Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм ( Ин.2:19 ), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм» 880 . 3. Антропологические представления доникейского богословия В то же самое время, когда создавались произведения апологетов и антигностических писателей, имевшие чисто прикладные задачи, зародилось и научное богословие – новое направление церковной литературы, которое характеризуется самостоятельным интересом к изучению и систематизации христианства и его идей 881 . На востоке к этому направлению можно отнести богословов, воспитанных в Александрийской школе, – Климента Александрийского (ок. 150 – ок. 215) 882 , Оригена (ок. 185–254) 883 , Св. Дионисия Великого († 265) 884 , Св. Григория Неокесарийского (ок. 213ок. 270) 885 , Св. Мефодия Олимпийского (Патарского) († 312) 886 , а на западе северо-африканских писателей Тертуллиана (около 160 – после 220) 887 и Св. Киприана Карфагенского (201–258) 888 . К этому же времени относится и начало деятельности преп. Антония Великого (251–356) 889 считавшегося основателем монашества, который сам не писал, но его высказывания были собраны учениками 890 . Не все из перечисленных авторов рассматривают антропологические проблемы, их практически нет в дошедших до нас произведениях Св. Григория Неокесарийского 891 , Св. Дионисия Великого 892 и Св. Киприана Карфагенского 893 , преп. Антоний Великий сосредоточен на аскетическом делании 894 , а из воззрений Тертуллиана мы далее приведем только те из них, на которые не повлияло его отпадение в монтанизм 895 . К трудам связанным с антропологией можно отнести «О свободе воли» и «О воскресении» Мефодия Олимпийского 896 , а труды «О душе» и «О воскресении плоти» Тертуллиан написал уже в монтанистический период своей жизни 897 . Из представлений писателей этого направления заметно выпадает учение Оригена , считавшего, что грехопадение произошло в домирное время, учившего о предсуществовании и метампсихозе – переселении душ, которые есть охлажденные духи, помещаемые в тела для исправления, проповедавшего апкатостасис – всеобщее восстановление при завершении мирового процесса 898 . Изначальное устроение и назначение человека По Тертуллиану «человек – самое лучшее и совершеннейшее творение Божие. Он – владыка и венец видимого мира. Вселенная не была бы внешним обнаружением совершенств Божиих, вполне достойных Бога, если бы не было в ней человека», только человек стоит выше Ангелов, может приближаться ко Творцу, познавать и соединяться с Ним 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

159 Птолемеи, Лагиды, династия, правившая в эллинистическом Египте (305—30 до н. э.). 140, 208 Птолемей II Филадельф, царь эллинистического Египта (285–246 до н. э.). 72 Публилий Сир (I b. до н. э.), римский поэт, представитель низовой поэзии мима; сохранилось около семисот одностишных сентенций житейской мудрости, выбранных из его сочинений. 158 Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837), русский поэт. 238, 297 Рабле, Франсуа (ок. 1494— 1553), французский писатель. 22, 235 Радищев, Александр Николаевич (1749–1802), русский писатель. 87, 276 Роман Сладкопевец (конец V b. — ок. 560), ранневизантийский церковный поэт, придавший наибольшее литературное совершенство жанровой форме кондака (см. Указ. терминов). Уроженец Сирии, Роман служил дьяконом в Берите, позднее в Константинополе; по данным новооткрытого жития, был монахом. Его гимны очень высоко ценились, но в эпоху верховенства жанра канона (см. Указ. терминов) были вытеснены из церковного обихода. 