Прежнее и новое 2 части кн. пр. Исайи Одним из главных предметов пророчеств второй части кн. Исайи является освобождение евреев из вавилонского плена. Дело недалекого будущего (50:4), созерцаемое пророком в качестве события совершающегося (49:18; 52:8 – 9; 60: 4), оно казалось его современникам настолько сомнительным, что они не допускали возможности избавления и не доверяли предсказанию о нем. В виду этого для приближения своего пророчества к сознанию слушателей пророку пришлось устранять препятствующие его усвоению сомнения. По понятиям современников пророка, освобождение из плена невозможно в виду забвения, оставления Богом своего народа и несокрушимого могущества вавилонян. «Путь мой сокрыт от Господа, говорили они, и дело мое забыто у Бога моего» (40:27); «оставил меня Господь, и Бог забыл меня» (49:14). «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?» (49:24) 1 . В противовес подобным заявлениям пророк указывает на ручающуюся за избавление нерасторжимость завета Ягве с народом и на не допускающую возможности забвения любовь Божию. «Где разводное письмо» вашей матери, с которым Я отпустил ее?» спрашивает Господь, или которому из Моих заимодавцев Я продал Вас?» (50:1). «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостию восприму тебя» (54:7). «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего»? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя. Вот Я начертал тебя на дланях Моих, стены твои всегда предо Мною. Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя» (49:15–17). Не может служить препятствием к освобождению и могущество вавилонян, так как избавителем Израиля является всемогущий Господь: «да! и плененные будут отняты, и добыча тиранна будет избавлена, потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (49:25). Считая освобождение из плена невозможным, современники пророка не доверяли и предсказанию о нем (43:19). Отрицательное отношение к последнему поддерживалось их языческим образом мыслей, глубокою уверенностью в истинности языческих богов, но не Ягве (гл. 40 и д). В виду этого, чтобы рассеять недоверие современников к своим предсказаниям, пророк доказывает истинность Ягве и ложность языческих богов. Выяснению данного положения посвящен между прочим отдел 41:21 – 42:9.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Пс.49:13 .  Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? «Еда ям мяса юнча? Или кровь козлов пию?» Так, показав малосмысленность их, и внушив, что ради детскаго их разумения узаконил им древле приносить оныя жертвы, предварительно дает откровение о завете новом и узаконяет жертву Ему благоугодную. Пс.49:14 .  Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои. Пс.49:15 .  И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». «Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя»: «И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Благовременно открыл и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупил оное с новым заветом, потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея». А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающия праведным песнопения, и молитвами – их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: «молитвы моя воздам пред боящимися Его» ( Пс. 21:26 ). Поскольку же сказал: «не о жертвах твоих обличу тя», то показывает наконец, в чем будет обличать. Пс.49:16 .  Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои. Пс.49:17 .  А сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? «Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими?» «Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять». Поскольку иные, когда погрешают другие, укоряют их и напоминают им Божии законы, а сами нарушают то, чему учат, то по справедливости обращает к таковым слово, говоря: почему же, величаясь Моими оправданиями, так и иначе толкуя о законе, сами не извлекали из сего пользы, какую надлежало извлечь, и оказываете небрежение к словам Моим? Пророк описывает и самыя преступления, на какия они отважились.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Так как осел считался нечистым животным, то Иаков и говорит, что эти нечистые языческие народы Он приведет с такой же легкостью, как если бы кто-нибудь привязал осленка к виноградной ветви, – выражая этим и величие власти и великое послушание народов. То знак большой кротости осла, что он не противится, когда его привязывают к виноградной ветви. А виноградной лозе (Христос сам) уподоблял Свое учение: " Я " , говорит Он, " истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь " (Ин.15:1). Виноградными же ветвями назвал кротость заповедей (Христовых) и легкость закона, и тем предвозвещал, что язычники будут удобопреклоннее к вере, нежели те (иудеи). " Моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое " .   