Посещение Валаамского монастыря//  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001. С. 412.  Там же. С. 401. Само распространение лютеранства святитель полагал в первоначальном фанатизме приверженцев зародившегося протестантизма, что выразилось в кровопролитиях: «В начале семнадцатого столетия шведский полководец Понтус де-ла-Гарди, причинивший столько зла России, разорил обитель Валаамскую; церкви и келлии предал пламени, иноков – острию меча; некоторые убежали, унеся с собою мощи святых основателей монастыря. Подобной участи подвергся и левый берег Финляндии: православные храмы сожжены; священнослужители убиты или изгнаны; распространен между жителями лютеранизм, последователи которого дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере, готовившейся умыться в крови Тридцатилетней войны» (Там же. С. 402).   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. О монашестве. Разговор между православными христианами: мирянином и монахом//  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Полное собрание творений. Т. 1. С. 421.   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Полное собрание творений. Т. 4. М., 2002. С. 400. Лютер вступил в брак в  1525 г.  в возрасте 42 лет, связав себя семейными узами с 26-летней монахиней  Катариной фон Бора . От этого брака родилось шесть детей.   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Лютеранизм//  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Полное собрание творений. Т. 4. С. 446.  Там же. С. 444–445. Обосновывая данную мысль, святитель Игнатий приводит следующие ссылки: «Лютер в одном из писем своих говорит: “Душа совершенно не участвует в тех сладострастных делах, которым предается тело; она ими нисколько не оскверняется”. Лютер спросил однажды свою супругу, если можно назвать супружеством союз расстриженного монаха с расстриженною монахинею, почитает ли она себя святою? Когда Катарина отвечала, что она, будучи грешницею, не может почитать себя святою, Лютер воскликнул: “Вот! каково проклятое влияние папизма! Мы все верою – святы!”» (Там же.

http://pravoslavie.ru/65621.html

Послания епископа-мученика Игнатия Богоносца представляют собой богословие чисто библейское — личное, неотрывное от опыта, «экзистенциальное». Св. Игнатий Богоносец пишет свои послания малоазийским церквям (ефесянам, магнезийцам, Поликарпу, еп. Смирнскому, римлянам, смирнянам, филадельфийцам) во время пути на свою казнь (его приговорили к растерзанию зверьми). В посланиях Игнатия Богоносца можно выделить две темы — Христос и Церковь. На внешнем крае богословия Игнатия Богоносца располагается полемика с ересями: докетами, отрицавшими реальность человечества Христова и иудеохристианством, иудейской реакции внутри Церкви, тянувшей ее назад к Ветхому Завету. Сквозная тема посланий — единство: единство Лиц Троицы, единство природ во Христе, единство Церкви (этот порядок отражает порядок «появления» этих единств). Единство, по Игнатию, не тоталитарно — единство хора, где у каждого есть своя уникальная партия. Мистика мучеников есть первая мистика христиан: в своей невинной смерти от рук властей мира сего мученик уподобляется смерти Крестной и воссоединяется со Христом. «Я — пшеница Господня, и пусть будет она размолота зубами зверей, чтобы стать мне чистым хлебом Христовым», — пишет Игнатий. Здесь точка предельной борьбы мира и Церкви: порядка, который воздвигает кресты и порядка, который основал Распятый. Смерть мученика — победа для Церкви. Игнатий Богоносец видит в этом «брань духовную» и отсюда разворачивает христианскую этику, аскетику и мистику. Здесь есть уже все ростки, которые затем принесут такие богатые плоды в монашеской духовности. Группа Вконтакте Facebook группа Послания Игнатий Богоносец (ум. в нач. 2 в.), священномученник, один из Мужей апостольских. О жизни его известно очень мало. Евсевий Кесарийский утверждает, что Игнатий Богоносец был вторым, после ап. Петра, епископом Антиохии (Церковная история III, 22). Согласно свт. Иоанну Златоусту, Игнатий Богоносец был «общником апостолов» (42–я беседа. О св. Игнатии), т. е. либо лично знал их, либо твердо держался их традиции. В правление императора Траяна (98—117) Игнатий Богоносец был арестован и препровожден в Рим, где ему предстояло принять мученическую смерть за Христа. Следуя под конвоем в столицу, Игнатий Богоносец писал письма епископам и христианским общинам. Эти письма являются как бы завещанием мученика, исповеданием его пламенной веры и пастырским наставлением. Сохранилось всего 7 подлинных писем: в Эфес, Смирну, Филадельфию, Рим, Магнезию, Траллию и к св. Поликарпу Смирнскому. Послания имеются в трех редакциях: «пространной», «краткой» и «средней». Наиболее аутентичной признается «средняя». Что же касается мученических актов Игнатия Богоносеца, то, как полагает большинство патрологов, они были записаны не ранее 4 в.

