1878. 17, май. Шипкинские страстотерпцы//ЦВ. 1877. 33, авг. Шишмаков И., проф. Увод в историята на българското възраждане. България 1900 години. София, 1930. Яковлев Н. Н. Русское добровольческое движение на Балканы в 1876 г.//Ученые записки. Вып. 15. Куйбышев, 1955. Янышев И., прот. Речь, сказанная в Исаакиевском соборе И ЦВ. 1877. 15. Часть IV. Диаконическая функция Церкви «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», – отвечал Господь на вопрос о том, какая наибольшая заповедь в Законе Божием. Подчеркивая всю важность и величие этого веления, Спаситель поставил его в неразрывную связь с заповедью о любви к Богу: первая заповедь – любовь к Богу, вторая подобная ей – любовь к ближнему. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:36–40 ). Раскрывая эти мысли Божественного Наставника ближайший Его ученик святой апостол и евангелист Иоанн Богослов прямо и ясно свидетельствовал: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Естественно, что Церковь Христова глубоко усвоила эти наставления, повторяет их во всех догматических, нравоучительных системах и, что не менее важно, осуществляет их в своем ежедневном практическом служении Богу и людям. Так поступают все христианские Церкви – все христиане. Так служила и служит и наша Святая Православная Русская Церковь . Нет нужды, да и возможности, в данном небольшом сообщении прослеживать диаконическую функцию нашей Святой Церкви во всей её широте и притом на протяжении всей истории её бытия, подражая русским летописцам, старавшимся – в отличие от византийских «хронистов» – не опустить ни одного года в смене времен. Для раскрытия сущности основ диаконии достаточно взглянуть на служение Церкви в века её становления и утверждения в Древней Руси, опираясь, по преимуществу, на русские церковные памятники литературы того же времени – эти добрые, можно сказать, неоспоримые показатели и свидетели, причем того, что входит в состав жизни Церкви как нечто важнейшее и нужнейшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Самарянин ощутил, что их коснулся Господь Своею благодатию, и, ликуя верою, громким голосом благодарил Бога. Господу не нужны наши хвалы, но Ему нужна наша вера, нужна душа, радующаяся, когда ее коснулась Божья благодать. Вестник Православного дела. 1961, сентябрь. 10 О талантах и иконописи Господь произнес притчу о том, как хозяин раздал таланты своим рабам, сообразуясь со способностями каждого. По прошествии некоторого времени он потребовал от них отчета и наградил тех, кто заработал столько же, сколько получил. Но того, кто ничего не делал и принес только полученный им талант, он подверг строгому наказанию. Хозяин тот – Господь Бог, таланты – Его дарования, рабы – люди. Дает Господь дарования духовные, дает отдельным людям, дает и целым народам. До пришествия Христа словеса Божии были вверены Израилю. Когда заколебался Израиль в вере, когда стала падать Иудея, воззвал пророк Варух, ученик пророка Иеремии: Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя – чужому народу. Счастливы мы... что мы знаем, что благоугодно Богу ( Вар. 4:1–4 ). Однако Израиль не пребыл в завете Божием и, отвергшись Сына Божия, отпал от Бога. Господь основал новозаветную Церковь Свою, в которую вошли многие бывшие языческие народы. Особой хранительницей Православия после победы христианства над язычеством стала Византия, в которой Вселенские Соборы и святые отцы Церкви установили точное изложение догматов веры и православное учение. После же падения Византии православная вера наиболее хранилась русским народом, к тому времени уже вполне впитавшим ее в себя. Народный быт и государственные законы, обычаи – всё имело в своей основе веру православную или согласовывалось с ней. Одним из олицетворений православной веры являются наши храмы, и ими покрыта была вся Русская земля. Сам храм есть уже изображение невидимой Вселенской Церкви, о которой мы говорим в Символе веры : «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Митрополит Владимир развернул его и прочел: – Митрополит Московский и Коломенский Тихон. – Аксиос! 