60, 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

227 Представление свт. Игнатия наместнику Кавказскому кн. А. И. Барятинскому об ускорении выдачи жалования моздокскому и кизлярскому духовенству (от 9 мая 1860 г., ПСТ. Т. 2. С. 568–569. 228 Представление наместнику кн. А. И. Барятинскому о бедственном положении архиерейского дома и епископской кафедры в Ставрополе (от 10 июня 1860 г.). Там же. С. 569–573. 229 Письмо (конфиденциальное) свт. Игнатия наместнику Кавказскому кн. А. И. Барятинскому о положении Кавказского епархиального управления (от 10 июня 1860 г.). Указанная дата – 13 апр. 1860 г. – вероятно, ошибка переписчика. Там же. С. 573–577. 230 Рапорт свт. Игнатия в Св. Синод с представлением дела о злоупотреблениях настоятеля моздокской Успенской церкви и благочинного протоиерея Братановского (янв. 1860 г., Публикуется впервые. 231 Прижизненную публикацию ответа свт. Игнатия см. в кн.: Замечания разных лиц на проекты преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина, 1860–1861. 4.2. Подлинные отзывы в алфавитном порядке. СПб., 1861. С. 499–510. Опубликовано также в кн.: Соколов. 4. 2. С. 48–58; ПСТ. Т. 3. С. 506–517. 235 Письмо публиковалось в тексте «Жизнеописания епископа Игнатия Брянчанинова .», изданном в 1881 г. и первом томе «Аскетических опытов» во всех собраниях сочинений святителя, начиная с 1886 г. В ответ на это письмо «высочайшим указом, данным 5-го августа 1861 года, епископ Кавказский Игнатий, согласно его прошению, всемилостивейше уволен от управления епархией и, согласно его личному желанию, определением Св. Синода от 9 авг. 1861 г. за 1752 пребывание ему назначено в Николаевском Бабаевском монастыре Костромской епархии, который предоставлен был преосвященному Игнатию в главное управление с тем, чтобы настоятель и братия монастыря состояли к нему в таких же отношениях как бы к епархиальному преосвященному, с пользованием лучшими келиями, отоплением, освещением, прислугою и экипажем, но без штатного по монастырю содержания» (Соколов. 4. 1. С. 297). 236 Преосвященный Леонид (Л. В. Краснопевков, 1817–1876) – епископ Дмитровский, архиепископ Ярославский. Познакомился в 1836 г. в Троице-Сергиевой пустыни с архимандритом Игнатием, который наставил его на иноческий путь. Скончался при объезде своей епархии в Николо-Бабаевском монастыре, накануне отслужив панихиду на могиле своего духовного наставника. Опубликованы 8 писем к нему свт. Игнатия за 1859–1867 гг. (Собрание писем. 1995. С. 56–66).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Он терпит зло и переносит его великодушно, а это есть великое приобретение; терпение зла заслуживает отпущения грехов, есть подвиг любомудрия, есть училище добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 53, 444). Терпение – это корень всех благ, мать благочестия, отпрыск веселия, плод неувядающий, башня непреоборимая, гавань, не тревожимая бурями (свт. Иоанн Златоуст , 53, 941). ...Когда мы злостраждем, он делается пленником и терпит зло, между тем как хочет сделать его сам (свт. Иоанн Златоуст , 54, 686). Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от Него почести. Это – великая честь, это – слава, выше которой нет ничего (свт. Иоанн Златоуст , 55, 66). Если Он , соделавшись для меня рабом и ни во что вменивши славу, ничего не считал для Себя столько славным, как распинаться за меня, то чего не должен я претерпеть? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 66). ...Дивные святые... всегда исполнены великой благодати, а особенно тогда, когда подвергаются опасности за Христа, когда делаются узниками (за Него) (свт. Иоанн Златоуст , 55, 84). Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 86). Нужно... переносить все с долготерпением, потому что это и значит веровать (свт. Иоанн Златоуст , 56, 99). Стрела же диавола есть порочное пожелание. В особенности гнев – это огонь, это пламень, который схватывает, умерщвляет, сожигает. Но мы будем угашать его долготерпением, воздержанием. Как раскаленное железо, будучи опущено в воду, теряет жар свой, так и гнев, попав в душу человека долготерпеливого, нисколько не вредит долготерпеливому, а, напротив, приносит пользу, так что он становится еще крепче. Ничто не может равняться с долготерпением. Такой человек никогда не оскорбляется; но как адамантовые тела не разбиваются, так и эти души; они выше стрел. Долготерпеливый высок и так высок, что удар стрелы не достигает до него... Будем же приобретать это долготерпение, от которого происходит в сохраняющих его великое благоразумие... (свт. Иоанн Златоуст , 56, 188). