Некоторые современники святителя полагали, что занятие Иисусовой молитвой способно привести человека к прелести. Такое понимание служило весомым аргументом, чтобы не творить Иисусову молитву вообще. Святитель Игнатий, как добрый делатель Иисусовой молитвы, выступил ее решительным апологетом, опровергнув этот ложный, дьявольский взгляд 214 . Святитель отмечал, что практика совершения Иисусовой молитвы, о которой сейчас никто практически ничего не знает имеет самое отдаленное представление. Боятся ее творить из-за страха впасть в прелесть. По их мнению, прелесть как бы является постоянной спутницей этой великой молитвы. Такие лжеучителя и сами не совершают ее, и другим запрещают 215 . Но причина прелести не в совершении молитвенного делания как такового, а тем более не в молитве Иисусовой, а гордыня и ложь, отец которых – дьявол . Вот какова главная причина того, что люди сейчас не совершают Иисусову молитву и других предостерегают от ее совершения, ложно утверждая, что необходимо избегать ее, т.к. она способствует возникновению прелестного состояния 216 . Святитель Игнатий указывает на то, что Спаситель должен быть реально ощутим не в воображении и не в мечтании, но в исполнении Им установленных заповедей и в исполнении Евангелия 217 . Упражнение в Иисусовой молитве не мыслится святителем в отрыве от благодатной жизни Церкви. Молитва возводит человека ко Христу, а Церковь – Тело Христово – способствует приобщению человека ко Христу в своих благодатных Таинствах. Однако при правильном прохождении этого делания, при постоянном углубленном анализе своего ума и сердца, настраивает христианина праведную жизнь. Молитва Иисусова приводит к истинному смирению. Смирение же содержит в себе победу над страстями, и направляет к вкушению вечной жизни в усыновлении себя Богу 218 . 2.4. Сердечная молитва На третьей ступени в учении святителя Игнатия о молитве находится сердечная молитва. Это такое молитвенное делание, когда ум соединяется с сердцем, при этом ум достигает в самой сердечной глубины и оттуда совершает молитву к Богу 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

15 марта 1864 года. 213. О скорбях Скорбями обучается каждый человек, которого благоволил Бог приблизить Себе. Скорби действуют подобно Vomitivum, извергая из внутренности зло и обличая его пред подвижником, да исцелится покаянием. 21 марта 1864 года. 214 N. очень поправился и очень весел, несмотря на Великий пост . Тяжкое бремя свергнуто с души! Произволения проводить монашескую жизнь у него не было и нет; вместе с тем монастырь принеси ему существенную пользу, дав спасительно продолжительный отдых от гибельного кутежа и ознакомив с христианской верой. По его собственному сознанию он ничему не верил, когда выехал с Кавказа. Весьма хорошо сделаешь, взяв Пасху в Петербурге, иначе остаток поста будет потерян для тебя и для N. он отнимется возмущающими духовное настроение беседами и объяснениями. Благословение Божие да почиет над тобой за труды твои о делах монастыря и напечатании книг, существенно нужных для христианства. Не думай, что эти труды устроились для тебя без Промысла Божия: труды эти и сопряженные с ними скорбишки были для тебя вполне полезны, открыв тебе глаза на многое, и доставив много случаев смириться. К келейному безмолвию ты еще не созрел. 2 апреля 1864 года. 215 За 101-м донесено Синоду о спасении 14 человек от потопления. Их принесло перед монастырь на тихвинке и затерло льдом ближе к противоположному берегу. Поднялся вопль народа, находившегося на судне и увидевшего опасность своего положения; некоторые стояли с воздетыми к небу руками, как видно, на молитве. Помощь казалась невозможной, потому что река была покрыта ледяными глыбами. Одно известное тебе самоотвержение о. Иустина могло воодушевить некоторых из братий. Они, имея во главе настоятеля, отправились на реку и, подвергая себя очевидной опасности, спасли жизнь 14-ти человекам. Особенно отличились иеромонах и иеродиакон Никодим. 