В этом вертепе вдали от перенаселённого города Святая Мария и Иосиф были одни, среди полной тишины и свободы. Так было даже лучше, ибо жизнь в гостинице среди людей вызвала бы много любопытства, праздных разговоров, соглядатайства… Год Рождества Христова вполне точно нельзя было определить даже в древности, по причине перемен в счёте времени. Однако, сверяя различные источники, установили день и год Рождества — 25 декабря (7 января по новому стилю) 747 года от построения Рима. Стояла зимняя ночь. В глубокий сон были погружены все жители Израиля, весь мир языческий. Никто не знал, что совершалось на Земле величайшее событие. Книжники и фарисеи почивали на своём законе, мир языческий утопал в пороках у подножия своих идолов. Спал Вифлеем, утомленный работами переписи, спали его окрестности… Но в долине Вифлеемской, в получасе ходьбы от пещеры, бодрствовали пастухи, держа стражу у своих стад. «9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. 10. и сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12. и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. 13. и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. 15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь.» — (Евангелие от Луки, 2). Этой ночью, одна без посторонней помощи и безболезненно Мария «роди Сына Своего Первенца, и повит Его, и положи Его в яслех». Рождество Христово совершилось ночью, ночью Господь любил уединяться для молитвенного собеседования с Богом, ночью Его схватили в Гефсиманском саду, ночью же произошло Его Воскресение… Но Мария ничего пока этого не знает. Пока Она вся в материнских чувствах, которые так выражает церковная песнь: «Держа на руках воплотившагося и облекшагося в человеческий образ Господа и лобызая Его, как Мать, Она говорила Ему: Чадо сладчайшее! Как я держу Тебя на руках Моих, — Тебя, содержащего рукою Своею всё творение?»

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Во все времена существования христианской веры гордый ум человеческий восставал против данного Христом откровения разума, добра и любви. И во все века с неослабевающей силой неслось из храмов исповедание Церкви, торжествующая песнь: Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума. И мы исповедуем что там, где есть любовь и жажда истины, происходит встреча: «милость и истина встретились, праведность и мир облобызались — милость от земли возсияла, и правда с небес приникла». Ибо в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:4-5). Смысл праздника Рождества именно в этом исповедании — Свет Разума, вошедший в мир и просиявший в нем тогда, не ушел от нас, не погас. Как луч света, приникающий в чуланы нашей души, в наше сердце и ум, входит в любящих Его Христос Бог. Постараемся и мы в оставшееся время Рождественского поста очистить свою совесть, вспомнить о самом главном в нашей жизни — и прославить Христа радостной песнью: Христос рождается — славите! Христос на земле — встречайте! Христос с небес — возноситесь! Пойте Господа, вся земля! Поздравляю всех вас с Зимней Пасхой — радостным праздником Рождества Христова. Да воссияет свет Христов в душе каждого из нас! Аминь. Священник Алексий Чумаков. Настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США). Из приходского листка храма за 2007 год. Читайте также: Русское православие в Америке – время возможностей Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 июля, 2022 14 июля, 2022 1 апреля, 2023 28 марта, 2023 18 марта, 2023 23 января, 2023 26 декабря, 2022 1 сентября, 2022 22 июля, 2022 19 июля, 2022

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-rozhdestv...