http://predanie.ru/book/67544-poslaniya/

Истинное безмолвие состоит в усвоившейся сердцу Иисусовой молитве – и некоторые из святых отцов совершили великий подвиг сердечного безмолвия и затвора, окруженные молвою человеческою (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 226). Источник. Истинное послушание служит основанием и законною дверью для истинного безмолвия (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 226). Скорби и искушения признаются Священным Писанием и отцами величайшим даром Божиим, служат предуготовительным обучением к безмолвию... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 565). Источник. Добродетели, особенно нужные безмолвнику, суть: кроткая покорность Богу, расположение к молчанию, удаление от бесед, даже полезных, но отдаляющих от беседы с Богом и нарушающих безмолвие сердечное (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 138). Как кормчий смотрит на звезды и по ним направляет ход корабля, так и безмолвник должен непрестанно взирать на Бога, Его видеть очами веры и надежды, чтоб сохраниться в постоянстве и терпении (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 141). Источник. Юных по духовному возрасту подвижников, хотя бы они были и стары по плоти, хотя бы они отреклись от мира и потому заслуживали имя вдовиц, не должно допускать до безмолвия (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 142). Источник. Пища для безмолвников есть благодатное просветительное утешение откровением таинства Креста Христова. Оно – дар свыше, а не познание, свойственное собственно естеству человеческому (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 143). Источник. Истинное безмолвие доставляет душе устроение, подобное чистым зеркальным водам: в них видит человек свое состояние и, соразмерно преуспеянию своему, состояние ближних (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 490). Источник. Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 43). Источник. Пришел некогда авва Арсений в одно место, где рос тростник и колебался от ветра. Старец спросил братьев: «Что это за шум?» Говорят ему: «Это шумит тростник». Старец сказал: «Да, если кто пребывает в безмолвии и услышит голос воробья, то сердце его не имеет уже прежнего покоя, – кольми паче трудно иметь его вам, слыша шум сего тростника» (93, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 549). Источник. ...Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: да совершится надо мною, Господь мой, воля Твоя, – так и утихает волнение сердечное. От слов этих, произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются преобладания над человеком (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 96). Источник. С креста мы способны исповедовать и славословить Бога, в благополучии мы способнее к отвержению Его (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 292). Во время скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна нам молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 326). Источник. Таково достоинство скорбей земных, когда они переносятся с благодушием! Они – дар Божий! Они – знамение усыновления Богу! (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 371). Источник. Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем. Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего всходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, которых верными залогами служат земные скорби (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 372). Источник. Скорби и искушения действуют гибельно на сынов погибели, зло низлагает их, они не умеют победить его и прежние свои законопреступления навершают новыми законопреступлениями (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 146). Источник. ...Противящийся и ищущий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, стремится в слепоте своей разрушить порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 147). Источник. ...Неприятности Бог попускает для испытания и нам самим показания, насколько прочно наше доброе внутреннее направление... что и обязывает нас держать себя в таких случаях благодушно, веруя, что Сам Бог смотрит на нас в эту минуту... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 245). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

