μ θλων; и относится κ Богу-Отцу: «Хотящий Бог Отец или не хотящий?» Тем не менее, Григора не искажает здесь мысль Богослова, т. к. в другом предложении тот действительно проводит аналогию с отцом своего оппонента, хотя и в других словах: «Ты сам от какого родился отца – от хотящего, или от не хотящего?» 500 По-гречески здесь трудно передаваемая по-русски игра слов: ο λγοις μνον, οδ» ργοις μνον, λλ κα πρξεσιν ελγοις κα λγοις μπρκτοις. 504 Idem, Epistulae, Ep. 140, 2.1 (TLG 2040 004) (в pyc пер: Письмо 135 (140). K Антиохийской Церкви). См. издание писем: Saint Basile, Lettres, 3 vols., ed. Y. Courtonne (Paris, 1:1957; 2:1961; 3:1966), vol. 1, p. 3–219; vol. 2, p. 1–218; vol. 3, p. 1–229. 509 Joannes Chrysostomus, Ad eos qui scandalizati sunt, 3,10.4, греч. текст в: Jean Chrysostome, Sur la providence de Dieu, ed. A. M. Malingrey (Paris, 1961) (Sources chretiennes, 79), p. 52–276 (TLG 2062 087). 512 Idem, In epistulam ad Ephesios (homiliae 1–24), 19, b: PG, vol. 62, col. 133A. Златоуст здесь, несомненно, употребляет аллюзию на знаменитое изречение, приписываемое Сократу: «Одно то я знаю, что ничего не знаю» (ν οδα τι οδν οδα). 515 Исаак Сирин (Сириянин, греч. σακ Σρος; ум. ок. 700 r.) – епископ Ниневийский, затем отшельник, духовный писатель, автор аскетических наставлений, известных византийцам в переводах с сирийского. Почитается в православной церкви в лике преподобных, память 28 января по юлианскому календарю. 516 Греческий текст найти не удалось. См. русский перевод: Исаак Сирин , Слово 9. О чине и уставе новоначальных, и о том, что прилично им: «Как мечущегося на всех льва избегай рассуждений о догматах: не сходись для этого ни с питомцами Церкви, ни с чужими». (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижническия (M., 1993), с. 48). 517 Иоанн Лествичник (т. е. автор Лествицы; греч. ωννης τς Κλμακος; 525–595 (605) или 579–649) – христианский богослов, философ, игумен Синайского монастыря. Почитается в православной церкви в лике преподобных, память в 4-ю неделю Великого поста и 30 марта по юлианскому календарю. –

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

617–618. Две Минеи четьи обе Ноябрь месяц, скорописные, в десть. 619. Минея четья скорописная месяц Март, в полдесть. 620. Книга четья Соборник в десть, ветх, в начале пишет в неделю первую поста. 621. Книга четья Соборник в десть, в начале Июля первое число мучение святых чудотворцев Козмы и Домияна. 622. Книга Соборник ветх, в полдесть, Златоуст. 623. Книга Соборник мучение святого мученика Прокопия. 624. Книга Соборник в полдесть, ветха в начале Сентября в 1 день индикта начало. 625. Книга Соборник в полдесть, в начале многосложный свиток. 626. Книга Соборник в десть, в начале Августа в 1 день страсть святых мученик Макковей. 627. Книга четья в полдесть, в начале житие Евпраксии. 628. Книга четья Деонисия, в полдесть. 629. Книга Саввы Сербского, в полдесть. 630. Книга Исака Сирина, в десть, ветха. 631. Книга Иоасафа царевича, в десть. 632. Книга Петра Дамаскина, в полдесть. 633. Книга преподобных Зосимы и Савватия в полдесть. 634. Псалтырь толковая письменная, в полдесть. 635. Книга Правило Святых Отец, в полдесть. 636. Книга Патерик азбучный, в десть. 637. Алексадрия, в полдесть 638. Два Пролога в десть, во весь год. 639. Псалтырь толковая, в полдесть ветха. 640. Книга Моисеев исход, в полдесть печать Литовская. 641. Книга пресвятые Богородицы о Печерском монастыре, письменная, в полдесть. Блаженной памяти Великий Государь, святейший Патриарх, Филарет Никитич, Московский и всея Русии, пожаловал книг: 642. Евангелие вседневное толковое, Четыре евангелисты письменные, да 643. Псалтырь толковую, первую половину десять кафисм, письменную, оболочена бархатом зеленым, застежки и спни серебряные поволочены, да другую половину десять кафизм и с песньми, письменная оболочена кожею красною, жуки и застежки медные. 644–645. Две триоди, Постная да Цветная, харатейные, в десть. 646–647. Два Октая, оба первого гласу, харатейные, один в десть, а другой в полдесть. 648. Минея четья Месяц Октябрь письменный, в десть. 