Или вот, например, характерная проповедь Патриарха Кирилла к столетию расстрела царской семьи: «Самые страшные и кровавые перевороты всегда происходили по причине устремления людей к лучшей жизни. И вожди этих переворотов внушали людям, что нет другой возможности только кровью, только через смерть, только через разрушение сложившегося уклада жизни. Другой уж никак нету никакой возможности, чтобы люди жили лучше. Никакие посылы новой счастливой жизни, никакие надежды на помощь извне, где якобы эту помощь способны оказать более образованные и продвинутые люди не должны соблазнять наш народ. Мы должны помнить трагедию прошлого. У нас должен развиться иммунитет к любым призывам добиться человеческого счастья через разрушение того, что есть». Стереотип о «надеждах на помощь извне» оставим без комментариев. Разумеется, проповедь против насилия — это прекрасно, это христианство, религия любви. Но следует ли из неё, что осуждается любое насилие? — насилие не только революции и учрежденного ею государства, но и насилие Византийской и Российского империй или Российской Федерации, к примеру? Еще и еще раз: тот урок, который мы вынесли из «страшного и кровавого переворота» , из «трагедии прошлого» — это урок лояльности существующим властям? Но Церковь и так была лояльна дореволюционным властям, и разве не за это она поплатилась? Вот, например, Господь советовал рабам в Египте не быть лояльными — и ради «устремления людей к лучшей жизни»  — лучшей жизни рабов, то есть свободной жизни — даже кровь пролил — кровь первенцев, в частности — кровь первенца египетского царя (к теме монархии, к теме смерти членов монаршей семьи). Вот, скажем, кое-что из Писания о «крови, смерти, разрушении» : «Стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея» (Исход, глава 32). 

http://blog.predanie.ru/article/chemu-na...

Как Россия выстояла Помните историю праведного Иова Многострадального? У него были благополучие и достаток, и сатана стал искушать Бога: «…разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9–11). Так же, как ветхозаветного Иова, Господь и нас испытал. Есть ли вообще в этом мире народ, который может хранить православную веру? При размышлении о страданиях новомучеников и исповедников Российских XX в. появляется соблазн начать перечислять их грехи: критика самодержавия, уклонение в либерализм, обольщение материальным благополучием… Но в грозный час главного жизненного выбора они оставили в прошлом все свои заблуждения. Безвинные страдания лучшей части русского общества имеют – для нас с вами прежде всего! – огромный смысл. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Господь скорбями нас проверяет: верны ли мы Ему? Одно из качеств православного христианина – умение страдать и в этих страданиях видеть глубокий смысл. Но страданий не ищут специально. Русский народ вовсе не искал мученичества. Но когда Господь попустил годину испытаний, народ их принял как должное и остался в исповедании своем верен Христу. И каждый из нас сегодня делает выбор сопричастности или отвержения этого подвига. Без Божией воли даже волос с головы нашей не упадет (см.: Мф. 10:29–31). И гонения как испытание были нам попущены Господом. Мы можем, конечно, ужасаться: «За что нам все это?» Но даже основы ветхозаветной благочестивой веры Иова зиждутся на ответах: «Да ни за что! Что Бог дает, то и приму! За все, что пошлет, буду благодарен!» В Иове, как и во всех других ветхозаветных праведниках, Господь испытывал человеческую природу: насколько способен человек претерпеть безвинные страдания. Ветхозаветная крепость и твердость веры, как и новозаветная чистота Божией Матери и Ее святое послушание, необходимы были Господу, чтобы воплотиться.

