Во-вторых  , необходимо исследовать текст с целью найти сходство и отметить существенные различия между прообразом и его образом 269 . Это принцип важен, поскольку типологию нужно отличить, например, от прямого пророчества. Кроме того, часто существенными являются детали прообраза и образа, на них нужно обратить особое внимание, чтобы понять смысл типологической связи. Например, такие детали важны в толковании образа Мелхиседека апостолом Павлом ( Евр. 7:14 ). В-третьих  , необходимо выяснить, как следует понимать ключевые слова в тексте. В качестве примера можно привести толкование свт.  Иоанна Златоуста на тот же отрывок из Послания ап. Павла к Галатам ( Гал. 4:24 ), где святитель разъясняет значения слов «В этом есть иносказание»: «…[Апостол] против обыкновения назвал иносказанием образ. Слова его имеют следующий смысл: эта история изображает не только то, что представляется в ней с первого взгляда, но выражает также и нечто другое, а потому и названа иносказанием» (Беседы на Послание к Галатам) 270 . В-четвертых  , нужно понять уровень богословских знаний в то время, когда было дано откровение, чтобы уточнить значение текста для первоначальных слушателей 271 . 3.3.3.5. История типологического метода Типологически Священное Писание толковалось еще в ветхозаветные времена. Так, в кумранских рукописях обнаружен свиток «Небесный князь Мелхиседек» 272 , в котором личность первосвященника Мелхиседека ( Быт. 14:18–20 ) представлялась как прообраз грядущего Мессии, который «освободит людей из-под рабства диавола (Велиала)» 273 . Данное кумранское произведение можно рассматривать как типологическое толкование личности Мелхиседека – описание священнического служения Мессии. Можно утверждать, что преобразовательный метод толкования Священного Писания имел место еще в ветхозаветной Церкви 274 . Интересно, что следы типологического метода можно найти и в языческом мире. Например, Плутарх видел сходство между Агамемноном, троянским царем, описанным Гомером, и Александром Македонским. Согласно мнению Плутарха, изображая Агамемнона, Гомер предсказал доблести Александра 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Служба Г. Н. К. (по Иерусалимскому уставу: С. 104-131; Ангелов. 1978. С. 131-155) была написана попом Пейо одновременно с Житием с использованием службы Григория Цамблака серб. кор. мч. Стефану Дечанскому и переведенной с греч. языка службы Георгия Скилицы прп. Иоанну Рильскому ( С. 142; Ангелов. 1978. С. 133, 135-137). В каноне Николаю Новому, написанном ок. 1556 г. болг. гимнографом «тах» Андреем, 5-й тропарь каждой песни (в 8-й - седьмой) прославляет 3 мучеников софийских вместе ( Кожухаров С. Проблеми на старобългарска поезия. София, 2004. Т. 1. С. 264, 271-277). Иконография Иконы Г. Н. К. появились уже в 30-60-х гг. XVI в. Поп Пейо в житии оставил описание внешности мученика: «Беше же сьи мученикъ летом 18-тиим, вьзором же тьнькь и высок, нарусичавь, образом подльгновасть, вежди вьзвишени и густи, нось похиль, прьести ручны тьньци и дльзи...» ( Ангелов. 1978. С. 125). Согласно этому описанию, Г. Н. К. изображали высоким, стройным, русоволосым, безбородым, с изогнутыми бровями, облаченным, как правило, в национальную одежду - сорочку с длинными рукавами, поясом и накидкой, на ногах высокая обувь из кожи, иногда в высокой шапке из меха. В руках держит крест и пальмовую ветвь. Древнейшая из икон, высотой 30 см (1537), находилась в одной из молелен Хиландарского мон-ря ( Г. Hajcmapuje представе св. Гeopruja Кратовца//ЗРВИ. 1993. 32. С. 167-202). На др. хиландарской иконе 2-й четв. XVI в. Г. Н. К. стоит рядом с серб. кн. Лазарем. Подобную икону в 1550 г. хиландарский игум. Паисий во время приезда в Москву за милостыней подарил царю Иоанну Грозному ( С. 143), но данные сведения не имеют подтверждения ( Калиганов. С. 652-654). Та же иконография повторена на иконе 1667 г., написанной иером. Даниилом, хранящейся в ризнице Хиландарского мон-ря. Фрески с изображением Г. Н. К. находятся в церквах свт. Николая Топлицкого мон-ря (1536/37), в Печской Патриархии (1561), в Неманином притворе мон-ря Студеница (XVII в.), в ц. вмч. Георгия мон-ря Ломница (1607/08) и мн. др. В иконостасе собора Рильского мон-ря и в церквах Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи в Кратове есть иконы Г. Н. К. 1-й пол. XIX в., 1833 и 1869 гг., работы болг. зографа Захария Доспевского. Гравированное изображение Г. Н. К. помещено (на одном листе с Параскевой-Петкой и прп. Ангелиной Бранкович) наряду с др. чтимыми серб. и болг. святыми в «Стематографии» Х. Жефаровича (Вена, 1744. Л. 52).

