Благодаря Воздвиженской отступке или преступке солнечный и лунный календари в годичном круге праздников соединяются в Неделю по Просвещении. Для соединения их в эту Неделю в указателе назначено 17 седмиц для чтений из Матфея и 16 из Луки, поскольку с середины сентября, от Недели по Воздвижении, знаменующей переход от летнего порядка богослужений к зимнему, до Недели по Просвещении проходит 16 недель.    Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н. Д. Успенский так объясняет возникновение и практику сентябрьской преступки евангельских чтений.    Первые христианские праздники были установлены как свидетельство Церкви миру о Божественном достоинстве Господа Иисуса Христа и историчности Его воплощения. Никто из евангелистов не раскрыл так глубоко Божественную личность Иисуса Христа, как апостол Иоанн Богослов, и ничто с такой силой не подтверждает Божественную природу Господа, как факт Его Воскресения. Поэтому Церковь установила, чтобы от Праздника Пасхи в течение всего периода Пятидесятницы читалось Евангелие от Иоанна.    Из праздников, совершаемых в твердых числах года, древнейшим является праздник Рождества Христова. Установление этого праздника на 25 декабря вскоре же вызвало появление 25 марта праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, как дня зачатия Ею Иисуса Христа. Но событие Благовещения произошло в шестой месяц после того, как по явлении ангела святому Захарии был зачат Иоанн Предтеча (Лк. 1:26). На основании этого были установлены два праздника: Зачатие Иоанна Предтечи – 23 сентября и Рождество его – 24 июня. Об этих священных событиях, предшествовавших воплощению Сына Божия, повествует только евангелист Лука. Поэтому Церковь установила, чтобы в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели Евангелия до этого читались, читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк. зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской (Воздвиженской) преступкой евангельских чтений. (Если задолго до Недели по Воздвижении кончатся зачала Евангелия от Матфея, то Евангелие от Луки всё равно не следует начинать ранее вышеуказанного срока, а надлежит вернуться вспять, к прочитанным зачалам Матфеевым, взяв их, сколько потребуется, а с понедельника после Недели по Воздвижении начать чтение Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской отступкой.) Нужно помнить, что сентябрьские преступка и отступка не касаются апостольских чтений, потому что Послания апостолов со стороны их содержания не имели отношения к истории установления вышеуказанных праздников. Поэтому же для всех апостольских Посланий, начиная с книги Деяний святых апостолов, существует один общий счет зачал, тогда как в каждом из четырех Евангелий имеется свой, особый.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Если святому указаны Блаженны, тогда поются Блаженны на 12: Октоиха – 4; праздника – 4 (канон, рядовая песнь), святого – 4 (канон, 6-я песнь). Тропари и кондаки по входе: В храме Господском (во всех случаях) и в храме Богородицы в период предпразднства или попразднства Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого; кондак воскресный; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы в период предпразднства или попразднства Господского и в храме святого (во всех случаях): тропари: воскресный, праздника, храма, святого; кондак воскресный, кондак храма; «Слава» – кондак святого; «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, Апостол, Аллилуйя, Евангелие, причастен: Если святому указаны апостольские и евангельские чтения, то прокимен, Апостол, аллилуйя и Евангелие – воскресный и святого. Если святому не указано чтение, тогда прокимен, аллилуйя, причастен – воскресный, а Апостол и Евангелие – только рядовые. Задостойник: праздника (в попразднство). Отпуст: дневной. 301 Никольский К., Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. – СПб, 1907, С. 152. 302 Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. – СПб, 1907, С. 149. 304 Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. – СПб, 1907, С. 154. 305 В современной приходской практике великое повечерие, кроме 1-й седмицы Великого поста, служится далеко не во всех храмах. Более того, в большинстве храмов, где все-таки служится великое повечерие, канон на повечерии или опускают вообще, или читают только по 2–4 тропаря в каждой песни. 308 Если положено творить поклоны с молитвою св. Ефрема Сирина (в недели Великого поста вечером), то священник возглашает «Боже ущедри ны...», затем совершается 16 поклонов и читается конечное Трисвятое (см. Великое повечерие). 309 О возжигании светильников на вседневной утрени повествует 25-я глава Типикона, а на праздничной утрени – 24-я глава Типикона. 310 В субботу поются стихиры Октоиха, писанные на " Хвалите», причем заупокойная стихира опускается, а припевы берутся стиховые (см. Часослов).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