14 апреля 1864 года. 216. О трудах, предшествующих безмолвию и о др. предметах Промысл Божий доставил тебе такие труды, которыми приготовляется истинное, сердечное, духовное, безмолвие, основанное на служении духа, а потому чуждое прелести, труды, которыми устраивается такому безмолвию прочное основание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Киев, 1905. С. 235–239; Его же. Слово о целомудрии//Творения. Киев, 1905. С. 304–305; Его же. Слово о том, как человек приходит в чувство, и познает полезное//Творения. Киев, 1905. С. 323–342), свт. Григория Паламы (Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. Краснодар: «Текст», 2010), свт. Симеона Блаженного, архиеп. Фессалоникийского (Симеон Блаженный, архиеп. Фессалоникийский, свт. Сочинения. СПб., 1856) и некоторых других Святых Отцов, упомянутых в Древнем патерике (Древний патерик. М., 1899), Достопамятных сказаниях (Достопамятные сказания), «Лавсаике» (Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1873), Добротолюбии (Добротолюбие. В 5 тт. СТСЛ, 1993) и Огечнике свт. Игнатия (Брянчанинова) (Игнатий (Брянчанинов), свт. Огечник//Полное собрание творений. Т. 6. М.: «Паломник», 2004. С. 5–494); см.: Основы. Т. 1. С. 14–348; Т. 2. 7–314; Т. 3. С. 7–357; Т. 4. С. 7–277. 126 См.: Основы. Т. 1. С. 95, 305, 355, 375, 380, 387, 396–399, 403, 405–408, 421, 423; Т. 2. С. 318, 328–330, 342, 348–350, 372, 393, 395, 397, 400, 404, 405, 408; Т. 3. С. 167, 168, 297, 307, 348, 356, 357, 369, 390, 391, 395–399, 401, 404, 406, 411–413, 416, 417,423, 427, 441, 448, 456, 459, 461, 464–466, 468, 470–472; Т. 4. С. 285, 287, 288, 297–299, 305, 307, 308, 312, 315, 320, 321, 335, 336, 338, 345, 347, 349, 350, 367. 128 Димитрий Ростовский , свт. Богодухновенное наставление христианское//Творения. , «Второе приуготовление», «Исповедание грехов генеральное», «Зерцало православного исповедания», «Слово в субботу четвертой недели Великого Поста», «Слово о страхе Божии, какой той имети всякому человеку», «Поучение ко иереем», «Розыск о раскольнической брынской вере»//Творения. В 2 частях. СПб., 1910. 129 См.: Основы. Т. 1. С. 21–28, 84, 86, 209, 211, 302, 323; Т. 2. С. 105, 109, 173, 194, 228, 243, 245, 275, 313; Т. 3. С. 45, 102, 136, 168, 170, 171, 186, 191, 207, 209, 210, 224, 231, 343, 344, 354; Т. 4. С. 106, 120, 164, 167, 174, 204, 205, 212, 214, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

16 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 214–215. 17 Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995. С. 103. 18 Платон (Игумнов) , архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 17. 19 Свешников Владислав, протоиерей. Очерки христианской этики. М., 2001. С. 565. 20 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 172–173. 21 Григорий Богослов , святитель. Слово 31, о богословии пятое//Творения. Т. 3. С. 90. 22 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 110–150. 23 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 190. 24 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 188–189. Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Слово об Ангелах/Богословские труды, 30. М., 1990. С. 307. 25 См.: Киприан (Керн) , архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы . М., 1996. С. 353–388. 26 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 190. 27 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 231–232. 28 Буфеев Константин, священник. Православное вероучение и теория эволюции. М., 2003; Буфеев С.В. Почему православный не может быть эволюционистом//Шестоднев против эволюции. М., 2000. С. 233–278. 29 Максимов Ю. Богословские аспекты проблемы согласования православного и эволюционного учений о происхождении человека//Шестоднев против эволюции. М., 2000. С. 138. 30 Серафим Платинский (Евгений Роуз), иеромонах. Православное святоотеческое понимание Книги Бытия. М., 1998. С. 48. 31 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 173–182. 32 Новиков Д. В. Основы христианской антропологии. М., 2003. С. 54. 33 Constabtelos D.J. The Human Being. A mask or a person? Online publication by Myriobiblos Li/pary:

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-ponimanie-...

