Братия! Христос воскресе! Христос воскресе! Сегодня последний день Светлой седмицы и поэтому усугубьте призывы Воскресшего! В сердце вашем, быть может, печаль... Зачем проходят дни ликованья и кончается праздник? Скоро закроется вход во Святая святых и оборвутся радостные пасхальные песни. Зачем? Зачем? Остаться бы навечно в ликующей выси и знать только радость... Ведь пребывание с Христом - бесконечно, и неугасима радость пребывания с Ним! Братия, праздник кончается только по земному порядку вещей. В этом порядке каждому событию из их годичного круга естественно отводится ограниченное время. Но Воскресение не кончилось! Оно бесконечно. Разве стираются плоды Воскресения? Разве снова заключается небо? Запирается рай и делается недоступным Небесное Царство? Разве уходит от нас Христос и уже не близки Ему певцы Воскресения? Нет! Пусть не омрачается лучезарность души, поднятой Воскресением, - Христос с нею вовеки! Воскресение не исчезает и радость его не тускнеет. " Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28,20). И далее: " И мир уже не увидит Меня... ибо Я живу, и вы будете жить " (Ин. 14,19). Если вы в Господе и Он - в вас, то нет места печали. Будет вечно ярок свет загоревшейся жизни! Пусть не умолкает в вас радость. " Пребудете в любви Моей... и радость ваша будет совершенна " (Ин. 15,10-11). Радость вечного Воскресения - это бесконечная, ничем не сокрушимая радость. " Я увижу вас... и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас " (Ин. 16,22). Так не снижайте же радости! Праздник кончается по внешнему порядку вещей, а ликующая высь остается. Христос остается в душах, остаются слова его: " Радуйтеся! " Этот призыв подкрепляется завещанием: " Радости вашей никто не отнимет у вас " . Никто! Никто не в силах отнять радости Великого и Светлого Воскресения. И ничто, ничто, кроме греха, не в силах затемнить ее. Только радость ваша, братия, с сегодняшнего дня не будет иметь наружной оправы в виде духовного ликования. Сокройте ее в глубине души и храните там как неизгладимый отпечаток Божественного Воскресения. Лелейте в душе все святые чувства Пасхи, все порывы в Свет Христа, порывы к своему воскрешению. Соберите там, как в ларце, все отблески, все алмазные лучи воскресшей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1834...

В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4, 6-8). В Пасхальное утро отцу Василию предстояло идти на послушание в Скит, он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келье, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался. Большой колокол ударил еще несколько раз и затих. Отец Василий остановился: что-то произошло. Не предаваясь раздумьям, быстро направился к колокольне. Навстречу ему бежал человек в солдатской шинели. — Брат, что случилось? — спросил отец Василий бежавшего. Тот пробормотал что-то невнятное, делая вид, что направляется к воротам скитской башни. Но, сделав несколько шагов в этом направлении, выхватил из-под полы шинели острый 60 — сантиметровый меч и сильным ударом в спину пронзил отца Василия. Батюшка упал на землю. Убийца хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия и надвинул клобук на его лицо. По-видимому, это действие было одним из правил ритуала, ибо убитых им перед тем на колокольне иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками. …В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4,6-8).

http://pravmir.ru/tvorchestvo-ieromonaxa...

