Состоялся мастер-класс по оловянному литью для преподавателей ОПК июня 2016 Десятидневные курсы для педагогов Петроградского района - преподавателей ОПК завершились 6 июня мастер-классом по оловянному литью , который провели в Князь-Владимирском соборе сотрудники мастерской христианской оловянной миниатюры " Адама " во главе с директором Сергеем Земсковым. " Важно, чтобы молодежь всесторонне знакомилась с православной культурой, узнавала ее через настоящее дело " , - напутствовал учителей настоятель протоиерей Владимир Сорокин . Мастера пришли по его приглашению; обычно они работают на территории Феодоровского собора .  Мастер-класс начался с рассказа о деятельности мастерской, о традиции православной миниатюры, которая берет свое начало в далекой Византии, со знакомства с раннехристианской символикой, на основе которой и изготавливает сувениры мастерская " Адама " . Среди символов - рыба (по-гречески " ихтис " ; это слово рассматривается как аббревиатура главного христианского исповедания " Иисус Христос Божий Сын Спаситель " ), агнец - символ жертвы Христа и пеликан - образ жертвенной любви (см. фото). Каждый участник мастер-класса смог выбрать из этих символов тот, что пришелся по сердцу, и под руководством мастеров самостоятельно изготовить украшения. С помощью сотрудников студии " Адама " ученики отливали украшения из пьютера (сплав олова, серебра и меди) с помощью соответствующих форм, обрабатывали инструментом, полировали и чернили. В результате каждый учитель получил в подарок изготовленный им самим христианский символ. Подводя итоги заключительного занятия для учителей, отец Владимир подчеркнул, что они изготовили не обереги, а свидетельства веры, и добавил, что будущие преподаватели курса " Основы православной культуры " за время обучения ознакомились с самой этой культурой, с бытием настоящей христианской общины и могут поделиться своим опытом с учениками. Были подведены итоги проходившего с 30 мая по 6 июня цикла лекций. Одним из откликов стала коллективная работа студии " Палитра " школы 50 Петроградского района " Заветы князя Владимира " , созданная на основе изданного приходом собора одноименного альбома. Одна из учительниц прочитала свое стихотворение, написанное под впечатлением проходивших занятий.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Не гнушались ранние христиане даже языческой мифологией: один из их излюбленных образов – Орфей, который настолько проникновенно играл на свирели, что его заслушивались дикие звери. Орфей напоминал первым христианам Христа. Свирель – учение Христово, а хищные звери – звероподобные люди с пороками, грехами и страстями. Учение Христово и Божия благодать укрощают зверообразный нрав греховного человека. Встречалось изображение виноградной лозы, которая до сих пор украшает Царские врата. Иногда ее можно увидеть на обложке Библии, потому что Христос сказал о Себе: Я есмь Истинная Виноградная Лоза ( Ин.15:1 ). Изображение рыбы является шифром в прямом смысле слова. Если взять первые буквы греческих слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель», получается XΘYΣ (ΙΗΣΟYΣ ΧΡΙΣΤΟΣ YΙΟΣ ΤΟY ΘΕΟY ΣΩΤΗΡΟΣ). Слово «Ихтис» порусски означает – «Рыба». Сохранились изображения Богоматери с Младенцем на коленях, обычно в окружении волхвов, относящиеся ко II–IV векам. Так в изображениях появляется сюжет. Со II столетия в катакомбах встречаются изображения Христа и самарянки. Это – уже не символика, а иллюстрация евангельских сюжетов. Кроме древнехристианских символов существовало, конечно же, и распятие. В основном кресты были без Христа, их форма была различной, поэтому споры о том, какой крест «правильный»: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный, — догматического значения не имеют. Впервые крест с изображением Христа появляется в V веке – на дверях храма святой Сабины в Риме. Вплоть до XIX столетия Христос на Кресте – всегда живой и торжествующий, не провисающий на руках. И сейчас в католических храмах распятый Христос – непременный атрибут, в то время как икон может почти и не быть. В X веке Христос впервые изображается на кресте мертвым; со временем этот образ становится практически повсеместным. Появилась некая фигуральность, неодухотворенность изображения. На древних изображениях ноги Христа прибиты к кресту двумя гвоздями, и только с XIII столетия на Западе появляются изображения, на которых они скрещены и пробиты одним гвоздем.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится 12 мин., 14.05.2020 Для многих игр с детьми — и настольных, и онлайновых, и ролевых — можно использовать шифры. Это не только вызывает у детей интерес, но и развивает внимание, аккуратность, абстрактное мышление, навыки устного счета и осмысленного чтения. С детьми из скаутского отряда «Сполох» я уже почти пять лет веду занятия по методам шифрования — полученные навыки потом применяются для отрядных игр, но и сами по себе шифры интересны детям младшего и среднего школьного возраста, они с огромным увлечением разгадывают «таинственные» послания и пишут их друг другу. А к тому же, когда коллективу детей приходится прочитать зашифрованный текст, тренируются и навыки взаимодействия в команде, распределения работы, достижения общей цели. Конечно, этим же можно заниматься с детьми и в семье. Но сразу хочу предупредить родителей: если дети втянутся, то поначалу вам придется то и дело разгадывать их зашифрованные записки и отвечать им тем же. Иначе говоря — поддерживать формат развивающей интеллектуальной игры. История, которую предварительно нужно рассказать детям Шифрование — то есть сокрытие информации — появилось еще в древние времена. А уж когда возникли государства, армии, войны, разведка — то возникла необходимость тайно передавать какие-то сведения, чтобы, если вдруг они попадутся в руки врагу, тот ничего бы не понял. Нужны были тайные знаки, чтобы узнавать своих. Например, разрезали на части монету. Люди могли никогда друг друга не видеть, но если посланец предъявлял свою половинку, и при наложении обе части совпадали, значит, это свой. А еще такой секретный знак был у первых христиан — в те века, когда за исповедание христианской веры тебя могли казнить. Как христиане могли узнавать своих — так, чтобы никто их не заподозрил и не выдал властям? У христиан был священный знак, символическое изображение рыбы (потому что если прочитать первые буквы фразы по-гречески «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», то получалось греческое слово «ихтис», что значило рыба). Поэтому один христианин мог начертить тростью на земле дугу — сама по себе дуга еще ничего не обозначала. Но второй христианин в ответ на это чертил другую дугу, которые вместе складывались в изображение рыбы. Вот так:

