И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее ( Быт. 1:21 ). Почему Бог и птиц произвел из вод? Потому что, у летающих с плавающими, есть, как бы, некоторое сродство. Как рыбы рассекают воды, продвигаясь вперед посредством движения перьев, а, обращением хвоста, давая себе то поворотные, то прямые направления, так и в птицах можно видеть, что они, подобным образом, плавают по воздуху на крыльях. Потому, как у тех и других одно свойство – плавать, то происхождением из вод сообщено им одно некоторое сродство, за исключением того, что нет ни одной птицы без ног, потому что всем доставляет пропитание земля, и все они, по необходимости, имеют нужду в содействии ног. Хотя хищным птицам для ловли даны острия когтей, однако же, прочим в добывании пищи и в других потребностях жизни необходимую услугу доставляют ноги. У немногих птиц слабые ноги, и они не способны ни ходить, ни ловить добычу ногами: таковы ласточки, которые не могут ни ходить, ни ловить ногами. Впрочем, для ласточки летание, близкое к земле, служит вместо ног. И у птиц есть бесчисленные различия пород: по величине, виду и цвету, так же, между ними столько разнообразия в роде жизни, занятиях и нравах, что нельзя и описать. Некоторые из бессловесных, ведут жизнь общественную, так как обществу свойственно, чтобы действия всех были направлены к достижению одной общей цели, как это можно видеть у пчел. Ибо у них и жилище общее, и вылет общий, и занятие у всех одно; а, что всего важнее – за всякое дело они принимаются, распоряжением царя и чиноначальника, не осмеливаются вылетать на поля прежде, чем увидят царя, предначавшего полет. Царь у них избирается не по большинству голосов, ибо, безрассудство народа – часто поставляло начальником худшего; не по жребию получает власть, ибо неразумная случайность жребия нередко вручает могущество самому последнему; не по родовому преемству возводится на царство, ибо таковые, от роскоши и ласкательства, чаще всего бывают малосведущи и не приучены ни к какой добродетели; но от природы имеет первенство над всеми и превосходит их величиною, видом и кротостью нрава. У царя того есть и жало, но он не употребляет его для мщения. Таковы, как бы, неписаные законы природы, чтобы, достигшие высочайшего могущества, были медлительны в наказании. Впрочем, если некоторые из пчел не последуют примеру царя, они, вскоре, раскаиваются в своей безрассудности, потому что умирают, поражаемые жалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу живую пресмыкающихся, которых породили воды, по роду их, и всех птиц пернатых, по роду их: и увидел Бог , что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый». – Да породят воды многородящее, душу живую. Изъясняя эти слова, м. Филарет, между прочим, говорит: «сим повелением не сообщается водам жизнодательная сила, но указывается некоторое начало, или как бы семя, из которого по слову творческому должен был возникнуть род живых тварей, – семя, положенное в предопределенной для них части всеобщего вещества, действием Духа Божия носившегося верху воды». 21 Это глубокомысленное толкование неоспоримо с точки зрения библейского экзегезиса. Творческое действие собственно в пятый день творения есть действие зиждительного совершения самых вод, и по сему, конечно, совершения или запечатления порожденных ими живых тварей – по роду их. Ибо изъяснив творческое повеление водам, Писание продолжает: »и сотворил Бог многородящее, чт о породили воды, – по роду их, и всех птиц пернатых по роду их». 6. Наконец, шестой день творения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду их, скот, и гадов, и зверей земных по роду их: и стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и всех гадов земных по роду их: и увидел Бог, что это хорошо». – Как в предыдущий день творческое слово зиждительно обращалось к многородящим водам, так теперь обращается к земле. Следственно и здесь, подобным образом открывается: творческое совершенье благоустройства земли, и зиждительное утверждение родов животных земноводных. Так в ходе всего дочеловеческого творения Писание открывает: 1) собственно творческое начало, дарующее созданию вместе с зачалом бытия и закон для его движения к полной мере существования; 2) действия зиждительного совершения, божественного запечатления, – положения предела для каждой ступени творения. 