2605 По времени своего появления в свет перечисленные три труда Златоуста принадлежат к раннейшим его творениям и, конечно, совершенно несомненно, что они написаны до пресвитерства. Время можно точно определить на основании хронологической даты события, послужившего поводом к их написанию. Этим поводом послужило, как известно, гонение Валента на монахов. По известию Павла Орозия (lib. XVII, cap. 33), арианин Валент, по смерти брата своего Валентиниана, благочестивого кафолика, открыл гонение на православных в особенности же на монахов. Он издал закон, чтобы монахи были изгоняемы из монастырей и отдаваемы в военную службу (ad militiam cogerentur). Таково же известие Иеронима: Valens legem dedit, ut monachi militarent. Издан этот закон был в год смерти Валентиниана, которая согласно относится к ноябрю 375 г. Итак, закон Валента издан был в начале 376 года и несомненно, в Антиохии, или вообще в Сирии, где Валент находился в конце 375 и начале 376 гг. Около Пасхи 376 г. (Василий Вел. письмо 256 или 201) и началось гонение на монахов в Сирии. Вскоре же после начала гонения, Златоуста, известного уже между монахами строгостью жизни, ученостью, красноречием, и по ранее написанным творениям, попросили выступить с литературною защитою монашества и он написал эти три произведения, о которых мы говорим. Ученый издатель Златоустовых творений выставляет несколько возражений против указанной хронологической даты. 1) Он находит весьма возможным, что указанные три послания Златоуста написаны прежде 374 г., на том основании, что будто бы Иоанн упоминает в первой из указанных книг о существовании жертвоприношений идолам, а последние запрещены указами Валентиниана и Валента прежде смерти первого, т. е. ранее 374 г. следов., соображает Тильмон, слово в защиту монашества писано ранее этого времени, т. е. до 374 г. Но следует заметить, что в этом возражении в заключении дается более, чем в посылках. Возражение обосновывается на тех словах Златоуста, где он сетует о том, что в его время и при благочестивых царях (τν βασιλων ν εσεβα ζντων) совершается такое беззаконное дело (гонение на иноков), он сетует об упадке нравов и рассказывает, как доказательство последнего, что один из христиан, прельщенный диаволом, сказал однажды, что он готов и отступить от христианства и принести жертву демонам (τλμησεν επεν, τι κα τς πστεως ποστσεται κα θσεται δαμοσιν – pag.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Столкнувшись со светской жизнью, увидев ее различные стороны, познав всю ложь и пустоту этой жизни, Иоанн решил вступить на путь иночества. Но слезы и просьбы матери не покидать ее до смерти остановили послушного сына. Он продолжил свое духовное совершенствование дома под руководством священных наставников — епископа Мелетия Антиохийского и пресвитеров Флавиана и Диодора. Эти благочестивые учителя, и особенно Диодор, окончательно укрепили его в мысли посвятить себя подвигам учительства и благочестия. Иоанн принял крещение, и епископ Мелетий, совершивший над ним это таинство, возвел его в должность чтеца. После смерти матери в 374 или в 375 году Иоанн удалился в монастырь недалеко от Антиохии и провел здесь четыре года, а потом еще два года подвизался в пустыне. По мнению протоиерея Георгия Флоровского , аскетизм для святителя Иоанна Златоуста означал скорее духовную установку, нежели определенные внешние и бытовые формы. Аскетизм для Златоуста был прежде всего отречением, то есть внутренней свободой и независимостью от мира, от внешней обстановки и условий жизни. В этом смысле аскетом он остался на всю жизнь. (10. 206) В 381 году Иоанн принял диаконское посвящение от Мелетия Антиохийского, а в 386 году — пресвитерское от его преемника Флавиана. К этому времени относится книга “О священстве”, в которой обсуждается в основном смысл епископского служения, но мы видим и отношение Златоуста к его новому призванию. Книга была написана до его пресвитерского рукоположения. Из небольшого вступления к ней мы знаем, что ее написание обусловлено следующими обстоятельствами. В 374 году, когда Иоанн Златоуст жил вместе со своим другом Василием (не путать с Василием Великим ) вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих епископами, о чем молва дошла и до них. Иоанн, представляя высокую важность пресвитерского и епископского служения и считая себя не подготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря Христовой Церкви, скрылся тайно от всех, и даже от своего друга, который был возведен в сан епископа (вероятно, Рафаны Сирийской близ Антиохии). Василий затем вскоре увиделся с Иоанном и высказал ему свои упреки за уклонение от священного сана. Ответом Златоуста стали слова “О священстве”. Таким образом, написание этих слов можно отнести к годам после 374 года, но не позже 386 года, в котором Иоанн Златоуст уже был рукоположен в пресвитера.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

