...У демонов в обычае – в часы молитвы, под предлогом благовидной якобы причины, побуждать нас к отлучке, чтобы благовидно отвлечь нас от спасительной молитвы (свт. Василий Великий , 9, 49). Источник. ...Тот, кто ныне обольщает нас, и мирскими приманками всемерно старается произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших ругается и посмевается над нами, тогда пренебрежение наше обратит в укоризну Господу и будет хватиться нашею непокорностью и нашим отступничеством; что он не сотворил нас и не умер за нас, однако же имел нас своими последователями в непокорности и нерадении о заповедях Божиих. Эта укоризна Господу и эта похвальба врага для меня кажутся тяжелее геенских мучений – врагу Христову послужит предметом похвальбы и поводом к превозношению пред Тем, Кто за нас умер и воскрес... (свт. Василий Великий , 9, 87). ...Сатана сам по себе не может ни в ком быть виновником греха, но, пользуясь иногда естественно происходящими движениями, а иногда и запрещенными страстями, через них старается небодрствующих над собою вводить в свойственные страсти дела Бывает же сие с теми, которые по нерадению оставляют в себе невозделанными естественные семена добра... (свт. Василий Великий , 9, 213). ...Брань с теми, которые предали себя миру, враг презирает, частью потому, что весьма многие из них произвольно стремятся к поражению, будучи уловляемы в грех различными удовольствиями и вожделениями и доставляя противнику нетрудную над собою победу, частью же потому, что, по-видимому, и противящиеся несколько греху разными развлечениями легко бывают уклонены от борьбы, обращают хребет и, неослабно поражаемые, несут на себе позорные знаки одержанной над ними победы (свт. Василий Великий , 9, 344). ...Нечистый дух изворотлив и многообразен... Мудрого уловляет мудростью, крепкого – крепостью, богатого – богатством, благообразного – красотою, красноречивого – краснословием... художника – искусством... Источник. ...Ставит сеть отрекшемуся от мира – в отречении, воздержному – в воздержании, безмолвнику – в безмолвии, нестяжательному – в нестяжательности, многоученому – в учености, благоговейному – в благоговении... (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Благоразумие ...В общем употреблении называются благоразумными , которые в житейских делах различают полезное и вредное... (свт. Василий Великий , 5, 311). Всеми поступками должно руководить благоразумие. Ибо без благоразумия и все то, что по видимому прекрасно, от неблаговременности и несоблюдения меры обращается в порок. А когда разум и благоразумие определяют время и меру благ, тогда от употребления их получают удивительную выгоду и дающие, и приемлющие сии блага (свт. Василий Великий , 9, 354). Многие кажутся сами себе благоразумными и не могут представить, что мнимое их благоразумие обратится во вред душе их (прп. Ефрем Сирин , 30, 179). Источник. Верь, что благоразумие надежнее счастья. Одно есть быстрое течение обстоятельств, а другое – кормило (свт. Григорий Богослов , 16, 208). Источник. Дело благоразумия состоит в том, чтоб ту часть души, в которой находится гнев, возбуждать к ведению внутренней брани (авва Евагрий, 85, 634). Если ты будешь благоразумен, то ни зверь, ни человек не только не причинят тебе никакого вреда, но еще принесут весьма великую пользу (свт. Иоанн Златоуст , 49, 550). ...Всем людям нужно благоразумие, но особенно облеченным почестями и властью, чтобы, увлекаясь бременем власти, как бы каким стремлением беспорядочных вод, не свергнуться в пропасть (свт. Иоанн Златоуст , 50, 71). Источник. ...Кем управляет благоразумие, те, почитая тела свои орудиями оного, не лишены бывают славы за прекрасные дела свои (прп. Исидор Пелусиот , 62, 426). Источник. Иные называют благоразумными тех, которые умеют разумно распоряжаться в чувственном, но настоящие благоразумники те, которые владеют своими пожеланиями (прп. Марк Подвижник , 85, 535). ... почитается другинею мудрости и есть наисильнейшее из ведущих горе средств. Ибо в науке добродетелям заключается точное распознание и блага и того, что противно тому; а для этого требуется благоразумие. Под его же руководством опыт и борение с плотию научают, как наилучше делать добро и противиться злу (прп. Феодор, 87, 353). Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В надписании 7-го псалма есть уточнение «за восьмой». Это уточнение давало возможность православным экзегетам и, в частности, Евсевию писать о восьмом дне, который был пророчески предуказан царём Давидом. Так, Евсевий писал: «Восьмой, воскресный день Спасителя – воскресенье спасительное, в которое всех прегрешений очищение происходит, как мы верим. В нём символически обрезывался всякий младенец, а по истине очищается через возрождение…» 84 . Для Евсевия восьмой день не столько символ Ветхого Завета, сколько Нового Завета, хотя для данного символизма по-прежнему основным фактическим источником оставался Ветхий Завет . Свт. Афанасий Александрийский также толковал надписание 7 псалма. Восьмой день – это «воскресный день Христов» 85 . Упоминания о ветхозаветном обрезании никак не могли изменить новозаветную перспективу восьмого дня 86 . Свт. Василий Великий 87 назвал восьмой день, или день Господень, «невечерним». Восьмым же он называется как «находящийся за пределами этого седмеричного времени». «Так что если ты назовёшь его днём или веком, ты скажешь о нём в том же самом смысле» 88 . Предельно ясно Кесарийский святитель заявил о том, о чём не осмеливались заявлять предшествующие экзегеты и богословы. Восьмой день – это не столько земное время, сколько иное измерение. Это инобытие, в которое вводит нас Христос Спаситель. Свт. Григорий Богослов писал о восьмом дне как об особом дне, который составляет полноту Пятидесятницы (49 как 7 х 7 + 1), или о годе, который подобным образом составляет полноту юбилейных лет 89 . В понимании свт. Григория духовная экзегеза восьмого дня имеет определяющее значение, как призывы к «субботствованию душ». Свт. Епифаний Кипрский попытался взаимоувязать день субботы как день обрезания с указанием на то, что обрезание происходит в день восьмой, не совпадающий с субботой. Для выхода из тупика свт. Епифаний предлагает установить время обрезания в 9 часов вечера в субботу, когда сама суббота заканчивалась в пользу следующего дня 90 . Самым главным событием, связанным с восьмым днем, для свт. Епифания оказывается обрезание Христа Спасителя 91 , которое произошло в вечерний час субботы около 9 часов вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Возникает вопрос: есть ли такое учение в Церкви, и кто из святых Отцов так учил о браке? Для начала необходимо ознакомиться с церковными толкованиями на 9-е правило свт. Василия Великого, о которых умалчивает Валерий и его СДБ. Толкователи Зонара, Аристин и Вальсамон единодушно после разъяснения этого правила подчеркивают: «Но это по обычаю, который имел силу во времена сего великого отца. А на основании изданной после того новеллы императора Юстиниана о расторжении браков... кроме других причин, по которым женам дается право прекращать сожитие (со своими мужьями), позволяется им расторгать браки и по причине ревности в том случае, если муж в одном и том же доме, или городе сожительствует с другою женщиной и, не смотря на приглашение со стороны жены, не оставляет общения с нею» (Аристин). А вот из толкования Вальсамона: «...А поелику почти все, что содержится в этом правиле, изменила 117-я Юстинианова новелла..., то прочти ее... и узнаешь, какими способами расторгаются супружества...» То же самое повторяется и в Славянской кормчей: «...Днесь же ни муж ни жена разрушити сожития не может, аще не будет кая вина подобна: о них же яве, Иустинианова, новая заповедь повелевает». Как известно, свт. Василий Великий жил в IV веке, а император Юстиниан - в VI веке. Законодательство византийского императора Юстиниана относительно брака было более приближено к христианскому пониманию брачных отношений, чем обычай во времена святителя Василия. 87-е правило VI Вселенского собора (680-681 г.) уже не повторяет описанного в 9-м правиле Василия Великого принятого в его время обычая. Текст 87-го правила основан полностью на евангельской заповеди о нерасторжимости брака «кроме вины прелюбодеяния»: «Жена, оставившая мужа, аще пойдет за инаго, есть прелюбодейца, по Священному и Божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: аще жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет. И паки: держай прелюбодейцу, безумен и нечестив. Аще убо усмотрено будет, яко оставила мужа без вины, то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с Церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную поемлющий, по слову Господа, повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же правилами Отец наших, таковым год быти в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седмый стояти с верными, и тако сподобитися причащения, аще со слезами каятися будут».

