... нельзя извратить правды деньгами или избавить себя от геенны подарками; там не спасает ни покровительство, ни красноречие и ничто другое подобное. Как бы ты ни был богат, какую бы ни имел власть, с кем бы ни был знаком, все это тщетно и бесполезно, там каждый наказывается и увенчивается по делам своим (свт. Иоанн Златоуст , 49, 238). ...Хотя бы грехи предавали нас погибели, мы не должны падать духом и отчаиваться. Там, где милость и человеколюбие, не требуется строгого отчета в грехах, так как Судия, по великой милости Своей и по расположению к человеколюбию, многое прощает. Такой Судия – Бог, готовый и расположенный постоянно миловать и давать прощение (свт. Иоанн Златоуст , 49, 409–410). Диавол не будет перед Богом, т. е. не будет предстоять Ему во время Суда, потому что предстоять Богу, когда Он станет судить, будут Ангелы, а диавол не будет предстоять, потому что он хотя и имеет бытие, но лишился своего достоинства. Почему же он не будет предстоять? Потому что Бог судит как человеколюбец, а диавол является величайшим человеконенавистником... Диавол не будет предстоять Богу на будущем Суде... потому что он со своими слугами не побоится уловить и душу праведника, воспользовавшись для того грехами, допущенными по неведению и невольно, а равно и потому, что кровь неповинную осудят ( Пс. 93, 21 ), если бы у них была какая-нибудь власть судить. Вот почему Бог и не позволяет им обвинять нас и быть против нас свидетелями, когда Он судит наши поступки, а призывает в качестве обвинителей наши помыслы, а в качестве свидетеля – совесть (свт. Иоанн Златоуст , 49, 920–921). Мы не можем оправдываться незнанием и роптать на суд Божий ввиду того, что будто бы не знали Его закона, потому что Евангелие Христово пронеслось по всей земле (свт. Иоанн Златоуст , 49, 929). Одному Богу свойственно судить не по подозрению, а нам свойственно – часто отступать от справедливости (свт. Иоанн Златоуст , 50, 129). ...Истинен только тот Суд, в котором Бог, судящий все справедливо, назирает все сокровенное нашего сердца. Так как Он разумеет все, то Он не произнесет суда по каким-либо душевным замешательствам, по ненависти или почему-либо иному. Только в таком суде присутствует истина, так что сами преступники и виновные сознаются, что они осуждены по праву (свт. Иоанн Златоуст , 50, 243). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

257 А. Агафангел, стр. 208–209. Св. апостол, как мы сказали, имея в виду новозаветный прообраз столь усиленно выразился о событии, толкуемом им при этом из Ветхого Завета, где просто лишь говорится, что Измаил насмехался над Исааком ( Быт. 21:9 ). Но очевидно было бы после этого крайне странно производить толкование св. апостолам подлежащего ветхозаветного события из иудейской традиции (Мейер, стр. 253–254, к чему склоняется и А. Агафангел, стр. 208), да притом уже послеталмудической («Breschith rabba») на одном лишь основании свободного отношения апостола к букве текста, но не к духу его, ибо уже и сама насмешка Измаила над Исааком была «выражением глубокой злобы Измаиловой против Исаака, как видно по характеру его. Апостол Христов изображает само расположение Измаила, тогда как в Ветхом Завете замечено только действие Измаила» (А. Филарет Черн. на Гал. 4:29 , стр. 128) апостол и не цитует здесь Ветхого Завета, как в других случаях, а толкует дух его. 261 Срав. Богомудрых толкователей на все это отделение: св. Златоуста, бл. Феодорита, блаж. Феофилакта и др. Из новых срав. особенно глубокое толкование на то же отделение в комментар. Германа Ольсгаузена, другие специальные исследования на это отделение см. у Мейера на Рим. 9 , стр. 407 примеч., 5 изд. Гёттин, 1872 года. 269 Бл. Феофилакт, стр. 147 срав. св. Златоуста «Возможно ли было не слышать иудеям, когда в целой вселенной слышали язычники?». Бл. Феодорит, стр. 117. 272 Срав. толкования на все означ. новозаветные места – св. Златоуста, бл. Феофилакта и др. из новых, кроме комментаторов, срав. Лехлера цит. его стат. стр. 816 и дальн. 823–824 и друг. 273 Срав. бл. Феофилакта, св. Златоуста и др., из новых о. А. Михаила, из западных – Бениеля, Ольсгаузена и мн. др. на Мф. 2:15; так же преосв. Палладия на Осию 11:1, стр. 104. Вятка 1872. Ср. Кейля на то же место и др. 274 Богослужение апостольского времени Ф. Смирнова в Трудах К. Д. А. 1873 г. 1, стр. 535, ср. 538. 275 Св. Златоуста беседа 83 на Мф., стр. 409 цит. изд. ч. 3; срав. так же А. В. Горского статью «Совершил ли Господь Иисус Христос на последней вечери Своей с учениками Пасху иудейскую?» в «Прибав. к Творен. Св. Отцов» за 1853, Стр. 446–491.