22 В начале сотворенное целое создание является как творческое началоположение нераздельного великого зародыша мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Ибо ты, Господи, поставил его исполнителем наказания, и сделал его настолько крепким, что или никто, или только редкий может противостоять его силе“. Далее, то, что у LXX говорится в конце: «И создал меня, чтобы я обличил в научении его», может быть отнесено к лицу пророка, так что смысл будет такой: Я же для того вдохновлен, чтобы, в качестве пророка, обличать колеблющихся и учить повелениям Господа. Некоторые думают, что это говорится о Господе, или, от Господа, Который для того создан Отцом и принял плоть, чтобы учить людей повелением Бога Отца. Но насколько это не согласно с предыдущим текстом, и с общим содержанием отрывка, это я предоставляю не столько своему суду, сколько суду читателя.    h5 Авв.1:13—14. Непорочны очи Твои, чтобы Тебе, или, им не видет зла, и смотреть на беззаконие Ты не можешь. Почему не воззришь Ты на творящих беззакония и молчишь, когда нечестивый поглощает того, кто более его праведен, и делаешь людей, как бы рыб в море, и как бы пресмыкающихся, у которых нет вождя?     LXX: Непорочно око Твое, чтобы не видеть зла, и Ты не можешь взирать на скорбь. Почему Ты смотришь на тех, которые презирают, и будешь безмолвствовать, когда нечестивый будет пожирать того, кто более его праведен? Ты делаешь людей, как 6ы рыбами морскими, и как бы пресмыкающимися, которые не имеют вождя. Подобное сему говорит Богу и Иеремия: «Праведен... Ты, Господи, я открыто исповедую это; и тем не менее я буду говорить к Тебе о правосудии. Что значит то, что путь нечестивых благоуспешен, и преуспевают в изобилии все те, которые вероломствуют и совершают преступления. Ты насадил их, и они пустили корни: они родили сынов и принесли плод. Близок Ты к устам их, но далек от» сердец (renibus — почек) их (Иерем. 12:1—2). В том же самом значении и Аввакум говорит: «Непорочны очи Твои, Господи», и я знаю, как неохотно Ты взираешь на злого и неправедного, и никто не может сомневаться относительно Твоей справедливости. И однако же почему позволяешь Ты, чтобы Вавилоняне превозносились столь великою жестокостию, и чтобы праведный Израиль был подавлен нечестивым Навуходоносором; это не то значит, что угнетаемый праведен вполне, или, совершен, а только то, что он праведнее своего угнетателя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

Израиль «веселится пред Господом», взяв в руки «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23:40 ). И Моисей с божественным умилением говорит: о вожделенных дарах неба, о росе, о дарах бездны, лежащей внизу о вожделенных плодах от солнца и произведениях луны… о крепости первородного тельца и рогах буйвола, о силе и быстроте льва!.. ( Втор. 33 ). Вот почему Псалмопевец призывает к прославлению Бога: и ангелов, и солнце, и луну, и все звезды света, и небеса небес, и воды превыше небес, и рыб, и все бездны, и огонь, и град, и снег, и туман, и бурный ветер…и деревья плодоносные и все недра, и зверей, и всех животных, и пресмыкающихся, и птиц крылатых, и царей земных, и князей, и судей и всех людей!.. ( Пс. 148 ). И действительно, во «святом» Иерусалимском храме, где «восседал на херувимах Бог Израиля» ( Исх. 25:22 ; Пс. 17:11 ; Дан. 3:54 ), собрались «небо и земля со всем воинством своим» и там совокупно прославляли Творца ( Пс. 28:9 ). Там были в разных изображениях: и херувимы, и львы, и волы, и распускающиеся цветы, и пальмовые деревья, и гранатовые яблоки, и огурцы, и литое из меди море, и цветкообразные светильники, и для курений фимиам, и для возжжений елей, и миро для священного помазания и т.д ( Исх. 25–30 ). И что особенно замечательно, так это соединение в изображениях херувимов: человека, зверя и птицы: «и у каждого херувима – два лица; с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное» ( Иез. 41:18–19 ), и по два распростертых вверх крыла ( Исх. 25:20 ; 3Цар. 6:24 )!.. И в этот храм для поклонения Богу Израиля и при том с надеждой быть услышанными и получить просимое имели право входить и все иноплеменники из земли далекой ( 3Цар. 8:41–43 ). Где же, спросим г. Мережковского и других «новопутейцев» и когда Израиль почитал только «чистого духа» только «все отвлеченно – духовное, бескровное и бесплотное?!.» Где и когда он смотрел на свое тело и на всю плоть мира, – от человека до скота и зверей, и птицы, и рыбы, и растений и светил небесных, – как на «порождение дьявола», как «на неискупимо – грешное, проклятое, бесовское?!.» Где и когда он признавал «весь мир», как отрицание Бога», и «Бога как отрицание всего мира?!.» Разве не Израиль признал себя «святым» и плоть человека достойнейшим образом Бога и ангелов Его?