Но тут подошел к нему Иуда и начал говорить: «господин мой! окажи милость, позволь рабу твоему сказать тебе слово, и не прогневайся: твоя власть все равно, что Фараонова. Ты, господин, спрашивал рабов твоих: есть ли у вас отец или брат? Мы сказали, что у нас есть отец в преклонных летах, и младший у него сын, любимый, родившийся ему в старости, который остался один от матери своей, потому что брат его умер. На это ты сказал рабам твоим: приведите его ко мне; я посмотрю на него. Мы отвечали господину нашему, что отроку нельзя оставить отца своего; иначе отцу это будет стоить жизни. Но ты сказал, что если не придет с нами меньшой брат, мы не увидим более лица твоего. Все это, возвратившись домой, мы пересказали отцу своему. И когда он стал посылать нас опять купить немного хлеба: мы отказались идти, если не будет с нами меньшого брата. На это раб твой, отец мой, сказал: вы знаете, что жена моя родила мне своих сыновей. Один пошел от меня; и (так как не возвратился) я заключил, что верно он растерзан; и я не вижу его доныне. Если и этого уведете от глаз моих, и случится с ним беда, то вы сведете меня на старости лет с тоскою в преисподнюю. Теперь, если я возвращусь к твоему рабу, отцу моему, и с нами не будет отрока, с душою которого связана его душа, то он, как только увидит, что отрока нет,– умрет; и рабы твои, таким образом, сведут своего отца, раба твоего, на старости лет с тоскою в преисподнюю. При том, я, твой раб, взял отрока на свою ответственность, сказавши отцу, что если не приведу отрока назад, то лишаюсь навсегда родительского благословения. Итак, позволь мне остаться в рабстве у господина моего вместо отрока; а он пусть возвратится с братьями своими. Иначе, как явлюсь я к отцу моему без отрока? могу ли я видеть бедствие, которое должно постигнуть отца моего?» Иосиф не мог долее удержаться. Он воскликнул: «удалите от меня всех!» И когда все предстоящие поспешно вышли, он громко заплакал, так что вопль его услыхали за дверьми все Египтяне. Он сказал братьям: «я Иосиф! неужели еще жив мой отец?» Но братья его пришли в такое замешательство, что не могли проговорить ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«О сем-то» и вы «радуйтесь, поскорбев теперь немного (если нужно) от различных искушений, дабы испытанная ваша вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и честе и славе в явление Иисуса Христа, которого не видев любите и которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостию неизреченною и преславною, достигая наконец верою спасения душ ваших» ( 1Пет. 1:6–9 ). Сей-то радости прежде всего и более всего желаем вам в жизни, ибо она одна из всех радостей земных неотъемлема, и никакие неизбежные в жизни скорби, лишения и самая смерть не в состоянии лишить её тех, которые всем сердцем любят Господа и всегда готовы служить Ему всеми своими силами душевными и телесными. Господи Боже сил! Призри с высоты святыя Твоея и ниспошли Твоё вседействующее благословение на сии юные леторасли вертограда сего, его же насади десница Твоя! Помяни я, Господи Боже наш, якоже помянул еси святыя Твоя четыредесять мученики, ниспославый им с небесе венцы! Помяни, Боже, и воспитавшия их родители, зане молитвы родителей утверждают основания домов. Помяни, Господи, и тех, которые в продолжение стольких лет заступали для отроковиц сих место родителей и совершили во славу пресвятого имени Твоего дело благое и Тебе благоугодное. О премилосердый Господи! Приими в час сей от нас, недостойных, жертву благодарения, яко кадило благовонное, яко всесожжение тучное. Слава Тебе Богу, благодателю нашему, во веки веков! Аминь. V 94 Един благословенный во веки Господь Бог да благословит вхождение ваше и исхождение ваше, отныне и до века, как благословил некогда ваш вход в этот благодатный дом и как благословляет ныне исход из него! Не довольно ли для вас, возлюбленные, сравнить первый с последним, чтобы ясно видеть чудную силу вседействующего благословения Божия? Припомните, когда лет семь тому назад вы в числе других малых отроковиц с прикреплённою к раменам вашим хартиею, означающею новое ваше звание – воспитанницы 95 , в сопровождении ваших родных робко переступили священный порог сего дома Божия и впервые устремили свои взоры к сему алтарю – что должны были вы тогда чувствовать в сердце своём?.. Не Господь ли Сердцеведец един вполне постигал томление души вашей и дивно успокоивал её, озаряя своим небесным лучом? Быть может, тогда