Приветствие председателя Правительства РФ Д.А. Медведева участникам XXVI Международных Рождественских чтений 24 января 2018 г. 18:05 Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев направил приветствие участникам  XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Участникам и гостям XXVI Международных Рождественских образовательных чтений Ваше Святейшество! Уважаемые друзья! Приветствую вас в Москве и поздравляю с открытием XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Многие годы этот уникальный форум является значимым событием не только в церковной, но и в общественной жизни. И традиционно объединяет представителей духовенства, органов власти, деятелей науки, искусства и культуры, педагогов из разных регионов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Рождественские чтения — это всегда особая атмосфера. В этом году ваша встреча посвящена очень важной теме: «Нравственные ценности и будущее человечества». Дмитрий Лихачев писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую…» Образованных, талантливых и счастливых людей нужно растить с первых лет жизни. И уже с раннего детства формировать у ребенка правильное отношение к окружающему миру, понятия о добре и зле, чести и достоинстве, долге и справедливости, любви и доброте. Уверен, что XXVI Рождественские чтения будут полезными и интересными. Порадуют участников и гостей насыщенной программой, помогут обменяться опытом, дадут старт новым проектам, в том числе в области образования. Желаю вам плодотворных дискуссий, успешной реализации намеченных планов и всего наилучшего. Дмитрий Медведев Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5135981.ht...

Arhiva Mesajul de salut al Preedintelui Guvernului Federaiei Ruse D.A. Medvedev adresat participanilor la cele de-a XXVI-lea Lecturi internaionale educative în cinstea Naterii Domnului 24 ianuarie 2018 18:05 Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев направил приветствие участникам  XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Участникам и гостям XXVI Международных Рождественских образовательных чтений Ваше Святейшество! Уважаемые друзья! Приветствую вас в Москве и поздравляю с открытием XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Многие годы этот уникальный форум является значимым событием не только в церковной, но и в общественной жизни. И традиционно объединяет представителей духовенства, органов власти, деятелей науки, искусства и культуры, педагогов из разных регионов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Рождественские чтения — это всегда особая атмосфера. В этом году ваша встреча посвящена очень важной теме: «Нравственные ценности и будущее человечества». Дмитрий Лихачев писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую…» Образованных, талантливых и счастливых людей нужно растить с первых лет жизни. И уже с раннего детства формировать у ребенка правильное отношение к окружающему миру, понятия о добре и зле, чести и достоинстве, долге и справедливости, любви и доброте. Уверен, что XXVI Рождественские чтения будут полезными и интересными. Порадуют участников и гостей насыщенной программой, помогут обменяться опытом, дадут старт новым проектам, в том числе в области образования. Желаю вам плодотворных дискуссий, успешной реализации намеченных планов и всего наилучшего. Дмитрий Медведев Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5135985...

Arhiva Mesajul de salut al preedintelui Guvernului Federaiei Ruse D.A. Medvedev adresat participanilor la cele de-a XXIV-lea Lecturi internaionale educative de Crciun 26 ianuarie 2016 19:00 Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев направил приветствие участникам XXIV Международных Рождественских образовательных чтений . Ваше Святейшество! Уважаемые друзья! Сердечно приветствую вас в Москве и поздравляю с открытием XXIV Рождественских чтений. За годы существования Форум приобрел международный статус и стал крупнейшим событием не только церковной, но и общественной жизни. Уникальной диалоговой площадкой, объединяющей представителей духовенства, органов власти, педагогов из разных регионов страны и зарубежья для обсуждения важнейших вопросов, связанных с образованием, просвещением и воспитанием подрастающего поколения. Нынешние Чтения посвящены очень важной теме: «Традиция и новации: культура, общество и личность». Сегодня, в век глобализации, необходимо учить молодых людей бережно относиться к родному языку, знать свою историю, уважать традиции и обычаи народов нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Именно на это направлены уроки основ религиозной культуры, которые проводятся в школах, а также многие государственно-церковные проекты и программы. Уверен, что Форум будет интересным и плодотворным. Порадует участников и гостей многообразием мероприятий: дискуссиями и круглыми столами, выставками, концертами и спектаклями. А предложения, подготовленные в ходе вашей встречи, послужат совершенствованию педагогической деятельности, как православных, так и светских образовательных учреждений, будут способствовать улучшению воспитательной работы с детьми и молодежью. Желаю вам успехов и всего самого доброго. Д. Медведев Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4355836...

