Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принадлежит Богу-Отцу. Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, например, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это единолично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех областях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в некоторых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим. 28.12. Допускает ли Церковь второй брак?  После подтверждения епархиальной властью канонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в качестве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается. В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1 Кор. 7:27–28, 39 ). 28.13. Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50 лет? В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает предел для вдов – 60 лет, для мужчин – 70 лет (правила 24е и 88е). «Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом († 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея» (прот. Владислав Цыпин «Церковное право»). 29. О Таинстве Елеосвящения (Соборования)

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

ГОВОРИТЕ: Павел хочет, чтобы все были женаты, как и он, поскольку говорит: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы ( 1Кор. 9, 5 ). ОТВЕЧАЮ: Это говорит Апостол не о женах Апостолов, но о неких благочестивых женах, которые имением своим ( Лк. 8, 3 ) служили Апостолам, как и Самому Христу следовали некие жены с тем же намерением. Так толкуют Златоуст, Феофилакт, Феодорит, Амвросий и прочие. Наименование сестра жена подобно тому, как в Деяниях, 1 встречается выражение мужи братия. Не найти вам в святом Павле заступника Лютерова прелюбодеяния, ведь он ясно говорит: Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены ( 1Кор. 7, 27 ). Но ваш апостол Лютер сделал и то, и другое: и отрекся от супружества, приняв по своей воле монашество, и женившись, сбежав из монастыря. Сколько вреда принесло это Лютерово прелюбодеяние, было ясно видно раньше и сейчас: многие насельники мужских и женских монастырей, соблазнившись вредным примером Лютера, убегают и, впадая в отступничество, женятся и посягают, и тем самым не вере, а плоти угождают, и к вам приходят, расторгнув узы монашеского обетования, и иго Христово, которое приняли по своей воле, отвергнув и поправ. Велико поистине такое беззаконие, но иногда и смеха достойно. Некоторые, движимые плотской похотью, убегают из монастырей и, приняв Лютерову веру, женятся и посягают. Затем, насытив вволю свое бесстыдное вожделение и насмеявшись над своей новой братией, снова возвращаются в монастырь на покаяние. Так что ваше сборище напоминает прелюбодейный дом, в котором своевольники утоляют невоздержанное стремление плоти. И это называется новой церковью, чистой, непорочной, одетой в белую одежду и обновленной свой верой, посвященной Богу. Таковы Лютеровы чудеса. Такова святыня этого «апостола». И как он бесстыдно жил, так бесстыдно и писал. Ибо в книге о супружестве он написал, что плотское смешение необходимо всем людям, как необходимы пища, питье и сон. И еще, в Слове о супружестве: «Если не хочет жена, да придет рабыня».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

– Да, потому что она виновата. – А выкидыш? – Нет, выкидыш – это не убийство, речь идет о сознательном убийстве – аборте. Если муж знал о планируемом аборте, то виноваты оба и, естественно, развод здесь не причем. Есть и другие примеры: тяжелое психическое заболевание или, например, наркомания. Но так – по несходству характеров – Церковь не разводит. Церковью допускается второй и третий брак. Об этом апостол Павел говорит прямо, Библия говорит прямо, что второй и третий брак допускается, как снисхождение: в случае вдовства и в случае законного развода. « Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться » ( 1Кор.7:8-9 ). « Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль » ( 1Кор.7:27-28 ). « Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны » ( 1Тим.5:14-15 ). Для повторных браков есть специальный чин, но он уже не праздничный, а покаянный. – Это не считается блудом? – Нет, это