О Православии с предостережениями от погрещений против него. М., 1893. С. 7. 211 ЖМП. 1971. 7. С. 42. 212 Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1895. Т. 1. Кн. 2. с. 667. 213 Migne. PG. Т. 90. Col. 145. 214 Знаменитый западный св. отец, игумен Лиринского монастыря на острове у Ниццы (Франция), скончался в 450 г. Он автор из­вестного сочинения “Commonitorium” — “Напоминин” (434 г.), в котором изложил принципы определения истинной соборной Православной веры в противоположность лжеучениям. 215 Migne. PL. Т. 50. Col. 646. 216 Id. Col. 648. 217 Id. Col. 649. 218 Id. Col. 650. 219 Id. Col. 665–666. 220 Id. Col. 669. 221 ЖМП. 1976. 4. C. 12. 222 ЖМП. 1969. 10. C. 40. 223 Житие прп. Василия Нового//Жития святых. М., 1988. С. 478–479. 224 Архиеп. Серафим (Соболев). Проповеди. София, 1944. С. 26–27. 225 Migne. PG. Т. 102. Col. 629. 226 Иеремия II, патриарх Константинопольский. Ответы лютеранам. М., 1866. С. 35, 43. 227 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. СПб., 1880. С. 2. 228 Св. Афанасий Великий. Творения. Сергиев Посад, 1902. С. 14, 37. 229 Архим. Амвросий. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния Нью-Йорк, 1963. С. 354. 230 Прп. Максим Грек . Сочинения. Сергиев Посад, 1910. Ч. II. С. 139. 231 Там же. С. 150. 232 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1892. С. 73. 233 Беседа прп. Серафима Саровского с Мотовиловым. Белая Цер­ковь, 1929. С. 14, 15, 20. 234 Блаж. Феофилакт. Благовестник. СПб., б. г. С. 613. 235 Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Пра­вославных Церквей. М., 1949. Т. 2. С. 415. 236 В данном случае о Церкви верно употреблено прилагательное «нераздельная», в смысле «неразделимая», ибо, по словам проф. архим. Иустина Поповича, «разделение Церкви онтологи­чески по существу невозможно». Между тем в экуменической лексике касательно Церкви прилагательное «нераздельная», вы­ражающее постоянное свойство Церкви как Богочеловеческого организма, лукаво подменяется неуместным словом «неразделен­ная» (причастие прош. вр. страд, зал.), как будто в древности Церковь была «неразделенной», а затем якобы «разделилась»! Кощунственная нелепость этой мысли явствует из сопоставления со Святой Нераздельной Троицей, ибо «Церковь по подобию Св.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Но, несмотря на приносимую духовную пользу для одних, другие возбуждали против старцев неудовольствие, связанное с их учением, казавшимся странным нововведением. Похоронив в 1816 г. старца Клеопу, старец Феодор и о. Леонид в 1817 г. переходят в Александро-Свирский монастырь, а в 1822 г. старец Феодор отошел ко Господу на руках своего любимого ученика о. Леонида. О. Леонид после кончины своего учителя имел желание оставить Свирский монастырь и перейти в Оптину пустынь, но его пять лет насильно удерживали в Александро-Свирском монастыре, и только на шестой год уволили без всяких затруднений. Сначала о. Леонид в 1828 г. переходит в Площанскую пустынь, а через полгода с пятью учениками перемещается в скит Оптиной пустыни 213 . Среди учеников был и Дмитрий Брянчанинов, в будущем Игнатий епископ Кавказский и Черноморский 214 . Прибытие о. Леонида в Оптину пустынь замечательно тем, что им было введено в обители старчество, которое заключается в искреннем духовном отношении духовных детей к своему духовному отцу или старцу. Этому способствовал о. Моисей, настоятель Оптиной пустыни, который со своим братом скитоначальником о. Антонием до этого проходили подвиг пустынножительства в Рославльских лесах. О. Моисей, зная опытность духовной жизни о. Леонида, поручил ему духовное руководство над братией. И с того времени изменился весь внутренний строй монастырской жизни в Оптиной пустыни. Никакого важного дела в обители без совета и благословения старца не делалось. К его келье в вечерние часы стекалась братия со своими душевными потребностями – покаяться перед старцем в совершенных в течение дня грехах, испросить совета, получить утешения в скорби и помощи во внутренней брани со страстями и духовными врагами. Искусное врачевание, мудрость старца, любовь и почтение к нему настоятеля и братии сделали о. Леонида известным и за пределами Оптиной пустыни. После 30 лет подвижнической жизни старец Леонид Промыслом Божиим был вызван на великий подвиг служения человечеству 215 . Из различных городов и селений к нему стали приходить люди разного сословия ради духовных советов, и всех их принимал старец с отеческим расположением и любовью, никто не выходил из его кельи, не будучи утешен.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