http://foma.ru/igra-v-shifrovalshhika-va...

Христианство вплоть до начала IV века было в Римской империи запрещено. Причина этого состояла в том, что христиане, в отличие от представителей иных религий, не признавали божественного достоинства римского императора. В Римской империи религия являлась делом государственным, а не личным, как сейчас. Фигура императора, официально объявленного богом, должна была соединять граждан государства и на политическом, и на религиозном уровне. У римского императора имелся даже особый титул — «понтифекс максимус», то есть верховный жрец. Таким образом, император в Риме являлся и главой государства, и религиозным лидером, и воплощением божества. Все, кто отказывался чтить императора именно в таком статусе, оказывались вне закона. Христиане, проживавшие на территории империи, почитали и уважали императора в качестве главы государства, но для них было абсолютно неприемлемо считать его богом. Потому они подвергались гонениям. Их преследовали, сажали в тюрьмы, заставляли приносить в честь императора жертвы. За отказ их казнили, обычно распиная на кресте. В результате христиане вынуждены были прятаться, скитаться, совершать богослужения по ночам. Для определения, кто свой, а кто чужой, древние христиане разработали собственную систему символов, значение которых знали только они. Таким символом стала, например, рыбка. χθς («Ихтис»). Раннехристианская надпись, г. Эфес По-гречески слово «рыба» звучит как «ихтис». ИХТИС — это еще и аббревиатура. Расшифровывается она так: первая буква «И» обозначает «Иисус», следующая «Х» — «Христос», Т расшифровывается как «тэу», то есть по-гречески «Божий»; следующая «И» — это греческое слово «хюос», которое переводится как «сын»; последняя буква «С» обозначает слово «спаситель», «сотэр». Таким образом, ИХТИС расшифровывается так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Церковь торгашей Между современным обществом и античной цивилизацией сходства больше, чем нам иногда кажется. В первую очередь это касается жителей крупных городов. Как тогда, две тысячи лет назад, так и сегодня обитатели мегаполисов внимательно следят за поддержанием своего имиджа в глазах окружающих. И если говорить о первом веке от Рождества Христова, то одним из центров престижной жизни в Римской империи был город Коринф, жители которого славились своим богатством. Коринфяне, которых в империи считали торгашами, выставляли напоказ свою роскошь и как бы заявляли: «Мы, возможно, не столь умны, как жители Афин, но зато значительно богаче». В 52 году в Коринфе оказался апостол Павел.