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своей умилостивил Господа нашего! Если преселится он в ту страну, то упокоится в Царстве, в пристани святых, избавится от Суда и страшных ужасающих мучений, какие ожидают сатану, которого осуждение бесконечно. Блажен, кто и не услышит об оном (прп. Ефрем Сирин , 33, 258). Источник. Притеките к покаянию, грешники, потому что мир сей цветет недолго и скоро преходит. Блаженны кающиеся; Суд ожидает грешников, которые не творили дел праведных. Если будешь судить по правде Твоей, Господи, то кому можно оправдаться на Суде? (прп. Ефрем Сирин , 33, 502). Источник. Через покаяние является человек прекрасным и благородным и избегает скверн, а потому красота сия, сокрытая в его внутренности, уличает его в том, что сам он виновен в своей нечистоте (прп. Ефрем Сирин , 34, 35–36). Источник. ...Все рожденные могут достигать покаяния, посему, кто не может раскаиваться, тому лучше было бы не родиться (прп. Ефрем Сирин , 37, 146–147). Источник. ...Когда не осталось в них , так сказать, искры покаяния, – по суду Божию стали добычей огня(прп. Макарий Египетский , 67, 409). ...Тот, Кто ищет быть любимым нами и для этого делает все, Кто не пощадил даже Единородного для нашей любви и почитает вожделенным, чтобы мы когда бы то ни было примирились с Ним, как не примет и не полюбит кающихся? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 27). Источник. ...Воспользуемся спасительным врачевством покаяния, или лучше – получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы Ему приносим его, а Он нам даровал его(свт. Иоанн Златоуст , 45, 367). Источник. Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения (свт. Иоанн Златоуст , 47, 173). От тебя не требуется никаких трат или издержек, – только обратись к Нему с плачем и тотчас преклонишь Его на милость к тебе (свт. Иоанн Златоуст , 48, 701). Предведение Божие не препятствует покаянию, потому что Бог знает наперед и то, что грешникам можно раскаяться, если они пожелают (свт. Иоанн Златоуст , 48, 861).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Говоря о св. Писаниях Моисея, Златоуст называет их изображениями души пророка. Поэтому, читая эти Писания, мы наслаждаемся как бы присутствием самого святого 408 . Будучи первыми по времени происхождения боговдохновенными Писаниями, книги Моисея обновили в сознании людей естественный закон, внедрённый в человека самой природой 409 . Моисей составлял свои книги не для славы, не по способу языческих писателей, но для доброго наставления потомков 410 . Существо содержания Писаний пророка св. Златоуст определяет при обозрении книг Ветхого Завета. Книга Бытия повествует о сотворении мира и о жизни людей, угодивших Богу. Исход говорит о чудесном освобождении Иудеев из Египта, о пребывании их в пустыне и даровании закона. Книга Левит о жертвах и священно-служении. Книга Числа названа так потому, что по исходу из Египта Бог повелел сосчитать народ Иудейский. Во Второзаконии Моисей вторично объяснил евреям закон 411 . Как великий пророк, в котором пребывал Дух Святой 412 , Моисей раскрыл нам в книге Бытия тайну творения. Моисей не был с Богом, когда Он творил, но по откровению был научен Духом, как сын от отца 413 . Сжатость и краткость – суть особенности стиля книги Бытия 414 . Книгу Исход Моисей также писал по научению от Бога 415 . Определения из книги Левит приводятся Златоустом как слова Божии через пророка Моисея 416 , как изречения божественного Писания 417 , повеления Самого Бога 418 . Книга Числа называется Писанием ( κατ’ ξοχ ν”) 419 , а Второзаконие приводится как подлинное слово Божие 420 ), с предварением: „говорит Бог” 421 . Канон ветхозаветных книг Златоуст разделяет на три класса: исторические, нравоучительные и пророческие. К первому классу Златоуст причисляет, кроме пяти книг Моисея, книгу Иисуса Навина, Судей, четыре книги Царств, книги Ездры и др. 422 Вышеназванная классификация признаётся, впрочем, св. отцом Церкви не вполне точной. Справедливо он оговаривается, что различные виды Писаний между собой смешаны. В исторических сказаниях можно найти пророчество; от пророков можно услышать много рассказов исторических.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

