357 Имя Захария означает “воспомянутый Господом”. Захария – отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии содержится в 1 главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды (священники были разделены Давидом на 24 чреды, и во главе одной из них был поставлен Авия) и мужем Елизаветы, родственницы Пресвятой Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. После наречения рожденного сына он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было пророка в Израиле. Предание о смерти Захарии изложено ниже (см. стр. 1). 361 Имя Елизавета означает “Бог есть клятва ее”. В Ветхом завете так звали жену первосвященника Аарона, брата Моисеева. В Новом Завете Елисаветой называется жена священника Захарии, из рода Аарона, мать Иоанна Крестителя и родственница Пресвятой Девы Марии Богоматери. 362 Иоанн Предтеча и Креститель Господень был сын Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его. Он родился за 6 месяцев до рождения Господа Иисуса. Память великого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна Святая Церковь совершает 7 раз в году: 23 сентября (6 октября) – в честь его зачатия, 24 июня (7 июля) – в день его рождения, 29 августа (11 сентября) – в день усекновения его главы, 7/20 января – на другой день Крещения Господня, 24 февраля (9 марта) в память 1 и 2 обретения его главы, 12/25 октября – в память перенесения из Мальты в Гатчину в 1799 году десной его руки. 363 При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. 364 Иосиф не захотел обличить Ее мнимого преступления перед всеми, чтобы не подвергнуть ее позорной и мучительной смерти, согласно закону Моисееву ( Втор. 22, 23–24 : “Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя”). Он намеревался тайно отпустить ее от себя, не оглашая причины этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

А Елисавета зачала, и не сообщала об этом никому пять месяцев, и говорила сама себе: «Так сотворил мне Господь, призрел на меня, чтобы снять с меня поношение перед людьми». (В ветхозаветные времена отсутствие детей считалось знаком немилости Божией). Рождение Иоанна Предтечи Когда Иоанн родился, все родственники и соседи Елисаветы радовались вместе с ней. В то время младенцам давали имя и делали им обрезание на восьмой день после рождения. Предполагали, что мальчика назовут Захарией в честь отца. Однако Елисавета уверенно сказала: «Нет, его нужно назвать Иоанном». Удивленные родственники сказали: «Почему так? Никого у нас в семье не звали Иоанном». Они пошли к Захарии, еще безгласному, узнать какое имя изберет он. Захария попросил табличку для письма и написал на ней: Иоанн. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них, все почувствовали, что произошло чудо. Слух об этом распространился по всей Иудее. И говорили люди между собой: «Кем же будет этот ребенок, когда вырастет? Несомненно рука Господня на нем». В песне, славящей Иоанна, Захария произносит вдохновленное Святым Духом пророчество: «И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися, предъидеши бо пред лицеем Господним, уготовати пути Его». Иоанн рос и возрастал духом. Юношей он ушел в пустыню, чтобы жить молитвою и постом «до дня явления своего Израилю». Песнопения Нового Завета Евангелие от Луки открывается повествованиями о рождении святого Иоанна Крестителя и Рождестве Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В первых двух главах содержится несколько песнопений. Всем известны слова архангела Гавриила к Матери Божией: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах». Архангел Гавриил обращался и к Захарии. Найдите в Евангелии от Луки это место. И еще там есть три песни Богородицы, Захарии и Симеона Богоприимца. Первую и последнюю из них вы каждый раз слышите за Всенощной. Мы приводим их так, как они звучат в храме, – по-славянски. Сравните их с русским переводом в вашем Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В те дни зачала Елисавета, жена Захарии, и пять месяцев скрывала себя от всех, говоря: “Так мне сотворил Господь в эти дни, когда Ему угодно было снять с меня поношение между людьми”. Настало же время Елисавете родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что явил Господь великую милость Свою над нею, и радовались с нею. И было: в день восьмой пришли обрезать дитя, и хотели назвать его, по имени отца его, Захарией. И на это мать его сказала: “Нет, но будет он назван Иоанном”. И сказали ей: “Никого нет в родне твоей, кто назывался бы этим именем”. И спрашивали знаками отца его, как бы он хотел назвать его. И, попросив дощечку, он написал так: “Иоанн – имя ему”. И удивились все. И тотчас раскрылись уста его и язык, и он говорил, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них, и по всей горной стране Иудейской говорили обо всех этих событиях. И все слышавшие положили это на сердце свое, говоря: “Чем же будет это дитя?” Ибо рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, говоря: “Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему. И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред лицом Господа – приготовить пути Ему”. Дитя же возрастало и укреплялось духом; и был он в пустынях до дня явления его пред Израилем. Лк 1:24–25, 57–68, 76, 80 По 50м псалме стихира, глас 2: После 50 псалма стихира, глас 2 Иже из чрева матерня освящся/и пророчества прием исполнение,/днесь от неплодныя раждается,/Господне пришествие проповедая ясно:/покайтеся, приближися бо Царство Небесное. От чрева матери освященный/и принявший пророчества полноту,/в сей день от неплодной рождается,/пришествие Господне провозглашая ясно:/“Покайтесь, ибо близко Царство Небесное!” Канона два: первый, творение Иоанна монаха, со ирмосом на 8, глас 4. Канона два: первый, творение преподобного Иоанна Дамаскина, со ирмосом на 8, глас 4. Другой канон, творение преподобного Андрея Критского, на 6, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Воздадим же всеми силами сердец наших хвалу, и честь, и безмерное благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Святой Троице, положившей Рождеством Пресвятой Богородицы начало спасения нашего Сыном Божиим. Аминь. 1957 г. В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова О как велико, о как преславно имя возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа — Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Я думаю, что если Господь наш Иисус Христос назвал Своего Предтечу и Крестителя величайшим из всех рожденных женами, то вслед за этим величайшим надо было бы поставить возлюбленного ученика Господа Иисуса, а вслед за ним великого Первоверховного Апостола Павла. Безмерно огромное дело совершили все Апостолы Христовы: они вошли в брань, в смертную брань с тьмой века сего. Они разогнали эту тьму — тьму языческую, тьму страшную — тьму бесчисленных грехов. Они все, кроме возлюбленного Господом Иоанна Богослова, кончили жизнь свою смертью мученической. Они утвердили Крест Христов над всей вселенной. Они положили конец языческому нечестию и тьме, прежде всего и больше всего — святые Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Только благодатью их Евангелий святых воссиял над всем миром свет Христов. Не безмерно ли велико это? Не нужна ли была им особая от Бога ниспосылаемая сила благодати Его? Могли ли они своей силой, своим умом и сердцем совершить это? О, конечно, не могли. И знаем мы, что всем им была ниспослана, по обетованию Господа пред Вознесением Его на небо, ниспослана особая, величайшая благодать Всесвятого Духа Божия. Все получили огненные языки на главы свои и благодать, великую благодать для проповедания Евангелия Христова на всех языках. Знаем, что св. Апостол Павел, которого иногда называют вторым по Господе Иисусе Христе основателем христианства, получил особую, величайшую благодать, о которой читаем в его послании к Коринфянам. Послушайте, что говорит об этом сам святой Апостол: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Значит, для того, чтобы восприняли мы и сие высокое достоинство, требуется от нас только одно — чтобы мы любили Христа и соблюдали святые Его заповеди и не запирали сердца своего, когда Он стучится к нам или через ниспосланное для нашего вразумления слово Свое, или через скорби. Что удостоило праведного Симеона сделаться Богоприимцем и Богоносцем? То, что он был  человек праведен, чая утехи Израилевы  ( Лк.2:25 ), то, что он жил по закону Божию и ожидаемого Мессию носил в сердце прежде, нежели принял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то не воспел бы такой отрадной песни:  Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко … Ведь внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви бесполезно. Многие иудеи осязали Его и прикасались к Нему, однако это не принесло им никакой пользы. Отсюда ясно видно, что Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога. Будем, дорогие братья и сестры, стремиться к сему высокому достоинству и мы. Будем являть свою любовь к Господу соблюдением Его святых заповедей, чтобы и в наших сердцах устроил Господь для Себя светлые обители, дабы и мы могли в жизни своей сделаться Богоносцами. А при отшествии своем из этой временной жизни к жизни нетленной, вечной от всей души могли воспеть, подобно праведному Симеону:  Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко . На рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (I) Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя! [Тропарь Рождества Предтечи, гл. 4. — Ред.] Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня мы чтим память и радостно торжествуем славное рождество великого Пророка Божия и Предтечи пришествия Христова славного Иоанна Крестителя. Сам Господь научает нас так почитать и прославлять святого Иоанна Предтечу, говоря, что из рожденных женами не восставал больший его (см.: Мф.11:11 ). Сегодня день его рождения; послушаем, как повествует об этом Святое Евангелие.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