Вопрос 87. Какие существуют церковные заповеди 54 ? Ответ. Главных заповедей Церкви девять 55 . Во-первых, молиться Богу со смиренным и сокрушенным сердцем и тщательно соблюдать все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерню и поучение, о чем так нас учит Писание: «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). И еще: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). И в другом месте тот же самый Павел говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ). Вопрос 88. Какая вторая церковная заповедь? Ответ. Христианину следует ежегодно держать и соблюдать четыре определенных поста. Первый, перед временем Рождества Христова, начинающийся пятнадцатого ноября 56 . Второй, называемый Великим постом, установлен Христом, как говорит Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Третий [пост], святых Апостолов, который Церковь определяет начинать после седмицы Пятидесятницы. Он называется Апостольским, потому что в это время святые Апостолы, выходя проповедовать Евангелие, совершали пост, что видно из Деяний: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (13:3). Четвертый пост – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который начинается первого августа и заканчивается на праздник Успения, пятнадцатого числа этого же месяца. Кроме того, он должен поститься по средам и пятницам, но не по субботам и воскресеньям (это запрещено 66-м правилом святых Апостолов 57 ), за исключением Великой Субботы. Церковь также назначает четырнадцатое сентября, как Воздвижение Святого Креста, когда должен соблюдаться пост, потому что в этот день мы совершаем воспоминание страданий нашего Господа, читая Евангелие, где об этом рассказано. Кроме того, двадцать девятого августа, чтобы почтить постом Усекновение главы [Иоанна] Предтечи. Кроме того, в некоторые определенные дни Церковь запрещает нам поститься, как например, со дня Рождества Христова до Богоявления, всю Светлую седмицу и неделю по Пятидесятнице. Также в неделю предвозгласную 58 и сырную. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин. Вопрос 89. Какая третья церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Глас 6 …восхотев бо живым из невидимой//и видимой природы составить меня… – Речь идет о человеке как соединении духовного и материального начал. В «Диалектике» того же Иоанна (гл.32) отмечено: «Единая ипостась может быть составлена из различных природ, как человек сложен из души и тела (…) и то и другое остается неслиянным, о чем свидетельствует разделение, приходящее со смертию». …из земли мое тело изваяв,//душу даровал Ты мне//животворящим вдуновением Твоим. – Ср. Быт. 2:7 : «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». …на земле живых упокой… – Ср. IIc. 26:13: «Увижу благость Господа на земле живых». Христианская традиция относила эти слова к жизни загробной. Глас 7 По образу Твоему и подобию… – Ср. Быт. 1:26 : «И сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». …обладать Твоими тварями… – Ср. там же: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». ЯМБИЧЕСКИЙ КАНОН НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Эпиграмма в антикизирующем вкусе из двух элегических дистихов 9для византийской сакральной эпиграммы более характерны ямбические триметры). Акростишный характер последующего текста не мог быть соблюден в переводе. Песнь 1 …Рукою чудотворною смиряя хлябь… – Речь идет о переходе древнего Израиля во главе с Моисеем через Красное море ( Исх. 14 ). Первая песнь канона соотносит тему (в данном случае – Рождество) с этим переходом; вторая (нормально, как сказано выше, отсутствующая) – с грозной проповедью Моисея в пустыне; третья – с благодарением Анны, родившей Самуила ( 1Цар. 2 ); четвертая – с пророчеством Аввакума; пятая – с молитвой пророка Исайи ( Ис. 26:9–20 ); шестая – с молитвой пророка Ионы ( Иона 2:3–10 ); седьмая – с молитвой Азарии ( Дан. 3:25–45 ); восьмая – с песнью трех отроков в пещи огненной ( Дан. 3:52–90 ); девятая – с песнью Богородицы ( Лк. 1:46–55 ). …Неопалимой Купины подобие… – Бог явился Моисею в пламени, объявшем куст, но не сжигавшем его ( Исх. 3:2–3 ); так божественная природа воплощаемого Иисуса Христа, по своему существу огненная (ср. Втор. 4:24 : «Господь (…) есть огнь поящающий»), не тронула ни человеческой природы Девы Марии, ни ее девства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Да, родительское смирение вовсе не означает самоуничижения и не уменьшает почтения со стороны детей. Наоборот, подлинное смирение возвышает – а мелочная, нервическая забота о собственном «авторитете» свидетельствует, с одной стороны, о гордыне, а с другой – о глубинной неуверенности в себе и своих достоинствах. Этому учит нас и сегодняшнее апостольское чтение – несомненно, выбранное не случайно для отдания праздника Рождества Богородицы: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп.2:5–9 ). Не почитал хищением – значит, был уверен в том, что Божественное достоинство действительно принадлежит Ему, и ничто не может лишить Его этого достоинства. Ничто – в том числе и собственное смирение. Как это справедливо и в отношении родительства! Здесь, как и во всем остальном, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ). Итак, сегодня мы прощаемся с праздником Рождества Богородицы, но не прощаемся с Самой Богородицей! Ибо Она всегда с нами и невидимо для нас помогает нам. Каждый день мы молитвенно призываем Ее в наших домашних молитвах и за богослужением, видим Ее облик на святых иконах и Она – в нашей памяти. Но, призывая Ее, будем же и мы просить Ее не только о помощи, спасении, здоровье и благах небесных и земных, а и сами стремиться к тому, чтобы оказаться хотя бы немного достойными Ее небесной помощи. Будем же исправлять свои нравы, будем же подражать Пресвятой Богородице и Ее праведным родителям в духовной мудрости, любви и смирении, чтобы и наша земная жизнь принесла достойные плоды и еще ярче расцвела в Царствии Бога и Отца, Которому вместе с Его Сыном и Святым Духом подобает всякая слава во веки веков, а нам – надежда на спасение молитвами Пресвятой Владычицы Богородицы и Ее святых родителей – богоотец Иоакима и Анны!

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Днем Благовещения, как на Западе, так и на Востоке, всегда считается 25 марта. Для такого определения календарного дня праздника есть две причины. 1 . Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (7 января по н. ст.) – дня, который с IV века сначала на Западе, а затем и на Востоке считается днем Рождества Христова. 2 . В александрийской и византийской хронологических системах число и месяц Благовещения и Распятия (или Пасхи), то есть 25 марта, объединяло оба праздника. Это было возможно по той причине, что некоторые части разных поместных Церквей до первого Вселенского Собора праздновали Пасху не по лунному календарю, а как неподвижный праздник. А 25 марта фигурирует в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского именно как день Распятия Спасителя, по римскому календарю. В начале IV века святая равноапостольная царица Елена начала раскопки в Святых местах. Найденные ею материальные свидетельства земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое здесь строительство храмов вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Его Воплощения. Так в Назарете, на том месте, где Пресвятой Деве, по преданию, явился архангел Гавриил, была построена базилика, посвященная этому событию. Есть предположение, что с этими раскопками связано и установление Благовещения как отдельного праздника. Но литургическая практика Иерусалимской Церкви V века еще не знает самостоятельного празднования Благовещению, лишь 4-й день Богоявленских торжеств посвящен воспоминанию этого события. Только в VII веке в Иерусалиме 25 марта начинает праздноваться особый праздник Благовещения. Ясные сведения о праздновании Благовещения в Константинополе появляются тоже лишь к концу VII века. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью. Событие праздника Событие праздника отражено в Священном Писании – апостол и Евангелист Лука повествует о том, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и принес ей Благую весть (отсюда название праздника): В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Другие святые Отцы также говорят что Христос произошел из утробы так, как вошел, через слух, родился так, как зачался. СКАЖЕТЕ: У Марии с Иосифом было истинное супружество: и он был мужем Марии, и Она была женой Иосифа. Ибо так сказано в Евангелии: Иаков родил Иосифа, мужа Марии ( Мф. 1, 16 ). И снова: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою ( Мф. 1, 20 ). ОТВЕЧАЮ: Хотя и истинным было супружество Марии и Иосифа, однако для истинного супружества не всегда требуется союз по плоти. Главное – это союз по духу. От супругов требуется одно – согласие на сожительство, а не на плотское совокупление. А особенно когда супружество так необычно, как у Марии и Иосифа. СКАЖЕТЕ: Почему тогда называются братиями Христовыми по плоти Апостол Иаков и Апостол Иуда, если они родились не от Марии? ОТВЕЧАЮ: У Иосифа, обручника Марии, прежде была другая жена, от которой он имел сына Иакова и других детей. Как сам Иосиф был только мнимым отцом Христа, так и его сыновья были мнимыми братьями Христа по плоти. Ибо заградятся уста говорящих неправду ( Пс. 63, 12 ). Да онемеют лживые уста, хулящие Пречистую Деву Богоматерь. Напрасно волнуется вода, извергаемая из уст змия, поскольку Благословенная в Женах имеет два крыла большого орла, то есть истинное Божие Материнство и непорочное, и Девство прежде Рождества, и в Рождестве, и после Рождества. Претыкание пятое Испускание зловонной воды из пасти змия. Загражденным устам Галвидия, точнее сказать, змеиным, хулящим непорочное Девство Марии. Снова бесится семиглавый дракон, снова на жену разъяряется и испускает зловонную от нестерпимого хуления воду из своих уст дракона, на Материнство Божие Марии. Из этого бесовского сосуда, то есть Нестория и его последователей, занимающихся такими нечестивыми делами, извергаются следующие слова: Сам Христос Марию называет Женой, а не Матерью: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой ( Ин. 2 4). И снова, вися на Кресте, Он сказал: Жено! се. Сын Твой ( Ин. 19, 26 ). И снова, когда некто возвестил Ему о приходе Его Матери, Он сказал: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне (...) Он же сказал в ответ говорившему: Кто Матерь Моя ( Мф. 12, 47–48 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Если ты не надеешься на свои слабые силы, то Она тебе говорит: «Я стена и столп», укройся во Мне от лица вражьего. Если ты стыдишься своей малости, и желаешь «возрасти в мужа совершенна» ( Еф. 4:13 ), Я – Мать, питайся молоком Моим. «Я стена и столп» по крепости Своей и Мать по милосердию Своему. Я Мать, имеющая полные молока сосцы, достаточные для питания всех чад, притекающих ко Мне. «Я – стена», могущая оградить всех, и столп, в совершенстве вооруженный всеми оружиями духовными для поражения гордых супостатов». Много столпов мы находим в Священном Писании , и среди них семь, которым можно уподобить Пресвятую Богородицу. Первый столп – ливанский: «Нос твой – столп Ливанский» ( Песн. 7:5 ). Гора Ливан, на которой был сооружен тот столп, всегда издавала кадильное благоухание. Подобно тому и Преблагословенная Дева Мария, всегда, и до рождества, и в рождестве и после рождества, в младенчестве, в отрочестве, в совершенном возрасте, и в старости, в жизни и в смерти, издавала сладчайшее благоухание духовных добродетелей. Второй столп – Давидов: «Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных» ( Песн. 4:4 ). Вот какой столп являет Собой Преблагословенная Дева Мария! «Тысяча щитов» – это тысяча пособий во всяких бедах наших, даруемых нам Преблагословенной Девой. Ты найдешь в Преблагословенной Марии лучший щит, которым защитишь себя против всякого пламени бесчинной похоти, против всякого устремления скорби и противства. В Марии все «щиты сильных», то есть все виды бесчисленных добродетелей. В Ней вера патриархов, надежда пророков, ревность апостолов, крепость мучеников, мудрость учителей, истина исповедников, чистота дев. В Ней, наконец, обретаются все добродетели всех святых, в Ней «все щиты сильных». Третий столп – из слоновой кости: «Шея Твоя как столп из слоновой кости» ( Песн. 7:5 ). Слоновая кость светла, бела, тверда и ценится у людей. Все это имеет в Себе Пресвятая Дева. Она светла благодатью Божией, бела чистотой душевной и телесной, тверда незыблемой стойкостью и крепостью против врагов, достойна пред Богом, Ангелами и людьми. Потому говорит о Ней Жених Небесный: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» ( Песн. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