Приветственная телеграмма первого вице-премьера Правительства РФ Д.А. Медведева участникам XV Рождественских образовательных чтений 31 января 2007 г. 20:49 Первый вице-премьер Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев направил приветственную телеграмму участникам XV Рождественских образовательных чтений. Уважаемые участники XV Международных Рождественских образовательных чтений! Поздравляю вас с открытием ставшего уже традиционным представительного международного форума. Рождественские образовательные чтения посвящены актуальным вопросам, касающимся семьи и школы. Для консолидации общества сегодня особенно важным является воспитание молодого поколения в духе уважения к богатому культурному наследию народов России. Поэтому знание исторических основ и традиционных ценностей необходимо заложить еще в школьном возрасте. И здесь многовековой опыт Церкви в сфере воспитания и образования на основе незыблемых нравственных ориентиров обеспечивает преемственность духовных традиций. Уверен, что растущее взаимодействие государства и Церкви в области воспитания молодежи поможет также в решении нашей общей задачи по укреплению института семьи, выправлению демографической ситуации в стране. Желаю всем участникам Международных рождественских образовательных чтений плодотворного общения и успешной работы. Первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Председатель Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Д.А. Медведев Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/190153.htm...

В настоящее время правое крыле храма с правым спуском в пещеру принадлежит православным грекам, налево расположены алтари армян и сирийцев. Пещера («Вертеп») освещена лампадами: дневной свет не проникает сюда. Место Рождества Христова под православным престолом обозначено серебряной звездой с надписью: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Направо от звезды три ступени ведут к покрытой мрамором нише — яслям Христовым. Здесь католический престол Поклонения волхвов. Как повествует Евангелие, «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Царь Ирод, встревоженный вестью о рождении нового царя, сказал волхвам: «… пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Мы поклонились общехристианской святыне, как поклонялись ей из века в век русские паломники… Вообще история русского паломничества в Вифлеем содержит немало интересных страниц; расскажу лишь о некоторых, относящихся к близким нам временам — концу прошлого и началу нынешнего века. … Поток русских богомольцев в Вифлеем возрастал с каждым годом. Особенно много стекалось их в дни празднования Рождества Христова. Вот как описывает русский церковный публицист Е. Марков характерные типы русских паломников того времени. «Спросите их, откуда пришли они и как они пришли? — обращается автор к своим читателям. — Вот старик-раскольник из Вятки или Вологды, весь зашитый в ватошный изодравшийся кафтан, которого он не снимал уже 4-й месяц. Он перекрещен словно солдатскими перевязями с плеча на плечо белыми тесьмами тяжелого ранца, и худые, иссохшие ноги его отекли как подушки… Вот изнеможенная маленькая старушка, с клюкой в руке, со страданием и болью, застывшими в морщинистых складках ее давно отцветшего, но терпкого лица. Она не хотела умереть, не поклонившись Христовым страданиям, и прибрела сюда Христовым именем (прося милостыню. — Авт.), одолев все, пересилив все беды. Вон и домовитый хозяйственный мужичок, пасечник и маслобой, обросший бородой, как медведь шерстью, и как медведь насквозь еще пропитанный лесной дичью, тоже привалил сюда, зашив в подкладку лежалые деньжонки…»

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11:6-9). Сколько лет я в Церкви, и никак не могу понять, почему такие трогательные слова мы не поём всем храмом каждый день или хотя бы по праздникам? А ведь мы их даже и не слышим. Загадочная логика современного богослужения не находит место для этого текста. Если он прозвучит, то лишь однажды в виде паремии на славянском языке в монотонном и утомительном чтении накануне праздника. — А чего, собственно, так волноваться? Это же пророчество! Оно сбылось, значит, осталось в прошлом. Мы, конечно, из вежливости к заслугам помянем, но не более. — Но эти божественные слова невероятно современны! Во-первых, потому что в них так много жажды и предчувствие Христа, без которого невозможно христианство; во-вторых, пророк описывает не апокалиптическое видение за гранью времён, а жизнь внутри церкви Христовой. Теперь эти две позиции надо прояснить. Общим правилом стало говорить, что Мессию ожидали не только евреи, но и всё человечество. По крайней мере, у Исаии осуществление всех этих пророчеств относится не к одним иудеям, а вообще ко всему роду людскому, и чуткие души во всём мире это чувствовали и чувствуют, потому что эпоха Ветхого Завета всё ещё продолжается там, куда ещё не дошла евангельская весть. За девятнадцать лет до Рождества Христова в Италии умер Вергилий, один из величайших поэтов мира. Конечно, он не был христианином, не знал и иудейской традиции, однако уже в IV веке его смело ставили в ряд пророков, предрекших явление Христа. Интересно, что предсказание является частью сборника пастушеских песен под названием «Буколики»: если Рождество – куда без пастухов? Открываем четвёртую эклогу и читаем:

http://pravmir.ru/vestnik-rozhdestva-№-1...

