Эти тексты (тропарь и кондак) неоднократно будут звучать и в Сочельник, и в сам праздник Рождества, и в попразднство (которое длится до 13 января). Время служения праздника в разных храмах отличается. У нас в храме Всенощное бдение начинается 6 января в 23:00 и плавно перетекает в Литургию. Служба заканчивается примерно в 3:00 ночи. На Всенощном бдении читается Евангелие о Рождестве Христовом по Матфею (Мф. 1:18-25). На Литургии читается продолжение: «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока…» (Мф. 2:1-12). Также читается отрывок из послания апостола к Галатам: 4 Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под Законом, 5 чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы получить нам усыновление. 6 А поскольку вы – сыны, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отец!». 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник – благодаря Богу. (Апостол: Гал. 4:4-7). Этот отрывок раскрывает ключевую идею, которая проходит через все послание к Галатам – усыновление. Все люди, все верующие, получают статус детей Божьих, и по этому праву обращаются к Богу как к отцу. Особый день попразднства – Собор Пресвятой Богородицы (8 января). Особым днем также является первое воскресенье после Рождества Христова – день памяти святых праведных Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова, брата Господня. Читается Евангелие о бегстве Святого Семейства в Египет, об избиении Иродом младенцев в Вифлееме, о возвращении из Египта и поселении в Назарете во исполнении пророчеств (Мф. 2:13-23: «Когда волхвы отошли…»). Однако, когда Рождество выпадает на воскресение, то этот день памяти празднуется 8 января и совпадает с Собором Пресвятой Богородицы. 19 января празднуется Богоявление (подразумевается праздник Крещения Господня, хотя, как сказано выше, словом Богоявление можно обозначить оба праздника: Рождество и Крещение, которые ранее отмечались в один день). 15 февраля (на 40-й день после Рождества Христова) мы замыкаем Рождественский цикл, начатый Рождественским постом, и празднуем Сретение Господне.

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

1 . Но умолчим о том, что не может быть объяснено, потому что ни безмерность Его благодеяний, ни воздаяние не имеют меры, и теперь время нам спросить совета об этом у самого верного и самого явного Его свидетеля, апостола Павла. Он может наиболее верно сказать нам всё о Боге, ибо через него всегда [Col. 41] по наитию говорил Бог . Поэтому нижеследующим образом свидетельствует о благодати и пришествии Господа Бога нашего посланный для опровержения заблуждения языческого суеверия избранный учитель язычников: явилась, говорит, благодать Бога и Спасителя нашего для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит.2:11–13 ). Доказательство из Павловых Посланий 2 . Явилась, говорит, (254) благодать Бога Спасителя нашего. [Здесь] он удачно воспользовался подобающим словом, чтобы показать новую благодать и наступление рождества. Ведь, говоря явилась, он изобразил начало новой благодати и рождества, потому что с этого времени начал появляться дар новой благодати, с которым явился Бог, родившийся в мир. Итак, он приличествующим и подобающим свойством слова, словно указанием перста, представил этот свет новой благодати. Ибо совершенно верно говорится явилась о том, что представлено как внезапный свет явления. Подобно сему в Евангелиях мы читаем, что восточным волхвам явилась звезда ( Мф.2:7 ). И в Исходе говорит: явился Моисею Ангел в пламени огня из тернового куста ( Исх.3:2 ). 3 . Ибо во всех и этих, и других святых явлениях Писание положило, что должно быть употреблено именно это слово, чтобы показать явление того, что сверкало необыкновенным блеском. Поэтому и апостол, зная о пришествии небесной благодати, которая явилась при наступлении святого рождества, изобразил ее словом сияющего явления: он сказал, что явилось то, что блистало сиянием нового света. А потому явилась благодать Бога, Спасителя нашего. Разве можешь ты привести здесь в оправдание что-нибудь якобы из двусмысленности имен,чтобы сказать, что иной есть Христос, а иной – Бог ? Так что же ты отторгаешь Спасителя от достоинства Его имени и отделяешь Господа от Божества?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