и те, которые привели вас сюда, и те, которые приняли вас здесь на своё попечение, невольно задавали себе вопрос: что убо отроча сие будет ( Лк. 1:66 )? – и, с полною верою, с сердечною преданностию воле Божией осеняя вас родительским благословением, вверяли Господу столь близкое их сердцу и вместе столь нежное и слабое существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О Таинстве Брака I. Православное учение о таинстве брака Брачный союз в Новом Завете возведен на степень великой тайны Божией; именно он есть образ союза Христа с Церковью. Но союз Христа с Церковью исполнен благодати и истины ( Ин. 1:14 ), т. е. есть союз благодатный, истинный; потому и брачный союз должно почитать исполненный благодати, т. е. союз, на который ниспосылается от Бога благодать св. Духа и который, поэтому, есть истинный союз. На этом основании и заключается брачный союз не по одному родительскому только благословению, но с благословения Церкви, чрез поставленных в Церкви пастырей, совершением над брачующимися особого священнодействия, т. е. таинства брака, для преподания им благодати св. Духа. Брак христианский свят и духовен, как свят союз Христа с Церковью. Поэтому апостол и говорит: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр. 13:4 ) и заповедует христианским супругам: воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти нехотения, как язычники, не знающие Бога ( 1Фес. 4:3–5 ). Брак должен быть нерасторжимым: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ), разумеется, самовольно: муж не должен самовольно оставлять жену, а жена – мужа (см. Рим. 7:1–3 ). Единственная достаточная причина для развода – прелюбодеяние; но и в этом случае муж и жена разводятся не иначе, как властью самой Церкви чрез ее законных пастырей, т. е. той властью, которая сочетала их: кто привязал жену мужу или мужа жене, тот только может и развязать их, ибо только апостолам и их преемникам Спаситель дал власть связывать и разрешать людей ( Мф. 18:18 ). Всякий иной развод, помимо Церкви, осуждается словами: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Апостол пишет: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем; если же разведется, то должна остаться безбрачною или примириться с мужем своим и мужу не оставлять жены своей» ( 1Кор. 7:10 – 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Об этом замечательно сказал апостол: Члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечение; и неблагообразные наши более благовидно покрываются ( 1Кор.12:22–24 ). Подражая природе, старания наши содействовали благочестию. В другом месте 150 мы уже говорили об этом подробнее: мы не только скрываем от взоров некоторые части тела, но и то, что мы признаем необходимым скрыть, считаем недостойным называть или говорить об их использовании. 79. И если случайно эти части тела обнажатся, это смутит нашу стыдливость; если же их сознательно откроют – это считается бесстыдством. Поэтому Хам, сын Ноя, осужден за свой смех над наготой отца, а те, кто прикрыли отца, снискали благодать и благословение 151 . В Риме и многих других государствах существовал древний обычай: взрослые сыновья не мылись вместе с отцами или зять с тестем 152 , чтобы не умалить почтительности к родительскому авторитету. Более того, очень многие в бане прикрывают себя насколько возможно, чтобы и там, где тело обнажено полностью, не осталась неприкрытой сокровенная часть. 80 . Также и священники, по старинному обычаю, как мы читаем в Исходе, надевали штаны. Господь сказал Моисею: И сделай им нижнее платье льняное для прикрытия стыда от чресл до голеней, и будет оно на Аароне и на сынах его, когда они входят в скинию свидетельства и когда приступают к жертвеннику Святого для служения, чтобы им не навести на себя греха и не умереть ( Исх.28:42–43 ). Говорят, что некоторые из наших до сих пор сохраняют этот обычай, большинство же, истолковывая его в духовном смысле, считают, что это сказано о хранении скромности и чистоты. 19. 81. Мне было приятно так подробно и долго говорить о скромности, обращаясь к вам, потому что вы понимаете ее благо в самих себе или не знаете ее потери. Скромность присуща всем возрастам, всем лицам, всем временам и всем весям, однако же более всего подобает младым летам 153 . 82. Ведь во всяком возрасте нужно сохранять подобающее ему: твои дела и весь порядок твоей жизни должен соответствовать возрасту.