3, 4, 6, 29, 74, 107, 108, 126, 182, 186, 189, 213, 214, 221–226, 228, 230, 231, 241, 244, 246, 251, 260, 279, 294, 301 Ромул Августул, последний римский император, подросток, возведенный на престол в 475 и низложенный 4 сентября 476 предводителем германских наемников Одоакром; это событие знаменовало конец Западной Римской империи. 116 Руссо, Жан-Жак (1712–1778), французский мыслитель и писатель, идеолог Просвещения. 147 Рупшлий Намациан (IV–V вв.), римский поэт, автор поэмы «О моем возвращении», описывающей его странствие в 416 из Рима в Галлию. 114 Сапфо (первая пол. VI b. до н. э.), древнегреческая поэтесса. 157 Сасаниды, иранская династия (226/7—651/2). 120 Светоний Транквилл, Гай (ок. 70—ок. 140), римский писатель, биограф цезарей. 63 Севериан из Габалы (ум. после 408), церковный деятель и писатель, епископ города Габалы в Сирии, видный проповедник. 302 Сенека Младший, Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), римский философ и писатель, вдохновитель стоической оппозиции. 27, 62, 73 Сергий I Константинопольский (ум. 638), патриарх Константинополя (610–638), церковный деятель монофелитского направления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

Традиция аллегорического толкования Св. Писания При анализе средневековых аскетико-дидактических памятников необходимо помнить о существовании герменевтической традиции, идущей от александрийской школы экзегетики в лице ее главных представителей: Филона Александрийского (ок. 20 г. до н.э. — 40 г. н. э.), Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 213) и Оригена (ок. 185 — ок. 254). В сочинениях Отцов Церкви и средневековых теологов, выработавших теорию нескольких уровней экзегезы, сложилось представление о «некоем коде, который позволяет вещам стать метафорами вещей сверхъестественных, приписывая последним качества первых»  (Eco 1985: 156). Этот код обусловливал как порождение, так и восприятие аскетических и мистических текстов, которые, регламентируя практическую религиозную жизнь, включались во всеохватывающий процесс кодификации. В целях религиозной дидактики активно использовались символы Св. Писания. Русский медиевист П.М. Бицилли выделяет два главных принципа средневекового мироощущения — символизм и иерархизм: «Символичность мира — первое условие единства миропорядка. Второе — иерархичность. Легко понять внутреннюю связь обоих принципов. В самом деле: все «вещи видимые» обладают свойством воспроизводить «вещи невидимые», быть их символами. Но не все в одинаковой степени. Каждая вещь — зеркало; но есть зеркала более, есть менее гладкие. Уже одно это заставляет мыслить мир как иерархию символов» (Бицилли 1995: 14-15). Соотнесение конкретных вещей с потусторонней реальностью основано на определенной аналогии. Однако сополагаемые земной и духовный смыслы вещи неравноправны: первый — лишь отблеск второго . Извлечение иносказательного, духовного смысла из буквы Писания — притчи, эпизода, образа, выражения (то есть аллегореза) — лежало в основании всякого сочинения духовного характера, а мистического — в особенности. Учение об аллегорическом толковании Слова Божия, исходяшее из слов ап. Павла: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы…» (Рим. 1, 20), получило блестящее развитие от александрийской школы экзегетики и бл. Августина до школы Сен-Виктора и Гонория Отёнского. В результате выработалась классическая схема четырех смыслов библейского текста : 1) буквальный (исторический); 2) иносказательный (аллегорический); 3) моральный (тропологический); 4) эсхатологический (анагогический).