I. Января 6-го Св. Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. День Крещения Господня есть один из великих двунадесятых праздников и празднуется так же торжественно, как и день Рождества Христова, Все время от Рождества до Крещения называется святками. Их, по указанию Церкви, мы должны проводить в духовном торжестве, размышляя о событиях в Вифлееме и на Иордане. Праздник Крещения называется еще праздником Богоявления, Просвещения и праздником Светов. Богоявлением Он называется потому, что при крещении Спасителя явились миру все три Лица Пресвятой Троицы. Из отверстых небес «и Дух Святый нисшел на Него в телеснам виде, как голубь» (т. е. на крестившегося Сына Божия, – второе Лицо Троицы), и был глас (Бога Отца) с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение». Называется Богоявлением и потому еще, что при крещении Иисус явлен был Своему Предтече и затем уже всему миру как истинный Мессия. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не тот день, в который родился Спаситель, должно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, но через крещение, почему Богоявлением называется не тот день, в который родился, а тот, в который крестился». Просвещением и праздником светов день сей называется потому, что через крещение Спаситель явился миру как истинный Мессия, Бог, Который пришел на землю просветить «народ, сидящий во тьме», с явлением Его «увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф.4:16 ). В древней Церкви в навечерие праздника просвещались, т. е. принимали Крещение, оглашенные. При совершении Таинства горело много светильников, да и при водоосвящении стояли с возжженными свечами в руках. Отсюда и произошли наименования праздника «Просвещения», «светова». II. Богослужение в праздник Крещения походит на службу в день Рождества. а) Скажем сначала о богослужении накануне праздника Богоявления Господня. Накануне праздника (сочевник) положен строгий пост. аа) После утрени поются царские часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Что же касается Богоматери, то Она — выше всех людей, как объяснил это Дух Святый чрез Ангела, сказавшего Приснодеве Марии: «радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1:28, 30). Что отвечать сектантам, когда они клевещут, говоря, что Божия Матерь имела, будто, детей после Христа Господа?   Должно говорить, что никогда никто не докажет, что у Богоматери были дети, кроме Спасителя. Богородица пребыла Приснодевой, то есть была Девой до рождества, во время рождества и после рождества Господня. Об этом пророчествовал еще прор. Иезекииль: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез 44:2). На каком основании христиане называют Богоматерь Царицей Небесной?   Христос есть Царь неба и земли, и естественно Мать Его — Царица, и почтение должно воздавать Ей, как Матери Царя. Что должно разъяснять сектантам, когда они безумно сравнивают Богоматерь, которую мы называем Царицей Небесной, с Астартой, и говорят, что прор. Иеремия будто бы обличает наше почитание Богородицы, которой мы печем пирожки, то есть просфоры (Иер. 44:15—19)?   Нужно разъяснять сектантам, что пророк Иеремия обличал Иудеев, живших в Пафросе, в земле Египетской, в том, что они кланяются Астарте (идолу), называют ее «башней неба», кадят, возливают возлияния и пекут пирожки с изображениями ее. Но то было тогда, когда Богоматери еще не было. Затем идольское изображение нельзя приравнивать к Богородице, потому что никакой Астарты в действительности нет, а Приснодева Мария есть; Она от Духа Божия родила Сына Божия, Царя Небесного, и разумно, поэтому, называть Ее Царицей Небесной. Почему христиане молятся Богородице: «спаси нас», как скоро спасает Христос, а не Она?   Божия Матерь спасает нас Своими молитвами и благодатию Сына Своего. Даже Ап. Павел говорит: «не спасу ли некоторых из них» (Рим. 11:14). Не тем ли более может спасти Божия Матерь?!