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Или: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? [ Мф. 5, 46 ]. Равным образом, хотя воля начальства, родителей и наставников бывает противна для нашей греховной воли, но надо переломить ее и с охотою, безропотно, точно, скоро исполнять волю их, ибо повиновение им есть повиновение Богу. Когда говоришь: хлеб наш насущный даждь нам днесь, тогда вспомни, что Отец Небесный есть Питатель (Кормилец) всякой твари, произращающий для нас и для животных всякого рода пищу, все хлебные семена и плоды, дающий нам в пищу рыб, птиц и разных животных, и возлюби и возблагодари Его всем сердцем за неисчетные Его щедроты. 1) Для чего внушается просить только хлеба, а не другого чего? Для того, что хлеб нужнее всего, существеннее, питательнее всех других плодов для тела человеческого, почему он и называется насущным: можно питаться только хлебом с похлебкою и быть живым и в силах; еще для того, чтоб мы избегали лакомства, изнеживающего душу и тело и расслабляющего, и не были чревоугодниками и не сделали бы чрева своим идолом; 2) отчего внушается просить хлеба для всех, а не для себя одного? – Оттого, что все мы братья между собою и должны заботиться сколько о себе, столько же и о других. Господь наш Иисус Христос этими словами научает нас заботиться друг о друге относительно житейских потребностей: например если у кого средств для насущного пропитания, вообще для жизни много, тот должен делиться с неимущими, и особенно тот должен подавать бедным: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, – говорил Предтеча Христов Иоанн [ Лк. 3, 11 ]; равно без скупости угощать, чем Бог послал приходящих гостей, или странников, или родственников, или знакомых, надеясь на общего всех Отца, что Он воздаст за убытие; 3) для чего внушается просить днесь, на нынешний день? – Для того, чтобы не беспокоили себя мыслями: что будем есть и пить или чем одеваться завтра, в той уверенности, что Отец Небесный постоянно, ежедневно печется о нас, и не о нас только, а и о всякой твари: о животных, о птицах и рыбах, и насекомых и пресмыкающихся, чтоб мы только трудились над снисканием себе пропитания, и особенно чтоб прежде всего искали Царствия в нас Божия и правды его, и всё нужное для жизни приложится нам [ Мф. 6, 33 ], то есть надо стараться только любить Бога всем сердцем и ближнего, как себя самого, желая ему всего того, чего себе желаешь, – и нам всё пошлет Господь, что только необходимо для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

История Церкви патриархальной I. Состояние рода человеческого в первые времена после потопа 1. Обновление мира, человеческого рода и веры Быт. 8:16–22 Когда земля осушилась, Бог сказал Ною: «Выдь из ковчега сам и с тобою жена твоя, сыновья твои и жены их; выведи с собою и всех животных: пусть разойдутся по земле и пусть плодятся и размножаются». Ной вышел со всем своим семейством, и все звери, гады и птицы вышли из ковчега. Тотчас же Ной устроил жертвенник и, взявши из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, принес всесожжение Богу. Эта жертва, служившая свидетельством благодарности за сохранение от всеобщей погибели, вместе с тем выражала такую крепкую веру в будущего Избавителя мира, что Бог определил с того времени, за злодеяния человеческие, не поражать судом всей земли и всего живущего на ней и возвратить природе обыкновенное круговращение времен года и смену дней и ночей. Быт. 9:1–17 Между тем Бог дал Ною и сынам его то же благословение, какое некогда Адаму и Еве, то есть, чтобы они плодились, размножались и распространялись по земле; подчинил власти их зверей, птиц, пресмыкающихся и рыб и наложил на все животные страх, дабы сильнейшие из них не выходили из повиновения человеку, и дозволил, кроме зелени и плодов, употреблять в пищу и животных, но запретил питаться кровью, в которой заключается душа животного, и произнес приговор смерти на всякого – и зверя, и человека, который прольет кровь созданного по образу Божию. Наконец, Бог сказал Ною и сыновьям его: «Вот, я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас и со всеми животными земными в том, что не будет …(пропущена часть текста, плохо отсканировано) в облаке. Когда Я наведу облако на землю,– явится радуга в облаке. Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом и между вами и всякою душою живою: и воды уже не произведут потопа на истребление всего, что существует на земле». 2. Пророчество Ноя о судьбе сыновей своих Быт. 9:20–27 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды выпил он вина и опьянел, и лежал, раскрывшись, посреди шатра своего. Хам, который не имел почтения и любви к своему отцу, обрадовался, когда увидал, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении. Он поспешил к братьям своим и имел преступную нескромность рассказать им, как видел своего отца. Сим и Иафет взяли одежду, и оба, положивши ее себе на плечи, пошли, оборотясь спиною, и прикрыли обнаженного отца: они не позволили себе и взглянуть на его наготу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