http://pravenc.ru/text/164411.html

253 Иоанн Романидис. Указ, сочинение. С. 99 (на греческом языке). 254 Там же. С. 96. 255 Григорий Богослов. Творения. 4 ЕПЕ. С. 376 (на греческом языке). 256 Григорий Богослов. Творения. 5 ЕПЕ. С. 382 (на греческом языке). 257 Там же. С. 88. 258 Там же. С. 174. 259 Григорий Богослов. Творения. 1 ЕПЕ. С. 380 (на греческом языке). 260 Григорий Палама. Творения. 11 ЕПЕ. С. 498 (на греческом языке). 261 Григорий Палама. Творения. Т. 2. Фессалоники, 1966. С. 145 (на греческом языке). 262 Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Изд. Пападимитриу. Афины, 1970. С. 163 (на греческом языке). 263 Из Литургии святителя Иоанна Златоуста молитва во время ектении «Вся святыя помянувше». 264 См. Иоанн Романидис. Цитированное сочинение. С. 96 (на греческом языке). 265 Там же. С. 99. 266 Григорий Богослов. Творения. ЕПЕ. Т. 5. С. 86–90 (на греческом языке). 267 Добротолюбие. Изд. Пападимитриу. Афины, 1984. Т. 2. С. 305, глава 58 (на греческом языке)/Добротолюбие. ТСЛ. 1992. Т. 3. С. 435, глава 162. 268 Там же. С. 301, глава 19 (на греческом языке). В Добротолюбии перевода святителя Феофана (Говорова) эта глава, как и многие другие, опущена – Прим. пер. 269 Добротолюбие. Т. 4. С. 36, глава 34 (на греческом языке)/Преподобный Григорий Синаит. Творения. М., 1999. С. 18, глава 34; см. также Добротолюбие в переводе свт. Феофана. ТС Л, 1992. Т. 5. С. 186, глава 34. 270 См. Андрей Феодору. Идея всеобщего восстановления. Переиздание. Афины, 1959. С. 8 (на греческом языке). 271 Там же. С. 9. 272 Там же. С. 11 и далее. 273 См. Панайот Христу. Греческая патрология. Т. 2. Изд. Патриаршего Учреждения святоотеческих исследований. Фессалоники, 1978. С. 868–869; см. также Андрей Феодору. Указанное сочинение. С. 32 и далее (на греческом языке). 274 См., к примеру, греческий текст Еф. 1,10. – Прим. пер. 275 Триодь. Изд. «Фос». С. 160. 276 Анализ взглядов святителя см. у Андрея Феодору. Идея всеобщего восстановления. Афины, 1959. С. 48 и далее; Панайот Христу. Греческая патрология. Т. 4, Фессалоники, 1989. С. 197 и далее; Афинагор Коккинаки. Архиепископ Фиатирский и Великой Британии. Введение в труды святителя Григория Нисского. ЕПЕ. С. 111 и далее (на греческом языке).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