В новозаветных священных текстах впервые слово венец применительно к последователям Спасителя употребляет св. апостол Иаков: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1:12 ). Св. апостол Павел использует этот символ для выражения той награды, которая ожидает тех, кто в великой битве добра со злом исполнит свой долг до конца: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его( 2Тим.4:7–8 ). О венце говорит и св. апостол Петр: и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы ( 1Пет. 5:4 ). Венцы обещает Господь мученикам: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2:10 ). Любой христианин, победивший врагов своего спасения (соблазны мира и дьявола), будет увенчан. Выражение мученический венец определенно указывает на характер христианского подвига. Что такое Антипасха? иеромонах Иов (Гумеров) Греческое слово анти значит вместо. Празднуется в ближайшую неделю после Светлой седмицы. Называется также неделя св. Фомы, Фомина неделя. В народе этот день называют еще красная горка. Существует ли икона Божией Матери «Египетская»? иеромонах Иов (Гумеров) Египетская икона Божией Матери празднуется 11/24 января. Ранняя ее история до нас не дошла. Впервые она появилась в 1060 году. Ее отличительная иконографическая особенность состоит в том, что Богомладенец держит в левой руке полуразвернутый свиток. Пресвятая Дева левой рукой поддерживает его, как бы не давая свитку полностью развернуться. Образ этот почитается как чудотворный. Академик Н.П. Кондаков (1844–1925), рассматривая особенности афонской традиции в иконографии Богоматери, делает предположение: «Возможно также, что именно здесь, на Афоне, стали давать иконам вкладным или привозным из разных местностей имена: Египетской, Аравийской, Антиохийской, Никейской, Болгарской, Лиддской, Киккской, или что то же – Кипрской, и пр. и пр.» (Иконография Богоматери: Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью Возрождения. СПб., 1910. С. 133). Перед тем как стать крестным отцом, надо ли мне исповедоваться и причаститься?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В пост кто-то действительно начал посещать храм более интенсивно. Кто-то весь пост изучал священное Писание, не пропускал чтение утренних и вечерних молитв, читал псалмы царя Давида, вчитывался в строки святого Евангелия. Праздничное же состояние не всегда является состоянием, которым может удерживать нас от легкомысленных поступков. Говорил сам Господь через пророка Исайю: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие -  и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Это книга пророка Исайи (Ис 1, 13-14).  Иоанн Златоуст в своих «Гомилиях на книгу Бытия» писал: «Как там добродетель праведника сделала дым и смрад благоуханием, так здесь порочность приносящих сделала и благовонный фимиам отвратительным для обоняния. Итак, прошу, постараемся во всем показывать чистое расположение. Оно бывает причиною всех благ. Благой Господь обыкновенно обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутреннее расположение, с каким мы их совершаем, и, судя по нему, или приемлет -  или отвергает наши жертвы. Итак, молимся ли мы, постимся ли, подаем ли милостыню (потому что это наши духовные жертвы), или совершаем какое-либо иное духовное дело, будем делать все это от чистого расположения, чтобы получить достойный венец за труды». То – есть, братья и сестры, если праздник окажется для Господа чем-то ненавистным и даже бременем -  отчего это? Это имеет место, если мы не переживаем духовный рост во время празднования, а напротив, расслабляемся и теряем все, чего достигли, и оказываемся даже в худшем состоянии, чем до начала поста или праздника. Пока есть время радостных дней Светлой Седмицы, но  они уже проходят. Но мы будем попразднство совершать до Вознесения, не будем сильно расслабляться. Будем трезвиться, как сказано в Писании: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» .

http://radonezh.ru/text/kak-vy-otnosites...

В противном случае мы сами себя наказываем и лишаем участия в Царствии Божьем, не дожидаясь, когда нас из него выгонят. Когда Христос прекратил торговлю в храме, прогнав всех торгующих, Иудеи спросили: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? И Он сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Сперва иудеи не поняли, о чем идет речь, но евангелист уточняет, что Он говорил о храме тела Своего, и когда воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это. Тело Христово — это вся Церковь, потому что в ней присутствует Его Дух — во всех вместе и в каждом в отдельности. Не только в Крещении Он в нас действует — мы должны быть причастны Духу Христову и самой жизнью. Храм, из которого нам предстоит изгонять торгующих — это мы сами. Чтобы их в нас не было, постараемся сделать так, чтобы наше сердце было всегда обращено к Богу, а во время молитвы прибавим к этому и все внимание, на которое только способны. Аминь. Живоносный источник сегодня В настоящее время храм находится в Стамбуле в районе Балыклы, который, судя по всему и получил свое название от Живоносного источника (Бвлыклы по-турецки значит рыбное). Там проводятся регулярные службы, рядом находится греческая больница и действующее кладбище. На территории храма имеются захоронения Константинопольских патриархов от середины XIX в. Дворик замощен могильными плитами, вывезенными из Анатолии христианами, покидающими свои земли по закону об обмене населением между Грецией и Турцией 1924 г. Сам живоносный источник находится внутри храмового комплекса. В нем с незапамятных времен плавают золотые рыбки, число которых постоянно — семь. В 2008 г. во время своего визита в Стамбул в церкви Живоносного источника проводили совместную панихиду по усопшим Патриархам Константинопольским Вселенский Патриарх Варфоломей и Патриарх Московский Кирилл. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