На страницах Писания только в одном тексте употребляется выражение «из ничего»: «Посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего» ( 2Мак. 7:28 ). Однако существуют непрямые указания на сотворение мира из ничего. В Бытии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Тут употребляется глагол «бара», который в Ветхом Завете встречается более сорока раз и каждый раз указывает на действие Бога, и никогда – на действие человека. Как замечает современный исследователь, «в Шестодневе глагол «бара» появляется трижды, и всякий раз, когда речь идет о творении чего–то принципиально нового, того, что не может быть выведено из предшествующего, но требует специального творческого импульса: во–первых, в первый день, когда говорится о творении материального мира: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); во–вторых, в пятый день, когда появляются на свет первые живые существа: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся ( Быт. 1:21 ); и наконец, в шестой, когда сообщается о творении человека: и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Итак, в каждом случае глагол «бара» фиксирует новый иерархический уровень, новую стадию творения. В этой перспективе очень выразительным представляется появление этого глагола в 50–м псалме: «Сердце чисто созижди (евр. «бара») во мне, Боже " " 269 . И хотя глагол «бара» имеет целый спектр значений, можно сказать, что в Быт. 1:1 это слово употреблено именно в значении творения «из ничего». Очевидно, что учение о творении мира ex nihilo также является следствием библейского учения о Боге как Совершенном, Абсолютном Существе, следовательно, не может существовать никого иного, совечного – никакого иного начала, никакой праматерии, ничего другого, а потому Бог творит именно из ничего. Говоря о творении мира из ничего по воле Святой Троицы, необходимо акцентировать внимание на вероучительных следствиях этого догмата 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Назначаются они также светильниками, дабы не только день, но частью и ночь имела потребную меру света. Бытописатель не раскрывает здесь сильного действия светил на естественное состояние других телесных существ, но представляет оное служебными тварями для земли и земнородных частью потому, что он не имел в виду глубоких испытателей естества, но приспособляется к общему смыслу; частью для того, чтобы противопоставить свое сказание о происхождении и назначении светил мнению о их божественности, к которому древность толико была наклонна ( Bmop. IV. 19 ). Моисей не говорит о звездах неподвижных и планетах или о небесных телах собственно светлых и сияющих заимственным светом, по понятию нынешних испытателей естеств, но, рассматривая творение с земли, полагает между светилами различие по их видимой величине и по степени влияния их на земные вещи. Посему солнце называет светилом большим, луну – светилом меньшим. Прочие тела небесные совокупляет в один разряд звезд. Происхождение светил, имеющих заимственный свет, можно представить себе так, что они, будучи приемлемы в качестве темных тел, получили, подобно как земля, свойственное им образование в предыдущие дни творения. Будучи же рассматриваемы в состоянии светил, прияли сей образ бытия чрез образование собственно светлых тел небесных. Догадка сия выводится из того, что из вещества первосозданного света можно производить только собственно светлые тела; и оправдывается тем, что посредством оной соразмерность частей творения со днями творения становится ощутительнее. День пятый 20. Потом Бог сказал: да породят воды пресмыкающихся, души живые; и птицы да полетят по земле, под твердию небесною. 21. И сотворил Бог рыб великих, и все животные живые пресмыкающиеся, которые породили воды по роду их, и всех птиц пернатых по роду их: и Бог увидел, что это хорошо. 