15 – выдохнул храм. – Аксиос! – возгласил митрополит. – Аксиос! Аксиос! Аксиос! – запели духовенство, хор и весь народ. Свершилось! Отныне забудутся распри, не прольется больше безвинная кровь, не распадется государство. Отныне у народа есть заступник, и Русская Церковь не оставлена Богом. На патриарший престол по воле Господней избран достойнейший – полный любви к людям и необычайной простоты, доброжелательный и беспорочный архипастырь России Тихон. Торжественная делегация членов Собора направилась на Самотёку, в церковь Троицкого подворья, где в этот день молился владыка Тихон, и митрополит Владимир торжественно благовестил: – Преосвященнейший митрополит Тихон, Священный и Великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России. – Понеже Священный и Великий Собор судил мене, недостойного, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю, – ответил владыка Тихон, низко поклонившись своему народу. Избранник понял, что ему, как и всей Церкви, предстоит вступить на путь мученичества. Но 5 ноября 1917 года (18 ноября по новому стилю) в его провидческих словах немногие различили предвестие пророка. Поняли их чуть позже, в тюрьмах, ссылках, на краю поспешно вырытых могил, возле оскверненных мощей, разрушенных алтарей, трупов замученных за православную веру братьев и сестер. Владыка Тихон сказал в день своего избрания: – Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль ( Иез. 2:10; 3:1 ). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа, пророку Моисею, и мне придется говорить ко Господу: Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка... Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня ( Чис. 11:11 – 14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Бог им судья. А Церковь остается единой, и внешняя ограда ее только одна. И называется она «Русская Православная Церковь ». Она пятая в числе братских автокефальных православных церквей. И во всех ее храмах поминается ее предстоятель: Патриарх Московский и всея Руси. Итак, от наших православных предков, от наших духовных Отцов, мы получили великое сокровище: нашу Православную христианскую веру. И мы сполна ответим перед Богом, как мы сохраним это сокровище, как будем пользоваться им, и в каком виде передадим нашим духовным потомкам. И самое первое сокровище, которое нам передано, главный для нас источник истины, это – Святое Евангелие. Это – «твердое основание того учения, в котором» ( Лк. 1:4 ) каждый христианин наставлен. Человек, не знающий Евангелия, но называющий себя христианином, порой мыслит, как язычник. Для него просто есть Бог, для которого надо что–то делать, чем–то жертвовать, чтобы тебе было хорошо. Единственная для такого человека разница – что, в отличие, например, от «мусульманского бога», Аллаха, имя нашего, «русского Бога», Иисус Христос. В Евангелии описаны и земная жизнь, и смерть Господа нашего Иисуса Христа, и Его святое Воскресение. Из Евангелия мы узнаем главную благую весть: что все уже совершилось, что мы спасены, что мы искуплены, и не кем–то, а самим Сыном Божиим. Что, ценою смерти Единого Безгрешного, нам прощен огромный, неоплатный долг. И что уже ничто не может воспрепятствовать наследовать спасение тому, кто по–настоящему увидел свою погибель. И даже настолько должны мы принять эту благую весть, чтобы, в свою очередь, перед всем миром быть живыми свидетелями Его жизни и смерти. Как и Апостолы свидетельствовали «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» ( 2Пет. 1:16 ). И поэтому прямым следствием их проповеди было то, что у новообращенных был «перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» ( Гал. 3:1 ). И православные христиане, даже спустя две тысячи лет, заявляют, что покланяются Господу Иисусу, не просто услышав о Его воскресении, но – «воскресение Христово видевше»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Браки православных с нехристианами оставались безусловно запрещенными и в синодальную эпоху, как, впрочем, запрещались они и российским подданным католического вероисповедания. При этом российским подданным протестантского исповедания в соответствии с их конфессиональным правом разрешалось вступать в брак с мусульманами и евреями, но не с язычниками. Запрет браков православных с иноверцами не распространяется на те случаи, когда к Православной Церкви присоединяется один из супругов, при том что другая сторона остается вне Церкви. Отцы Трулльского Собора в 72-м правиле, повторяя мысль апостола Павла: …Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7:12–14 ), не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или, напротив, мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 г., относительно смешанных браков содержится следующее положение: «В соответствии с древними каноническими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» (10, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 60–80-х годах прошлого века Русская Православная Церковь желала быть услышанной и у себя в стране, и за ее пределами. Богословские диалоги были одним из самых естественных путей к этому. Более того: сегодня русский православный опыт этого времени оказывается удивительно актуален для современных европейских христиан. Они в нынешние время по-своему испытывают давление и тесноту, ущемление в правах и уменьшение численности, поругание и поношение со стороны радикальных атеистических слоев общества. Это открывает в современной истории богословских собеседований новую страницу нескончаемой летописи поисков Истины в лабиринтах земного мира. – Церковь систематически высказывает свою озабоченность обилием в средствах массовой информации рекламы услуг астрологов, гадалок, знахарей, экстрасенсов и прочих «целителей». Насколько эти явления вредны для белорусского общества, если говорить не только о верующих? Ведется ли Белорусской Православной Церковью деятельность по психологической реабилитации людей, пострадавших от таких лжеврачей? – Эти явления не просто вредны, они пагубны для любого общества вне зависимости от его государственной, национальной и исторической принадлежности. Вот что говорит Господь народу, которого Он избрал для проповеди о Едином Боге: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18. 10-12). Эта заповедь дана Творцом через Боговидца Моисея три с четвертью тысячелетия тому назад, за пять столетий до основания Рима! И это не просто юридическая норма и не только статья из Синайского законодательного кодекса. В этой заповеди сформулированы, говоря современным языком, основы духовной безопасности общества. Смотрите, к чему приводит ее нарушение: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее», – говорит Господь (Лев. 20. 6).

http://pravmir.ru/mitropolit-filaret-vax...

У Вас, Андрей, есть некоторое противоречие. В одном месте Вы пишите, что « вся эта история показывает, что в Православном мире пока нет единства», а в другом утверждаете, что: «…если это единство оказалось невозможным, то оказалось невозможным и наше участие в Соборе». Без дополнительных уточнений, следуя Вашей же логике, можно заключить о том, что тогда зачем было назначать Собор, раз единство недостижимо? И о каком единстве здесь идет речь? Вопрос отнюдь не праздный, так как в предсоборных документах вопрос о единстве ставиться «во главу угла» и не один раз. Насчет Вашего первого изречения об отсутствии единства в Православном мире, то здесь скорее Вы имеете в виду не Истину Христову, а внешнюю сторону.. Мы действительно все разные. Богу и нам не нужна одинаковость, клонирование и повторение под «копирку». Мы все не можем быть одним членом Тела Христова, ибо мы по – отдельности разные члены, а вместе составляем одно Тело, где глава - Христос. Члены разные, но служащие друг другу: глаз, ухо, рука, нога … Вмещаем Божью Благодать тоже в меру своих сил, способностей, желаний, умения, воли, веры, надежды и любви. (1 Послания к Коринфянам гл 12): Дары различны, но Дух один и тот же… И служения различны, а Господь один и тот же.… И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу...Одному дается Духом слово мудрости. Другому слово знания, тем же Духом. Иному вера, тем же Духом. Иному дары исцелений..Иному чудотворения…Иному пророчество, иному различение духов. Все производит один и тот же Дух. Он действует не как Ему поведено, но как Ему угодно. Все грешны как в отношении себя и окружения, так и Церкви. Поэтому нестроения были и сейчас есть. Но преодолеваются покаянием, терпением, верой, Божьей благодатью в Церкви. Так же в отношении Автокефальных Православных Церквей по поводу споров о территориях и т.д.. А вот насчет невозможности единства на Соборе, то это только в случае искажения учения о вере и Церкви. Единомыслия, как нам говорит св. Писание, не было и в апостольское время. Главное, чтобы были все едины в Духе Святом. Духе Любви и Премудрости, Духе Разума. Тогда выявятся искусные. Но это при условии, что мы истинно веруем в Бога, в Троицу Единосущную и Нераздельную и в Едину святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не в перевертыши. Далее Вы пишите: «Не было никаких оснований считать, что наше священноначалие готово поступиться Истиной». Андрей, а на Ваш взгляд, почему единство (в Истине Христовой) оказалось невозможным? Только ли внешние причины послужили причиной несогласия? (А отвечая на этот вопрос можно тогда будет заключить, были или нет основания считать, что священноначалие готово поступиться Истиной). Но для этого необходимо изучить вносимые предложения и поправки, которые должны теперь быть опубликованы и уже начато широкое общественное обсуждение их и предсоборных материалов.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/13/ru...