649. Книга Кануны и житие Ростовских чудотворцев, письменная, в полдесть, в красной коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Иоанна Златоустог о, он в 1435 г. воздвиг на том же основании новую церковь каменную у себя на дворе. Строили ее мастера Новгородские и немецкие из-за моря, но неудачно было первоначальное строение; как только мастера сошли с лесов, в тот же час упали своды, и владыка Евфимий должен был вторично созидать храм 646 . Внезапное падение этой великолепной церкви многие суеверные Новгородцы тогда же приняли за предзнаменование скорого падения народной державы. «И егда мастеры, говорит летописец, отступиша вси от церкви, и церковь вся и до основания падеся великим разрушением: и се знаменье показася, яко хощет власть Новгородских посадник и тысяцких и всех бояр и всея земли Новгородские разрушитися» 647 . Далее летопись Новгородская упоминает о церкви каменной святителя Петра митрополита, на вратах у св. Софии 648 и о другой, святителя Николая, на дворе владычнем 649 : расписан был и притвор западный св. Софии у Корсунских врат 650 . У себя на сенях поставил Евфимий теплую каменную церковь ангела своего, торжественно освятил ее и благолепно украсил 651 ; на Ярославле дворище сооружена им церковь Жен Мироносиц, которая поныне там красуется; в околотке устроена церковь св. Бориса и Глеба, на старом основании 652 . Повелением архиепископа воздвигнута новая каменная церковь Предтечи на опоках, на место обветшавшей, церковь архангела Михаила на торговой стороне, святителя Николая на выезде города, Введения Богоматери на Прусской улице и каменная церковь св. Илии в Славне, на старой основе 653 . Здесь поименованы только главные храмы, но много и иных деревянных сооружено им в Великом Новгороде, который много страдал от пожаров во время его святительства, «грехов ради народа, по словам летописца, чтобы покаялись от своих злоб и неправд». Самый ужасный, о коем упоминает летопись, случился в мае 1442 г.; едва тогда не выгорел весь Новгород, пострадало до 12 церквей каменных; много погибло тогда христианских душ 654 ; а три года спустя, жестокий голод опустошил Новгород и продолжался в течении нескольких лет, так что по стогнам только были слышны рыдания и плач, дети умирали пред глазами родителей, отцы и матери пред детьми, и многие разошлись по разным странам, «кто в литву, кто в латыньство, инии же бесерменьству и жидам из хлеба даяхуся и гостем» 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

104 См. высказывание о мытаре: «Он стал вдали и очень был далек от фарисея не только по расстоянию места, но и по одежде, по словам и по сокрушению сердца. Он стыдился поднять глаза свои к небу, считая их недостойными созерцания горних предметов, так как они любили смотреть на блага земные и пользоваться оными. Он ударял себя в грудь, как бы поражая сердце за лукавые советы и пробуждая оное от сна к сознанию» (Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Т. 1. Киев, 2006. С. 527–528). 105 См. у Златоустого отца: «А чтобы убедиться тебе, какое великое благо – не мечтать о себе ничего великого, представь в уме две колесницы, из которых в одну запряги праведность в высокомерии, а в другую – грех со смиренномудрием, и ты увидишь, что колесница греха опередит праведность не собственной силой, но силой сопряженного с ним смиренномудрия; а колесница праведности отстанет не по немощности праведности, но по тяжести и громадности высокомерия. Как смиренномудрие своей превосходной высотой преодолевает тяжесть греха и быстро восходит на небо, так высокомерие, по своей великой тяжести и громадности, может пересилить и превыспренную праведность и легко увлечь ее вниз. А что первая колесница бывает быстрее последней, вспомни о фарисее и мытаре. Фарисей впряг вместе праведность и высокомерие и говорил так: Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочие человецы, хищницы, неправедницы или якоже сей мытарь. О безумие! Его высокомерие не удовольствовалось сравнением со всем родом человеческим, но с великим неистовством напало и на близ стоящего мытаря. Что же тот? Он не восстал против поношения, не оскорбился укоризной, но великодушно перенес сказанное, и стрела врага сделалась для него врачевством и исцелением, поношение – похвалой, укоризна – венцом» (Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. Сергиев Посад, 2012. С. 648–649). 106 Явная реминисценция из Лк. 15:13 , где говорится, что младший сын пошел в дальнюю страну (ες χραν μακρν) и «там расточил имение свое, живя распутно (ζων στως)». Свт. Феолипт называет этого сына просто «распутник» (о σωτος). Согласно блж. Феофилакту, «грешник называется младшим сыном как нововводитель, отступник и возмутитель против отеческой воли. Под словом имение понимай разумность, которой подчиняется и свобода, ибо всякое разумное существо свободно. А уход блудного сына в дальнюю страну подразумевает удаление от Бога» (Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Т. 1. Киев, 2006. С. 495).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