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«…Они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки» Люди изнывали под бременем грехов, неверия, отчаяния, они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки, а у него был дар взять твою душу, соединить ее со своей душой и обе их вознести к престолу Пресвятой Троицы. Поэтому множество архиереев, настоятелей и настоятельниц, священников, высокопоставленных лиц, интеллектуалов, людей состоятельных — цвет страны — непрерывной цепью, неостановимой лавиной друг за дружкой спешили к келье батюшки, чтобы излить там свою душу. Батюшка знал лишь одно: что он должен следовать святому Павлу, как святой Павел последовал Христу, сказавшему: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28.). Отец Арсений следовал Христу, беря на себя бремя мира, потому что он имел на себе печать Христову, начертанную в его душе, ту печать, которая, по свидетельству святого Симеона Нового Богослова, означает — взять на себя грехи других, и считать их своими, и оплакивать их, как если бы они были твоими, отдавая даже душу свою за душу ближнего, — так ты несешь на себе печать Христову. Бог призвал к Себе отца Арсения. Он призвал его к Себе, и сегодня мы задаем себе вопрос: как стало возможно, чтобы столь прекрасный цветок произрос на нашей земле? Как мог родиться и вырасти человек столь мощный? Только милость Божия ведает глубину этой тайны. Мы же знаем только то, что он родился в благословенной семье и у него было семь лет, проведенных в родительском доме. Бог даровал его румынскому народу, чтобы он помог ему постигнуть моменты истины, ибо где истина, там Церковь, и Церковь там, где истина и Православие. Батюшка отошел на небеса, и многие скорбят, но он радуется, ибо исполнилось слово, которое он столько раз повторял: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»( Пс. 41: 2). Высокопреосвященный Феофан, митрополит Молдовы и Буковины Фрагмент из слова на кончину отца Арсения (Папачока) Он обладал чрезвычайным духовным и физическим динамизмом

http://pravoslavie.ru/47941.html

Остановимся здесь на минуту. Кто такие Рехавиты, о которых говорит Пророк? Это одно древнее племя Аравийских пустынь; о нем упоминается еще в книге Бытия, в истории Авраама; Ионадав, один из родоначальников этого племени, жил почти за 900 лет до Рождества Христова. Этого Ионадава все уважали за его строгий образ жизни, а он, желая, чтобы и его потомки сохранили во всей строгости простоту патриархальных нравов, дал им завет – никогда не пить вина и вести кочевой образ жизни. И Рехавиты, как видите, строго соблюдали завет своего родоначальника во времена пророка Иеремии, который жил спустя 300 лет после Ионадава, они соблюдали завет своего праотца, хотя ни закон Божий, ни законы человеческие никому не полагали таких строгих правил, какие положил для своих потомков Ионадав. Теперь слушайте же, что дальше говорит Пророк: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи... жителям Иерусалима: ...сыны Ионадава, сына Рехавова, слушаются завещания отца своего, а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не послушались Меня. Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на Иудею... все то зло, которое Я изрек на них... А дому Рехавитов... так говорит Господь Саваоф: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его, – за то, так говорит Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж предстоящий пред лицем Моим во все дни» ( Иер.35:13–19 ). С тех пор как произнесено это пророчество, до нашего времени протекло почти 2500 лет; уже 1800 лет, как евреи рассеяны по всей земле; многие народы, жившие тогда, исчезли с лица земли; много царств было после того основано и снова разрушено, а слово Божие пребывает вечно неизменным: рехавиты и теперь кочуют в Аравийских пустынях, и теперь не пьют вина и живут в шатрах, строго соблюдая заветы своего праотца. Путешественники, бывавшие в тех странах, свидетельствуют, что число всех рехавитов простирается ныне до 60 000 человек. Вот что значит строго соблюдать завет родительский! Дети! Храните свято заветы ваших родителей! Не рассуждайте много: зачем да почему они завещали вам делать то или другое доброе дело: лишь бы не противоречили их заветы заповедям Божиим, лишь бы не противны были преданиям и заветам нашей общей Матери – Церкви Православной! Ведь они, ваши родители, конечно, всеми силами любящей души своей желали вам всякого добра, когда изрекали вам последнюю волю свою, а уже одно это желание разве не благословенно от Господа? Ведайте, други мои, что желание доброго сердца родительского есть уже молитва в очах Божиих, и если вы с той же любовью будете исполнять заветы родителей, с какой они изрекали их, если свято и ненарушимо будете хранить эти заветы по вере, что в них – и благословение родительское, и их молитва за вас, – тогда Господь в самом исполнении воли родительской откроет для вас средство благоугождать и Ему Самому во спасение ваших душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

