Заново рожденные люди хотя и являются «сынами Божьими» по благодати, однако они не унивокально тождественны Unigenitus [Единородному], рожденному от одного лишь Отца: они суть quasi unigeniti [как бы единородные] 1459 . Это никоим образом не исключает ни «преображения в тот же образ», ни неразрывного единства сынов по усыновлению с Сыном по природе; просто мы обязаны рассматривать отношение человеческих личностей к божественному Лицу единственного Сына по правилам аналогии атрибуции. После Кельнского процесса Майстер Экхарт должен был высказываться по этому вопросу с абсолютной ясностью 1460 . «Non putandum est quod alio et alio filio Dei iusti quique sint filii Dei, sed sicut omnes boni ab una et eadem bonitate analogice boni sunt, et sicut unus est Deus in omnibus per essentiam, sic unus est filius Deus in omnibus filiis adoptionis, et illi per ipsum et in ipso sunt filii analogice, sicut supra frequenter ostensum est. Exemplum est in ymaginibus genitis in multis speculis ab una facie intuentis, ubi omnes ymagines ille, secundum quod ymagines, sunt ab ipsa una ymagine que est facies intuentis» [«Не следует думать, что всевозможные праведники являются сынами Божиими через разных Сынов Божиих, но как все благие называются благими по аналогии от одной и той же благости, и как един Бог во всем по сущности, так во всех сынах по усыновлению пребывает один Сын Божий, и через Него и в Нем они суть сыны по аналогии, как было неоднократно показано выше. Пример тому можно увидеть в образах, возникающих во многих зеркалах от одного лица смотрящегося: все эти образы, как таковые, происходят от того единого образа, каковым является лицо смотрящегося»]. Но пример с образом перед зеркалом, как представляется, заключает в себе еще одну идею – внешнего отношения, которое не подобает новой аналогической связи человека с Богом во Христе. Поэтому Майстер Экхарт вносит сюда поправку, добавляя последнее замечание к своей защите: «Nec est putandum quasi ipse filius Dei, Deus, sit aliquid extrinsecum sive distans a nobis ad quod analogemur, sicut est ymago obiecta speculis, sed ipse utpote Deus indivisus et unicus per essentiam intimus est etproximus unicuique nostrum, «in ipso vivimus, movemur et sumus», Act. 17 (28)» [«И не следует думать, будто сам Сын Божий и Бог, с Которым мы связаны по аналогии, есть нечто внешнее, отделенное от нас, словно образ, помещенный перед зеркалом; но, как нераздельный и единый по сущности Бог, Он близок каждому из нас и пребывает внутри нас, «ибо мы Им живем и движемся и существуем», Деян. 17:28 »] 1461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Урегулировать конфликт в ходе военного противостояния оказалось невозможно. Не удалось решить дело и мирным путем. Из-за характеров соперников и их уверенности в собственной легитимности ни один из предлагаемых способов: via cessionsis - «путь уступки», предполагавший, что один из пап или же оба отрекутся от Папского престола, и via concilii - созыв Собора, который положил бы конец схизме в католич. Церкви, не мог быть выбран. Ни К., ни Урбан VI не хотели уступать друг другу право на созыв Собора. Авторитет сторон оказался примерно равен. К. поддержали почти все члены папской курии, до начала схизмы отвечавшие за финансовые дела Папского престола. В распоряжении антипапы оказалась большая часть архива и б-ки курии, на его сторону перешли почти все кардиналы. К. поддержали мн. монашеские ордены: бенедиктинцы Клюнийской конгрегации , цистерцианцы , премонстранты , большая часть доминиканцев и францисканцев . Урбан VI сохранил контроль над Римом. Поскольку схизма затянулась, европ. государям пришлось принять сторону одного из пап. Правители итальянских гос-в, за исключением кор. Джованны I Неаполитанской, сохранили союз с Урбаном VI. Впосл. к ним присоединились король Англии (под его властью тогда находились также Гиень и Аквитания), император Свящ. Римской империи, короли Португалии, Венгрии, Польши, Дании, а также города Утрехт, Льеж и др. На стороне папы Римского выступала Екатерина Сиенская, впосл. канонизированная Римско-католич. Церковью (1461). Союзником К. был король Франции. К. поддерживали правители Арагона, Кастилии, Шотландии, Сицилии и некоторых регионов Германии, а также проповедник-доминиканец католический св. Винсент Феррер и кард. блж. Петр Люксембургский. За Неаполитанское королевство, к-рое традиционно считалось папским леном, шла борьба. Кор. Джованна I выступила на стороне авиньонского антипапы, однако у нее не было законных наследников. Папа Урбан VI обещал поддержку одному из ее родственников, Карлу III Малому (король Неаполя в 1382-1386). К. предложил Джованне I усыновить Людовика Анжуйского и т. о. сделать его наследником престола. Успех сопутствовал Карлу III: ему удалось захватить Неаполь и взять королеву в плен. В 1380 г. скончался франц. кор. Карл V, поэтому Людовик Анжуйский не мог покинуть страну и отправиться воевать в Италию. Позднее он попытался отвоевать Неаполитанское королевство, однако деньги на выплаты наемникам быстро закончились, а в армии началась эпидемия, от к-рой скончался и Людовик.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

Ум может обращать свой взор или непосредственно к умопостигаемому, или к отражению умопостигаемого в себе самом. Подобно тому как всякий видимый предмет можно рассматривать и прямо и в зеркале, так и Божественную Истину ум созерцает или в Ней Самой, или в тех изменениях, которые Своим влиянием Она производит в человеческом духе. 1461 Возможность прямого и косвенного познания вечного, как двух различных, но не исключающих, а дополняющих друг друга способов соприкосновения с Божественной Истиной, отмечена блж. Августином в сочинении «De Trinitate», написанном в 410 г. В более ранних произведениях блж. Августин также говорит о том и другом способе познания, но не сопоставляет их так ясно между собой и не касается их взаимного отношения. В «De Trinitate», в связи с исследованием вопроса о познании справедливости, он говорит в одном и том же параграфе о двояком способе ее созерцания. Справедливый может знать, что такое справедливость по своему внутреннему опыту, потому что законы Божественной Справедливости переписаны в его душу из книги света, но в душе грешника Справедливость не находит для себя отражения. Следовательно, он не может видеть ее в себе самом, а созерцает ее в Свете Божественной Истины, поскольку Свет этот в некоторой степени касается его ума. 1462 Указание на совместимость этих двух способов познания вечного мы встречаем и в «Retractationes» 1463 , а это доказывает, что блж. Августин не изменил высказанных по этому вопросу взглядов до самой смерти. Во всяком случае в последнем своем слове, каковым служат «Retractationes», блж. Августин если и выдвигает один какой-нибудь из этих способов познания, то уж, конечно, не способ опосредствованного познания, а, скорее, идею непосредственного созерцания. 1464 Чтобы наглядно представить себе взаимное отношение непосредственного и опосредствованного созерцания умопостигаемого теоретическим разумом, мы воспользуемся любимой аналогией блж. Августина – обычным ему сопоставлением интеллектуального познания с зрительным ощущением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Старание Венецианской республики противостоять успехам Магометова оружия не только было для греков бесполезно, но и гибельно. Имея много владений в Албании, на Ионических и Архипелагских островах, в Пелопоннесе, в Галате и Пере 51 и отстаивая эти владения от владычества Турок, эта республика невольно впуталась в упорную и продолжительную войну с Магометом 2. Продолжаясь целых 16 лет, война сия сопровождалась страшным опустошением и разорением тех стран, в которых она происходила; особенно пострадали Пелопоннесские области и близлежащие острова. 