Приближается столетняя годовщина « трагических событий в Османской империи ». Это не формулировка автора – так , слово в слово , те исторические события обозначают официальные лица Грузии . Причем уже традиционно , начиная со времен Эдуарда Шеварднадзе , который первым использовал такую формулу во время своего визита в Армению и посещения мемориала в память жертв тех событий . Нельзя сказать , что грузинские СМИ в эти дни переполнены рассуждениями о том , как армяне – граждане Грузии планируют отмечать трагический юбилей и какие это может иметь последствия . Тем не менее в грузинских газетах и информагентствах проскальзывает информация с алармистскими нотками о неких « приготовлениях » и ожидаемых многотысячных шествиях , а то и чего похуже . Правда, в тбилисской мэрии «Вестнику Кавказа» сообщили, что пока никаких заявлений о массовых акциях не поступало. Согласно грузинскому законодательству, организаторам не требуется специального разрешения на такие акции, но они обязаны за несколько недель предупреждать муниципальные власти, если планируют перекрыть автомобильные дороги, чтобы полиция успела рассчитать альтернативы и обеспечила безопасность. Впрочем, возможно, такое уведомление еще поступит, если армянская община решит провести в районе Авлабар (армянском квартале Тбилиси) массовые мероприятия. Но пока об этом ничего не свидетельствует. Следует учесть, что лидеры армянской общины в этом вопросе всегда действовали корректно, не создавая особых проблем властям, не заинтересованным в чрезмерном ангажировании темы «геноцида армян в Турции», с учетом стратегически важных для Тбилиси отношений с Анкарой и Баку, где всегда внимательно следят за тем, как в странах-партнерах относятся к этой теме. Осторожность Тбилиси не тактический подход, а стратегия, берущая начало еще с 1988 года. Помню, в апреле того года авлабарцы попытались устроить массовый митинг на площади, которая, по горькой иронии судьбы, тогда носила имя «26 бакинских комиссаров». Но милиция Грузинской ССР жестко пресекла попытку, а тогдашний министр внутренних дел Шота Горгодзе, выступив по телевидению, в беспрецедентной для тех времен манере призвал всех граждан «воздержаться от провокаций». Сейчас та площадь, как и станция метро на ней, называется «Авлабари». Ее переименовали во время первого президента Грузии, бывшего диссидента Звиада Гамсахурдиа, который не терпел ничего советского и коммунистического. На той же площади, кстати, находится и единственная действующая армянская церковь Тбилиси.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Прихожане грузинских храмов несколько отличаются от российских», марта 2007 о религиозной ситуации в Грузии говорили сегодня в Европейском университете... Прошедший 21 марта в Европейском Университете Санкт-Петербурга полевой семинар был посвящен Грузии - стране, скрытой, по словам организаторов, " за занавесом, пусть не железным, но кажется, не менее непроницаемым " . Речь шла о политической и экономической ситуации в стране. По просьбе корреспондента " Воды живой " коснулись и религиозных вопросов. По словам основного докладчика, Евгении Захаровой, в настоящее время в Грузии происходит настоящий религиозный подъем. Повсюду строятся новые церкви и монастыри. Символом духовного возрождения нации может считаться строительство нового гигантского храма Самеба (Троицы) в районе Авлабар, законченное в рекордные сроки. Храм был практически целиком построен на частные пожертвования, причем наиболее значительная сумма была предоставлена грузинским " олигархом " Иванишвили. Последний не афиширует свою деятельность и не участвует в политике, однако это только усиливает его популярность. Многие грузины сегодня считают Иванишвили благодетелем всей страны и, приходя в церковь, обязательно ставят свечу за его здравие. Похожую любовь народа в современной Грузии снискал, пожалуй, только Патриарх Грузинской Православной Церкви, Илия II. Конечно, такой резкий поворот от официального атеизма к открытой религиозности, как и у нас в стране, выглядит немного неестественно. Разумеется, на людей влияет фактор моды, но сводить все только к нему одному было бы неправильно. Напротив, православная вера прочно укоренена в традициях и менталитете грузинского народа, что и проявляется сегодня с новой силой. Так, по наблюдениям Е. Захаровой, прихожане грузинских храмов несколько отличаются от российских. Прежде всего, среди них гораздо больше мужчин (в среднем в приходах мужчин и женщин приблизительно поровну). Во-вторых, гораздо больше молодежи. Наконец, они не стесняются религиозных практик, например, для большинства из них привычно молиться на коленях.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=180...