5) От субботы пред Неделею о блудном сыне – в две седмицы, мясопустную и сыропустную. 6) В Великую Четыредесятницу, кроме, 5-й седмицы. 7) В пятую седмицу Великой Четыредесятницы. 8) В Страстную седмицу. В некоторые из этих восьми периодов бывает одинаковый порядок рядового чтения кафизм (см. таблицу). Различие же при рядовом чтении кафизм в эти восемь периодов времени состоит, главным образом, в том, что: а) в одни седмицы положено на утрени стихословить по две кафизмы; б) в другие седмицы – по три кафизмы: в) в третьи – назначено рядовые кафизмы читать не только на вечерне и утрени, но и на часах. При чтении кафизм на часах, – что бывает только в Великом посту, – порядок чтения кафизм положен: иной в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 6-ю седмицы; иной в 5-ю седмицу, в которую читается Великий канон, и иной, если в четверток 5-й седмицы случится Благовещение. Особый порядок чтения кафизм бывает в Страстную седмицу; тогда с четвертка не бывает стихословия кафизм. Итак, в продолжение года бывает собственно пять родов рядового чтения кафизм. В каждую же седмицу рядовое чтение кафизм непременно начинается с субботы вечера, – с вечерни. В каком порядке бывает рядовое чтение кафизм в разные периоды года, это, для большей ясности, представим в следующей таблице: П О Р Я Д О К Р Я Д О В О Г О Ч Т Е Н И Я На утрени по две На утрени по три На у т р н и п о кафизмы кафизмы 1) От Фоминой 1) От отдания Недели до Воздвижения до В 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 6-ю отдания предпразднства Воздвижения. Рожд. Христова. седмицу великой 2) От отдания предпразднства Богоявления до Четыредесятницы. Р. Хр. до отдания субботы пред Богоявления. Неделею о 3) В мясопустную блудном и сыропустную седмицы Утреня Утреня Утреня 3-й, 6-й Воскресен Понедельн. Вторник 10 11 12 14 15 16 10 11 12 Четверг 13 14 15 10 11 12 Пятница 13 14 15 Суббота В Недели (воскресения): о блудном сыне, мясопустную и сыропустную на утрени поется 136-й псалом: «На реках Вавилоиск.» с аллилуиею красною (Тип., гл. 17). К А Ф И З М В Т Е Ч Е Н И Е Г О Д А.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1) Великие господские праздники, на какой бы день седмицы они ни падали (Тип., гл. 7, л. 13 на об., а в 48 гл. Тип. см., напр., 14 сентября, где находится замечание, что если «праздник Воздвижения креста Господня падет на неделю, то ничтоже воскресно поется, но всю службу поем праздника», л. 56 на об., и где для всех безразлично дней назначаются апостол и евангелие одни только праздничные, л. 59) 444 . 2) Великие богородичные праздники, 445 праздники великих святых: Предтечи (Рождества его и Усекновения), Петра и Павла и Иоанна Богослова, и храмовые праздники, если все сии праздники случатся в седмичные и субботние дни, но не воскресные (Тип., гл. 7, л. 13 на об., а в 48 гл. см., напр., 8 сент., л. 49 и 50, откуда видно, что если праздник Рождества пр. Богородицы случится в седмичный или субботний день, то рядовое чтение апостола и евангелия отменяется, а если в неделю, то не отменяется; см. еще 29 июня, л. 258, откуда видно то же; сказанное здесь ср. с тем, что говорится в 3 гл. Типик.). К этому разряду причисляются праздники всех вообще святых, имеющих бдение, но не полиелей, так как в 15 гл. Типикона сказано, что в субботу «прокимен святаго, апостол, аллилуиа, евангелие и причастен святаго, ему же бдение. Аще же полиелей, присовокупляем и дне прокимен, апостол, евангелие и причастен» (л. 24 на об.). Отсюда можно сделать тот вывод, что во дни святых, имущих бдение, если они случатся в субботние, а с тем вместе и вообще седмичные дни, рядовое чтение апостола и евангелия отменяется 446 . 