А. А. Лукашевич Иконография Г. Б. изображается седовласым старцем с большими залысинами на лбу, с широкой бородой средней длины. Святитель облачен в фелонь (как правило, крещатую), омофор, в руках - Евангелие или развернутый свиток; в памятниках с нач. XVII в. встречаются изображения в саккосе и митре. Сцены из жизни свт. Григория Богослова. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. 880-883 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 452r) Сцены из жизни свт. Григория Богослова. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. 880-883 гг. (Parisin. gr. 510. Fol. 452r) в системе монументальной росписи изображение Г. Б. как отца Церкви и автора литургических гомилий уже в VII в. занимает особое место и представлено в чине прославленных святителей, размещаемом в алтаре (ц. Санта-Мария Антиква в Риме, ок. 649), святители показаны фронтально в рост, облачены в некрещатые фелони, с омофорами; изображение Г. Б. помещается в большинстве случаев рядом с образом свт. Василия Великого. Этот наиболее ранний тип изображения, несмотря на то что представлен в памятниках монументального искусства разного времени, характерен для ранней формы декорации центральной апсиды храмов: Панагии Халкеон в Фессалонике (1028); мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) - в сев. конхе алтаря напротив образа свт. Афанасия Великого; Св. Софии Киевской (1037-1045) - в левой части святительского ряда вслед за фигурой свт. Николая Мирликийского; св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос (XI в.); Эски-Гюмюш в Каппадокии (XI в.) - среди святителей, представленных по сторонам фигуры Богоматери Оранты; в Палатинской капелле в Палермо (1146-1151). Известны примеры размещения святительского чина в др. частях храма, напр. роспись в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; не сохр., известна по рис. Г. Фоссати) - Г. Б. среди образов 14 святителей наряду с пророками. Изображение святительского чина этого извода в крещатых ризах (полиставриях) встречается с кон. XI в.: Атени Сиони (кон. XI в.); ц. Спаса на Нередице в Новгороде (1199; Г. Б. между святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим); в апсиде парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321).

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Обычно ей дают такое определение, как, например, святитель Феофан Затворник († 1894): «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу» (Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1895. С. 406). Он резюмирует здесь классические определения молитвы, в частности святителя Иоанна Златоуста († 407): «Молитва – основание всякого блага и способствует к достижению спасения и вечной жизни... Всякий, молясь, беседует с Богом; а как много значит, будучи человеком, говорить с Богом, знает каждый... Что могло бы быть святее беседующих с Богом? Что праведнее? Что благороднее? Что мудрее?» ( Иоанн Златоуст , свт. О молитве//Творения. СПб., 1898. Т. 2. Кн. 2. Слово второе. С. 837). Похожее определение находим у преподобного Иоанна Лествичника († 649): «Молитва по качеству своему есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же своему она есть утверждение мира, примирение с Богом, мать и вместе дочь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, обнаружение духовного устроения, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд и престол Судии прежде Страшного Суда» ( Иоанн Лествичник , прп. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232–233). Известное полемическое Послание восточных патриархов (1723 г.) дает такое развернутое понятие о молитве: «Молитва есть собеседование с Богом, прошение приличных благ у Бога, от Которого надеемся получить их; она есть восхождение к Богу, благочестивое, устремленное к Богу, расположение, мысленное искание горнего, врачевство души... служение, приятное Богу, признак покаяния и твердого упования. Она бывает или в одном уме, или в уме и на устах. Во время молитвы мы созерцаем благость и милость Божию, чувствуем свое недостоинство, исполняемся чувством благодарения, даем обет впредь покоряться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Бл. Августин ч. 4, стр. 309: «Ибо как дух, служащий плоти, прилично называется плотским, так и плоть, служащая духу, справедливо называется духовною, не потому, что бы она превратилась в дух, но потому, что отдает себя в подчинение духу, быв освобождена от всякого скорбного чувства, всякой тленности и