768 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 44. С. 339. 769 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 209. 770 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. II, гл. 53. Дело молитвы о невидимой брани. С. 214—215. См. также: Преп. Нил Сорский. Устав скитский. Отдел III, гл. 1. О молитве к Богу и призывании Его помощи на помыслы; преп. Максим Исповедник наставляет вооружаться на блудные помыслы молитвою, заимствуя слова из Псалтири: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя» (Пс.31:7); преп. Ефрем Сирин//Творения. Изд. 5-е. Ч. I. В подражание притчам. С. 143—144. 771 Еп. Феофан пишет: «Врага должно преследовать (молитвой) до тех пор, пока и следов его не останется; иначе даже простой помысл, оставленный в сердце, как злое семя, принесет свой плод в неприметном склонении к себе души» (Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 282). 772 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 212. См. также: Душеполезное чтение. 1896. T. II С. 477. 773 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 21, § 7. Ср.: Достопамятн. сказания о подвижн. свв. отцов. Изречения аввы Пимена; § 146, преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 30. С. 137; преп. Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении. § 39; преп. Нил Сорский. Устав скитский. М., 1892. С. 73—75. 774 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 301, 421. 775 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. II, гл. 53. С. 215. 776 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 8. С. 262. 777 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. §§ 52, 84. С. 355, 361, Древний Патерик. Гл. 5, § 19. С. 73. 778 Древний Патерик. Гл. 5, § 35. С. 82—83. 779 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255. Ср.: с отв. 252. 780 Преп. Нил Сорский. Устав скитский. Слово 8. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 7, § 31. 781 Преп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Слово о трезвении и молитве. Изд. 8-е. М., 1912. § 22. С. 11. 782 Там же. § 98. С. 31. О порядке борьбы с помыслами — см. у него §§ 105 и 145. 783 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 80. Ср. § 81. 784 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 55 на Евангелие от Матф. Ср.: Преп. Исидор Пелусиот. 278-е письмо к Филохристу епископу. А также: Преп. Нил Синайский. Добротолюбие. Т. II, § 25. С. 236.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

210 . Изречения, которые епископ Игнатий (Брянчанинов) советует повторять инокам во время скорби//Рус. инок. – 1916. – 2. – С. 3–4:211. Имущество монаха – огонь: (Из Отечника еп. Игнатия)//Рус. инок. – 1917. – 2. – С. 59–60:212. Воззвание к душе//Рус. инок. – 1917. – 3. – С. 108–109:213. Умное делание. О молитве Иисусовой: Сб. поучений св. Отцов и опыт, ее делателей/Сост. игум. Харитон. – Sortavalassa: изд. Валаам, монастыря, 1936. – 298 с. – По алф. указ. авт. изречений см.: Игнатий Брянчанинов , еп. – с. 297. Поучения свт. Игнатия см. под 38, 74, 90, 148, 191–194, 196, 199, 200–205, 220, 221, 227, 255, 270, 304, 370, 371, 374, 379, 382, 384, 385:214. Что значит взять свой крест?//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1950. – 9. – С. 9. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 215 . О мертвости духа человеческого//Там же. – 1951. – 5. – С. 32–36:216. Видение Христа; О чтении святых Отцов//Там же. – 1957. – 4. – С. 32–36:217. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями; О добродетелях, противоположных осьми главным греховным страстям; Дневный апостол 1-го февраля 1840 г.; Размышление о вере; Сад во время зимы//Там же. – 1957. – 10. – С. 27–36:218. Древо зимой пред окнами келлии; Дума на берегу моря; Молитва преследуемого человеками//Там же. – 1957. – 11. – С. 34–36:219. Истина и дух; О любви к ближнему//Там же. – 1957. – 6. – С. 28–36:220. Кладбище; Голос из вечности: (Дума на могиле)//Там же. – 1957. – 12. – С. 33–36:221. О любви к Богу; Пост//Там же. – 1957. – 7. – С. 29–36:222. О молитве. Статья первая//Там же. – 1957. – 8. – С. 25–36:223. О молитве. Статья вторая//Там же. – 1957. – 9. – С. 26–36:224. О покаянии//Там же. – 1957. – 3. – С. 31–36:225. О последовании Господу нашему Иисусу Христу//Там же. – 1957. – 2. – С. 27–36:226. О чтении Евангелия; Об удалении от книг, содержащих в себе лжеучение//Там же. – 1957. – 5. – С. 29–34:227. О молитве Иисусовой: Беседа старца с учеником//Там же. – 1958. – 5. – С. 29–36; 7. – С. 34–36; 11 – С. 31–35; 1959. – 1. – С. 29–35:228. О слезах//Там же. – 1958. – 1. – С. 35–36; 2. – С. 28–36:229. Учение о плаче преподобного Пимена Великого //Там же. – 1958. – 1. – С. 34–35:230. О прелести//Там же. – 1959. – 2. – С. 31–35; 3.– С. 34–36; 5.– С. 27–36; 7. – С. 31–35; 8. – С. 30–33.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