52 Среди бесполезного участия западных христиан в судьбе христиан восточных отрадное и утешительное явление представляет албанский государь Георгий Кастриот или Скандербег. Отданный отцом своим вместе с другими детьми в заложники Мурату 2 во время Покорения им Албании, воспитанный при турецком дворе и за свое мужество и искусство в военном деле сделавшийся одним из главных предводителей турецких войск, Георгий Кастриот, прозванный от турок Скандербегом, нашел случай сложить с себя постыдное иго рабства врагам христианской веры, с одним отрядом войска турецкого, посланного для предупреждения вторжений Венгров в придунайские страны, явился в свое отечество и объявил себя независимым государем Албании и Эпира (1430 г.). С этого времени Кастриот сделался непримиримым врагом турок и целых тридцать лет защищал свободу и независимость Албании и Эпира против могущественных султанов. 53 С горстью своих храбрых горцев герой албанский поражал целые полки турок 54 , так что одно появление его пред войском турецким, даже одно имя его производило в нем всеобщий страх и расстройство. Будучи не в силах смирить и покорить мужественного Скандербега, Магомет 2, наконец, заключил с ним мир (1461 г.) и признал его независимым государем и владетелем Албании и Эпира. 55 Ратуя против турок, истребляя полки янычар, албанский государь смирял несколько гордость и властолюбие Магомета 2 и таким образом смягчал жестокость его в обращении с покоренными христианами; а как герой христианский, вполне преданный вере отцов своих, он ратовал за веру православную, покровительствовал своим братьям по вере и упованию, выкупая пленных и утверждая их слабые сердца в твердом сохранении залога св. веры до конца жизни. 56

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мон-ре Б. находились скрипторий и коллекции древних рукописей, самые ранние из них относятся к поздней античности и раннему средневековью. Напр., палимпсест из Ватиканской б-ки (Vat. lat. 5757), в к-ром под текстом комментария на псалмы блж. Августина А. Ратти (буд. папой Пием XI ) была обнаружена значительная часть трактата Цицерона «О государстве». Нек-рые из древнейших рукописей попали в Б. уже в VII в. либо непосредственно из Ирландии и Британии, либо через мон-рь Люксёй , как, напр., Антифонарий из мон-ря Бангор. Мн. манускрипты были привезены в VIII-IX вв. из Франкского королевства и Испании, однако большинство было создано в скриптории мон-ря Б. Этот скрипторий, расцвет к-рого приходится на VIII-IX вв., по всей видимости, был организован аббатом св. Атталой. По характеру письма рукописи из Б. различны, имеются кодексы, написанные унциалом, полуунциалом, местным курсивом, а также орнаментальным ирл. письмом. Согласно каталогу монастырской б-ки, составленному в X в., в Б. насчитывалось более 700 кодексов, содержащих библейские (напр., фрагменты рукописей гот. перевода НЗ Вульфилы (см.: Beeson Ch. The Palimpsests of Bobbio//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. T. 6. P. 162-184; Hout M. , van den. Gothic Palimpsests of Bobbio//Scriptorium. 1952. Т. 6. P. 91-93)), патристические и литургические (напр., т. н. Туринские фрагменты ирл. антифонария (Taurin. F. IV. 1; VII в.)) тексты, а также произведения античных классиков (ок. 100 рукописей). Общий упадок мон-ря привел к сокращению монастырской б-ки, согласно каталогу 1461 г., здесь хранилось всего 243 рукописи. С кон. XV в. на б-ку Б. обратили внимание гуманисты, к-рые начали вывозить из Б. рукописи, в основном произведения античных авторов. В 1606 г. часть была перевезена кард. Федерико Борромео в Милан и вошла в состав б-ки Амброзиана , в 1618 г. др. часть - папой Павлом V в Ватиканскую б-ку в Рим. Ж. Мабильон , посетивший Б. в 1686 г., увез с собой в Париж неск. рукописей, в т. ч. и знаменитый Миссал, впосл. они попали в Национальную б-ку Франции в Париже. В 1722 г. в Б. насчитывалось всего 160 манускриптов. В 1801 г. б-ка Б. была опечатана, нек-рые рукописи перевезены в Турин (в монастырский архив), а часть распродана с аукциона, впосл. 69 рукописей было выкуплено А. Пейроном. Ок. трети манускриптов, хранившихся в Турине, погибло в 1904 г. во время пожара. В наст. время большинство манускриптов из Б. находится в б-ках Милана, Ватикана, Турина, нек-рое количество - в Париже, Неаполе и Вене, отдельные единицы - в Эскориале (Испания) и Вольфенбюттеле (Германия). Церковное искусство и архитектура

http://pravenc.ru/text/149407.html