12; Ep. 1405 (IV 53), 572 (II 72)). Принимая крещение, человек не только очищается от «преступления Адама», но и получает мн. др. дарования, превышающие естество, удостаивается усыновления во Христе и участия в таинствах, становится членом Тела Христова (Ep. 925 (III 125)). На пути к достижению добродетели человек не лишен «божественной помощи» (букв. «соратничества» - συμμαχα, Ep. 968 (III 168)), «силы свыше» ( νωθεν οπ - Ep. 822 (III 22), 1726 (IV 165), 1855 (V 459)). Это последнее выражение, по-видимому, заимствовано у свт. Иоанна Златоуста, который его часто использует. Человеческая свобода воли, с одной стороны, имеет предел, т. к. может быть использована ненадлежащим образом (Ep. 629 (II 129)), с другой стороны, в ней проявляется подлинное величие человека (Ep. 579 (II 79)). Если человек свободно следует воле Божией, Бог приходит ему на помощь, дает ему Свою благодать (χρις). Благодать, согласно И. П., не дается «просто так» (πλς), без предварительной подготовки, но согласно с «расположением воли» принимающего (Ep. 1071 (III 271), 1116 (III 316), 1289 (IV 51), 1372 (IV 106)). Благодать Божия сначала испытывает свойство сердца человеческого и потом уже приступает к самому делу его освящения. Хотя благодать и есть безвозмездный и незаслуженный дар, она изливается не напрасно и не случайно, но в зависимости от веры и усилий человека. Господь, обладая непобедимой силой убеждения, не склонил Иуду следовать добродетели, оставляя место человеческой свободе (Ep. 629 (II 129)). Действиями человека движет, с одной стороны, любовь к Богу, с другой - память о Страшном суде (Ep. 603 (II 103), 659 (II 159), 822 (III 22), 1116 (III 316), 1444 (IV 171)). Однако свободная воля человека должна проявляться не только в вере и словах, но и в конкретных делах, поскольку одна вера сама по себе не спасает (Ep. 873 (III 73), 1206 (III 406), 1428 (IV 64), 1429 (IV 65)). В Ep. 563 (II 63) божественная сила благодати названа «началом, причиной и корнем всякой добродетели». Не только воздаяние за доброделание, но и добродетель сама по себе уже является даром Божиим (Ep. 1607 (V 284)). По мнению И. П., такое учение о монашеской жизни подтверждается жизнью святых основателей монашества, а также в нек-рой степени «внешним воспитанием» языческой культуры, переданной в писаниях древних ( ξωθεν παδευσις - Ep. 379, 503 (II 3), 837 (III 37), 1322 (V 73), 1474 (V 191)). Без сомнения, И. П. предостерегает от слишком высокой оценки этой культуры (Ep. 63, 369, 646 (II 146), 1233 (V 17), 1752 (V 387)). Богословие