косности». Иоанн Златоуст т. 9, стр. 649, на Рим.8:8–9 : «Духовный человек не только не пребывает во грехе, но даже и не во плоти еще здесь делается ангелом, возносится на небо и просто носит только тело... самая плоть перерождается в ту же деятельность, делаясь всецело духовною». Ириней Лионский кн 5, гл. 6. стр. 589–590: «Таковых апостол называет также духовными и они духовны по причастию Духа, а не по уничтожению и устранению плоти и не потому, что стали одним духом» Относительно слов Феофилакта должно сказать, что они несправедливо старообрядцами относятся к пророкам, ибо о пророках в этом месте у Феофилакта ни слова не сказано. Эти слова относятся к телам воскресшим: «Тело, какое ныне мы имеем, душевно, то есть, управляется душою, и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело каким оно будет по воскресении, Павел называет духовными ( 1Кор.15:44 ), то есть, оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душею, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления, и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении. Именно – как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, ни нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения» (на 114 зач. Луки, стр. 419, изд. 3). 18) Относительно свидетельства блаж. Иеронима, ч. 16, стр. 170, что Илия во второе пришествие Спасителя придет телесно, за последнее время беспоповцы стали возражать, что во второе-то пришествие не только Илия придет, а и мы все придем. Разбор: Но у того же Иеронима есть и другие места в его творениях, где сказано, что Илия придет пред вторым пришествием (ч. 16, стр. 91; см. выше, А, § 28, ст. 409). Выражение «во второе пришествие» равносильно выражению «пред вторым пришествием». Для пояснения этого положения прочтем у св. Амвросия Медиоланского «О девстве и браке» стр. 6: «Κτο-нибудь скажет: но ведь (еще) Илия оказался совершенно непричастным к вожделениям плотского соития. Но потому-то он и был взят на небо, потому то он и является во славе вместе с Господом, потому то он и будет предтечей Господня пришествия».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Пётр ни разу не именует Христа царём. В пояснение 39 ст.: «и мы свидетеле»... ср. 1:21 и паралл. «Его же и убиша»… ср. 2:23; «повешше на древе»... ср. 5:30. Сказав о воскресении Христа 644 и о том, что явления Его после воскресения не имели уже такого открытого, общенародного характера, как предыдущая деятельность, слухи о которой доходили даже до Кесарии, Ап. Пётр с особенною силою выясняет авторитет свидетельства избранного круга Апостолов о явлениях Христа по воскресении и в общих чертах характеризует наставления, данные тогда Господом. Авторитет свидетельства Апостолов опирается с одной стороны на том, что они – свидетели, предизбранные (προκεχειροτονημνοι) Самим Богом 645 , с другой – на том, что они ели и пили со Христом по воскресении Его (ср. Лк.24:41, 43 ; Ин.21:12 ). «Смотри, чем он доказывает воскресение; – ядением». «Это величайшее свидетельство воскресения». «Почему же, по воскресении, Христос не совершил никакого знамения, а ел и пил? Потому что воскресение и само по себе было великим знамением; а для доказательства (подлинности) его: ничто не может быть больше того, что Он ел и пил» (Златоуст) 646 . – Наставления, данные Христом во время этих явлений, Апостол характиризует, как повеление проповедывать народу и засвидетельствовать, что «Той (Οτς) есть Судия живых и мертвых». «Пётр отличает именно эту черту проповеди, заповеданной Господом, что-бы указать конец и цель последнего дела Христова в мире» 647 . Проповедывать повеленно «народу» – τ λα. Τ λα здесь, как и в 41 стихе, в выражении: являлся «не всему народу – ο παντ τ λα, – но нам», употреблено безо всякого отношения к национальности; народ здесь противополагается тесному кругу доверенных учеников Христа и Апостолов Его, и выражения: τ λα, παντ τ λα, в сущности равны выражению – «общенародно». Христос повелевает проповедывать о Нём всем открыто, общенародно 648 . «Той» – Οτς (согласно с В СД Е) употреблено вместо – «Он», Аτς (в А Н Р стоит Аτς). Далее, слова: «живых и мёртвых», по всей вероятности, надо понимать не в том смысле, будто под живыми разумеются те, которые будут оставаться в живых и во мгновение ока изменяется при втором пришествия Христа на всеобщий суд а под мёртвыми – те, которые умерли уже и воскреснут тогда ( 1Сол.4:13–17 ) 649 ; но, кажется, выражение имеет более общий смысл: Христос есть определённый Богом Судия всего рода человеческого, Он Судия и тех, которые