Центральное произведение К.- «История» (Ξυγγραφ στοριν) - сохранилось в единственной рукописи - Istanbul. Topkap Saray 3. Это автограф К., созданный в 1465-1467 гг. и содержащий множество авторских исправлений. Помимо «Истории» кодекс включает послание-посвящение султану Мехмеду II («величайшему самодержцу»). Более поздняя редакция этого послания утрачена в оригинале, однако известна благодаря изданию К. Тишендорфа , исследовавшего рукопись в авг. 1859 г. ( Tischendorf C. Notitia editionis codicis Bibliorum Sinaitici. Lpz., 1860. P. 123-124). В послании К. рассказал о задачах, к-рые стояли перед ним, когда он писал «Историю». Он считает, что достижения Мехмеда ничем не уступают подвигам Александра Македонского, однако они «не переданы по-гречески для греков» (Ελληνικς ες τος Ελληνας). Это упущение, поскольку, будучи изложены на арабском или персидском (пусть даже и более подробно), события жизни Мехмеда так и останутся достоянием лишь персов и арабов, в то время как рассказ, написанный на греческом языке, станет известен не только грекам, но и всем «филэллинам» (φιλλλησι), даже в Британии. Согласно гипотезе Д. Р. Райнша, К. начал работать над «Историей» вскоре после падения К-поля в мае 1453 г. Ее основная часть (до 8-й гл. 4-й кн. включительно, т. е. до событий 1461/62 г.) была завершена летом-осенью 1466 г. и вручена султану вместе с 1-й редакцией посвятительного послания. Завершающие главы 4-й кн. и 5-я кн. (доводящие повествование до 1466/67) были созданы осенью-зимой 1467/68 г. и дополнены 2-й редакцией посвящения ( Critobuli Imbriotae Historiae. P. Позже текст «Истории» подвергся авторской редактуре: более 700 исправлений, внесенных К., выходили за рамки стилистической правки и дополнили образ Мехмеда, превратив его в справедливого и храброго, поклонника греч. культуры (Ibid. P. «История» открывается рассказом о приходе к власти Мехмеда, его блестящем образовании и решении повторить подвиги Александра Македонского. Подчеркивая права Мехмеда на визант. наследие, преемственность и легитимность власти османов, К. последовательно называет его «василевсом» и «самодержцем» («автократором»). Рассказав о постройке Румельской крепости и дворца в Адрианополе (Эдирне), К. переходит к самой драматичной части сочинения - повествованию о гибели К-поля. Несмотря на проосманские настроения, К. посвящает неск. глав плачу о павшем городе и сравнивает это событие с падением Трои, Вавилона, Карфагена, Рима, Иерусалима и захватом К-поля в 1204 г. Последующие книги, написанные более сухо, рассказывают о восстановлении города, кампаниях султана на Балканах, островах Эгейского м., в Трапезунде и на Пелопоннесе. Завершается сочинение описанием страшной чумы в К-поле летом 1467 г., свидетелем к-рой был сам К.

http://pravenc.ru/text/2462009.html

Исламизацию и арабизацию региона ускорила постепенно нараставшая волна бедуинских миграций из В. Египта через Ближ. (Вост.) Магриб к берегам Атлантики, которая поощрялась Альмохадами и их преемниками в Дальн. (Зап.) Магрибе (позднее Марокко) - Маринидами. Взаимодействие между берберскими и араб. номадами не выходило за рамки межплеменных распрей до кон. XIV в., когда арабы начали претендовать на господствующее положение по отношению к берберам, а также к подвластным им крестьянам оазисов - берберизованным негроидам харратинам (пахарям). Местные жители из союза племен санхаджа, поддержавшие завоевателей, были уравнены по статусу с арабскими воинскими родами; тех, кто противились завоеванию, перевели в сословие данников (азнак); тех, кто не сопротивлялись, признали марабутами-зуайя, т. е. мирными жителями без права ношения оружия. Говор пришельцев хассанийя, вскоре принявший на себя функции лингва-франка, почти полностью вытеснил западноберберские языки, восприняв многие их черты как субстрат. М. в XV-XIX вв. На XV в. приходится начало освоения атлантического побережья Африки Португальским королевством. После того как в 1434 г. Жил Эаниш обогнул мыс Бохадор, экспедиции Нуну Триштана и Антана Гонсалвиша в 1442-1445 гг. открыли о-ва Наар и Тидра, а также Аргенскую бухту, где в 1448 г. появилась 1-я фактория. Португ. негоцианты стремились разведать маршрут по