http://pravenc.ru/text/674914.html

Михаила в Какодики (нач. 80-х гг. XIV в.), св. Апостолов в Роке (80-е гг. XIV в.), Пресв. Богородицы в Калатенесе (ок. 1390 или вскоре после этой даты), арх. Михаила в Какопетро (1392), вмч. Прокопия в Ливадасе (90-е гг. XIV в.), свт. Иоанна Златоуста в Хаси (кон. XIV в.), св. Иоанна в Анисараки (XIV в.), Пресв. Богородицы и Христа в Кустойерако (XIV в.), Пресв. Богородицы в Скудиане близ Канданоса (XIV в., по мнению Г. Пасарели, XV в.- Πασαρλι. 2005. Σ. 74), Пресв. Богородицы в Айия-Ирини (XIV (?) в.), Спасителя в Склавопуле (нач. XV в.), арх. Михаила в Малатиросе (нач. XV в.), вмч. Георгия Победоносца в сел. Племениана (1409/10), св. Евтихия в сел. Цискиана (ок. 1410), мч. Исидора в Какодики (1420/21), прмц. Параскевы Римской в Хондросе (ок. 1420), св. Апостолов в Сирикари (1427), свт. Иоанна Златоуста в Кадросе (ок. 1430), арх. Михаила в сел. Камилиана (1439/40), вмч. Георгия Победоносца близ Нопийи (1-я пол. XV в.), Благовещения Пресв. Богородицы в Зимбрагосе (ок. 1440-1450), равноап. Константина в Нембросе (1452-1461), прав. Анны в Анисараки (2-й слой росписей 1457-1462), вмч. Георгия Победоносца в Айия-Ирини (1460/61), Спасителя в Палья-Румате (1466), вмч. Георгия Победоносца между селениями Кукунара и Хорефтиана (60-е гг. XIV в.), мц. Кириакии в сел. Ламбриана (XV в.), вмц. Ирины в Малатиросе (ок. 1500), арх. Михаила в Айи-Теодори (ок. 1500 (?)). Особо чтимые святые К. и С. м. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Р. 271-272; Janin R. Cisamus//DHGE. 1953. Vol. 12. Col. 844-845; Τωμαδκης Ν. Β. Επισκοπ κα πσκοποι Κυδωνας (Αγις, Κυδωνας (κα Κισμου) κα Αποκορνου)//Κρητικ Χρονικ. Ηρκλειον, 1957. Τ. 11. Σ. 23-26; idem. Κισμου κα Σελνου, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 589-590; Καλοκρης Κ. Δ. Ιωννης Παγωμνος βυζαντινς ζωγρφος το ΙΔου ανος//Κρητικ χρονικ. Ηρκλειον, 1958. Τ. 12. Σ. 347-367; Μαδερκης Σ. Ν. Ο Κρητικο γιογρφοι Θεδωρος - Δανιλ Βενρης κα Μιχαλ Βενρης//Πεπραγμνα το Δ Διεθνος Κρητολογικο Συνεδρου. Αθναι, 1980. Τ. 2. Σ. 155-179; idem.

http://pravenc.ru/text/1841123.html

Творения. СПб., 1906. Т. XII. Кн. 1. С. 84. 588 Корсунский. Цит. соч. С. 48, 607. 589 Там же. С. 47–72. 590 Там же. С. 47–72. 591 Св. Иустин. Сочинения. М., 1864. С. 266. 592 Св. Иоанн Златоуст. Сочинения. СПб., 1901. Т. VII. Кн. 1. С. 54. 593 Еп. Феофан. Собрание писем. М., 1900. Вып. 7. С. 67. 594 Митрополит Филарет (Дроздов) . О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого Семидесяти и славян­ского переводов Священного Писания. М., 1858. С. 3. 595 Еп. Феофан. Собрание писем. М., 1900. Вып. 7. С. 79. 596 Жития снятых. Февраль. М., 1898. С. 24–25. 597 Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. 1. С. 297. 598 Еп. Феофан. Собрание писем. М., 1900. Вып. 7. С. 68–69. 599 И. А. Чистович . История перевода Библии на русский язык. СПб., 1899. С. 192. 600 Митрополит Филарет. Цит. соч. С. 3–6. 601 Чистович. Ук. соч. С. 271. 602 Еп. Феофан. Собрание писем. М., 1900. Вып. 7. С. 70. 603 Еп. Феофан. Собрание писем. М., 1900. Вып. 7. С. 70. 604 Там же. С. 75. 605 Чистович. Ук. соч. С. 342–343. 606 П. М. Граббе. Доклад по поводу лжеучения прот. Сергия Булга­кова//Деяния Всезарубежного Собора Русской Православной церкви Заграницей. Белград. 1939. С. 732–733. 607 Послание Восточных Православных Патриархов. 1848. С. 39. 608 Чистович. Ук. соч. С. 55. 609 Там же. С. 53. 610 Чистович. Ук. соч. С. 54, 249. 611 ОТ. 14.Х.1983. 576. С. 4. 612 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1900. Т. VI. Кн. I. С. 380–381. 613 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1900. Т. VI. Кн. I. С. 380–381. 614 Migne. PL. Т. 4. Col. 519–520. 615 Idem. Т. 26. Col. 528–529. 616 Блаж. Августин. Исповедь. М., 1914. 617 Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова и речи. М., 1948. С. 239. 618 Православный церковный календарь на 1946 год. М., 1946. С. 44. 619 Патриарх Алексий. Ук. соч. С. 239. 620 Русский хоровой вестник. Прага, 1928. 3. 621 Владимир Поль. Древние мелодии//Возрождение. Париж, 193… 3163. 622 Секс уже прокладывает себе дорогу в экуменических изданиях, где наряду с богословскими статьями помещаются и эроти­ческие картинки (см.: «RISK».