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А это если и выражается словами, то непонятно; если же и понимается, то необъяснимо. Радуйся, Матерь Божия, одна Раба собственного Сына, и притом по естеству; после Тебя нет матери девы, когда блаженное девство достигло прежнего нетления, бывшего в раю. Радуйся, Принявшая Бога, световидная Стихия Божественной беспредельности; Твоим малым чревом объемлется Беспредельный, объемлющий Собою все концы. Радуйся, Богородица в собственном и истинном смысле, приводящее в трепет Соединение человеков с Богом; чрез Тебя небесное соединено с земным, человеческое – с Богом, Божественное – с человеком. Радуйся, Чертог, украшенный девственными дарами для Того, Кто говорит в Песнях: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). О соединении Его с плотью говорится в следующих словах: Пойдите и посмотрите... на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его ( Песн.3:11 ). Радуйся, Агница, бесплодная для брака и родившая от Божественного зачатия; от Тебя происшел Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин.1:29 ). Радуйся, Светлое Облако, молитвенно осеняющее нового Израиля в пустыне жизни; из Тебя услышаны благодатные установления; из Тебя воссияло Солнце правды, освещающее все лучами нетления. Радуйся, Светильник, золотой и твердый Сосуд Девства; светильнею Сего Светильника служит благодать Духа, а елеем – святое тело, заимствованное из чистой плоти; отсюда происходит невечерний Свет – Христос; Ты осияла вечною жизнью сидящих во тьме и тени смертной ( Лк.1:79 ). Радуйся, Благодатная! ( Лк.1:28 ); Ты и по самому делу, и по имени вожделеннее всякой радости; из Тебя пришел в мир Христос – непрестанная Радость, Исцеление Адамовой печали. Радуйся, Рай , Место, которое блаженнее Едема; в сем Раю опять зазеленело всякое растение добродетели и явилось Древо Жизни; причащаясь Его, мы возвращаемся в прежнюю жизнь, между тем как «пламенное оружие плещи дает» 25 , как написано. Радуйся, град великого Царя ( Пс.47:3 ) – скажу словами Давидовыми, – в Котором отверсто Царство Небесное и земнородные, написанные в числе граждан, радуются; в Котором слышны повествования великие и удивительные для всех языков и умов, во Христе Иисусе, Который чрез Тебя помиловал меня; за что я, бедный и неразумный, должен был божественно возвеличить бесчисленные Твои похвалы; Ему же подобает всякая слава, и честь, и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Идущий вперед в начале пути всегда желает хоть немного задержаться в тени добродетели. Думаю, поэтому и Рождество Иисуса началось в тени, а завершилось не в тени, а в истине: «Дух Святой, – сказано, – найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» 260 . Рождество Христово началось с тени: не только в Марии от тени началось Рождество, но и в тебе, если будешь достоин, родится Слово Божие. Сделай так, чтобы быть в силах принять тень Его и, когда станешь достоин тени, придет к тебе, я бы сказал, тело Его, дающее тень; ибо «кто верен в малом, будет верен и во многом» 261 . «Тень Его я полюбила и села там». Ты видишь, что не вечно она остается в тени, но оттуда взойдет к лучшему, говоря: «И плод Его сладок для гортани моей». Я, говорит она, желала покоиться в тени Его, но Он покрыл меня Своей тенью, и я даже плодами Его насытилась и говорю: «И плод Его сладок для гортани моей» 262 . «Введите Меня в дом вина» 263 . Жених был снаружи, в объятиях Невесты, и покоился «посреди грудей ее». Многочисленные девицы не таковы, чтобы удостоиться принимать Жениха в своем доме: ибо «множеству внешних все говорится в притчах» 264 . Как боюсь я, чтобы и мы не стали «множеством девиц»! «Введите Меня в дом вина». Почему так долго Я остаюсь за дверью? «Се, стою у двери и стучу; если кто отворит Мне, войду, и буду вечерять с ним, и он со Мною» 265 . «Введите Меня». И ныне то же гласит Слово Божие; се, Христос говорит: «Введите Меня». Вам, оглашенные, говорит Он: «Введите Меня» не просто в дом, но «в дом вина»; пусть исполнится вином радости 266 , вином Святого Духа, душа ваша, и так вы введете в свой дом Жениха, Слово 267 , Мудрость 268 , Истину 269 . Ибо это говорится и тем, кто еще несовершенен: «Введите Меня в дом вина». «Установите Мой порядок в любви» 270 . Как изящно сказано: «Установите Мой порядок в любви»; ибо у многих любовь беспорядочна: что надлежит любить в первую очередь, они любят во вторую, а что во вторую – в первую, что следует любить в-третьих, любят в-четвертых, а то, что в-четвертых – в-третьих, и порядок любви у многих оказывается извращен. У святых же порядок любви правилен. Хочу привести некоторые примеры, дабы вы поняли сказанное: «Установите Мой порядок в любви».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

