На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Иногда не только со священником, но и — психологом. Недавно нам пришло письмо от читательницы, которая очень переживает из-за гнетущего ее чувства обиды на маленького ребенка. Откуда берется это чувство и как с ним бороться? Мы попросили ответить на это письмо нашего постоянного автора и психолога Александра Ткаченко. Письмо читательницы Я часто обижаюсь на своего сына. Ему всего пять лет, но он все время спорит со мной, огрызается, а иногда просто специально делает что-то назло мне. Я пытаюсь ему объяснить, что так нехорошо делать, но обычно мне становится так обидно, что я просто ухожу в свою комнату и плачу. Потом сын ко мне приходит, как будто ничего не произошло. А мне хочется, чтобы он понял, как мне было больно от его поведения. И я продолжаю обижаться на него. Он приходит и хочет, чтобы мы поиграли вместе или я ему почитала книжку. А я лежу на диване с каменным лицом и делаю вид, что не замечаю его. Он пугается, начинает плакать, говорит «мамочка, прости». Мне его очень жалко в такие моменты, но я не верю, что он действительно осознал, как меня обидел. И продолжаю обижаться. Мне самой от этих повторяющихся историй очень плохо. Я понимаю, что обижаться — это грех, а уж тем более — обижаться на маленького сына. Но ничего не могу с собой поделать. А с другой стороны, ведь есть же заповедь «почитай родителей своих». А мой сын относится ко мне как к своей ровеснице — грубит, не слушается, все время хочет, чтобы все было только по его. Я ращу его одна, папы у нас нет. И я не знаю, что мне со всем этим делать. Обида — неправильное чувство, но победить ее у меня не получается. Светлана Как распаковать «упакованную злость» С точки зрения психологии нет чувств «правильных» или «неправильных». Есть просто чувства, которые переживает человек и которые не являются досадной или вредной ошибкой. Каждое из них вполне реально, с каждым из них следует считаться и относиться к ним с уважением. А уж тем более — когда за ними стоит человеческая боль, страдание, душевная рана.

http://pravoslavie.ru/117845.html

     На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Письмо в редакцию: Стоит ли молиться, если не готов принять о себе волю Бога, какой бы она ни была? Я не могу искренне просить Бога о сотворении Его воли, потому что не знаю, чего Он хочет. Какая-то лукавая, нечестная молитва у меня получается. Хорошо, если Его задумка для меня — это здоровье, богатство и процветание до конца дней. Но что, если по какой-то причине Он считает, что мне полезнее болезни, скорби и одиночество? Я этого панически страшусь и не могу честно ответить на такой план Бога: «Хорошо, Господи, да будет воля Твоя». Это, наверное, явный признак гордыни, раз я готов принять от Бога только хорошее, но стоит ли вообще тогда молиться? Может, честнее уйти из веры и самому как-нибудь справляться с трудностями, но уже без опаски, что они даны свыше и положены тебе для твоего же блага? Никита Отвечает Александр Ткаченко: Дорогой Никита, я вижу в Вашем вопросе две составляющие — духовную и психологическую. Они переплелись друг с другом, и от этого нет возможности понять, что же на самом деле Вас так страшит и как избавиться от этого страха. В статье попробую разделить это сплетение и отдельно рассмотреть как психологическую, так и духовную сторону мучающей Вас проблемы. Тезис первый: Паника даже при одной мысли об испытаниях, посылаемых Богом, может быть проявлением полученной в детстве душевной травмы. При первом же прочтении письма мне бросилась в глаза одна странная деталь. Вы панически боитесь болезней, скорби и одиночества в том случае, если они посланы Богом. Но без всякой опаски готовы справляться с этими же трудностями при условии, что они не даны свыше для Вашего блага. Получается, что не сами трудности Вас так страшат, а ситуация, когда они оказываются своего рода приговором, решением самой высокой инстанции, которого уже невозможно избежать, как ни старайся. Ведь если они посланы Богом, да еще для Вашего же блага, тогда любая попытка их преодоления становится по сути бегством от этого блага и бунтом против воли Божьей. А значит, если хочешь быть христианином, принимающим эту волю, нужно перестать бороться с болезнями, оставить попытки найти себе пару, разучиться радоваться и жить одними лишь скорбями.