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/22/n...

in Ps. 48.//PG. 29. Col. 449). Восхищение перед их величием не должно вызывать религ. трепета перед ними (Hom. 24//PG. 31. Col. 613-616). В. В. отмечает, что ныне состояние мира многообразно, тогда как после воскресения из мертвых жизнь будет единообразна (μοντροπος) (Hom. in Ps. 114//PG. 29. Col. 492). Он убежден в преходящести этого мира (Ibidem), что является утешением для человека в смерти близкого (Ep. 6. 2), ибо таково законоположение (νομοθεσα) Бога - все, получившее бытие, непременно должно расстаться с жизнью (Ep. 302). После воскресения миру надлежит измениться сообразно тому, как изменится и устройство душ человеческих (Hex. 1. 3). Свт. Василий Великий. Хоругвь. XVI в. Свт. Василий Великий. Хоругвь. XVI в. 2. Время. В своем понимании природы времени В. В. прибегал не только к учению Аристотеля ( Pruche//SC. N 17bis. P. 178), но ко всем основным школам античности ( Sesbo üé//SC. N 299. P. 89). Утверждению своего противника Евномия о том, что время есть качество движения, зависящее от движения звезд (ποα τις στρων κνησις) ( Eunom. Apol. 10. 7), святитель противопоставляет положение о том, что время есть определенное количество, величина (ποσ), тогда как дни, часы, месяцы и годы суть меры времени, а не его части (Adv. Eunom. I 21; ср.: время - «число движения согласно предшествующему и последующему» - Arist. Phys. IV 11. 219b - 220a). Движения звезд задают лишь одну из систем координат для измерения времени. Протекание времени зависит от души человека, к-рая задает ему меру (Adv. Eunom. I 21; ср.: Aug. Confes. XI 23; Sesbo üé//SC. N 299. P. 87). Время - протяженность (διστημα), соразмерная сотворению мира (Adv. Eunom. I 21). Природа сотворенных существ протекает вместе со временем (Hex. 9. 2). Характеризуя время, В. В. говорит: «Прошедшее миновало, будущее еще не наступило, а настоящее ускользает от чувства прежде, чем успело быть познанным» (Hex. 1. 5; ср.: Aug. Confes. XI 16). Выражение «В начале» (Быт 1. 1) означает начало временное (Hex. 1. 5), прежде к-рого не было ничего доступного постижению (Hom.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Горе нам, что грехи умножаются в нас от злых и нечистых помыслов, а мы не внимаем, что это удаляет нас от Бога и подвергает нападению злобных духов (прп. авва Исаия , 59, 191). Когда некие будут говорить о помыслах, борющих тебя, не желай слушать их, чтобы не было это тебе поводом к брани (прп. авва Исаия , 89, 292). Лукавые помыслы, начавшись в душе, остановившись же в сердце, не ограничиваются им; но выходят из сердца и как бы вырастают из него, пронзая плоть и являясь наружу (свт. Василий Великий , 6, 28). Источник. ...Два способа, которыми непристойные мысли приводят в смущение здравый рассудок: или душа по собственному нерадению блуждает около того, что для нее неприлично, и от одних мечтаний переходит к другим самым бессмысленным; или бывает сие по злоумышлению диавола, который старается представлять уму предметы непристойные и отводить его от созерцания и внимательного рассматривания предметов похвальных (свт. Василий Великий , 9, 356). Источник. Если хочешь узнать сердечные помышления, обрати внимание на уста; от них узнаешь, о чем заботится и старается сердце – о земном или о небесном, о духовном или о плотском... (прп. Ефрем Сирин , 30, 87). Источник. ...Отчего же иногда душа побеждается помыслами? Оттого, что душа не противится помыслам, но дозволяет входить им внутрь, и они, находя там себе пищу, понемногу расстроивают душу (прп. Ефрем Сирин , 30, 168). Кто увлекается своими пожеланиями и приятностью помыслов, тот легко сделается пленником, а воздерживающийся спасется (прп. Ефрем Сирин , 30, 169). Источник. Как желуди питают свиней, так злые помыслы питают злые вожделения (прп. Ефрем Сирин , 30, 194). Источник. ...Соизволение на оные признается за самое дело (прп. Ефрем Сирин , 30, 263). ...Если же помыслами соглашаешься на дело, то оскверняешься самою нечистотою (прп. Ефрем Сирин , 30, 265). Источник. ...Господь сказал, что соизволение на помыслы сквернит человека (см.: Мф. 15, 18–20 ), ибо известно Ему, что в теле действует душа (прп. Ефрем Сирин , 30, 265).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