От ликующего взыграния своего чудесного младенца праведная Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:41–43 ). От этого восклицания, подтвердившего архангельское благовещение, еще совершеннее стала радость Пречистой Богоневесты о возвеличившем Ее Господе. Как сказано в Евангелии, Дева Мария пробыла в доме праведной Елисаветы около трех месяцев ( Лк.1:56 ) и все это время Богомладенец Христос находился подле младенца Иоанна, незримо питал духовными силами Своего Божества Предтечу Своего. Да, от родителей-пророков произошел на свет всехвальный пророк и Креститель Господень Иоанн. Праведная Елисавета узнала в Деве Марии Матерь Господа своего. А праведный Захария после долгой немоты отверз уста для восхваления Творца и возвещения великого будущего своему сыну: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред Лицем Господа – приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их. По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и сени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк.1:76–79 ). Воистину достойных родителей Богоизбранного младенца, праведных Захарию и Елисавету радовало не столько избавление от позора бездетности и появление у них дитяти – утехи старости, сколько предназначенный их сыну священный удел: Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей ( Лк.1:15 ). Однако не земные утешения ждали праведное семейство после рождения святого Иоанна Предтечи, и недолго им оставалось быть на земле всем вместе, – ибо мировая злоба сразу же обрушилась на будущего своего обличителя, еще в младенчестве познал Предтеча Господень свирепость гонений. Тогдашнему правителю Иудеи, царю Ироду, как и любому тирану, всюду мерещилась угроза его власти. Ирод знал пророчества о скором явлении Мессии – «Царя Иудейского», но не понимал, что Царство Мессии – не от мира сего, потому и дрожал за свой ничтожный престол. Пытаясь устранить мнимого «соперника», этот жалкий безумец решил посягнуть на пути Промысла Божия, задумал умертвить Мессию еще в младенчестве. Так Ирод организовал убийство тысяч младенцев в Вифлееме, где родился Иисус Христос. Страх Ирода вызывал и младенец Иоанн – слухи о чудесах, сопутствовавших рождеству Предтечи, разнеслись повсюду. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? ( Лк.1:66 ). Жестокий Ирод также задался вопросом: «Не он ли будет царь иудейский?» – и послал убийц в Хеврон, где жила семья праведного Захарии. Убийцы не нашли младенца Иоанна: праведная Елисавета с ребенком на руках успела бежать в горы, высившиеся посреди Палестинских пустынь.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям ( Мф. 23:35 ). Рождество Иоанна Крестителя празднуется у нас 24 июня. 7. РОДОСЛОВИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ПО ПЛОТИ ( Матф. 1:1–17 и Лук. 3:23–38 ) В двух Евангелиях от Матфея и от Луки мы находим родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном и другом не всегда совпадают. Так как св. Матфей писал свое Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Господь Иисус Христос происходит, как это надлежало Мессии, согласно ветхозаветным пророчествам, от Авраама и Давида. Он и начинает свое Евангелие прямо с родословия Господа, причем ведет его только от Авраама и доводит до «Иосифа, мужа Мариина, из неяже родися Иисус, глаголемый Христос». Возникает вопрос, почему Евангелист дает родословие Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Это потому, что у евреев не было принято производить чей-либо род от предков матери, а так как Пресвятая Дева несомненно была единственным детищем у своих родителей Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, она должна была быть выдана замуж только за родича из того же колена, племени и рода, и, след., раз старец Иосиф был из рода царя Давида, то и она должна была быть из того же рода. Св. Лука, как поставивший себе задачей показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и есть Спаситель всех людей, возводит родословие Господа до Адама и до самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

протоиерей Михаил Браверман Зачатие Пресвятой Богородицы Прославляя своих святых, Церковь обычно празднует не дни их рождения, а дни их успения – не начало человеческой жизни, а ее итог. Но есть в церковном календаре и исключения. Церковь празднует «неслыханное» Рождество Христово – и празднует дни рождения тех, кто своей жизнью послужил воплощению и миссии Сына Божиего: Его Пречистой Матери и Крестителя Иоанна. Более того, Церковь особо отмечает освященную Богом тайну возникновения их жизни. И, подобно тому, как празднуем мы Благовещение – день, в который Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о начале земной жизни Сына Божиего, так празднуем мы и дни зачатия Пресвятой Богородицы и Крестителя Иоанна. Родители Девы Марии – Иоаким и Анна – принадлежали к роду царя Давида, из которого, согласно пророчествам, и должен был прийти Христос. Их родословие восходило к Аврааму, которому было открыто свыше, что в нем благословятся все народы земные [ Быт. 12:3 ]. И так же, как Авраам и Сара долгое время оставались бездетными, так и уже пожилые Иоаким и Анна длительное время не имели детей. Чуть позже подобная история произойдет с родителями Иоанна