Отвечая на вопросы других журналистов, Папа показал, что осознает проблему внутренней оппозиции, существующей в обеих Церквах со стороны ультраконсервативных кругов, и сказал, как важно договориться православным и католикам о дате совместного празднования Пасхи. У любой Церкви, по мнению Папы Франциска, проблемы возникают в результате некой духовной интровертности, когда она самодовольна, замкнута, сосредоточена на себе и на своих внутренних переживаниях. «Когда Церковь смотрит только на себя, она перестает быть Церковью и превращается просто в «богословскую неправительственную организацию»». Итак, «мы не можем ждать: единство – это путь, путь, который надо проделать вместе», говорит Римский епископ Франциск. Откликнется ли Русская Православная Церковь на эти слова? Или голос внутренних проблем прозвучит для нас громче, чем молитва Спасителя о единстве Своих учеников и их последователей: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:20-21)? Иеромонах Иоанн (Гуайта) клирик Московского храма святых Космы и Дамиана в Шубине Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 мая, 2014 30 ноября, 2014 1 декабря, 2014 31 декабря, 2022 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 4 июля, 2019 10 июня, 2019 6 июня, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/myi-ne-mozhem-zhdat-il...

27]. Основаниями почитания святых мощей, на основании творений святых отцов, автор Попов И. В. определяет следующие: 1 . «Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам» 2 . Литургическое значение – издревле христианская Церковь совершала главное свое Таинство – Евхаристию «на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства» Мощи святых являлись свидетельством участия их в молитвах и богослужении. 3 . Мощи святых являются носителями благодатных сил (Божией энергии Фаворского света). «Вследствие … тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. … благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти» Все эти основы имеют глубокое миссионерское значение в живой практике воцерковления прихожан. При этом, как видно, основанием для почитания мощей служит не их «нетление», но присущая останкам святых сила Божественной благодати. Более того: «наличность нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония» История РПЦ явила именование и благоговейное почитание всяких останков святых угодников Божиих, хотя бы и лишь некоторых фрагментов их тел. Сказанное в настоящей работе об отношении РПЦ к роли, значению и состоянию мощей всецело соответствует Св Писанию еще ветхозаветных времен и словам ветхозаветных пророков. О том, что тело человеческое будет превращаться в прах впервые было сказано в ( Быт. 3:19 ): «… доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Более всего тема посмертного обращения человека в прах развита в Книге Иова, где неоднократно упоминается о теле: «… обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли» ( Иов. 4:19 ), «… вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет» ( Иов. 7:21 ), «… будут лежать во прахе, и червь покроет их» ( Иов. 21:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Это смерть духовная прежде смерти физической. И неудивительно, что этим людям свойственно окрашивать в свой цвет всех окружающих и каждого представлять и видеть подобным себе. Это все равно что смотреть на мир и его обитателей чрез треснутые линзы своих очков. Конечно, все это не может означать, что Церковь не захочет духовно и нравственно окормлять и совершенствовать этих людей. Более того, Русская Православная Церковь Московского Патриархата, осознавая пастырскую ответственность за оказавшихся в подобной беде, а правильнее сказать: в «духовной смерти», призывает и рекомендует: «Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку» . Можно ли выйти из этого состояния? В Новом Завете мы это уже и видели: говорится о целой группе христиан, которые были гомосексуалистами («такими были»), но оставили этот грех. Читаем в Первом послании к Коринфянам: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии , ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6: 9–11). Бог силен поменять самые жестокие нравы, очистить человека от самых ужасных страстей! Но иногда необходим и огонь с неба… Но вернемся к Книге Бытия. Читаем: «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него…» (Быт. 13: 14). Очень интересная деталь: «И сказал Господь… после того как Лот отделился от него». Когда прекратились ссоры, когда Лот ушел со своей «правдой», а Аврам остался, даже, может быть, потерпев некий материальный урон, тогда и только тогда Господь опять с ним заговорил! Выбор, осуществленный Лотом, напоминает и то метание, которое наблюдается в умах людей, выбирающих в наше время между «миром западных ценностей Евросоюза» и идеалами Святой Руси.

http://pravoslavie.ru/100507.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010