17:19), предтеча Господа – Иоанн ( Мк. 1:6 ). Постились жители Ниневии и спасены были от гнева Божия ( Иона 3:5–10 ). В Ветхом Завете пост считался необходимым спутником усердной молитвы, способным расположить Бога к милости и исполнению прошений, с какими к Нему обращаются постящиеся. Святой Василий Великий говорит: «Уважь седину поста, ибо он современ человечеству». Господь предсказал, что христиане будут поститься после Его вознесения на небо. Когда ученики Иоанновы требовали, чтобы Апостолы постились, то Спаситель сказал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк. 5:34–35 ). Вся земная жизнь Иисуса Христа от первых и до последних дней была непрерывным постом. Его пищею являлся простой хлеб и рыба. Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, постом и молитвою победил врага рода человеческого диавола. Иисус Христос не только Сам постился, но и всем последователям дал прямой и ясный закон о посте, отличный от закона фарисейского. Господь сказал ученикам Своим: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...» ( Мф. 6:16–18 ). Вместе с тем Спаситель указал и относительную пользу поста совокупно с молитвою: «Сей же род, сказал Он ученикам Своим, недоумевающим, почему не могли изгнать духа нечистого, изгонится только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Апостолы, твердо помня заповедь – предсказание Христово о посте в словах: «Когда отнимется Жених, тогда будут поститься» ( Мф. 9, 15 ; Мк. 2:20 ), постились, о чем говорит книга Деяний. По примеру Апостолов издревле соблюдались христианские посты: Великий пост , Петровский, Успенский и Рождественский посты, а также еженедельные в Среду и Пятницу; древнейший по своему происхождению это Великий пост или святая четыредесятница. Этот Пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру. Ведет свое начало от времен апостольских. В 69 апостольском праиле уже указывается на этот пост, когда говорится: аще кто епископ, или пресвитер не постится во святую четыредесятницу пред Святою Пасхою, или в Среду и Пяток, да будет извержен».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Апостолов Своих Господь поучал изгонять бесов молитвой и постом ( Мк.9:29 ): значит пост, совершаемый по заповеди Божией во смирении, имеет благодатную силу даже изгонять бесов. Из книги Деяний Апостольских мы видим, что, по вознесении Иисуса Христа на небо, святые Апостолы действительно постились, и постились именно в таких важных случаях, когда имели особенную нужду в благодатной помощи Божией. Так, когда в Антиохии Варнава и его сотрудники «служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, – повествует святой Лука, – совершив пост и молитву, и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2–3 ) Варнава и Павел, говорится далее, рукоположив пресвитеров в каждой церкви, «помолились с постом» и предали их Господу ( Деян.14:23 ). Видите: пост и молитва повсюду неотлучно сопутствуют святым Апостолам и укрепляют их в подвиге проповеди Евангельской. Значит, пост даже святые Апостолы почитали необходимым для себя: как же нам грешным обойтись без него? Апостол Павел говорит как о себе, так и о других Апостолах: «мы во всем являем себя, как служители Божии, – в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, – наравне с терпением и трудами. – «Много раз, – говорит Апостол, – был я в путешествиях... в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:26–27 ). Тут Апостол ясно отличает голод и жажду – то есть пощение поневоле – от произвольного поста. «Усмиряю и порабощаю тело мое», говорит он в другом послании ( 1Кор.9:27 ). Умерщвляю, говорит, то есть постом, как толкует святой Иоанн Златоуст . Это то же самое, о чем говорит и Псалмопевец: я изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ), – «колена мои изнемогли от поста» ( Пс.108:24 ). Значит, и такие святые люди, как Апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удерживающей от пути беззакония и направляющей на путь правды. – Апостол Павел пишет к Тимофею: «впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина и ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Значит, Апостол Тимофей вкушал вино не иначе, как по совету или по приказанию своего учителя Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова. Петров пост соблюдается христианами в память получения Св. Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые перед выступлением на нее постились ( Деян. 13:2, 3 ). Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан ( Мф. 17:2 ; Флп. 3:20, 21 ) и для того, чтобы христиане соделывали себя достойными этого преображения, а также Успенский пост предписан и для воспоминания о славном Успении Богоматери. Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентисты и др. не признают постов христианских? Потому, что они – не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв. Апостолов, и выдумали свои религии. Диавол научил и научает сектантов противиться Церкви Христовой и отвергать посты потому, что посты страшны для диавола, так как он, по слову Спасителя ( Мф. 17:21 ), «изгоняется постом». Отвергая посты, могут ли сектанты оправдаться такими словами Писания: «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8:8 )? Нет, не могут: в указанных словах не о посте речь, а говорится о пище, что она сама по себе – ни добро, ни зло: все от того зависит, как употреблять пищу. Грех не в пище, а в невоздержании, в непослушании Церкви, в удалении от общего ее подвига. Ап. Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит о нем так: «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9ср. 7:5) Сектантское отрицание постов оправдывают ли слова Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 )? Нет, не оправдывают, потому что, если изречение Господа понимать по-сектантски, тогда и все пьяницы, и обжоры могут говорить, что они не виновны в своем пьянстве и обжорстве, потому что они допускают излишки напитков и пищи в уста, а это, будто, не грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

По случаю каких событий установлены общие христианские посты?   В среду и пятницу мы, христиане, постимся потому, что воспоминаем в эти дни предание Господа Иудой на страдания и самые страдания Спасителя. «Придут дни, — говорит Господь, — когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься в те дни» (Лук. 5:35). В среду и пятницу Господь был предан и распят, поэтому христиане и постятся «в те дни».    Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова.    Петров пост соблюдается христианами в память получения Св. Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые перед выступлением на нее постились (Деян. 13:2, 3).    Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан (Мф. 17:2; Флп. 3:20, 21) и для того, чтобы христиане соделывали себя достойными этого преображения, а также Успенский пост предписан и для воспоминания о славном Успении Богоматери. Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентисты и др. не признают постов христианских?   Потому, что они — не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв. Апостолов, и выдумали свои религии. Диавол научил и научает сектантов противиться Церкви Христовой и отвергать посты потому, что посты страшны для диавола, так как он, по слову Спасителя (Мф. 17:21), «изгоняется постом». Отвергая посты, могут ли сектанты оправдаться такими словами Писания: «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8)?   Нет, не могут: в указанных словах не о посте речь, а говорится о пище, что она сама по себе — ни добро, ни зло: все от того зависит, как употреблять пищу. Грех не в пище, а в невоздержании, в непослушании Церкви, в удалении от общего ее подвига. Ап. Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит о нем так: «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9ср. 7:5)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» Двадцать восьмого ноября начинается Рождественский пост. 40 дней продолжается он, до великого праздника Рождества Христова Рождественский пост. Священное Писание повествует нам о Рождестве Христовом так: повелел римский император Август объявить всенародную перепись и каждому записаться в том городе, из которого происходил его род. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария происходили из дома Давидова, потому и направились они из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Не нашлось места Иосифу Обручнику и Пресвятой Деве Марии ни в одной из гостиниц города – велик был город Давидов, многие приехали на перепись; в пещере, куда загоняли скот, укрылись они. Там и родила Пресвятая Дева Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Спеленала Его и положила в ясли… Первыми о том узнали пастухи, стерегли они стадо свое и предстал пред ними Ангел Господень, и небесный свет осиял их. «Не бойтесь, – возвестил им Ангел, – ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь». ( Лк. 2:10-11 ). «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». ( Лк. 2:13-14 )… Первыми поклонились Богомладенцу пастухи, следом за ними – волхвы , их привела ко Господу чудесная звезда, и принесли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку)… Пришел на землю Христос – источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное… Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий: в те дни, когда совершается полилейная служба, благословляется рыба. Душа постящегося человека подобна летящей птице, она свободно поднимается ко Господу, душа непостящегося – подобна птице с перебитыми крылами: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников – злых духов.

http://azbyka.ru/v-kanun-rozhdestvenskog...

