3) Последуя столь ясному учению Слова Божия, св. Церковь неизменно веровала, что Господь Иисус, единосущный нам по человечеству, по всему нам подобен, кроме греха, как выразились в своем догмате Отцы халкидонского Собора, и как еще прежде исповедывали единодушно – все ее пастыри и учители: Иустин 192 , Ириней 193 , Климент александрийский 194 , Ипполит 195 , Дионисий александрийский , Евсевий, Афанасий великий , Иаков низибийский , Иоанн Златоустый , Григорий нисский 196 , Августин 197 и другие 198 . И эту безгрешность Христа Спасителя Церковь издревле понимала не в том только смысле, что Он совершенно чист от греха прародительского и всякого произвольного, но и в том, что Он даже не может грешить 199 что Он свободен от всяких чувственных пожеланий или поползновений ко греху, свободен от всякого внутреннего искушения 200 . А потому когда Феодор мопсюетский осмелился, между прочим, утверждать, будто Господь Иисус не был изъят от внутренних искушений и борьбы страстей 201 , пятый вселенский Собор (в 553 г.) осудил это лжеучение, как одно из важнейших 202 . В объяснение такой, всецелой, безусловной-безгрешности Христа Спасителя учители Церкви указывали на то, что естество человеческое в Нем не отдельно существует, а ипостасно соединено с естеством Божеским 203 . 101 Более подробное изложение учения о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, на основании св. Писания, представлено нами прежде. См. «Православно-догм. Богосл.» т. 1. § 33, стр, 219–230. 102 И на основании св. предания подробнее раскрыто нами учение о Божестве Иисуса Христа, там же в § 31, стр. 212–217. Здесь приведем только несколько свидетельств, не приведенных тем. 114 Что же касается до слов Апостола: первый человек от земли, перстен: второй человек, Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии ( 1Кор. 15, 47. 48 ), – откуда еретики выводили заключение. будто Христос не позаимствовал плоти своей от Пресв. Девы, а только прошел сквозь нее, как чрез канал, с телом тончайшим, небесным: то вот замечание об этом – а) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

153. О вечной жизни и смерти Праведницы во веки живут. ( Прем. 5:15 ). Один Бог бесконечно вечен; потому, что не имеет ни начала, ни конца; но Сам в Себе имеет источник вечной жизни, – Он всегда был, есть и будет, а все, что Он сотворил; мир видимый и невидимый, ангелов и человеков, – все это имеет начало бытия; но, по бесконечному милосердию Своему и по Своей благости, Бог дает и тварям Свою вечную жизнь, так, что и они могут жить вечно. Так праведники живут вечно: Праведницы во веки живут, – живут вечно потому, что в одном Боге – в источнике вечной жизни – праведники почерпают свою жизнь; а вечный источник жизни сеть Господь наш Иисус Христос: Я путь, истина и жизнь 191 , – сказал Господь; – в Нем была жизнь и жизнь была свет человекам 192 . Как же праведники почерпают жизнь в Господе? Изучая святое Евангелие и стараясь познать Самого Христа, и исполнять Его святую волю, и Его святой закон: «сия есть жизнь вечная, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси, Господа Иисуса Христа« 193 . »Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни« 194 , – вопрошает св. апостол Петр. Итак, вечная жизнь в лице Иисуса Христа и в Его словах – во святом Евангелии. Хочешь, христианин, вечно жить, старайся знать Бога и Его святые заповеди. – Вера в Иисуса Христа также дает вечную жизнь: »веруяй в Мя, имать живот вечный» 195 ; «Я есть хлеб жизни; кто верует в Меня, – у того из чрева потекут реки воды живой» 196 . Итак, кто верует в Иисуса Христа, тот получает неиссякаемый источник вечной жизни – реки у него из чрева потекут воды живой. Присовокупите к сему любовь к Иисусу Христу – и уразумеете, что любовь к Нему также дарует вечную жизнь: «Любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, иже на небесех« 197 . »А кого возлюбит Отец Небесный, тот вечно будет жить " 198 ! Итак, спросите: почему праведники вовеки живут? Потому, что они знают Бога и Иисуса Христа, знают святое Евангелие, веруют в Бога и любят Его. Присовокупите к сему самый главный и важнейший источник жизни – приобщение плоти и крови Сына Божия: »Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный«.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