пустыне через г. Вадан в Адраре к оазисам Тишита и внутренней части Зап. Судана. В 1461 г. к северу от устья Сенегала появилась еще одна португ. фактория - Пенья, к-рая приобрела особое значение в XVI в., когда на смену португальцам пришли испанцы. Во 2-й пол. XVI в. сюда проникли голландцы, англичане и французы, долго конкурировавшие за право вывоза черных рабов и золота, а также гуммиарабика - камеди, добывавшейся из сахельской акации. На месте фактории Пенья голландцы основали порт Портендик, к-рый до XIX в. оставался важным центром торговли гуммиарабиком. В кон. XV в. в пустынной окраине Дальн. Магриба распространилась с востока мистическая проповедь шейха суфийского братства кадирийя Сиди Ахмада аль-Баккаи, чьи потомки - кунта - к сер. XVI в. превратили Валату в важнейший очаг мусульманской учености и суфизма. Только к XVII в. ислам в Билад-Шанките перестал быть религией меньшинств преимущественно иноземного происхождения и восторжествовал над анимистическими верованиями большинства населения (прежде всего среди оседлых групп (тукулёр) государства Текрур). В сер. XVII в. вспыхнул 30-летний конфликт (1644-1674) арабов-хассани и потомков берберов-санхаджа (т. н. война Шарр-Бабба), к-рые сплотились в долине р. Сенегал под предводительством имама Насира ад-Дина. Он провозгласил джихад с целью подчинить номинально исламизированных вождей на юге и восстановить суннитское благочестие на севере, но потерпел поражение. Конфликт сопровождался реисламизацией региона, в т. ч. в результате продвижения на север народов волоф, угрожавших в равной степени обеим противоборствующим сторонам.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

к „Церк. Вед.” за 1908 г., стр. 1461); 2) об исключении из утверждённых Святейшим Синодом, по определению от вышеуказанного числа, правил об устройстве внутренней миссии православной русской Церкви требования об образовательном цензе, как необходимом условии при поступлении на должность епархиального миссионера (прибавл. к „Церк. Вед.” за тот же год, стр. 1681) и 3) о деятельности братств в борьбе с расколо-сектантством (там же). Приказали: Обсудив означенные постановления Киевского миссионерского съезда, Святейший Синод определяет: 1) В тех епархиях, где существуют епархиальные братства, предоставить преосвященным, не учреждая особых миссионерских съездов, поручить упомянутым братствам исполнять обязанности, возложенные правилами 20–26 мая 1906 года на означенные миссионерские советы, не изменяя уставов сих братств и той внутренней организации, на основании которой они действуют. 2) П. I лит. б) разд. III утверждённых Святейшим Синодом, по определению к-т 20–26 мая 1908 г., за правил об устройстве внутренней миссии православной русской Церкви (напеч. в „Церк. Вед.” за 1908 г.) об образовательном цензе избираемых в епархиальные миссионеры лиц дополнить следующим примечанием: „Епархиальный преосвященный может представить к утверждению в должности епархиального миссионера лицо, и не имеющее высшего или среднего богословского образования, но известное своими обширными знаниями в миссионерской области и отличающееся в сём деле исключительными выдающимися дарованиями” и 3) постановления съезда об участии братств в борьбе с расколо-сектантством признать полезными, но применение указанных съездом мер для усиления деятельности братств в означенной борьбе предоставить усмотрению епархиальных преосвященных в соответствие с имеющимися у братств деятелями, готовыми трудиться на пользу миссии, и теми средствами, которыми располагают братства; о чём и напечатать в „Церк. Ведомостях”. ––––– VIII. От 15 апреля – 4 мая 1909 года, за по поводу постановлений Киевского Всероссийского миссионерского съезда о мерах борьбы с штундо-баптизмом и пашковщиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Лазаря 1461 г., св. Симеона Богоприимца 1467 г. и др.). Эти 2 линии демонстрируют разный подход к интерпретации архитектурной формы: в храмах на старой основе заметна типологическая схема, характерная, в основном для домонг. эпохи, новации присутствуют только в решении интерьера, разделенного деревянным