Назарет был маленьким городом, по нашим меркам скорее даже деревней. И те, кто ожидали пришествие Мессии, знали, что Он должен происходить из Вифлеема, из царского рода. А здесь апостол Филипп говорит, что этот обетованный Мессия происходит из Назарета. Своему вопрошателю Филипп отвечает: " Пойди и посмотри " (Ин.1:46). Это было первое исповедание веры, которое было произнесено человеком, призванным на апостольское служение. Он потому и пошел за Христом, что поверил, что Иисус — обетованный Мессия, Кого ожидали люди Израиля. И об этом он поведал Нафанаилу. В Евангелии от Иоанна мы читаем, как на Тайной вечере апостол Филипп прерывает речь Учителя и говорит Ему: " Господи, покажи нам Отца " (Ин. 14:8). И Иисус Христос отвечает ему: " Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? " (Ин. 14:9-10). Это наставление Господь преподал одновременно и апостолу Филиппу, и другим ученикам, а также и всем нам, потому что Господь Иисус Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Мы не знаем другого пути к Небесному Отцу, как только через Господа Иисуса Христа. И мы верим, как и уверовал с самого начала апостол Филипп, что Иисус Христос — это Сын Божий, Которого ждал не только израильский народ, но и весь мир, ведь Он пришел спасти все человечество. Неслучайно память апостола Филиппа совершается в канун Рождественского поста — того сорокадневного пути, по которому мы будем идти, готовясь к встрече Рождества Христова. Церковь установила этот пост для того, чтобы мы подготовили свои души и сердца к встрече Господа Спасителя. И святой апостол Филипп первый указывает нам на этот путь. Он напоминает нам, что Господь Иисус Христос — это обетованный Мессия израильского народа, и путь, по которому мы призваны идти, — это путь к Богу Отцу через Господа Иисуса Христа. Следующим нашим путеводителем в дни Рождественского поста будет святой апостол и евангелист Матфей, чья память совершается послезавтра. Его святое Евангелие мы, я надеюсь, перечитаем в дни Рождественского поста, чтобы подготовиться к этому великому празднику, и сделать свои сердца яслями, в которых возлежит Богомладенец Иисус Христос.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4699967...

Вот эти ужасные слова, обмирщающие человека и заставляющие его, как все, глядя на людей, идти к гибели. И всё это делал, делает и будет делать враг спасения нашего. Но преподобный Серафим и богоносные отцы наши освещают нам путь светом своей благодати. Мы видим, где наш враг, и не хотим его слушать. Аминь.   БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ Во имя Отца и Сына и СвятагоДуха! В Слове Божием говорится: " Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской " . И далее: " Горе тому человеку, через которого соблазн приходит " (Мф. 18, 6–7). Тем более тяжко сознавать, что соблазн иногда приходит через тех, кому надлежит особенно блюсти, чтобы соблазн не пришёл в мир, — я разумею пастырство. К великому несчастью, защищать пост приходится не только от безбожников, не только от поверхностного понимания мирян, но также и от служителей Церкви — пастырей. За это время мне уже несколько раз пришлось выслушать на исповеди о том великом смущении, которое испытывают верующие, видя, как на некоторых торжествах после престольных праздников пастыри нарушали Рождественский пост. Мне пришлось слышать ещё более тяжкое, как некий пастырь публично сказал: " Посты, собственно, ерунда " . Дело не наше — судить грехи отдельных людей, каждый из нас за свои грехи будет ответствовать перед Господом, личные грехи — это дело совести человека и дело духовника, но " горе тому человеку, через которого соблазн приходит " . И когда то или иное соблазняющее деяние становится не личным уже грехом, а общецерковным явлением, тогда не только можно, но и должно так или иначе защищать от него соблазняющихся. И вопрос о посте тем более подлежит защите, что он, во–первых, является действительно необходимейшим делом нашего оцерковления и, во–вторых, потому, что пост решительно уходит из нашей жизни. Здесь слишком легко соблазнить и слишком легко соблазниться, и посему с особой настойчивостью и горячностью надлежит всем сознающим эту опасность везде и всегда свидетельствовать об обязательности для верующих нести пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Все остальные посты для мирян носят рекомендательный, а не обязательный характер. К примеру, следует учесть, что так наз. «Петров пост» изначально длился всего 6 дней и никакого отношения к памяти апостолов не имел: он начинался со следующего за Пятидесятницей понедельника и заканчивался после Литургии в воскресенье (т. е. тогда, когда у нас идет сплошная седмица). Так же и Рождественский пост изначально был в виде 3, а затем 10 дней перед Рождеством. Самый же «молодой» из всех постов — Успенский сначала слагался из двух разных постов: с 1 по 4 августа совершалось обнесение Креста вокруг городов и сел, покаянные молебны, а значит — и пост. Но, как правило, — этот пост длился до вечера, а на закате принимали уже «всю» имеющуюся пищу (т. е. постились с утра до вечера строго — ничего не вкушая и не пия). Затем был 1 день поста перед Успением (т. е. постились