22. И благословил их Бог , говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23. И был вечер, и было утро: день пятый. С пятым днем творения открывается происхождение в видимом мире существ, имеющих жизнь и чувство. Таковые существа поскольку нам известны только на земном шаре, то на нем одном и удерживает теперь взоры зритель творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но ни великолепие царства, ни богатство не могли бы столько прославить Соломона, сколько прославила его мудрость, которую дал ему Бог. Он затмил ею мудрецов Египта и всего востока, и превзошел прежних мудрецов Еврейских. Он произнес три тысячи притчей, и составил тысячу и пять песней; определил свойство дерев от кедра, который на Ливане, до иссопа, который выходит из расселин стены, также природу зверей, птиц, пресмыкающихся и рыб. Молва о нем разнеслась по всем окрестным народам. И многие из отдаленных стран приходили послушать мудрости Соломоновой. Между прочим, с этою целью из Счастливой Аронии пришла в Иерусалим царица Савеев. Ее сопровождала чрезвычайно большая свита; верблюды ее навьючены были ароматами, грузом золота и множеством драгоценных камней. Она вошла к Соломону; и чтобы узнать, справедливо ли мудрость его почитается Божественною, стала предлагать ему загадочные вопросы о различных предметах. Соломон дал ей на все самые ясные ответы; угадывал ее сокровенные мысли и изъяснил ей все, что она имела на душе. Царица Савеев убедилась в необыкновенной его мудрости; потом осмотрела у него все достопримечательное. Дворцы, им построенные, его роскошный стол, жилища для слуг, строгий порядок, соблюдаемый служащими при отправлении своих обязанностей, одежды на них, особенное убранство виночерпиев его, выходы его в храм, где он приносил всесожжения Господу, все приводило ее в восхищение. И она сказала царю: «все правда, что я ни слышала в моей земле о твоих делах и о мудрости твоей! Я не верила, что мне рассказывали, пока не пришла сюда и не увидела всего своими глазами. И сознаюсь, мне не сказали и половины того, что я нашла: мудрость твоя и величие превосходят все, что я слышала об них. Блажен народ твой; счастливы слуги твои, которые, находясь постоянно при тебе, могут слушать мудрые речи твои! Да будет благословен Господь, Бог твой, Которому благоугодно было возвести тебя на престол Израильский. Видно Господь любит Израиля, что поставил тебя царем над ним, чтобы ты наблюдал суд и правду». Потом она поднесла Соломону в дар 120 талантов золота 108 , чрезвычайное множество невиданных дотоле ароматов и драгоценные камни. Со своей стороны, и Соломон отдарил ее с неменьшей щедростию: он дал ей все, что ей нравилось, или чего она просила. 4. Пороки Соломона и вероятность его обращения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Отдел второй. Краткие сведения из Священной истории Ветхий Завет 1. Сотворение мира и человека Всегда, вечно был только один Бог, и сперва кроме Него, ничего не было. Затем Бог сотворил мир – сначала невидимый, то есть ангелов, а потом видимый, то есть все, что мы можем видеть или чувствовать: землю и воду, воздух и небо с солнцем, луною и звездами, растения и все живущее на земле и в воде. Но видимый мир сотворен был не сразу, a по частям – в шесть дней, и сотворен так же, как и ангелы, одним словом Божиим из ничего. Бог повелел быть земле, и она появилась. Но земля не имела того вида, как теперь: она была покрыта водой, не было на ней света, и темнота, или тьма, окружала ее. И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И отделил Бог свет от тьмы, и назвал свет днем, а тьму ночью. Это был первый день. Во второй день Бог сотворил видимое нами небо, но в нем не было еще светил. В третий Он повелел воде отделиться от суши и собраться в моря, озера и реки; а сухой земле, суше, Бог повелел одеться всякими растениями, и выросли на ней трава, кустарники и деревья разные, в том числе и плодовые. В четвертый день Бог сотворил солнце, луну и звезды, чтобы они светили на землю; в пятый – пресмыкающихся, рыб и птиц пернатых; в шестой – земных животных. И увидел Господь созданный Им мир, который был дивно хорош и красив. Но не было в нем существа разумного и словесного, которое могло бы понимать красоту мира, славить Творца, наслаждаться созданием Божиим и быть в нем хозяином. Поэтому Господу угодно было в тот же, шестой день создать человека – мужчину и женщину. Тело мужчины сотворил Бог из земли и вдунул в него дух, или душу бессмертную, разумную, способную познавать, любить, желать добра и правды. Этими качествами своей души и способностью говорить, даром слова, человек отличается от всех прочих живых существ на земле и похож на Бога, своего Творца, подобен Ему, есть Его образ и подобие. Во время сна первого человека Бог взял одно его ребро и из этого ребра сотворил женщину, друга и помощницу человеку, – жену ему. Первый мужчина назывался Адамом , первая женщина называлась Евой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010