не грех, но это, конечно же, хуже, чем первый брак. Еще лучше, чем брак есть состояние девства, монашества, когда человек настолько любит Бога, что готов ради Него сохранить свое девство. – А монашка не имеет права выйти замуж? – Ну, конечно, нет, это уже будет клятвопреступление. Она полностью отдала себя Богу. Монашество – это высший путь, но оно не для всех дается, нельзя заставлять всех быть монахами. – А женщина, которая была замужем, она уже не имеет права стать монахиней? – Имеет право. Если она не вырастила еще детей, то не имеет, то есть она не имеет право бросать то, что ей прямо Богом поручено. Следующее Таинство, которое есть в Церкви, – это Таинство Соборования или Елеосвящение. Это Таинство, в котором человеку даются силы для исцеления телесных болезней, Таинство для исцеления. Многие этого не знают и неправильно понимают, но это Таинство – специально для исцелений. Если человек заболел, он должен попросить священников, и они помажут его маслом – елеем, и человек исцелится. В моей священнической практике были многократные случаи, когда люди выздоравливали даже после инсультов. После обширного инсульта, пройдя Соборование, через две недели человек уже стоял на своих ногах, приходил в храм. Вы представляете, что такое обширный инсульт? Человек полностью парализованный лежит.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

е. подлинной сущности пастырского служения, как всецелого служения делу содействия внутренней борьбе со грехом в себе христианских душ. Общее понятие о каждой из этих добродетелей дается в самом их наименовании, детальный же анализ их принадлежит науке Нравственного богословия. Здесь же необходимо остановить внимание только на одной из этих добродетелей или свойств духовно-зрелого христианина: одной жены муж, т. е. не второбрачный. Ап. Павел считает это свойство настолько важным, что в своих перечнях добродетелей ставит его на самое первое место, после общей характеристики «непорочен». Какую же христианскую добродетель разумеет здесь ап. Павел? Это можно заключить из того, что говорит апостол в 7-ой главе первого послания к Коринфянам. Здесь он пишет: «За лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так: соединен ли ты с женой, не ищи развода; остался ли без жены, не ищи жены» ( 1Кор.7:27 ). Почему? Это объясняет апостол в последующих стихах, где он говорит о духовно-зрелых христианах: «Имеющие жен должны быть, как не имеющие; плачущие, как не плачущие; радующиеся, как не радующиеся; покупающие, как не приобретающие; пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» ( 1Кор.7:29–31 ). Это значит, что духовно-зрелый христианин должен быть свободен от излишней, подавляющей и порабощающей волю привязанности к чему-либо земному и даже к такой богоустановленной естественно-природной институции, как брачная жизнь. Эту мысль ап. Павел выразил также в 1Кор.6:12 , того же послания: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Таково подлинно благодатное внутреннее свыше призвание к пастырскому служению по его сущности и по его внутренним и внешним признакам. Но «доброе» желание пастырского служения, хотя, однако, с недостаточно ясным, правильным и полным представлением об этом служении, может возникать и в душе еще не достигшего и даже далеко не достигшего духовной зрелости христианина под влиянием особых внешних событий и обстоятельств его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Ещё вопрос, насколько размышления св. Луки вписываются в традиционное богословие. Вопросов больше, чем ответов. Земная составляющая клонится к земле, духовная – к небу. А у Соломона ответов нет. Тогда не было. Выход в усреднённом мещанском счастье Поиски не венчаются находкой. Устремление ввысь, что искра – от пламени костра отрывается, звёзд не достигает. Всё есть, но смысла ни в чём нет. Есть разница между мудрецом и волом или нет – кто знает, но участь их одна. Еккл. 3:22 Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него? Ничего не искать, просто жить счастливо. Наслаждаться делами своими и не мучить ни себя, ни других. Не мучить землю и небо поисками чего-то высшего. Среднее