http://bogoslov.ru/event/5741472

г. Николаевск-на-АмуреХабаровского края НиколаевскСтр-во 201 г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края, почтовый 201 Управление Исправительно-трудового лагеря и Строительства 211 НКВД Строительство 211 Пос. Стриженовка Винницкой области ВинницаСтр-во 211 1 1ос. Стриженовка Винницкойобласти, почтовый ящик 211 Управление Исправительно-трудового лагеря и Строительства 213 НКВД Строительство 213 Бухта «Находка» Буденновского р-на Приморского края Бухта Находка Стр-во 213 Бухта «Находка» Приморскогокрая, почтовый ящик 76 Управление Исправительно-трудового лагеря и Строительства 263 НКВД Строительство 263 Совгавань Приморского края Совгавань Строительство 263 Совгавань Приморского края, почтовый ящик 260/23 Управление Спецстроительства и Исправительно-Трудового лагеря НКВД на Карельском Перешейке Кексгольмлаг г. Кексгольм Карело-Финской ССР КексгольмСпецстрой гор. Кексгольм Карело-ФинскойССР, почтовый ящик 271 Управление Безымянского Исправ.-Труд. лагеря НКВД Безымянпаг Ст. Безымянка Куйбышевской жел. дороги БезымянкаКуйбышевской Безымянпаг Ст. Безымянка Куйбышевскойжел. дороги, почтовый 270 Зам. нач. ГУЛАГа НКВД СССР по кадрам капитан госбезопасности КУЗНЕЦОВ Зам. нач. 6 отделения ОК ГУЛАГ НКВД СССР лейтенант госбезопасности САХАРОВ ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д 312 Лл. 354–360. Тип. экз. 68 Приказ НКВД СССР 001601 «Об изменении системы регистрации и оперативного учета преступников» 23декабря 1940г. Сов. секретно Произведенным обследованием состояния оперативного учета преступников в НКВД СССР выявлен ряд серьезных недостатков в постановке учета. Единого центра, руководящего этой работой, в системе НКВД не имеется. Вопросами регистрации и оперативного учета преступников ведают 5 отделов: 1-й Спецотдел, Главное Тюремное Управление, Спецотдел ГУРКМ, 2-й отдел ГУЛАГа и Отдел трудовых поселений ГУЛАГа. Отсутствие единой системы учета преступников приводит к параллелизму в работе указанных отделов, к обезличке в учете и к необходимости, в нужных случаях, прибегать к проверке по всем этим учетам для того, чтобы получить сведения о том или ином лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 . De exhortatione castitatis («О поощрении целомудрия» 210 , CPL 20; PL 2, 913–930; CSEL 70, 125–152; CCSL 2, 1015–1035; SC 319). Этот трактат, написанный около 208–212 гг., обращен к одному из друзей Тертуллиана , недавно потерявшему жену. Автор возвращается здесь к теме второго брака, который он теперь считает прелюбодеянием. Даже первый брак по его сущности Тертуллиан ставит наряду с развратом (stuprum, гл. 9); он восхваляет девство и воздержание и убеждает своего друга не жениться вторично. 24 . De monogamia («О единобрачии» 211 , CPL 28; PL 2, 930–954; CSEL 76, 44–78; CCSL 2,1229–1253; SC 343). Это последний трактат на тему брака; он написан после 213 г. 212 уже после окончательного перехода Тертуллиана в монтанизм. Здесь взгляды Тертуллиана отличаются еще более суровым ригоризмом. Он говорит о первом браке как снисхождении к немощи естества, второй брак считает незаконным и равным прелюбодеянию (adulterium, гл. 15) и советует предпочитать полное воздержание. Для подтверждения своих взглядов Тертуллиан апеллирует к монтанистическим «откровениям» Параклета и к Св. Писанию (гл. 2–14). 25 . De virginibus velandis («О покрывалах девушек» 213 , CPL 27;PL 2, 888–914; CSEL 76, 79–103; CCSL 2, 1209–1226). Этот трактат, первоначально написанный по-гречески (см. гл. 1), относится к 207–213 гг. В нем Тертуллиан убеждает девушек-христианок ходить с покрытой головой как на улице, так и в церкви. В 1-ой главе трактата приводится краткий символ веры . 26 . De pallio («О плаще», CPL 15; PL 2, 1029–1050; CSEL 76,104–126; CCSL 2, 733–750). Этот самый краткий трактат Тертуллиана был написан ок. 205–206 гг. В нем Тертуллиан защищается от обвинений в том, что он сменил римскую тогу на простой плащ, который носят философы, риторы, софисты, врачи, поэты, музыканты и другие люди науки и искусства. 