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

Тертуллиан занимался писательской деятельностью с 193 по 220 гг. (он умер вскоре после 220 г.). Его наследие представляет огромный вклад в христианское предание. Замечательно, что даже и в некоторых его сочинениях, написанных после ухода в монтанизм, мы обнаруживаем вполне православное богословие: интересный пример того, как человек может правильно мыслить, несмотря на принадлежность к еретической секте. Главные творения Тертуллиана можно разделить на три группы (наш список далеко не полон): 1) Писания в защиту христианства (апологетические). К ним относится одно из важнейших сочинений Тертуллиана – его «Апологетический трактат», в котором он доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства, а также небольшой трактат, адресованный римскому проконсулу в Африке Скапуле. 2) Сочинения против еретиков. Эти полемические сочинения были направлены в основном против гностиков. В книге «Опровержение еретиков» Тертуллиан , пользуясь адвокатскими приемами, демонстрирует неправоту еретиков. Его основной аргумент состоит в следующем: еретики не могут пользоваться св. Писанием, так как оно принадлежит Церкви, а не им; а войти в общение с Церковью они не могут, так как их учение не содержится в Писании. Этот по сути своей круговой аргумент – типичный пример экклесиологического мышления Тертуллиана . Трактат «О крещении» – самое раннее из дошедших до нас значительных сочинений о крещении – направлен против Квинтиллы, который учил, что крещение не является необходимостью. Тертуллиан опровергал его следующим образом: как для того, чтобы войти в землю обетованную, необходимо было пересечь Красное море, так же и для вступления в Церковь необходимо пройти через воду крещальной купели. Вода рассматривается как жизнедающая стихия. В связи с этим у Тертуллиана впервые встречается объяснение монограммы ИХТИС , состоящей из начальных букв титула Иисус Христос (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Слово ИХТИС по-гречески означает «рыба», а рыба живет в воде. Кроме того (а вполне вероятно, именно поэтому) в раннехристианском искусстве рыба была символом Христа. Такую же символику Тертуллиан усматривал в евангельском эпизоде чудесного улова рыбы. Далее в этой книге он утверждал, что крещение еретиков недействительно, и особо отмечал – в полном соответствии с уже установившейся традицией, – что мученичество за Христа следует рассматривать как «крещение кровью».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Тертуллиан занимался писательской деятельностью с 193 по 220 годы (он умер после 220 года). Его наследие представляет огромный вклад в христианское Предание. Даже после ухода в монтанизм в его сочинениях можно обнаружить признаки православного богословствования. Среди творений Тертуллиана есть апологетические сочинения. Одним из важнейших сочинений в защиту христиан является его “Апологетический трактат”. В сочинении против еретиков, названном “Опровержение еретиков”, направленном в основном против гностиков, Тертуллиан демонстрирует их неправоту. Его основной аргумент состоит в следующем: еретики не могут пользоваться Священным Писанием, так как оно принадлежит Церкви, а не им; а войти в общение с Церковью они не могут, так как их учение не содержится в Писании. Обсуждая происхождение ересей, Тертуллиан во всем винит языческую философию, считая, что она произвела все ереси, и ничему хорошему научиться у философов, по его мнению, нельзя. Единственным объективным критерием истины является правило веры. “Чему научиться от тех, которые не умеют ничего иного делать, как разрушать? Какого света ожидать там, где все тьма? Поищем у себя и у своих, но поищем только того, что служит к разрешению вопроса, не нарушая правила веры” (8. 54). Трактат “О крещении” — самое раннее из дошедших до нас значительных сочинений на эту тему — направлен против Квинтилла, который учил, что крещение не является необходимостью. Тертуллиан опровергал его следующим образом: как для того, чтобы войти в землю обетованную, необходимо было пересечь Красное море, так и для вступления в Церковь необходимо пройти через воду крещальной купели. Вода рассматривается как жизнедающая стихия. В связи с этим у Тертуллиана впервые встречается объяснение монограммы ИХТИС, состоящей из начальных букв титула Иисус Христос ТеуИос Cornup (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Слово ИХТИС по-гречески означает “рыба”, а рыба живет в воде. Вполне вероятно, именно поэтому в раннехристианском искусстве рыба была символом Христа. Такую же символику Тертуллиан усматривал в евангельском эпизоде чудесного улова рыб. Он утверждал, что крещение еретиков недействительно, и особо отмечал в соответствии с установившейся традицией, что мученичество за Христа следует рассматривать как “крещение кровью”. (8. 52–53)