В трогательно-поэтических выражениях воспевает девственную жизнь и св. Григорий Богослов . «Приветствую тебя, великое, богодарованное девство – подательница благ, матерь безбедной жизни, Христов жребий, сожительница небесных красот, которым неизвестны супружеские узы!» Твор. Григор. Богослова. Ч. V. – Москва, 1847. Похвала девству. С. 50. «Это прекраснейший дар нашей жизни, блистательнейший золота, илектра и слоновой кости...» С. 49, там же. 678 Там же. С. 303–304. – См.: Беседа XVIII на Кн. Бытия. Т. IV. Кн. I, с. 161. «Когда явилось преслушание и вошел грех, девство отлетело от прародителей, а вместо того вступил закон супружества». – Ср.: Твор. Григория Нисского . Ч. 1. – Москва, 1861. Гл. XVII, с. 146–147, и Ч. VII. – Москва, 1868. Гл. XII, с. 342, 347. 683 См.: Там же. С. 333. – В беседе IV на прор. Исаию (т. VI, кн. 1, с. 409) святитель говорит иначе: «Жена лишила меня, скажешь, рая. Но она возвела тебя и на небо...» 698 Похвала первомученице и равноапостольной Фекле. Т. II. Кн. II, с. 796. – Заслуживает внимания, что с понятием девства Златоуст не всегда соединяет понятие безбрачия. Девою он называет вообще свободную от мирских забот и служащую Богу. В одном письме к Олимпиаде есть такое замечание: «Павел, определяя девство, назвал девою не ту, которая не знает брака и не жила с мужем, но ту, которая печется о Господнем». 2-е письмо к Олимпиаде. Т. III. Кн. II, с. 577. 702 Беседа XLVII на Еванг. Матфея. Ч. II. Москва, 1887. С. 301. – «Милостыня – украшение девства». 2-е письмо к Олимпиаде. Т. III. Кн. II, с. 577. 709 См.: Беседа IV на слова пророка Исаии: «И бысть в лето, в неже умре Озиа царь». Т. VI. Кн. I, с. 408. – Св. Иоанн Златоуст пользуется в данном случае примером, на который указывали и его противники (См.: О девстве. С. 365) при раскрытии им учения о девственной жизни. 714 Брак – «τ πργμα... οτω τμιον, μετατο δνασθαι κα πι τν γιον ναβανειν θρνον». In epist. ad. Titum. Cap. 1, homil. II, nr. 1, col. 671. В русск. перев.: С. 21. Этим св. Иоанн Златоуст опровергает распространенную еще с апостольских времен ложную мысль, что с достоинством священного сана несовместимо супружество. – См.: Опыт курса церковного законоведения. Т. I. Толков. на 5-е апостольское правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

В В. м. почитались мн. святыни, в частности икона блгв. кнг. Анны Кашинской с частицей мощей, древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. В Покровском храме хранились антиминс, освященный в 1652 г. Вологодским архиеп. Маркеллом , Евангелие 1637 г., Служебник 1603 г., др. богослужебные книги издания 1-й пол. XVII в. Среди подвижников В. м. известен молчальник мон. Макарий. В 1920 г. игум. Антоний был арестован, В. м. закрыт. На его территории было организовано подсобное хозяйство, в к-ром трудилась и часть насельников. В Воскресенском храме, ставшем приходским, богослужения продолжались до нач. 30-х гг. В 1935 г. на территории обители открылся Саткинский дом инвалидов 1, впосл. там разместилось подсобное хозяйство Саткинского психоневрологического интерната. На месте разрушенных монастырских корпусов были поставлены жилые дома и бараки, в ходе строительных работ уничтожены Покровский храм, соборная колокольня, часовни. На 2-м этаже перестроенного Воскресенского собора разместился кинотеатр, на 1-м этаже - столовая. В 1992 г. монастырские постройки были переданы Челябинской епархии РПЦ, 11 июня 1993 г. указом Свящ. Синода В. м. был возобновлен. В 1994 г. на нижнем этаже 2-этажного каменного здания, построенного в 70-х гг. XX в., была освящена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского. К нач. 2005 г. в В. м. жили 6 насельников, настоятель - игум. Сергий (Ушаков). Арх.: ЦГИА РБ. Ф. И-16. Д. 4861. Л. 1-8 об.; ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10632. Л. 1 об.- 5; Архив УФСБ по Республике Татарстан. Д. 2-8745-П. Ист.: Сенатские вед. 1849. 24; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода. 1849. 10; 1-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912. С. 29, 48; 2-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев) в Н. Новгороде 23-28 июля 1917 г. СПб., 1917. С. 69, 72, 118-120; Собор, 1918. Определения. Вып. 1-4. Лит.: Игнатьев Р. Г. Мон-ри Уфимской епархии//Памятная кн. Уфимской губ. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 29; Поездка преосвящ. Антония для обозрения церквей Златоустовского у.//Уфимские ЕВ. 1901. 14. С. 839-844; Чернавский Н. Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем//Тр. Оренбургской учен. арх. комис. Оренбург, 1902. Вып. 10. С. 409-416; Шлеев С., свящ. Единоверие в своем внутреннем развитии: В разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев. СПб., 1910. С. 253-254; Матвеев С. И. Краткая история Златоустовского Воскресенского единоверческого муж. мон-ря Уфимской губ. Златоустовского у. Уфа, 1913; Сергеев Ю. Н. Правосл. Церковь в Башкортостане: 2-я пол. XVI - сер. XIX в. Уфа, 1996. С. 60-61.