только 14 августа). Потом между ними перебросили мостик и связали постом 2 недели. При этом почему-то забыли, что с 15 августа отменялись посты среды и пятницы до самого 31 августа — именно «положение пояса Богородицы во Влахернах» было одновременно «отданием Успения». Но указанные выше обязательные для мирян дни и периоды нужно постараться провести в максимальной концентрации всех психофизических ресурсов личности на переживании религиозных событий, связанных с этими постами: уделить больше времени участию в богослужении или изучению его в домашних условиях; вникнуть в Писание; совершить какие-то дела дополнительного благочестия и самореализации. Рекомендуемые же периоды — по мере сил и с послаблениями. О церковных праздниках Сама этимология слова «праздник» восходит к понятию праздности, т. е. бездействию. Религиозную основу этому явлению мы находим в ветхозаветном покое седьмого дня: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота [покой — евр.] Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и рабыня твоя, как и ты.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

К примеру, согласно установлению Церкви мы с вами ныне соблюдаем Рождественский пост. Что является самым существенным в этом установлении? Если исходить из исповедей современных прихожан, то создается впечатление, что главным является разборчивость в еде и добровольное ограничение в мирских благах. Но разве сущность поста в этом? Из библейской истории мы знаем, что телесное воздержание бывает не только напрасным, но и ненавистным Богу (Иерем. 14:12). Пост приятен Ему лишь при исполнении Его заповедей. Поэтому если хочешь поститься богоугодно, то поступай так: «Если увидишь нищего, подай милостыню. Если увидишь врага, примирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй». А «кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его». 95 Ведь основной смысл поста в том, чтобы «через него мы могли обрести любовь, в которой заключается неизменное, постоянное добро». 96 Означает ли это, что телесное воздержание излишне? Нет, если оно содействует, а не препятствует главному. Посему разумней делать так: «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному… Если будешь совершать пост так, то жертва твоя будет приятна Господу». 97 Почему она Ему приятна? Потому что дает возможность исполнить главное в Законе. Таким образом, подлинное благочестие выражается в любви и все что препятствует ее проявлению или не содействует ее стяжанию, не имеет отношения и к благочестию, хотя бы и считалось таковым, по мнению его неразумных ревнителей. Аминь. 2019 год О спасительном богатстве (на память прав. Филарета Милостивого –1/14 декабря) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня в Евангелие мы читали, как некто спрашивал у Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? И когда выяснилось, что им соблюдаются Божии заповеди, Господь сказал ему прямо: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах». Услышав сие, он опечалился, потому что был очень богат, а Христос на это заметил, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие. Не сказал, что это невозможно в принципе, но сказал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ( Лук. 18:18–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Апостол, конечно, знал заповедь Спасителя «не клятися всяко»: но он вот не избегал клятвы Именем Божиим, значит, заповедь Спасителя он относил к обычным житейским разговорам, а не к таким важным случаям, когда необходимость требует утвердить истину клятвой. И действительно, в другом своем послании Апостол не осуждает клятвы, когда говорит: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Сам Бог , желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:16–17 ), «и как не мог никем клясться, клялся Самим Собою» ( Евр.6:13 ). «Мною клянусь, говорит Господь ( Быт.22:16 ). А в книге Второзакония есть даже прямая заповедь о клятве: «Господа Бога твоего бойся и именем Его клянись» ( Втор.6:13 ). Ясно, что клятва – дело святое, дело великое, но потому-то и должно употреблять ее с великим благоговением, и притом только тогда, когда сего потребует законная власть. А наша обычная божба есть тяжкий грех: «не очистит Господь приемлющего Имя Его всуе» ( Исх.20:7 ). «Муж кляныйся много исполнится беззакония, и не отступит от дому его язва» ( Сир.23:11 )! 163. Как учит о посте Священное Писание Что такое пост?Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Говорим – произвольное потому, что воздержание поневоле, например, от скудости, или по болезни, или же по тщеславию, – такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. Пост заповедан Самим Богом: еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: «от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» ( Быт.2:16–17 ). В книге Пророка Иоиля «говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). В книге Товита говорится: «доброе дело – молитва с постом и справедливостью» ( Тов.12:8 ). И действительно, ветхозаветные праведники нередко постились: так Моисей провел сорок дней и ночей на Синае в самом строгом посте: «хлеба, – сказано, – не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010