3) Иногда те седмичные и субботние (но не воскресные) дни, в которые необходимо читать два особых апостола и два особых евангелия. Так отменяются рядовые чтения 1 сентября, если это число случится не в воскресный день; читаются же апостол и евангелие Индикта и пр. Симеона Столпника (Тип., л. 42 на об.); 13 сентября, если оно придется в субботу пред Воздвижением; читаются же Обновления храма и субботы пред Воздвижением (л. 55, сент. 13, зри пред мр. гл.). Но так бывает далеко не всегда, а лишь только иногда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Пятый период характеризуется чтением на седмичной утрени двух кафизм и третьей рядовой на вечерни, а на воскресной присоединением к двум кафизмам полиелея и 136 пс.: На реках вавилонских... Он начинается в неделю (воскресенье) Блудного и оканчивается в неделю (воскресенье) Сырной седмицы (Тип., гл. 17, л. 26; послед. в нед. Блудного. л. 297 на об. и 298; нед. Мясопуст., л. 300; нед. Сыропуст. л. 305. Смотр. Также 3–8 февраля, попразднство Сретения, если случится в нед. Блудного и Мясопустн., л. 176; февр. 9, отдание Сретения, если случится в нед. Блудного и Сыропустн., л. 181 на об.). Шестой и восьмой периоды характеризуются чтением на седмичной утрени трех кафизм, а на вечерни 18, в особенности же тем, что рядовые кафизмы читаются и на часах, вследствие чего Псалтирь в течение седмицы прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны 339 . Шестой период обнимает собою 1, 2, 3 и 4 седмицы св. Четыредесятницы, а восьмой – 6-ю (Тип., гл. 17, л. 26). Седьмой период обнимает 5-ю седм. св. Четыредесятницы. Он характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, за исключением утрени великого канона, на которой полагается одна кафизма, рядовых кафизм на часах и также рядовой на вечерни; при чем распределение кафизм на этой седмице бывает иное, чем обыкновенно, в том случае, если в четверток случится праздник Благовещения пр. Богородицы 340 . Псалтирь на этой седмице, как и на других седмицах Четыредесятницы, прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны (Тип., гл. 17, л. 26 на об.) 341 . Девятый период обнимает Страстную седмицу. Он характеризуется чтением на седмичной утрени до среды включительно трех рядовых кафизм, рядовых кафизм на часах, кроме 1-го, на котором кафизмы нет, 18 на вечерни и полным отсутствием кафизм во вторую половину седмицы, начиная с четверга,– только на субботней утрени полагается 17 кафизма. Псалтирь, начиная с 4 кафизмы 342 , на этой седмице прочитывается только один раз (Тип., гл. 17, л. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Но если будет «Пасха вне», то зачал Евангелия недостанет еще и для пяти дней 17-й седмицы. Чтобы понять, каким образом может быть то и другое, должно иметь понятие о церковном годе. Церковный год, принятый при распределении рядовых чтений, начинается днем св. Пасхи и продолжается до другой Пасхи. А так как в разные годы Пасха бывает в разные числа (именно от 22-го марта до 25-го апреля), то церковный год не всегда имеет одинаковое число Недель и седмиц (как то бывает в гражданском году, начинающемся 1-м январем и продолжающемся до 1-го января), потому что от Пасхи до Пасхи, по большей части, проходит различное число Недель и седмиц. В иные годы проходит около 365 дней (52-х Недель), например: от Пасхи 1865 года (4-го апреля) до Пасхи 1866 года (27-го марта) прошло 358 дней, т. е. 51 Неделя с одним днем. Но в иные годы от Пасхи до Пасхи проходит более 385 дней. Так, от Пасхи 1866 года (27-го марта) до Пасхи 1867 года (16-го апреля) – 385 дней, т. е. 55 Недель. В 1-м случае, когда от Пасхи до Пасхи проходит менее 365 дней, тогда в течение гражданского года, или, иначе сказать, в продолжение 365 дней (52-х Недель), принадлежащих, впрочем, по численности двум годам, бывают одна Пасха. Это и означает упомянутое выше выражение «внутрь Пасха»; и в этом церковном году бывает менее Недель и седмичных дней, нежели сколько назначено рядовых зачал в Евангелии. Во 2-м случае, когда от Пасхи до Пасхи проходит более 385 дней, в течение гражданского года (в 55 Недель) бывает две Пасхи. Это и означается упомянутым выше выражением: «вне Пасха». В таком церковном году может быть Недель и седмичных дней более, нежели сколько рядовых зачал, и, следовательно, может для некоторых Недель и седмиц недоставать рядовых зачал. Ибо рядовых зачал Евангелия и апостола назначено для 50-ти седмиц, именно: от Недели мытаря и фарисея до Пасхи для 10-ти седмиц от Пасхи до Недели Всех Святых (включительно) для 8-ми седмиц, и от Недели Всех Святых до Недели мытаря и фарисея для 32-х Недель и седмиц по Пятидесятнице. В те годы церковные, в которые бывает «внутрь Пасха», тогда между 1-ю Неделею мытаря и фарисея случается не более, и даже менее 32-х Недель. И в последнем случае, т. е., когда между Неделею по Пятидесятнице и Неделею мытаря бывает менее этих Недель, некоторые из назначенных зачал Апостола и Евангелия остаются непрочитанными. Потому что с Недели мытаря и фарисея читаются те зачала, которые положены на эти Недели. «Аще когда преизбудет Недель сих» (для которых назначены рядовые зачала), «оставив блюди ряд о мытари и фарисеи» (Тип., послед. 