http://pravoslavie.ru/98158.html

Литургия Великой Субботы, конечно, запоминается торжественными входами, малым и великим, вокруг Плащаницы свидетельством реальности происходящего здесь и сейчас. Еще памятны многочисленные (всего их 15) чтения паремий живые образы Божиих побед, совершившихся схождением к смерти и воскресением к жизни 5 . Апостол дня свидетельствует о соединении со Христом крестившихся приобщением Его смерти и воскресению. По окончании апостольского чтения по пении «Воскресни, Боже, суди земли» переоблачение храма и священнослужителей «в светлейший чин». Князь мира судом Христовым изгоняется вон, а мы узнаем из Святого Евангелия, как бы первые и как бы в первый раз о воскресении, о вечной жизни, открывшейся миру Великой Жертвой. В благоговейном трепете слушаем песнь Величайшего Дня в году: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…» Причащаемся священной Снеди Тела Преломленного и Крови Излиянной за жизнь мира… И в Субботу умолкаем по заповеди… Примечания: 1  Эти слова из письма детям заключенной в тюрьме исповедницы Хионии Архангельской (см. книгу игумена Дамаскина (Орловского) о новомучениках Российских, том 5). 2 В. Н. Ильин так толкует поступок кающейся женщины: «Грешница покрывает лобзанием те ноги, которые будут пронзены гвоздями, жестокими и беспощадными, как ее грехи. Прощает Тот, Кто острие вечных последствий греха, готовых пасть на виновного, заслоняет Своим собственным безгрешным и не знающим скверны телом. Чистоту Свою отдает грешнику, а взамен берет его страдания. Вот что значит текст пророка: «наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 )». 3 Пророческий дар, не отошедший от Ветхозаветной Церкви до того, как разодралась завеса храма, проявится и при Распятии, когда священники будут в злобе кричать (как свидетельство и молитву Яхве): «Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» ( Мф.27:43 ). По этим словам (!) и совершится воскресение Христово.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica-shap...

Между прочим, жизнь обители и конкретно жизнь матушки Любови была связана с другим подвижником, тоже четвертого века - преподобным Онуфрием, который явился ей, когда она еще ничего не знала о существовании Марфо-Мариинской обители. В сонном видении он показал ей все места ада и рая и весь ее жизненный путь. Он показал ей саму обитель, святую преподобномученицу Великую княгиню Елизавету и многострадального отца Митрофана Сребрянского. И на протяжении всей жизни матушки Любови преподобный Онуфрий не оставлял ее и сестер обители милосердия своими предупреждениями, советами и молитвенным заступничеством. Мы знаем, что Церковь - одна. И небесная, и земная. И IV-ro века, и ХХ-го века. Она - во Христе, а Христос все соединяет, даруя нам самое необходимое. Сегодня мы услышим воскресное Евангелие, когда Господь вопрошает Петра после его троекратного отречения: " Любишь ли Меня? " (Ин. 21, 17). Трижды спрашивает его Господь, потому что трижды хочет восстановить тяжкое отступничество своего ученика, чтобы запечатлеть это отступничество троекратною любовью. Любовь - это то, что стОит очень дорого, потому что она всегда означает готовность положить жизнь свою за Христа и за паству. " Паси агнцы Моя, - говорит Господь, обращаясь к Петру, - паси овцы Моя, если любишь Меня " . " Господи! Ты все знаешь, - отвечает Ему Петр, - Ты знаешь, что я люблю Тебя " (Ин. 21, 17). И Господь открывает Петру, что ему предстоит именно путь страданий, путь Креста: " Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь " (Ин. 21, 18). Любовь всегда означает Крест. Любовь всегда означает готовность принести жертву, чтобы быть единой с тем, что Христос совершил для нас, независимо от того, какой путь определяет Господь для человека: путь исключительного преподобничества, какое явили великие пустынники, или мученичества, которым прославились наши святые новомученики и исповедники Российские. Или путь нашей как будто бы спокойной пока жизни, но которая тоже требует от нас полного (до конца) избрания Господа в мире, где уже невозможно оставаться человеком, не становясь христианином, потому что происходит распад и разрушение всего.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_3....

Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. “В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога”. “В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев… — писал святой Патриарх исповедник Тихон, — если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”. Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона — на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших. Боголюбивая Полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что “живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем” (Рим 14:8). Они были служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры, ибо они во всем явили “себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах” (2 Кор 6:4–8).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Мы бросили рюкзак, туфли – все, что было в руках, и с плачем от страха бросились бежать обратно. На следующий день пришла бабушка, все забрала из церкви и принесла домой». Складывалось такое ощущение, что разрушающаяся церковь , святой преподобный Никандр, души живших и погребенных здесь монахов (об этом свидетельствуют особые, вытесанные из камня, со знаком схимы, надгробия) и православных предков наших взывают к нам: «Проснитесь!» Как сказал Господь: «И сбывáется в них прорóчество Исáиино, глагóлющее: слýхом услышите, и не имате разумети: и зряще ýзрите, и не имате видети. Отолсте бо сéрдце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и óчи свои смежиша, да не когдá ýзрят очима, и ушима услышат, и сéрдцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их» ( Мф.13:14–15 ). (И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:14–15 ). Это о нас. – Сост. Ураган июля 1997 года значительно повредил старую кровлю храма, что ускорило процесс ее разрушения. Обвалилась маковка церкви, дожди размывали росписи. Особым повреждениям подверглись западная стена храма и ризница. Росписи купола и изображения евангелистов Луки и Марка были навсегда утрачены. В августе 2000 г. в день канонизации Новомучеников Российских было обнаружено мироточение стоявшего в алтарной части храма литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери. Крупные капли появлялись вновь и вновь, источая временами аромат. Чтобы исключить сомнения, салфетка, лежащая под иконой, была заменена на совершенно новую чистую ткань – через некоторое время и она начала источать тот же запах. Вечером при чтении акафиста типографские краски иконы стали ярче, проступил розовый цвет края рукава одеяния Богородицы и хитона Богомладенца Иисуса. Икона «плакала» в рушившемся храме, повергая приходящих в изумление и священный трепет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На духовные первопричины попущенных свыше бедствий указывал и избранный на восстановленный Московский Патриарший престол святой исповедник Патриарх Тихон. «Забыли мы Господа! — восклицал он, — Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы». За это «много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию». Обращаясь к русскому народу, святитель взывал: «Братия! Очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга как на врагов и разделять родную страну на враждующие станы. Все мы — братья, и у всех нас одна мать — родная Русская земля, и все мы чада Отца Небесного». Но призывы Патриарха остались не услышаны многими, ибо, как говорит слово Божие, огрубело сердце людей сих, а ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся (Мф. 13, 15). Сбылись грозные предсказания Спасителя: Предаст … брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 21-22). Русская Церковь до дна испила горькую чашу людского горя, она глубоко выстрадала духовное преображение своего народа, дав в оправдание его перед Богом великий сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Но и в самой Церкви народная трагедия произвела разделения. Вслед за политической катастрофой России на долгие годы была прервана связь между Церковью в Отечестве и частью русского рассеяния, и этот разрыв болезненно переживался церковным сознанием. Восстановление утраченного единства оказалось трудным и долгим делом, потребовавшим многих усилий каждой из сторон. В дарованное Богом благоприятное время Церковь в Отечестве духовно осмыслила опыт пройденного ею крестного пути, итоги которого стали неотъемлемой частью хранимого Церковью предания. В то же время и чада Зарубежной Церкви получили возможность увидеть и должным образом оценить признаки духовного возрождения, отмечаемые на Родине. Нынешним нашим воссоединением в духе братской любви символически поставлена последняя точка в драматической истории гражданской войны.

http://pravmir.ru/poslanie-svyatejshego-...

Нам остаётся только помнить их, воссоздавать тот дух, который хранили они в себе и передавать его своим детям. Не должно быть в наших душах ненависти. Ненавидеть можно только врага рода человеческого, имеющего разрушительную силу, дьявола и его приспешников, порой соблазняющих нас. Новомученики российские, молите Бога о нас! Господи, спаси и укрепи Россию. Владимир Николаевич Соколов , поэт, член Союза писателей России, Вятка Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Ответ на 1, Zakamov:A вот попытка оправдать богоборческий режим выглядит крайне нелепо и неуклюже, Время не стоит на месте. И ускоряется,к тому же.Думаю,вы не можете не чувствовать,что 30-ти летний постперестроечный морок исчезает.Знаете,как это бывает? Когда морок исчезает - он исчезает " комплексно " ,во всех сферах.Не одновременно конечно и не мгновенно. Вы много трудились. Ради чего и во имя чего - тут говорить нет смысла. Это вскоре уже станет очевидно. 2. Ответ на 1, Zakatov: Христос на Кресте молился Отцу Небесному за распинающих Его: " Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят. Нам надлежит говорить так же. А уж покаются они или нет - их свободный выбор. 1. Владимир Николаевич Соколов напрасно беспокоится. Материальное наследство ему в любом случае не " грозит " . А вот попытка оправдать богоборческий режим выглядит крайне нелепо и неуклюже, по сути является оскорблением памяти его замученного предка, святых новомучеников и исповедников и прочих жертв репрессий. То, что России надлежало пройти через горнило страшных испытаний из-за упадка веры и всей совокупности традиционных ценностей - бесспорно. Но это никак не оправдывает вождей коммунистического тоталитарного режима - богоборцев и гонителей Церкви. Коммунизм является одним из величайших соблазнов. " Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих " (Лк.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/01/ka...