В сей день восклицает святая Церковь : «Вода источника, спасительная есть всем немощствующим: приступим верою, благодать почерпем. Кладязь животочный источника безсмертнаго, приступающым любовию, исцелений подает излияние неисчерпаемое. Укрепляет души вода Девыя: иже в сквернах страстей, притецем ко Отроковице, и сия измыем». (Стихиры на хвалитех, утреня, пяток светлой седмицы, о источнице Пресвятыя Богородицы.) И еще: «О неистощимыя Ты, Источниче богоблагодатный, подаеши ми, точащи воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова: яко бо Слово рождшая паче смысла, молю ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, водо спасательная» (кондак того же праздника). Таким образом, святая Песнь Песней Соломона явила нам в таинственных образах и изречениях всю жизнь Богоматери, Пречистой Девы Марии. Как художник, собирая и складывая разноцветные камушки, создает чудный образ, так и мы постарались, собрав чудную россыпь различных изречений от разных мест святой Песни, создать единую картину жития Пречистой Девы и Ее любви к небесному Жениху. А теперь, соединив два описания таинственной Невесты Соломоновой – Суламифи (4:1–5 и 7:2–10), узрим чудный образ Невесты Неневестной Приснодевы Марии. 2. Образ Пречистой Девы, Невесты Христовой – Оглянись, оглянись, Суламита! Оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. – О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Голова твоя на тебе, как Кармил, И волосы на голове твоей, как пурпур; Царь увлечен (твоими) кудрями. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской. Глаза твои голубиные под кудрями твоими. Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима. Нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску; и запах от ноздрей твоих, как от яблоков. Как лента алая губы твои, и уста твои любезны. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. Зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними. Как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты. Многодневные посты: 1 . Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь. 2 . Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). 3 . Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 4 . Рождественский (Филиппов) пост – начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря/7 января). Однодневные посты – это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы – недели после Пасхи, Троицкой недели – после Пятидесятницы, Святок – периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея – третьей недели до Великого поста и Масленицы – недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 20 ). Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви. Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) – также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа/1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января). Таковы требования четвертой Заповеди. Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях – пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» ( Исх. 31, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нет числа тем благодеяниям, которыми Господь одарил род человеческий. Наступит срок, земля наша соделается способною стать Небом, тогда воскреснем, по милости Божией, обновимся телами и пребудем как Ангелы Божии на небесах в блаженной вечности вместе с Отцом и Сыном и Святым Духом, Пресвятой Богородицей, со всеми небожителями и святыми угодниками Божими во славу воскресшего Спасителя. Аминь. Христос воскресе! Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению) Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. ( Деян.2:38 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.2:38-43 ) мы слышали продолжение повествования о том, как была основана на земле Церковь Христова. Именно этот день — день святой Пятидесятницы — когда на апостолов сошел, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, Дух Святой, Который преобразил их для благовестия Евангелия, считается днем рождения христианской Церкви. Мы слышали, как воодушевленные благими помыслами святые апостолы вышли к народу Израильскому. Апостол Петр, от лица всех учеников Христовых, обратился к людям с проповедью, и тогда души многих слушающих вострепетали от ужаса совершенного злодеяния — распятия на Кресте Спасителя. Почему они испугались? Потому что в одночасье им открылась собственная причастность к смерти Того, Кто пришел спасти род человеческий. Вполне возможно, что они не были в числе тех, кто среди злобной и оголтелой от ненависти толпы кричали: «Распни, распни Его!», но все равно в душе своей не принимали Господа нашего Иисуса Христа. Ведь этот Сын плотника из Назарета не просто проповедовал, но и говорил многие правдивые, но неприятные для них вещи, обличал, взывал к их сердцам и душам. Не поверили! Не услышали! Не поняли! Более того, возмутились и, подстрекаемые злым человеческим умыслом, коварством людским, предали невинного и безгрешного Сына Божия на позорную и страшную казнь, как последнего преступника. Но вот, что они слышат теперь? Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли ( Деян.2:36 ). Было ли для иудеев что-либо более страшное, чем Богоотступничество?! Слушатели умилились сердцем. И прозвучал из их уст закономерный вопрос: Что нам делать, мужи братия? ( Деян.2:37 )