7-го янв., зри) 626 . Но в те годы церковные, в которые «Пасха вне», т. е., когда одна Пасха была рано, а следующая будет поздно, и между 1-й Неделей по Пятидесятнице и Неделей мытаря проходит более 32-х Недель, тогда бывают Недели и седмицы, для которых недостает рядовых Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Заметим еще: первыми здесь назначены апостол и евангелие святаго, а не рядовые по уставу 12 гл. Тип., л. 21 на об., но не по уставу 49 гл. (см. в послед. нед. Мытаря и Фарисея, 5-е зри, л. 297). 611 Мы не первый уже раз встречаемся с указанием Типикона на один аллилуиарий при двух прокимнах. На основании общего устава, кроме аллилуиария гласа, здесь должен быть ещё аллилуиарий святаго. 612 По указанию 48 гл. Типик, (чит. послед. 14 сент., л. 56) крест из сосудохранительницы может быть взят и пред малой вечерней (а не после неё); только в этом последнем случае он должен быть положен не прямо на престол, а на жертвенник; самое это перенесение должно иметь вид простого действия, т. е. не должно сопровождаться никаким богослужебным обрядом и никакими молитвословиями. Торжество же перенесения креста, прямо ли из сосудохранительницы или же с жертвенника, совершается только после малой вечерни, и именно так, как это подробно описано в послед. 14 сент., л. 56 (чит. со слов: „По отпущении вечерни входит екклисиарх... “) и как о том же самом, только кратко, говорится в послед. 3 нед. Вел. поста, л. 324 на об. Кстати заметим: в указаниях Типикона на сосудохранительницу, полагаем, имеется в виду не шкаф для хранения креста, как некоторые думают, а особое отделение, в древних храмах устроявшееся с правой стороны алтаря, предназначавшееся для хранения принадлежностей богослужения и называвшееся σευοφυλιον. 613 Опять один аллилуиарий указывается; между тем, на 4 нед. В. поста совершенно ясно назначены два – гласа и святаго (Тип., л. 327 на об.). Так должно быть и здесь. 618 По характеру поста и богослужения на эти дни походят понедельник, вторник и среда Страстной седмицы, хотя в Типиконе они нигде не названы постными днями. 619 Но в издании Киево-печ. лавры, л. 3 на обор., сказано, что на вечерни, отправляемой накануне понедельников Великого поста, великую ектению произносит диакон (разумеется, если он есть). 620 В издании Киево-печ. лавры ничего не сказано о том, кто на этой вечерни кадит – священник или диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В таблицах Глизония 6 даются указания евангельских и апостольских чтений для всех Недель (воскресений) годичного круга (за исключением Недель Великого поста): надо знать лишь обе Пасхи года, чтобы знать порядок всех евангельских чтений и способы отступок 7 . Начало Лукиных зачал. Обратимся теперь к частным вопросам, касающимся устава чтений. И, прежде всего, остановимся на вопросе, когда, с какого дня должно начинать чтение Евангелия от Луки и полагать начало Лукиным седмицам. И связи с этим вопросом легче будет решить и другой вопрос: когда оканчивать седмицы Матфеевы? Сказание (I) говорит в ответ на этот вопрос следующее: «От Луки же Святое Евангелие чтется от начала в понедельник по Воздвижении Креста…». Подчеркиваем здесь выражение «от начала», показывающее, что Евангелие от Луки должно начинаться именно с первого положенного зачала, 10-го («Во время оно Ирод четвертовластник…»), а оно положено на понедельник, подобно тому, как и Евангелие от Матфея начинается также с понедельника; с понедельника присоединяется и Марк и к Матфею, и к Луке. Итак, понедельник не есть только самый ранний срок для вступления Луки, но единственно возможный день для этого вступления. Не может быть поэтому принято мнение Преосвященного Фаддея, полагающего в вышеназванной статье (с. 571), что в текущем пасхальном году «с 15 сентября (то есть со вторника) должно (было) читаться Евангелие от Луки, то есть рядовые зачала седмицы, следующей по указателю (то есть по «Сказанию») за Неделей 17-й». Возникает теперь новый вопрос: в какой же именно «понедельник по Воздвижении Креста» следует начинать Евангелие от Луки? Для огромного большинства случаев вопрос этот решается совершенно просто: понедельник есть день, следующий за воскресеньем. Ближайшее к Воздвижению воскресенье есть Неделя по Воздвижении. Итак понедельник, следующий за этой Неделей, и есть искомый понедельник – начало Лукиных седмиц. По числам сентября этот понедельник будет переходить в зависимости от перемещения самого Воздвижения. Это можно