6 .Сотворяяй на небо восход свой, и обещание свое на земли основаяй, призывали воду морскую, и проливала ю на лице земли: Господь Бог Вседержитель имя Ему. С Евр: „Который на небе устроил Свои обители и свод Свой утвердил на земле; Который вызывает воду морскую, и заливает ею лице земли; имя Его: Иегова.“ Св. пророк продолжает доказывать, что Бог может исполнить свои угрозы над Израильтянами; ибо Он всемогущи; Он (по LXX) сотворил на небе восход Свой, т. е. Свой престол, на который восходят. Человекообразное представление Господа, создавшего и утвердившего престол Свой на небе и как бы восходящего на сей престол, чем означается и всемогущество Господа и Его царское достоинство. И обещание 197 свое на земли основавый. Т. е. Господь может исполнить то, что возвестил чрез своих пророков, ибо Он, царствуя на небе, в тоже время царствует на земле, где утверждает и приводит в исполнение Свои обетования; все может сделать Тот, Кто (силою солнечной теплоты) призывает, возносит воды морские на высоту небесную и здесь, соединив в облака, из них, как из хранилищ каких, обратно изливает их на землю; все может сделать Тот, Кому имя Господь Вседержитель. Св. Ефр. Сир. под созданием восхождения на небо разумеет сотворение горних сил, Ангелов и Хранителей. 7 . Не якоже ли сынове Ефиопстии, вы есте Мне сынове Исраилевы; глаголет Господь: не Исраиля ли изведох из земли Египетския, и иноплеменники из Каппадокии, и Сиряны из рова. С Евр: „не наравне ли, с сынами Хуша и вы у Меня, сыны Израилевы, говорит Иегова? Не равно ли вывел Я Израиля из земли Египетской, как Филистимлян из Кафтора и Арамеян из Кура.“ Продолжается речь о том, что Господь Бог непременно исполнит Свои угрозы над Израильтянами. Чрез Своего пророка Он разрушает ту их суетную мечту, что Бог не исполнить угроз своих, помилует; ибо Он Сам их вывел из Египта не для погибели а для блага, Сам избрал и возвысил их пред всеми языками. Как бы так говорит Господь чрез св. Амоса и напрасно вы гордитесь своим превосходством пред другими. Преданные идолослужению, обезображенные пороками не тоже ли вы теперь предо Мною, что сыны Хуша? 198 Чернотою души вы уподобились Ефиоплянам, а потому как последние, в лице Хама, были Мною прокляты и обречены на рабство 199 ( Быт. 9:25 ); так и вас, сыны Израиля, ожидает такая же участь. Вы еще думаете, что Бог печется о вас одних, так как вас Он вывел из Египта, избрал, прославил, а другие народы отвергнул. „Если вы хвалитесь (так поясняет Св. Ефр. Сир.) изшествием своим из Египта, и Меня за это не прославляете; то знайте, что и Филистимлян Я вывел из Каппадокии. 200 и Сиряны из Кира, 201 т. е. из Харраса или Ханаана.” Бл. Феодорит видит в словах пророка обличение в неблагодарности Израильтян, которых Бог сподобил особенного промышления паче сынов Хуса, переселил со славою, а не так, как переселял другие народы, соделал владельцами чужой земли и победил для них и истребил ее жителей. Но первое объяснение более согласно с контекстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

7 . Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. С Евр.: «И я говорил в благоденствии моем: не поколеблюсь во век». «Давид, – говорит св. Афан., – объясняет причину падения. Поскольку, говорит, во время благоденствия думал я о себе много, то за это самое и приведен в смущение». Св. Василий В. находит другой смысл: человек, напоенный обильными потоками небесных вод (т.е. благодатных), приносящий обильные плоды и «чувствующий свою твердость с уверенностию скажет, что его не искоренит противник, как полную ниву, которую благословил Господь». 8 . Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу 196 . Под добротою или красотою Отцы разумеют первобытную доброту, какую имел Адам до падения и частию сохранил по падении. «Хотя прекрасен был я по природе, – объясняет св. Василий В., – но стал немощен, потому что умерщвлен грехом, по злоумышлению змия. Посему Ты к доброте моей, какую я получил от Тебя при первом устроении, присовокупил и силу исполнять должное». По мнению бл. Феодорита, слова 8 стиха «приличествуют Езекии и всему человеческому естеству, потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением и преодолел Ассириян, но лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели, не подлежал тлению, но за преступление, лишившись Божественного о нем промышления, претерпел жизненную бурю». С Евр.: 197 «По благоволению Своему, Господи, Ты укрепил гору 198 мою; но Ты сокрыл лице Свое, и я смутился». 9 . С Евр.: «Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа (моего) умолял». 10 . Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Егда исповестся Тебе персть? Или возвестит истину Твою? – В крови моей. Кровь принимается за душу, за жизнь ( Лев. 17:14 ). Т.е., что пользы в этой несчастной жизни, когда я, обремененный скорбями, готов истлеть, умереть? Какая польза от того, что преждевременно я сойду в истление, умру, обращусь в прах? Прах может ли исповедать или славословить Тебя, и возвещать истину Твою? (Подоб. Пс. 87:11–12, 113:25–26 ; Вар. 2:17 ). «В том, чтобы сойти мне в истление, нет никакой пользы ни мне, ни другим. И меня лишаешь Ты жизни и другие ни мало не приобретут от меня спасения» (Св. Афанасий). Св. Василий Великий иначе: «Что мне пользы в благосостоянии плоти и во множестве крови, когда она будет предана общему разрушению тела?.. Как перстный, плотский человек исповестся Тебе Богу? Как возвестит истину тот, кто не посвящал своего времени учению, у кого ум погребен под таким бременем плоти»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

а. Причины погибели первого мира (Ст. 1–4) Когда люди начали умножаться … тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих…. (Ст. 1, 2). Кого разумеет Моисей под сынами Божиими и дочерями человеческими? Свв. Отцы – Златоуст, Кирилл Александрийский и Феодорит под сынами Божиими разумеют благочестивых потомков Сифа 195 , а под дщерями человеческими – женщин из развратного потомства Каинова. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими … пусть будут они их сто двадцать лет. (Ст. 3). Сие не то значит, что жизнь человеческую Господь сокращает до 120-тилетнего периода 196 , а то, как учат отцы церкви (Златоуст, Иероним и Августин), что Господь назначил 120-летний срок для покаяния допотопным людям. Срок сей объявлен был, по всей вероятности, чрез Ноя, которого Ап. Павел называет проповедником правды 197 . В то время были на земле исполины… (Ст. 4). По мнению блаж. Феодорита, которое он основывает на указаниях Свящ. Писания 198 , под исполинами надо разуметь некоторых великорослых людей, коих дерзость и насилия произвели страшное расстройство в семейном быту и в общественной жизни 199 . Есть многочисленные указания на великанов в преданиях народных. Гигантские скелеты, находимые в земле, тоже свидетельствуют о древних исполинах. б. Божие предопределение о потопе (Ст. 5–8) И увидел Господь … и раскаялся, что создал человека на земле (Ст. 5–6). В каком смысле приписывается Господу раскаяние, по-видимому вовсе ему несвойственное? Конечно в смысле переносном и метафорическом, ибо Бог не человек, – чтобы раскаяться Ему 200 . Мысль сей метафоры та, что развращение допотопных людей было так велико, что не осталось никакого места Божию милосердию, так что сам Бог, ни в чем не раскаивающийся, как бы пожалел, что создал человека. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков… скотов, и гадов, и птиц небесных… (Ст. 7). Зачем на истребление с человеком осуждается и тварь несмысленная? поскольку она была для человеческой потребности 201 . Страдания неразумной твари должны были усугубить наказание тех, которые покорили ее суете своей, и соделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин. 4:10–11, 16 ). И Павел: Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас Бога. И продолжает: любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ( Рим. 8:37, 28 ). И еще: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? И прибавляет: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее… ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:35, 38–39 ). Господь же: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Итак, смотри: любовь к Богу дарует явление Его и встречу с Ним доставляет. Искренне любящий Бога ощущает себя странником и пришельцем в здешней жизни; и таковой изменяется прекрасным изменением; и все те, кто во святом Христовом имени в глубине сердца своего поучаются непрестанно, таковые некогда оказываются способны узреть и Свет Его 196 . Ибо в тесном поучении 197 удерживаемое в мыслях [имя Христово] всякую душевную грязь весьма ощутимо попаляет, потому что, говорится, Бог наш есть огнь поядающий ( Евр. 12:29 ). Поэтому Господь призывает душу ко многой любви Своей славы. Ничто же так не возгревает и не подвигает сердца к любви к Богу, как богословие. Потому что оно порождает все, что происходит от Его благодати. Первыми из всех даров душе того, кто любит Бога, даруются слезы, которые Он сеет в его сердце, словно услаждающий мед. Потому что он в душе своей вместе во владычественном начале 198 непрестанно созерцает Его через любовь. Душа же, ликующая в любви Божией, во время исхода из тела не убоится начальника воздуха сего (ср. Еф. 2:2 ), ни властей тьмы (ср. Кол. 1:13 ), но, от любви к Богу радуясь, парит вместе с мирными Ангелами, словно [возвращаясь] с чужбины к себе домой. Потому что душа, имеющая любовь – исполнение закона ( Рим. 13:10 ), в пришествие Господа будет восхищена на облаках в сретение Ему ( 1Фес. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Значимость записанного Тайнозрителем «пророчества» утверждается с особой силой. Как это было и в самом начале произведения, в Откр 1: 3 , в последней, 22-й главе также содержатся слова «блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» ( Откр 22: 7 ). Всего по тексту Апокалипсиса рассредоточено семь обетований «блаженства» (или «макаризмов») 195 , и указанное обетование является предпоследним. В заключительных стихах Апокалипсиса звучит грозное предостережение: «…я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие… в святом граде и в том, что написано в книге сей» ( Откр 22: 18–19 ). В этих словах исследователи видят свидетельство того, что для Тайнозрителя было чрезвычайно важным сохранить текст именно в той форме, в какой он был изначально написан. Г. Гэмбл считает, что это можно понять как предупреждение переписчикам, очень актуальное в античном мире 196 : писцы могли вставлять в текст свои пометки и комментарии, не говоря уже о вероятности случайных ошибок при переписывании текста. В главе I настоящей работы было отмечено, что одним из свойств письменного текста является то, что он выходит из непосредственного контроля своего автора и начинает «жить своей жизнью» (ср. изречение: habent sua fata libelli). Возможно, здесь имеется в виду именно это, и ап. Иоанн желает оградить свой текст от изменений, добавлений и искажений. Это не «формула канонизации» текста 197 , но, скорее, проявление заботы о его сохранении в первоначальном и целостном виде. В аналогичном контексте, согласно Гэмблу, можно понимать и слова Откр 22: 10 : «И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей». Помимо иных значений, это также может быть указанием на прочтение Апокалипсиса в христианских общинах Малой Азии 198 . Тем самым уже в самом тексте Апокалипсиса мы видим намерение автора сделать свое произведение доступным для широкого круга читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Берите, говорит, только в таком количестве, какое необходимо вам для жизни и в одежде 196 . Поэтому и апостол говорит соответственно тому же: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:8 ). Или в другом месте: «Тот, кто оглашается словом " (catechizatur verbo), «да имеет общение с оглашающим его во всяком добре» ( Гал.6:6 ), 197 так что ученики должны делать соучастниками в телесных благах тех людей, от которых собирают духовную жатву. Это в историческом (буквальном) значении. С другой стороны, и в переносном значении учителям не должно иметь ни золота, ни серебра, ни меди, которые находятся в поясах. Золото часто употребляется в книгах в значении разума, серебро – в значении речи, медь – в значении голоса. Всего этого мы не должны искать у других, а пользоваться данными нам от Господа благами; также не должно принимать наставление в превратных учениях еретиков и философов и 198 обременять себя тяжестью мира сего, и иметь двоедушия, и связывать себе ноги смертоносными узами, но быть как бы нагими (nudos) при вступлении на Святую Землю; не брать также жезла, который обращается в змея и не опираться ни на какую плотскую защиту ( Исх.4:2–4 ; 4Цар.18:20–21 ), потому что жезл и посох этого рода подобен тростнику ( Ис.36:6 ): если ты его немного согнешь, он ломается и пронзает руку опирающегося на него. Мф.10:11 .  В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете. По поводу рукоположения епископа и диакона Павел говорит: «Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим.3:7 ). Апостолы, входя в новый город, не могли знать, какого рода люди в нем 199 . Поэтому должно было избирать хозяина дома на основании благоприятных отзывов народа и суждения соседей, чтобы достоинство проповедования не бесчестилось дурной славой принимающего [в свой дом]. Хотя проповедовать должно было всем, но гостеприимный хозяин избирается один такой, который бы не благодетельствовал желающему 200 у него остаться, а принимал от него, ибо это и значат слова: «Кто в нем достоин», чтобы он знал, что он более получает