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море ( Ис.11:6–9 ). Это чем-то напоминает переживание ребёнка в ожидании новогодней ночи (когда я был ребёнком, Рождество не праздновали, но Новый Год сохранял какой-то рождественский отсвет). Конечно, ребёнок ждёт подарков; но дело тут не только в подарках – в ощущении того, что в обыденную жизнь сейчас войдут Чудо и Тайна и всё переменится. Первое января может быть очень грустным не потому, что ребёнок недоволен подарками, а именно потому, что это переживание приближающегося чуда ушло. Иногда люди – не дети, взрослые – совершают самоубийство после праздников, потому, что они ожидали какого-то чуда, каких-то перемен – и ничего не произошло. Они не могут – даже физически – этого пережить. У людей есть глубокая потребность в надежде – независимо от того, верят они в Бога или нет. Есть просто потому, что мы, человеческие существа, чувствуем, что созданы для чего-то очень хорошего. Люди могут подавлять это чувство – в частности, из-за того, что жизнь обычно не оправдывает их ожиданий. У популярного когда-то певца Юрия Лозы есть песня, которая хорошо передаёт то, как утраченная надежда переходит в мечтательность: Многое не повторится, многое будет не так. Вот и мне стало за тридцать, самое время мечтать О далеких мирах, о волшебных дарах, Что когда-нибудь под ноги мне упадут. О бескрайних морях, об открытых дверях, За которыми верят, и любят, и ждут меня. Человек прекрасно понимает, что никаких даров ему не упадет, и ни за какими дверями его не ждут – он ищет утешения в мечтах, которые, как он понимает, так и не осуществятся. Ничего особенно хорошего – настолько хорошего, чтобы это отвечало нашему внутреннему ожиданию – уже не случится, остаётся, так сказать, есть, что дают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Любопытно, что после апостолов первенство чести принадлежит не чудотворцам, не преподобным или святителям, не благоверным правителям, а пророкам. При этом заметим, что многие пророки были женаты, имели детей и не совершали исключительных подвигов аскетики. Иногда пророки израильские действовали на первый взгляд и вовсе безумно. Так, пророк Осия женился на блуднице, пророк Иезекииль больше года спал с кирпичом, ел лепешки, испеченные на коровьем навозе (Иез. 4: 15). Некоторые из них совершали поступки вообще мало сопоставимые с какой-либо верой. Пророк Иона бежал от исполнения поручения Божия, пророк Елисей проклял детей (и по его слову их разорвала медведица), пророк Илия собственноручно убил 450 человек. А как они разговаривали с властями и чиновниками! Ну, это вообще ни в какие ворота!.. «Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене…», – говорит пророк Илия царю Ахаву от имени Господа (3 Цар. 21: 21). «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови», – так говорил, скача на палке, блаженный Николай Псковский царю Ивану Грозному. Не правда ли, есть что-то сходное в этих фразах? Может быть, леденящая кровь угроза, изреченная не человеком? После опустошительного похода на Новгород в 1570 году грозный царь вошел в Псков, где испуганные жители встречали его на коленях с хлебом и солью. Когда царь, пораженный словами юродивого, вошел к нему в келью, тот его с угрозой предупредил: «Не трогай нас, прохожий, и уходи отсюда, а то не на чем тебе будет бежать», – и поставил перед ним миску с сырым мясом. «Я христианин и не ем мяса в пост», – хмуро ответил царь. «Мясо-то не ешь, зато кровь человеческую пьешь», – продолжал юродствовать Никола. Вслед за этим по пророческому слову Николы околел любимый конь царя, и Грозный со страхом бежал из Пскова. Рябушкин А. П. Иоанн Грозный с приближенными      Так что это – юродство или пророчество? Дар пророчества – это дар всей Церкви Божией, а не дар конкретного человека, как мы это видим в церкви ветхозаветной до Рождества Христова. В новозаветной христианской Церкви этим даром в определенных обстоятельствах свыше наделяется любой ее член. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2: 17), (Иоил. 2: 28), – изрек пророк Иоиль о временах христианства.