По окончании своего образования, Амвросий выступил на поприще общественной деятельности в качестве адвоката. Благодаря своим связям и ораторским способностям, он весьма скоро выдвинулся из ряда других, так что преторианский префект Италии Проб сделал его одним из своих помощников, затем отрекомендовал его императору Валентиниану I-мy, а этот последний предоставил ему (374 г.) пост правителя Лигурии и Эмилии, дававший ему сан и знак проконсула. Замечательны, между прочим, слова Проба, – при отправлении Амвросия на должность в Милан, – которые были, так сказать, программой и характеристикой будущей деятельности Амвросия и, судя по последующему, как бы пророчеством. «иди и действуй, не как судия, а как епископ», – так напутствовал Проб нового проконсула. Свою новую должность Амвросий проходил в течение четырёх лет с честностью и достоинством. Между тем в 374 г. умер Авксентий, арианский, епископ Милана 12 . Авксентий был главным поборником арианства на западе. После его смерти ариане и православные делали всевозможные усилия, чтобы избрать ему преемника из своей именно среды. На обязанности Амвросия было присутствовать при этом избрании, с целью подавления возможных при этом смятений и водворения мира. Он поспешил в церковь . Здесь произошло то, чего никто не мог ожидать, а менее всего мог ожидать сам Амвросий. Когда он обратился к народу с разъяснением его обязанности поддерживать порядок, вдруг, по свидетельству его биографа, раздался голос ребёнка: «Амвросий епископ». Амвросий был весьма популярным правителем. Приверженцы обеих сторон знали, что в нём они будут иметь твёрдого, честного и способного иерарха. Его высокий сан, знатное происхождение и чистая жизнь приобрели ему всеобщее уважение. Принимая голос ребёнка за божественное внушение, как ариане, так и православные единодушно избрали Амвросия епископом. Амвросий был поражён таким избранием. Он считал себя недостойным такого сана и свои силы недостаточными для столь тяжёлого бремени. Он ещё не был крещён, а был только оглашенным, имел всего 34 года и, достигши юношей высших гражданских должностей, никогда не думал вступать в ряды духовенства. Поэтому он всеми силами старался отклонить от себя такое избрание. Подобно Златоусту, он скрывается от общества. Однако уступая общему и решительному желанию, он не мог, в конце концов, противиться тому, что, как он видел из обстоятельств, было призванием Божиим. После избрания Амвросий был крещен православным епископом. Последовательно пройдя различные церковные должности, он через восемь дней после крещения, 7 декабря 374 года, был посвящён в епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(свт. Иоанн Златоуст , 54, 201). Источник. Война с диаволом прекращает другую войну – против Бога. Враждуем с диаволом: это значит находимся в мире с Богом (свт. Иоанн Златоуст , 54, 209). Источник. Нет ничего злее диавола. Так он повсюду обременяет и развлекает своих бесполезными трудами, и не только не допускает получить награду, но умеет еще сделать их достойными наказания (свт. Иоанн Златоуст , 54, 237). Диавол всегда таков, – все предлагает с хитростью, а не прямо, чтобы мы не остерегались (свт. Иоанн Златоуст , 54, 374). ...Победи только самого себя – и победишь козни диавола (свт. Иоанн Златоуст , 54, 505). ...Огради душу верою и любовью, и ни одна из разжженных стрел диавола не в состоянии будет вонзиться в нее (свт. Иоанн Златоуст , 54, 550). Источник. ...Диавол с большею яростью нападает на учителей, потому что если они погибнут, то и все стадо рассеется. Когда он убивает овец, он только уменьшает стадо; а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве. Достигая таким образом с меньшим трудом большего и в одной душе все погубляя... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 621). Подобно тому, как палачи, будучи сами исполнены бесчисленных преступлений, вразумляют других, так и здесь (то же самое говорится) о лукавом демоне (см.: 1Кор. 5, 5 ) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 655). Молясь, восплачем от глубины сердца, чтобы прогнать врага нашего в глубину пещи геенской. Ведь когда ты стенаешь, он подвергается ударам; когда ты ударяешь себя в грудь, он получает раны; когда ты принимаешь удары, он подвергается казни (свт. Иоанн Златоуст , 54, 917). ...