В том же кресте повыше подножия вторый ковчег сребрянный золоченый; в нем часть самаго же Древа Креста Господня, весом шестьдесят пять золотников». Оба ковчега со святынями не сохранились. В документе перечисляются также 14 серебряных звезд с частями камней: «пещеры, где родился Господь»; «пещеры, где постился Господь»; Гроба Пресв. Богородицы; пещеры, где св. Иоанн Предтеча скрывался от Ирода; «пещеры, идеже молился Иоанн Предтеча»; «трапезы, на ней же угости Авраам Святую Троицу»; «жезла Моисеева, им же пресече Чермное море»; 7 камней без подписи. 97 частиц мощей (в наст. время - 94) названы в порядке их расположения на К. к. («с возглавия Креста, от левой руки к правой»): вмч. Георгия, мч. Христофора, мч. Трифона, мч. Прокопия, вмч. Димитрия, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона, мч. Анастасия, прор. Даниила, равноап. царя Константина, евангелиста Матфея, ап. Андрея, св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, вмч. Иакова Перского, сщмч. Елевферия (по надписи сщмч. Еферия, еп. Херсонесского), свт. Ионы Московского, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Киприана, прп. Алексия, человека Божия, свт. Нектария К-польского, мч. Агафоника (в наст. время свт. Афиногена), свт. Петра Московского, сщмч. Климента Анкирского, сщмч. Петра Александрийского, сщмч. Василия Анкирского (в наст. время свт. Василия Великого), свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, ап. Тита, ап. Фомы, ап. Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, евангелиста Марка, ап. Иакова, брата Господня, прав. Лазаря, ап. Тимофея, евангелиста Луки, ап. Иоанна Зеведеева (по надписи ап. Иакова Зеведеева), свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого (в наст. время сщмч. Василия Анкирского), свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Епифания Кипрского, сщмч. Акепсима, прп. Андрея Критского, свт. Григория Паламы, сщмч. Ермолая, сщмч. Афиногена, свт. Филиппа Московского, вмч. Феодора Тирона, свт. Гурия Казанского, свт. Алексия Московского, мч. Евстратия, мч. Каллиника, мч. Кирика, мч.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

7 . Какие канонические определения и мнения свт. Василия, принятые полнотой Православной Церкви, вы знаете? 3 .1.3. Свт. Григорий Богослов. Учение о Св. Троице; полемика с арианством. Богопознание. Раскрытие православной христологии и сотериологии в полемике с Аполлинарием. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Григорий Богослов //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Григорий Богослов . Слово на Пасху. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия? 2 . Охарактеризуйте значение богословских терминов «природа», «сущность», «лицо», «ипостась» в учении свт. Григория Богослова . 3 . Каково учение свт. Григория о богопозании? 4 . Приведите основные аргументы свт. Григория в его христологической полемике против Аполлинария. 5 . Какова была роль свт. Григория в работе II Вселенского собора? 3 .1.4. Св. Григорий Нисский. Триадология, полемика с арианством. Космология, христология, сотериология. Восхождение на гору богопознания и образ Моисея: мистическое богословие. Аллегорическое толкование «Песни Песней». Учение об именах. Антропология по труду «Об устроении человека». «Большое огласительное слово». Особенности эсхатологии. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Григорий Нисский //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Григорий Нисский . О жизни Моисея Законодателя. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий Нисский ? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия и свт. Григория Богослова? 2 . Как свт. Григорий обосновывает единство Лиц Пресвятой Троицы? 3 . Охарактеризуйте мистическое богословие свт. Григория. В каких творениях свт. Григория это учение выражено ярче всего?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Хотя основная тематика данной конференции посвящена творчеству свт. Иоанна Златоуста , полагаю, что не будет совсем неуместным, поговорить сегодня о творчестве свт. Евлогия Александрийского. Между ними, при всем различии и в том числе хронологическом (в 2 столетия), можно найти пусть и далекие, но все же параллели. Все мы прекрасно знаем, что в этом году круглая дата – исполняется 1600 лет со дня кончины свт. Иоанна Златоуста . Совершая память свт. Евлогия мы тоже празднуем круглую дату. В этом и следующем году исполняется 1400 лет со дня кончины свт. Евлогия Александрийского. Он скончался по разным сведениям в 