перекрытием на 2 этажа, а также в области фасадного декора. Напротив, в «новых» церквях заметно созвучное эпохе объемно-пространственное решение, в интерьере господствует камерный способ организации пространства. Обычно в литературе строительство «на старой основе» времени архиепископов Евфимия и Ионы связывается с борьбой Н. и Москвы, исследователи видели в этом стремление противопоставить новгородскую старину Москве и считали, что строительная программа Евфимия являлась частью его антимосковской политики. Внимательное рассмотрение вопроса позволяет сделать вывод об отсутствии «идеологической» составляющей в строительной программе архиеп. Евфимия, связанной с капитальным ремонтом и перестройкой соборов и иных крупных городских храмов, с особой ориентацией на облик ранних церквей. Новгородские строители 30–70-х гг. XV в. во многом ориентировались на архитектурное наследие XIV – нач. XV в.: основным типом церковной постройки остается 4-столпный одноглавый одноапсидный храм. В нек-рых церквях «на старой основе» интерпретируется тип 6-столпного 3-апсидного храма (такие храмы строились в Н. в 1-й трети XII в.). Вместе с тем, в эпоху архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского появились новые архитектурные формы. В 30–60-е гг. XV в. распространились храмы с подцерковьем, возникшие, видимо, в 1-й трети XV в. — интерьер постройки разделен деревянным перекрытием на 2 этажа, нижний этаж (подцерковье) используется исключительно для хозяйственных нужд, в верхнем этаже находится собственно храм. Перекрытие подцерковья никак не выражено на фасадах, соответственно 2-этажная структура здания снаружи не читается. При этом пропорциональный строй зданий остается тем же, их высота не увеличивается.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

…накануне августовских каникул. Английские служащие в первый понедельник августа получают дополнительный выходной день. Эти «каникулы» горожане обычно проводят за городом. Вильгельм Завоеватель (1027—1087) — герцог Нормандии, а затем английский король (1066—1087). С войском, состоявшим из нормандских и французских рыцарей, Вильгельм вторгся в Англию и в битве при Гастингсе одержал решительную победу. Сделавшись королем, он конфисковал земли у англо-саксонской знати и усилил закрепощение английского крестьянства. Впоследствии коренное население страны — англо-саксы — смешалось с завоевателями. Вильям Педжет (1506—1565) — английский государственный деятель. Занимал видные посты при королях Гehpuxe VIII и Эдуарде VI, при королевах Марии Кровавой и Елизавете. Последняя дала ему отставку, и остаток дней своих Педжет провел на покое. Тамплиеры — или храмовники — члены монашеско-рыцарского ордена, основанного в 1119 году во время крестовых походов. Тамплиеры неоднократно приходили в столкновение с королевской властью. B XIV веке орден был упразднен римским папой по настоянию французского короля. Анна Клевская (1515—1557) — четвертая жена Генриха VIII. Английский король женился на ней в 1540 году и уже через несколько месяцев потребовал от парламента признания этого брака недействительным.  Уорик, «делатель королей». Так называли графа Ричарда Уорика (1428—1471), которому удалось во время войны Алой и Белой розы захватить в плен Гehpuxa VI Ланкастера (1461) и возвести на престол Эдyapдa IV Йорка. В дальнейшем Уорик пытался низложить непокорного Эдуарда, но был убит в бою с королевскими войсками. Солсбери, сыгравший немаловажную роль в битве при Пуатье. 19 сентября 1356 года при Пуатье (город на западе Франции) произошло одно из значительнейших сражений Столетней войны (1337—1453 с перерывами) между Англией и Францией. Сражение окончилось сокрушительным разгромом французского рыцарского ополчения английской наемной пехотой, вооруженной луками. В битве при Пуатье погибли многие французские феодалы. Английский граф Вильям Солсбери (1328—1397) командовал крупным подразделением английских войск и проявил, отражая атаку французских рыцарей, незаурядное воинское искусство.

http://azbyka.ru/fiction/troe-v-lodke-ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010