Он производит посмешище в народном собрании, уничижение в доме, смущение в церкви, пожирание плоти, немощь души, повседневную скорбь, путы ума, препятствие в делах (свт. Иоанн Златоуст , 54, 924). Велика злоба демона. Но над всеми видами ее превозмогает пост и молитва (свт. Иоанн Златоуст , 54, 925). Стрела же диавола есть порочное пожелание (свт. Иоанн Златоуст , 55, 188). Источник. ...Как пираты... минуют корабли с песком, а если где-нибудь увидят с дорогою кладью и с хранящимся в них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, употребляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в особенности против собравших много добродетели (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   Преп. Антоний Великий. Наставления. § 61//Добротолюбие. Т. 1. С. 45.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 56 на Деян.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 312, 354.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 35.    Иеросхм. Макарий Оптинский//Указ соч. С. 399—400.    Там же. С. 703.    Архиеп. Филарет Черниговский. Слова и речи. Слово в день апп. Петра и Павла. С. 427.    Преп. авва Дорофей. Поучение 13.    Еп. Петр. Наставление и утешение в скорби. С. 14.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 43 на Деян.    Там же. С. 158. Ср.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. T. V. С. 39—40.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6. Гл. 9.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 42 на Деян. С. 374.    Буго, еп. Лявальский. Смысл страданий. М., 1911. С. 41.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X. Беседа 26 на 2Кор. С. 694—695; свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, § 420. С. 274—275.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 121—122.    Опт. старец Анатолий. Письма. С. 127.    Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I, п. 88. С. 122.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. X. С. 694, 470.    Цветник духовный. Ч. II. С. 36; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 129.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. п. 50. С. 61.    Преп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном. Гл. 9.    Епископ Буго//Указ. соч. С. 23.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 15; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. П. 59. С. 130.    Жизнеописание монахини Елецк. монаст. Магдалины. С. 31.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 82.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к инокам. С. 239—240.    С. Четвериков. Старец Амвросий. С. 136.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 564.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 45; игум. Антоний. Письма, п. 149. С. 179, иеросхм. Макарий. Письма к мирским особам, п. 79. С. 183.    Иеросхм. Арсений. Маргарит. С. 165.    Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. T. III. М., 1861. Слово в день обретения мощей преп. Сергия во время губительной болезни. С. 77.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо (свт. Иоанн Златоуст , 47, 297–298). ...Здесь (в Писании) можно хорошо узнать, как скор на помощь (нам) Промысл Божий, (узнать) мужество праведников, благость Владыки и обилие воздаяний. Им-то можно возбудить себя к соревнованию и подражанию любомудрию доблестных мужей и (не дать себе) ослабеть в подвигах добродетели, но твердо полагаться на обетования Божии и прежде их исполнения (свт. Иоанн Златоуст , 47, 373–374). Источник. (Нечестивые) не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают (свт. Иоанн Златоуст , 49, 282). Источник. Как ароматы издают благовоние не по количеству своему, а по своей природе, так и Божественные Писания не множеством слов, но силою содержащегося в них доставляют нам всякую пользу (свт. Иоанн Златоуст , 49, 570). Аромат благовонен и сам по себе, по своему свойству, а когда бросишь его на огонь, тогда он обнаруживает всю свою приятность: так и Божественное Писание весьма приятно и само по себе, а когда оно проникнет в нашу душу, как бы попав в кадильницу, тогда наполняет весь дом благовонием (свт. Иоанн Златоуст , 49, 570). Источник. Как пчелы приготовляют свои соты из многих и различных веществ, но придают им один вкус, так и мы в сотах Священного Писания, составленных многими и различными пророками, найдем и почерпнем одно общее учение (свт. Иоанн Златоуст , 49, 844). Слово, произнесенное от Божественного Писания, сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное (свт. Иоанн Златоуст , 50, 25). ...