27 . De corona militis («О венке воина» 214 , CPL 21; PL 2, 76–102; CSEL 70, 153–188; CCSL 2, 1039–1065). В этом трактате описан случай с одним христианином, служившим в римской армии, который отказался надеть на голову венок по случаю денежных премий (donativum), выданных сыновьями умершего 4 февраля 211 г. императора Септимия Севера, за что и был заключен в тюрьму (гл. 1). В трактате Тертуллиан защищает его поступок, доказывая, что ношение венков тесно связано с языческим культом и неприемлемо для христианина. Более того, по мнению Тертуллиана , война и служба в армии вообще противоречат христианской вере (гл. 11). Для критики языческих обычаев Тертуллиан использовал сочинение Клавдия Сатурнина De coronis («О венках», гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Вместо живой ораторской речи развивалось школьное красноречие. Речи Деметрия Фалерского содержат рассуждения на темы морали, софистические эффекты и высокопарные выражения. Стиль выступлений племянника Демосфена Демохара (ок. 360-275) отмечен ярко выраженной напыщенностью. В III в. в городах М. Азии вырабатывается особый стиль, получивший название «азиатский» (т. н. азианизм в противоположность аттицизму). Отличительными его признаками были пафосная манера речи и многословие. Признанным мастером живой ораторской речи являлся Арат Сикионский (271-213), многолетний руководитель Ахейского союза. Единственной, полностью дошедшей до наших дней эллинистической поэмой является «Аргонавтика» Аполлония Родосского (ок. 295 - после 245). Александриец по происхождению, Аполлоний из-за конфликта со своим учителем Каллимахом покинул родной город и переселился на Родос, где и провел остаток своих дней. Его эпическая поэма об аргонавтах в 4 книгах охватывает огромный материал. Аполлоний создал мифологический эпос, последовательно обработав предание о походе Ясона за золотым руном. Отвергнутая школой Каллимаха, поэма Аполлония сыграла значительную роль в истории античной лит-ры, указав новый путь для героического эпоса. В дальнейшем «Аргонавтика» вызывала большой интерес как у греч., так и у рим. поэтов. Главным представителем буколической поэзии был уроженец Коса Феокрит (ок. 310-250). Он стал создателем жанра идиллии. От Феокрита до нас дошел лишь сборник из 30 идиллий и 23 эпиграмм, к-рый сравнительно недавно пополнился неск. отрывками из егип. папирусов. Непосредственными продолжателями Феокрита были Бион и Мосх. На рубеже IV и III вв. Асклепиад Самосский, подражавший Антимаху Колофонскому, изобрел т. н. асклепиадов стих. Др. подражателями Антимаха были Гермесианакт Колофонский и Филет Косский (IV-III вв.). Филет, автор 1-го греч. лексикона (словаря греч. языка), писал элегии, Асклепиад Самосский - эпиграммы (сохр. ок. 20). Жанр трагедии в эпоху эллинизма пришел в упадок. Развитие комедийного жанра в IV в.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

В XVIII в. число монашеских постригов регулировалось законодательно, вслед. ограничений на принятие монашества оно значительно уменьшилось в 1721-1740 гг. Кроме того, в XVIII в. много монахов было перемещено из укр. обителей, в основном киевских, в Россию. В 40-70-х гг. XVIII в. численность братии в мон-рях, прежде всего в киевских, росла. В 40-50-х гг. XVIII в. среди неставропигиальных киевских монастырей наибольшее число насельников имели кафедральная Софийская обитель, Пустынно-Николаевский, Выдубицкий, Златоверхий Михайловский, Братский, Кирилловский и Петропавловский мон-ри. В Софийском мон-ре во 2-й пол. 50-х гг. насчитывалось более 100 монахов, в Пустынно-Николаевском - более 50, в Златоверхом Михайловском - более 60, в Братском - более 35, в Выдубицком - ок. 30, в Кирилловском - ок. 20, в Петропавловском - более 10, в Екатерининском - 4 насельника. В 1757 г. в К. е. подвизались 729 монахов и 592 монахини. После резкого увеличения числа монахов в результате разрешения в 1760 г. принимать постриг лицам всех сословий численный состав обителей уменьшался в 70-х - 1-й пол. 80-х гг. XVIII