http://pravoslavie.ru/133105.html

Причем фильтр должен быть умным, основанным на правильных этических приоритетах. И основной приоритет: реальная жизнь важнее, чем виртуальное пространство. Если тебе предлагают кому-то в Интернете помочь — сразу подумай, а нет ли рядом с тобой, на расстоянии вытянутой руки тех, кому нужна твоя помощь? Тех, кого ты знаешь лично, чья ситуация тебе хорошо известна. Кроме того, если ты помогаешь кому-то тебе знакомому, то принимаешь на себя ответственность за него. Твоя помощь — не разовый акт, а системная работа. Тебе придется следить за тем, что с ним происходит, держать руку на пульсе. А это гораздо сложнее, чем просто в два клика мышкой перечислить деньги на банковскую карту. В свое время еще Лесков отметил разницу между подвигом и подвижничеством, причем подвижничество он ставил выше. Ведь подвиг — это однократный поступок, а подвижничество — образ жизни. Беседовал Виталий Каплан   ВОПРОС НОМЕРА Верующий подросток в неверующей среде: как адаптироваться? Письмо читателя На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких сложных вопросов — Как выжить верующему подростку в «неверующей школе»? Как подобает одеваться и вести себя в школе православной девушке? Что делать, если чувствую себя неполноценной? Друзей в классе и в школе у меня нет. У нас абсолютно разные интересы, и мне вообще не о чем с ними поговорить, кроме как пообсуждать учителей и нагрузку. А осуждать греховно. Одноклассницы задают вопросы про мальчиков и не могут понять, что мне никто из них просто не нравится. Мне нравится учиться, а вот на переменах ужасно скучно. У нас практикуют в школе большие перемены по часу — и мне просто выть хочется от одиночества.  Что мне делать? Настя КАК ВЫЖИТЬ «ПРАВИЛЬНОМУ» ШКОЛЬНИКУ В «НЕПРАВИЛЬНОЙ» ШКОЛЕ Ирина Лукьянова, педагог, мама двоих детей Выть от одиночества — нормальное подростковое чувство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Наступило 26 декабря прошлого года. В 8 часов утра этого дня Иванов зашел в хлев своего дома, чтобы дать скоту корм, и застал там Васильева. Догадавшись о цели, для которой тот явился и спрятался в соломе, Иванов схватил валявшуюся палку и ударил Васильева в голову; тот, слывущий первым силачом в деревне, бросился на Иванова, и последний, придя в исступление, без счета наносил удары, пока Васильев не упал. Явясь к жене, он сказал ей: " Иди в хлев, полюбуйся на своего " , а сам отправился к уряднику и заявил о случившемся. Когда явились на место происшествия, Васильев был уже мертв; смерть его последовала от пролома черепа. Не отрицая нанесения ударов, Иванов не сознавался в убийстве и говорил, что он хотел заставить Васильева уйти домой, но, когда вместо этого Васильев ударил его по ноге, Иванов испугался за себя и, зная силу противника, ударил его поленом по голове и потом, в исступлении, но без намерения на убийство, нанес ему еще несколько ударов по спине и ушел, оставив Васильева лежавшим на земле и звавшим на помощь. Присяжные заседатели совещались очень недолго и вынесли Иванову оправдательный приговор " (из " Биржевых Ведомост. " ). 3 " Запрос к редакции: От мужа, 18 лет тому назад, ушла жена и живет в городе " зазорно " ; муж, желая развестись с ней, начал дело о разводе, представив несколько свидетелей ее зазорной жизни; но в иске ему отказано по отсутствию свидетелей - очевидцев прелюбодеяния, что навело на него великое уныние. Нельзя ли как-нибудь вновь начать дело о разводе и добиться благоприятного результата? " " Ответ редакции: По всей вероятности, собранные им свидетельства, помимо отсутствия очевидцев, отличались недостаточною убедительностью. Поэтому ему следует озаботиться пополнением числа их и затем вновь попытаться начать дело, с обжалованием неосновательного, по его мнению, отказа в разводе в Святейший Синод " ( " Церковный Вестник " , рубрика: " В области церковноприходской практики " , 30 за 1901 г.). 4 " Г. Фармаковский во " Врачебной Газете " доказывает анахронизм закона, предписывающего женам любить своего мужа и ставящего жен в полную зависимость от произвола мужа.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