3. Смотри, как здесь Он ознаменовал все таинство. Посвященные в таинства знают, что значат эти слова: " моет в вине одежду свою " . Под одеждой, я думаю, разумеется тело, которое для совершения спасения удостоил носить (Христос). Потом, чтобы в точности показать, что он назвал " вином " , Иаков присовокупляет: " и в крови гроздей одеяние свое " . Смотри, как он наименованием крови означил заклание, и крест, и все строение тайн. " Блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока " (Быт.49:12). Здесь под образом вина и очей он хочет показать нам Его прославление. " Белы зубы от молока " ; показывает праведность и славу Судьи. Под образом зубов и молока не что другое хотел означить, как то, что суд будет также чист и светел, каково свойство молока и зубов. " Завулон " , говорит, " при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона " (Быт.49:13). Смотри, как и этому предвозвещает место поселения и то, что он распространится даже до Сидона. " Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод " (Быт.49:14). " И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани " (Быт.49:15). Этого хвалит за то, что он избрал земледелие и труд над землей предпочел всему. " Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля " (Быт.49:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Ты осквернил, говорит, постель, взошедши на ложе отца твоего: ты совершил дело беззаконное. За то, что ты так оскорбил меня, ты, " как вода – не будешь преимуществовать " . Бесплодно для тебя будет это покушение, потому что ты, даже к отцу своему не имея никакого уважения, дерзнул осквернить ложе. А дабы последующие поколения избегали подобных дел, по устроению Духа Святого это осуждение заключено в письмена, так что все слышащие это вразумляются и видят ясно, что нет никакой пользы в преимуществах, даруемых от природы, если они не сопровождаются соответственными делами воли. Затем, достаточно уже обличив этот гнусный поступок, переходит к Симеону и Левию. " Симеон и Левий орудия жестокости мечи их " (Быт.49:5). Ревность, которую они выказали за сестру свою, увлекла их в несправедливость. Потом, объясняя, что они привели намерение свое в исполнение без его ведома, говорит: " в совет их да не войдет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя " (Быт.49:6). Да не будет, говорит, того, чтоб я принимал участие в их намерении, или чтобы я соглашался на такой несправедливый их поступок: " ибо они в гневе своем убили мужа " (Быт.49:6). Безрассудно было их раздражение. Хотя и погрешил Сихем, но при всем том не должно было всех подвергать такому убийству. " И по прихоти своей перерезали жилы тельца " , – здесь Иаков разумеет сына Емморова, называя его " юнцом " , по его цветущему возрасту. Наконец, упомянув о делах Симеона и Левия, Иаков присовокупляет и проклятие и говорит: " проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа " (Быт.49:7). Он разумеет здесь коварство, которое они употребили против сихемлян, обманув их и коварно напав на них: ярость их, говорит, дерзка, опрометчива, безрассудна. " И ярость их, ибо свирепа " . Тогда как сихемляне думали показать им свое расположение, они выказали ожесточенную злобу, и поступили с ними, как с врагами. Сказав о сделанном ими преступлении, Иаков предвозвещает и наказание, которое ожидало их за это: " разделю их в Иакове и рассею их в Израиле " (Быт.49:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

1Пар.2:46 .  И Ефа, наложница Халевова, родила Харана, Моцу и Газеза. И Харан родил Газеза. 1Пар.2:47 .  Сыновья Иегдая: Регем, Иофам, Гешан, Пелет, Ефа и Шааф. 1Пар.2:48 .  Наложница Халевова, Мааха, родила Шевера и Фирхану; 1Пар.2:49 .  она же родила Шаафа, отца Мадманны, Шеву, отца Махбены и отца Гивеи. Дочь же Халева – Ахса. Поколение Эфы и Маахи – наложниц Халева. Имена двух сыновей Эфы – Харана и Газеза нигде более не упоминаются; имя же Моца по кн. Навина ( Нав.18:26 ) известно, как имя города колена Вениаминова; но он не имеет никакого отношения к сыну Халева. «Харан родил Газеза» нет в переводе LXX. 1Пар.2:47 .  Сыновья Иегдая: Регем, Иофам, Гешан, Пелет, Ефа и Шааф. Родственные отношения Иегдая к вышеупомянутым потомкам Халева неизвестны; равным образом ничего неизвестно о шести его сыновьях. 1Пар.2:49 .  она же родила Шаафа, отца Мадманны, Шеву, отца Махбены и отца Гивеи. Дочь же Халева – Ахса. Мадманна – имя города, упоминаемого в кн. Навина ( Нав.15:31 ) и, может быть, тожественного с современным Минийа, лежащим южнее Газы. Шааф – ее отец, т.е. основатель. Положение Макбены неизвестно, а Гивея отмечается в книге И. Навина ( Нав.15:57 ) в качестве одного из городов горной Иудеи. Последнее замечание настоящего стиха: «дочь же Халева – Ахса», дает понять, что в данном случае разумеется Халев, современник Моисея ( Чис.13:7 ) и И. Навина ( Нав.14:6–14 ), сын Иефонниин, выдавший дочь свою Ахсу за Гофониила ( Нав.15:16–17 ; Суд.1:12–13 ). Поэтому его нельзя отожествлять с упомянутым в ( 1Пар.2:18 ) и ( 1Пар.2:42 ) Халевом, сыном Есрома, братом Иерахмеиловым. Последний, как правнук Иуды, должен быть старше Моисея и И. Навина и их современника Халева. Если различать, таким образом, двух лиц с именем Халев, то необходимо допустить, что Халев в стихе ( 1Пар.2:49 ), современник Моисея, происходил из одного поколения с Халевом ( 1Пар.2:18,42 ), правнуком Иуды, и потому его генеалогия изложена вместе с генеалогией его старшего родственника, после нее. Другие же экзегеты, находя в стихе 49 продолжение родословия Халева, потомка Есрома, считают выражения: «дочь же Халева – Акса», позднейшею вставкою (Моверс), или же понимают слово «дочь» не в собственном смысле, а в значении «внучка», вообще, дальнейшая родственница.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