Оно приводит нас к Богу и отверзает путь богопознания; оно производит овец, оно охраняет и не позволяет приходить волкам. Подобно какой-либо надежной двери, оно заграждает вход еретикам, поставляет нас в безопасности от всего, и не позволяет впасть в заблуждение. И если мы сами не откроем этой двери, то будем недоступны врагам. По ней мы распознаем всех – как пастырей, так и не пастырей (свт. Иоанн Златоуст , 51, 388).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание О священстве Слово первое Слова о Священстве написаны св. Иоанном Златоустым по следующим обстоятельствам: в 374 году по Р. Х., когда он жил вместе с другом и сверстником своим Василием вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих епископами, о чем молва дошла и до них; св. Иоанн, представляя высокую важность пресвитерскаго и епископскаго служения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря Христовой церкви, скрылся тайно от всех и даже от своего сожителя, который и был возведен в сан епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близ Антиохии); но вскоре затем, увидевшись с св. Иоанном, высказал ему свои дружеския упреки за уклонение от священнаго сана, на которые и служат блистательным ответом предлагаемыя шесть слов о Священстве. Таким образом написание этих слов должно быть отнесено к годам после 374-го, но не позже 386 года, в котором св. Иоанн уже был рукоположен в пресвитера. Много было у меня друзей, искренних и верных, знавших и строго соблюдавших законы дружбы; но из многих один превосходил всех других любовию ко мне и столько успел в этом опередить их, сколько они - людей равнодушных ко мне. Он всегда был неразлучным спутником моим: мы учились однем и тем же наукам и имели одних и тех же учителей; с одинаковою охотою и ревностию занимались красноречием и одинаковыя имели желания, проистекавшия от одних и тех же занятий. И не только в то время, когда мы ходили к учителям, но и по выходе из училища, когда надлежало совещаться, какой нам лучше избрать путь жизни, и тогда мы оказались согласными в своих мыслях. 2. Кроме этих и другия причины сохранили единодушие наше неразрывным и твердым; ибо мы не могли превозноситься один пред другим знаменитостию отечества; не было и того, чтобы я изобиловал богатством, а он жил в крайней бедности, но мера нашего имущества столь же была равна, как и наши чувствования. И происхождение было у нас равночестное, и все содействовало нашему согласию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск - 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г . В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, в 1828 г. лишен чинов, знаков отличия, дворянского звания, сослан в Тобольск и предан церковному покаянию. По определению Тобольской духовной консистории на А. наложили епитимью на 7,5 года, к-рую он исполнял при Градо-Воскресенской ц., а затем в Знаменском муж. мон-ре. В это время А. обратился к духовной музыке, к-рую затем сочинял в периоды своего пребывания на Кавказе, в Оренбурге, Коломне, Москве. А. принадлежит ок. 30 духовных песнопений, концерты и 3 крупных цикла («Литургии»), многие сочинения существуют в неск. авторских редакциях. Почти все они не опубликованы, хранятся в ГЦММК им. М. И. Глинки в составе архива композитора и в ОР РГБ в собрании Троице-Сергиевой лавры (дар жены композитора Е. А. Алябьевой). Лишь одно песнопение ( ирмос 8-го гласа «Колесницегонителя фараона») представляет собой обработку знаменного распева . Все проч. сочинения А. отличает свободный концертный стиль, опирающийся на интонационную сферу романсовых жанров и романтических опер. А. мастерски использует ресурсы хорового письма, сопоставляя звучание всего хора и отдельных групп, включая соло и ансамбли солистов, а также широко применяет полифонические приемы, в т. ч. развернутые фугированные формы, считая их необходимыми в церковной музыке. Арх.: ГЦММК. Ф. 40; Фил. ГЦММК, музей-квартира Н. С. Голованова: «Литургия Иоанна Златоуста»: Для муж. хора 264); РГБ ОР. Ф. 304 (II). 374 (1 - 4): «Литургия Иоанна Златоуста»: Для муж. хора, партии; 374 (5): «Литургия преждеосвященных Даров»: Для смеш. хора. Соч.: «Херувимская песнь»: Для смеш. хора//Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. Пг.: Киреев, 1916. [Сб.] 15. [автогр. отсутств.]. Лит.: Металлов В. М., прот. Заметка об А. А. Алябьеве//РМГ. 1902. 32; Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956; он же. А. А. Алябьев в изгнании. М., 1959; Доброхотов Б. В. А. Алябьев: Творческий путь. М., 1966; Корженьянц Т. В., Левашев Е. М. А. А. Алябьев//История русской музыки. М., 1988. Т. 5. С. 57-60. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии

http://pravenc.ru/text/114204.html

«Пророк, – говорит св. Иоанн Златоуст , – десницею и покровом изображает полное хранение и ближайшее содействие Божие, как бывает у воинов, стоящих в строю, Господь станет по правую руку твою, чтобы ты был непобедим, деятелен, тверд, силен, чтобы воздвиг трофей, одержал победу, ибо этою (правою) рукою мы преимущественно делаем все» с. 374]. То же выражает и блж. Феодорит: «Господь, став при десной руке твоей, и покроет, и охранит, и сподобит тебя всякого промышления» с. 611]. Господь сохранит тебя днем от солнечного зноя и ночью от вредного действия луны. «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью». Это значит, что тебе не будет вредить ни солнечный зной, ни холодная лунная ночь. Так как о восточных странах известно, что там бывают весьма холодные ночи, на что Иаков еще жаловался Лавану: «Бых во дни жегом зноем, и студению в нощи» ( Быт.31:40 ). Впрочем, словами: «днем солнце» и проч. выражаются не столько физические невзгоды, сколько обозначаются символы различных бедствий жизни в плену и изгнании. Пс.120:7–8 Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. Пророк не только утешает оскорбленных и притесненных ссылкою иудеев, но и уверяет их, что Господь Бог сохранит их от всякой могущей случиться с ними беды, сохранит их душу и тело от всякой опасности (от всякаго зла). А в заключение своей «песни восхождения» выражает такое утешение верным: Господь сохранит как вход твой в жизнь сию, т.е. рождение твое, так и исход из жизни сей, то есть смерть и кончину твою, или всю жизнь твою. Ибо вся жизнь человека разделяется на входы и исходы и в них заключается. Притом, сохранит тебя отныне и до века, т.е. во все время и до конца жизни твоей. Этими словами, говорит св. Иоанн Златоуст , пророк означает всю жизнь, потому что из этого слагается вся жизнь – из входов и выходов, – и выразил постоянную помощь Божию везде, и при входе, и при выходе» с. 374]. Читать далее Источник: Объяснение священной книги псалмов/Прот. Григорий Разумовский. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2002. - 990, с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Относительно времени написания посланий к Феодору падшему существуют разногласия. По мнению Барония, они были написаны Златоустом во время жизни в пустыне. Ему следует Монфокон (Monimum in duas I. Chr. ad Theod. lap. ep. t. I. p. XX) и нек. др. Тильмон, ссылаясь на второе письмо, где говорится о 20-летнем возрасте Феодора, возражает, что они писаны гораздо ранее, но ошибка Тильмона очевидна; несомненно, что он имеет в виду какое-нибудь иное (м. б. подложное) письмо Златоуста (Acta sanct. pag. 419). Точные основания для суждения о времени написания epistolarum ad Theod. lapsum могут быть выведены из приведенных выше свидетельств историков о первоначальных отношениях Иоанна и Феодора. По свид. Сократа, Созомена и Феодорита, Феодор в одно время с Златоустом изучал свящ. Писание у Диодора (Theod. lib. V, cap. 40). Но Диодор имел особенное попечение о церкви Антиохийской вместе с Флавианом от 372 г. до 378, т. е. пока оставался в изгнании св. Мелетий, еп. Антиохийский (Theod. IV, 25). Нужно думать, что в начале этого совместного обучения у Диодора и писаны послания Иоанна к Феодору. Против более позднего (во время пуст. жизни) происхождения писем говорит самое содержание их. Когда Златоуст жил в пустыне, он проводил первые четыре года под дисциплиной сурового сирийского старца (Palladii dial. hist. pag. 18). Но Диодор, под дисциплину и руководительство которого старается возвратить Феодора Иоанн не был тогда старцем, потому что после нескольких лет поставлен был епископом и епископствовал 36 лет (Theod. lib. V, cap. 40). Следует думать, что занятия Св. Писанием у Диодора начались для Златоуста не ранее 372 г., потому что в этом году был отправлен в ссылку Мелетий, но невероятно, чтобы Златоуст занимался у Диодора, пока Мелетий находился в Антиохии. Сообразно с приведенными основаниями следует думать, что вступление Иоанна и Феодора под дисциплину Диодора, к которой письма призывают Феодора, относится к 372 г. Несомненно также, что они написаны прежде, чем Златоуст ушел в пустыню, т. е. около 374 г. Итак, послания к Феодору написаны Златоустом между 372 и 374 гг., следовательно, во всяком случае, составляют первый памятник его пастырского служения словом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010