История спасения начинается тогда когда Бог приходит в мир. И в Неделю по Рождестве в Евангельском чтении мы слышим продолжение удивительной и непостижимой истории Боговоплощения. На иконе Рождества Христова или в композициях Вертепа, который в эти дни создается на приходах, мы видим сразу всех участников Рождественских событий: и ангелов, и пастухов, и волхвов. Конечно же, иконография являет прежде всего богословский смысл Рождества – поклонение творения – неба и земли – Воплотившемуся Сыну Божьему. Между тем в истории Рождества сначала появились ангелы, затем к Вертепу пришли пастухи и только по прошествии длительного времени (В которое произошло и Обрезание и Сретение) прибыли волхвы, чтобы найти Богомладенца уже не в Вертепе, не в яслях, а в доме. Преодолев длинный путь, волхвы приходят в Иерусалим и спрашивают: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Вот тогда, услышав о другом царе, встревожился царь Ирод, а вместе с ним и весь Иерусалим пришел в смятение. «Где должен родиться Христос?» – спрашивал Ирод первосвященников и книжников. И люди, посвятившие свою жизнь изучению и толкованию Закона и пророков, без всякого сомнения, открывают Божественную тайну человеку, который не только погубил только множество не в чем неповинных душ, но в своем безумии и борьбе за власть казнил также жену и сына. Книжники рассказали Ироду, что Христос должен родиться в Вифлееме, потому что так возвещено Богом через Малахию, последнего пророка Ветхого Завета: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля» (Мих.5.2) Ироду неведомо, что Младенец не просто Царь Иудейский, но Царь мироздания и Царство Его свыше. Во что бы то ни стало Ирод решает погубить Того, Кого волхвы называют Царем Иудейским. Ирод просит волхвов все разузнать о Младенце, якобы для того, чтобы поклониться Ему. Но мудрые волхвы, вразумленные свыше, уже не возвращаются в Иерусалим и «иным путем отходят в страну свою».

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Когда-то в древности праздник Рождества тоже назывался Пасхой, а слово «пасха» означает «переход». Ибо Рождество Христово – тоже о переходе, о вечном шествии человеческом к славе, полноте, победе. Пора понять, что Бог не философское утверждение, не математическая выкладка, что все споры о Нем на основе «научных» рассуждений – пустая трата времени. Пора понять, что Бог – это Тот, Кто является мне, обращается ко мне всей правдой, всей силой, всем светом Рождества и Пасхи, вифлеемской звезды и Голгофской ночи, Креста и Воскресения. И с тех пор как вошел в мир этот Младенец, с тех пор как мы знаем о Нем все то, что мы знаем, с тех пор как мы постоянно видим Его лик, слышим Его голос, Бог для нас – не доказательство, не вывод, а опыт, и опыт этот не уничтожить. Мудрецам с Востока, достигшим вифлеемской пещеры в поисках Истины, дано было в ответ на их искание увидеть таинственное событие, которое изменило ход человеческой истории. Но ведь и нам заповедано искать. И всякий, кто ищет, кто не может удовлетвориться дешевыми ответами, кто способен различать небесный путь звезды, придет к той же ночи, когда засиял свет славы Божественной, когда загремела над миром ангельская песнь и вошел в мир Бог, указавший человеку истинную цель его жизни. Две власти 100 Едва только прикоснулись мы к радости Рождества, этого праздника мира и благоволения, излучаемых образом вифлеемского Младенца, как Евангелие призывает нас стать свидетелями страшной злобы против Него – злобы, которая уже никогда не прекратится, никогда не ослабеет, так что и в наши дни нет, кажется, у иных правительств и государств более насущной задачи, чем борьба с Христом и верующими в Него. Вот евангельский рассказ о первом ответе земной власти на радость, зажегшуюся в вифлеемской пещере: Когда же Иисус родился в Вифлееме во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился... И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них; где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