980 . Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего правительствующего Синода (1721–1895). – СПб.: Синод. тип., 1896. – VIII, 123 с. – Из содерж.: Архиереи, хиротонисанные по учреждении Святейшего Синода: Игнатий Брянчанинов . – С. 45:981. Русский биографический словарь: [В 25 т.]/А. А. Половцов; Имп. Рус. ист. о-во. – [Т. 8]: Ибак – Ключарев. – СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1897. – 756 с. – Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. – С. 45–46:982. Дилакторский П. А. Вологжане-писатели: (Материалы для словаря писателей уроженцев Вологод. губ.). – Вологда, 1900. – 141 с. – Из содерж.: Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. – С. 41–42:983. Здравомыслов К. Игнатий (в мире Димитрий Александрович Брянчанинов)//Православная богословская энциклопедия. Т. 5. Донская епархия – Ифика/Под ред. А. П. Лопухина . – Пг., 1904. – Стб. 797–799. – (Общедоступ. православ. б-ка; Вып. 13). 984 . Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. – Н. Новгород: изд. т-ва И. М. Машистова, 1907. – 899 с. разд. паг.: ил. О свт. Игнатии – с. 310, 609:985. Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. – СПб.: тип. имп. Акад. наук, 1910. – Т. 2: Гогоцкая – Карамзин. – 598 с. – Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов). – С. 472. 986 . Михайлов Н. Т. Справочник по Ставропольской епархии. – Екатеринодар.: тип. Кубан. обл. правления, 1910 (обл. 1911). – III, 501 с. О свт. Игнатии– с. 42–45:987. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннот. указ. кн. и публ. в журн.: В 5 т./Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина и др.; Ред. П. А. Зайончковский. – М.: Книга, 1976–1989. – По Указателю имен см.: Игнатий (Брянчанинов) , еп. – Т. 2, ч. 2. – с. 252; Т. 5, ч. 2. – с. 461:988. Материалы к «Богословско-церковному словарю»: Ангелы//Богосл. тр. – 1986. – Сб. 27. – С. 325–327. О свт. Игнатии – с. 325:989. Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указ.: В 3 т./Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М., 1986. – Т. 1, вып. 2: (1917–1947). – 381 с. – По имен. указ. см.: Игнатий Брянчанинов – с. 370:990. Гумеров Ш. А. Игнатий, в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович//Русские писатели, 1800–1917: Биогр. словарь. – М., 1992. – Т. 2: Г-К. – С. 396–397: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В таком-то приблизительном соотношении с историческими фактами могут быть поставлены периоды откровения в 1.290 дней и в 1.335 дней, говорим, в приблизительном это потому, что для данных чисел откровения, понимаемых строго хронологически, также нельзя найти исторически строгого осуществления, как например, для трёхдневного пребывания Ионы в чреве рыбы или трёхдневного пребывания Спасителя во гробе, пребывания, не продолжавшегося исторически трое полных суток. Принимая в таком значении периоды в 1.290 и 1.335 дней, как периоды, указывающие на наиболее тяжёлое время страданий общества Господня от ветхозаветного врага Церкви и приблизительно определяющие продолжительность этого времени, мы при этом должны признать за ними такой же символический смысл, какой выше придан был периоду в 2.300 вечеров-утр (8:14). Двоякое определение наиболее тяжкого времени 1.290 днями и 1.335 днями указывает собой, что это время в его фазисах строго-точно определено Богом и что спасение наступит тотчас же по прошествии этого от Бога определённого времени. Обозначение этого времени именно днями, а не годами и месяцами, указывает кроме того ещё на такую тяжесть его для общества страждущего, при которой время кажется идущим очень медленно и дни являются годами. По отношению к символическому священному числу 7, обозначающему собой период приведения к полному осуществлению какого-либо определённого Богом дела, оба периода дней, переводимые на годы и месяцы, составляют собой приблизительно только половину 7, а именно: 1.290 дней составляют 3 года и 7 месяц., а 1.335 дней составляют 3 года и 8½ мес. и тем показывают, что период наиболее боговраждебной деятельности ветхозаветного врага Церкви вполовину только продолжится и что, следовательно, самое дело врага относительно общества Господня в его наиболее сильнейшем развитии только вполовину осуществится и на полдороге прекратится по Божию определению. Но этим смысл определения периода тяжкого времени 1290 и 1335 днями не исчерпывается. Враждебные предприятия Антиоха Епифана против ветхозаветного общества по их течению и по их исходу являются прообразом будущих нападений на общество Господне антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Несмотря на то что все церковные историки однозначно указывают