607–608 гг. 13 февраля по старому стилю, 26-го по-новому. Так что праздновать его память мы можем два года. Дальнейшие сходства еще более тесные: свт. Иоанн Златоуст был выходцем из Антиохии и ставленником на другой кафедре – в Константинополе. Свт. Евлогий Александрийский был тоже выходцем из Антиохии и ставленником на другой кафедре – в Александрии, но рукоположен был также, как и Иоанн Златоуст в Константинополе. Если свт. Иоанн Златоуст был кафедральным проповедником в Антиохии до своего рукоположения, то свт. Евлогий Александрийский был игуменом Богородичного «Юстинианова» монастыря в Антиохии и как ревнитель православия, был удостоен должности синкелла Антиохийского патриарха (J. Maspero. P. 259), а также возглавлял странноприимный дом (ξενοδοχεου) (Joan. Eph. Hist. eccl. I, 40). То есть их церковные должности были весьма близки. Каждый из них был, до своего архиерейского рукоположения, «правой рукой» своего епископа. И тот и другой писали на экзегетические темы, писали против еретиков (в частности против новациан и иудеев). Впрочем, на этом сходства заканчиваются. У свт. Евлогия мы не встретим ни такого огромного объема сочинений, как у Иоанна Златоуста (даже то, что дошло от него – сохранилось в отрывках и пересказе свт. Фотия). У свт. Евлогия нет собственно экзегетических творений, как у свт. Иоанна, вся его экзегетика вкраплена в его богословие, у него почти нет сочинений нравственно-назидательного и аскетического характера. Зато у него есть то, что отличает его от Иоанна Златоуста – мощный пласт христологической проблематики – полемики против монофизитов, характеризующейся скрупулезной аналитикой богословских категорий (ипостась, природа, свойство и др.), о чем у свт. Иоанна возможно не было склонности теоретизировать. И конец их жизни был разным – свт. Иоанн скончался в ссылке, а свт. Евлогий – на своей кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

Г. И. Беневич Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) Значение свт. Александра Александрийского в истории арианских споров очень велико и в определенном смысле является решающим. Свт. Александр является первым значительным оппонентом Ария; он в немалой степени сформулировал основные идеи антиарианской полемики, перенятые у него свт. Афанасием Александрийским и другими православными богословами; важно также, что свт. Александр играл значительную роль на I Вселенском соборе, на котором было осуждено учение Ария. Свт. Александр родился около 250 г. Он был любимым учеником св. Петра, патриарха Александрийского 153 , который стал мучеником в 311 г. Известно, что свт. Александр установил день памяти Петра 154 ; сохранился панегирик свщмч. Петру, приписываемый свт. Александру 155 , дошедший на коптском языке 156 . После смерти св. Петра Александрийская кафедра какое-то время оставалась вдовствующей, и затем, после недолгого правления свт. Ахиллы, в 312 г. патриархом Александрийским стал свт. Александр. Почти ничего не известно о деятельности свт. Александра до возникновения арианских споров. Когда споры об учении Ария стали охватывать народ Александрии, свт. Александру Александрийскому был сделан донос на Ария 157 . Сначала свт. Александр не воспринял это обвинение всерьез и занял нейтральную позицию, посчитав данный вопрос одним из тех, которые могут обсуждаться в Церкви и относительно которых возможны публичные диспуты 158 . Затем, когда Арий обвинил свт. Александра в савеллианстве из-за слов, произнесенных последним: «Святая Троица есть в Троице Единица», утверждая, в противовес свт. Александру, что было, когда не было Сына, – Александр окончательно встал на сторону осуждающих учение Ария и запретил ему проповедовать свое учение 159 . Однако Арий, который был весьма популярен в александрийской среде, не внял запрещениям свт. Александра. Испробовав все возможности устного и письменного убеждения ариан, свг. Александр созвал собор с участием около ста епископов Египта, Ливии и Пентаполя (320–321 гг.) и отлучил от Церкви Ария и его сторонников (двух епископов, шесть пресвитеров и шесть диаконов), а также в окружном послании объявил об этом всем Церквам 160 . В этом послании свт. Александр пишет об осуждении Ария и его последователей и просит не принимать их в церковное общение. Он кратко излагает учение Ария и кратко опровергает его. Это отлучение послужило распространению споров по всему христианскому Востоку и допустило придание арнанским спорам общецерковного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В седмицу 34ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33й седмицы. Апостол и Евангелие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф. от полу). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане…». В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1й: «Отче Феофане богомудре…», «И ныне» – праздника, глас 4й: «Трепеташе рука Крестителева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – свт. Феофана, глас 5й: «Преблаженне отче Феофане…», «И ныне» – праздника, глас 4й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст . Отпуст: «Иже во Иордане…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Кафизмы 4я и 5я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория). По 2м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4й: «Богоявления время…» (см. в службе свт. Григория).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Кроме того, в 382–386 гг. свт. Григорий Нисский играл немаловажную роль в церковных делах в Малой Азии. Так, на Пасху 383 г. он направил епископу Литойю, преемнику Отрия Мелитинского по кафедре, каноническое послание, касавшееся различных вопросов покаянной дисциплины (Epistula canonica ad Letoium). Однако, начиная с 386 г., влияние свт. Григория Нисского в церковных делах также начало постепенно падать. Он стал объектом различных нападок. Так, в 386 г. свт. Григорий Нисский был вынужден писать епископу Феофилу Александрийскому, оправдываясь от обвинений в склонности к антиохийской христологии. В 386–387 гг. свт. Григорий Нисский написал несколько малых трактатов, оправдываясь от обвинений в тритеизме. Кроме того, начиная уже с 381 г., у свт. Григория Нисского не сложились отношения со своим митрополитом Элладием Кесарийским. Помимо того факта, что они оба в равной мере были назначены хранителями Православия в Понте, что могло ущемлять честолюбие митрополита, этого властного и богатого церковного вельможи, кто-то оклеветал свт. Григория Нисского перед Элладием, который стал относиться к свт. Григорию Нисскому очень недоброжелательно. Злые языки поговаривали, что свт. Григорий Нисский был для него причиной каких-то „великих зол“ (τν μεγστων κακν) 113 и „многих обид“ (π πολλος δικμασιν) 114 , скорее всего связанных с присвоением свт. Григорию Нисскому его прерогатив, что может подтверждаться фактом сопротивления свт. Григория Нисского избранию Геронтия – кандидата, выдвинутого Элладием на замещение должности епископа Никомедийского 115 . Не дожидаясь реакции митрополита, свт. Григорий Нисский решил сам поехать к Элладию, чтобы уладить разногласия. Возвращаясь из Севастии после первого поминовения год назад 116 умершего брата Петра, епископа Севастийского, свт. Григорий Нисский заехал в Кесарию Каппадокийскую. Под палящим солнцем свт. Григорий Нисский долго дожидался аудиенции, но Элладий отнесся к нему очень холодно, не стал слушать его объяснений и, даже не предложив отдохнуть, отослал ни с чем в обратный путь под проливным дождем 117 . Впрочем, все эти испытания не прервали неутомимой деятельности свт. Григория Нисского , но лишь придали ей новое направление. Отойдя от церковной политики и догматических споров, свт. Григорий Нисский полностью обратился к духовной жизни. В Ниссе он устроил монастырь 118 , а в своих сочинениях этого времени попытался придать малоазийскому монашеству, уже получившему внешнюю организацию трудами его брата свт. Василия, внутреннее мистическое содержание, которого ему недоставало 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

На земле Хиландарского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт.Иоанна Богослова, Свт. Иоанна Предтечи, Благовещенская, Трех святителей, Св. Игнатия Богоносца, Святой Троицы (1-я), Святой Троицы (2-я), Свт. Николая, Рождества Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Петра и Онуфрия, Положения пояса Богородицы, Святой Троицы, Свт. Николая, Свт. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, Св. Иоанна Предтечи,Трех Святителей, Апостола Андрея Первозванного, Мученика Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения, Архистратига Михаила. На земле монастыря Григориат: Благовещения. На земле монастыря Филофей: Св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Свт. Николая, Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Каракал: Воздвижения Креста Господня. На земле монастыря Кутлумуш: Великомученицы Варвары, Свт. Николая Чудотворца, Свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: Св. Артемия, Св. Георгия (Кераши), Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Богослова (2-я), Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Прп. Макария, Св. великомученика Георгия, Свт. Иннокентия, Рождества Пресвятой Богородицы. На земле монастыря Симона-Петра: Благовещенская. На земле монастыря Пантократор: Свт. Тихона Задонского, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Свт. Митрофана Воронежского, Свт. Димитрия Ростовского, Прп. Сергия Радонежского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Св. Косьмы и Дамиана, 12-ти Апостолов, Скоропослушницы Божией Матери, Сретения Господня, Свт. Николая Чудотворца, Свт. Николая (2-я), Св. Димитрия Солунского, Св. Саввы Освященного, Св. Андрея Первозванного и св. равноап. Нины. После 1917 года Русский монастырь лишается своей защиты от Российской Империи. Одновременно в эти годы на Балканах происходят свои исторические катаклизмы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1741

См.: Св. Иустин Философ. О воскресении. Гл. 5, 6//Творения. М., 1995. С. 473–475. 1033 Свт. Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых. Гл. 6//PG. 50, 249; На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2//PG. 62, 436. 1034 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 160. 1035 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 12. М., 1991. С. 300. 1036 Св. Иустин Философ. О Воскресении. Гл. 9//Творения. М., 1995. С. 482. 1037 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 158–159. 1038 Татиан. Речь против эллинов. Гл. 6//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 375. 1039 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 2–3. М., 1991. С. 294–295; См. и Правила святых Апостолов, 5 : 7, 2//ΒΕΠΕΣ. 2, 79 (12–15). 1040 Свт. Афанасии Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 114//ΒΕΠΕΣ. 35, 134–135. 1041 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2–3//PG. 62, 436–440. 1042 Свт. Мефодий Олимпский. О воскресении. Ст. 40//ΒΕΠΕΣ. 18, 137 (32–37). 1043 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 1. Сергиев Посад, 1994. С. 4–12. 1044 Свт. Иоанн Златоуст. Отрывок беседы на блаж. Иова//PG. 64, 620D. 1045 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 467. 1046 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 2//PG. 61, 356–357. 1047 Там же, беседа 42, 2//PG. 61, 364–365. 1048 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 3//PG. 61, 470. 1049 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 473. 1050 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное… Поучение 18. Ст. 18. М., 1991. С. 305. 1051 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 85. 1052 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 877 А. 1053 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 3//PG. 61, 359. 1054 Свт. Григорий Нисский. О тех, кого оплакивают…//PG. 46, 532. 1055 Г. Μαντζαριδου. Παλαμικ. Θεσσαλ., 1973. Σ. 260. 1056 Свт. Иоанн Златоуст. О наслаждении будущими (благами). Гл. 6//PG. 51, 352–353. 1057 Π. H. Трембелас, комментируя слова Деяний: «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима» (Деян. 1, 4), — приводит мнение Феофилакта Болгарского, который замечает: «После Воскресения (Господь) уже не по необходимости ел и пил, но только чтобы уверить всех в истинной природе тела, которое и добровольно пострадало, и воскресло, как подобает Богу… А то, каким образом (все это произошло), — не нам сказать. Но все это произошло некоторым необычным образом: не потому, что природа нуждалась в пище, но по снисхождению (Его) к доказательству Воскресения» (Π. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα ες τας Πρξεις των Αποστλων. " Αθναι, 1955. Σ. 51–52). 1058

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Athanasius Alexandrinus episcopus Epistola ad Amunem monachum//PG 26, 1169–1176. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Послание к монаху Амуну//Творения: в 4 т. – Репр. воспр. изд. 1902–1903 гг. – М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 3. – С. 366–370. Quaestiones ad Antiochum//PG 28, 597–700. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. Вопросо-ответы к Антиоху. Epistola ad Dracontium//PG 25b, 523–534. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Письмо к Драконтию//Творения: в 4 т. – Т. 2. – С. 3–11. Apologia contra arianos//PG 25b, 247–410. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. Защитительное слово против ариан//Там же. – Т. 1. – С. 287–398. Apologia de fuga sua//PG 25b, 643–680. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Защитительное слово, в котором святой Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом//Там же. – Т. 2. – С. 76–98. De incamacione Domini Jesu Christi, contra Apollinarium//PG 26, 1093–1166. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Против Аполлинария книга первая: О воплощении Господа нашего Иисуса Христа//Там же. – Т. 3. – С. 315–340. Он же. Против Аполлинария книга вторая: О спасительном пришествии Христовом//Там же. – С. 340–361. In passionem et crucem Domini//PG 28, 185–250. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. О страдании и кресте Господа. De sacris imaginibus//PG 28, 709–710. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. О священных изображениях. De sententia Dionysii//PG 25b, 479–522. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский собор, думает противно арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними//Творения: в 4 т. – Т. 1. – С. 444–471. De synodis//PG 26, 681–794. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Послание о Соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской//Там же. – Т. 3. – С. 92–165. De virginitate//PG 28, 251–282. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. О девстве, или о подвижничестве//У истоков культуры святости: Памятники древне-церковной аскетической и монашеской письменности. – М.: Паломник; Сибирская благозвонница, 2002. – С. 131–176. Epistolae heortasticae//PG 26, 1359–1444. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. Праздничные послания святого и богоносного Афанасия//Творения: в 4 т. – Т. 3. – С. 376–524. Historia arianorum ad monachos//PG 25b, 695–796. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. Послание епископа Афанасия к монахам, повсюду пребывающим, о том, что сделано арианами при Констанции (История ариан)//Там же. – Т. 2. – С. 107–176. Orationes contra arianos//PG 26, 11–526. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. На ариан слово первое. На ариан слово второе. На ариан слово третье. На ариан слово четвертое//Там же. – Т. 2. – С. 176–494. Synopsis Scripturae sacrae//PG 28, 283–438. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. Краткое обозрение Священного Писания. Quaestiones in Scripturam//PG 28, 711–774. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. Вопросы на Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

почитателей, в числе к-рых была и имп. Евдоксия . Жалоба его состояла в том, что Серапион отказал епископу в должном почтении и даже не встал со своего места. Он требовал отлучения Серапиона от Церкви. Серапион клятвенно заверил, что не заметил появления епископа, и был оправдан Собором. Севериан порвал отношения со свт. Иоанном. Императрица призывала свт. Иоанна к примирению, к-рое и состоялось осенью того же года. Оба епископа произнесли по этому поводу речи. Но Севериан вскоре проявил себя как один из главных врагов свт. Иоанна Златоуста; Палладий , еп. Еленопольский, приписывает ему инициативу последней, предсмертной ссылки святителя в Питиунт ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 11). Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 11. Собор 403 г. В связи с делом свт. Иоанна Златоуста в К-поле происходили церковные собрания. Весной 403 г. в столицу прибыл свт. Епифаний Кипрский , к-рого Феофил Александрийский включил в борьбу против оригенизма. Проведя на Кипре Собор против Оригена , свт. Епифаний хотел, чтобы постановления этого Собора были приняты и в К-поле. Одной из его целей было изгнание из столицы Длинных братьев, к-рых еп. Феофил обвинил в оригенизме. Не только свт. Иоанн Златоуст, но и имп. Евдоксия взяла их под свою защиту. Отвергнув гостеприимство свт. Иоанна Златоуста, свт. Епифаний антиканонически совершал богослужения и даже хиротонисал без разрешения свт. Иоанна как местного архиерея. Он убедил нек-рых из пребывавших в столице епископов подписать постановления кипрского Собора, но большинство, как говорит Созомен ( Sozom. Hist. eccl. VIII 14), отказалось, а еп. Феотим Скифский даже резко критиковал свт. Епифания за участие в кампании против Оригена. Противники свт. Иоанна Златоуста планировали Собор в одной из главных столичных церквей - св. Апостолов. Свт. Епифаний должен был публично осудить книги Оригена, отлучить от Церкви оригенистов и призвать народ противодействовать свт. Иоанну, их поддерживавшему. Но лишь свт. Епифаний вошел в церковь, к нему обратился с речью от лица свт.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010