311 В Писании запрещено женщинам одеваться в мужскую одежду, а мужчинам надевать женскую одежду и покрывало, что делают так называемые ряженые. На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие ( Втор.22:5 ). См. также: Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 10. С. 256. 312 Иоанн Златоуст , свт. Беседа 12-я на Послание к Колоссянам//Творения. Т. 11. С. 468–469 (неточ.). В статье “О сельских крестьянских свадьбах” (Кормчий, 1902. 1. С. 10–12) приведены добрые примеры отправления свадеб без обычных попоек. 314 По наблюдениям одного французского врача над семействами его пациентов в течение двадцати лет врачебной практики, из 342 распавшихся семейств 320 совсем не посещали храма, из 417 юношей и девушек, обесчестивших родителей своим безнравственным поведением, только 12 не чуждались церковной молитвы, из 25 сыновей, бессердечно относившихся к своим родителям, 24 с детского возраста ни разу не готовились встретить дни Пасхи по-христиански (Слово жизни. Что говорят цифры о нарушениях Закона Божия?//Христианин. 1911. Январь. С. 6). 317 Михаил (Семенов), иером. В поисках лика Христова//Православное русское слово. 1903. 2. С. 132–133. 327 См. § 253 Устава Духовных Консисторий (С. 122). Русские канонисты последнего времени выступали за смягчение наказания за нарушение Евангельского закона о браке с целью сделать иго Христово удобоносимым. 328 Об этом правиле говорит св. Василий Великий : “Жена, оставившая мужа, если перешла к другому, есть прелюбодеица, а оставленный женою муж достоин снисхождения, и живущая с ним (вторая жена) не осуждается” (К Амфилохию о правилах, 9//Творения. Ч. 7. С. 10). Срав.: Иоанн Златоуст , свт. Беседа на слова: жена привязана есть законом//Творения. Т. 3. С. 215. 337 Феофан (Говоров), еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С. 385–388; Апостольские постановления, 3, 1–3. С. 101–104. Для вдовых Церковь допускает только второй и третий брак, как снисхождение к человеческой немощи и предохранение от греха, как врачевство против блуда. Четвертый запрещен, относится к многоженству и не есть брак. (Правила Неокесарийского собора, 7; Правила святого Василия Великого , 4; 80 и 87//Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. С. 146, 311:342–346).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Св. Епифаний Кипрский называет дев-диаконисс приснодевами ( ειπρθενοι) 295 . «Мы не позволяем телу диакониссы, как освященному, более быти в плотском употреблении» 296 , – говорит свт. Василий Великий , намекая на новый мотив против брака диаконисс – получаемое ими посвящение. Халкидонский Вселенский Собор называет вступление принявшей хиротесию диакониссы в брак оскорблением Божией благодати 297 . Запрещает брак диакониссам и законодательство Юстиниана 298 , повторяемое потом в памятниках и духовного, и светского законодательства. Так, это запрещение повторяет сборник постановлений из Новелл в 87 главах (и 93 главах) 299 , откуда оно попадает в 24 титул Номоканона 50 титулов 300 и в 9 титул Номоканона 14 титулов 301 и другие позднейшие памятники. Но если за поставление в диакониссы второбрачной ответственен только поставивший ее епископ, то за вступление в брак после поставления подвергается наказанию уже сама диаконисса и взявший ее в замужество. Василий Великий , называя брак диакониссы кощунством, подвергает ее отлучению 302 . Халкидонский Собор подвергает отлучению как таковую диакониссу, так и женившегося на ней 303 . Гораздо строже законодательство Юстиниана: «Надлежит всех хиротонисуемых в диакониссы, – гласит 6 новелла, – во время хиротонии увещевать и прочитывать им священные предписания пред прочими уже состоящими диакониссами, чтобы они имели и страх Божий, и твердую верность священным предписаниям, и боялись и опасались лишиться