http://pravenc.ru/text/155318.html

C. 245–246.) 321 Отказ от бани – форма аскезы. Палладий пишет в «Лавсаике»: «Как осмеливаешься ты, будучи в том возрасте, когда кровь еще имеет силу, так любить свою плоть, не чувствуя рождающийся от нее вред? Поверь, поверь, что мне шестидесятый год, и я, кроме кончиков пальцев, ни ног моих не умывала водой, ни лица, ни одного из членов, хотя была охвачена различными болезнями и принуждаема врачами, но не позволяла себе отдать обычай плоти». (См.: ΠΑΛΛΑΔΙΟ ΛΑΣΙΚΗ ΙΣΤΟΡΙΑ. ΜΕΡΟΣ Α " -Β». ΑΘΗΝΑΙ, 1970. M. Β». Σ. 44.) 322 Вероятно, имеются в виду крестные ходы, которые устраивались в Константинополе св. Иоанном Златоустом в противовес аналогичным процессиям ариан. Поскольку ариане имели право иметь свой храм за пределами Константинополя, они собирались ночью в народные портики и антифонно пели свои гимны, а по наступлении утра уходили к месту своего молитвенного собрания. Поскольку арианские процессии соблазняли население Константинополя, то Златоуст решил противопоставить им православные крестные ходы. В устройстве этих крестных ходов активное участие принимала императрица Евдоксия. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 250.) Эти процессии превзошли арианские «и многочисленностью, и благолепием, ибо им предшествовали и серебряные знаки крестов в сопровождении горящих светильников, и приставлен был к этому евнух царской супруги, чтобы он имел попечение о необходимых в сем случае издержках и песнях». Созомен. Указ. соч. С. 564.) Однако вскоре арианские процессии были запрещены. Между арианами и православными завязался бой, с обеих сторон оказались жертвы, царскому евнуху Бриссону камнем разбили голову. (См.: Сократ. Там же; Созомен. Там же.) 323 Св. Иоанн Златоуст писал «Муж, обращаясь на торжищах и в судилищах, очевидно, обуревается внешними хлопотами, как бы некоторыми волнами, а жена, сидя дома, как бы в некоем училище любомудрия… имеет возможность заниматься и молитвою, и чтением, и другими делами любомудрия». (См.: Св. Иоанн Златоуст . Беседа 61 на Евангелие от Иоанна/Творения. Т. 8. Кн. 1. С. 409.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Указаний на это немного и они весьма кратки, и мы хотя главнейшие из них приведем дословно. «Не познал еси Мене Филиппе!» ( Ин. 14:9 ). «Некоторые», говорит Златоуст, «вследствие этого изречения впали даже в недуг Савеллия» 404 . «Умолю Отца и иного Утешителя даст вам» ( Ин.14:15 ), т. е., поясняет Св. Иоанн Златоуст , «иного, такого же, как Я. Да постыдятся же зараженные недугом Савеллия и имеющие ненадлежащее понятие о Духе Святом» 405 . «Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца». «Но каким образом, скажешь, посылаемый и посылающий могут быть одного и того же существа? Опять ты переносишь слово на человеческое и не разумеешь, что все это говорится только для того, чтобы мы и виновника Его познали и не впали в ересь Савеллия» 406 . Св. Златоуст, говоря об ереси Савеллия, указывает на связь ее с другими ересями. но некоторой одинаковости содержания их заблуждений. «Сын есть сияние». «Слыша о сиянии», говорит Златоуст, «подумай, что Сын не имеет собственной Ипостаси. Мысль такая нечестива и свойственна безумию Савеллиан и Маркеллиан» 407 . «Одержимые Савеллиановым неистовством отпали от правой веры и учение их имеет большое сходство с ересью Павла Самосатского» 408 . Проследим и мы указания Св. Златоуста в его творениях на эти заблуждения, ознакомившись предварительно с историей возникновения и содержанием учения каждой из сейчас поименованных ересей. Павел Самосатский еретик старый. Секта эта, говорит Фаррар 409 , основана была в 260 году, и сообщает биографические сведения, которые мы, с своей стороны, не считаем лишними в нашем труде, желая дать цельное представление об ереси. «Павел был», рассказывает Фаррар, «decenarius procurator, высокий гражданский сановник, который в 260 году избран был в сан епископа Антиохии» 410 . Он смотрел на Λγος и Св. Духа, как на простые силы Божии», продолжает Фаррар, – «не имеющие личности. Вследствие того, что он слово «омоусиос» употреблял в смысле тождества Христа с Отцом, Синод Антиохийский отверг это слово, как имеющее Савеллианский смысл» 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Марк Ефесский и Ферраро-Флорентийский собор Еще одно разногласие между Востоком и Западом в учении о Евхаристии касается