И еще Давид сказал: “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”(Пс. 8, 3.). Нет ничего больше такого чуда, этого не отрицают и жиды. Такое чудо может случиться только по Божественному повелению, ибо не просто дети, но грудные младенцы прорекли. В Писании сказано: “Ты устроил хвалу”, — не из возмужалых уст Ты устроил хваление Своей Божественной силой. Ибо и при Елисее воскрес мертвый и исцелился прокаженный, и при Давиде был изгнан бес. Грудные младенцы впервые прорекли, обращаясь к Господу Иисусу Христу; они не просто говорили, но показали устремление к Богу Отцу, сказав: “Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!”(Ин. 12, 13.) Почему тогда не ангельский голос раздался? Потому что жиды назвали бы его галлюцинацией. А о детях своих они ничего не могли сказать дурного, потому что те от них родились и ими воспитывались. Еще говорит Давид: “На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах”(Пс. 118, 89.). Произносимое и растворяющееся в воздухе слово не может сохраниться навеки. И еще говорит Давид: “Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе”(Пс. 2, 7–8.). Жид скажет: “В псалме говорится о Соломоне”. Так пусть он услышит, что никогда Соломон не владел пределами земли, не поражал их жезлом железным, не разбивал своих врагов, как сосуды горшечника, но подвергался нападениям своих врагов до конца жизни. Слова Давида: “Я ныне родил Тебя” — сказаны о Рождестве Господа Иисуса Христа по плоти от Пресвятой Богородицы Марии. О предвечном и вневременном Его Рождестве Давид говорит так: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(Пс. 109, 3.); и Соломон говорит об этом: “Прежде создания гор, прежде истечения источников, прежде всех холмов Бог рождает меня”(Ср.: Притч. 8, 24–25.). Так Давид и Соломон показали, что прежде всего творения родился Сын от Отца и Бог от Бога, прежде солнца, прежде луны, прежде какого-либо народа. Исаия также говорит: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил”(Ис. 7, 14.), что значит “с нами Бог”. Если бы было одно Лицо и одна Ипостась у Божества и если бы Христос не был Единосущен Богу Отцу, но был подобен Давиду, Соломону и Моисею, то Чье Рождение от Девы предвещает пророк и Кого называет с нами Сущим Богом?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Как же земная Жена может вместить в себя Небо, носить в Себе Самого Бога? Бог наш есть огнь поядающий, – говорит апостол Павел ( Евр. 12:29 ); как же тварное естество Девы могло принять в себя этот огонь, хранить его в своих глубинах и не попалиться им, не сгореть, не уничтожиться? Ответ на этот вопрос предлагает святитель Григорий Нисский . В «Слове на Рождество Спасителя» он припоминает древний ветхозаветный прообраз Богоматери – горевшую и не сгоравшую неопалимую купину, явленную пророку Моисею возле горы Синай при его призвании к пророческому служению. Вот что повествует об этом событии библейская книга Исход: И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:2–5 ). По убеждению церковных толкователей этого библейского рассказа, и Сама Богоматерь, и чудесное зачатие и рождение Ею Богомладенца Христа были прообразованы в Ветхом Завете тем горевшим и не сгоравшим терновым кустом, в котором Моисею в образе ангела явился Бог. Ведь не зря же и Сама Богородица символически именуется Церковью «Неопалимой Купиной» – «Несгорающим Кустом». Святитель Григорий Нисский учит: Пречистая Дева, имевшая, как и все мы, тварное и подверженное всем последствиям грехопадения первых людей человеческое естество, приняв в Свое девическое чрево и нося в нем Самого Бога – по Его человечеству, не была попалена, сожжена этим, наполнившим глубину Ее людской природы, всепожигающим огнем Божественного присутствия, но, напротив, целиком пребыла нетленна. «Сию тайну, мне кажется, предузнал и великий Моисей во время бывшего ему Богоявления в огне, когда огонь попалял купину (куст) и купина не сгорала (см. Исх. 3:2 ). Что тогда предызображено было в пламени и купине, то в последствии времени ясно открылось в таинстве Рождения от Девы: как там купина горит и не сгорает, так и здесь Дева рождает Свет и пребывает нетленна».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010