— Отец Флавиан! Я не была замужем, и у меня нет детей, — Виктория Самуиловна обратила на батюшку внимательный взгляд своих ясных голубых глаз, — но если бы они были, они бы тоже понесли на себе последствия родовых грехов? — Понесли бы, в том случае, если бы родились до вашего крещения и воцерковления. Собственным обращением ко Христу и присоединением к Его Святой Церкви вы пресекли на себе преемственность передачи греховного «наследства» своих предков и, в случае рождения вами детей, стали бы родоначальником новой династии освящённых благодатью Святого Духа христиан. — Отче! — не удержался я, — а если уже крещёный в детстве человек, но, подобно мне, полжизни провалявшийся в грехах, начнёт жить с Богом и рожать детей, его дети унаследуют ли родительские страсти? — Лёша! Вспомни, что Покаяние называют — вторым Крещением! Господь говорит в Писании через пророка Исайю: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли». Вот видишь — покаяние и изменение жизни в сторону добродетели преображает всё существо человека, подобно Таинству Крещения, и дети, рождённые в «убелённом» состоянии души, соответственно понесут в себе благословение Божье. Те же дети, кому довелось родиться от родителей-грешников, в своём духовном развитии начинают как бы с заниженной «стартовой позиции» по сравнению с детьми родителей благочестивых. Однако, своим личным подвигом они могут не только догнать и опередить других детей в духовном росте, но и достигнуть высот святости, чему немало примеров в Житиях Святых. Особенно, если их родители, обретя веру, начнут поддерживать своих детей усиленной родительской молитвой, которая, как принято говорить у православных, «и со дна морского поднимает».

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Проповеди Собрание проповедей Иоанна (Крестьянкина). Вместо Предисловия « Во имя Отца и Сына и Святаго Духа » — Это слова молитвы, други наши, коими мы впервые в жизни засвидетельствовали веру нашу в купели Святаго Крещения; это слова, с которыми рождается в мир свыше, силою Божией благодати, новый человек — Божий человек. И с тех пор, когда совершилось в нас великое Таинство Крещения водой и Духом, эти слова всю жизнь будут сопровождать нас на нашем жизненном пути, охраняя материнским благословением во младенчестве, укрепляя в юношестве и сопровождая на пути жизни самостоятельной. И трепетная материнская рука осенит крестным знамением повзрослевшее чадо, благословляя на выбор жизненного пути, и дрожащий от волнения материнский голос с чувством произнесет: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», освящая неведомые пути предлежащей ему жизни, семейной ли, монашеской ли. И Церковь вслед за родительским благословением рукой священника преподаст Божие благословение: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — как внешний знак преподания благодати Святаго Духа на избираемый путь жизни, на начинаемое благое дело. Божия благодать — вот та святыня, сила и крепость, что сокрыта в словах этой молитвы и в крестном знамении, сопровождающем ее. Действия всех трех Лиц Пресвятой Троицы вступают в этой молитве в силу. Чему быть благоволил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить нам, верующим, снисходит в ней Дух Святый. И звучит сия молитва и как наше исповедание Бога, и как наша проповедь о вере. И малая молитва невидимо делает большое дело, освящая всякое человеческое начинание, давая ему великую власть стать жертвой Богу, и освящая одновременно и того, кто эту жертву приносит. Не человеческий ум привнес в мир эту молитву. Впервые в основание христианской веры и жизни ее положил Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос, когда, посылая Своих учеников на всемирную проповедь Евангелия, заповедал им: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам… » (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Полезно также прочесть и места из Писания, ссылки на которые можно найти в Библии на полях упомянутого послания. Но так как нашу веру поддерживает и укрепляет усердная молитва, то ей необходимо уделить особое внимание. Те, кто живут в молитвенном единении с Господом, внимают Его обещаниям из Св.