http://pravoslavie.ru/74826.html

После пророчества из Книги Михея нам предлагается паремия, содержащая в себе пророчество о Христе из Книги пророка Исаии (11-я глава). В частности, мы здесь находим следующие слова: «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11: 5–9). По поводу этого мессианского (не только для христиан, но и для иудеев) текста идет дискуссия в течение столетий. Неужели во Христе мир дикой природы примирился и с человеческим родом, и внутри себя? Разве не наблюдаем мы в мире совершенно обратное? Отвечая на это недоумение, блаженный Иероним писал: «Следует заметить и то, что не ягненок и козленок будут жить и лежать с барсом и волком, а волк и барс будут подражать невинности ягненка и козленка. И лев, прежде животное самое свирепое, и ягненок, и теленок будут жить вместе. Это мы постоянно видим в Церкви – что богатые и бедные живут вместе и управляются в Церкви малыми детьми, под коими мы разумеем апостолов и мужей апостольских, невежд словом, но не разумом. Когда они будут соединены между собою учением Господа, так что будут объединены и семейства их, тогда исполнится то, что детеныши их будут лежать вместе. И лев будет есть не мясо, а солому, то есть будет питаться простой пищей. И здесь нужно заметить, что не вол будет есть мясо, а лев будет есть солому. Я полагаю, что в Священном Писании под соломой понимаются простые слова, а под пшеницею и внутренним зерном – смысл, находимый в букве. И часто случается, что люди века, не зная таинственного, питаются простым чтением Писаний. И дитя – младенчествующий (то есть простотой побеждающий. – прот. О.С .) злобою – кладет руку в нору аспида – из одержимых демонами тел человеческих изгоняет демонов. Отнятый же от груди не питается молоком детства, а употребляет уже твердую пищу. Он кладет руку на пещеру василиска, то есть на жилище самого сатаны, и извлекает его оттуда. Поэтому и апостолам дана власть наступать на змей и скорпионов и на всякую силу вражию (Лк. 10: 19), и прежде ядовитые животные не будут причинять вреда и смерти тем, кто будет обитать в святой горе Божией, означающей Церковь, горе, о которой в Евангелии говорится: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5: 14)» .

http://pravoslavie.ru/99900.html

Он молился, говоря: « Боже! будь милостив ко мне грешнику », а Бог не только был милостив, но и оправдал его больше фарисея. Вот почему и говорит Павел: « Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем » (Еф. 3:20). Но ведь и фарисей молился, и стоял в храме, и призывал того же Бога, и сказал больше слов, и начал молитву благодарением; почему же он потерял и те блага, какие имел, а тот получил и дерзновение, которого не имел? Потому, что у них был неодинаков образ молитвы. Этот был исполнен тщеславия, надменности и гордости, а тот великой скромности; поэтому–то тот, будучи обременен бесчисленными грехами, все сложил с себя и получил оправдание, а этот, привезши корабль, наполненный добрыми делами, и милостыней, и постом, и ударив его как бы о какую–нибудь скалу, о тщеславные и гордые помыслы, потерпел кораблекрушение в самой пристани, потому что повредить себе в молитве значит (то же, что) потерпеть кораблекрушение в пристани.  Из слова на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа  Я вижу плотника и ясли, младенца и пелены, рождение от девы, лишенное всего необходимого, все в бедности, все в нищете. Видишь ли ты богатство в этой великой нищете? Как он, богатый, стал бедным ради нас? Как Он не имел ни ложа, ни постели, но был положен в голых яслях? О, бедность, служащая источником богатства! О, безмерное богатство, имеющее вид бедности! Он лежит в яслях, и потрясает вселенную; повивается пеленами, и расторгает узы греха. Из изъяснения, что образ, состоявший в подобии Божием, первый человек утратил преслушанием, и что впоследствии этот образ восстановлен чрез нового Адама Когда опять ты читаешь у пророка Исаии:  тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому  (Ис. 11:6, 7; 65:25), вникни в этот образ и уразумей, что не о собрании безсловесных животных он предвозвещает, но об общении людей и о спасении, воссиявшем чрез благодать всем людям.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010