видеть из такой таблицы:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Рядовые песни канона праздника поются в литургии на Блаженны в дни попразднства. Начиная с первой песни канона, по ряду, по порядку выпеваются все песни канона праздника, так что в день отдания поется 9 песнь. Самогласен. Самогласном (διμελον) называются такие песнопения, при написании которых не служила образцом другая песнь ни в размере, ни в содержании, ни в гласе пения, в том нет противоречия, что, называясь самогласнами (διμελα), они вместе с тем имеют надпись перед собою, на какой глас должны быть петы. Глас назначен для пения самогласнов сообразно с содержанием и размером их самих, независимо ни от каких других песней. Самогласен утренний (см. Воскресные евангельские стихиры). Самоподобен. Самоподобными называются в славянских богослужебных книгах те два-три известного рода песнопения, которые сходны между собою даже и буквально; иногда они начинаются, иногда начинаются и оканчиваются одними и теми же словами. Перед ними надписывается глас, на который они должны быть петы. Надпись «самоподобен» встречается над песнопениями в славянских богослужебных книгах, в греческих же над теми же песнопениями или есть надпись «подобен» (προσμοια) (14 сентября, на вечерне – стихиры на стиховне; 29 июня – стихиры на «Господи воззвах») или даже вовсе не имеют и этой надписи (суббота седмицы мироносиц, утренние стихиры на стиховне). Самопесен. Указание «самопесно» (ατμελον) надписано в Октоихе над светильнами седмицы, которые называются также ексапостилариями. Светильны в богослужебных книгах не нотных не имеют надписи, на какой глас должны быть петы. Для них не служит образцом по гласу пения какое-либо песнопение. Они поются на свой особый напев (например, «Чертог Твой» поется косно и со сладкопением) или поются на глас недели. Светильны. Светильнами (φωταγωγικ) называются те песнопения, которые поются на утрени после канона. Предшествуют возглашению «Слава Тебе, показавшему нам свет». Называются светильнами потому, что в них большей частью говорится о просвещении души свыше. Иногда словом «светильни» называются ексапостиларии. В Октоихе светильны для всех Гласов печатаются отдельно в конце. Они не имеют ни в Минеях, ни в Триодях надписания о гласах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

333 В одном месте, относящемся, впрочем, не к периоду времени пения Октоиха, но – Триоди Постной, сделано даже замечание: «от сего понедельника 2 седмицы поста поются в повечериях каноны Минеи... святых... с каноны богородичными» (Типик., д. 321 на об.). 334 Воскресные кондаки, напечатанные, как мы знаем из предыдущего, в Октоихе и последованиях утрени после 6 песни, перепечатаны и в другие книги. Они находится в 53 гл. Типикона, имеющей заглавие: «Отпустительния тропари воскреснии осми гласов с богородичны их, ипакои и кондаки»; в 23 гл. Следованн. Псалтири, имеющей заглавие: «Отпустительныя воскресны осми гласов, с богородичны и ипакои их и кондаки»; и в Часослове в отделе: «Тропари воскресны осми гласов с богородичны и кондаки их». 336 При этом как в этот период, так и во все последующие, на вечерни пятка всегда читается 18 кафизма, на субботней 1, а на недельной не полагается никакой. 337 За исключением пятка, на утрени которого читается две, а не три кафизмы. В субботу как этого периода, так и всех других, никогда не полагается более двух кафизм. 338 Если случится полиелейный праздник, то на утрени читаются только 2 рядовые кафизмы, а 3-я переносится на вечерню, на которой и читается вместо 18 кафизмы, так как на вечерни более одной кафизмы никогда не полагается. 342 В предшествующую этой седмице неделю (воскресенье) Ваий, как и во всякую другую, читаются 2 и 3 кафизмы и, сверх того, поется полиелей. 348 Эта глава не занумерована, потому что, в видах большей полноты настоящего изследования, она составлена тогда, когда значительная часть книги была уже напечатана. 349 Общие величания ликам святых есть и в Ирмологионе, равно как и Следов. Псалтири; но здесь их немного. 351 Изменения в количестве песнопений канона и еще бывают, так что иногда некоторые песни канона поются, напр., на 10 и даже на 4 и т.д.; но об этом скажем ниже. 354 В Типик., л. 156 на об., сказано, что в отдание св. Богоявлений «бывает служба вся непременно Просвещения вечер и утро, кроме входа и паремий, и полиелеа и на литургии антифонов». Тем не менее, по аналогии праздника Богоявления с другими, в отдание этого праздника каноны надобно петь на 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010