49:11). Ибо привязала как бы к себе чрез веру лоза истинная, то есть Христос, народ из язычников, который он уподобляет осленка. А что привязал Он «к виноградной лозе , то есть к любви своей жребца осляте своего» , разумею народ уверовавший, происшедший от древнейшей матери иудеев, или синагоги, в этом как мог бы кто-либо усомниться, когда всё, так сказать, богодухновенное Писание говорит нам о сем таинстве? Затем, что Он имел своею собственною кровию окрасить плоть, пригвождаемый к древу и копием прободаемый, это ясно из слов: «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:11). Так и божественный Исаия повествуя о восхождении Христа на небеса, сказал, что святые ангелы или вышние силы изрекли: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора» ? (Ис. 63:1.) И еще: «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ис.63:2). А что хотя Он и был в мертвых, хотя и потерпел дерзости от иудеев, заушения и укоризны, однако не много заботился о сем, претерпев это ради нас и спасши поднебесную, что, напротив, все это было для Него всегда весьма приятно и не изменяло обычного благодушия Его, на это могут указывать слова: «блестящи очи [его] от вина» (Быт. 49:12). Под этим, как я думаю, может разуметься, так сказать, приятность, как бы всегдашнее благодушие и веселость Божества Его. Ибо у испивших вина душа как бы всегда весела и наиболее удаляется от всего огорчающего. Когда же сквозь зубы как бы проходит слово, то и они сами сказано, являются белы, как испускающие от языка чистое и убеленное слово. Ибо отнюдь не погрешителен в слове Христос, напротив, истинен и откровенен. И все, что бы Он ни произнес, есть святолепно, дивно и величайшую светлость вносит в душу и ум слушателей. О Завулоне «Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона» (Быт. 49:13). Мы уже прежде сказали, что исследуя слово предлежащего нам пророчества и стараясь рассмотреть, каково оно и как хорошо исполнилось, мы утверждаем, что одно произошло в нем по подобию тому, что уже раньше сделано было, а другое, полагаю, всякий, имеющий ум, сочтет едва не наглядно изображенным в самом значении имен и проявляющим образ будущего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

А по объяснению св. Кирилла Александрийского , «гад означает искушение», и «таков был народ иудейский, ибо одни из них искушали Его вместе с иродианами ( Мф.22, 16–17 )», так что «гад – всегда искушающие Христа фарисеи» (ч. 4, стр. 231, 399, 401). Гл. 49, 21 Неффалим стéбль распущáющаяся, издаяй во отрасли добрóту Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви «Не без основания думаю, – говорит тот же св. Отец, – всякий может применить сказанное в благословение Неффалиму к самому Еммануилу. Об этом можно слышать ясные слова Самого Христа ( Ин.15, 1–2 ), ибо как бы корнем неким и стеблем лозы виноградной, изобилующей таковым множеством виноградных ягод, приводящих к обновлению жизни, является Господь наш Иисус Христос» (ibid, стр. 404). Гл. 49, 22 Сын возращéн Иóсиф, сын возращéн мóй рéвностный, сын мóй юнейший, ко мне обратися Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною Гл. 49, 23 на негóже советующе укоряху и наляцáху нáнь госпóдие стреляний огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы Гл. 49, 24 и сотрóшася с крепостию лýки их, и разслабеша жилы мышцей рýк их, рукóю сильнаго Иáкова: оттýду укрепися Изрáиль от Бóга отцá твоегó но твёрд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева «Как Иаков, вместо первенца своего Рувима, имел опорою Иосифа; так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога, Сын старости стал опорою мира в конце его... Иосиф послужил стеною братьям, насытив их во время голода; Господь наш стал мысленною стеною для мира, предавшегося заблуждению» (св. Ефрем Сирин тв. ч. 6, стр. 451). „Обратился лук его в крепости” (Русская Библия : «Но твёрд остался лук его, и крепки мышцы рук его»), по объяснению того же св. Отца, в том смысле, что «и Иосиф, и Господь наш покорили себе врагов своих; и тот, и другой не изощряли и не метали стрел в братий своих». „Рукою Сильного”, т. е. ради имени Самого Сына, Который у апостола назван камнем ( 1Кор.10, 4 ) (ibid.). Книга Исход