Если же, с вершины утесов, спуститься трудною стезею в нижний город, на Метехский мост, соединяющий его с другою крепостью и предместьем Авлабара: опять представятся взорам разнообразные виды, исполненные воспоминаний исторических. Посмотрите к полдню, куда мчится из-под моста бешеная Кура, с шумом ударяя в утес Метеха и потом в противолежащий более отлогий берег, испещренный домами и деревьями: очаровательна весною эта роскошная колоннада природы, из множества стройных тополей и чинар, образуя нечто целое, как бы некие волшебные палаты, у подножия старого замка; сурово смотрит на них, с недоступной вершины, сей каменный венец Тифлиса, надвинутый рукою неведомых царей на острый гребень горы. Напротив его висит на скале, над самой рекою, более доступный замок Метех, освященный древним храмом Богоматери, который стоит на краю пропасти, усмиряя собою бурное стремление вод. Посмотрите через арку другого моста, смело переброшенного с утеса на утес, ибо тут только можно было оковать бурную реку: как издали она мчится по широкому руслу, готовая сокрушить все преграды и самую скалу, на которой утверждены оба моста. С обеих сторон широко раскинулись Тифлис и Авлабар, город и предместье, один украшенный древнею святынею своих храмов, другой, как бы еще в младенчестве дикой природы, оживленный стадами верблюдов, которые с криком спускаются от горных саклей на песчаный берег. Но более величественное зрелище кончает опять горизонт: там дикий Кавказ подъемлет к небу свои вековые вершины и в их промежутке сияет, на синем эфире девственными снегами, отовсюду видимый двуглавый Казбек. Посреди шумной суеты моста, по которому течет вся городская жизнь Тифлиса, невыразимо торжественна эта горная даль, ясная, тихая, как бы проблеск вечности, сквозь разорванное покрывало времени. Но что за часовня приникла к скале Метехской, как бы таинственный вход в подземелье? Это память священного подвига: тут пострадал св. мученик Або за веру Христову, от наместника халифов; здесь усекли его мечем и сожгли его останки, и бросили самый пепел в мимо текущую Куру.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Новая крепость Метехская возвышается на скале, над местом страдания мученика Або, и мимо её теперь пролегает дорога на Авлабар и в Кахетию. Путешественник Шарден пишет, что она была устроена в 1576 году, славным вождем турецким Мустафой пашею, при покорении Тифлиса, со многими другими замками в Грузии, и что в его время дорога пролегала в Персию, чрез самую крепость. Подчиненные шахам цари Иверские принуждены были встречать их посланников, за вратами города, и при малейшем подозрении могли быть удержаны в стенах крепости. Она и теперь служит местом заключения всех преступников; здания её обновлены царем Ираклием и потом опять при русском правительств. Археологи грузинские производят название Метех, от слова, знаменующего обрыв, что сообразно с местностью; другие же от греческого слова метохи или подворье, хотя здесь, однако, никогда не было пристанища пришельцев греческих. Древняя церковь Вахтанга Гург-аслана, празднующая похвале Богоматери, и прозванная в его время Гефсиманией, стоит на неровной скале, как на подножии, во всем величии простого, но смелого зодчества. Долго находилась она в запустении, ибо магометанский царь шах-Наваз обратил ее в пороховое хранилище, и так оставалась она до времен Ираклия, который обновил ее, когда свергнул иго персидское. Пострадавшая при нашествии Аги-Магомет-хана, она опять была возобновлена благочестивым царем Георгием, и с тех пор постоянно совершается в ней богослужение. Купол храма сооружен был царем Димитрием самопожертвователем, после нашествий хорасанского и монгольского, от коих пострадали все церкви тифлисские; но все прочее носит строгий характер времен Вахтанга, и каменные внешние украшения соответствуют стройности и величию высоких сводов; замечательно внутреннее устройство обширного алтаря, с углублением горнего места и двумя отделениями в греческом вкусе. Уже