в. В 1784 г. в киевских неставропигиальных мон-рях насчитывалось 213 монахов. Одной из причин сокращения численности братии было уменьшение числа выпускников Киево-Могилянской академии, желавших принять постриг. В мон-ри поступали преимущественно выходцы из мещан, крестьян и духовенства. Большинство насельников киевских обителей были грамотными, ок. 2/3 братии составляли иеромонахи и иеродиаконы. Образовательный уровень монахов в разных обителях различался. Последние места по уровню грамотности среди киевских мон-рей занимали Кирилловский и Петропавловский, выше был уровень иноков Софийского, Пустынно-Николаевского, Златоверхого Михайловского и Братского мон-рей. Изучая монастырские б-ки, исследователи пришли к выводу о малом интересе к книгам среди монашествующих. Храмы и приходское духовенство В К. е. в XVIII в. имелись соборные, ружные, кладбищенские, домовые и приходские церкви, отдельную группу составляли монастырские храмы. В сер. 20-х гг. XVIII в. в епархии насчитывалось 987 церквей, это число оставалось неизменным до сер. 30-х гг. XVIII в., в 1737 г. зафиксировано 1107 церквей. Во 2-й пол. XVIII в. количество храмов в К. е. менялось следующим образом: 1751-1752 гг.- 1130 церквей, 1759 г.- 1157, 1764 г.- 1174, 1769 г.- 1199, 1776 г.- 1250, 1780 г.- 968, 1785 г.- 935 церквей. Количество храмов в К. е. росло на протяжении всего XVIII в., уменьшение их числа во 2-й пол. 70-х - 80-х гг. связано с территориальными потерями кафедры.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

R., 1989; Blum J. G. Zum Bau von Abschnitten in Memre von Jakob von Sarug//III Symp. Syriacum, 1980. R., 1983. P. 307-321. (OCA; 221); Samir K. Un example des contacts culturels entre les églises syriaques et arabes: Jacques de Saroug dans la tradition arabe//Ibid. P. 213-245; Rilliet F. Rhétorique et style à l " époque de Jacques de Saroug//IV Symp. Syriacum, 1984. R., 1987. P. 289-295. (OCA; 229); Brock S. The Published Verse Homelies of Isaac of Antioch, Jacob of Serugh and Narsai: Index of Incipits//JSS. 1987. Vol. 32. P. 279-313; Bou Mansour T. L " Eucharistie chez Jacques de Saroug//PdO. 1992. Vol. 17. P. 37-60; idem. La théologie de Jacques de Saroug. Kaslik, 1993-2000. 2 vol.; idem. Die Christologie des Jakob van Sarug// Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br. etc., 2002. Bd. 2/3: Die Kirchen von Jerusalem und Antiochien nach 451 bis 600/Hrsg. Th. Hainthaler. S. 449-499; Papoutsakis M. Formulaic Language in the Metrical Homilies of Jacob of Serugh//VII Symp. Syriacum, 1996. R., 1998. P. 445-451. (OCA; 256); Fiey J. M. Jacques, évêque de Saroug//DHGE. T. 26. Col. 739-740; МсСаггоп R. E. An Epiphany of Mystical Symbols: Jacob of Sarug " s Mêmrê 109 on Abraham and His Types//Hugoye: J. of Syriac Studies. 1998. Vol. 1. N 1 [Электр. ресурс: Kollamparampil T. Salvation in Christ according to Jacob of Serugh. Bangalore, 2001; Kohlbacher M. Die Taufe Kaiser Konstantins und ihr geheimer Held: Anm. zu einem Memra des Jakob von Batnan in Sarug (BHO 1070. 1072 [syr.]/1071 [arab.])// Tamcke M., hrsg. Syriaca. B.; Hamburg; Münster, 2002. S. 29-76; Puthuparampil J. Mariological Thought of Mar Jacob of Serugh (451-521). Kottayam, 2005; Ashbrook S. H. Bride of Blood, Bride of Light: Biblical Women as Images of Church in Jacob of Serug//Malphono w-Rabo d-Malphone: Studies in Honor of S. P. Brock. Piscataway (N. J.), 2008. P. 177-204. Библиогр.: Alwan Kh. Bibliographie générale raisonnée de Jacques de Saroug ( 521)//PdO. 1986. Vol. 13. P. 313-383. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/200347.html