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

192 Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 2. Поучение 32. С. 270—271. Ср.: Там же. Поучение 35. С. 280—282. 193 Преп. авва Дорофей. Поучение 13. 194 Еп: Феофан. Путь ко спасению. С. 283—284. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 28. Подробно об этом см. Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61. 195 Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. §§ 84—85//Добротолюбие. Т. III. С. 98—99; ср. § 29. См.: Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1902. С. 152—269. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. О покаянии и на чтение о грехе Давида С. 893. 196 Преп. авва Дорофей. Послания. С. 208. 197 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 60. С. 218—221. 198 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 2-е. T. V. С. 430. 199 Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 10. 200 Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий. 201 Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий. 202 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289. 203 Он же. Внутренняя жизнь. М., 1899. С. 104. 204 См. Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 97. Добротолюбие. Т. III. С. 71, ср.: Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. М., 1858. С. 253. 205 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. Далее ссылки даются на это издание. Изречения аввы Пимена. §§ 20, 21. См. также. Древний Патерик. Гл. 19, §§ 57—58. Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 81—82. С. 314. 206 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289. Преп. Максим Исповедник. Сот. 1-я, § 93. О возможности освобождения от страстей и достижении совершенства. См. Преп. Макарий Египетский. Слово 3. Гл. 11—13. 207 К. Попов. Блж Диадох и его творения. T. I. С. 515. 208 См. Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот 1-я, § 36. 209 С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 307. 210 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 48-е. С. 210. Подобное же высказывание находим еще раньше у преп. Нила Синайского. 211 Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 98. Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 1-я, § 94: «Исполнением заповедей ум совлекается страстей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

841 Четьи-Минеи, 18 июля. 842 См. Лавсаик, § 23. Повесть об подвижнике Евагрии. С. 288. 843 Пролог, 13 марта. 844 Древний Патерик. Гл. 5, § 40. С. 85—87. 845 Четьи-Минеи, 19 января. 846 Житие преп. Антония, составленное преп. Афанасием Великим. Сергиев Посад, 1903. С. 7. 847 Лавсаик. § 27. С. 124—131. 848 Там же. § 21. С. 93—100. 849 Четьи-Минеи, 13 февраля. 850 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 252 и далее. 851 Примеры усиленной брани с блудной страстью этими способами см.: Лавсаик, §§ 21, 90. 852 Четьи-Минеи, 13 июля. Древний Патерик. Гл. 5, §§ 13, 14. С. 71. 853 Четьи-Минеи, 25 июля. 854 Четьи-Минеи, 13 апреля. 855 Четьи-Минеи, 1 апреля. Случаи и примеры искушений блуда и борьбы с ним см. также: Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 3, 14, 19, 27, 39, 93, 154, 186, 189, 204, 205, 217. 856 Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 69. 857 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 64. 858 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 209. 859 Преп. Исаия. Слово 24//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник §§ 533, 535. См. также: Еп. Феофан. Указ. соч, С. 203, Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 46. 860 Преп. Исаия. Слово 24, § 531. С. 200. 861 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 59, Добротолюбие. T. III. С. 206, преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 8; преп. авва Исаия. Слово 16, § 21. 862 Преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср.: Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44 (О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот) 863 Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69. 864 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 666. 865 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 78. 866 Преп. авва Исаия//Еп. Игнатий Брянчанинов, Отечник. § 273. С. 168. 867 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. 868 Там же. С. 283—284. 869 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 2, гл. 27. С. 293—294. Более подробно см. ч. 1, гл. 28. С. 125—129. 870 Древний Патерик. Гл. 5, § 33. С. 81. 871 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. 872 Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 2. Поучение 32. О страстях. С. 271—272.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСТРОЖНИЦКИЕ ЛИСТКИ (Кон. XI - нач. XII в.), фрагменты 2 пергаменных листов из Минеи праздничной восточнослав. (древнерусского) извода, памятник книгописания и книжной культуры юга Руси, возможно, галицко-волынского происхождения. О. о. были найдены в 1927 г. чехословацким филологом укр. происхождения И. А. Панкевичем в переплете Евангелия, принадлежавшего униатской церкви в с. Острожница (ныне не существует) в Вост. Словакии. Он же установил, что отрывки содержат фрагменты службы (стихиру) ап. Иакову, брату Господню (23 окт.), и канона (песни 3 и 7) вмч. Димитрию Солунскому (26 окт.) прп. Иоанна Дамаскина. Впосл. тексты памятника частично реконструировал словац. славист Л. Матейко, который установил тип Минеи (праздничная, а не служебная) и показал соответствие структуры служб древнейшим восточнослав. Минеям. Датировка памятника основана на графико-орфографических особенностях текста. После 1957 г. О. о. считались утраченными, но недавно были обнаружены в архиве Панкевича, хранящемся в б-ке Страговского мон-ря в Праге. Изд.: Панькевич I. Ocmpoжhuцki nepraмihobu листки XI-XII ст.//Jazykovedný sbornik Slovenskej akadémie vied a umeni. Brat., 1951. T. 5. S. 248-258. Лит.: Панькевич И. Острожницкие пергаменные отрывки минеи XI-XII вв.//Bsl. 1957. Vol. 18. S. 271-274; Matejko L. K ureniu, interpretacii a datovaniu Ostronickych zlomkov//Slavica Slovaca. Brat., 1995. Ro. 30. N 1. S. 4-15. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением "

http://pravenc.ru/text/2581673.html

Мефодия Патарского и приписывавшийся свт. Афанасию Великому трактат «О девстве» ( Grillet B. Introduction générale//SC. 125. P. 35-36). 2 пастырских послания: «К живущим вместе с девственницами» (Πρς τος χοντας παρθνους συνεισκτους; Contra eos qui subintroductas habent virgines; CPG, N 4311; PG. 47. Col. 495-514; Dumortier. 1955. P. 44-94; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 247-271) и «О том, что церковные девственницы не должны жить с мужчинами» (Περ το τς κανονικς μ συνοικεν νδρσιν; Quod regulares feminae viris cohabitare non debeant; CPG, N 4312; PG. 47. Col. 513-532; Dumortier. 1955. P. 95-137; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 272-294), написаны, вероятно, ок. 398 г.. в начале к-польского служения И. З. ( Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 464; Παπαδπουλος. 1999. Τ. 1. Σ. 132-133). Хотя издатель критического текста посланий Ж. Дюмортье, основываясь на свидетельстве Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3), датировал их 381-382 гг., H. Эдкин показал неубедительность его аргументации ( Adkin. 1992. P. 255-266; Mayer. 2005. P. 431. Not. 581). В них святитель касается проблемы «сожительниц» (συνεσακτοι, virgines subintroductae), когда ведущие аскетический образ жизни мужчины и женщины проживали в одном доме. В 1-м послании И. З. обращается к клирикам и осуждает распространившийся среди них обычай приглашать девушек, давших обет безбрачия, к себе в дом для того, чтобы они помогали им по хозяйству и жили с ними как благочестивые сестры. Святитель уличает их в тайном сладострастии и говорит о том, что такая практика вводит в искушение других и не соответствует евангельскому благочестию. Во 2-м послании И. З. обличает церковных женщин, посвятивших себя девству, но живущих с мужчинами под одной крышей, поскольку, даже если в подобных случаях дело и не доходит до греха, это может вызвать у людей подозрения и ложные слухи, что хуже самого греха,- ведь такое поведение не только позорит людей, но и порочит высокий христ. идеал девства. Ряд сочинений И.

http://pravenc.ru/text/540881.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010