Писання, таким как: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф.7:7); или Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Мк. 11:24) — и просят у Господа с упорством, чтобы эти обещания сбылись на них. Он же всегда рад воздать нам, как Отец наш Небесный, о котором Господь Иисус в Св.Евангелии говорит так: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:11). И наши св. Отцы Симеон и Савва имели сильную веру, оставив мирскую славу и отправившись на Святую Гору, чтобы затем из своего Хиландара, с той же верою, возродить сербский народ, служа ему и по сей день перед Господом. Пусть они будут вам, бесплодным супругам, примером и укреплением в вере, дабы исполнилось ваше родительское желание иметь потомство. Молитесь, чтобы они поддержали ваши молитвы своим заступлением перед Престолом Жизнодавца. Просим супругов, которых Господь после того, как они прибегнут к помощи грозди св.Симеона, благословит потомством, известить о том наш монастырь, чтобы объявление об этом событии укрепило веру и других бездетных супругов. Те, кто по Божьему благословению хотели бы иметь потомство, пусть обратятся своими молитвами к св. Симеону Мироточивому, который, оставив свое сербское царство, подвизался на Святой Горе Афон, основал монастырь Хиландар и умер в нем после многих богоугодных трудов, удостоившись от Господа дара чудотворения, — да разрешит он неплодность супругов, с верой прибегающих к нему. Ради этого надобно взять гроздь и часть ветви от виноградной лозы, которая чудесным образом выросла из самой гробницы св. Симеона. В один пакет кладутся три ягоды и один кусочек стебля.

http://isihazm.ru/?id=2085&c_pid=35

Получив родительское благословение, Иаков тайно от своего брата отправился в Месопотамию. Первая ночь застигла его в пустынном месте. Иаков лег на землю, положил под голову камень и заснул под открытым небом. И вот видит он во сне: стоит на земле лестница и верхом своим касается небес. По лестнице восходят и нисходят Ангелы Божии, а наверху ее стоит Сам Господь Бог и говорит: «Я Бог Авраама и Исаака, отца твоего! Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. Потомства же будет у тебя как песку в море, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя во всех путях твоих и возвращу тебя в землю сию; ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню всего, что Я сказал тебе». Иаков проснулся и воскликнул со страхом: «Господь на месте сем, а я не знал того! Здесь дом Божий и врата небесные!» Место сие Иаков назвал Вефилем, что значит: дом Божий, а камень, на котором спал, он поставил памятником, возлил на него елей вместо жертвы, и дал обещание посвятить Богу десятую часть из всего, что успеет впоследствии приобрести. Лестница, виденная Иаковом, прообразовала Божью Матерь, через Которую Сын Божий нисшел на землю. После видения таинственной лестницы Иаков с бодростью продолжал свой путь. Достигнув Месопотамии, он поселился у Лавана и стал пасти его стада. У Лавана были две дочери: старшая – Лия, слабая глазами, младшая – Рахиль, прекрасная собою. Иаков попросил себе руки Рахили и обещался за это служить ему семь лет. Лаван согласился и Иаков в течение семи лет пас его стада. По прошествии сего срока Лаван сделал брачный пир и пригласил к нему всех родственников, живших к Харране. По обычаю тогдашнего времени, невесты во время бракосочетания закрывали лицо свое покрывалом. Когда на другое утро Иаков взглянул на жену свою без покрывала, то увидел, что вместо Рахили ему дали Лию. Он стал упрекать тестя за обман, но Лаван отвечал: «у нас не в обычае выдавать младшую дочь прежде старшей. Если хочешь, я выдам за тебя и Рахиль по прошествии семи дней (брачного пира), только ты должен прослужить у меня еще семь лет». Иаков согласился и через семь дней женился на Рахили. Естественно, что из двух жен своих он любил больше прекрасную Рахиль. Такое предпочтение чрезвычайно огорчало бедную Лию. В утешение горести ее Господь, благословил ее многими детьми. Рахиль же долгое время была бездетна. Наконец, спустя много лет после брака, когда у Иакова было уже десять сыновей, и Рахиль родила ему Иосифа. § 17. Возвращение Иакова в землю Ханаанскую

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010