______________________ Второе учение, " о пресвитере " , - о чем и читать почти нечего в приведенных единственных цитатах, - тем не менее выросло: 1) в систему догматов, 2) да и заняло вообще весь небосклон исторического христианства, так что они одни в нем: 3) учат, 4) служат, 5) действуют, 6) изображаются в живописи, 7) имеют себе поклонение, 8) которого вовсе не имеет ребенок, о коем, однако, было сказано: " Если не станете такими, не войдете в царство небесное " , ни блудница, о которой тоже было сказано: " Она впереди книжников идет в царство небесное " . Не явно ли, что дитя и его мать куда-то запихано ногами, в какую-то яму: и отношение родившей к рожденному до того опозорено, заплевано, загажено, в такой погреб бытия спрятано, что на фоне этого позора вырезанный нами из газеты факт уже не есть что-либо удивительное и неожиданное. Ибо он - ежедневен; в каждом городе, селе, в столице; в каждом номере газеты. А как бы закричала цивилизация, забили набаты, заволновалась пресса, двинулись к помощи все силы государственные, общественные, духовные, если бы... вдруг ежедневно по городам и селам, то там, то здесь, стали находить в погребе, в яме, в пруду 1) не младенца, 2) а пресвитера. Вот плод, что все левые тексты не развились, а правые развились чудовищно непропорционально. Пример и сравнение я взял резкий, потому что нужно чрезмерное, нужно как бы " вагон пошел по шпалам " , дабы пассажиры очнулись, т. е. очнулся вообще читатель, общество, христианин. В цивилизации целой потух младенец. Просто - это эмпирический факт, без религии вокруг себя. Когда однажды я предложил в печати ввести только одну строчку в эктению, и именно " прошение о мучающихся родами " , -дабы, повторяя его за священником на службе, могли помолиться о женах мужья, о матерях дети, о дочерях отцы и матери, о сестрах братья: то слова мои были приняты в одном духовном журнале за шутливость, и на них был написан следующий " ответ редакции " : " Нет никакой надобности в отдельном прошении о болящих родами, потому что тогда и другие больные, напр. чахоткой, ревматизмом и проч., пожелают отдельных о себе прошений, и из церковной эктении выйдет тогда что-то вовсе не серьезное. Но как относиться к подобным газетным словоизвержениям? Как к газетным фарсам: очевидно, фельетонисту приходится измышлять разные курьезы, оригинальности и небылицы, чтобы развлекать читателя газеты (журнал " Православно-Русское Слово " , 1902 г., 1, рубрика: " Недоуменные вопросы и ответы редакции " ) " .

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Клайв Льюис: Когда кажется, что Бог нас не слышит (+Аудио) Чтение на каждый день поста 1 декабря, 2014 Чтение на каждый день поста Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста», – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Как-то утром, несколько лет назад, я собрался в парикмахерскую, потому что днем мне надо было ехать в Лондон. Однако из первого же письма, которое я открыл, я узнал, что ехать туда не надо. Тогда я решил отложить и стрижку. Клайв Стейплз Льюис Но тут в уме моем что-то назойливо заговорило, почти зазвучало: «Иди к парикмахеру…» Не в силах это выдержать, я пошел. У парикмахера моего было много невзгод, и мне иногда удавалось помочь ему. Не успел я открыть двери, как он воскликнул: «Ох, я так молился, чтобы вы сегодня утром пришли!» И впрямь, приди я на день позже, я бы не смог ему помочь. Я был поражен; поражаюсь и сейчас. Конечно, бесспорным доказательством это служить не может. Бывают совпадения. Наверное, есть телепатия. Стоял я у постели больной, буквально изъеденной раком. Подвинуть ее хотя бы немного могли только три человека сразу. Врачи обещали ей месяцы жизни; сестры (которым всегда виднее) – считанные недели. Один хороший человек помолился о ней. Через год она ходила по крутым тропкам, а рентгенолог говорил: «Нет, это просто чудо!» Возможно, и чудо, но не доказательство. Все медики согласны в том, что наука их — не из точных. Медицинские прогнозы сплошь и рядом не оправдываются и без чудес. Словом, если хотите, вы вправе не поверить в связь между молитвой и исцелением. Невольно возникает вопрос: «Какое же свидетельство бесспорно?» Ответ несложен: в отличие от науки, здесь таких свидетельств нет и быть не может. Некоторые явления доказываются единообразием нашего опыта. Закон тяготения – это закон, потому что никто из нас не видел, чтобы тела ему не подчинялись. Однако если бы даже случилось все, о чем молятся люди, это никак не доказало бы того, что зовется силой молитвы.

http://pravmir.ru/klayv-lyuis-sila-molit...