Предтечи – Захарией и Елисаветой, о которых в Евангелии написано, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» [ Лк. 1:6–7 ]. Между тем чадородие считалось в Израиле знаком Божиего благословения: через своих потомков люди думали иметь участие в грядущем Царстве Христа – Мессии, ибо сказано было в Законе и Пророках, что придет время – и Бог посетит народ Свой. И так же, как Бог даровал Аврааму и Саре сына Исаака, так даровал Он Иоакиму и Анне дочь Марию. Она, «когда пришла полнота времен», стала Матерью Сына Божиего, предвечно от Отца рожденного. Так исполнилось то, что было обещано Аврааму, и об этом апостол Павел напишет: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» [ Гал. 3:16 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слабые глаза возбуждаются и привыкают к свету, если наперед поставляют пред ними слабый свет светильника; напротив, когда вдруг обращают их к дневному светилу, то причиняют им страдание и боль. Так, если бы Господь и Спаситель наш, который есть истинный свет, не послал наперед блаженнаго Иоанна, как светильника; то целый мир не мог бы снести сияния света Его» 80 . По прошествии шести месяцев от рождения Иоанна последовало рождение Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии, обрученной праведному Иосифу. Оба они, Иосиф и Мария, по случаю народной переписи 81 пришли из Назарета в отечественный свой город Вифлеем, чтобы написать себя в перепись. Здесь, по причине стечения народного, им не было места в доме, и они поместились в вертепе, служившем убежищем для скота. В сем убогом вертепе преестественно родила, повила и положила в ясли младенца Иисуса преблагословенная в женах, Приснодева Мария. Зачавшийся во чреве ее от Духа Святого и восприявший от нее плоть человеческую, Господь Иисус Христос сохранил ключи девства ее невредимыми. Была ночь, когда родился Господь. Все кругом погружено было в глубокий сон; но пастыри бдели при своих стадах. Вдруг возсиял небесный свет среди поля вифлеемского и явился ангел Господень. Пастыри вострепетали от страха, но ангел сказал: «не бойтесь, я возвещаю великую радость; ныне родился вам Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащаго в яслях». Тотчас после сего явилось с неба множество других ангелов, и все они вместе воспели: «Слава в вышних Богу! и на земле мир, к человекам благоволение!» Когда ангелы удалились, пастыри поспешили на указанное место, и точно нашли чудного Младенца в яслях и, падши, поклонились Ему. По прошествии восьми дней совершено было над Божественным Младенцем обрезание по закону Моисееву, и наречено имя Ему: Иисус. Хотя Пресвятая Дева Мария, оставшись девою и по рождестве Иисуса Христа, не имела нужды в очистительной жертве, приносимой по закону Моисееву в сороковой день; но не хотела нарушить закона и, принесши сорокодневного Младенца Иисуса в храм иерусалимский, представила в дар Богу двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 июля. День апостолов Петра и Павла. [Апостолов Петра и Павла объединяет многое. И их самоотверженный труд в деле распространения Евангелия по всему миру. И то, как ревностно проповедовали они Слово Божие людям в самых разных концах земли. В этот день Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая отрекшегося от Христа, но потом покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. Икона XVI века. - С.4; 23 июля. День памяти прп. Антония Печерского. [Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в Любече. С юных лет он желал посвятить себя служению Богу. Как только к тому появилась возможность, он ушел на Святую Гору Афон, где принял постриг. Видя святость жизни подвижника и по внушению от Бога, игумен афонского монастыря отправил Антония обратно на Русь, чтобы и там тоже появилось истинное монашество. Ни один из уже существующих монастырей святого не устроил, а потому он поселился в пещере, ранее выкопанной священником Иларионом на одном из холмов Киева. Здесь преподобный продолжил свои монашеские труды, слава о которых вскоре облетела всю Русь, так что к нему стали приходить со всех краев. В дальнейшем вокруг Антония собралась община учеников, образовалась монашеская обитель. Преподобный поставил над ними игумена, а сам удалился в новую пещеру, но и вокруг той скоро стали селиться новые иноки. Так возникли Ближний и Дальний пещерные монастыри. В дальнейшем из них выросла Киево-Печерская лавра]. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Фото священника Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.  - С.5. 7 июля. Рождество святого Иоанна Крестителя. [Мать Иоанна Крестителя, праведная Елисавета, была близкой родственницей Девы Марии и вынашивала будущего Предтечу в то же время, когда Богородица носила под сердцем Богомладенца Христа. По внушению Святого Духа еще во чреве матери Иоанн узнал своего Господа, когда беременная Мария пришла в гости к беременной Елисавете: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк 1:41–44)]. Ил.: Приветствие. Эвелин Де Морган, 1883. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010