времени преложения Святых Даров в Тело и Кровь Христа. По этому вопросу разгорелась полемика на Ферраро-Флорентийском соборе 403 . Латинские богословы утверждали, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа в момент произнесения священником слов «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси». Формально такое понимание подтверждается словами Иоанна Златоуста : «Сие есть тело Мое», – сказал Он. Эти слова претворяют предложенное 404 . И как изречение «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» ( Быт.1:28 ), хотя произнесено однажды, но в действительности на все времена дает нашей природе силу к деторождению; так и это изречение, произнесенное однажды, с того времени доныне и до Его пришествия делает Жертву совершенной на каждом престоле в церквах 405 . Однако православные богословы не были склонны понимать приведенные слова Златоуста в том смысле, что исключительно благодаря произнесению слов Христа хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Спасителя. И в других текстах Златоуста, и в текстах других восточных Отцов ясно говорится о призывании Духа Святого на хлеб и вино: Свт. Марк Ефесский . Роспись Казанского собора Оптиной пустыни. 2000-е гг. …Освятив себя этими духовными песнями, молим Человеколюбца Бога, да ниспошлет Святого Духа на предлежащие дары: да сделает хлеб Телом Христовым, а вино Кровью Христовой. Ибо, конечно, то, чего коснется Дух Святый, освящается и прелагается 406 . Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании хлеба благодарения и чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули апостол или Евангелие 407 , но и прежде и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению таинства, приняв их из неизложенного в Писании учения 408 . Когда священник стоит перед престолом с простертыми к небу руками, призывая Святого Духа сойти и прикоснуться предлежащих (Даров), тогда бывает великая тишина, великое безмолвие 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 149. 172 Там же, с. 103. 173 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 184, 266, 216, 166. 174 Там же, с. 192. 175 Там же, сс. 167 и 195. 176 преп. Симеон Новый Богослов. Слова. – М., 1892, с. 409. 177 См. преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 139. 178 еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь..., сс. 199-200, 203, 209. 179 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 83. 180 Там же, с. 73. 181 Древний Патерик. – М., 1899, с. 125. 182 свт. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. Вып. 3-4. – Псково-Печерский монастырь, 1994, сс. 31-32, 38. 183 свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, сс. 52, 35, 263. 184 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, сс. 103, 263, 540. 185 преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.//Творения, сс. 298-299. 186 Булгаков С. Н. Современное арианство, с. 147. 187 См. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, с. 250. 188 свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 2.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 428. 189 Он же. О предательстве Иуды, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 417. Слова, которыми совершается таинство, согласно приведенному тексту, – это слова “приимите и ядите”, а не эпиклесис. На это стоит обратить внимание, потому что здесь проходит линия православно-католической полемики. Католическое богословие полагает, что с произнесением священником слов “Приимите, ядите, сие есть тело Мое…” происходит таинство и совершается пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. Православная традиция склонна отодвигать кульминационный момент несколько дальше – до молитвы эпиклесиса, призывающего Духа на предложенные Дары. Эти слова Златоуста вроде бы свидетельствуют в пользу западной традиции. Однако, в отличие от нее, Златоуст обращает внимание на то, что таинство происходит потому, что установительные слова однажды произнесены Христом, а не потому, что их повторяет священник. 190 По глубокому замечанию Й. Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, “атмосфера в Церкви становится удушающей, если ее служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего Лица должно говорить и действовать” (Рацингер Й. Вечно реформируемое сообщество.//Новая Европа. 1993, 3, с. 8). 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010