на год 30-летия правления имп. Константина, т. е. на 335 г., как на год освящения храма, а арианские споры происходили в осеннее время, ни один из историков не отмечает 13 сент. как день освящения храма Св. Воскресения. Однако уже с нач. V в. память обновления храма празднуется именно в этот день. А. Баумштарк считал, что эта дата была избрана имп. Константином, поскольку совпадала с dedicatio рим. храма Юпитера Optimus Maximus на Капитолийском холме ( Baumstark A. Liturgie comparée/Rev. par B. Botte. Chevetogne, 19533. P. 203). Согласно альтернативной гипотезе М. А. Фрейзера, дата 13 сент. была избрана в связи с тем, что в 335 г. она совпала с датой 10 тишри по иудейскому календарю, т. е. с Днем очищения (Йом Киппур): т. о., выбор даты был мотивирован антииудейской полемикой ( Fraser. 1997. P. 25-28). Однако сомнительно, чтобы иудейский календарь раввинистической традиции, к-рый также в период поздней античности только формировался (см. в статьях Календарь и Иудейское богослужение ), имел большое значение для христ. церкви Элии Капитолины (Иерусалима) в нач. IV в., учитывая, что евр. население было изгнано из Иерусалима после восстания Ш. Бар-Кохбы (132-135). Не менее вероятной кажется гипотеза, что дата 13 сент. была избрана случайно или по простому совпадению с сентябрьскими идами в год tricennalia Константина Великого ( Permjakovs. 2012. P. 87-88). Одно из позднейших преданий о событии обновления храма Воскресения Христова в 335 г. отражено в «Слове на обретение Честного и Животворящего Креста» Александра Кипрского (Саламинского) (VI в.), в к-ром сказано, что именно свт. Афанасий Александрийский совершил освящение храма Воскресения Христова, помазав его миром, «прежде прибытия других епископов», т. е. епископов Тирского Собора (PG. 87γ. Col. 4065-4068). М. ван Эсбрук датировал «Слово...» царствованием имп. Юстиниана ( Esbroeck. 1979. P. 102-103). Описание обновления храма Воскресения Александром явно анахронично (напр., указание на помазание миром как на центральный элемент чина освящения храма) и не соответствует описаниям событий сент. 335 г., но искусственное «введение» свт. Афанасия в повествование позволяло читателям VI в. объяснить, каким образом освящение, совершенное противниками Афанасия - арианствующими епископами, могло стать одним из основных церковных праздников в Иерусалимском Патриархате. Праздник в иерусалимском богослужении IV-IX вв.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Умственный взор пророка не может проникнуть в будущее Новозаветной Церкви. Как бы в возмещение этого ему указывается на продолжительность страданий его народа, мысль о чем могла его мучить и тревожить. Дан.12:10 , как параллельный Дан.11:35 , и Дан.12:11 , как находящийся в прямом – соотношении с Дан.11:32 той же главы, ясно показывают, что речь небожителя касается деятельности Антиоха Епифана, – преследования им народа еврейского. Сообразно с этим и цифровые данные Дан.12:11–12 должны определять ее продолжительность. Последняя равняется 1 290 и 1 335 дням. Начало счета этих дней относятся ко «времени прекращения ежедневной жертвы и постано вления мерзости запустения», что имело место 15-го Хаслева 145 г. ( 1Мак.1:54 ). 25-го Хаслева 148 г. алтарь в храме иерусалимском был восстановлен, и в этот день иудеи принесли жертву Богу на новоустроенном жертвеннике ( 1Мак.4:52 ). Это событие и должно быть признано конечным пунктом для указанного Ангелом периода. Но так как промежуток времени между осквернением храма Антиохом (15-ое Хаслева 145 г.) и восстановлением его (25-го Хаслева 148 г.) равняется 3 годам и 10 дням, или 1 105–1 102 дням, то разница между этим числом дней в возвещенные Ангелом – 1 290 днями равняется 185–188 дням, а между 1 290 и 1 335 днями – еще 45 дням. В целях объяснения подобного несовпадения предполагают, что 185–188 дней прошло до того времени, когда Антиох, услышав в Персии, что его войска, направленные против Иудеев под начальством Лисия разбиты, а иудеи разрушили оскверненный им жертвенник, построили новый, восстановили свое святилище, – испугался и встревожился, придя к сознанию, что постигшие его неудачи составляют наказание свыше ( 1Мак.6:5–13 ), а следующие затем 45 дней продолжалась болезнь Антиоха ( 1Мак.6:9 ); закончившаяся смертью в 149 г. Если признать эту последнюю концом периода в 1 335 дней, то до некоторой степени сделаются понятными слова Ангела: «блажен, кто ожидает и достигнет 1 335 дней». Смерть Антиоха Епифана положила