мещанское счастье. В сторону мантию философа, прочь посох странника. Это всё ни о чём, одно томление духа и погоня за ветром. Горе от ума и горе уму. Всё суета, всё – пар. Так вот парься и наслаждайся. День пришёл, день ушёл – ни о чём не думай, не ищи, не страдай. Всё равно никто не приведёт тебя смотреть на то, что будет после – так и не ищи этого. Живи одним днём, бери то доброе, что жизнь тебе может дать. Всё! Философия закончена. Теперь и пожить можно. Раши находит в словах Соломона разумное и благочестивое самоограничение: «Радоваться тому, что добыто трудами рук своих, и кормиться этим, и не разевать, как преисподнюю, душу свою в страстном желании богатеть и умножать не ему принадлежащее, ибо это доля его » 3, 22]. В этом самоограничении человек находит для себя простую житейскую радость. «И, как мне кажется, нет никакого другого блага, кроме наслаждения и пользования настоящим. Ибо, как я подумал, невозможно возвратиться к пользованию этим, когда человек уже однажды вкусил смерть» 3]. Блж. Иероним находит, что Екклесиаст прошёл через свои ощущения и заблуждения по поводу того, что вроде как и нет никакого различия между человеком и животными, и теперь вполне благочестиво исповедует: «Итак, нет ничего доброго в жизни сей, кроме того, что человек радуется в труде своём, творя милостыню и уготовляя себе будущие сокровища в царствии небесном. Эту одну мы имеем долю, которую не может отнять ни вор, ни разбойник, ни тиран, и которая последует за нами после смерти. Ибо по окончании жизни сей мы не можем снова пользоваться нашими трудами или знать, что будет в мире после» 3, 22].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Заключительная фраза диалога почти буквально повторяет сказанное в Нагорной проповеди. Но начало диалога существенно расширяет тему. Фарисеи начинают с вопроса, имеющего прямое отношение к спорам между школами Гиллеля и Шаммая. Вопрошатели, очевидно, ожидают, что Иисус присоединится к мнению одной партии, и тогда другая партия объявит Его своим врагом. Иисус, однако, обращается к самым истокам – к сотворению Богом первой супружеской четы. Буквально цитируя первые страницы Библии ( Быт. 1:27; 2:24 ), Он говорит о том, что изначальным замыслом Божиим был такой союз двух лиц в браке, который предполагает их соединение в одну плоть и пожизненную верность друг другу. Брачный союз мыслится как установленный Самим Богом: человек не вправе расторгнуть то, что Бог соединил 220 . В приведенных словах Иисус формулирует тот взгляд, который ляжет в основу христианского учения о браке как богодарованном союзе 221 . Апостол Павел настаивает на единстве и нерасторжимости брака. Второй брак он допускает для жены только в случае смерти мужа и для мужа только в случае смерти жены: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей... Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор. 7:8–11, 27–28, 39 ). Приведенный текст интересен тем, что он является, вероятно, самым ранним христианским письменным документом на тему брака и развода. В нем мужчина и женщина представлены как имеющие равные права и возможности. Это понимание отражает весьма существенную эволюцию, которую учение о браке и разводе претерпело в новозаветной Церкви. Можем ли мы сказать, что переосмысление роли супругов в браке произошло уже в проповеди Иисуса, или это позднейшее развитие? Нам представляется, что именно Иисус заложил основы того понимания брака в христианстве, которое достаточно радикальным образом меняет всю перспективу взаимоотношений между супругами и их обязанностей в отношении друг друга сравнительно с тем, как эти обязанности изложены в Моисеевом законодательстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И еще: «возлюблю Тебя, Господи, крепость моя», и далее. И еще: «что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?» и далее. Ищи везде Того, Который везде есть, и, оставив все, одного Его ищи. И тогда непременно найдешь.    Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 72. Подражание    Видим в мире, что подданные подражают Царю, рабы господину, дети отцу, ученики учителю, и прочие люди подражают другим людям. Что один делает, то и другой, то и третий, — и все делают. Один сделал такие-то покои, и другой и третий делает такие же. Один начал в таком-то платье ходить, и прочие ему следуют в этом. Так и в прочем. Видишь, христианин, что сыны этого века делают и как друг другу подражают. Нам что делать? Кому подражать? Мы, христиане, от Христа, кому же и подражать, как не Христу, от Которого имя свое имеем. Он наш Царь — мы подданные Его. Он наш Господь — мы недостойные рабы Его. Он наш Отец, от Которого вновь родились мы — мы недостойные чада Его. Он наш Учитель — мы недостойные ученики Его. Кому же подражать нам, как не Ему? Пусть сыны этого века друг другу подражают. Мы положим перед собой Христа и святое житие Его и будем подражать Тому, Который Сам нам Себя в образ и подражание представляет: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:15). Был Он смирен, кроток, тих, терпелив, милостив, милосерден, нищ так, что не имел где головы приклонить, как Сам о Себе свидетельствует: «Лисицы имеют норы и птицы небесныегнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20). Представим эти и прочие прекрасные Его добродетели перед умными нашими очами и постараемся по возможности им подражать. Был Он смирен — будем и мы смиренными перед Богом и людьми. Любил Он всех так, что и душу Свою за всех положил — возлюбим и мы друг друга и Его Самого прежде всего. Был Он кроток ко всем хулящим Его — будем и мы кроткими к поношающим и укоряющим нас. Был Он долготерпелив во всех страданиях Своих — претерпим и мы все, что с нами ни случится противного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И тогда Он, замедлив в шествии, позволит тебе, жалкой, уловить Себя. Ты же, увидев Его, возопи и громко воззови. И Он, обернувшись, милостивым оком взглянет на тебя, и даст тебе немного посмотреть на Себя, и, скрывшись от очей твоих, опять оставит тебя. Тогда ты, бедная, горько восплачешь и возрыдаешь, тогда станешь просить смерти, не вынося скорби и не терпя разлуки со сладчайшим Владыкой. Он же, видя тебя в крайней нужде и постоянной в плаче и сетовании, опять внезапно явится и озарит тебя, опять покажет тебе неисчерпаемое богатство – неувядающую славу Отчего лика, и, исполнив радости, возвеселит тебя, как и прежде, и таким образом преисполненной радости оставит тебя. Та же радость, которая бывает от мирских слов и помыслов, мало-помалу оставит тебя, и придет к тебе печаль. И так снова, как и прежде, ты горько восплачешь, и возрыдаешь, и взыщешь Его – Виновника блаженства. Подателя радости. Который есть прочное и поистине всегда пребывающее богатство. Когда Он будет так испытывать твое произволение, смотри, душа, не ослабей, не обратись вспять, не говори: до каких пор Он будет для меня неуловим? Не говори: зачем, являясь. Он тотчас же снова скрывается? И до каких пор вместо милосердия Он будет доставлять мне одни труды? Не говори: как могу я находиться в таком напряжении до смерти? И не обленись, о душа, искать Владыку! Но, как предавшая себя однажды на смерть и посвятившая Богу, не давай себе послабления и покоя, не ищи ни славы, ни телесного утешения, ни расположения родных. Совершенно не озирайся ни направо, ни налево; как начала, лучше же – спеша еще усерднее, старайся всегда уловлять Владыку, ухватиться за Него. И хотя бы тысячи раз Он исчезал и столько же раз являлся тебе, делаясь неуловимым, только таким путем Он будет удержан тобою. Десятки тысяч раз, лучше же до тех пор, пока ты вообще дышишь, еще усерднее ищи Его и беги к Нему. Ибо Он не оставит тебя и не забудет тебя, но, являясь тебе понемногу, все более и более и чаще пребывая с тобою, душа. Владыка, когда ты очистишься, наконец, осиянием света.