Роспись капеллы Торнабуоми ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции. 1485–1490 гг. Мастер Доменико Гирландайо Паритету религ. и светского начал способствовала философия неоплатонизма, получившая импульсы для своего развития (в т. ч. и в собственно художественной среде) за счет покровительства правящих элит, как во Флоренции (особенно в годы правления Лоренцо Медичи Великолепного, 1469-1492), так и в нек-рых др. центрах (в т. ч. в Мантуе и Ферраре). Благодаря ренессансному неоплатонизму, занятому поисками в античном наследии следов «древнего богословия» (theologia prisca), предвосхищающего христианство, языческая мифология, и без того популярная среди художников как носительница высшего (в сравнении со средневековым) эстетического совершенства, была окончательно реабилитирована. Ученые-гуманисты рассматривали ее как источник насущных философских и поэтических умозрений, окруженных мистическим ореолом. Особую популярность обретает иконография св. Иеронима, известного фундаментальной антично-классической эрудицией. При этом общественные настроения акцентировали то его эрудицию (сцены со св. Иеронимом, погруженным в ученые занятия в своей келье), то религиозность (сцены покаяния св. Иеронима - Rice. 1988). Мертвый Христос. Ок. 1490 г. Худож. Андреа Мантенья (Галерея Брера, Милан) Мертвый Христос. Ок. 1490 г. Худож. Андреа Мантенья (Галерея Брера, Милан) К наглядному синтезу античности с христианством стремился, в частности, Андреа Мантенья. С одной стороны, в его живописи рим. руины предстают в качестве той основы, на к-рой зиждется новая, христ. вера ( Tamassia A. M. Visioni di antichità nell " opere del Mantegna//Atti d. Pontificia Accademia Romana di Archeologia: Rendiconti. Ser. 3. R., 1955/1956. Vol. 28. P. 213-249); с другой - в его «Мертвом Христе» (ок. 1490; Пинакотека Брера, Милан), где фигура Спасителя развернута в резком ракурсе, ступнями к зрителю, достигает апогея традиция драматического «наплыва», рассчитанного на максимальный эмоциональный эффект. Украшая дворцы, новые, неоплатонические аллегории (напр., картина Мантеньи «Минерва, изгоняющая Пороки из сада Добродетелей», 1502; Лувр, Париж) создали собственное культовое пространство, в сюжетно-символическом отношении ортодоксальное (так, сад в аллегории Мантеньи приравнен к христ.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Глава II. Возникновение тринитарной доктрины в доникейский период латинской патристики (150–325 гг.) 1. Тринитарная доктрина Тертуллиана 1.1. Введение Первым представителем латинской патристики, обратившимся к тринитарному вопросу, был выдающийся ранний латинский теолог и апологет – Квинт Септимий Флорент Тертуллиан . Он происходил из языческой патрицианской семьи 774 , проживавшей в столице проконсульской Африки – городе Карфагене. Тертуллиан получил прекрасное образование в области латинской словесности, философии, медицины и особенно права. Кроме латинского языка он хорошо владел греческим, на котором мог не только говорить, но и писать 775 . Получив профессию юриста и адвоката, Тертуллиан какое-то время работал в Риме 776 , а затем ок. 193–195 гг. вернулся в Карфаген. Вскоре в жизни Тертуллиана произошел коренной переворот – в возрасте ок. 30 лет он, в прошлом язычник, враждебно настроенный к христианству, вдруг принял крещение 777 . После обращения Тертуллиан направил всю свою энергию, знания и таланты на защиту христианства. Он написал несколько апологий, адресованных языческой аудитории, а также целый ряд догматико-полемических сочинений, посвященных в основном опровержению гностических и других неортодоксальных учений. Среди этих сочинений выделяется одно, специально посвященное тринитарному вопросу – трактат «Против Праксея» (Adversus Praxean) 778 . Он был написан ок. 213 г. и направлен против некоего Праксея, распространявшего в Риме учение о том, что Бог абсолютно един и что нет реального различия между Отцом и Сыном 779 . Такое учение впоследствии получило название монархианства 780 , поскольку, как заявлял Праксей и его последователи 781 , они придерживались такого представления о Боге, в котором главным было понятие Божественной «монархии» (от греч. μοναρχα, «единое начало», «единая власть»). Поскольку из учения Праксея также следовало, что на кресте пострадал Сам Бог Отец 782 , оно получило еще одно название – патрипассианство (т.е. «учение о страдании Отца») 783 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010