«Блаженны не видевшие» – протопресвитер Александр Шмеман (+Аудио) Чтение на каждый день поста 25 декабря, 2014 Чтение на каждый день поста Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста» – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. «Если не увижу – не поверю », – так сказал Фома, один из двенадцати учеников Христа в ответ на радостные рассказы тех, кто видел своего распятого и мертвого Учителя воскресшим. И через восемь дней, по рассказу Евангелия, когда ученики снова были все вместе, явился Христос и сказал Фоме: « Тронь, осязай Меня, убедись… » И Фома воскликнул: « Господь мой и Бог мой! » И тогда Христос сказал ему: « Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, которые не видели и уверовали… » Протопресвитер Александр Шмеман По существу, миллионы людей думают и говорят так, как говорил Фома, и полагают, что такой подход единственно правильный, единственно достойный мыслящего человека. « Если не увижу – не поверю… » На нашем современном языке – не называется ли это «научным» подходом? А вот Христос говорит: « Блаженны не видевшие и поверившие» . Значит, есть, значит, был другой подход, другая мера, другая возможность. Да, говорят на это, но это подход наивный, нерациональный, одним словом, – не научный. Это для отсталых. Я же человек современный, и вот: Если не увижу – не поверю Мы живем в мире великих упрощений и потому великого обеднения. «Научно», «ненаучно». Люди повторяют эти слова как самоочевидные, как сами собою разумеющиеся, и повторяют потому, что все вокруг них повторяют, не задумываясь и не рассуждая. По существу, сами-то они именно верят в эти определения слепо и упрощено. И потому им кажется, что всякий другой подход несерьезен и не заслуживает внимания. Вопрос решен, но так ли это. Я только что сказал, что мы живем в мире великого обеднения. Действительно, если в итоге бесконечно долгого развития человек дошел до этого утверждения: «Я не поверю, если не увижу», если оно представляется ему верхом мудрости и величайшим завоеванием разума то наш мир – бедный, плоский и главное – неизмеримо скучный мир.

http://pravmir.ru/blazhennyi-ne-videvshi...

В разделах «Филология» и «Искусство» нам открывается плеяда великих имен, живущих ныне, ушедших в мир иной, основные моменты жизни и творчества которых – стояние в Боге и Истине.  Ф. Достоевский, А.Чехов,  И. Бунин, Л. Пастернак, С. Рахманинов, П. Корин – посланники с небес, одаренные Богом и даровавшие нам свои сокровища, чтобы не забывали мы свою Небесную Родину. Некоторые статьи носят полемический характер с предложением высказаться в форуме Интернет-портала «Слово», с последующей публикацией в журнале. Это живо и современно. Талантливая графика сопровождает весь поток журнала: иронично современная, и старинные иллюстрации из «Народной гравированной библии» В. Кореня. Цветовая гамма журнала – от черно-белой печати (вплоть до картин художников) до нежного цвета слоновой кости, выделяющего рубрики и напоминающего древние фолианты – дает ощущение преемственности. Здесь обрели свою жизнь неизвестные фотографии, редкие по смыслу, а новая фотоистория «Неизвестная Россия»  еще раз напоминает нам, что сама Пречистая Богородица возлюбила наше Отечество, как и все уголки Православия на земле. В разделе «История» удивительно раскрывается любовь и стремление друг к другу православных людей разных стран. И вот рубрика на самую  «злобу» дня – «Семейное воспитание». Читая, понимаешь, как богата сейчас Россия педагогами и воспитателями. На Западе в этом вопросе кризис – воспитание отброшено, его считают «чтением морали», нарушающем «свободу личности», а педагогика в основном учит строить «райские кущи» на земле. Только наша леность не позволяет нам получить ответ на любой вопрос в части воспитания детей, а безволие препятствует реализации этого. Качественное содержание публикаций журнала «Виноград» тесно связано с высоким профессионализмом авторов статей. Журнал «Виноград» воспитывает «вкус» сердца и является искусством составления журнала. Очень жаль, что журнал не доступен для читателей, толпящихся у киосков печати! А ведь его могли бы с интересом читать люди разных конфессий, и через слово на них пролилась бы любовь Божия.