Не только жившие в древности святые являли пример евангельской кротости и простоты. Праведники и наших дней примером своей жизни тоже учат святой кротости. В этой связи упомянем новомученика российского петроградского митрополита Вениамина (Казанского). На суде в 1922-ом году митр. Вениамин в своем последнем слове сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть. Я с одинаковым благоговением обращу мои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все». Обритый, в лохмотьях, с молитвой на устах, митр. Вениамин спокойно пошёл к месту казни. Он безропотно принял мученическую смерть, памятуя слова Иисуса: кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником ( Лк.14:27 ). Жребий мученичества не для всех назначен, но мы имеем возможность быть кроткими крестоносцами, по духу учения Христа, если, как говорит ап. Павел, распинаем плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ), если будем соблюдать кротость и великодушие при обидах и оскорблениях, будем удерживаться от зависти, гнева, злословия и мести. «…Как мы можем поступать иначе, как мы можем раздражаться, сердиться, мстить? — вопрошает св. прав. Иоанн Кронштадтский , и далее говорит: — Бог, общий наш Отец, пред Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно. И мы должны быть к братиям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы. Ибо, — по слову Христову, — если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14-15 ). Кроме того, — продолжает кронштадтский праведник, — все мы как христиане — члены единого тела, а члены всячески берегут друг друга; при том мы называемся овцами словесного стада Христова, — почему так? Потому что овца кротка, незлобива, терпелива; таковы должны быть и мы. Только те из нас принадлежат к стаду Христову, которые кротки и незлобивы, как агнцы, а которые не имеют духа Христова, Его кротости и незлобия, — те и не Его», — учит св. прав. Иоанн Кронштадтский . («Полное собр. соч.», т. 1, стр. 173–174)

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

Низвержение клеветника 14.01.2013 23:48:33 Сергей Белозерский 5 февраля по Новому стилю Русская Православная Церковь праздновала Собор новомучеников и исповедников Российских. Мирским людям может показаться странным празднование, когда речь идет о лютой смерти множества невинных людей. Но Церковь видит то, что сокрыто от взора неверующих - мученики победили. Церковь видит в мучениках не только жертв беззакония - но и торжествующих победителей, победителей в битве вселенских масштабов, более великой, чем все битвы в истории. Как говорит Откровение, “И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. (Откр.12:10,11)”. Писание открывает нам, что мироздание - арена огромного сражения. Это не конфликт, где сила ломит силу - сатана всего лишь творение, в отношении могущества он не соперник Богу. Это битва истины и лжи. Это не схватка за ресурсы или территории - вся вселенная итак принадлежит Богу. Это битва за сердца людей. Это не битва в которой торжествует сила - это битва, в которой торжествует правда. Русское слово “мученик” передает греческое “мартир”, буквально, свидетель, тот, кто засвидетельствовал истину перед лицом воинствующей лжи - лжи идолопоклонства и безбожия. Пропаганда старательно создавала образ “толстого попа”, который “живет обманом” и рассказывает трудящимся “сказки о Боге” чтобы безбедно существовать за их счет. Людей уверяли, что “попы и сами в Бога не веруют”, и служат исключительно ради каких-то материальных выгод. Вскоре, однако, оказалось, что единственная материальная выгода, которую можно было приобрести за верность Христу и Его Церкви - гонения и лютая смерть. Лишение возможности находить пропитание, что было особенно тяжко для многодетных священников, зверские пытки и убийства, “суды” по фантастическим обвинениям, заключения в лагеря в самых бесчеловечных и мучительных условиях, расстрелы - все это претерпели мученики ради имени Христова.

http://radonezh.ru/analytics/nizverzheni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010