нет древней чудотворной иконы Богоматери Метехской, утраченной в эпоху нашествий персидских; но в бывшем диакониконе, где устроен был малый придел, возвышается доселе гробница, священная для народа грузинского: тут почивает под спудом святая царевна Шушаника или Сусанна, пострадавшая в VI веке за веру Христову от мужа огнепоклонника. Предания грузин и армян не согласны между собою о её происхождении, ибо церковь Иверская, совершающая память её 28 августа, называет Сусанну дочерью грузинского царя, не упоминая, впрочем, какого (судя по времени может быть Вахтанга); армяне же говорят в житиях святых, что она была дочь знаменитого их вождя Вардана, князя Мамигонского, который освободил отечество свое от ига персов. Но и те, и другие единодушны в описании мучений, какие перенесла она от нечестивого Васкена, владетеля Ранского или Карабаха, который изменил христианству, из угождения царю персов, и даже вступил при жизни жены, во второй незаконный брак с его дочерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Панорама, открывшаяся с моста, была потрясающей. Город казался взлетающим в небо. И сама гора Мтацминда и холмы, на которых раскинулся Авлабар, башенки, шпили и множество островерхих храмов — все главное в этом городе устремлено ввысь. А то, что мы проезжали по мосту на приличной скорости лишь усилило ощущение полета. Горе имеем сердца! Глядя на мутные воды Куры, я представил, как бурлили они красные от крови жителей Тбилиси отказавшихся переходить через реку по иконам, разложенным персами на мосту. Иноверцы дарили жизнь вероотступникам, готовым совершить святотатство. Но таковых нашлось немного. Крепка была вера предков современных грузин. И при советской власти Грузия оказалась особым местом, где можно было укрыться в горах от большевистских гонений. А нынешний Патриарх Илья был одним из архиереев, помогавших укрыться монахам из разоряемых русских монастырей. Церковь Александра Невского — центр духовной жизни русских православных тбилисцев. Мы подъехали к ней в час дня, а народу во дворе толпилось столько, что казалось, с минуты на минуту начнется богослужение. Слава уехал принимать больных, а я пошел вслед за прихожанами, обходившими храм с левой стороны. За длинным столом вдоль церковной стены сидело человек тридцать. Две женщины в черных платках и длинных юбках подносили   им тарелки с дымящимся супом. Между служебным домиком и алтарной апсидой стояло несколько священников, разговаривавших с народом по-грузински.   Часть боковой стены была в лесах. На них громко переговаривались рабочие. За алтарем, на небольшом кладбище столпилось довольно много гароду. В основном это были молодые девушки, стоявшие вокруг могилы, огражденной невысоким гранитным парапетом. Несколько девушек подходили по очереди к металлическому кресту, целовали его и отходили в сторону. Но не далеко. Потом они по очереди подходили к могиле и присаживались на корточки, держась обеими руками за парапет. Я подошел поближе. Удивительное дело: все девушки были довольно молодыми и все — грузинки. А собрались они вокруг могилы архимандрита Виталия . Он тоже, как и отец Симеон, был глинским старцем. Его могилу и могилы двух других глинских монахов: митрополита Зиновия и архимандрита Андроника я и искал. Владыка Зиновий покоится в самом храме. Рака с его мощами стоит в левом приделе у самой стены. Я поставил свечи, помолился и пошел встречать отца Гавриила. Мы сразу узнали друг друга. Беседа наша была недолгой. Он извинился и сказал, что спешит на отпевание своего прихожанина и еще на какую-то требу. Сообщил он мне то, что я уже знал от владыки Иоанна: Святейшего нет в городе и будет только в конце недели. А, поскольку я пишу о подвижниках благочестия, то он предлагает мне не терять времени и вместе с его другом — протоиереем Георгием съездить к русским монахиням, подвизающимся в горах на самой границе с Арменией. Я поблагодарил его и записал номер телефона его друга.

http://radonezh.ru/analytics/vesnoy-k-pa...