благодать, чем сам оказывает милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но этот союз с сирийским царем не принес иудеям ничего, кроме вреда. Завоевание египетских областей Антиох начал с самой же Палестины, как владения южного царя; взял много городов, подвластных Египту и среди них Иерусалим. Ему не могли противостоять «мышцы юга», – египетские полководцы с отборным войском. Именно Скопа, успевший было завоевать Келе-Сирию, потерпел в 198 г. сильное поражение при Понсале, около истоков Иордана, благодаря чему вся Келе-Сирия и Палестина до Газы снова оказалась в руках Антиоха. Дан.11:17 . И воз­намерит­ся войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на по­гибель ее, но этот замысел не состо­ит­ся, и ему не будет по­льзы из того. Желая по возможности захватить и египетские владения «южного царя», Антиох стал действовать хитростью. После разгрома Палестины он заключил с Птоломеем мир и обручил с ним, семилетним мальчиком, свою дочь Клеопатру, надеясь при содействии ее погубить малолетнего царя и захватить Египет. Но Птоломей и его вельможи, раскрыв замыслы Антиоха, были очень осторожны; при этом и Клеопатра явно склонялась на сторону мужа, а не отца. Благодаря всему этому, коварные замыслы Антиоха «не состоялись» и пользы ему не принесли никакой. Дан.11:18 . Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь пре­кратит нанесен­ный им по­зор и даже свой по­зор обратит на него. Дан.11:19 . Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнет­ся, падет и не станет его. Потерпев неудачу в попытке овладеть Египтом, Антиох удовлетворил свою страсть к завоеваниям удачным походом в 197 г. против островов и прибрежных областей Малой Азии: завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и т. д. Конец его победам был положен римским консулом Сципионом Назикой ( «некий вождь») и его братом Сципионом Африканским. Посланные Римским правительством для защиты находившихся под римским протекторатом островов, они в 190 г. нанесли Антиоху страшное поражение при Магнезии. Заключив с победителями унизительный для себя мир, он возвратился в свою землю и скоро погиб во время народного возмущения, открывшегося по поводу ограбления царем храма Зевса, или Бела в городе Элимаисе, к югу от Каспийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Моисей бросил дерево в воду, и она стала сладкою. Дерево, усладившее горькую воду, прообразовало крест Христов, через который услаждаются все горести жизни, и даруется нам вечное блаженство. Когда израильтяне пришли в пустыню Син, то стали роптать на Моисея и Аарона, по причине недостатка пищи, и говорили: «Лучше бы нам умереть в Египте, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта». Господь сказал Моисею: «Скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом». Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру выпала роса около стана. Когда поднялась роса, на земле осталось что-то мелкое, похожее на крупу, как иней. Израильтяне, увидев это, спрашивали: «Что это?» Моисей ответил им: «Это хлеб, который дал вам Господь в пищу». Израильтяне назвали этот хлеб манною 196 . Бог повелел собирать ее каждому столько, сколько ему съесть в день 197 . Кто оставлял манну до утра, у того она портилась, и заводились в ней черви. Но накануне субботы собирали манны вдвое более, потому что в субботу она не выпадала, и запас ее не портился. Израильтяне мололи манну в жерновах или толкли в ступе, варили и делали из нее лепешки, которые походили вкусом на хлебные лепешки с медом и елеем 198 . Манна прообразовала Иисуса Христа, Который Сам называет Себя хлебом животным, сшедшим с неба; также предызображала наслаждение жизни вечной ( Ин. 6: 48 . Ап. 2:17). Близ горы Хорива (в Рефидиме) не было воды. Израильтяне стали роптать на Моисея и требовать воды. Бог велел Моисею жезлом ударить в скалу горы Хорива при старейшинах израильских; Моисей сделал так, и из скалы потекла вода. Камень , источивший воду, прообразовал также Иисуса Христа, Который из ребер Своих источил кровь и воду, спасительную для всех людей, и Который изливает обилие благодати Св. Духа всем, верующим в Него. Тут же напали на евреев амаликитяне 199 и побили у них всех, кто ослабел и отстал на пути. Моисей послал Иисуса, сына Навина, с выбранными храбрыми мужами, сразиться с амаликитянами. Когда Иисус сражался, Моисей, взойдя с чудодейственным жезлом на гору, молился Богу, поднимая руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010