http://pravoslavie.ru/5054.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что делать, если любимый человек оказался во власти зависимости? 15 мин., 09.08.2017 Содержание На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких непростых вопросов: «Жить с зависимым. Бежать или бороться?». Читать письмо В моей жизни случилось то, о чем страшно даже говорить. Мы с мужем поженились, когда нам обоим было по 19 лет. Прошло всего три года — и за это время мой муж превратился в настоящего алкоголика. Он пил и раньше, но не так сильно, а потом ситуация стала ухудшаться с ужасной скоростью. Однажды дошло даже до белой горячки, и его забрали в больницу и пролечили. Но прошло не так много времени, и он снова запил. Тогда я с полугодовалой дочерью решила от него уйти. Но развестись с ним я не могу, потому что очень его люблю. Я общалась с психологами. Они говорят, что мой муж — животное и что я должна с ним развестись. Родные и близкие тоже считают, что я должна скорее от него бежать, должна найти другого. Но это значит растоптать его! Он ведь живой человек, он же любит меня и дочку! Я даже подумать не могу о том, чтобы оставить ребенка бабушкам и пойти с кем-то знакомиться! Сейчас мы с мужем видимся нечасто, всего один-два раза в месяц, когда он трезвый. Просто сидим вдвоем и плачем. Он просит помочь ему, но я даже не знаю чем. Чувствую, что мы должны прийти в храм, начать молиться, поститься, больше верить… Но всегда находится тысяча дел и оправданий, чтобы отложить молитву. Мне ужасно больно оттого, что мой муж сейчас живет наедине с бутылкой. Объясните пожалуйста, что мне делать. Свернуть 6 советов врача-психиатра, психотерапевта Константина Ольхового ОЛЬХОВОЙ Константин 1. Оценить ситуацию на самом раннем этапе

http://foma.ru/chto-delat-esli-lyubimyiy...

     На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить коротко — они требуют обстоятельной беседы. Письмо в редакцию: Я знаю, что наша душа совершенствуется, если мы достойно, по-христиански принимаем все, что с нами происходит. Когда человеку живется легко и просто, нет повода задуматься над своим несовершенством, и душа «не растет». Нужны испытания и страдания. Получается, что чем большего человек достиг в духовной жизни, тем труднее грядущие испытания. Мне стыдно признаться, но я очень боюсь грядущих испытаний. То, что я уже пережила, и так «шарахнуло» меня будь здоров. А так хочется спокойной, тихой жизни в гармонии, покое и радости за своих родных и близких! Я боюсь «расти духовно», потому что мне очень страшно, что Господь лишит меня чего-то или даже кого-то — для моей же пользы. Или, может быть, я однобоко смотрю на жизнь? Очень хочу быть неправой в своих рассуждениях. Екатерина Отвечает Александр Ткаченко: Есть в современных тренингах на укрепление доверия в команде весьма суровое упражнение. Человек залезает на стол, становится спиной к краю, складывает руки на груди и — падает спиной вперед. Он знает, что за его спиной — команда из восьми человек, которая его обязательно подхватит. Но все равно это очень страшно — падать и не видеть своих спасителей, а только лишь верить в их надежность. В отношениях с Богом у человека происходит нечто подобное. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1), — говорит апостол Павел. Ты знаешь из книжек, что Бог любит тебя сильнее, чем самый родной и близкий человек. Но все равно боишься, что вместо заботливых сильных рук тебя ждет сокрушительный удар об пол, боль, увечье. Дорогая Екатерина, спокойная тихая жизнь в гармонии, покое и радости — великое благо. Вы боитесь, что Бог это благо разрушит Своим вмешательством. А мне видится в этом страхе некий смысловой перевертыш. По-моему, куда разумнее предположить, что как раз тишина, гармония и спокойная тихая жизнь — результат вмешательства Божьего в нашу судьбу. А все, чего Вы боитесь — испытания, страдания, лишения, — это, по большей части, лишь закономерные следствия наших грехов. Однако даже их Господь впускает в нашу жизнь не сплошным кармическим потоком, а лишь столько, сколько их бывает нужно для нашей же пользы, — как горькое, но необходимое лекарство.

http://pravoslavie.ru/103459.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010