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Быт.49:19 . Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11 ), обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен ( Суд. 10:7–8 ; 1Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин ( Суд.11:1 ). Быт.49:20 . Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25 ). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских. Быт.49:21 . Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим – стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: Ελαφος πεσταλμνος διδους χαλλονν), в чем толкователи усматривают намек на Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы ( Суд.4–5 ), в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима ( Ис. 9:1 ; Мф. 4:15 ) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): στλεχος νειμνον, πιδιδος ν τ γενματι κλλος «теревинф рослый, распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо тогда, как переход к благословению Иосифа. Быт.49:22–26 . Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Внутри же он услаждался пением и радовался пророческому благозвучию, говоря: Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда: ты вырос из моего семени, ты возлег и уснул как лев и как львенок. Кто разбудит его ( Быт.49:8–9 )? И ниже: Он омоет в вине одежду свою и в крови виноградной лозы покров свой. Блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока ( Быт.49:11–12 ) 183 . Какая песнь слаще и какой звук приятнее, чем оставление грехов и воскресение мертвых? Именно эту песнь святой Давид – это звучание божественного гласа и толкователь божественного слова – воспел на духовной кифаре. Именно этими мелодиями благодати он услаждал высокую душу и ум 184 . Именно этой песнью он смягчил суровость этого мира, именно этим звуком размягчил черствость века сего, именно этой псалтирью сокрушил ужас смерти, именно этой сладостью струн попрал преисподнюю.   40 . Sed audiamus etiam alia quae sanctus patriarcha Iacob admirabili illo suae organo mentis increpauit: Nephthalim uitis remissa, porrigens in germine suo decorem. Filius meus ampliatus Ioseph, filius meus ampliatus, zelo adpetitus filius meus, filius meus adulescentior, ad me reuertere. Et infra: Praeualuit super benedictiones montium manentium et desideria aeternorum collium. Quid dulcius benedictione, quid gratius aeternitate? Et ipsa uerba sunt cantus et in uerbis magna uotorum sunt praemia, meritorum fastigia. 40 . Но послушаем также и другое, о чем возгласил святой патриарх Иаков божественной цевницей своего ума: Неффалим – лоза разросшаяся, дающая в семени своем красоту. Сын мои прославленный Иосиф, сын мой прославленный, подвергшийся зависти, сын мой, сын мой юнейший, возвратись ко мне ( Быт.49:21–22 ) 185 . И ниже: В ком благословение превзошло благословения гор неподвижных и приятности холмов вечных ( Быт.49:26 ). Что слаще благословения? Что желаннее вечности? И сами слова являются песней, и в словах заключаются великие воздаяния обетовании и вершина заслуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вопрос: Здравствуйте! Пожалуйста, разъясните толкование пророчества Иакова 12-ти коленам Израиля (Быт. 49) о колене Левия. Из Бытия 49:5-7 видится, что Иаков осуждает колено, проклинает и обещает рассеять их в Израиле. Так почему же представители именно этого проклятого колена становятся священниками, наиболее приближенными к Богу? Из НЗ мы знаем, что по отцу Иисус Христос принадлежит к колену Иудину. И Быт. 49:8-11 толкуют как пророчество Иакова (Израиля), что именно из этого колена произойдет Спаситель. А кто имеется в виду в Быт. 22-27 (про колено Иосифа) – «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева»? Заранее спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Пророчество это исполнилось точно на обоих коленах – Левия и Симеона. Но неодинаково: в неблагоприятном значении только на потомках Симеона. За 40 лет странствия по пустыне это колено сильно уменьшилось в числе. По выходе из Египта было 59.300 мужчин, способных к войне (Чис.1:23), а в конце – только 22.000 (Чис.26:14). Колено это получило удел, но не самостоятельно, а в пределах колена Иуды (Нав.19:1,9). Это колено даже не упоминается в благословении пророка Моисея (Вт. 33:1-29). По иудейскому преданию, больше всего бедняков было в колене Симеона. Левий вместе с братом Симеоном напал на жителей Сихема, чтобы отомстить за поруганную честь своей сестры Дины. Они убили всех мужчин в этом городе (Быт 34:25). За этот поступок потомки Левия были осуждены на разделение и рассеяние. Однако позже, когда, поддавшись на уговоры израильтян, Аарон отлил золотого тельца, пророк Моисей стал в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! (Исх.32:26). Тогда именно все сыны Левиины собрались около него. Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение  (Исх.32:29). Ревностное служение Богу представителей этого колена сделало его избранным и священным при святилище. (Чис.18:20-24). Тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения и учительства среди всего Израиля: И о Левии сказал: … учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять  (Втор.33:8, 10-11). «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева...» (Быт. 49, 24). Некоторые экзегеты видят в этих словах пророческое указание на будущего вождя Израиля Иисуса Навина. Он происходил из колена Ефрема – сына патриарха Иосифа. 18 сентября 2007 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6973.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010