теперь мертвы, и тех, кто жив ( Мф.26:64 и др.). Выражение говорить не о единичном факте, но вообще о том, что есть (στιν наст. вр.) Христос в отношении к миру; Он есть всеобщий Судия. Итак, Христос повелел свидетельствовать о Нём всенародно, как о всеобщем Судии 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Далее он говорит, что смерть Христа сопровождалась знамениями: солнце померкло, земля заколебалась и завеса в храме разорвалась с верхнего края до нижнего. От этих стихийных ужасов ад содрогался, закрыл решетки и поставил железные болты. И вот Господь входит в ад, изгоняет диавола. Ангельские силы присоединяются к погоне. «Смотрите, – говорит проповедник, – двери закрыты, но ангельские силы кричат перед закрытыми дверями: „Бросьте ваши затворы, и пусть будут подняты вечные двери, и Царь славы войдет туда» (см. Пс. 23, 7 ). Ад изнутри спрашивает: „Кто Он, тот Царь славы?» (23, 8а). Ангелы снова кричат: „Выше проход, и пусть будут подняты вечные двери и Царь славы войдет ими» ( Пс. 23, 8 ). Ад снова спрашивает: „А кто Он, этот Царь славы?» (23, 10а). Ангелы ему отвечают: „Он есть Господин Множеств, Он есть Царь славы» (23, 10b). Ад спрашивает: „Кто Этот, на Которого вы ссылаетесь, и что Ему здесь надо?» Силы (ангельские) продолжают: „Поднимите ваши решетки, и пусть поднимутся вечные двери, чтобы мог войти Царь славы!» И пророки, услышав голос Царя, радуются и ликуют… Все радуются и говорят аду: „Откройте ваши двери, чтобы Царь славы мог войти». И Господь встал и внезапно появился в аду… Пророки пришли, чтобы встретить Его, радуясь и говоря: „Благословен грядый во имя Господне! осанна в вышних! " » ( Мф. 21, 9 ; Мк. 11, 9.10 ; Лк. 19, 38 ; Ин. 12,13 ) 648 . Эта гомилия датируется 424–425 годами. Источниками ее были Евангелия, апокрифические «Акты Пилата» и «Схождение Христа в преисподнюю» из евангелия Никодима 649 . Вместе с тем большое влияние на гомилию оказало «Огласительное слово Иоанна Златоуста во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего воскресения», которое Златоуст заканчивает обращением к аду: «„Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» [ср. 1Кор. 15, 55 ] Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

2) Какова ее цель, и нельзя   ли её достичь   более кратким и простым способом, чем предлагает молитвослов. 3) Как вести себя, если молитва осталась неуслышанной. В своем докладе мне и хотелось бы ответить на эти вопросы подборкой высказываний отцов - подвижников разных эпох, которые до сих пор не потеряли своего значения, более того, оказываются очень даже востребованными. 1. В Священном Писании о молитве или молении упоминается более 240 раз. Обращение к Богу в любой жизненной ситуации было обычным, и потому напоминания апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17), «Молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18), «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя, н ней с благодарением» (Кол. 4, 2) проникнуты глубоким библейским духом. Я посмотрел в этимологическом словаре, откуда произошло слово молить, молиться, и удивился мудрости наших предков. Оказывается, праславянский глагол modliti (из molditi) близок к греческому прилагательному malthakos (мягкий, нежный) и древнесаксонскому mildi (мягкий, добрый милостивый), и имел основное значение:  делать кого-либо мягким, добрым . Они удивительно точно уловили основной смысл молитвы: она изменяет человека настолько, что он становится способным общаться с Богом Обычно ей дают такое определение, например свт. Феофан Затворник (+1894): «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу» . Он резюмирует здесь классические определения молитвы, например, св. Иоанна Златоуста (+407): «Молитва - основание всякого блага и способствует к достижению спасения и вечной жизни... Всякий, молясь, беседует с Богом; а как много значит, будучи человеком, говорить с Богом, знает каждый... Что могло бы быть святее беседующих с Богом? Что праведнее? Что благороднее? Что мудрее?» . Похожее определение находим у преп. Иоанна Лествичника (+649): «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же своему, она есть утверждение мира, примирение с Богом, мать и вместе дочь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение броней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, обнаружение духовного устроения, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд и престол Судии прежде страшного суда» .

http://bogoslov.ru/article/1245499

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010