По окончании молитвы он обратился к слугам сатрапа и сказал: " Теперь я готов, исполните надо мной повеленное вам " . Воины колебались, убивать ли святого Евстафия. Но один из них сказал: " Погибнем мы все, если он останется в живых " . Тогда отсекли честную главу добропобедному мученику Христову, в 589 году, 29 июля. Ночью воины вынесли его тело за город и бросили на поле. Некоторые христиане узнали, где бросили тело страстотерпца, подняли его и с осторожностью тайно перевезли во Мцхета. Там христиане сообщили об этом Стефану, и тот доложил обо всем случившемся Католикосу Самуилу. Первосвятитель был рад принять великое сокровище - мощи мученика Христова. С великой честью он предал их земле под престолом патриаршего Мцхетского собора, освященного в честь двенадцати апостолов, где они доныне источают исцеления. Мученические подвиги и чудеса, бывшие от мощей святого Евстафия, послужили Католикосу Самуилу II основанием для того, чтобы причислить мученика к лику святых и установить празднование его памяти в день его кончины , в честь и славу Вседержавной Троицы, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   МОЛИТВА СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ ЕВСТАФИЮ МЦХЕТСКОМУ О непоколебимое утверждение Церкве Иверския и утешение многоскорбныя души моея, славный мучениче Христов Евстафие, моли о мне Господа нашего Иисуса Христа, да ходатайством твоим сподобит мя лицезрети Его и вечно славословити пречестное и великолепое имя Его, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь. Нашествие на Грузию иранского шаха Ага-Магомет-Хана в 1795 году. О том, как зверствовали мусульмане в Иверии, можно получить представление по запискам очевидца—армянина Артемия Араратского: ...В деревне Мартгопе (Марткофи - Б.С.), которой жители все разбежались, остановились мы провести ночь и на другой день дошли до деревни Лило, но И здесь не нашли ни одной живой души, только тела убитых, ибо персияне доходили и до сего места. Чем далее шли мы к Тифлису, тем более видели повсюду убитых. В Лило также мы ночевали и к вечеру третьего дня вошли в предместье Авлабар, которое персиянами было все выжжено. Предполагали переправиться чрез реку Куру прямо в Тифлис, но мост на оной персиянами, на возвратном пути их, также был сожжен из предосторожности, чтоб не быть тревожимыми с тылу... С вечера помышляя единственно об отыскании убежища и сохранении себя от столь вероятной опасности быть убитыми, мы не могли заниматься пожаром города; но на утро, прийдя к реке, увидели, что Тифлис почти во всех местах дымился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Революционные выступления сопровождались грабежами храмов и мон-рей, в связи с чем 5 мая 1905 г. Святейший Синод издал указ о принятии жестких мер в отношении группировок, замешанных в грабежах церковного имущества, а также об организации специальной охраны при храмах (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22466. Л. 8). В годы революции в Тифлисе было создано неск. рус. патриотических орг-ций. В 1905 г. наместник на Кавказе Воронцов-Дашков поручил ген. армии Кавказского военного округа А. Грязнову создать Об-во патриотов, призванное объединить русских верующих. 22 окт. 1905 г. об-во провело в Тифлисе манифестацию с крестами и иконами, призывая рус. часть населения Кавказа к объединению в борьбе против революции, закончившуюся столкновениями с груз. населением города ( Ломидзе. 1959. С. 48). В 1905 г. при первой тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила (р-н Авлабар) было создано Епархиально-миссионерское братство, активное участие в деятельности к-рого приняли экзарх и высшее рус. духовенство: они регулярно созывали «патриотические вечера», где читали лекции-проповеди, посвященные революционному движению и сектантству. Так, в 1905 г. братство организовало 4 вечера (Обзор. 1910. С. 60). Позднее на базе братства возникла новая организация - Союз союзников России, ее основателем был В. М. Пуришкевич. В мае 1905 г. прот. сщмч. Иоанн Восторгов и настоятель второй тифлисской миссионерской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери прот. Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей ) создали Партию сторонников порядка. Партия объединила 800 чел., выступивших против революции, считавших ее основной причиной поражения России в русско-япон. войне. Партия, полагаясь на посредничество наместника гр. Воронцова-Дашкова, ходатайствовала перед императором о принятии жестких мер в отношении участников революционного движения в Грузии (Обзор. 1910. С. 70-71). В 1907 г. на основе созданного в С.-Петербурге Религиозно-философского об-ва в Тифлисе было основано аналогичное об-во, непосредственно подчинявшееся экзарху. В его состав входили почетные члены (известные своей деятельностью или трудами), действительные и члены-соревнователи. Руководство об-вом осуществлял председатель, его товарищ, секретарь и не менее 3 членов совета об-ва. Общие собрания проводились не реже 1 раза в год, экономическую основу составляли членские взносы - 3 и более рубля в год, пожертвования, сборы с лекций, доходы от изданий. Члены об-ва читали лекции и проводили семинары - в основном в тюрьмах, больницах, ночлежках, приютах и домах престарелых; ведущее место отводилось секции народного чтения, где регулярно обсуждались религ. произведения, толковался НЗ, читались популярные рефераты по религиозно-философской тематике. Специальные секции об-ва действовали во всех епархиях Г. Э. Об-во, просуществовавшее до 1912 г., открывало небольшие б-ки, издавало религ. лит-ру и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 22651. Л. 1, 37). Вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви

http://pravenc.ru/text/168201.html

В каком же виде присоединилась Грузия к России? Политическое ее бытие было в то время в полном смысле исчерпано до конца; в 1794 г. персидский шах Ага-Магомет-хан разорил дотла Тифлис, избил все духовенство, побросав до 200 духовных лиц во главе с митрополитом с балкона дома у Сионского собора в Куру и разорив церкви и дома; ничтожный аварский хан Омар, спустившись с северных гор Дагестана, покорил Кахетию и наложил на грузинского царя ежегодную дань в 5 000 руб., но и этой суммы уплачивать ему не могли вследствие полного недостатка средств. За Сурамским перевалом с запада Грузии царства Имеретинское и Мингрельское были не только независимы от Грузинского, но и прямо ему враждебны. Ахалцыхский край, начиная от Боржома, всего в 200 верстать к юго-западу от Тифлиса, с XVI века уже принадлежал Турции; часть Кахетии, с северо-востока Грузии, так называемый Закатальский округ, населенный грузинами, весь в то время уже принял ислам ; за 100 верст от Тифлиса к востоку начиналось Ганджинское ханство, южнее – ханство Эриванское, оба вассальные по отношению к Персии и передовой ее оплот. Таким образом, Грузия со всех сторон была сдавлена железным кольцом внешних врагов. Внутри царили порядки, показывавшие, что государственное ее существование пришло к концу. Царевичи, например, в Тифлисе, – а их было более 100 50 , – обыкновенно ничего не покупали к обеду: слуги их шли в торговое предместье города Авлабар и здесь нападали на купцов и мирных жителей, отнимая у них все нужное для стола; бывали и такие случаи, что несговорчивых купцов сажали в корзину, спускали на веревке с Авлаб. моста в Куру и держали в воде в этом самом быстроводном и опасном месте реки до тех пор, пока купец соглашался дать требуемые вещи или деньги 51 . Можно теперь себе представить, в какое состояние пришла жизнь церковная в Грузии. Предпоследний царь Грузии, благочестивый и рыцарственный Ираклий, вынужден был продавать грузинские православные церкви армянам: теперешние армянские величественные соборы в Сигнахе и Телаве, одна из чтимых церквей в самом Тифлисе, прекрасные храмы, на лучших и видных местах, все это – бывшие православные грузинские церкви. Об училищах не было и помину: главноуправляющий в Грузии князь Цицианов, сам родом грузин, свидетельствует, что в год присоединения Грузии к России во всем Закавказском крае не было буквально ни одного училища 52 , Монастыри были разрушены и пусты; церковность ослабела совершенно; падение церковности дошло до того, что утреня даже на Пасху и доселе в Грузии только читается, а не поется, потому что напевы пасхальных молитв забыты; на литургии по местам и теперь Херувимскую песнь читают, потому что не знают напева ее; осмогласие церковное постепенно забывалось; певцов и чтецов не было 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...