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И тогда Он, замедлив в шествии, позволит тебе жалкой уловить Себя. Ты же, увидев Его, возопи и громко воскликни. И Он, обернувшись, милостивым оком взглянет на тебя, и даст тебе немного посмотреть на Себя, и скрывшись от очей твоих, опять оставит тебя. Тогда ты, бедная, горько восплачешь и возрыдаешь, тогда станешь просить (себе) смерти, не вынося скорби и не терпя разлуки с пресладким Владыкой. Он же, видя тебя в крайней нужде и весьма постоянною в плаче и сетовании, опять внезапно явится и озарит тебя, опять покажет тебе неисчерпаемое богатство – неувядающую славу Отчего лика, и исполнив радости, возвеселит тебя, как и прежде, и таким образом преисполненною радости оставит тебя. Та же радость, которая бывает от мирских слов и помыслов, мало-по-малу оставит тебя и придет к тебе печаль. И так снова, как и прежде, ты горько восплачешь, и взрыдаешь, и взыщешь Его – Виновника веселия, Подателя радости, Который есть прочное и поистине всегда пребывающее богатство. Когда Он будет так испытывать твое произволение, смотри, душа, не ослабей, не обратись вспять, не говори: доколе Он будет для меня неуловим? не говори: зачем, являясь, Он тотчас же снова скрывается? и доколе вместо милосердия Он будет доставлять мне (одни) труды? Не говори: как могу я находиться в таком напряжении до смерти? и не обленись, о душа, искать Владыку! но, как предавшая себя однажды на смерть (и посвятившая Богу) 170 , не отведывай послабления (и покоя) 171 , не ищи ни славы, ни телесного утешения, ни расположения сродников. Совершенно не озирайся ни направо, ни налево; как начала, лучше же – теча еще усерднее, потщись всегда уловлять Владыку, взяться за Него. И хотя бы тысячи раз Он исчезал и столько же раз являлся тебе, делаясь неуловимым, (только) таким путем Он будет удержан тобою. Десятки тысяч раз, лучше же доколе ты вообще дышишь, еще усерднее ищи Его и беги к Нему. Ибо Он не оставит тебя и не забудет тебя; но являясь тебе понемногу все более и более и чаще пребывая с тобою, душа, Владыка, когда ты очистишься, наконец, осиянием света, Сам, придя, весь возобитает в тебе, и с тобою будет пребывать Тот, Кто мир сотворил; и ты будешь обладать истинным богатством, которого мир не имеет, но (только) – небо и те, которые вписаны там.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

И это сходным образом, и там ищи объяснение всего 128 . Глава 6. О спрашивавших Иоанна (3, 10) И спрашивал его народ: что же нам делать? Они спрашивали, получив поведение творить достойные плоды покаяния. (3, 11) Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему. Дай тому, кто совсем ничего не имеет, или тому, кто хотя имеет, но нечто негодное. (3, 11) И у кого есть пища, делай то же. Раздачей одежды и пищи он вводит им попечение о бедных, отзывчивость и взаимную любовь. Итак, он не предписывает им ничего обременительнее того, что есть, зная, что Христос немногое время спустя учредит евангельские заповеди. (3, 12–13) Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Ведь в отношении требования (оплаты налога) они имели указ о количестве и качестве требуемого. (3, 14) Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите. Ибо они из-за корыстолюбия притесняли многих и доносили на них, как на отступников или злоумышленников против кесаря. (3, 14) И довольствуйтесь своим жалованьем. Провиантом. Он дает совет применительно к каждому, оставляя совершеннейшее учение Христу. (3, 15) Когда же народ был в ожидании. Строил предположения; и далее Евангелист объясняет это слово. (3, 16) И все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он. Все помышляли, не Христос ли он, о Котором возвещают пророки, ибо их поражали его слово и его образ жизни. Иоанн же, зная о таком их предположении прозорливым духом, отвечал, исправляя его. (3, 16) Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви. Сказано и об этом в третьей главе Евангелия от Матфея, так что ищи там 129 . Читай и в предисловии Евангелия от Марка толкование места: «Идет за мною Сильнейший меня» 130 . † † Иоанн говорит: «Я недостоин развязать ремень обуви» и в явном значении выражает этим: «Я недостоин числиться даже последним рабом Его». Но в более таинственном значении есть две обуви Христа, пришествие с неба на землю и пришествие с земли к аду 131 . Итак, способ этих двух пришествий никто не может разрешить, даже если он подобен Иоанну. Ибо кто способен сказать, как Он воплотился, или как Он сошел во ад? 132

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010