( Мих. 5,2 ). 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. 8 И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце; и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась нам местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду они возрадовались радостью весьма великою. 11 И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и падши поклонились Ему, и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладон и смирну. 12 И получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Ст. 1–2. Кто такие восточные мудрецы, приходившие на поклонение родившемуся Спасителю? Что такая за звезда, их приводившая? Почему именно по явлению звезды мудрецы узнали о рождении Спасителя? Волхвы, или мудрецы – это ученые люди, особенно те, которые занимались наукою о звездах (Астрономией), по их мнению, всякий человек, живущий на земле, имеет свою звезду на небе, – великий человек большую звезду, незначительный человек малую. Сообразно их мнению, Господь и указал им рождение Спасителя явлением звезды на небе. Мудрецы эти были из Аравии или Персии. Знали они о пришествии Мессии, царя иудейского, по предсказаниям о том пророков, на пр. пророчествовавшего в тех странах некогда Валаама ( Числ. 24,17 ), и по ожиданию Мессии иудеями. Звезда, явившаяся мудрецам, была неестественная: это было особое явление по повелению Божию. Евангелие недели по Рождестве Христове Какое воспоминание соединяется с неделею по Рождестве? В неделю по Рождестве совершается память св. Богоотец, т. е. в сию неделю благодарно прославляются церковью пресв. Богородица и св. праведные Иосиф обрученник, Давид царь и Иаков, брат Господень по плоти , сын Иосифа от умершей жены его. Прославляются: пресв. Богородица, она была орудием воплощения Бога Слова; поименованные святые, они были ближайшими свидетелями воплощения. Какое евангелие сей недели? В нем благовествуется об удалении Иосифа, по повелению ангела, с Богомладенцем Иисусом Христом и Мариею Матерью Его во Египет, – от Ирода, искавшего погубить Богомладенца. Матф. 2, 13–23 , Зач. 4. Мф.2:13 . Когда волхвы отошли: се, Ангел Господень является во сне Иосифу, и говорит: встань возьми Младенца и матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Мф.2:14 . Он встал, взял Младенца и матерь Его ночью, и пошел в Египет. Мф.2:15 . И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. ( Осии 11,1 ). Мф.2:16 . Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал убить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Мф.2:17 . Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Но что далее? Волхвы принесли дары, и ушли «в страну свою». Пророческие книги возвестили только то, что Христу надлежит родиться «в Вифлееме Иудейском». Пастухи, хотя и «славя и хваля Бога» ( Лк.2:20 ), но все же возвратились к своим стадам. И никто из этих свидетелей никому прямо не указал на Младенца! Святое семейство скоро ушло в Египет. Пастухи продолжали наполнять землю слухами. Волхвы, придя в свою землю, хранили глубоко в сердце то, что видели и слышали. Для кого же все это было? Похоже, – только для Марии, Которая «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» ( Лк.2:19 ). Упало в землю горчичное зерно, малейшее из всех. Прикоснулась к пораженному грехом, мертвому естеству Божественная закваска. Встревоженная ангельским пением, ночная тьма снова сомкнулась. И будет еще долго торжествовать, пока не придет час, и пока ее окончательно не разорвет свет Христова Воскресения. О видении на расстоянии. Суббота по Рождестве Христовом Мф.12:15–21 1Тим.6:11–16 Сегодня, в субботу по Рождестве Христовом, Евангелист Матфей приводит слова Пророка Исаии о Иисусе Христе. Но зачем очевидцу жизни Господа ссылаться на того, кто жил несколько сотен лет назад? Зачем указывать на то, что является только тенью событий? Но часто взор только на расстоянии может охватить всю картину. А тень порой может подчеркнуть то, чего не замечаешь, разглядывая сам предмет. Итак, перед нами – повседневные дела Господни. В очередной раз «последовало за Ним множество народа», в очередной раз Он «исцелил их всех», и в очередной раз тщетно «запретил им объявлять о Нем». Все видят великого чудотворца. А Исаия смотрит издали, и вот что открывается его взору: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы». Разве могли это увидеть те, кто со своими бедами и нуждами ходил за Ним? А Пророк увидел только это, и не увидел ни чудес, ни власти над стихиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010