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Принимая благодать Божию, молитвами Пресвятой Богородицы, обратим вечную жажду Богопознания и Богообщения в жизнь для Церкви Христовой и ближних по великой христианской любви. Не только услышим слово Божие, но и сподобимся его соблюдать! Аминь. Христос воскресе! Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению) Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. ( Деян.3:6 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня мы с вами слушали Апостольское чтение (см. Деян.3:1-8 ) об исцелении хромого от рождения человека, просившего милостыню у Иерусалимского храма. В Деяниях святых апостолов повествуется о том, как Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Девятый час у иудеев соответствует нашему третьему часу пополудни. Это было время особой молитвы в храме. Считалось, что молитва бывает особенно действенной и сильной, если помолиться не дома, а в храме. Хотя специального указания на то не было, и человек мог молиться в любом месте по своему духовному стремлению и желанию. Для нас примечателен и значителен тот факт, что апостолы, исповедуя учение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, соблюдали ветхозаветные традиции. Они в ни коей мере не противопоставляли себя другим иудеям, не отрицали то духовное богатство, к которому ревностно и трепетно относился иудейский народ. Ученики Христа понимали, что новая вера не противоречит старым, давно сложившимся установлениям. И Господь говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (ср. Мф.5:17 ). Вот и теперь апостолы Петр и Иоанн спешили в храм в час девятый для того, чтобы совершить там молитву. Мы знаем из Святого Евангелия, что эти два ученика Господа повсюду являли дружбу и единодушие, помогали, поддерживали друг друга. Между ними была настоящая христианская любовь и взаимопонимание. И вот встреча: …был человек; хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАРК СИНАЙСКИЙ, ПОДВИЖНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Марк Синайский, Египетский, Подвижник, Постник (греч. Μρκος; + ок. 390 ), преподобный Память 7 октября (Синайск. ), в среду Светлой седмицы и в Соборе Синайских преподобных Марк подвизался в Ските и был любимым учеником прп. Сильвана (Силуана) . Он имел великое послушание и был хорошим каллиграфом. Старец любил его за послушание. Кроме Марка, у аввы было ещё 11 учеников. Они скорбели о том, что старец любил Марка более всех их. Другие старцы, услышав об этом, опечалились, пришли к Сильвану и укоряли его. Авва Сильван, взяв их с собою, вышел из кельи и стал стучаться в двери каждого из учеников своих, говоря: брат такой-то, пойди сюда, ты мне нужен; но ни один из них не спешил тотчас же к нему выйти. Старец пришёл к келье Марка, постучался и сказал: " Марк! " И тот, услышав голос старца, выбежал к нему в ту же минуту, и старец дал ему поручение. Сильван сказал старцам: где же, отцы, прочие братья? Потом он вошёл в келью Марка, взял тетрадь его и увидел, что он начал писать одну букву, но, услышав голос старца, бросил перо, не докончив её. Тогда старцы сказали Сильвану: " Справедливо ты любишь его, и мы любим, и Бог любит его " . Однажды в Скит с большой пышностью прибыла мать преподобного и попросила авву Сильвана позволить ей встретиться с сыном. Марк не хотел выходить к матери, но не смог ослушаться приказания старца. Он носил рубище из лоскутков и был измазан в поварне сажей. С закрытыми глазами Марк вышел из кельи и, обратившись к пришедшим, три раза сказал: " Здравствуйте! " Мать не узнала сына, и тот удалился. Подождав немного, женщина снова стала просить авву Сильвана, чтобы её сын вышел к ней. Старец подумал, что Марк ослушался его и не показался матери. Когда же он узнал о происшедшем, то велел Марку снова выйти во двор. Марк отвечал ему: " я выходил по приказанию твоему, авва! Но теперь прошу тебя, не посылай меня в другой раз, чтобы мне не ослушаться тебя " . Тогда старец сам вышел к матери святого и объяснил ей, что приходивший и приветствовавший её монах - это и есть её сын. Утешенная старцем, она ушла из Скита.

http://drevo-info.ru/articles/13681707.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010