священного чина ( τζεως), зная, что если они осмелятся бесчестить хиротонию или, оставив священнослужение, выйдут замуж или вообще изберут другую жизнь, сами они будут повинны смерти, и имущества их поступят в собственность или церквей, или монастырей, в которых они живут. А кто осмелится или жениться на них, или обесчестит их, повинны будут мечу и имущество их получит государственная казна ( δημσιον). Ибо если в древних законах тем 304 , которые ложно назывались девами, грозило наказание смертью в случае потери ими невинности, то не тем ли более надлежит так определить это относительно действительных дев, восхваляемых Богом, чтобы всего более украшающее женщину целомудрие было в особенности сохранено достопочтенными диакониссами, чтобы они и сохраняли приличествующее природе, и соблюдали подобающее священству ( τ ερωσνη) " 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: «                            (греч. Μεγλης βουλς γγελος - Ангел (провозвестник) Великого Совета)                      » (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: «Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» ( Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен . В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь - составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения - Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, в последованиях Царских часов и вечерни Рождества Христова текст Ис 9. 5-6 является одной из паримий (Минея (СТ). Декабрь. Л. 203об., 210об.-211; см. Желтов. С. 87-89). Образы пророчества также используются в гимнографии - напр., в ирмосе 5-й песни канона прп. Космы Маиумского на Рождество Христово «                        » (Минея (СТ). Декабрь. Л. 215об.), седальне 7-го гласа воскресной утрени по 2-м стихословии «        » (Октоих. Т. 2. С. 331). Помимо мессианского пророчества Исаии существуют 2 иконографических источника, повлиявших на сложение этого изобразительного типа: образ Господа Иисуса Христа в виде ангела (композиции «София Премудрость Божия» , «Троица Ветхозаветная» ) и традиция иллюстрировать те места Слова на св.

http://pravenc.ru/text/115048.html

Вернуться 86 Таковых Церковь должна, не уставая, обличать во всеоружии Слова Божия и предупреждать народ о смертельной опасности общения с ними. Вернуться 87 Прп. Симеон Новый Богослов. Слово нравственное, 13, 63–67. Слова преподобного Симеона Нового Богослова/В пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана – 2-е изд., Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря. – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1890–1892. Вып.1./ В пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана – 2-е изд., Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря. – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1892. – С. 490. Вернуться 88 См., например, свт. Василий Великий. Беседа 3. На слова: «Внемли себе» (Втор. 15: 9). Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – В 5 кн. Ч. 4: Беседы. – Репр. воспр. изд. 1846. – М.: Паломник, 1993. – С. 404. Вернуться 89 Творения: в 4 т./ Святитель Афанасий Великий. – Репр. изд. 1902–1903. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 2. – С. 309. Вернуться 90 Творения: в 2 т./Святитель Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский; под общей ред. Митр. Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. – М.: Сибирская благозвонница, 2007. Т. 1 – С. 68. Вернуться 91 Писания/Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. – Репр. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – С. 652. Вернуться 92 Творения святого отца нашего Ефрема Сирина. – 5-е изд. – Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1907. – С. 412. Вернуться 93 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – в 5 кн. – Ч. 3. – С. 69. Вернуться 94 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1898. – С. 389. Вернуться 95 Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. М., 1903.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010