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику Но Бог сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы». Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об этом так: «Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу. Оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменения в естестве своем, которое приобщилось к проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга». Так что, если у ваших детей уже возник резонный вопрос, почему в мультиках и книжках волк гоняется за зайцем, а кот за мышонком, ответьте им веско – с христианской точки зрения. Живые  символы  Христовы Фото: cyprusbutterfly.com.cy Среди иконописных «звериков» особое место занимают те, которые изображают Самого Христа. Часто встречаемый в катакомбной символике значок «рыба» изображался одной чертой. Знак  рыбы – это Сам Христос, ведь слово «рыба» (ихтис) на греческом – это аббревиатура  «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Также изображались и духовно  родственные Христу верующие – христиане, «малые рыбы». Тертуллиан считает образ очень удачным и легко читаемым: водами крещения люди входят в новую стихию и плывут ко спасению вслед за «рыбой-Спасителем». В этом же смысловом ряду – и святые апостолы, по роду занятий многие из которых были рыбаками, и три евангельских чуда, связанные с рыбой и хлебом (когда дважды Господь накормил толпу и когда по Воскресении явился ученикам на берегу – дал им добрый улов и приготовил трапезу). В этом смысле очень интересен кит, поглотивший Иону. На иконах он не вполне рыба и не вполне зверь, странное, но все-таки не злое существо, исполняющее волю Божию о святом. И все-таки, его двоякая природа ближе к рыбе, а его роль в библейской истории – благая и промыслительная, что отсылает нас снова к ихтису – символу Христову.

http://azbyka.ru/deti/zhivotnye-na-ikona...

У Владимира Солоухина есть рассказ о том, как заблудилась девочка. Уже вечереет, и вдруг она видит силуэт приближающегося мужчины и еще больше пугается. Однако вдруг девочка замечает, что в руках у незнакомца – цветы, и сразу же успокаивается, потому что человек, несущий цветы, зла принести не может. Христос и есть этот Цветок, Он есть Нарцисс и Лилия, неизреченная Красота и Радость. Нарцисс – цветок царский, а лилия – символ непорочности и чистоты душевной. Мы говорили о растительном мире, поговорим теперь о мире животном. К этому миру относятся все имеющие душу, то есть существа, к которым в русском языке применимо вопросительное местоимение «кто», а не «что». Как известно, животные населяют сушу, плавают в реках и морях и парят в воздухе. Мысленно опустившись под воду, мы увидим множество рыб. Рыба - излюбленный раннехристианский символ Господа и даже своего рода пароль христиан первых веков. Во времена жесточайших гонений опасно было признаваться комулибо в своем христианстве. Догадываясь, что перед ним – единоверец, человек брал в руку палочку и, как будто ненароком, рисовал на песке рыбу. Если собеседник протягивал руку и говорил: «Христос посреди нас!», то первый отвечал: «И есть, и будет!» Так христиане открывались друг другу. Почему именно рыба стала символом ранних христиан? Иудеи и вышедшие из Иудеи христиане увлекались кодировками. Греческое слово ιχθς («ихтис», то есть «рыба») расшифровывается так: ι — Иисус; χ — Христос; θ (θεου) — Божий;υ (υις) — Сын; ς (σωτρ) — Спаситель. Среди животных, обитающих на земле, пожалуй, наиболее ярко Господа символизирует ягненок, или, пославянски, агнец. Иоанн Креститель указывает на Христа и говорит своим ученикам: Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин.1:29 ). В древности именно ягнята чаще всего приносились правоверными иудеями в жертву за грехи, а также в жертву благодарственную. Теперь пришел черед иной жертвы: Христос, Божий Агнец, взял на Себя грехи мира и за них был распят на Кресте, то есть совершил жертву искупительную. Мы подражаем Христу, поэтому Он напутствует нас:

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Деталь, присущая только катакомбным храмам – это так называемые люминарии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения. Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи. Рыба и корзина с хлебом, как символ Христа и Причащения Корабль – символ христианской Церкви Якорь – символ христианской надежды Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие: якорь – знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании; голубь – символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения; павлин – символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению; петух – также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью ; агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя; лев – символ силы, могущества, власти; оливковая ветвь – символ мира, возрождающейся жизни; лилия – символ чистоты; рыба – глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба»«ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос , Божий Сын, Спаситель; виноградная лоза и корзина с хлебом – символизируют Таинство Причащения. Языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Константина I Великого , сохранившейся в передаче Евсевия , еп. Кесарийского (см.: Const. Magn. Or. sanct.//PG. 20. Col. 1288-1289). На лат. Западе этот акростих был известен Лактанцию (ок. 250 - ок. 320) и блж. Августину; последний приводил в соч. «О граде Божием» греч. текст и лат. перевод, а также связывал акростих с акронимом И.: «Если первые буквы греческих слов... соединить вместе, то получится слово ΙΧΘΥΣ, т. е. рыба. Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным» ( Aug. De civ. Dei. XVIII 23). Эта связь была известна и более поздним авторам, у к-рых нередко сам акроним И. также считался восходящим к сивиллам. Так, Максим , еп. Туринский (V в.), писал: «Иисус Христос... у Сивиллы называется ΙΧΘΥΣ, греческим именем... которое обозначает рыбу, поскольку Он погрузился в море сего мира и нынешнего века» ( Maxim. Taurin. Contr. pagan.//PL. 57. Col. 789; ср.: Engemann. 1969. Sp. 1031-1032). Д. В. Смирнов И. в христианском искусстве Вознесение Господне. Рельеф дверей ц. Санта-Сабина в Риме. 422–432 гг. Вознесение Господне. Рельеф дверей ц. Санта-Сабина в Риме. 422–432 гг. Наиболее ранние изображения рыбы с надписью: «ΙΧΘΥΣ» - или отдельно надписи и изображения появились в росписях рим. катакомб в евхаристическом контексте и датируются ок. II в. (напр., катакомбы Присциллы, 2-я пол. II - 1-я пол. III в.): рыба с корзиной хлеба (катакомбы св. Каллиста, 1-я пол. III в.); рыбы на столе в сценах агап; 2 рыбы по сторонам корзины с хлебом изображены в напольной мозаике церкви в Табге (IV в.). Сцена благословения Иисусом Христом рыбы и хлеба является одним из часто встречающихся сюжетов в рельефах саркофагов, иногда располагалась рядом с «Воскрешением Лазаря» (Рим, Ватикан, саркофаг IV в.). На боковой пластине реликвария из Брешиа (Музей Чивико, ок. 340) изображена огромная рыба, висящая на гвозде, а на симметричной пластине - петух на высокой колонне, что интерпретируется как напоминание о событиях Страстной пятницы и Жертве Иисуса Христа.

http://pravenc.ru/text/1237955.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010