конец религиозным преследованиям иудеев и потому рассматривается, как отрадное, радостное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эта глава в основном содержит определения, данные Учительством Личности Христа. Направленные против ересей, где рассуждения обязательно заканчивались отрицанием того, что Бог действительно спас человека, они (определения) не разворачивают во всей полноте того, что находится в самом центре христианской веры: а именно того, что Христос – Спаситель людей и мира, собирающий их воедино, Который продолжает совершать в Церкви Свою Искупительную тайну. Здесь часто упоминается учение об Искуплении. Однако главные тексты об Искупительных Страстях и заслугах Христа включены в другие главы (см., например, догматические декреты Тридентского собора о первородном грехе [ХВ 275280] и об оправдании [ХВ 555–563]). В этой главе только отрывок из энциклики папы Пия XI [ХВ 379–380] дает краткий обзор учения об Искуплении. Учение Католической Церкви об Иисусе Христе, Сыне Божием, Спасителе: Христос – истинный Бог: ХВ 2–3, 8/1, 10, 24–25, 33, 214, 295, 308–312, 326, 386; рожденный от Отца: ХВ 10, 33, 212, 308, 313, 318, 335; и истинный человек: рожденный Марией: ХВ 10, 19, 33, 307, 308–312, 313, 318, 322, 335. Следовательно, во Христе есть две природы: природа Божественная и природа человеческая: ХВ 21–22, 143, 292, 309–312, 313, 315–316, 316/1, 316/3, 335–336, 386; не слитые в одну: ХВ 5, 10, 20, 33, 293, 307, 309–310, 323–324, 336–340; Поэтому в Нем двойное знание, двойная воля, двойное действие: ХВ 312, 341–347, 359–360. Обе природы Христа соединены в едином Лице Слова: ХВ 5, 10, 21, 30, 33, 294, 295–306, 307, 313, 316/2, 319–321, 328–330, 335, 347, 386, 386/1–386/4. Отсюда следует единое поклонение Христу: ХВ 302, 325; и что за вторым Лицом Троицы должны признаваться свойства и действия обеих природ: ХВ 33, 298, 306, 314, 316/5, 326, 333, 335. Для Христа нет Усыновления, даже по Его человечеству: ХВ 33, 291, 299, 361, 362. В силу своего соединения со Словом человеческая природа Христа освящена и безгрешна: ХВ 19, 26, 292, 313, 316/4, 328, 336, 359; и наделена несравненным знанием: ХВ 331, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

...Только ради исполнения заповедей были установлены все молитвы, пощения, бдения, уединения; и потому ничем этим не хвались, если пренебрегаешь исполнением заповедей (прп. Максим Грек , 68, 25). Источник. Мне случалось видеть старцев, занимавшихся исключительно усиленным телесным подвигом, и пришедших от него в величайшее самомнение, величайшее самообольщение. Душевные страсти их, гнев, гордость, лукавство, непокорство, получили необыкновенное развитие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 222–223). Источник. В наше время, при совершенном оскудении боговдохновенных наставников, нужна особенная осторожность, особенная бдительность над собою. Они нужны при всех... подвигах: наиболее нужны при молитвенном подвиге, который из всех подвигов – возвышеннейший... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 224). Источник. Собственные подвиги, которыми инок усиливается победить и изменить свойство падшего естества, суть только свидетели истинного произволения. Победа и изменение естества принадлежат единому Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 335). ...При борьбе с вожделениями естества... телесные подвиги должны быть благоразумны и умеренны... плотское вожделение только обуздывается этими подвигами... побеждается оно смирением и молитвенным плачем, привлекающими к подвижнику Божественную благодать... усиленные телесные подвиги более вредны, нежели полезны, когда они, излишне ослабляя телесные силы, препятствуют заниматься молитвою, плачем и делами смирения (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 343). Духовный человек, хотя бы немощен был по телу, выдерживает несравненно больший подвиг, нежели к какому способен человек плотский и душевный (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 353). Источник. Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен, он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 369). Источник. ...Опытные наставники монашества воспрещали усиленный подвиг поста, бдения, затвора, при каковых... духи скоро начинают являться чувственно, и удобно могут обмануть подвижника к его повреждению и погибели (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 53).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010