8.11 210. Сан начальства не причина внутреннего охлаждения. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный 8.12 211. «Многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян., XIV, 22). Мы должны считать себя худейшими и последними 8.13 212. Да утвердит Господь в смиренном подчинении настоятелю 8.14 213. Без благосклонной причины не отлучайтесь из обители 8.15 214. Советую вам себя укорять, а братию умиротворять духом кротости 8.16 215. Сохраняйте благую совесть, она утешит в скорбных обстоятельствах. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится 9 Письма к монаху Иоанникию 9.10 10. 9.11 11. 9.12 12. 9.13 13. 9.14 14. 9.15 15. 9.16 16. 9.17 17. 9.18 18. 10 Письма к святителю Игнатию (Брянчанинову) 10.10 10 10.11 11 10.12 12 Предисловие В сборник вошли ранние письма старца Льва из Валаамского монастыря, а также составившие основную часть сборника письма, написанные от лица двух старцев к общим духовным чадам из скита Оптиной Пустыни. По своему смирению, старец Макарий ставит свою подпись всегда после старца Льва. Главная цель настоящего сборника — сохраняя по возможности живой слог старца, донести до современного читателя душеспасительные и поучительные наставления, содержащиеся в письмах старца, то духоносное, что может помочь в жизни каждому христианину. Составители сочли возможным давать текст писем с купюрами. Так, например, письма не содержат слов приветствия и прощания, из писем исключены места, не имеющие отношения к духовной жизни человека. К сожалению, в ряде случаев, когда из-за плохой сохранности писем не удавалось прочесть некоторые отрывки, пришлось прибегнуть к купюрам этих мест. Однако когда смысл текста все же «угадывался», составители оставляли за собой право давать собственную расшифровку текста. Все письма имеют сквозную нумерацию, не зависящую от наличия разных лиц, которым адресованы письма старца. В начало каждого письме вынесены: — наиболее поучительные высказывания старца, которые представляют собой или собственно выдержку из письма, или выдержку, синтаксическая конструкция которой немного изменена;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

2051.  Преосвященный Григорий — Архиепископ Калужский и Боровский (в миру Николай Васильевич Митькевич, 1807–1881). 2052. РГБ ОР. Ф. 214. К. 359. 2053. См.: Ηилус С. А. Святыня под спудом//ПСС. Т. 3. М., Паломникъ, 2000. С. 214–215. 2054. См. также приведенное ниже письмо отцу Ювеналию Половцеву от 26 декабря 1855 г. 2055.  Отец Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин, 1822–1891) — церковный историк, археолог, писатель (опубликовал около 300 работ, в числе которых сотни документов и памятников духовной письменности). С 1840 по 1852 г. служил в лейб-гвардии Волынском полку. Часто бывал в Оптиной Пустыни. В 1847 г. издана его книга «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи». В 1852 г. вышел в отставку и поступил на жительство в скит Оптиной Пустыни. 7 сентября 1857 г. пострижен в монашество. В 1857–1859 гг. служил в Русской духовной миссии в Иерусалиме, в 1865–1869 гг. был настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. Последние 14 лет жизни был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Автор жизнеописания старца Макария (Иванова). 2056. РГБ ОР. Ф. 213. К. 75. 2057. О. Порфирия (Григорова); см. примеч., с. 512. 2058. О нем см. т. V настоящего издания, с. 426. 2059.  Алексей Поликарповым Бочков, в монашестве о. Антоний (1803–1872) — литератор, поэт. В 1837–1838 гг. был послушником в Сергиевой пустыни; архимандрита Игнатия Брянчанинова считал своим духовным отцом и первым наставником в монашеской жизни. Подробнее о нем и его переписку со святителем Игнатием см. т. IV настоящего издания, с. 526–596. 2060. РГБ ОР. Ф. 214. К. 384. 2061.  О. Геронтий (в миру Георгий Васильев; 1800–1857). Находился в Оптиной Пустыни с 1829 г., в этом же году познакомился с Дмитрием Александровичем Брянчаниновым. 29 октября 1833 г. пострижен в монашество. В 1837 г. определен настоятелем Калужской Тихоновой пустыни и управлял ею до своей смерти; возродил обитель. Отец Леонид часто гостил у него. Ниже приводятся письма о. Геронтия святителю Игнатию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010