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Мы созданы не для того, чтобы только есть, пить и одеваться, а чтобы избегать порока и держаться добродетели, руководясь божественным любомудрием (свт. Иоанн Златоуст , 49, 448). Источник. ...Не все то, что принимается в чрево, обращается в пищу, потому что и в самом существе пищи не все питательно, есть в ней часть, поступающая на извержение, а другая на питание. Поэтому, кто, приняв ее в меру, даст ей совершенно перевариться, с тем это и делается, и она достигает своего назначения; все здоровое и полезное занимает свое место, а излишнее и бесполезное отделяется и извергается; если же она принята чрез меру, тогда и то, что в ней есть питательного, становится вредным (свт. Иоанн Златоуст , 52, 160–161). Источник. ...Лучше умеренная пища, способствующая здоровью, нежели роскошная, причиняющая вред; та питает гораздо больше этой; та – пища, а эта – болезнь (свт. Иоанн Златоуст , 52, 231). Природа знает меру, и то, что превосходит ее, уже не пища, а скорее нечистота и помет. Питай тело, не умерщвляй его. Потому она и называется пищей, чтобы мы питали тело, а не погубляли его (свт. Иоанн Златоуст , 54, 713). Источник. ...Не по природе своей чисты или нечисты (яства), но по произволению принимающего их (свт. Иоанн Златоуст , 54, 857). Источник. Ты хочешь питать тело? Оставь же лишнее, давай ему необходимое... не нагружай его слишком, чтобы не потопить (свт. Иоанн Златоуст , 55, 246). Источник. ...Принимаемое в потребном количестве служит и к питанию, и к удовольствию, и к здоровью, а излишнее – ко вреду, к неприятностям и болезням (свт. Иоанн Златоуст , 55, 246). Питает нас только то, что принимается в потребном количестве и может перевариться; а лишнее сверх необходимого не только не питает, но еще приносит вред (свт Иоанн Златоуст , 55, 246). Источник. Лучше кусочек с солью безмолвия и беззаботности, чем запас драгоценных яств в искушениях и заботах (свт. Иоанн Златоуст , 55, 450–451). Источник. Есть по потребности значит, когда кто-нибудь определит себе, сколько принимать пищи в день; и если видит, что это определенное им количество пищи отяготило его, и нужно оное несколько уменьшить, то он и уменьшает его. Или, если оно не отяготило его, но и недостаточно для тела, так что надобно прибавить немного, он прибавляет несколько. И таким образом, хорошо испытав свою потребность, следует потом определенно (мере), и вкушает пищу не для услаждения (вкуса), но желая поддерживать силу своего тела. Однако и то немногое, употребляемое кем-либо в пищу, должно принимать с молитвою и осуждать себя в помысле своем, как недостойного никакой пищи и утешения (прп. авва Дорофей , 29, 172–173). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

4 . Каково значение разделения Богом человеческого рода на полы с точки зрения свт. Григория? 5 . Каково учение свт. Григория об апокатастасисе? 6 . Охарактеризуйте творение свт. Григория «Большое огласительное слово». 3 .1.5. Свт. Иоанн Златоуст. Пастырская деятельность. Учение о богопознании, о Церкви, о Таинствах. Методы толкования Св. Писания. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Свт. Иоанн Златоуст . Слова о священстве 1 – 3. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие Евангелия истолковал свт. Иоанн Златоуст ? Какими методами он пользовался в своей экзегезе? 2 . Охарактеризуйте учение свт. Иоанна о богопознании, о Церкви и о Таинствах.. 3 .1.6. Свт. Кирилл Александрийский. Полемика с Несторием. Специфика христологии Кирилла. Учение о Таинствах. Учение об обожении. Экзегетические труды. Литература. Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII столетий. Любое издание. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Свт. Кирилл Александрийский. 12 глав против Нестория. Изъяснение 12 глав. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие произведения были написаны свт. Кириллом в его полемике с Несторием и его единомышленниками? Охарактеризуйте эти произведения. 2 . Дайте характеристику христологии свт. Кирилла. 3 . Что такое «взаимообщение свойств»? 4 . Что говорит свт. Кирилл о значении Евхаристии? 5 . Охарактеризуйте основные подходы и принципы истолкования свт. Кириллом ветхозаветных книг и Евангелия от Иоанна. 6 . Каково было учение свт. Кирилла об обожении? В чем его своеобразие? 3 .1.7. Блаж. Феодорит Кирский. Полемика со свт. Кириллом. Христология; богословская позиция во время несторианских споров и во время борьбы с монофизитством. Толкование Священного Писания. Блаж. Феодорит как церковный историк. Литература. Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII столетий Любое издание.. Блаж. Феодорит. Слово о любви//История боголюбцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Как бы то ни было, само желание митрополита Романа предъявить претензии на всю территорию Руси свидетельствует о том, что восприятие митрополии πσης τς ωσας как единой и неделимой продолжало сохраняться. Со смертью Романа в 1362 г. конфликт начал стихать, а еще позднее и сам свт. Филофей пересмотрел свое решение о поставлении Романа, о чем свидетельствуют патриарший сигиллий об упразднении Литовской митрополии и послания свт. Филофея лично свт. Алексию и князьям различных русских областей о необходимости признавать в качестве главы Русской Церкви только митрополита Κυβου κα πσης τς ωσας, то есть свт. Алексия, датируемые 1370 г. В следующем году в Константинополе рассматривалось требование польского короля Казимира III о предоставлении для Галича и других территорий, вошедших в состав Польши, своего собственного митрополита. Казимир ссылался на уже имевшийся прецедент существования Галицкой митрополии, созданной свт. Афанасием I (хотя сам же свт. Афанасий эту митрополию и упразднил: см. выше), и аргументировал свою просьбу тем, что свт. Алексий не уделяет православным епархиям в составе его государства должного пастырского внимания (хотя в действительности это сами польские власти создавали препятствия для соответствующей деятельности). Кроме того, в обращении Казимира содержалась прямая угроза обратить православное население Польши в католичество в случае непредоставления ему своего митрополита . Патриарх поддался на угрозу и удовлетворил требование польского короля , уже в третий раз отделив от Русской Церкви Галицкую, Холмскую, Туровскую, Перемышльскую и Владимиро-волынскую епархии и провозгласив одного из епископов этих епархий Антония митрополитом Галицким. Это было оформлено в мае 1371 г. в форме соборного деяния , с отправкой свт. Алексию соответствующего послания . Последние годы управления Русской Церковью свт. Алексием омрачились сложными интригами против него, деятельное участие в которых принимал высокообразованный болгарин по имени Киприан, в декабре 1375 г. рукоположенный в Константинополе в сан митрополита Киевского и Литовского (при том что титул «Киевский» продолжал одновременно сохраняться и за митрополитом всея Руси свт. Алексием) и направленный в 1376 г. на Русь с правами рассмотреть обвинения против свт. Алексия, выдвинутые его врагами, и возглавить всю Русскую Церковь в случае необходимости. Предполагаемый суд, впрочем, не состоялся, и до кончины свт. Алексия в феврале 1378 г. свт. Киприан пребывал в Киеве. Последующее десятилетие, по словам митрополита Макария (Булгакова), «можно назвать самым смутным временем в истории нашей митрополии» . Завершением этого смутного времени можно считать объединение под началом свт. Киприана русских епархий — сначала без учета тех, что вошли в Галицкую митрополию , а потом и с ними . Это объединение было ознаменовано приездом свт. Киприана в 1390 г. в Киев и затем в Москву, откуда он и продолжал править Русской Церковью вплоть до своей смерти в 1406 г.

http://pravoslavie.ru/116071.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010